Образ художественной культуры Японии
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме

«Образ художественной культуры Японии» (3 урока)

Тема урока: Образ человека, характер одежды

Цель урока:

Познакомить учащихся с национальном японским костюмом, сформировать представление о национальном идеале красоты японцев.

 

 

Задачи урока:

·       обучающая

Нарисовать празднично одетых людей, вырезать рисунок по контуру и приклеить на коллективное панно «Праздник цветения сакуры».

·       развивающая

Развитие воображения, мышления, умение импровизировать на заданную тему.

·       воспитывающая

Воспитывать интерес к искусству народов мира.

 

 

Оборудование:

-       зрительный ряд

 

Презентация «Япония – страна восходящего солнца»

Словарь новых слов

Коллективное панно с изображением построек и пейзажа.

-       музыкальный ряд

Отрывки народной японской музыки

Музыка Китаро

-       литературный ряд

Стихи

 

 

Художественные материалы:

 

Гуашь, кисти, бумага, ножницы, клей.

 

План урока

1.     Организационный момент.

2.     Повторение изученного материала.

3.     Объяснение нового материала.

4.     Практическая работа.

5.     Подведение итогов урока.

Ход урока

-       Сегодня мы завершаем путешествие по Японии. Наш урок посвящается образу человека, японской национальной одежде.

На уроке мы сможем подвести итог нашей коллективной работы – панно «Праздник цветения сакуры».

1 слайд. А сейчас вспомним, чем же занимались на предыдущих уроках, что узнали о культуре, искусстве Японии.

-       Ребята, с чего же начиналось наше путешествие по Японии? (На первом уроке мы познакомились с архитектурой Японии.)

-       2 слайд. Как японцы называют эти удивительный сооружения? Чем же необычен облик храма? (Японские храмы называются пагоды. Это многоярусные храмы, с причудливо-загнутыми вверх углами крыш.)

-       Что такое шодзи? (Наружная стена шодзи – это деревянная решетка, обтянутая плотной рисовой бумагой. Отодвинув шодзи, японцы могут любоваться красотой сада.)

-       Как японцы называют нишу в стене? (Такэнома – зрительный и художественный центр помещения.)

3 слайд. На прошлом уроке мы продолжили знакомство с яркой своеобразной художественной культурой Японии. Культура этой страны во многом – воплощение чуда. Одно из таких чудес – «бонсай».

-       Что же такое бонсай? (Карликовое дерево, выращенное в комнатных условиях, но во всей полноте сохранившее красоту дерева, растущего в природе.)

-       4 слайд. Что вы можете рассказать об искусстве икебана? (Это искусство ставить цветы и ветки в сосуды для цветов.)

5 слайд. Сады Японии – это еще одно чудо.

-       Какое значение для японцев имеет сад? (Сад для них – живая картина, он только для любования.)

Объяснение нового материала

Фигуры людей, над которыми вы сегодня будете работать, оживят своим присутствием пока еще пустынный парк, и тогда праздник на наше панно вступит в свои права.

Вы уже знакомились в этом году с обликом русского человека, с изображением человека в искусстве Древней Греции.

6 слайд. Сегодня на уроке мы пополним наше представление о красоте человека. Я хочу вас познакомить в репродукциями картин художника Китагавы Утамаро.

-       Как вы думаете, внешний облик японок схож или отличен от те женских образов, которые мы уже рассматривали на прошлых уроках?

-       Чем своеобразна их внешность?

7 слайд. Давайте посмотрим на их лица. Попробуем описать их внешность: тонкий идеальный овал лица, маленький рот, миндалевидные узкие глаза, густые брови, изящная посадка головы на удлиненной статной шее. Обратите внимание, какие интересные и своеобразные прически у женщин. Японки одеты в национальную одежду – кимоно. Это основная одежда и мужчин и женщин. Кимоно идеально подходит к японскому типу фигуры. Оно зрительно корректирует пропорции невысоких по природе японцев. Кимоно является, своего рода, фокусом национальной психологии.

8 слайд. Японка в кимоно воплощает эталон сдержанной грации, мягкой женственности и скромности.

Традиционные мужские кимоно – строгие, темных расцветок, теряются на фоне необычайно богатых декоративными эффектами женских образцов. Индивидуальные особенности и красота кимоно раскрываются только тогда, когда его надевает человек. Одно и то же кимоно на разных людях будет выглядеть по-разному.

Надевание и ношение кимоно требуют особых знаний и умения, которые определяются правилами. Поза и осанка имеют большое значение и должны быть естественны. Спину следует держать прямо, подбородок – слегка втянутым, а плечи – расслабленно. Необходимо избегать резких и размашистых движений, поскольку в этом случае могут быть видны руки выше кистей и ноги, а даже мимолетное мелькание ног между распахнувшимися полами считается дурным тоном.

Важной составляющей женского костюма является пояс оби (в мужском варианте он не играет такой роли). Известно выражение: «Сущность красоты (имеется в виду костюма в целом) прикреплена к спине женщины», а народная поговорка гласит: «Женщина, не умеющая завязать оби, ничего не умеет».

Декор кимоно почти всегда связан с временами года и отражает поэзию и символику природных явлений.

История кимоно, необычайно интересная и многообразная, является одной из прекрасных страниц японского декоративного искусства.

Для закрепления темы рассмотрим рисунок национальной одежды. Кимоно запахивается спереди как халат. Женские кимоно подпоясываются широким поясом «оби» с бантом на спине. Рукава длинные и широкие, служат и карманами. На мужских кимоно можно увидеть широкие штаны «хакама». Женское кимоно яркое, красочное, а мужское – темно-синее или черное.

Обувью служат соломенные сандалии или деревянные гета.

-       Ребята, для японцев кимоно – не просто одежда, это символ нации, нерушимость традиции.

9 слайд. А вот еще один образ японки, написанные русским художником Верещагиным. Кругом цветы, и сама женщина, как нежный прекрасный цветок.

-       Ребята, вы рассмотрели галерею женских образов. Теперь я уверена в том, что вы сумели уловить то национальное своеобразие красоты японок, которое делает их несхожими с женщинами других стран.

-       Мы рассмотрели образ женщины в японском искусстве, познакомились с национальной одеждой японок.

 

Практическая работа

Дети рисуют японцев в кимоно, вырезают их по контуру и наклеивают на панно с учетом перспективы.

Подведение итогов

Анализ коллективного панно «Праздник цветения сакуры». Ребята должны почувствовать радость и удовольствие от своей работы.

Японская культура во многих отношениях уникальна и удивительна. Здесь изумительная вежливость уживается со смелостью и отвагой.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Образ художественной культуры Японии

Слайд 2

Пагода

Слайд 3

Бонсай

Слайд 4

икебана

Слайд 5

Сады Японии

Слайд 6

Китагава Утамаро

Слайд 7

Кимоно

Слайд 9

В. В. Верещагин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по искусству (изобразительное искусство) с использованием ИКТ на тему: "Образ художественной культуры Японии. Рисование ветки цветущей сакуры"

Тема: Образ художественной культуры Японии. Рисование ветки цветущей сакурыЦель: Обучение овладением техникой Алла прима в изобразительном искусстве у младших школьниковЗадачи:1....

«Образ художественной культуры Японии. Круглый японский веер»

Методическая разработка к проведению урока по изобразительному искусству в 4 классе по теме «Образ художественной культуры Японии. Круглый японский веер» по программе Б.М. Неменского...

Тема: Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Праздник цветения сакуры"

Цели:Образовательные:-познакомить учащихся с всенародным культом почитания праздника цветении я сакуры в Японии;-учить детей пониманию места и роли природы в жизни человека;формировать умение вы...

Конспект урока ИЗО 4 класс. Тема урока: «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии. Круглый японский веер» (обобщающий урок)

Изобразительное искусство. 4 класс.Программа и УМК  Б.М Неменского «Школа России».Тема урока:  «Страна восходящего солнца. Образ художественной культуры Японии.  Круглый японский веер» ...

план-конспект урока "Образ художественной культуры Японии" 4 класс.

План-конспект интегрированного урока по изобразительному искусству и технологии "Образ художественной культуры Японии",4 класс.Интеграция помогает более глубокому проникновению в    художест...

Презентация "Образ художественной культуры Японии"4 класс.1 часть. 2 часть

Презентация  раскрывает тему интегрированного  урока изобразительного искусства и технологии "Образ художественной культуры Японии" в 4 классе. Так как презентация имела большой объем, она р...