Рабочая программа по изобразительному искусству. 2 класс. Школа 2100
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) на тему
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству во 2 классе составлена в соответствии с документами:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 №273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст.28.
2. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ/ Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373
3. Авторская программа «Изобразительное искусство» О.А. Куревиной, Е.Д. Ковалевской (Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа/ Под научной редакцией Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, доп. – М.:Баласс, 2011).
4. Учебный план МБОУ Нечкинской СОШ 2014-2015 учебный год.
5. Положение о рабочей программе в МБОУ Нечкинской СОШ
В соответствии с базисным учебным планом курс «Изобразительное искусство» изучается во 2 классе по 1 часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет 34 часа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_izo_2014-2015.doc | 320 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству во 2 классе составлена в соответствии с документами:
1. Федеральный Закон от 29.12.2012 №273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» ст.28.
2. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ/ Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от « 6 » октября 2009 г. № 373
3. Авторская программа «Изобразительное искусство» О.А. Куревиной, Е.Д. Ковалевской (Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа/ Под научной редакцией Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, доп. – М.:Баласс, 2011).
4. Учебный план МБОУ Нечкинской СОШ 2014-2015 учебный год.
5. Положение о рабочей программе в МБОУ Нечкинской СОШ
В соответствии с базисным учебным планом курс «Изобразительное искусство» изучается во 2 классе по 1 часу в неделю. Общий объём учебного времени составляет 34 часа
Требования государственного стандарта, предъявляемые к предмету
Изобразительное искусство:
- сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
- сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
- овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
- овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).
Основные цели курса
1. Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания.
2. Воспитание в детях эстетического чувства.
3. Получение учащимися первоначальных знаний о пластических искусствах в искусствоведческом аспекте.
4. Развитие умения воспринимать и анализировать содержание различных произведений искусства.
5. Развитие воображения и зрительной памяти.
6. Освоение элементарной художественной грамотности и основных приёмов изобразительной деятельности.
7. Воспитание в учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах.
8. Развитие и практическое применение полученных знаний и умений (ключевых компетенций) в проектной деятельности.
Основные задачи курса В соответствии с поставленными целями в курсе решаются следующие задачи:
1. Расширение художественно-эстетического кругозора (начальные темы каждого учебника, посвящённые знакомству с видами и задачами изобразительного искусства, его классификацией);
2. Воспитание зрительской культуры, умения увидеть художественное и эстетическое своеобразие произведений искусства и грамотно рассказать об этом на языке изобразительного искусства (рубрики «Учимся видеть» и «Изучаем работу мастера»);
3. Приобщение к достижениям мировой художественной культуры (темы, относящиеся к истории искусства);
4. Освоение изобразительных приёмов с использованием различных материалов и инструментов, в том числе экспериментирование и работа в смешанной технике (рубрика «Твоя мастерская»);
5. Создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики, пластики (рубрика «Наши проекты»);
6. Освоение простейших технологий дизайна и оформительского искусства (выполнение некоторых заданий из рубрики «Наши проекты»);
7. Знакомство с законами сценографии и оформительства, разработка сценического образа (рубрика «Наши проекты», подготовка театральных постановок).
Общая характеристика учебного предмета
Воспитание культуры личности, формирование интереса к искусству как части общечеловеческой культуры, средству познания мира и самопознания, формирование эмоционального и осознанного отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса изобразительного искусства.
Благодаря развитию современных информационных технологий современные школьники по сравнению с детьми пятнадцати- двадцатилетней давности гораздо больше информированы, рациональнее и логичнее мыслят, но в то же время у многих из них существуют проблемы с эмоционально-образным мышлением и восприятием красоты мира.
Перед педагогом встаёт трудная задача построить урок таким образом, чтобы, с одной стороны, научить детей эмоционально воспринимать произведения искусства, уметь выражать свои чувства, а с другой – обеспечить усвоение необходимых знаний и умений.
В учебниках реализуется деятельностно-практический подход к обучению, направленный на формирование как общеучебных, так и специальных предметных умений и навыков. В курсе осуществляются межпредметные связи изобразительного искусства с технологией, литературой, театром, музыкой, окружающим миром, информатикой, развитием речи.
Для облегчения восприятия материала во всех учебниках курса используется единая система условных обозначений и текстовых выделений. Важной методической составляющей курса для обучения навыкам работы различными материалами в разных техниках являются материалы под рубрикой «Твоя мастерская» и технологические памятки, находящиеся в конце каждого учебника. Для того чтобы сформировать у учащихся умение видеть и понимать суть работы художника, в рубрике «Учимся видеть» даётся алгоритм анализа художественного произведения, который расширяется по мере усвоения нового материала. В начале каждого учебника помещены основные понятия, которые были изучены в предыдущих классах.
В каждом учебнике даётся блок (информация и практическая работа), связанный с историей искусства от древнейших времён (1-й кл.), через Древний Египет (2-й кл.), эпоху Средневековья (3-й кл.), к современности (4-й кл.).
Материал по знакомству с духовными и эстетическими основами русской культуры составляет доминанту всего курса и может быть алгоритмом для знакомства с культурой других регионов.
Расширение стандарта в 3-м и 4-м классах связано с театральными коллективными проектами. Пьесы для постановки выбраны с учётом возрастных особенностей детей на основе школьной программы соответствующего класса. При создании кукольных спектаклей используются все полученные детьми знания и умения, реализуется их творческий потенциал, отрабатываются крайне важные в этом возрасте навыки работы в команде.
Содержание учебного предмета
2-й класс (34 ч)
Занятие 1 (1 ч), стр. 4–7 учебника. Получение представления о видах изобразительной деятельности: архитектуре и её задачах (польза, прочность, красота), скульптуре и её видах (круглая скульптура, рельеф), живописи, графике. Выполнение заданий в учебнике.
Занятие 2 (1 ч), стр. 8–9 учебника, стр. 2–3 рабочей тетради. Работа цветными карандашами. Продолжение изучения свойств тёплых и холодных цветов и их взаимодействия.
Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в процессе изучения нового материала в рабочей тетради и в учебнике.
Занятия 3–4 (2 ч), стр. 10–11 учебника, стр. 4–5 рабочей тетради. Продолжение изучения техники аппликации на примере работ
А. Матисса. Понятие о силуэте.
Тёплые и холодные цвета. Изучение их некоторых свойств. Выполнение заданий на закрепление изученного материала в рабочей тетради. Коллективная работа «Цветочный луг».
Занятия 5–6 (2 ч), стр. 12–13 и 46–47 учебника, стр. 6–9 рабочей тетради. Музей и картинной галерея. Изучение истории Третьяковской галереи.
Выполнение в рабочей тетради и в учебнике заданий на закрепление полученных знаний.
Значение рамы при экспонировании живописного произведения. Выполнение рамки для фотографии. Коллективная композиция «Портрет класса».
Занятия 7–9 (3 ч), стр. 14–17 учебника, стр. 10–13 рабочей тетради. Понятие об иллюстрации к литературному произведению. Изучение иллюстраций В. Лебедева к книжке «Охота». Значение набросков. Рисование животных (стр. 10–11 рабочей тетради).
Понятие о композиции иллюстрации и эскизам к ней. Выполнение заданий на понимание изученного материала в учебнике.
Выполнение иллюстрации и к любой басне И.А. Крылова (стр. 12–13 рабочей тетради).
Занятия 10–11 (2 ч), стр. 18–19 учебника, стр. 14–15 рабочей тетради. Получение представления об авторском рисунке и технике гравюры (печатная форма, отпечаток, оттиск, фактура). Выполнение в процессе изучения нового материала заданий на закрепление полученных знаний в учебнике.
Работа с чёрным и белым цветами. Выполнение графической иллюстрации, имитирующей технику гравюры.
Оформление работ и организация в классе коллективной выставки «Мир басен Крылова» с использованием работ, выполненных на этом и прошлом занятиях (цвет и чёрно-белая графика).
Занятие 12 (1 ч), стр. 20–21 учебника, стр. 18–19 рабочей тетради. Занятие для любознательных (самостоятельное изучение темы). Изучение техники лубка и его изобразительных средств. Выполнение в процессе изучения материала заданий в учебнике и лубочного рисунка в альбоме.
Занятия 13–14 (2 ч), стр. 22–23 учебника, стр. 16–17 рабочей тетради. Рисунок простым карандашом. Понятие о светотени. Передача объёма куба с помощью штриховки.
Выполнение в процессе изучения нового материала заданий на закрепление полученных знаний в учебнике и в рабочей тетради.
Расширение понятий об источнике света, форме, светотени (свет, тень, полутень, падающая тень).
Занятия 15–16 (2 ч), стр. 24–25, 48–49 и 60–61 учебника, стр. 24–27 рабочей тетради. Продолжение изучения жанра натюрморта. Понятие об учебной и творческой задачах. Развитие умения рассказывать о живописных работах на языке искусства с использованием изученных ранее терминов и понятий (стр. 48–49 учебника).
Рисование предметов простым карандашом с натуры. Работа с рамкой-видоискателем (стр. 60 учебника). Выполнение заданий в учебнике (стр. 24–25) и в рабочей тетради (стр. 18–19).
Занятия 17–18 (2 ч), стр. 26–27 и 61 учебника, стр. 20–21 рабочей тетради. Значение натурных зарисовок. Выполнение задания на закрепление полученных знаний в учебнике. Отработка техники работы гуашевыми красками. Передача фактуры шерсти животного.
Выполнение композиции «Мой пушистый друг» (стр. 20–21 рабочей тетради). Оформление работ и организация в классе коллективной выставки «Мой пушистый друг»
Занятия 19–21 (3 ч), стр. 28–31 учебника и стр. 32–35 рабочей тетради. Продолжение изучения орнамента. Понятие о растительном орнаменте (элемент, группа элементов орнамента, ритм, ком- позиция). Выполнение в процессе изучения нового материала заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 28–29) и в рабочей тетради (стр. 32–33).
Изучение простейших видов композиции орнамента. Влияние формы предмета на композицию орнамента. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в учебнике (стр. 30–31) и в рабочей тетради (стр. 34–35). Коллективное панно «Лоскутное одеяло» (стр. 34–35 рабочей тетради).
Занятия 22–23 (2 ч), стр. 32–33 учебника, стр. 26–29 рабочей тетради. Народные промыслы России. Городецкая роспись.
Выполнение в процессе изучения материала заданий на закрепление полученных знаний в рабочей тетради (стр. 26–27) и в учебнике. Выполнение задания «Расписная тарелка».
Занятия 24–26 (2–3 ч), стр. 34–37 и 52–53 учебника, стр. 36–37 и 42–43 рабочей тетради. Углубление понятия о пейзаже. Изучение пейзажей А. Саврасова и В. Борисова-Мусатова. Демонстрация пейзажей под подходящую музыку. Развитие умения рассказывать о живописных работах на языке искусства с использованием изученных ранее терминов и понятий (стр. 52–53 учебника). Дальнейшее изучение основных свойств и овладение простыми приёмами работы акварельными красками. Выполнение заданий на закрепление полученных знаний в рабочей тетради (стр. 36–37) и в учебнике (стр. 34–36).
Изучение основных этапов работы над пейзажем в технике акварели. Выполнение пейзажа «Весна пришла» (стр. 42–43 рабочей тетради).
Занятие 27 (1 ч), стр. 38–39 и 50– 51 учебника. Понятие о колорите. Тёплый, холодный и тональный колорит. Выполнение в процессе изучения нового материала заданий в учебнике. Желательно проводить урок с соответствующим музыкальным сопровождением. Можно поставить в классе букет цветов и предложить детям передать акварельными красками с натуры колорит этого букета. По желанию детей можно факультативно (в группах продлённого дня или дома с родителями) написать с натуры небольшой букет цветов в выбранном ребёнком колорите.
Занятие 28 (1 ч), стр. 38–39 и 54–55 учебника. Продолжение изучения бытовой живописи на примере работ И. Владимирова и З. Серебряковой. Составление рассказа по картине Ф. Решетникова. Развитие умения рассказывать о живописных работах на языке искусства с использованием изученных ранее терминов и понятий.
По желанию детей можно в течение урока предложить учащимся нарисовать сюжетную картинку о каком-то происшествии или событии в классе или в семье. Это задание также может быть выполнено в группах продлённого дня или дома.
Занятия 29–30 (2 ч), стр. 42–43 и 56–57 учебника, стр. 46–47 рабочей тетради. Получение представления об искусстве Древнего Египта. Выполнение в процессе изучения нового материала соответствующих заданий в рабочей тетради и в учебнике. Рисование фигуры человека в стиле древнеегипетского рельефа (стр. 46–47 рабочей тетради).
Коллективная работа «Египетские письмена».
Занятия 31–34 (4 ч). По желанию детей можно факультативно (в группах продлённого дня или дома с родителями) выполнить задания (открытки или панно) к праздникам, данные на стр. 22–25, 30–31, 38–39 рабочей тетради.
Система оценки достижения планируемых результатов
Оценка усвоения знаний и умений осуществляется через постоянное повторение важнейших понятий, законов и правил. На этапе актуализации знаний перед началом изучения нового материала мы предлагаем учителю проводить блицопрос важнейших понятий курса и их взаимосвязей, которые необходимо вспомнить для правильного понимания новой темы.
Преимущество такой проверки состоит в том, что учитель оказывается постоянно в курсе тех знаний, которыми обладают дети. В том случае, когда никто из учащихся не может дать ответ на вопрос, они под руководством учителя обращаются к словарю. Это лишний раз учит работе с ним и показывает, как поступать человеку, если он хочет что-либо узнать.
Задания в учебнике и рабочей тетради включают, в соответствии с принципом минимакса, не только обязательный минимум (требования программы), который должны усвоить все ученики, но и максимум, который могут усвоить школьники.
Таким образом, каждый ученик должен усвоить каждую тему, выполнив определённый объём заданий в учебнике и рабочей тетради. Положительные оценки и отметки за задания самостоятельных работ являются своеобразным зачётом по изученной теме. Каждая тема у каждого ученика должна быть зачтена, однако срок получения зачета не должен быть жёстко ограничен (например, ученики должны сдать все темы до конца четверти). Это учит их планированию своих действий. Но видеть результаты своей работы учащиеся должны постоянно. Важно, чтобы после изучения каждой темы у каждого ученика оставались выполненные в рабочей тетради или на отдельных листах работы. Желательно, чтобы в рабочей тетради к концу учебного года не осталось пустых мест (образцы, выполненные красками, нужно вклеивать в тетрадь после полного высыхания).
В особую папку помещаются оригиналы или копии (бумажные, цифровые) выполненных учеником творческих заданий, содержащие не только отметку (балл), но и оценку (словесную характеристику его успехов и советов по улучшению, устранению возможных недостатков).
Накопление этих отметок и оценок показывает результаты продвижения в усвоении новых знаний и умений каждым учеником, развитие его умений действовать
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе и материальном мире в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного художественно-эстетического, эколого-технологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства, отражение в художественных произведениях, предметах декоративно-прикладного искусства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру, самосовершенствованию и самореализации, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие, стремление помочь ближнему, как проявление высшей человеческой способности – любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность художественно-культурных, этнических традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, потребности творческой самореализации, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Предметные результаты:
а) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
б) ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;
в) ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;
в) первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;
г) получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты освоения курса обеспечиваются познавательными и коммуникативными учебными действиями, а также межпредметными связями с технологией, музыкой, литературой, историей и даже с математикой.
Поскольку художественно-творческая изобразительная деятельность неразрывно связана с эстетическим видением действительности, на занятиях курса детьми изучается общеэстетический контекст. Это довольно широкий спектр понятий, усвоение которых поможет учащимся осознанно включиться в творческий процесс.
Кроме этого, метапредметными результатами изучения курса
«Изобразительное искусство» является формирование перечисленных ниже универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД
• Проговаривать последовательность действий на уроке.
• Учиться работать по предложенному учителем плану.
• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
• Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД
• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
• Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
• Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
2-й класс
1. Овладевать языком изобразительного искусства:
• иметь представление о видах изобразительного искусства (архитектура, скульптура, живопись, графика);
• понимать и уметь объяснять, что такое круглая скульптура, рельеф, силуэт, музей, картинная галерея, эскиз, набросок, фактура, штриховка, светотень, источник света, растительный орнамент, элемент орнамента, ритм, колорит;
• знать свойства цветов спектра (взаимодействие тёплых и холодных цветов);
• знать и уметь объяснять, что такое растительный орнамент;
• уметь описывать живописные произведения с использованием уже изученных понятий.
2. Эмоционально воспринимать и оценивать произведения искусства:
• учиться чувствовать образный характер различных произведений искусства, замечать и понимать, для чего и каким образом художники передают своё отношение к изображённому на картине;
• учиться воспринимать эмоциональное звучание тёплых или холодных цветов и колорита картины.
3. Различать и знать, в чём особенности различных видов изобразительной деятельности. Дальнейшее овладение навыками:
• рисования цветными карандашами;
• рисования простым карандашом (передача объёма предмета с помощью светотени);
• аппликации;
• гравюры;
• построения растительного орнамента с использованием раз- личных видов его композиции;
• различных приёмов работы акварельными красками;
• работы гуашевыми красками.
4. Углублять понятие о некоторых видах изобразительного искусства:
• живопись (натюрморт, пейзаж, бытовая живопись);
• графика (иллюстрация);
• народные промыслы (городецкая роспись).
5. Изучать произведения признанных мастеров изобразительного искусства и уметь рассказывать об их особенностях (Третьяковская галерея).
6. Иметь представление об искусстве Древнего Египта.
Порядок выполнения коллективной работы
1. Перед началом работы учитель обсуждает с учащимися общий план работы, размеры, цветовое решение и способ изготовления композиции. Принимается решение, какую часть работы будет выполнять каждый ученик.
2. Ребёнок самостоятельно рисует и вырезает одну из деталей общей композиции.
3. Учитель заранее подготавливает фон, чтобы не тратить на это время урока.
4. На уроке ученики раскладывают детали на листе и под руководством учителя ищут удачную композицию. Когда композиция найдена, все её фрагменты приклеиваются к листу.
5. Готовая работа обсуждается (вспоминаем первоначальный замысел проекта и решаем, удалось ли его реализовать).
Учебная программа
№№ | Дата | Тема | Тип урока | Элементы содержания | Планируемый результат | Универсальные учебные действия | Стр. уч. |
1 | Виды изобрази- тельной деятельности: архитектура, графика, скульптура, живопись,
| Комбинированный | Знакомство с основными видами изобразительной деятельности: архитектура, скульптура, графика, живопись. Развитие интереса к изучению предмета. | Иметь представление о видах изобразительной деятельности и их особенностях. | Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, поиск средства её осуществления. | стр. 4–7 | |
2 | Рисуем цветными карандашами. Развиваем наблюдательность: взаимодействие цветов | Комбинированный | Развитие у детей умение наблюдать и видеть красоту окружающего мира. Закрепление приобретённых на предыдущих занятиях навыков по работе с карандашами. Обучение умению планировать и анализировать предстоящую работу. | Знать, что такое цвет, холодные и теплые цвета, особенности передачи холодного и теплого цвета. Уметь раскрашивать бабочку с помощью карандашей, смешивая основные цвета для получения промежуточных. | Определять причины успеха в учебной деятельности. Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Адекватно воспринимать оценку своей работы учителем. | стр. 8–9 | |
3 | Аппликация | УОНМ[1] | Углубление представлений о технике аппликации и её особенностях. Анализ выполненных в этой технике работ А. Матисса и их эмоционального воздействия на зрителя. Повторение понятия симметрия на основе жизненных впечатлений, способа определения симметричности фигур, способа нахождения оси симметрии. | Знать, что такое симметрия. Уметь высказывать оценочные суждения при восприятии произведений изобразительного искусства, уметь переносить рисунок по клеточкам, передавать в рисунке форму бабочки и пропорции частей, анализировать изображения бабочек (схожие и различные черты) | Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнерами. Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. | стр. 10–11 | |
4 | Аппликация. Коллективное панно: «Цветочный луг» | УРУиН | Закрепление понятия симметрия. Обучение приемам определения смыслового центра расположения объектов на коллективной работе, умению размещать готовой композиции на однотонном фоне. Развитие творческих способностей учащихся. | Знать основные правила выполнения коллективной работы. Уметь использовать в изготовлении элементов панно тёплые и холодные цвета, использовать различные приемы вырезания ножницами, украшать бабочку аппликацией или росписью. | Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Сотрудничать с учителем и сверстниками в разных ситуациях. Уметь не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций | стр. 10–11 | |
5 | Музей искусств. Третьяковская галерея. | Урок - виртуальная экскурсия | Знакомство с историей возникновения Третьяковской галереи, значением музеев для сохранения культурного наследия отечественных и зарубежных мастеров изобразительного искусства. Расширение знаний учащихся о жанрах изобразительного искусства. | Знать об истории создания Третьяковской галереи. Уметь различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство). | Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Находить несколько источников информации, пользоваться словарями и справочниками на электронных носителях | стр. 12–13 | |
6 | Обрамление картины | УРУиН | Обучение способам ровного сгибания картонной заготовки, изготовлению рамки по схеме, ее украшению и росписи с помощью акварельных и гуашевых красок. Развитие творческих способностей учащихся. | Знать назначение рамки для произведения искусства. Уметь реализовывать творческий замысел на основе жанровых закономерностей, изготавливать рамку для фотографии. | Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. | стр. 12–15 | |
7 | Изучаем работу мастера. Иллюстрация. Композиция ил- люстрации. | УОНМ | Обучение анализу произведения изобразительного искусства на примере иллюстраций В. Лебедева к книжке «Охота». Совершенствование умений иллюстрировать прочитанное произведение. Знакомство с понятиями эскиз, набросок. Развитие наблюдательности. | Иметь представление о книжной иллюстрации и о значении различных деталей при выполнении иллюстраций. Уметь объяснять, что такое композиция иллюстрации, что такое эскиз к ней. Знать, что такое выразительные средства графики. | Владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Адекватно воспринимать оценку своей работы. | стр. 16–17 | |
8 | Иллюстрация. Эскиз к композиции. | УРУиН | Подготовка к рисованию иллюстрации к басне И.А.Крылова «Ворона и Лисица». Обучение изображению животных: передаче характерных черт в деталях. Совершенствование умений рисовать ворсом кисти и ее концом, умения смешивать краски. | Знать, что такое композиция. Уметь высказывать оценочные суждения при восприятии произведений изобразительного искусства. Уметь выполнять предварительный набросок в карандаше. | Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Осуществлять самостоятельный поиск решения различных изобразительных задач. | стр. 16–17 | |
9 | Иллюстрация. Развиваем наблюдательность: наброски. | УРУиН | Знакомство с понятием анималистический пейзаж. Упражнение в технике рисования простым карандашом, раскрашивания акварелью, гуашью. Совершенствовать умения прорисовывать мелкие детали. Развитие умения выполнять иллюстрацию к прочитанному произведению. | Уметь определять характерные детали животного и рисовать его по представлению или с использованием набросков, выполнять наброски по своим замыслам с соблюдением пропорций предметов, определять место расположения персонажей на иллюстрации. | Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). Адекватно воспринимать оценку своей работы учителем. | стр. 18–19 | |
10 | Гравюра. Фактура. Из истории гравюры. | УОНМ | Знакомств учащихся с видом изобразительной деятельности – графикой. Обучение анализу произведения изобразительного искусства на примере иллюстраций к басне И.А. Крылова «Волк и Ягненок». Развитие умений сопоставлять характер персонажей и характер линий, которыми их можно изобразить. | Знать значение понятий графика, гравюра, фактура, иносказание; содержание басни И.А. Крылова «Волк и Ягненок». Иметь представление о гравюре и о технике выполнения ксилографии. Уметь самостоятельно создавать черно-белую композицию на основе прочитанных (прослушанных) басен | Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Участвовать в обсуждении учебной задачи. Выявлять аналогии и использовать их при выполнении заданий. | стр. 20–21 | |
11 | Гравюра. Фактура. Из истории гравюры. | УРУиН | Продолжение знакомства с особенностями графики, построения композиции, использованием контраста, сочетанием черного и белого, с различными видами штриховки. Организация коллективной выставки иллюстраций к басням И.А. Крылова. | Уметь с помощью учителя проводить анализ задания с опорой на схему, соблюдать точность, аккуратность выполнения работы. Реализовывать творческий замысел в создании художественного образа, выполнять графическую иллюстрацию, похожую на гравюру. | Активное использование речевых, музыкальных, знаково-символических средств, информационных и коммуникационных технологий в решении творческих коммуникативных и познавательных задач. Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу. | стр. 20–21 | |
12 | Для любознательных. Русский лубок и его выразительные средства. | УОНМ | Знакомство с видом изобразительно искусства – лубок, с историей появления раскрашенной народной гравюры, художественными средствами лубка. | Иметь представление о технологии изготовления лубка. Уметь выполнять рисунок по собственному замыслу, стилизованный по лубок. | Умение участвовать в диалоге при обсуждении плана выполнения учебного задания. Адекватно воспринимать оценку своей работы учителем. | стр. 22–23 | |
13 | Рисунок. Штриховка. | УОНМ | Знакомство с видами штриховки с закономерностями света и тени (полутень, блики). Обучение приемам передачи объема с помощью штриховки. Совершенствование умения анализировать репродукции (натюрморты) на предмет передачи объема, изображения света, тени, полутени, бликов. | Знать особенности передачи светотени, виды материалов, их свойства и названия, виды и насыщенность штриховки, способа передачи объема с помощью штриховки. Уметь самостоятельно организовывать рабочее место в соответствии с особенностями используемого материала. | Владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям. Адекватно воспринимать оценку своей работы учителем. | стр. 24-25 | |
14 | Рисунок. Штриховка. | УРУиН | Обогащение опыта восприятия произведений изобразительного искусства. Совершенствование умений передавать объем с помощью штриховки, выполнять штриховку в разных направлениях и различной насыщенности. Обучение выполнению изображения геометрических тел. | Уметь реализовывать творческий замысел в создании художественного образа. Называть плоские и объемные предметы, находящиеся рядом, передавать объем с помощью штриховки, наносить штриховку карандашом с небольшим нажимом. | Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Участвовать в обсуждении учебной задачи. | стр. 24-25 | |
15 | Натюрморт. Твоя мастерская: рисование с натуры. | Комбинированный | Знакомство с художественно-изобразительным жанром – натюрмортом. Содействие формированию эстетического отношения к действительности. Развитие графических навыков и умений передавать красоту реальной формы предметов. Совершенствование умения выполнять рисунок с натуры, используя графические навыки работы с акварелью, гуашью, восковыми мелками. | Знать значение понятий: эскиз, натюрморт. Уметь находить желаемую композицию и удачное расположение предметов на картине через рамку с прямоугольным вырезом, намечать границы всей композиции и контуры отдельных предметов, наносить разные виды штриховки, реализовывать творческий замысел в создании художественного образа. | Уметь оценивать собственную успешность в выполнения заданий. Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи. Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Участвовать в обсуждении учебной задачи. | стр. 27 | |
16 | Резервный урок | ||||||
17 | Натюрморт. Твоя мастерская: рисование с натуры. | Комбинированный | Углубление знаний о жанре натюрморта. Развитие графических навыков и умений передавать красоту реальной формы предметов. Совершенствование умения выполнять рисунок с натуры, используя графические навыки работы с акварелью, гуашью, восковыми мелками. | Иметь понятие об учебной и творческой задачах, стоящих перед художником. Уметь рисовать с натуры несложный натюрморт, стараясь передать светотень на предметах, передавать эмоциональные состояния, используя разные оттенки цвета. | Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, поиск средства её осуществления. Владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей. | стр. 27-28 | |
18 | Братья наши меньшие. Твоя мастерская. Развиваем наблюдательность: рисуем домашнего любимца | УОНМ | Знакомство с художественно-изобразительным жанром – анималистический портрет. Обучение анализу произведения изобразительного искусства на примере натурных рисунков В. Ватагина и А. Дюрера. Выполнение эскиза композиции, тонирование листа для фона, рисунка животного по схеме. | Понимать важность зарисовок с натуры. Уметь выполнять несколько подготовительных зарисовок своего любимца с натуры, планировать последовательность выполнения рисунка. Уметь высказывать оценочные суждения при восприятии произведений изобразительного искусства. | Воспринимать учебное задание, выбирать последовательность действий, оценивать ход и результат выполнения. Строить логические рассуждения, проводить аналогии, использовать обобщенные способы и осваивать новые приёмы действий. Различать способ и результат действия. | стр. 28-29 | |
19 | Братья наши меньшие. Твоя мастерская. Развиваем наблюдательность: рисуем домашнего любимца | УРУиН | Расширение знаний учащихся о художниках-анималистах. Формирование умений учащихся изображать домашних животных. | Уметь продумывать композицию своей работы и реализовывать творческий замысел в создании художественного образа. | Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Адекватно воспринимать оценку своей работы учителем. | стр. 30–31 | |
20 | Растительный орнамент. Как получаются разные орнаменты? | УОНМ | Расширение представление об искусстве орнамента. Развитие умений передавать настроение через цветовые сочетания. Развитие умений сопоставлять элементы растительного орнамента с частями реальных растений. Упражнение в прорисовке элементов растительного орнамента. Развитие творческих способностей учащихся. Обогащение опыта восприятия произведений изобразительного искусства. | Знать, что такое элемент орнамента. Иметь понятие о растительном орнаменте. Уметь создавать элементы растительного орнамента из реальных растений, моделировать различные растительные и геометрические орнаменты с использованием одного элемента в разных сочетаниях и положениях, различать простые типы композиции орнамента и уметь их создавать | Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, поиск средства её осуществления. Владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей. Предлагать разные способы выполнения заданий. Осуществлять анализ изучаемых объектов. | стр. 32–33 | |
21 | Растительный орнамент. Как получаются разные орнаменты? | УРУиН | Продолжение знакомства учащихся с основными видами орнамента, его символами и принципами композиционного построения. Совершенствование умений анализировать элементы орнамента. Упражнение в прорисовке элементов растительного орнамента. Углубление, систематизация знаний о декоративном искусстве. | Знать значение понятий: орнамент, ритм, узор, геометрический орнамент, растительный орнамент. Уметь работать цветными карандашами, простым карандашом, акварелью, фломастерами, акварелью, создавать элементы орнамента на основе любого растения. | Активное использование речевых, знаково-символических средств, информационных и коммуникационных технологий в решении творческих коммуникативных и познавательных задач. Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). | стр. 32–33 | |
22 | Растительный орнамент. Как получаются разные орнаменты? | Комбинированный | Продолжение знакомства с различными видами орнаментов. Развитие умений составлять растительный или геометрический орнамент по собственному замыслу. Формирование умения находить гармоничное сочетание цветовых тонов в узоре/орнаменте. | Уметь называть виды композиции орнамента. Рисовать растительный орнамент в подходящем цвете, в определенной ритмической последовательности, выполнять коллективную работу «Лоскутное одеяло». | Предлагать разные способы выполнения заданий. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Адекватно воспринимать оценку своей работы учителем. Различать способ и результат действия. | стр. 34–35 | |
23 | Проекты « Праздничная открытка » | Комбинированный | Развитие творческих способностей учащихся. Совершенствование умений создавать рисунок/открытку по собственному замыслу. | Уметь выполнять своими руками подарки родным и близким к праздникам. | Планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Мыслить оригинально и самостоятельно решать творческие задачи. | ||
24 | Проекты «Праздничная открытка» | Комбинированный | Развитие творческих способностей учащихся. Совершенствование умений создавать рисунок/открытку по собственному замыслу. | Уметь продумывать композицию своей работы и реализовывать творческий замысел | Мыслить оригинально и самостоятельно решать творческие задачи. Уметь оценивать собственную успешность в выполнения заданий. | ||
25 | Народные промыслы России. Городецкая роспись. | УОНМ | Углубление знаний о декоративно-прикладном искусстве, народных промыслах России. Ознакомление с характером городецкой росписи (колорит, составные элементы). Развитие умений создавать композицию, гармонично располагать детали на заданной площади. Обучение рисованию некоторых элементов городецкой росписи. Развитие творческих способностей. | Знать, что такое народные промыслы, известные центры народных художественных ремесел России. Уметь отличать особенности городецкой росписи, выполнять элементы городецкой росписи, создавать из элементов городецкой росписи композицию, смешивать краски на палитре, рисовать городецкий цветок – купавку, городецкого петушка. | Владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей. Уметь оценивать собственную успешность в выполнения заданий. Предлагать разные способы выполнения заданий. Осуществлять анализ изучаемых объектов | стр. 36–37 | |
26 | Народные промыслы России. Городецкая роспись. | УРУиН | Продолжение изучения особенностей городецкой росписи. Обогащение опыта восприятия произведений изобразительного искусства. Совершенствование навыков росписи, характерной для городецкого народного промысла (элементы, цветовая гамма) | Уметь выполнять роспись тарелки в стиле городецких мастеров, самостоятельно составлять законченную композицию, выбирать для нее элементы, характерные для городецкой росписи, рисовать элементы с помощью кисти и ватных палочек. | Активное использование речевых, знаково-символических средств, информационных и коммуникационных технологий в решении творческих коммуникативных и познавательных задач. Осуществлять анализ объектов. Различать способ и результат действия. | стр. 36–37 | |
27 | Весенние впечатления. Твоя мастерская: работаем акварелью, рисуем пейзаж. | УОНМ | Расширение понятие о пейзаже. Изучение пейзажей А. Саврасова и В. Борисова-Мусатова. Продолжение овладения техники акварелью (заливка и набрызг). Обогащение опыта восприятия произведений изобразительного искусства | Уметь высказывать оценочные суждения при восприятии произведений изобразительного искусства, работать акварельными красками с применение различных изученных приемов, создавать набросок будущего пейзажа. | Владеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей. Предлагать разные способы выполнения заданий. Различать способ и результат действия. | стр. 38–39 | |
28 | Весенние впечатления. Твоя мастерская: работаем акварелью, рисуем пейзаж. | Комбинированный | Обучение анализу произведения изобразительного искусства на примере работ В. Борисова-Мусатова, А.Саврасова, И.Шишкина, А.Рылова и др. Углубление знаний учащихся о жанре изобразительного искусства – пейзаже. | Знать значение понятий: пейзаж, композиция, перспектива, цветовая палитра. Уметь анализировать произведение изобразительного искусства с опорой на вопросы учителя, работать акварельными красками. | Активное использование речевых, музыкальных, знаково-символических средств, информационных и коммуникационных технологий в решении творческих коммуникативных и познавательных задач | стр.40–41 | |
29 | Весенние впечатления. Твоя мастерская: работаем акварелью, рисуем пейзаж. | УРУиН | Развитие умений тонировать бумагу акварельными красками. Совершенствование умений использовать в работе приемы «набрызг», «по-сырому», «размывка» | Знать свойства акварельных красок. Уметь смешивать краски на палитре, наносить краску широкой кистью для густого фона, прорисовывать мелкие детали. | Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, поиск средства её осуществления. Адекватно воспринимать оценку своей работы учителем. | стр. 42–43 | |
30 | Колорит – душа живописи. | УОНМ | Обучение анализу произведения изобразительного искусства на примере работ П. Кузнецова и М. Волошина. Закрепление знаний учащихся о различных жанрах изобразительного искусства. Упражнение в прорисовке элементов натюрморта. Совершенствование умений работать акварельными красками в смешанной технике. | Иметь понятие о колорите и некоторых его видах на примере работ П. Кузнецова и М. Волошина Уметь высказывать оценочные суждения при восприятии произведений изобразительного искусства, рисовать натюрморт с цветами (в технике по-сырому с последующим уточнением деталей) в определённом колорите. | Уметь оценивать собственную успешность в выполнения заданий. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом). Различать способ и результат действия. | стр. 44-47 | |
31 | Бытовая живопись. | УОНМ | Обогащение опыта восприятия произведений изобразительного искусства. Расширение представлений о бытовой живописи. Обучение анализу произведения изобразительного искусства на примере работ И. Владимирова, З. Серебряковой, И.Фирсова, A Решетникова. | Уметь рассказывать о живописных работах с использованием ранее изученных терминов и понятий, высказывать оценочные суждения при восприятии произведений изобразительного искусства. Уметь рисовать сюжетную картинку по собственному замыслу. | Уметь оценивать собственную успешность в выполнения заданий. Планировать последовательность практических действий для реализации замысла, поставленной задачи. Различать способ и результат действия. Участвовать в обсуждении учебной задачи. | стр. 48-49 | |
32 | Искусство Древне- го Египта. Древнеегипетский рельеф | УОНМ | Обогащение опыта восприятия произведений изобразительного искусства разных времен и народов. Продолжение изучения истории мирового искусства. | Иметь представление об искусстве Древнего Египта, о египетских письменах. Уметь ориентироваться в художественных тенденциях искусства Древнего Египта и античности. | Освоить выразительные особенности языка разных искусств, интересоваться различными видами искусства. Мыслить оригинально и самостоятельно решать творческие задачи. | стр. 52–55 учебника | |
33 | Искусство Древне- го Египта. Древнеегипетский рельеф | УРУиН | Обучение изображению фигуры человека в стиле древнеегипетского рельефа, осуждению содержания и выразительных средств произведений искусства Древнего Египта. | Уметь ориентироваться в художественных тенденциях искусства Древнего Египта и античности, изображать композиции по заданной теме. | Определять цели учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, поиск средства её осуществления. Мыслить оригинально и самостоятельно решать творческие задачи. | стр. 56–57 учебника | |
34 | Проверка усвоения программного материала курса « Изобразительное искусство» | УУЗ | Различать и знать в чём особенности различных видов изобразительной деятельности Уметь ориентироваться в худ. тенденциях искусства. | Уметь оценивать собств успешность выполнения заданий, адекватно воспринимать оценку своей работы, учителем, одноклассниками, различать способ и результат действия |
УОНМ – урок ознакомления с новым материалом; УРУиН – урок развития умений и навыков.
- Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Требования к оснащению учебного процесса на уроках изобразительного искусства разрабатываются с учётом реальных условий работы отечественной начальной школы и современных представлений о культуре и безопасности труда школьников.
Для реализации программного содержания используются следующие учебные пособия:
1. Ковалевская Е. Д., Куревина О. А. Изобразительное искусство. Разноцветный мир Учебник для 2 класса. – М.: Баласс, 2011
2. Ковалевская Е. Д., Куревина О. А. Изобразительное искусство. Разноцветный мир Рабочая тетрадь для 2 класса. - М.: Баласс, 2011
Для работы учащимся необходимы:
- материалы и инструменты для выполнения работ, предусмотренные программным содержанием: тонированная или белая бумага для рисования, гуашевые краски, акварельные, кисти, простые карандаши различной твёрдости, фломастеры, восковые, мелки, цветные карандаши, баночка для воды, карандашница, точилки, палитра, ветошь (для вытирания рук).
- специально отведённые места и приспособления для рационального размещения, бережного хранения материалов и инструментов и оптимальной подготовки учащихся к урокам технологии: коробки, укладки, подставки, папки и пр.
- оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер, медиапроектор, DVD-проектор, видеомагнитофон и др.). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/) позволяет продемонстрировать учащимся образцы искусства различных жанров и различных народов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству УМК «Школа России» 3 класс
Развернутое тематическое планирование по изобразительному искусству УМК «Школа России» 3 класс...
Рабочая программа по изобразительному искусству. ОС "Школа 2100". ФГОС.
Рабочая программа по изобразительному искусству составлена на основе Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения по изобразительному искусству. («Начал...
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...
Рабочая программа по изобразительному искусству, УМК "Школа России", 1 класс
Рабочая программа по изобразительному искусству, УМК "Школа России", 1 класс, ФГОС...
Рабочая программа по изобразительному искусству «Начальная школа XXI века» 2 класс
Программа разработана на основе:- авторской программы по изобразительному искусству под редакцией Л. Г. Савенковой, Е. А. Ермолинской и снабжена учебно-методическим комплектом «Начальная...
Рабочая программа по изобразительному искусству УМК "Школа России" 2 класс
В основу программы положены идеи и положения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гра...
Рабочая программа по изобразительному искусству УМК "Школа России" 1 класс ФГОС
В программе указаны основные виды деятельности учащихся. Программа написана в соответствии с ФГОС...