Рабочая программа 3 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) по теме

Рабочая программа по ПНШ 3 класс с тематическим планированием

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл izo_1.docx26.55 КБ

Предварительный просмотр:

                                 Изобразительное искусство 3 класс

Авторы: В.С. Кузин

для УМК системы «Перспективная начальная школа»

Пояснительная записка

Программа «Изобразительное искусство» в начальной школе соответствует образовательной области «Искусство» обязательного минимума содержания начального общего образования и отражает один из основных видов художественного творчества людей, эстетического осмысления ими действительности - изобразительное искусство. Посредством образного отражения предметов и явлений действительности рисунок, живопись, декоративно - прикладное искусство, скульптура помогают детям с первых шагов обучения в школе познавать окружающий мир, видеть в нем красоту, развивать свои художественные способности.  

В основу программы положены:

-  тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;

- единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся; сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;

- яркая выраженность познавательно - эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается прежде всего введением самостоятельного раздела «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас» за счёт тщательного отбора и систематизации картин, отвечающих принципу доступности;

- система учебно - творческих заданий по изобразительному искусству как важное средство нравственного, трудового и эстетического воспитания;

- система межпредметных связей (чтение, русский язык, история, музыка, труд, природоведение), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;

- соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;

- направленность содержания программы на активное развитие у детей эмоционально - эстетического и нравственно - оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т. д.

Предлагаемый начальный курс изобразительного искусства направлен на приобщение учащихся к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

        Содержание программы предусматривает как эстетическое восприятие предметов действительности и произведений изобразительного искусства, так и непосредственно художественную деятельность. Посредством образного отражения предметов и явлений действительности рисунок, живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура помогают детям с первых шагов обучения в школе познавать окружающий мир, видеть в нем красоту, развивать свои художественные способности.

Для выполнения творческих заданий учащиеся могут выбирать разнообразные художественные материалы: карандаш, акварель, гуашь, сангину или уголь, тушь, фломастеры, цветные мелки, кисть, перо, палочку и др. Выразительные рисунки получаются на цветной и тонированной бумаге.  

                      Рабочая программа реализует следующие задачи обучения:

  1. овладение учащимися знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;
  2. способствовать освоению школьниками первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
  3. развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.
  4. развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
  5. воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.

Содержание тем учебного курса «Изобразительное искусство» 3 класс

Рисование с натуры по памяти и по представлению (рисунок, живопись) (10 ч)

Рисование с натуры простых по очертаниям и строению объектов действительности. Рисование домашних и диких животных, игрушек, цветов, предметов быта. Передача в рисунках пропорций, строения, очертаний, пространственного расположения, цвета изображаемых объектов. Определение гармоничного сочетания цветов в окраске предметов, использование приемов «перехода цвета в цвет» и «вливания цвета в цвет». Выполнение набросков по памяти и по представлению различных объектов действительности.

Примерные задания:

а)  рисование листьев деревьев, кустарников с осенней окраской (осина, клен, дуб, калина);

б)  рисование веточек деревьев с почками (верба, тополь);

в)  рисование цветов (одуванчик, подорожник, мать-и-мачеха, первоцвет);

г)   рисование фруктов, овощей (огурец, помидор, сладкий перец, кабачок, зеленый лук, яблоко, груша, слива);

д)   рисование животных (заяц, кролик, скворец, утка, снегирь, голубь, майский жук, стрекоза, кузне чик, шмель);

е)   рисование предметов быта (лейка, глиняная расписная кружка, деревянная расписная миска, детское ведерко, детская лопата);

ж)  рисование игрушечных машин (самосвал, пожарная машина, трактор с прицепом), народных игрушек (глиняные свистульки - Филимоново, Дымково; деревянные свистульки, грибки – Полхов - Майдан);

з)  выполнение графических и живописных упражнений.

Тематическое рисование (8 ч)

Совершенствование умений выполнять рисунки на темы окружающей жизни по памяти и по представлению. Иллюстрация как произведение художника. Передача в рисунках общего пространственного расположения объектов, их смысловой связи в сюжете и эмоционального отношения к изображаемым событиям.

Примерные задания:

а)  рисование на темы «Осень в саду»,  «На качелях», «Мы сажаем деревья», «В сказочном подводном мире», «Полет на другую планету», «Пусть всегда будет солнце», «Лето на реке», «Веселый поезд», «Дом, в котором ты живешь», «Буря на море», «Весеннее солнце», «Летят журавли»;

б)  иллюстрирование русских народных сказок «Сивка - бурка», «Петушок   -   золотой   гребешок», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»;  сказок «Красная Шапочка» Ш. Перро, «Сказка о царе Салтане...» А. Пушкина,  и др.

Декоративная работа (7 ч)

Углубленное знакомство с народным декоративно - прикладным искусством: художественной росписью по металлу (Жостово), по дереву (Хохлома), по керамике (Гжель), кружевом. Ознакомление с русской глиняной и деревянной игрушкой, искусством лаковой миниатюры (Мстёра).

В работе над эскизами учащиеся постепенно учат ся понимать связь формы, материала и элементов украшения с практическим назначением предмета. У них формируется представление о том, что образы родной природы служат основой для творчества на родного мастера. Народное орнаментальное искусство отражает представления его создателей о прекрасном.

Приобщение к изучению культуры и быта своего народа на примерах произведений известных центров народных художественных промыслов (Жостово, Хохлома, Вологда, Вятка).

Примерные задания:

а)  выполнение эскизов предметов, для украшения которых применяются узоры в полосе, прямоугольнике, круге на основе декоративного изображения цветов, листьев, ягод, птиц, рыб и зверей; эскизов узора для коврика, закладки для книг; декоративной таре лочки, очечника, сумочки, салфетки и т. п.;

б)  выполнение эскизов росписи игрушки - матрешки, украшений для елки (расписные шарики, гирлянды, флажки, хлопушки и т. п.);

в)  выполнение эскизов карнавальных принадлежностей (маски и детали украшений костюмов героев народных сказок и т. п.);

г) выполнение эскизов предметов быта,  украшенных узором (варежка, косынка, фартук, чайник, ложка и т. п.);

д)  раскрашивание изделий, выполненных на уроках технологии;

е)  выполнение эскизов сувениров, сконструированных  из пустых  коробочек (веселые игрушки, игольница-цветок, игольница-грибок и т. п.);

ж)  выполнение простых приемов кистевой росписи в изображении декоративных цветов, листьев, ягод и трав.

Лепка (3 ч)

Лепка сложных по форме листьев деревьев, фруктов, овощей, предметов быта, зверей и птиц с натуры, по памяти или по представлению.

Использование пластического и конструктивного способов лепки. Декорирование готовых изделий.

Примерные задания:

а)  лепка сложных по форме листьев деревьев, фруктов, овощей и предметов быта (по выбору) с натуры, по памяти или по представлению;

б)  лепка птиц и зверей с натуры, по памяти или по представлению;

в)  лепка фигурок по мотивам народных игрушек;

г)  лепка композиций на темы быта и труда человека «Почтальон», «Продавщица мороженого», «Столяр за работой» и т. д.

Аппликация (2 ч)

Составление мозаичных панно из кусочков цвет ной бумаги на мотивы осенней, зимней и весенней природы, на сюжеты русских народных сказок и басен.

Использование в аппликациях ритма (линейного, тонового, цветового), освещения, светотени.

Примерные задания:

а)  составление мозаичного панно на темы «Осеннее кружево листьев», «В царстве прекрасных снежинок», «Весенняя сказка цветов»;

б) составление сюжетных аппликаций и мозаичных панно на сюжеты русских народных сказок «Гуси-лебеди», «Репка», басни «Кукушка и   Петух» И. Крылова и др.

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас (4 ч)

Основные темы бесед:

• виды изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство) и архитектура;

наша Родина - Россия;

Москва;

старинные города России;

тема матери в творчестве художников;

тема труда в изобразительном искусстве;

родная природа («Порыв ветра, звук дождя, плеск волны», «Облака», «Красота моря»);

форма, объем и цвет в рисунке, живописи;

действительность и фантастика в произведениях художников; сказка в изобразительном искусстве;

русское народное творчество в декоративно - прикладном искусстве, выразительные средства декоративно - прикладного искусства;

музеи России.

Учебно-тематический план по «Изобразительное искусство» 3 класс

№п/п

Тема урока

Кол-во часов

1

Рисование с натуры по памяти и по представлению (рисунок, живопись)

10ч.

2

Тематическое рисование

8ч.

3

Декоративная работа

7ч.

4

Лепка

3ч.

5

Аппликация

2ч.

6

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас

4ч.

Требования к подготовке учащихся

к концу третьего года обучения

  Обучающиеся к концу 3-го года обучения по курсу «Изобразительное искусство» должны получить простейшие сведения о композиции, цвете, рисунке, приёмах декоративного изображения растительных форм и форм животного мира и усвоить:

  1. понятия «набросок», «тёплый цвет», «холодный цвет»; «живопись», «живописец», «графика», «график», «архитектура», «архитектор»;
  2. простейшие правила смешения основных красок для получения более холодного и тёплого оттенков: красно-оранжевого и жёлто-оранжевого, жёлто-зелёного и сине-зелёного, сине-фиолетового и красно-фиолетового;
  3. доступные сведения о культуре и быте людей на примерах произведений известнейших центров народных художественных промыслов России (Жостово, Хохлома, Полхов-Майдан и т.д.);
  4. начальные сведения о декоративной росписи матрёшек из Сергиева Посада, Семёнова и Полхов-Майдана.

уметь:

  1. выражать своё отношение к рассматриваемому произведению искусства (понравилась картина или нет, что конкретно понравилось, какие чувства вызывает картина);
  2. чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний;
  3. сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах;
  4. правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет;
  5. выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчёркивать размером, цветом главное в рисунке;
  6. соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);
  7. чувствовать и определять холодные и тёплые цвета;
  8. выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира;
  9. использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге;
  10. творчески применять простейшие приёмы народной росписи; цветные круги и овалы, обработанные тёмными и белыми штрихами, дужками, точками в изображении декоративных ягод, трав;
  11. использовать силуэт и светлотный контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной композиции;
  12. расписывать готовые изделия согласно эскизу;
  13. применять навыки декоративного оформления в аппликациях, плетении, вышивке, при изготовлении игрушек на уроках труда.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-  самостоятельной творческой деятельности;

- обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства.

                                                Литература

Для учителя:

  1. Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. 3кл.: Учебник. – М.; Дрофа, 2013 г.
  2. Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство: рабочая тетрадь. 3 кл. – М.: Дрофа, 2013 г.
  3. Кузин, В. С. Изобразительное искусство в начальной школе / В. С. Кузин, Э. И. Ку бышкина. - М.: Дрофа, 2013 г.

Для ученика:

  1. Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство. 3кл.: Учебник. – М.; Дрофа, 2013 г.
  2. Кузин В. С., Кубышкина Э. И. Изобразительное искусство: рабочая тетрадь. 3 кл. – М.: Дрофа, 2013г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида

Главной  целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...

Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России

Программа разработана на основе Федерального государ­ственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи­тания личности гражданина Рос...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)

Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)  в соответствии с...

Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"

Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...

Рабочие программы класс Школа России

В данном материале находятся рабочие программы, для 1 класса по УМК "Школа России". По математике, технологии, русскому языку (букварный и после букварные периоды), литературному чтению, окр...


 

Комментарии

Рабочая программа по ПНШ 3 класс с тематическим планированием