Рабочая программа по изо, 4 класс, УМК "Перспектива"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему
Программа разработана по УМК "Перспектива"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
УМК "Перспектива", ИЗО 4 класс, рабочая программа. | 142 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию Администрации Павловского района
Алтайского края
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Лебяжинская средняя общеобразовательная школа»
Утверждаю:
Директор МБОУ «Лебяжинская сош»
_______________Л.Н. Васильева
«____»___________2013 г.
Рабочая учебная программа
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
4 класс
2013-2014 учебный год
(разработана на основе программы: Изобразительное искусство под ред. Т. Я. Шпикаловой. Сборник программ для четырёхлетней начальной школы. М.: «Просвещение». 2008г.)
Составитель:
Силезнева Ж.В.,
учитель начальных классов
МБОУ «Лебяжинская сош»
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Искусство (изобразительное искусство)» – далее «Искусство (ИЗО)» составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089, на основе концепции и программ для начальных классов «Школа России» под редакцией А.А.Плешакова и на основе авторской программы «Искусство (ИЗО)» Т.Я.Шпикаловой, Е.В.Алексеенко, Л.В.Ершовой, Н.Р.Макаровой, А.Н.Щировой, Просвещение, 2008. Концепция охватывает все образовательные области и учебные предметы для 4 класса.
Рабочая программа предназначена для изучения предмета «Искусство (ИЗО») в 4 классе основной общеобразовательной школы по учебнику Т.Я.Шпикаловой, Л.В.Ершовой «Изобразительное искусство» 4 класс, Просвещение, 2010г. Учебник соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта начального общего образования по предмету «Искусство (ИЗО)» и реализует авторскую программу Т.Я.Шпикаловой, Е.В.Алексеенко, Л.В.Ершовой, Н.Р.Макаровой, А.Н.Щировой, входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013-2014 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2080. Учебник «Изобразительное искусство 4 класс» имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации».
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для начального общего образования программа рассчитана на преподавание предмета «Искусство (ИЗО)» в 4 классе в объеме 34 часов, 1 час в неделю, что соответствует учебному плану.
Тематическое планирование
по изобразительному искусству
Класс 4
Учитель Силезнева Ж. В.
Количество часов:
Всего 34 час; в неделю 1 час.
Плановых контрольных уроков ___, зачетов ____,тестов____ ч.;
Административных контрольных уроков_____ч.
Планирование составлено на основе программы: Изобразительное искусство под ред. Т. Я. Шпикаловой. Сборник программ для четырёхлетней начальной школы. М.: «Просвещение». 2008г.)
Учебник: Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М., Просвещение, 2011.
Дополнительная литература_________________________________________
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов | Из них | Дата | ||
Лабора-торные и практи- ческие (тема) | Контроль- ные и диагности-ческие работы (тема) | Экскур- сии | ||||
Рыбам – вода, птицам – воздух, человеку – вся земля | 8 | |||||
1. | Целый мир от красоты. Образ пространства в искусстве | |||||
2. | Древо жизни – символ мироздания. Символическое изображение. | |||||
3. | Мой край родной – моя земля. Пейзаж. Графическая композиция | |||||
4. | Цветущее дерево – символ жизни. Изображение растительных мотивов Городецкой росписи | |||||
6. | Пава – краса – птица счастья. Изображение Городецких птиц. | |||||
6. | Конь-огонь – символ солнца, плодородия и добра. Изображение коня в технике Городецкой росписи | |||||
7. | Образ мира в Городецкой прялке. Роспись панно по мотивам Городецкой росписи | |||||
8. | Знатна русская земля своими мастерами. Портрет художника или народного мастера | |||||
На дворе осень – погод восемь | 8 | |||||
9. | Вольный ветер – дыхание земли. Графические наброски на передачу динамики | |||||
10. | Движение – жизни течение. Живописные наброски на передачу статики и динамики. | |||||
11. | Осенние метаморфозы. Пейзаж с изображением людей и техники в движении | |||||
12. | Родословное древо. Семейный портрет | |||||
13. | Зарисовки силуэтов старинной мужской одежды. | |||||
14. | Иллюстрация к сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев». | |||||
15. | Новогодние импровизации. Колорит. Экспериментирование с красками | |||||
16. | Новогодние импровизации. Конструирование новогодней открытки и ее цветовое оформление | |||||
Что было, видели деды; что будет, увидят внуки | 10 | |||||
17. | Зимняя прогулка. Наброски и зарисовки заснеженных деревьев, людей, домов | |||||
18. | Зимняя прогулка. Сюжетная многоплановая композиция. | |||||
19. | Вещи старого дома. Тематический натюрморт с натуры | |||||
20. | Вещь во времени и в пространстве. Декоративный натюрморт | |||||
21. | «Да, были люди в наше время…» Зарисовки русских и французских воинов времен Отечественной войны 1812г | |||||
22. | «Да, были люди в наше время…» Сюжетная композиция: иллюстрация к фрагменту стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино» | |||||
23. | Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома. | |||||
24. | Потешные листы. Графические упражнения на освоение выразительности лубочной линии и штриха | |||||
25. | Потешные листы. Декоративная композиция: лубочная картинка к пословицам, поговоркам или народной песне | |||||
26. | Вода – жизнь. Упражнения по выполнению плакатного шрифта. Поисковые эскизы плаката | |||||
Повернись к мирозданию! | 8 | |||||
27. | Вода – жизнь. Композиция плаката в технике коллажа или фотомонтажа | |||||
28. | «За весной, красой природы, лето красное придет» композиция и колорит весеннего пейзажа | |||||
29. | «За весной, красой природы, лето красное придет» композиция и колорит весеннего пейзажа | |||||
30. | «Это праздник со слезами на глазах..» Образ защитника Отечества в скульптуре и живописи. | |||||
31. | Медальное искусство. Образы-символы. Эскиз памятной медали | |||||
32. | Резьба по дереву. Орнаменты народов мира: шедевры архитектуры Мариинска в технике сквозной и рельефной резьбы | |||||
33. | Символика ганчевых арабесок. | |||||
34. | Круглый год. Образ времени года в искусстве. Эскиз декоративного панно | |||||
Итого | 34 | |||||
Содержание курса
(34 час)
Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Обучающиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программ формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.
Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности обучающихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – рекомендуется проводить экскурсии в художественные и краеведческие музеи, в архитектурные заповедники; использовать видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения, при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с окружающим миром (наша Родина и мир, строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудом (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).
Основные содержательные линии
В программе выделены три содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью».
Количество часов по программе
раздел | Название разделов | Кол – во часов по программе | Кол – во часов по рабочей программе |
1. | Рыбам – вода, птицам – воздух, человеку – вся земля | 8 | 8 |
2. | На дворе осень – погод восемь | 8 | 8 |
3. | Что было, видели деды; что будет, увидят внуки | 10 | 10 |
4. | Повернись к мирозданию! | 8 | 8 |
Итого | 34 | 34 |
Основные требования к знаниям,
умениям и навыкам учащихся
Обучающиеся должны
знать/понимать:
- доступные сведения о памятниках культуры и искусства;
- отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
- средства художественной выразительности (цвет, линия, объём, ритм, форма, пропорция, пространство, композиция, фактура), особенности их применения в графике, живописи, декоративно – прикладных работах;
- схему построения городецкой росписи;
- анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности конструкции, формы, декора;
уметь:
- применять приёмы акварельной живописи (по сырому, а – ля – прима и др.), приёмы получения цветовых пятен, сочетаний;
- пользоваться графическими, живописными, декоративными средствами выразительности в создании художественных образов, отдельных объектов и состояний природы, в передаче пространственных планов, человека в движении, в составлении композиции;
- применять специфические средства выразительности в работе по мотивам конкретного вида народного искусства (на основе повтора, вариации, импровизации);
соблюдать последовательность выполнения изделия;
- анализировать орнаментные композиции в произведениях народного и декоративно – прикладного искусства;
- высказывать оценочные суждения о шедеврах народных мастеров России;
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:
- выражать своё отношение к произведениям изобразительного и народно декоративно – прикладного искусства в самостоятельном творчестве;
- проявлять нравственно – эстетическое отношение к родной природе, Родине, защитникам Отечества, национальным обычаям и культурным традициям народа;
проявлять положительное отношение к результату своего труда и труда других людей.
Перечень учебно-методического обеспечения
Для реализации содержания предмета «Искусство (ИЗО)» в 4 классе используется следующий учебно-методический комплекс:
Для учителя:
1. А.А.Плешаков, «Школа России» Концепция и программы для начальных классов в 2 частях. –М.: «Просвещение», 2009.
2. Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова «Изобразительное искусство» 4 класс учебник для общеобразовательных учреждений. – М.:«Просвещение», 2010.
3. Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова «Методическое пособие к учебнику "Изобразительное искусство. 4 класс"». – М.: «Просвещение», 2008.
4. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 4 класс Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Н. Р. Макарова, А. Н. Щирова. – М.: «Просвещение», 2010.
Для обучающихся:
1. Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова «Изобразительное искусство» 4 класс учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2010.
2.Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 4 класс Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Н. Р. Макарова, А. Н. Щирова. – М.:«Просвещение», 2010.
Список литературы
Для учителя:
1. Каменева Е. Какого цвета радуга. - М.: Издательство «Детская литература», 1990.
2. Никитин Б.П. Ступенька творчества, или развивающие игры. – 4-е изд. – Кемерово, Издательство «Педагогика», 1990.
3. Неменский Б.М. и др. Изобразительное искусство и художественный труд: 1 – 4 кл.: Кн. Для учителя / Б.М. Неменский , Н.Н. Фомина, Н.В.Гросул и др.- М.: Просвещение, 1991.
4. Плешаков А.А., «Школа России» Концепция и программы для начальных классов в 2 частях. – М.:«Просвещение», 2009.
5. Шпикалова Т.Я. программы общеобразовательных учреждений (1 – 4 классы) Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. – М.: Издательство «Мозаика-синтез», 1997.
6. Шпикалова Т.Я., Л.В.Ершова «Изобразительное искусство» 4 класс учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2010.
7. Шорохов Е.В., Козлов Н.Г. Композиция. Учеб. пособие для учащихся пед. училищ по спец. № 2003 «Преподавания черчения и рисования». – М.: Просвещение, 1990.
8. CD Комплекс уроков по ИЗО
Для обучающихся:
1. ШпикаловаТ.В., Л.В.Ершова «Изобразительное искусство» 4 класс учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2010.
10. Цифровые образовательные ресурсы
- Сайт «Про школу.ру»
- Сайт «Открытый урок».
- Для уроков рисования: http://www.kalyamalya.ru/
- Копилка опыта учителей начальных классов: http://www.uroki.net/docnach.htm
- Коллекция звуковых эффектов (птицы, насекомые, бытовые звуки, сигналы и много другое.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...
Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"
Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...
Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова
Рабочая программа содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...