Рабочая программа по ИЗО 1 класс Гармония
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) по теме
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» составлена на основе ФГОС начального общего образования, примерной программы по изобразительному искусству и авторской программы «Изобразительное искусство»под редакцией Б.М. Неменского.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_izo_1_klass_garmoniya.doc | 120.5 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Варгановская основная общеобразовательная школа
Щучанского района Курганской области»
Рассмотрено на педсовете Утверждаю
школы «___» ______ 2012 г. Директор школы:
протокол № ____ _______ (Зорина Г.Ю.)
«___» ______ 2012 г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ»
1класс
Составитель: Парахина С.Г. учитель начальных
классов, 1 категория.
2012 г
Пояснительная записка.
Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» составлена на основе ФГОС начального общего образования, примерной программы по изобразительному искусству и авторской программы «Изобразительное искусство»под редакцией Б.М. Неменского,
Для реализации рабочей программы предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, такие как: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и самостоятельная работа, практические и тематические работы. Во время учебных занятий ученики обсуждают работы товарищей, результаты коллективного творчества и индивидуальные работы на уроках. Значительную роль играют литературные и музыкальные произведения, позволяющие создать целостное представление о культуре народа.
Большое внимание уделяется развитию речи обучающихся, так как раскрываются основные термины и понятия такие, как: гуашь, репродукция, панно.
Содержание рабочей программы направлено на реализацию приоритетных направлений художественного образования: приобщение к искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.
Изучаются такие закономерности изобразительного искусства, без которых невозможна ориентация в потоке художественной информации. Обучающиеся получают представление об изобразительном искусстве как целостном явлении. Это дает возможность сохранить ценностные аспекты искусства и не свести его изучение к узко технологической стороне.
Содержание художественного образования предусматривает два вида деятельности обучающихся: восприятие произведений искусства (ученик - зритель) и собственную художественно-творческую деятельность (ученик - художник). Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух сторон жизни человека в искусстве, раскрыть характер диалога между художником и зрителем, избежать преимущественно информационного подхода к изложению материала. При этом учитывается собственный эмоциональный опыт общения ребенка с произведениями искусства, что позволяет вывести на передний план деятельностное освоение изобразительного искусства.
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство – формирование художественной культуры учащихся как неотемлемой части культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Целью художественного воспитания и обучения в 1 классе является формирование представления о трех видах художественной деятельности, которые определяют все многообразие визуальных пространственных искусств.
Задачи:
• развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
• освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно-прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
• овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
• воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
На уроках изобразительного искусства формируются умения:
♦ воспринимать окружающий мир и произведения искусства;
♦ анализировать результаты сравнения;
♦ работать с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа;
♦ развивать наблюдательность;
♦ создавать творческие работы на основе собственного замысла;
♦ формировать навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат);
♦ работать с пластилином, бумагой, гуашью, фломастерами, карандашами;
♦ участвовать в создании «проектов» изображений, украшений, построек для дома;
♦ понимать выразительность пропорций и конструкцию формы.
На помощь ученикам приходит игровая, образная форма приобщения к искусству: три Брата-Мастера – Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки. Увидеть в окружающей жизни работу того или иного Брата – Мастера – интересная игра. С нее начинается познание связей искусства с жизнью.
В задачу 1 года обучения входит осознание того, что Мастера работают определенными материалами, а так же первичное освоение этих материалов. Через работу каждого Мастера связывается детская художественная работа со взрослым искусством. Здесь закладываются основы понимания огромной роли изобразительной деятельности в жизни людей. В искусстве существует не только Художник, но и Зритель. Задачей Мастера является обучение детей первичному опыту владения доступными начальной школе материалами.
Рабочая программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объёме; декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Наряду с основной формой организации учебного процесса – уроком – проводятся экскурсии в краеведческие музеи; используются видеоматериалы о художественных музеях и картинных галереях.
Основные межпредметные связи осуществляются с уроками музыки и литературного чтения. При прохождении отдельных тем используются межпредметные связи с окружающим миром, математикой (геометрические фигуры и объемы), трудовым обучением (природные и искусственные материалы, отделка готовых изделий).
В первом классе в адаптационный период при проведении уроков используются (интегрированные уроки, работа в группах и парах, организационно – деятельностные игры, деловые игры, экскурсии и т. д.)
???
Новизна данной учебной программы заключается в том, что организация образовательного процесса в 1 классе в адаптационный период (первая четверть) осваивается в рамках внеурочных форм: целевых прогулок, игр на свежем воздухе, экскурсий и т.д.
Планируемые результаты освоения учащимися программы:
На первой ступени школьного обучения освоения математического содержания обеспечиваются условия достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся.
Личностные результаты
отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
- в ценностно- эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям);
- толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций
- художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;
- в познавательной сфере – способность к художественному познанию мира;
- умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
- в трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование);
- стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- определять три способа художественной деятельности: изобразительную, декоративную и конструктивную.
- определять названиями главных цветов (красный, жёлтый, синий, зелёный, фиолетовый, оранжевый, голубой);
- правильно работать акварельными красками, ровно закрывать ими нужную поверхность;
- элементарным правилам смешивания цветов (красный + синий = фиолетовый;
синий + жёлтый = зелёный) и т. д.
- простейшим приёмам лепки.
- основным термины изобразительного искусства
- что в создании любой вещи, объекта окружающей среды принимают участие «Мастера Изображения, Украшения и Постройки».
Обучающийся получит возможность научится:
- верно держать лист бумаги, карандаш;
- правильно пользоваться инструментами и материалами ИЗО;
- выполнять простейшие узоры в полосе, круге из декоративных форм растительного мира;
- передавать в рисунке простейшую форму, общее пространственное положение, основной цвет предметов;
- применять элементы декоративного рисования кистью;
- владеть различными приемами работы с пластилином, различными материалами;
- использовать красоту материалов при выполнении своих работ.
Учебно-тематический план
№ п\п | Наименование разделов и тем. | Всего часов |
ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ, УКРАШАЕШЬ И СТРОИШЬ | ||
1. | Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения | 8ч. |
2. | Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения | 8 ч. |
3. | Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки | 11ч. |
4. | Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу | 5 ч. |
Всего: | 33 |
Содержание учебного предмета
Ты изображаешь, украшаешь и строишь
Три вида художественной деятельности (изобразительная, декоративная, конструктивная), определяющие все многообразие визуальных пространственных искусств, — основа познания единства мира этих визуальных искусств. Игровая, образная форма приобщения к искусству: три Брата-Мастера — Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки. Уметь видеть в окружающей жизни работу того или иного Брата-Мастера — интересная игра, с которой начинается познание связей искусства с жизнью. Первичное освоение художественных материалов и техник.
Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения (8 ч)
Мастер Изображения учит видеть и изображать. Первичный опыт работы художественными материалами, эстетическая оценка их выразительных возможностей.
Пятно, объем, линия, цвет — основные средства изображения. Овладение первичными навыками изображения на плоскости с помощью линии, пятна, цвета. Овладение первичными навыками изображения в объеме.
В результате освоения данного раздела обучающийся научится:
- основным приемам работы художественными, пластическими материалами;
Обучающийся получит возможность научиться:
- последовательно вести работу над задуманной композицией
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения (8 ч)
Украшения в природе. Красоту нужно уметь замечать. Люди радуются красоте и украшают мир вокруг себя. Мастер Украшения учит любоваться красотой.
Основы понимания роли декоративной художественной деятельности в жизни человека. Мастер Украшения — мастер общения, он организует общение людей, помогая им наглядно выявлять свои роли.
Первичный опыт владения художественными материалами и техниками (аппликация, бумагопластика, коллаж, монотипия). Первичный опыт коллективной деятельности.
В результате освоения данного раздела обучающийся научится:
-знать названия главных цветов;
-элементарным правилам смешивания цветов;
- элементарным приемам работы с различными материалами;
Обучающийся получит возможность научиться:
- правильно сидеть за партой;
- верно держать лист бумаги, кисть и проводить линии в нужных направлениях;
- правильно пользоваться инструментами и приспособлениями для работы;
- соблюдать технику безопасности на уроке.
Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки (11 ч)
Первичные представления о конструктивной художественной деятельности и ее роли в жизни человека. Художественный образ в архитектуре и дизайне.
Мастер Постройки — олицетворение конструктивной художественной деятельности.. Умение видеть конструкцию формы предмета лежит в основе умения рисовать.
Разные типы построек. Первичные умения видеть конструкцию, т. е. построение предмета.
Первичный опыт владения художественными материалами и техниками конструирования. Первичный опыт коллективной работы.
В результате освоения данного раздела обучающийся научится:
- основным термины изобразительного искусства;
- что в создании любой вещи, объекта окружающей среды принимают участие «Мастера Изображения, Украшения и Постройки».
Обучающийся получит возможность научиться:
- выполнять простейшие конструирования из бумаги;
- владеть различными приемами работы с пластилином, различными материалами;
- использовать красоту материалов при выполнении своих работ.
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5 ч)
Общие начала всех пространственно-визуальных искусств — пятно, линия, цвет в пространстве и на плоскости. Различное использование в разных видах искусства этих элементов языка.
Изображение, украшение и постройка — разные стороны работы художника и присутствуют в любом произведении, которое он создает.
Наблюдение природы и природных объектов. Эстетическое восприятие природы. Художественно-образное видение окружающего мира.
Навыки коллективной творческой деятельности.
В результате освоения данного раздела обучающийся научится:
- что в создании любой вещи, объекта окружающей среды принимают участие «Мастера Изображения, Украшения и Постройки».
Обучающийся получит возможность научиться:
- владеть различными приемами работы с пластилином, различными материалами;
- использовать красоту материалов при выполнении своих работ.
Контроль уровня достижения планируемых результатов
освоения программы
Информационные источники
Нормативные документы:
- Федеральный государственный стандарт начального общего образования. – М. : Просвещение, 2010. – 32с. – (Стандарты второго поколения).
- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2ч. Ч.1. – 5-е изд. перераб. – М. : Просвещение, 2011. – 400с. – (Стандарты второго поколения). Кондаков А.М., Кезина Л.П.
Учебно-методическая литература для учителя:
1. Рабочие программы Изобразительное искусство. Предметная линия учебников под редакцией Б.М. Неменского 1-4 классы Просвещение 2012
2. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / (А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская т др.); под ред. А.Г.Асмолова. – 2-е изд. – М. : Просвещение, 2010. – 152с.ил.
3 Методические рекомендации к учебнику для 1 класса общеобразовательных учреждений / Н.Б. Истомина. Ассоциация XXI век 2012 (электронная версия)
4. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2ч. Ч.1/ (М.Ю.Демидова, С.В.Иванов, О.А.Карабанова и др.); под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. - М. : Просвещение, 2010. – 215с.
5. Изобразительное искусство 1-4 класс Неменский Б.Н.; Неменская Л.А.; Коротеева Е.И. и др./ Под ред. Неменского Б.М. Пособие для учителей и методистов (электронная версия)
6. Неменская Л.А. «Изобразительное искусство». Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1класс: учеб.для общеобразоват. Учреждений / Л.А.Неменская; под. ред. Б.М.Неменского. – 9-е изд. –М.: Просвещение, 2012.-111 с.: ил.
Литература для учащихся:
1. Неменская Л.А. «Изобразительное искусство». Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1класс: учеб.для общеобразоват. Учреждений / Л.А.Неменская; под. ред. Б.М.Неменского. – 9-е изд. –М.: Просвещение, 2012.-111 с.: ил.
Электронные ресурсы:
«Ассоциация ХХ Ι век»
- www.ass21vek.ru.
Журнал «Начальная школа», газета «1 сентября».
- http:www.Nachalka.com.
- http:www.viku.rdf.ru.
- http:www.rusedu.ru.
Приложение к программе
по изобразительному искусству
1 класс
Календарно- тематическое планирование
Календарно -тематическое планирование
Ты учишься изображать (9 ч.)
№ те мы | Тема урока | Кол-во часов | Экскурсии, |
1. | Вводный инструктаж. Все дети любят рисовать. | 1 | |
2. | Инструктаж №1 Экскурсия в природу Изображения всюду вокруг нас. | 1 | Экс 1 |
3. | Инструктаж №2 Экскурсия в природу Материалы для уроков изобразительного искусства. | 1 | Экс 2 |
4. | Инструктаж №3 Экскурсия в природу Мастер Изображения учит видеть. | 1 | Экс 3 |
5. | Инструктаж №4 Экскурсия в природу. Изображать можно пятном. урок-игра | 1 | Экс 4 |
6. | Изображать можно в объёме. | 1 | |
7. | Инструктаж №5 Экскурсия в природу. Изображать можно линией. | 1 | Экс 5 |
8. | Инструктаж №6 Экскурсия в природу Разноцветные краски. | 1 | Экс 6 |
9. | Художники и зрители. Инструктаж №7 Урок-игра | 1 |
Тема: Ты украшаешь. (8 ч.)
№ те мы | Тема урока | Кол-во часов | Экскурсии, инструктажи |
10. | Мир полон украшений. | 1 | |
11. | Красоту нужно уметь замечать. | 1 | |
12. | Цветы. | 1 | |
13. | Узоры на крыльях. | 1 | |
14. | Красивые рыбы. | 1 | |
15. | Украшения птиц. | 1 | |
16. | Узоры которые создали люди. | 1 | |
17. | Мастер Украшения помогает сделать праздник. | 1 |
Раздел темы №3 Ты строишь. (8 ч.)
№ те мы | Тема урока | Кол-во часов | Экскурсии, инструктажи |
18. | Постройка в нашей жизни. | 1 | |
19. | Дома бывают разными. | 1 | |
20. | Домики, которые построила природа. | 1 | |
21. | Снаружи и внутри. | 1 | |
22. | Строим город. | 1 | |
23. | Всё имеет своё строение. | 1 | |
24. | Строим вещи. | 1 | |
25. | Город, в котором мы живём. | 1 |
Раздел темы №4 Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (8ч.)
№ те мы | Тема урока | Кол-во часов | Экскурсии, инструктажи |
26. | Три Брата Мастера всегда трудятся вместе. | 1 | |
27. | Праздник птиц. | 1 | |
28. | Разноцветные жуки. | 1 | |
29. | Сказочная страна. | 1 | |
30. | Времена года. | 1 | |
31. | Здравствуй, лето! | 1 | |
32. | Экскурсия на природу. | 1 | |
33. | Экскурсия на выставку картин. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа. Технология 3 класс. УМК "Гармония"
Рабочая программа. Технология 3 класс. УМК "Гармония"...
Рабочая программа для 3 класса(Гармония)
Рабочая прогрмма по ИЗО составлена для 3 класса....
Рабочая программа для 3 класса(Гармония)
Рабочая прогрмма по русскому языку составлена для 3 класса....
Рабочая программа для 3 класса(Гармония)
Рабочая программа по литературному чтению составлена для 3 класса....
Рабочая программа для 3 класса(Гармония)
Рабочая программа по математике составлена для 3 класса....
Рабочая программа для 3 класса(Гармония)
Рабочая программа по окружающему миру составлена для 3 класса....
Рабочая программа для 3 класса(Гармония)
Рабочая прогрмма по технологии(труд) составлена для 3 класса....