Когда пора учиться рисовать?
материал по изобразительному искусству (изо) по теме

Часто родители задают вопрос: "Когда пора ребёнка учить рисовать?". Эта небольшая статья поможет ответить на вопрос. Главное, безусловно, что никогда не поздно учиться вообще чему бы то ни было!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pimenova_m.docx17.33 КБ

Предварительный просмотр:

 Пименова М.В.

   Чтобы рассуждать о возможностях маленьких детей в области рисования, необходимо понимать: изобразительная деятельность (как и любая деятельность) проходит определённые этапы развития. И на каждом этапе роль взрослого состоит в том, чтобы  если не помогать, то хотя бы не мешать.

    Итак, всем известный доизобразительный период, стадия каракулей. Начинается он у всех по-разному. Некоторые дети, чуть научившись сидеть (бывает, и раньше), старательно оставляют «метки» на бумаге. Детей интересует в этот период не процесс, а сам карандаш. Они могут не смотреть на карандаш во время рисования. Безусловно, чтобы возникло желание водить карандашом по листу бумаги, необходимо, чтобы эти предметы оказались у вашего ребёнка под рукой. Ребёнку интересны движения руки с карандашом, а не результат. Поэтому раздражаться на горы замараной бумаги (и не только бумаги) бесполезно. Наоборот, необходимо поддерживать этот вид деятельности, давая возможность под наблюдением родителей  черкать по листу столько, сколько нужно. Стадия каракулей важна тем, что ребёнок овладевает движениями своей руки. Критика в этом возрасте недопустима, наоборот – попробуйте увидеть что-то знакомое в рисунках своего ребёнка, заключите «шедевр» в раму и повесьте на стену.

   Только через полгода  после начала стадии каракуль  у ребёнка возникает возможность зрительного контроля за рисованием. Теперь он познаёт зрительно то, что делает. Любые замечания, отбивающие охоту к рисованию на этой стадии, могут вызвать задержку общего развития, поскольку этот вид контроля важен и для других сфер деятельности. Для создания идеальных условий для общего развития (!) можно закрыть нижнюю часть находящихся на виду  обоев по всей квартире поверхностью, подходящей для рисования – старыми обоями, листами ватмана. Это избавит родителей от беспокойства за ремонт, а ребёнку даст возможность использовать карандаш по его прямому назначению чуть чаще.

   Каракули прекращаются, когда в детских рисунках появляется замкнутый контур («круг») – ребёнок научился останавливать руку вовремя, возвращаться в ту точку, из которой началось движение. Закрытый контур даёт форму.  До трех лет ребенок больше ориентирован на форму, чем, например, на цвет. Если ему дать игрушки разного цвета и разной формы и попросить выбрать из них "вот такие", показав зеленый квадрат, то ребенок будет искать и тащить квадраты любого цвета, но именно квадраты. Впрочем, как и рисовать - показав красный шар и попросив его нарисовать, мы получим на детском рисунке круг, но не обязательно красный.

   Изобразительный период начинается приблизительно в 3-4 года. Первоначально рисунки мало отличаются от «каракулей», но ребёнок начинает давать названия своим рисункам: «Это мама» или «Это я играю», хотя на листе не обнаруживается ни того, ни другого. Рука пока ещё опережает образ. Именно в этом возрасте (а иногда и в 2,5 года)  можно найти группы для детей раннего возраста (не более 5-7 человек), в которых педагог (именно педагог-дошкольник, а не школьный учитель изо или художник с высшим художественным образованием) будет проводить краткосрочные встречи (в присутствии и с участием родителей или без него), направленные на ознакомление с различными художественными материалами и окружающим миром.

   Первым осознанным рисунком ребёнка становится изображение человека. Сначала дети изображают человека «вообще», а не папу, не маму и не себя. Но у всех «головоногов» (первых изображаемых ребёнком «людей») два глаза, две ноги, две руки и один рот – никто ещё из 2,5-3-х летних детей (за 20 лет моей работы с детьми и детским рисунком) не ошибся.

   Появление «головоногов» обусловлено личным физическим опытом – дети развиваются как бы «сверху вниз»: сначала начинают поднимать голову, потом опираться на предплечья, потом уже «подключать» колени и ползать. По той же схеме «развивается» детский рисунок. Сначала появляются и «оживают» руки;  к 5-7 годам (у всех детей по-разному) изображённый человек «пошёл», совершает действия – «чинит, готовит, лежит». Вот тут и наступает время включения в процесс обучения педагогов-художников. Во-первых, это возраст перехода от игровой деятельности к учебной; во-вторых у детей к этому возрасту накапливается эмоциональный опыт, а не только физический. Работа с цветом на основе анализа настроения строится проще.

   Дальнейшее художественное развитие зависит от множества внешних составляющих (учителя, одобрение/неодобрение родителей, наличие/отсутствие условий и т.д.) и наличия способностей в области изобразительного искусства.

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Когда начинать учить иностранные языки?

В настоящее время среди молодых родителей и педагогов очень распространено мнение что лучше всего начинать учить ребенка иностранным языкам как можно раньше. Это не совсем так. Подавляющее большинство...

КОГДА ИНТЕРЕСНО УЧИТЬСЯ

Нельзя забывать, что у ребенка гораздо меньше, чем у взрослого развита воля и сознательность. У него гораздо, туманное представление о сладких плодах учения, чем у взрослых. У него еще слабо развиты п...

Советы психолога родителям "Как помочь ребенку, когда он учится читать"

Советы психолога родителям "Как помочь ребенку, когда он учится читать"...

технологическая карта урока по окружающему миру по теме: "Пришла пора учиться"

технологическая карта урока по окружающему миру, 1 класс...

Программа профилактики дезадаптации первоклассников "Когда легко учиться"

Актуальность данной программы очевидна: сохранение психологического здоровья учащихся на современном этапе развития Российского общества является целью и критерием успешности модернизации народного об...