Рабочая программа 4 класс ИЗО
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5 города Новочеркасска Ростовской области
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании ШМО учителей начальных классов Протокол № 1 от 30.08.2013 г. | Принята на заседании педагогического совета МБОУ СОШ №5 Протокол №1 от 30.08.2013 г | «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ № 5 П. П. Каныгина__________ Приказ № 224-а от 30.08.2013 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
для 4 – б класса
2013 – 2014 учебный год
ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ «Планета Знаний»
Учитель Придатько Г.С.
г. Новочеркасск
2013 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
УМК «Планета Знаний»
Учебник Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство. 4 класс. Учебник. - М.: АСТ: Астрель, 2013.
Количество часов на изучение программы- 34 часа
Количество часов в неделю – 1 час
Рабочая программа по изобразительному искусству создана на основе:
- федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования;(2004 год – 4 класс, 2010 год – 1-3 классы)
- в соответствии с ООП и учебного плана МБОУ СОШ № 11 на 2013-2014 учебный год;
- в соответствии с примерной программой по предмету «Изобразительное искусство», Н.М. Сокольниковой для 4 класса, рекомендованной Министерством образования РФ,
- программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:
- Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство. 4 класс. Учебник. — М.: АСТ, Астрель.
- Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство. 4 класс. Рабочая тетрадь. — М.: АСТ, Астрель.
- Н.М. Сокольникова. Обучение в 4 классе по учебнику «Изобразительное искусство». — М.: АСТ, Астрель.
Цели и задачи учебного предмета:
Изучение изобразительного искусства в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- развитие творчества детей и их духовной культуры;
- освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребёнка;
- овладение основным средствам художественной выразительности (линия, пятно, цвет, колорит, фактура, тон, композиция, ритм, гармония и др.), необходимым для создания художественного образа;
- формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к её традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Общая характеристика учебного предмета:
Программа «Изобразительное искусство» строится на основе пластических искусств: изобразительного, народного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна.
Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования:
- приобщение к искусству как духовному опыту поколений,
- овладение способами художественной деятельности,
- развитие творческой одарённости ребёнка.
Содержание художественного образования предусматривает два основных вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик-зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик в роли художника, народного мастера, декоратора, архитектора, дизайнера). Это даёт возможность раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать только
информационного изложения материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребёнка с произведениями искусства.
Художественно-творческая деятельность учащихся осуществляется с учётом возрастных возможностей учащихся на доступном для них уровне.
Основные виды изобразительной деятельности учащихся (графика, живопись, лепка): знакомство с видами и жанрами изобразительного искусства, с шедеврами русского и зарубежного искусства, творчеством ведущих художников, развитие чувства стиля; рисование с натуры, по памяти и представлению, иллюстрирование сказок и других литературных произведений, создание тематических композиций, лепка рельефов и объёмных фигур, выявление характерных особенностей художественного образа.
Изучение народного искусства учащимися включает:
- знакомство с традиционными художественными промыслами,
- выявление характерных особенностей видового образа,
- умения определять принадлежность вещи к локальной школе мастерства, повтор орнаментов, сюжетов, мотивов, образов, вариация и импровизация по мотивам народной росписи,
- овладение приёмами кистевой росписи, лепку игрушек из глины (пластилина).
Изучение декоративного искусства предполагает:
- знакомство с видами декоративно-прикладного искусства (художественным стеклом, металлом, камнем, деревом, кожей, ткачеством и др.);
- декорирование поверхности, имитацию технологий художественной обработки материалов,
- создание орнаментальных и сюжетных плоскостных и объёмных композиций,
- украшение декором изделий, выявление характерных особенностей видового образа, развитие чувства стиля.
Основные виды архитектурной и дизайнерской деятельности учащихся:
- работа с простейшими знаковыми и графическими моделями,
- овладение элементарными приёмами комбинаторики и эвристики,
- проектирование, художественное конструирование, макетирование и моделирование,
- развитие чувства стиля.
На уроках изобразительного искусства формируются умения воспринимать окружающий мир и произведения искусства, выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения по видовым и жанровым признакам.
Особенно важно, что, постигая заложенные в произведениях искусства художественно-нравственные ценности, дети нравственно совершенствуются, духовно обогащаются.
Младшие школьники учатся работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа, решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, создавать творческие работы на основе собственного замысла, проявлять оригинальность.
Программа направлена на развитие у ребёнка способности экспериментировать с формой (мысленно и практически) как при ознакомлении с различными видами искусства, так и в ходе выполнения конкретных изобразительных, декоративных или дизайнерских заданий. Учащиеся 1–4 классов систематически осваивают «Азбуку форм». Они учатся различать в природе, произведениях искусства, объектах архитектуры и дизайна такие геометрические формы, как квадрат, ромб, круг, треугольник, прямоугольник, и такие тела, как куб, призма, цилиндр, шар, пирамида и др. Кроме этого, учащиеся знакомятся с формой спирали, яйца, волны и комбинированными формами. Рассматриваются бионические формы в архитектуре и дизайне. Теоретические знания о формообразовании закрепляются в процессе практической работы над эскизами, проектами и моделями объектов архитектуры и дизайна.
Освоение пространства младшими школьниками осуществляется в трёх направлениях: передача условного пространства на плоскости листа (графика, живопись), объёмные композиции (лепка, моделирование объектов дизайна)
и создание объёмно-пространственных композиций (архитектурное макетирование).
Освоение традиционных способов и приёмов передачи пространства на плоскости (загораживание, расположение удалённых предметов ближе к верхнему краю листа, уменьшение дальних объектов в размере, линейная и воздушная перспектива и др.) происходит систематически с 1 по 4 класс в процессе упражнений и творческих заданий.
На протяжении всего обучения в начальной школе особое внимание уделяется изучению «Азбуки цвета», специально составленной нами для учащихся, и входящих в неё основ цветоведения (цветовой круг, основные цвета, составные цвета, колорит, цветовой контраст и нюанс, холодный и тёплый цвета и др.). Учащиеся учатся анализировать выразительные свойства цвета в произведениях изобразительного искусства, народного и декоративного искусства, объектах архитектуры и дизайна. Природа может подсказать гармоничные цветовые сочетания: краски неба, земли, листвы, цветов, ракушек, камешков, чешуи рыб, крыльев бабочки, оперения птиц и др. Полученные знания дети закрепляют в процессе выполнения практических заданий.
Программой предусмотрены индивидуальные и коллективные формы работы. В индивидуальной работе учащиеся осваивают новые техники работы, изобразительную грамоту. Развивающие возможности совместной деятельности детей по созданию коллективных работ обеспечивают развитие у ребёнка способности видеть целое раньше частей, а также способности видеть отдельную вещь с позиций других людей. Можно использовать различные формы коллективной работы школьников (двое создают вместе одно изображение; 4–5 учащихся работают над одним заданием; все дети принимают участие в работе одновременно и др.). Работая в парах или группах, дети учатся планировать и координировать свою творческую деятельность, договариваться друг с другом о содержании и ходе выполнения задания.
Важнейшей особенностью данной программы является использование элементов арт-терапии. Это обусловлено тем, что на начальном этапе обучения художественному творчеству (изобразительному, декоративному, дизайнерскому) особое внимание уделяется развитию у ребёнка способности эмоционально переживать своё продуктивное действие, одновременно выражать в рисунке собственные переживания и чувства.
Арт-терапия понимается нами как профилактика и коррекция негативных психологических состояний (страх, усталость, агрессивность, раздражительность и т.п.) с помощью искусства. Она развивает эмоционально-чувственный мир ребёнка, его воображение и направлена на овладение им различными способами изображения, способствующими коррекции его различных эмоциональных состояний.
Арт-терапия делает акцент на свободном самовыражении ребёнка посредством любых художественных материалов и средств, имеющихся в его распоряжении. Свободное самовыражение необходимо (или желательно), для того чтобы помочь учащемуся устранить проявления его негативного психоэмоционального состояния, разрешить внутренние (связанные с самочувствием, настроениями) или внешние (связанные с взаимоотношениями с окружающими) проблемы, улучшить его общее состояние и т.д. Арт-терапия способствует развитию личности средствами искусства (самопознание, саморазвитие, самотерапия), где искусство выступает в качестве стимулятора психического развития
и саморазвития ребёнка.
На занятиях изобразительным искусством с арт-терапевтической целью используют следующие виды деятельности:
- рассматривание картин,
- рисование,
- лепка,
- конструирование,
- работа с природными материалами,
- иллюстрирование сказок и музыкальных страхов и др.
Одной из арт-терапевтических техник является ассоциативное рисование. В процессе этого рисования дети учатся выражать свои чувства, эмоции, вкусовые и тактильные ощущения в абстрактных (формальных) и изобразительных композициях. Очень важно научить детей выбирать художественные материалы и техники, наиболее подходящие для воплощения замысла.
Основное содержание
Основные содержательные линии рабочей программы представлены следующими разделами:
- «Мир изобразительного искусства»-15 ч
«Путешествие в мир искусства» (1 ч). Знакомство с необычными художественными музеями.
«Виды и жанры изобразительного искусства» (14 ч). Анималистический жанр. Исторический жанр. Батальный жанр. Бытовой жанр. Пейзаж. Портрет. Натюрморт. Книжная графика. Каллиграфия. Компьютерная графика.
- «Мир декоративного искусства» -8 ч
Художественная керамика и фарфор. Художественное стекло и хрусталь. Художественный металл. Художественный текстиль.
- «Мир народного искусства» -7 ч
Лаковая миниатюра (Палех, Мстёра, Холуй). Русское кружево. Резьба по кости. Тульские самовары и пряники. Народный костюм.
- «Мир архитектуры и дизайна» -4 ч
Бионическая архитектура. Бионические формы в дизайне. Дизайн костюма. Фитодизайн.
Требования к уровню подготовки выпускников 4 класса
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен :
- знать/понимать:
- богатства и разнообразия художественных средств для выражения эмоционально-ценностного отношения к миру;
- основы эмоционально-ценностного, эстетического отношения к миру, явлениям жизни и искусства, понимание красоты как ценности.
- ценности искусства в сотворении гармонии между человеком и окружающим миром;
- потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
- основные и составные цвета, тёплые и холодные цвета; применять эти цвета в творческой работе;
- основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и лепке (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах; иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
- уметь:
- правильно и выразительно использовать в работе разнообразные графические материалы (различные способы штриховки графитными и цветными карандашами, фломастерами, пером и тушью, пастельными мелками, углем, сангиной и др.) и живописные приёмы (по-сырому, лессировка, раздельный мазок, от пятна и др.), а также способы применения смешанной техники работы разнообразными художественными материалами (акварель с белилами, акварель и штриховка тушью
- выполнять наброски, эскизы, учебные и творческие работы с натуры, по памяти и воображению в разных художественных техниках;
- изображать с натуры и по памяти отдельные предметы, группы предметов, человека, фрагменты природы, интерьера, архитектурных сооружений;
- передавать объёмное изображение формы предмета с помощью светотени;
- использовать пропорциональные соотношения при изображении лица и фигуры человека;
- изображать глубину пространства на плоскости с помощью элементов линейной и воздушной перспективы;
- передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами, выстраивать последовательность событий, выделять композиционный центр;
- выполнять несложные модели дизайнерских объектов и доступные архитектурные макеты;
- передавать с помощью ритма движение и эмоциональное состояние в композиции;
- выполнять ассоциативные рисунки и лепку;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания средствами компьютерной графики выразительных образов природы, человека, животного (в программе Paint).
- конструирования по свободному замыслу.
- моделирования образов животных, человека и предметов на плоскости и в объёме при выполнении дизайнерских объектов, архитектурных макетов;
Календарно-тематическое планирование:
№ урока | Наименование разделов и тем | Сроки прохождения |
1 | Необычные музеи. Анималистический жанр. С. 4–5 | 03.09 |
2 | Школа лепки. С. 18–13 | 10.09 |
3 | Школа графики С. 14–15 | 17.09 |
4 | Школа живописи. «Храбрый лев» С. 16–17 | 24.09 |
5 | Исторический жанр Батальный жанр. Тульский государственный музей оружия. С.18–21 | 01.10 |
6 | Школа живописи и графики «Богатырское сражение» С. 22–23 | 8.10 |
7 | Бытовой жанр С. 24–29 | 15.10 |
8 | Портрет. Пейзаж. Натюрморт С. 30–31 | 22.10 |
9 | Школа графики. Учимся рисовать человека.
| 29.10 |
10 | Портрет. Эмоции на лице. Школа графики. | 12.11 |
11 | Книжная графика как вид изобразительного искусства. Школа книжной графики.Иллюстрирование басни И. Крылова «Стрекоза и Муравей». С. 40–43 | 19.11 |
12 | Искусство каллиграфии. Музей каллиграфии. Школа каллиграфии. Чудо -звери. С. 44–47 | 26.11 |
13 | Компьютерная графика. С. 48–51 | 03.12 |
14 | Школа компьютерной графики «Игрушечный мишка». С. 52–53 | 10.12 |
15 | Проверочный урок. Твои творческие достижения. С. 54–55 | 17.12 |
16 | Художественная керамика и фарфор. Школа декора «Девочка с птицей». С. 60–63 | 14.01 |
17 | Художественное стекло. Хрусталь. Музей хрусталя. С. 64–67 | 21.01 |
18 | Декоративные звери и птицы. Школа декора. С. 68–69 | 28.01 |
19 | Художественный металл. Каслинское литьё. Кузнечное ремесло. Музей «Огни Москвы». Школа декоративного искусства. Чугунное кружево. Волшебный фонарь. С. 70–75 | 04.02 |
20 | Художественный текстиль. Ручная роспись ткани. Мастерство изготовления валенок. Музей валенок. С. 76–79 | 11.02 |
21 | Школа декора. Украшаем валенки. Учимся валять валенки. С. 80–81 | 18.02 |
22 | Орнамент. Сетчатый орнамент. Орнаменты народов мира. | 25.02 |
23 | Проверочный урок. Твои творческие достижения. С. 84–85 | 04.03 |
24 | Лаковая миниатюра (Федоскино, Палех, Мстёра, Холуй).Школа народного искусства. Палехские деревья. С. 90–91 | 11.03 |
25 | Русское кружево. Вологодские узоры. С. 92–93 | 18.03 |
26 | Резьба по кости. Холмогорские узоры. С. 94–95 | 01.04 |
27 | Народный костюм. Ансамбль женского костюма. Головные уборы.С. 96–97 | 8.04 |
28 | Мужской костюм. Обувь. Одежда народов Севера. Одежда на родов Кавказа. Народный костюм. Музей утюга. Школа народного искусства. С. 98–101 | 15.04 |
29 | Тульские самовары и пряники. Школа народного искусства. Русский самовар. Пряничные доски. С. 102–105 | 22.04 |
30 | Проверочный урок. Твои творческие достижения. С. 106–107 | 29.04 |
31 | Бионическая архитектура. Природные формы. С. 112–117 Бионические формы в дизайне. Школа дизайна. Мой первый автомобиль. Мебель для детской комнаты. «Скамейка-слон». | 06.05 |
32 | Человек в дизайне. С. 118–119 Школа дизайна. Дизайн костюма. С. 124–127 | 13.05 |
33 | Школа дизайна. Фитодизайн. Игрушки из природных материалов. С. 128–133 Музей упаковки.Школа дизайна.Упаковка для тульского пряника «Пряничный дом» | 20.05 |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo.docx | 50.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5 города Новочеркасска Ростовской области
Рассмотрена и рекомендована к утверждению на заседании ШМО учителей начальных классов Протокол № 1 от 30.08.2013 г. | Принята на заседании педагогического совета МБОУ СОШ №5 Протокол №1 от 30.08.2013 г | «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ № 5 П. П. Каныгина__________ Приказ № 224-а от 30.08.2013 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
для 4 – б класса
2013 – 2014 учебный год
ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ «Планета Знаний»
Учитель Придатько Г.С.
г. Новочеркасск
2013 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
УМК «Планета Знаний»
Учебник Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство. 4 класс. Учебник. - М.: АСТ: Астрель, 2013.
Количество часов на изучение программы- 34 часа
Количество часов в неделю – 1 час
Рабочая программа по изобразительному искусству создана на основе:
- федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования;(2004 год – 4 класс, 2010 год – 1-3 классы)
- в соответствии с ООП и учебного плана МБОУ СОШ № 11 на 2013-2014 учебный год;
- в соответствии с примерной программой по предмету «Изобразительное искусство», Н.М. Сокольниковой для 4 класса, рекомендованной Министерством образования РФ,
- программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:
- Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство. 4 класс. Учебник. — М.: АСТ, Астрель.
- Н.М. Сокольникова. Изобразительное искусство. 4 класс. Рабочая тетрадь. — М.: АСТ, Астрель.
- Н.М. Сокольникова. Обучение в 4 классе по учебнику «Изобразительное искусство». — М.: АСТ, Астрель.
Цели и задачи учебного предмета:
Изучение изобразительного искусства в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
- развитие творчества детей и их духовной культуры;
- освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребёнка;
- овладение основным средствам художественной выразительности (линия, пятно, цвет, колорит, фактура, тон, композиция, ритм, гармония и др.), необходимым для создания художественного образа;
- формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии;
- воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к её традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Общая характеристика учебного предмета:
Программа «Изобразительное искусство» строится на основе пластических искусств: изобразительного, народного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна.
Содержание программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования:
- приобщение к искусству как духовному опыту поколений,
- овладение способами художественной деятельности,
- развитие творческой одарённости ребёнка.
Содержание художественного образования предусматривает два основных вида деятельности учащихся: восприятие произведений искусства (ученик-зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик в роли художника, народного мастера, декоратора, архитектора, дизайнера). Это даёт возможность раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать только
информационного изложения материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребёнка с произведениями искусства.
Художественно-творческая деятельность учащихся осуществляется с учётом возрастных возможностей учащихся на доступном для них уровне.
Основные виды изобразительной деятельности учащихся (графика, живопись, лепка): знакомство с видами и жанрами изобразительного искусства, с шедеврами русского и зарубежного искусства, творчеством ведущих художников, развитие чувства стиля; рисование с натуры, по памяти и представлению, иллюстрирование сказок и других литературных произведений, создание тематических композиций, лепка рельефов и объёмных фигур, выявление характерных особенностей художественного образа.
Изучение народного искусства учащимися включает:
- знакомство с традиционными художественными промыслами,
- выявление характерных особенностей видового образа,
- умения определять принадлежность вещи к локальной школе мастерства, повтор орнаментов, сюжетов, мотивов, образов, вариация и импровизация по мотивам народной росписи,
- овладение приёмами кистевой росписи, лепку игрушек из глины (пластилина).
Изучение декоративного искусства предполагает:
- знакомство с видами декоративно-прикладного искусства (художественным стеклом, металлом, камнем, деревом, кожей, ткачеством и др.);
- декорирование поверхности, имитацию технологий художественной обработки материалов,
- создание орнаментальных и сюжетных плоскостных и объёмных композиций,
- украшение декором изделий, выявление характерных особенностей видового образа, развитие чувства стиля.
Основные виды архитектурной и дизайнерской деятельности учащихся:
- работа с простейшими знаковыми и графическими моделями,
- овладение элементарными приёмами комбинаторики и эвристики,
- проектирование, художественное конструирование, макетирование и моделирование,
- развитие чувства стиля.
На уроках изобразительного искусства формируются умения воспринимать окружающий мир и произведения искусства, выявлять с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализировать результаты сравнения, объединять произведения по видовым и жанровым признакам.
Особенно важно, что, постигая заложенные в произведениях искусства художественно-нравственные ценности, дети нравственно совершенствуются, духовно обогащаются.
Младшие школьники учатся работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа, решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, создавать творческие работы на основе собственного замысла, проявлять оригинальность.
Программа направлена на развитие у ребёнка способности экспериментировать с формой (мысленно и практически) как при ознакомлении с различными видами искусства, так и в ходе выполнения конкретных изобразительных, декоративных или дизайнерских заданий. Учащиеся 1–4 классов систематически осваивают «Азбуку форм». Они учатся различать в природе, произведениях искусства, объектах архитектуры и дизайна такие геометрические формы, как квадрат, ромб, круг, треугольник, прямоугольник, и такие тела, как куб, призма, цилиндр, шар, пирамида и др. Кроме этого, учащиеся знакомятся с формой спирали, яйца, волны и комбинированными формами. Рассматриваются бионические формы в архитектуре и дизайне. Теоретические знания о формообразовании закрепляются в процессе практической работы над эскизами, проектами и моделями объектов архитектуры и дизайна.
Освоение пространства младшими школьниками осуществляется в трёх направлениях: передача условного пространства на плоскости листа (графика, живопись), объёмные композиции (лепка, моделирование объектов дизайна)
и создание объёмно-пространственных композиций (архитектурное макетирование).
Освоение традиционных способов и приёмов передачи пространства на плоскости (загораживание, расположение удалённых предметов ближе к верхнему краю листа, уменьшение дальних объектов в размере, линейная и воздушная перспектива и др.) происходит систематически с 1 по 4 класс в процессе упражнений и творческих заданий.
На протяжении всего обучения в начальной школе особое внимание уделяется изучению «Азбуки цвета», специально составленной нами для учащихся, и входящих в неё основ цветоведения (цветовой круг, основные цвета, составные цвета, колорит, цветовой контраст и нюанс, холодный и тёплый цвета и др.). Учащиеся учатся анализировать выразительные свойства цвета в произведениях изобразительного искусства, народного и декоративного искусства, объектах архитектуры и дизайна. Природа может подсказать гармоничные цветовые сочетания: краски неба, земли, листвы, цветов, ракушек, камешков, чешуи рыб, крыльев бабочки, оперения птиц и др. Полученные знания дети закрепляют в процессе выполнения практических заданий.
Программой предусмотрены индивидуальные и коллективные формы работы. В индивидуальной работе учащиеся осваивают новые техники работы, изобразительную грамоту. Развивающие возможности совместной деятельности детей по созданию коллективных работ обеспечивают развитие у ребёнка способности видеть целое раньше частей, а также способности видеть отдельную вещь с позиций других людей. Можно использовать различные формы коллективной работы школьников (двое создают вместе одно изображение; 4–5 учащихся работают над одним заданием; все дети принимают участие в работе одновременно и др.). Работая в парах или группах, дети учатся планировать и координировать свою творческую деятельность, договариваться друг с другом о содержании и ходе выполнения задания.
Важнейшей особенностью данной программы является использование элементов арт-терапии. Это обусловлено тем, что на начальном этапе обучения художественному творчеству (изобразительному, декоративному, дизайнерскому) особое внимание уделяется развитию у ребёнка способности эмоционально переживать своё продуктивное действие, одновременно выражать в рисунке собственные переживания и чувства.
Арт-терапия понимается нами как профилактика и коррекция негативных психологических состояний (страх, усталость, агрессивность, раздражительность и т.п.) с помощью искусства. Она развивает эмоционально-чувственный мир ребёнка, его воображение и направлена на овладение им различными способами изображения, способствующими коррекции его различных эмоциональных состояний.
Арт-терапия делает акцент на свободном самовыражении ребёнка посредством любых художественных материалов и средств, имеющихся в его распоряжении. Свободное самовыражение необходимо (или желательно), для того чтобы помочь учащемуся устранить проявления его негативного психоэмоционального состояния, разрешить внутренние (связанные с самочувствием, настроениями) или внешние (связанные с взаимоотношениями с окружающими) проблемы, улучшить его общее состояние и т.д. Арт-терапия способствует развитию личности средствами искусства (самопознание, саморазвитие, самотерапия), где искусство выступает в качестве стимулятора психического развития
и саморазвития ребёнка.
На занятиях изобразительным искусством с арт-терапевтической целью используют следующие виды деятельности:
- рассматривание картин,
- рисование,
- лепка,
- конструирование,
- работа с природными материалами,
- иллюстрирование сказок и музыкальных страхов и др.
Одной из арт-терапевтических техник является ассоциативное рисование. В процессе этого рисования дети учатся выражать свои чувства, эмоции, вкусовые и тактильные ощущения в абстрактных (формальных) и изобразительных композициях. Очень важно научить детей выбирать художественные материалы и техники, наиболее подходящие для воплощения замысла.
Основное содержание
Основные содержательные линии рабочей программы представлены следующими разделами:
- «Мир изобразительного искусства»-15 ч
«Путешествие в мир искусства» (1 ч). Знакомство с необычными художественными музеями.
«Виды и жанры изобразительного искусства» (14 ч). Анималистический жанр. Исторический жанр. Батальный жанр. Бытовой жанр. Пейзаж. Портрет. Натюрморт. Книжная графика. Каллиграфия. Компьютерная графика.
- «Мир декоративного искусства» -8 ч
Художественная керамика и фарфор. Художественное стекло и хрусталь. Художественный металл. Художественный текстиль.
Лаковая миниатюра (Палех, Мстёра, Холуй). Русское кружево. Резьба по кости. Тульские самовары и пряники. Народный костюм.
- «Мир архитектуры и дизайна» -4 ч
Бионическая архитектура. Бионические формы в дизайне. Дизайн костюма. Фитодизайн.
Требования к уровню подготовки выпускников 4 класса
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен :
- знать/понимать:
- богатства и разнообразия художественных средств для выражения эмоционально-ценностного отношения к миру;
- основы эмоционально-ценностного, эстетического отношения к миру, явлениям жизни и искусства, понимание красоты как ценности.
- ценности искусства в сотворении гармонии между человеком и окружающим миром;
- потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
- основные и составные цвета, тёплые и холодные цвета; применять эти цвета в творческой работе;
- основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и лепке (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных и конструктивных работах; иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
- уметь:
- правильно и выразительно использовать в работе разнообразные графические материалы (различные способы штриховки графитными и цветными карандашами, фломастерами, пером и тушью, пастельными мелками, углем, сангиной и др.) и живописные приёмы (по-сырому, лессировка, раздельный мазок, от пятна и др.), а также способы применения смешанной техники работы разнообразными художественными материалами (акварель с белилами, акварель и штриховка тушью
- выполнять наброски, эскизы, учебные и творческие работы с натуры, по памяти и воображению в разных художественных техниках;
- изображать с натуры и по памяти отдельные предметы, группы предметов, человека, фрагменты природы, интерьера, архитектурных сооружений;
- передавать объёмное изображение формы предмета с помощью светотени;
- использовать пропорциональные соотношения при изображении лица и фигуры человека;
- изображать глубину пространства на плоскости с помощью элементов линейной и воздушной перспективы;
- передавать в композиции сюжет и смысловую связь между объектами, выстраивать последовательность событий, выделять композиционный центр;
- выполнять несложные модели дизайнерских объектов и доступные архитектурные макеты;
- передавать с помощью ритма движение и эмоциональное состояние в композиции;
- выполнять ассоциативные рисунки и лепку;
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- создания средствами компьютерной графики выразительных образов природы, человека, животного (в программе Paint).
- конструирования по свободному замыслу.
- моделирования образов животных, человека и предметов на плоскости и в объёме при выполнении дизайнерских объектов, архитектурных макетов;
Календарно-тематическое планирование:
№ урока | Наименование разделов и тем | Сроки прохождения |
1 | Необычные музеи. Анималистический жанр. С. 4–5 | 03.09 |
2 | Школа лепки. С. 18–13 | 10.09 |
3 | Школа графики С. 14–15 | 17.09 |
4 | Школа живописи. «Храбрый лев» С. 16–17 | 24.09 |
5 | Исторический жанр Батальный жанр. Тульский государственный музей оружия. С.18–21 | 01.10 |
6 | Школа живописи и графики «Богатырское сражение» С. 22–23 | 8.10 |
7 | Бытовой жанр С. 24–29 | 15.10 |
8 | Портрет. Пейзаж. Натюрморт С. 30–31 | 22.10 |
9 | Школа графики. Учимся рисовать человека. | 29.10 |
10 | Портрет. Эмоции на лице. Школа графики. | 12.11 |
11 | Книжная графика как вид изобразительного искусства. Школа книжной графики.Иллюстрирование басни И. Крылова «Стрекоза и Муравей». С. 40–43 | 19.11 |
12 | Искусство каллиграфии. Музей каллиграфии. Школа каллиграфии. Чудо -звери. С. 44–47 | 26.11 |
13 | Компьютерная графика. С. 48–51 | 03.12 |
14 | Школа компьютерной графики «Игрушечный мишка». С. 52–53 | 10.12 |
15 | Проверочный урок. Твои творческие достижения. С. 54–55 | 17.12 |
16 | Художественная керамика и фарфор. Школа декора «Девочка с птицей». С. 60–63 | 14.01 |
17 | Художественное стекло. Хрусталь. Музей хрусталя. С. 64–67 | 21.01 |
18 | Декоративные звери и птицы. Школа декора. С. 68–69 | 28.01 |
19 | Художественный металл. Каслинское литьё. Кузнечное ремесло. Музей «Огни Москвы». Школа декоративного искусства. Чугунное кружево. Волшебный фонарь. С. 70–75 | 04.02 |
20 | Художественный текстиль. Ручная роспись ткани. Мастерство изготовления валенок. Музей валенок. С. 76–79 | 11.02 |
21 | Школа декора. Украшаем валенки. Учимся валять валенки. С. 80–81 | 18.02 |
22 | Орнамент. Сетчатый орнамент. Орнаменты народов мира. | 25.02 |
23 | Проверочный урок. Твои творческие достижения. С. 84–85 | 04.03 |
24 | Лаковая миниатюра (Федоскино, Палех, Мстёра, Холуй).Школа народного искусства. Палехские деревья. С. 90–91 | 11.03 |
25 | Русское кружево. Вологодские узоры. С. 92–93 | 18.03 |
26 | Резьба по кости. Холмогорские узоры. С. 94–95 | 01.04 |
27 | Народный костюм. Ансамбль женского костюма. Головные уборы.С. 96–97 | 8.04 |
28 | Мужской костюм. Обувь. Одежда народов Севера. Одежда на родов Кавказа. Народный костюм. Музей утюга. Школа народного искусства. С. 98–101 | 15.04 |
29 | Тульские самовары и пряники. Школа народного искусства. Русский самовар. Пряничные доски. С. 102–105 | 22.04 |
30 | Проверочный урок. Твои творческие достижения. С. 106–107 | 29.04 |
31 | Бионическая архитектура. Природные формы. С. 112–117 Бионические формы в дизайне. Школа дизайна. Мой первый автомобиль. Мебель для детской комнаты. «Скамейка-слон». | 06.05 |
32 | Человек в дизайне. С. 118–119 Школа дизайна. Дизайн костюма. С. 124–127 | 13.05 |
33 | Школа дизайна. Фитодизайн. Игрушки из природных материалов. С. 128–133 Музей упаковки.Школа дизайна.Упаковка для тульского пряника «Пряничный дом» | 20.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Рос...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...
Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"
Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...
Рабочие программы класс Школа России
В данном материале находятся рабочие программы, для 1 класса по УМК "Школа России". По математике, технологии, русскому языку (букварный и после букварные периоды), литературному чтению, окр...