Внеурочная деятельность
рабочая программа по теме
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Чудеса аппликации».
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Азбука содержания животных».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_applikatsiya.doc | 1.34 МБ |
vneurochka_2-3_klass_2013g-2014.docx | 38.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
с.Тат-Верх-Гоньба Малмыжского района
Кировской области
Рассмотрено на заседании Согласовано Заместитель Утверждаю Директор
ШМО учителей директора по УВР МКОУ СОШ
начальных классов, ____________ с. Тат-Верх-Гоньба
эстетического и Ахатова Р.Ш. ____________
здоровьесберегающего цикла от 30.08.2013 Загидуллина Г.А.
протокол №1 приказ №
От 29.08.2013 30.08.2013
Руководитель ШМО________
ЗагидуллинаД.Ф.
Образовательная программа
дополнительного образования детей
«Азбука содержания животных»
социальной направленности
Программа рассчитана для детей 8-9 лет
Учитель начальных классов
Саляхутдинова И.В.
I квалификационная категория
Срок реализации программы 1 год
2013-2014 учебный год
с.Тат-Верх-Гоньба
2013 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Азбука содержания животных» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго поколения к структуре программы воспитания и социализации обучающихся и примерной программы внеурочной деятельности обучающихся автора В.А. Ясвина. Рабочая программа определяет содержание и организацию внеурочной деятельности по социальному направлению. Данная программа способствует формированию экологической культуры обучающихся, их духовно-нравственному, социальному, личностному и интеллектуальному развитию. Выполнение программы обеспечивает социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, а также сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Главной целью социального направления внеурочной деятельности обучающихся является удовлетворение познавательных потребностей обучающихся, которые не могут быть в силу разных причин удовлетворены в процессе изучения предметов Базисного плана.
Актуальность данной программы в том, что ее содержание отражает основные принципы построения экологического образования детей, начиная с младшего школьного возраста.
Программа позволит подготовить детей к познанию некоторых правил и требований к содержанию животных, позволит познакомить с правилами ухода за ними, а также предупредить о трудностях содержания животных, об ответственности за жизнь питомцев.
Программа предполагает обучение школьников, проявляющих интерес к изучению жизни животных.
Цель программы – формирование у детей культуры общения с животными как части экологической культуры, гуманного отношения к ним, освоение научно обоснованных способов взаимодействия с животными, привитие любви ко всему живому.
Общение с животными содержит в себе развивающий потенциал, и программа дает возможность его использовать.
Задачи:
Формировать у детей систему представлений о социальной ценности животных, их биологических и экологических особенностях;
воспитывать гуманное отношение к каждому животному, потребности в активной личной поддержке мероприятий, направленных на заботу о животных.
Отличительные особенности программы: программа носит личностно-ориентированный, деятельностный и развивающий характер и состоит из трех основных блоков: предметно - деятельностный, блок функциональной грамотности и блок личностного роста.
Программа реализуется на основе следующих принципов:
- принцип развития мыслеобразов, при котором вся система представлений о животных опирается на образы, возникающие при эмоционально-эстетическом освоении мира природы;
- принцип развития партнерских взаимодействий ребенка, педагога и животными;
- принцип развития коактивности, который регулирует использование методов развития стратегий деятельности детей, направленной на животных.
Возраст детей: 8 - 9 лет
Сроки реализации: программа рассчитана на 1 год
Формы и режим работы: учебное занятие (сочетающее в себе объяснение и практическое упражнение), собеседование, консультация, практическое упражнение под руководством педагога по закреплению определённых навыков, самостоятельное выполнение заданий.
Работа ведётся во второй половине дня. Большая часть времени отводится на практические работы, познавательный материал даётся через наглядное, практическое обучение, в доступной и интересной для учащихся форме.
Ожидаемый результат:
-внедрение эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей;
-улучшение психологической и социальной комфортности в едином воспитательном пространстве;
-укрепление здоровья воспитанников;
-развитие творческой активности каждого ребёнка;
-укрепление связи между семьёй и школой.
Формы подведения итогов:
Конференция, выставка фотографий. Компьютерная презентация результатов работ юных любителей животных.
Планируемые результаты освоения программы:
Первый уровень результатов
- приобретение школьниками социальных знаний
- Традиции содержания животных. Отношение к животным первобытных людей. Поклонение животным, священные животные. Животные – помощники: собака, лошадь, верблюд, слон и др. Животные, которыми можно любоваться. Животные, за которыми интересно наблюдать. Традиции содержания животных у разных народов.
- Животные, с которыми можно дружить. Животные, которые помогают сохранить здоровье. Животные, которые нас воспитывают, помогают стать добрыми, отзывчивыми, мудрыми людьми.
- Основы практической кинологии – науки о собаках. История одомашнивания. Выведение различных пород. Выставки. Выдающиеся собаки. «Профессии» собак. Профессии людей, связанные с собаками. Что нужно собаке для хорошего самочувствия. Как выбирать собаку. Воспитание щенка. Как ухаживать за взрослой собакой и правильно выстраивать с ней отношения.
- Основы практической фелинологии – науки о кошках. История домашней кошки. Особенности поведения кошек. Породы кошек. Удивительные истории о кошках и их хозяевах. Что нужно кошке для хорошего самочувствия. Как выбирать кошку. Воспитание котят. Как ухаживать за взрослой кошкой.
- Основы содержания комнатных птиц. Основные группы комнатных птиц. Волнистый попугай. Неразлучники. Канарейка.
- Основы аквариумистики. История аквариумистики. Китай – Европа – Россия. Типы аквариумов. Основные группы рыб: живородящие (меченосец, гуппи), лабиринтовые (петушки, гурами), карповые (золотая рыбка, барбусы, данио, кардинал), сомы, цихлиды, харациновые. Правила покупки и транспортировки рыб. Корма и кормление рыб.
- Основы воспитания и дрессировки животных. Как приучить кошек и собак к чистоплотности. Представление об условных рефлексах.
- Сведения об организациях и учреждениях, связанных с содержанием животных. Общество охраны животных.
- Законы, регулирующие правила содержания животных. Права и обязанности хозяев животных.
Второй уровень результатов
- получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества
- формирование взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия);
- формирование опыта сотрудничества, позволяющие педагогу и воспитаннику быть партнерами в увлекательном процессе образования;
- гуманного отношение к животным, сопереживания;
- формирование потребности в активной личной поддержке акций, направленных на заботу о животных
Третий уровень результатов
- получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия, умений
- Выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения с животными;
- Владеть приемами ухода за различными видами животных (кошек, собак, птиц, хомяков, рыб), оборудования их жизненного пространства, правилами оказания первой помощи и использовать эти правила в быту;
- Использовать терминологию, связанную с разведением животных;
- Выполнять правила воспитания и дрессировки животных;
- Фотографировать животных;
- Организовывать фотовыставки.
У обучающихся будут сформированы
личностные, метапредметные (регулятивные, познавательные, коммуникативные) и предметные универсальные учебные действия.
Личностными результатами является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами является формирование следующих УУД:
Регулятивные УУД:
- Учится работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятиях.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в литературе.
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы в парах, группах.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
Коммуникативные УУД:
- Доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
- Проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила (как со сверстниками, так и со взрослыми).
Предметными результатами является сформированность следующих умений:
- Называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека.
- Оценивать правильность поведения людей в природе.
- Различать животных, называть их основные отличительные признаки, используя полученную информацию в результате наблюдений и работы с иллюстрациями.
- Называть условия, необходимые для жизни животных.
- Наблюдать взаимосвязи между жизнедеятельностью животных и сменой времен года.
- Приводить примеры домашних животных своего края.
- Анализировать тексты писем.
- Проводить групповые наблюдения во время экскурсии.
Содержание.
Тема 1.Как животные оказались в нашем жилище
Традиции содержания животных. Отношение к животным первобытных людей. Поклонение животным, священные животные. Животные – помощники: собака, лошадь и др. Животные, которыми можно любоваться. Животные, за которыми интересно наблюдать. Традиции содержания животных у разных народов.
Тема 2.Почему мы любим животных.
Красота животных. Интерес к животным. Содержание и разведение животных как увлечение, искусство и мастерство. Животные, с которыми можно дружить. Животные помогают сохранить здоровье. Животные нас воспитывают, помогают стать добрыми и отзывчивыми людьми. Животные во многом похожи на нас.
Тема 3. Собаки – самые верные друзья.
Основы практической кинологии – науки о собаках. История одомашнивания. Выведение различных пород. Выставки. Выдающиеся собаки. Профессии собак. Профессии людей, связанные с собаками. Что нужно собаке для хорошего самочувствия. Как выбирать собаку. Воспитание щенка. Как ухаживать за взрослой собакой. Профилактика и преодоление проблем, возникающих у владельца собаки с родственниками и соседями. Литература о собаках.
Тема 4. Кошки, которые не гуляют сами по себе.
Основы практической фелинологии – науки о кошках. История домашней кошки. Особенности поведения кошек. Породы кошек. Удивительные истории о кошках и их хозяевах. Что нужно кошке для хорошего самочувствия. Как выбирать кошку. Воспитание котят. Как ухаживать за взрослой кошкой. Что помогает подружиться с кошкой. Литература о кошках.
Тема 5. Пернатая радуга в комнате.
Основы содержания комнатных птиц. Основные группы комнатных птиц. Волнистый попугай. Корелла. Неразлучники. Канарейка. Зебровая и японская амадины. Как выбрать и обустроить клетку. Покупка птицы. Что нужно птице для хорошего самочувствия. Корма и правила кормления. Основные трудности и опасности содержания птиц в жилище. «Говорящие» птицы, кого и как можно обучить подражать человеческой речи. Разведение птиц в неволе. Почему не стоит ловить птиц в природе. Литература о птицах.
Тема 6. Хомка и его ближайшие родственники.
Основы содержания мелких грызунов. Особенности жизни грызунов в природе. Хомяки. Морские свинки. Ручные крысы. Мышевидные. Бурундук. Клетки для грызунов и их оборудование. На что обращать внимание, приобретая мелких грызунов. Корма и их кормление. Особенности содержания и разведения. Литература о грызунах.
Тема 7. Рыбы – самые тихие соседи.
Основы аквариумистики. История аквариумистики: Китай – Европа – Россия. Типы аквариумов. Выбор и покупка аквариума. Размещение и оборудование: грунт, камни, коряги, вода. Приборы: осветительные, обогревательные, компрессоры и фильтры. Другие необходимые приспособления. Аквариум как модель природного водоема. Выбор и посадка растений в аквариум. Из чего складывается красота аквариума. Основные группы рыб: живородящие (меченосец, гуппи), лабиринтовые (петушок, гурами), карповые (золотая рыбка, барбусы, данио, кардинал), сомы (крапчатые сомики, акциструсы), цихлиды (скалярии, хромисы), харациновые (неоновые рыбки, тер-неции). Правила покупки и транспортировки рыб. Корма и кормление. Уход за аквариумом. Типичные ошибки. Разведение. Литература по аквариумистике.
Тема 8. Школа для ваших любимцев.
Основы воспитания и дрессировки животных. Как приучить собак и кошек к чистоплотности. Представление об условных рефлексах. Поощрение и наказание. Основные команды и правила дрессировки собак. Животные в цирке. Знаменитые животные артисты. Методика дрессировки династии Дуровых. Обучение домашних животных различным трюкам.
Тема 9. Взрослые, которые всегда готовы нам помочь.
Сведения об организациях и учреждениях, связанных с содержанием животных любителями. Выбор товаров для содержания животных. Покупки в зоомагазинах. Приобретение животных у любителей. Городской птичий рынок. Лечение животных. Ветеринарные врачи и ветеринарные лечебницы. Клубы любителей различных животных. Газеты, журналы и телепередачи, посвященные содержанию животных.
Тема 10. Мы в ответе за тех, кого приучили.
Культура содержания и этика взаимоотношения с животными. Что такое культура содержания животных. Как достигать успеха в своем увлечении животными. Дневник наблюдений и картотека. Как собирать книги и статьи. Как правильно фотографировать домашних животных. Рисование животных.
Законы, регулирующие правила содержания животных. Права и обязанности хозяев животных. Сопереживание, сочувствие и содействие животным. Как защищать животных от жестокого обращения. Как помочь другим ребятам полюбить животных. 4 октября – Всемирный день животных.
Итоговое занятие.
Конференция, выставка фотографий. Компьютерная презентация результатов работы юных любителей животных.
Учебно - методическое обеспечение
выбор оптимальных условий и площадок для проведения различных мероприятий,
материалы для оформления и творчества детей,
наличие канцелярских принадлежностей,
аудиоматериалы и видеотехника,
компьютеры,
телевизор, проектор, экран и др.
Календарно - тематическое планирование 2,3 класс
№ п/п | Разделы и темы | Теория | Прак- тика | Дата | |
план | факт | ||||
Введение.(1 ч) | |||||
1 | Знакомство с историей предмета. | 1 | |||
Как животные оказались в нашем жилище. (3 ч) | |||||
2 | Традиции содержания животных. | 1 | |||
3 | Отношение к животным первобытных людей. Священные животные | 1 | |||
4 | Животные, которыми можно любоваться. | 1 | |||
Почему мы любим животных.(3 ч) | |||||
5 | Красота животных. | 1 | |||
6 | Содержание и разведение животных как увлечение, искусство и мастерство | 1 | |||
7 | Животные, с которыми можно дружить | 1 | |||
Собаки – самые верные друзья. (4 ч) | |||||
8 | Кинология-наука о собаках. | 1 | |||
9 | Различные породы собак. | 1 | |||
10 | Профессии собак и людей, связанных с собакой | 1 | |||
11 | Как ухаживать за собакой | 1 | |||
Кошки, которые не гуляют сами по себе. (4 ч) | |||||
12 | Основы практической фелинологии. | 1 | |||
13 | Породы кошек. | 1 | |||
14 | Удивительные истории о кошках и их хозяевах. | 1 | |||
15 | Как ухаживать за кошкой | 1 | |||
Пернатая радуга в комнате.(3 ч) | |||||
16 | Основы содержания комнатных птиц | 1 | |||
17 | Основные группы комнатных птиц | 1 | |||
18 | Кого и как можно обучить подражать человеческой речи | 1 | |||
Хомка и его ближайшие родственники.(3 ч) | |||||
19 | Основы содержания мелких грызунов. | 1 | |||
20 | Разновидности мелких грызунов. | 1 | |||
21 | Особенности содержания и разведения мелких грызунов | 1 | |||
Рыбы – самые тихие соседи.(4 ч) | |||||
22 | Основы и история аквариумистики. | 1 | |||
23 | Типы аквариумов. | 1 | |||
24 | Основные группы рыб. | 1 | |||
25 | Уход за аквариумом. | 1 | |||
Школа для ваших любимцев. (2 ч) | |||||
26 | Основы воспитания и дрессировки животных. | 1 | |||
27 | Животные в цирке. (Династия Дуровых) | 1 | |||
Взрослые, которые всегда готовы нам помочь.(2 ч) | |||||
28 | Сведения об организациях и учреждениях, связанных с содержанием животных любителями. | 1 | |||
29 | Лечение животных. Ветврачи и ветлечебница. | 1 | |||
Мы в ответе за тех, кого приручили. (3 ч) | |||||
30 | Культура содержания и этика взаимоотношения с животными. | 1 | |||
31 | Как правильно фотографировать домашних животных. Рисование животных. | 1 | |||
32 | Защита животных от жестокого обращения. | 1 | |||
Итоговое занятие. (2 ч) | |||||
33 | Компьютерная презентация результатов работы юных любителей животных. | 1 | |||
34 | Выставка работ. Итоги. | 1 | |||
Итого | 19 | 15 |
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Гуржий А. Н. Аквариумные, наземные и древесные земноводные / А. Н.
Гуржий. — М., 1999,
Дрийверова М. У. У нас дома животные / М. У. Дрийверова. — М., 1995.
Дурова Н. Ю. Мой дом на колёсах: рассказы / Н. Ю. Дурова. — М., 1993.
Жердев Э. С. Пернатая радуга: справочное пособие для любителей птиц /
Э. С. Жердев. М., 1988.
Животные в доме: энциклопедия. — М., 1994.
Круковер В. 500 практических советов владельцам собак / В. Круковер. — М., 1998.
Круковер В. Всё о собаках / В. Круковер. — М., 1999.
Махлин М. С. Аквариум в школе / М. Д. Махлин, Л. П. Солоницина. — М., 1984.
Махлин М. Д. Путешествие по аквариуму / М. Д. Махлин. — М., 1993.
Мередит С. Хомячки / С. Мередит. — М., 1999.
Пайере X. Кошка / X. Пайерс. — М., 1997.
Полонский В. Д. Мир аквариума: большая иллюстрированная энциклопедия
/ В. Д. Полонский.
М., 2000.
Романова Н. Дайте кошке слово / Н. Романова. — М., 1996.
Старк К. Кошки и котята / К. Старк. — М., 1999.
Старк К. Собаки и щенки / К. Старк. — М., 1999.
Фрей Г. Твой аквариум / Г. Фрей. — М., 1991.
Хэрриот Дж. О всех созданиях — больших и малых / Дж. Хэрриот. — М., 1995.
Ясвин В. А. Азбука содержания животных / В. А. Ясвин, М. Ф. Пупинын.
— М., 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».
проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...
Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс
Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа по внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Этикет для младших школьников»
Данная программа по внеурочной деятельности "Этикет для младших школьников" призвана помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений. А так же способствовать формированию гармонично...
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
Внеурочная деятельность. Итоги первого полугодия внеурочной деятельности в условиях апробации Специального Федерального Государственного Образовательного Стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья. Общекультурное направление.
Обучая и воспитывая наших детей, как часто принято говорить о них «особенные», мы не только сохраняем им как можно дольше детство, но обучаем их через театр как улыбаться, как показывать разные ...
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....