Как заинтересовать ребенка творчеством?
консультация по изобразительному искусству (изо) по теме

Данная методическая рекомендация может быть полезной особенно для начинающего учителя изобразительного искусства или для учителя - неспециалиста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Провокация на творчество40 КБ

Предварительный просмотр:

Стрельченок Е.А.

Как заинтересовать ребенка творчеством?

Моя педагогическая философия:

«В глазах каждого, даже самого пассивного ребенка,

учитель может зажечь огонек творчества»

Конституция России гарантирует детям своей страны равные права, но, к сожалению, не равные возможности. Москва и Санкт-Петербург живут в особых условиях : столичных. Областные центры и крупные города тоже имеют возможности приглашать подрастающее поколение в музеи, выставочные залы. Сельский же ребенок часто лишен возможности  посещать храмы культуры  даже в ближайшем к нему городе (к стоимости билета в музей прибавляется стоимость проезда к нему и обратно).

Именно поэтому такие предметы, как литература, мировая художественная культура, изобразительное искусство, музыка могут хотя бы частично восполнить этот пробел, тем самым дать возможность ученику прикоснуться к русской и мировой культуре.

Часто унылый, тяжелый, однообразный, безрадостный быт деревенского жителя рождает в душе взрослого человека чувство безысходности, апатии. Нет надежды на улучшение жизни в ближайшем будущем - сельское хозяйство в упадке. Дети в такой семье видят очень мало доброго, хорошего. После окончания основной школы многие дети из-за безденежья родителей  вынуждены на этом заканчивать свое обучение, пополняя ряды деревенских безработных. Уныние, пассивность, апатия, чувство безысходности и ненужности порождает пьянство. В результате перестроечных реформ, которые часто проводились методом проб и ошибок, большая часть сельской молодежи оказывается выброшенной на обочину жизни. И только школа борется за будущее своих учеников, не уставая обучать и воспитывать подрастающее поколение по мере своих сил. Очень важна в данном случае роль предметов эстетического цикла, которые воспитывают духовность, уважение к себе и окружающим , оптимизм, борется с пассивностью и апатией.

Только творчество может победить пассивность, но для этого нужна «провокация на творчество». Причем должна она происходить не стихийно, когда результат непредсказуем и возможная неудача может спровоцировать обратный эффект и навсегда или на долго

отбить желание ученика заниматься творчеством, а целенаправленно, чтобы добиться

от него наилучшего результата, а значит дать возможность ребенку ощутить себя успешным,

почувствовать радость, уверенность в своих силах, желание и дальше пробовать себя в творчестве.

Правильно выбрав стратегию взаимодействия в классе с каждым ребенком, учитель в состоянии активизировать работу даже самого пассивного ученика. Для этого нужно помочь своему подопечному, учитывая психологические особенности возраста и конкретной личности.

Для достижения результата необходимы следующие условия:

  1. компетентность учителя (его авторитет среди учеников как человека знающего
    предмет);
  2. доброжелательность педагога;
  3. система в преподавании предмета;
  4. желание учителя включить всех учеников в творческий процесс;
  5. материальное обеспечение предмета;
  6. возможность предоставить для выполнения работы необходимые материалы и
    инструменты для детей из необеспеченных семей (чтобы они не чувствовали себя обделенными и имели возможность заниматься твочеством).

Предметы эстетического цикла (особенно изобразительное искусство), как никакие другие, требуют от учителя эмоционального восприятия мира, доброжелательности

к детям, умения настроить их на творческую работу. Провокация на творчества на уроках ИЗО, по моему мнению, состоит из семи пунктов:

  1. ученик должен знать технику, в которой будет выполняется работа (акварель,
    гуашь, графика, гратах, пластика, бумага пластика , аппликация...);
  2. учитель должен дать максимум знаний об изображаемом предмете ( для некоторых
    уроков нужен ввод в эпоху, например- 4кл. -культура древней Греции, Японии,
    Средневековья ). В помощь учителю - наглядные пособия, предметы литература,
    мировая художественная культура, история, музыка;
  3. показ образца, выполненного учителем (он всегда должен быть на порядок выше,
    чем его может выполнить лучший ученик - это рождает удивление, восторг, а
    значит, желание выполнить что-либо подобное);
  4. эмоционально - эстетический настрой- умение заинтересовать темой урока весь
    класс (поддержка-музыка , литература);
  5. сообщение о том, что за творческую работу ученик получит более высокую
    оценку; за подражание, даже очень качественное,  оценка будет; ниже.
  6. вселение уверенности в успех в учеников и настрой на успешность выполнения работы ?(особенно это важно для  неуверенных в своих силах учащихся);
  7. убежденность ученика в случае необходимости иметь возможность получить
    помощь в работе со стороны учителя или более сильного соседа по парте.

       В итоге сильные дети будут выполнять свою творческую работу, средние по способностям - взяв за основу образец и основательно его переработав, слабые -видоизмененный образец.    Пассивных на уроке не останется вовсе - каждый ребенок захочет попробовать свои силы в творчестве и добиться успеха. Следовательно,  у ребенка будет повышаться самооценка. Очень важно при анализе детских работ и демонстрации их в классе предоставить возможность детям искать плюсы и минусы в чужих работах (анализировать), тем самым обучая оценивать творчество других учеников, а значит объективно - свое. Если возникает смех,  как реакция  на неудачную работу ученика, то учитель должен тактично подкорректировать реакцию класса, чтобы не обидеть «художника», найти в работе то, что заслуживает похвалу (здесь будет работать на исправление ситуации непререкаемый авторитет учителя как художника, понимающего толк в творчестве).

Изобразительное искусство, как предмет эстетического цикла, позволяет ребенку окунуться в мир красок, образов, эмоций, превращений, волшебства. Это формирует у него положительный эмоциональный фон, а значит, воспитывает доброту, отзывчивость, открытость, уравновешенность, уважение к себе и окружающим, чувство прекрасного, чувство юмора, оптимизма, а значит в дальнейшем - желание изменить свою жизнь к лучшему. Усилия же, потраченные учителем для проведения урока, возвратятся сторицей в виде интересных творческих детских работ, радости на лице ученика и огонька в глазах ребенка. Ведь только в школе на уроках изобразительного искусства многие ребята чувствуют себя успешными людьми. А это для них очень важно – это одна из поддержек, которая дает им возможность устоять в жизни, пережить нелегкое время учебы в школе. Ведь как правило в неблагополучных семьях ребенку на поддержку взрослых родственников рассчитывать не приходится. А это - самая главная награда учителю!

Моя педагогическая философия  с годами претерпела изменения

и звучит она теперь так:

 «В глазах каждого, даже самого пассивного ребенка, 

учитель должен зажечь огонек творчества!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Советы родителям. Как заинтересовать ребенка чтением.

http://smeschariki.ucoz.ru/publ/roditelskie_sobranija/dlja_vas_roditeli/sovety_roditeljam_kak_zainteresovat_rebenka_chteniem/16-1-0-2...

Чтение: умеет, но не любит. Как заинтересовать ребенка?

Мой сын Мишутка не очень любил читать. Знал прекрасно все буквы, умел читать, но не любил этого делать. Я придумала простую, но очень интересную игру — пиасла ему м...

Рекомендации для родителей. Как заинтересовать ребенка чтением?

Очень часто мы сталкиваемся с проблемой,что ребенок отказывается читать книги. И в этой статье мы поговорим,как же заинтересовать ученика чтением?....

Информация для родителей " Как заинтересовать ребенка чтением книг"

Информация для родителей " Как заинтересовать ребенка чтением книг"...