Рабочая программа по изо, 4 класс, УМК "Перспектива"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) на тему

Силезнёва Жанна Валерьевна

Программа разработана по УМК "Перспектива"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комитет по образованию Администрации Павловского района

Алтайского края

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Лебяжинская средняя общеобразовательная школа»

                                                                      Утверждаю:

                                                                      Директор МБОУ «Лебяжинская сош»                                      

                                                                        _______________Л.Н. Васильева

                                                                       «____»___________2013 г.

Рабочая учебная программа

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

4 класс

2013-2014 учебный год

(разработана на основе программы: Изобразительное искусство под ред. Т. Я. Шпикаловой.  Сборник программ для четырёхлетней начальной школы. М.: «Просвещение». 2008г.)

                                 Составитель:

                                       Силезнева Ж.В.,

                                                          учитель начальных классов

                                                         МБОУ «Лебяжинская сош»

Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Искусство (изобразительное искусство)» – далее «Искусство (ИЗО)» составлена на основе  федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089, на основе концепции и программ для начальных классов «Школа России» под редакцией А.А.Плешакова и на основе авторской программы  «Искусство (ИЗО)» Т.Я.Шпикаловой, Е.В.Алексеенко, Л.В.Ершовой, Н.Р.Макаровой, А.Н.Щировой, Просвещение, 2008. Концепция охватывает все образовательные области и учебные предметы для 4 класса.

         Рабочая программа предназначена для изучения предмета «Искусство (ИЗО»)  в 4 классе  основной общеобразовательной  школы  по  учебнику Т.Я.Шпикаловой, Л.В.Ершовой «Изобразительное искусство» 4 класс, Просвещение, 2010г. Учебник соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта начального общего образования по предмету «Искусство (ИЗО)» и реализует  авторскую программу  Т.Я.Шпикаловой, Е.В.Алексеенко, Л.В.Ершовой, Н.Р.Макаровой, А.Н.Щировой, входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013-2014 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 24 декабря 2010 г. № 2080. Учебник «Изобразительное искусство 4 класс» имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации».

    В соответствии с  федеральным  базисным  учебным  планом  для начального общего  образования  программа рассчитана на преподавание предмета  «Искусство (ИЗО)» в 4 классе в объеме 34 часов, 1 час в неделю, что соответствует  учебному плану.

Тематическое планирование

по изобразительному искусству

Класс 4

Учитель Силезнева Ж. В.

Количество часов:

Всего 34 час; в неделю 1 час.

Плановых контрольных уроков ___, зачетов ____,тестов____ ч.;

Административных контрольных уроков_____ч.

Планирование составлено на основе программы: Изобразительное искусство под ред. Т. Я. Шпикаловой.  Сборник программ для четырёхлетней начальной школы. М.: «Просвещение». 2008г.)

Учебник: Шпикалова Т. Я. Изобразительное искусство. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М., Просвещение, 2011.

 

Дополнительная литература_________________________________________


п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Из них

Дата

Лабора-торные и практи-

ческие

(тема)

Контроль-

ные и диагности-ческие работы

(тема)

Экскур-

сии

Рыбам – вода, птицам – воздух, человеку – вся земля

8

1.

Целый мир от красоты. Образ пространства в искусстве

2.

Древо жизни – символ мироздания. Символическое изображение.  

3.

Мой край родной – моя земля. Пейзаж. Графическая композиция

4.

Цветущее дерево – символ жизни. Изображение растительных мотивов Городецкой росписи

6.

Пава – краса – птица счастья. Изображение Городецких птиц.

6.

Конь-огонь – символ солнца, плодородия и добра. Изображение коня в технике Городецкой росписи

7.

Образ мира в Городецкой прялке. Роспись панно по мотивам Городецкой росписи

8.

Знатна русская земля своими мастерами. Портрет художника или народного мастера

На дворе осень – погод восемь

8

9.

Вольный ветер – дыхание земли. Графические наброски на передачу динамики

10.

Движение – жизни течение. Живописные наброски на передачу статики и динамики.

11.

Осенние метаморфозы. Пейзаж с изображением людей и техники в движении

12.

Родословное древо. Семейный портрет

13.

Зарисовки силуэтов старинной мужской одежды.

14.

Иллюстрация к сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев».

15.

Новогодние импровизации. Колорит. Экспериментирование с красками

16.

Новогодние импровизации. Конструирование новогодней открытки и ее цветовое оформление

Что было, видели деды; что будет, увидят внуки

10

17.

Зимняя прогулка. Наброски и зарисовки заснеженных деревьев, людей, домов

18.

Зимняя прогулка. Сюжетная многоплановая композиция.

19.

Вещи старого дома. Тематический натюрморт с натуры

20.

Вещь во времени и в пространстве. Декоративный натюрморт

21.

«Да, были люди в наше время…» Зарисовки русских и французских воинов времен Отечественной войны 1812г

22.

«Да, были люди в наше время…» Сюжетная композиция: иллюстрация к фрагменту стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино»

23.

Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома.

24.

Потешные листы. Графические упражнения на освоение выразительности лубочной линии и штриха

25.

Потешные листы. Декоративная композиция: лубочная картинка к пословицам, поговоркам или народной песне

26.

Вода – жизнь. Упражнения по выполнению плакатного шрифта. Поисковые эскизы плаката

Повернись к мирозданию!

8

27.

Вода – жизнь. Композиция плаката в технике коллажа или фотомонтажа

28.

«За весной, красой природы, лето красное придет» композиция и колорит весеннего пейзажа

29.

«За весной, красой природы, лето красное придет» композиция и колорит весеннего пейзажа

30.

«Это праздник со слезами на глазах..» Образ защитника Отечества в скульптуре и живописи.

31.

Медальное искусство. Образы-символы. Эскиз памятной медали

32.

Резьба по дереву. Орнаменты народов мира: шедевры архитектуры Мариинска в технике сквозной и рельефной резьбы

33.

Символика ганчевых арабесок.

34.

Круглый год. Образ времени года в искусстве. Эскиз  декоративного панно

Итого

34

Содержание курса

(34 час)

Содержание  программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Обучающиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении, поэтому темы программ формулируются так, чтобы избежать излишней детализации, расчлененности и препарирования явлений, фактов, событий. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.

Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности обучающихся: восприятие произведений искусства (ученик – зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик – художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.

Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – рекомендуется проводить экскурсии в художественные и краеведческие музеи, в архитектурные заповедники; использовать видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.

Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения, при прохождении отдельных тем рекомендуется использовать межпредметные связи с окружающим миром (наша Родина и мир, строение растений, животных, пропорции человека, связи в природе), математикой (геометрические фигуры и объемы), трудом (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).

Основные содержательные линии

В  программе выделены три содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержания обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью».

 Количество часов по программе

раздел

Название разделов

Кол – во часов по  программе

Кол – во часов по рабочей программе

1.

Рыбам – вода, птицам – воздух, человеку – вся земля

8

8

2.

На дворе осень – погод восемь

8

8

3.

Что было, видели деды; что будет, увидят внуки

10

10

4.

Повернись к мирозданию!

8

8

Итого

34

34

Основные требования к знаниям,

умениям и навыкам учащихся

Обучающиеся должны

знать/понимать:

  • доступные сведения о памятниках культуры и искусства;
  • отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
  • средства художественной выразительности (цвет, линия, объём, ритм, форма, пропорция, пространство, композиция, фактура), особенности их применения в графике, живописи, декоративно – прикладных работах;
  • схему построения городецкой росписи;
  • анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности конструкции, формы, декора;

        уметь:

  • применять приёмы акварельной живописи (по сырому, а – ля – прима и др.), приёмы получения цветовых пятен, сочетаний;
  • пользоваться графическими, живописными, декоративными средствами выразительности в создании художественных образов, отдельных объектов и состояний природы, в передаче пространственных планов, человека в движении, в составлении композиции;
  • применять специфические средства выразительности в работе по мотивам конкретного вида народного искусства (на основе повтора, вариации, импровизации);

соблюдать последовательность выполнения изделия;

  • анализировать орнаментные композиции в произведениях народного и декоративно – прикладного искусства;
  • высказывать оценочные суждения о шедеврах народных мастеров России;

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:

  • выражать своё отношение к произведениям изобразительного и народно декоративно – прикладного искусства в самостоятельном творчестве;
  • проявлять нравственно – эстетическое отношение к родной природе, Родине, защитникам Отечества, национальным обычаям и культурным традициям народа;

проявлять положительное отношение к результату своего труда и труда других людей.

Перечень учебно-методического обеспечения

Для реализации содержания предмета «Искусство (ИЗО)» в 4 классе  используется следующий учебно-методический комплекс:

Для учителя:

1. А.А.Плешаков, «Школа России» Концепция и программы для начальных классов в 2 частях. –М.: «Просвещение», 2009.

2.  Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова «Изобразительное искусство» 4 класс учебник для общеобразовательных учреждений. – М.:«Просвещение», 2010.

3.  Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова «Методическое пособие к учебнику "Изобразительное искусство. 4 класс"». – М.: «Просвещение», 2008.

4. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 4 класс  Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Н. Р. Макарова, А. Н. Щирова. – М.: «Просвещение», 2010.

Для обучающихся:

1. Т.Я.Шпикалова, Л.В.Ершова «Изобразительное искусство» 4 класс учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2010.

2.Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 4 класс  Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Н. Р. Макарова, А. Н. Щирова. – М.:«Просвещение», 2010.

Список литературы

Для учителя:

1. Каменева Е. Какого цвета радуга. - М.: Издательство «Детская литература», 1990.

2. Никитин Б.П. Ступенька творчества, или развивающие игры. – 4-е изд. – Кемерово, Издательство «Педагогика», 1990.

3. Неменский Б.М. и др. Изобразительное искусство и художественный труд: 1 – 4 кл.: Кн. Для учителя / Б.М. Неменский , Н.Н. Фомина,  Н.В.Гросул  и др.- М.: Просвещение, 1991.

   4. Плешаков А.А., «Школа России» Концепция и программы для начальных классов в 2 частях. – М.:«Просвещение», 2009.

5. Шпикалова Т.Я. программы общеобразовательных учреждений (1 – 4 классы) Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. Для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла. – М.: Издательство «Мозаика-синтез», 1997.

6. Шпикалова Т.Я., Л.В.Ершова «Изобразительное искусство» 4 класс учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2010.

7.  Шорохов Е.В., Козлов Н.Г. Композиция. Учеб. пособие для учащихся пед. училищ по спец. № 2003 «Преподавания черчения и рисования». – М.: Просвещение, 1990.

8. CD Комплекс уроков по ИЗО

Для обучающихся:

1. ШпикаловаТ.В., Л.В.Ершова «Изобразительное искусство» 4 класс учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: «Просвещение», 2010.

 

10. Цифровые образовательные ресурсы

  1. Сайт «Про школу.ру»
  2. Сайт «Открытый урок».
  3. Для уроков рисования:  http://www.kalyamalya.ru/
  4. Копилка опыта учителей начальных классов: http://www.uroki.net/docnach.htm
  5. Коллекция звуковых эффектов (птицы, насекомые, бытовые звуки, сигналы и много другое.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"

Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...

Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова

Рабочая программа  содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...