Рабочая программа по изобразительному искусству 3 класс ФГОС
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) по теме
Рабочая программа по изо 3 класс ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Объяснительная записка | 216 КБ |
Тематическое планирование | 98 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе Примерной программе по изобразительному искусству. Начальная школа. М.: «Просвещение», 2011 г. и авторской программы начального общего образования – авторы: Неменский Б.П., Горяева Н.А. Неменская Л.А. Питерских А.С. («Изобразительное искусство» - Москва «Просвещение», 2013 г.),
соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта.
Концепция программы позволяет реализовать направления в работе по математике в соответствии с образовательной программой общеобразовательного учреждения.
Общая характеристика учебного предмета
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Целиначального общего образования по «Изобразительному искусству»:
- Развитие личности учащихся средствами искусства;
- Получение эмоционально-ценностного опыта восприятия произведений искусства и опыта художественно-творческой деятельности.
Задачи курса:
• воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
• развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
• освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;
• овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
• совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
• развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
• формирование навыков работы с различными художественными материалами.
В основу программы положены:
- Тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей. Их возрастные особенности;
- Единство воспитания и образования, обучение и творческой деятельности учащихся, сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;
- Познавательно-эстетическая сущность изобразительного искусства, выраженная в разделах «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас», которые содержат лучшие образцы живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства;
- Яркая выраженность познавательно-эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается, прежде всего, введением самостоятельного раздела «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас» за счет тщательного отбора и систематизации картин, отвечающих принципу доступности;
- Система учебно-творческих заданий на основе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством как важным средством нравственного, трудового и эстетического воспитания;
- Систем межпредметных связей (литературное чтений, русский язык, музыка, окружающий мир, технология), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;
- Соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;
- Развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т.д.
Учебный предмет «Изобразительное искусство» вносит важные аспекты в развитие личности школьника и закладывает основы творчества и художественного мышления. Изобразительное искусство способствует духовно-нравственному развитию, патриотическому и эстетическому восприятию мира, воспитанию художественного вкуса, интереса и потребности в общении с искусством, с прекрасным в жизни и в творчестве.
Место предмета учебном плане
Данный курс входит в предметную область «Искусство». В федеральном базисном учебном плане на изучение изобразительного искусства в каждом классе начальнойщколы отводится по 1 часу в неделю, всего 134 часа, в 3классе отводится по 1 часу в неделю, всего 34 ч.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребёнка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.
Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребёнка к миру, его духовно-нравственное воспитание.
Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребёнка с разными художественными Материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.
Результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты:
- в ценностно-эстетической сфере — эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;
- в познавательной (когнитивной) сфере — способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
- в трудовой сфере — навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
Метапредметные результаты:
• умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
• желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
• активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.);
• обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно -эстетическим содержанием;
• формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла; • формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметные результаты:
• в познавательной сфере — понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;
• в ценностно-эстетической сфере — умения различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и своё отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов;
• в коммуникативной сфере — способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;
• в трудовой сфере — умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).
Программа обеспечивает достижение обучающимися3 класса
личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные:
- формирование чувства гордости за культуру и искусство Родины, своего города; уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- формирование социальной роли ученика;
- формирование положительного отношения к учению;
- представления о ценности природного мира для практической деятельности человека
развитие готовности к сотрудничеству и дружбе;
- осмысление своего поведения в школьном коллективе;
- ориентация на понимание причин успеха в деятельности.
- формирование уважительного и доброжелательного отношения к труду сверстников.
- формирование умения радоваться успехам одноклассников;
- формирование чувства прекрасного на основе знакомства с художественной культурой;
- умение видеть красоту труда и творчества.
- формирование широкой мотивационной основы творческой деятельности;
- формирование потребности в реализации основ правильного поведения в поступках и деятельности;
Метапредметные результаты
Регулятивные:
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные:
- Уметь пользоваться языком изобразительного искусства: донести свою позицию до собеседника;
- оформлять свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения или небольшого рассказа).
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
- Учиться согласованно работать в группе:
- Учиться планировать работу в группе;
- Учиться распределять работу между участниками проекта;
- Понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
- Уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
- Овладевать приёмами поиска и использования информации, работы с доступными электронными ресурсами.
Предметные результаты:
обчающиеся должны знать:
- основные виды и жанры изобразительных искусств;
- основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция);
- имена выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения;
- названия наиболее крупных художественных музеев России;
- названия известных центров народных художественных ремесел России
обчающиеся должны уметь:
- Конструировать и лепить.
- Рисовать с натуры и представлению
- Выстраивать ритм, выбирать изобразительные мотивы, их превращение в композицию.
- Работать с акварелью и гуашью;
- Выполнять конструктивное строение: объемное изображение предметов из цветной и белой бумаги.
- Выполнять эскизы.
- Работать акварелью, гуашью; в смешанной технике (фон – пейзаж, аппликация; макетирование, конструирование).
- Декоративно-прикладное творчество.
Содержание учебного предмета
Тема 1. Искусство в твоем доме (8 ч)
Здесь "Мастера" ведут ребенка в его квартиру и выясняют, что же каждый из них "сделал" в ближайшем окружении ребенка, и в итоге выясняется, что без их участия не создавался ни один предмет дома, не было бы и самого дома.
Твои игрушки
Игрушки – какими им быть – придумал художник. Детские игрушки, народные игрушки, самодельные игрушки. Лепка игрушки из пластилина или глины.
Посуда у тебя дома
Повседневная и праздничная посуда. Конструкция, форма предметов и роспись и украшение посуды. Работа "Мастеров Постройки, Украшения и Изображения" в изготовлении посуды. Изображение на бумаге. Лепка посуды из пластилина с росписью по белой грунтовке.
Мамин платок
Эскиз платка: для девочки, для бабушки, то есть разных по содержанию, ритмике рисунка, колориту, как средство выражения.
Обои и шторы в твоем доме
Эскизы обоев или штор для комнаты, имеющей четкое назначение: спальня, гостиная, детская. Можно выполнить и в технике набойки.
Твои книжки
Художник и книга. Иллюстрации. Форма книги. Шрифт. Буквица. Иллюстрирование выбранной сказки или конструирование книжки-игрушки.
Поздравительная открытка
Эскиз открытки или декоративной закладки (по растительным мотивам). Возможно исполнение в технике граттажа, гравюры наклейками или графической монотипии.
Что сделал художник в нашем доме (обобщение темы)
В создании всех предметов в доме принял участие художник. Ему помогали наши "Мастера Изображения, Украшения и Постройки". Понимание роли каждого из них. Форма предмета и ее украшение. На обобщающем уроке можно организовать игру в художников и зрителей или игру в экскурсоводов на выставке работ выполненных в течение четверти. Ведут беседу три "Мастера". Они рассказывают и показывают, какие предметы окружают людей дома в повседневной жизни. Есть ли вообще дома предметы, над которыми не работали художники? Понимание, что все, что связано с нашей жизнью, не существовало бы без труда художников, без изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры, дизайна, это должно быть итогом и одновременно открытием.
Тема 2. Искусство на улицах твоего города (7 ч)
Памятники архитектуры – наследие веков
Изучение и изображение архитектурного памятника, своих родных мест.
Парки, скверы, бульвары
Архитектура, постройка парков. Образ парка. Парки для отдыха, парки-музеи, детские парки. Изображение парка, сквера, возможен коллаж.
Ажурные ограды
Чугунные ограды в Санкт-Петербурге и в Москве, в родном городе, деревянный ажур наличников. Проект ажурной решетки или ворот, вырезание из сложенной цветной бумаги и вклеивание их в композицию на тему "Парки, скверы, бульвары".
Фонари на улицах и в парках
Какими бывают фонари? Форму фонарей тоже создает художник: праздничный, торжественный фонарь, лирический фонарь. Фонари на улицах городов. Фонари – украшение города. Изображение или конструирование формы фонаря из бумаги.
Витрины магазинов
Роль художника в создании витрин. Реклама. Проект оформления витрины любого магазина (по выбору детей).
Транспорт в городе
В создании формы машин тоже участвует художник. Машины разных времен. Умение видеть образ в форме машин. Придумать, нарисовать или построить из бумаги образы фантастических машин (наземных, водных, воздушных).
Что сделал художник на улицах моего города (обобщение темы)
Опять должен возникнуть вопрос: что было бы, если бы наши "Братья-Мастера" ни к чему не прикасались на улицах нашего города? На этом уроке из отдельных работ создается одно или несколько коллективных панно. Это может быть панорама улицы района из нескольких склеенных в полосу рисунков в виде диорамы. Здесь можно разместить ограды и фонари, транспорт. Дополняется диорама фигурами людей, плоскими вырезками деревьев и кустов. Можно играть в "экскурсоводов" и "журналистов". Экскурсоводы рассказывают о своем городе, о роли художников, которые создают художественный облик города.
Тема 3. Художник и зрелище (10 ч)
В зрелищных искусствах "Братья-Мастера" принимали участие с древних времен. Но и сегодня их роль незаменима. По усмотрению педагога, можно объединить большинство уроков темы идеей создания кукольного спектакля, к которому последовательно выполняются занавес, декорации, костюмы, куклы, афиша. В конце на обобщающем уроке можно устроить театрализованное представление.
Театральные маски
Маски разных времен и народов. Маски в древних образах, в театре, на празднике. Конструирование выразительных острохарактерных масок.
Художник в театре
Вымысел и правда театра. Праздник театра. Декорации и костюмы персонажей. Театр на столе. Создание макета декораций спектакля.
Театр кукол
Театральные куклы. Театр Петрушки. Перчаточные куклы, тростевые, марионетки. Работа художника над куклой. Персонажи. Образ куклы, ее конструкция и украшение. Создание куклы на уроке.
Театральный занавес
Роль занавеса в театре. Занавес и образ спектакля. Эскиз занавеса к спектаклю (коллективная работа, 2–4 человека).
Афиша, плакат
Значение афиши. Образ спектакля, его выражение в афише. Шрифт. Изображение.
Художник и цирк
Роль художника в цирке. Образ радостного и таинственного зрелища. Изображение циркового представления и его персонажей.
Как художники помогают сделать праздник. Художник и зрелище (обобщающий урок)
Праздник в городе. "Мастера Изображения, Украшения и Постройки" помогают создать Праздник. Эскиз украшения города к празднику. Организация в классе выставки всех работ по теме. Замечательно, если удастся сделать спектакль и пригласить гостей и родителей.
Тема 4. Художник и музей (8 ч)
Музеи в жизни города
Разнообразные музеи. Роль художника в организации экспозиции. Крупнейшие художественные музеи: Третьяковская галерея, Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Эрмитаж, Русский музей, музеи родного города.
Искусство, которое хранится в этих музеях
Что такое "картина". Картина-натюрморт. Жанр натюрморта. Натюрморт как рассказ о человеке. Изображение натюрморта по представлению, выражение настроения.
Картина-пейзаж
Смотрим знаменитые пейзажи: И.Левитана, А.Саврасова, Н.Рериха, А.Куинджи, В.Ван Гога, К.Коро. Изображение пейзажа по представлению с ярко выраженным настроением: радостный и праздничный пейзаж; мрачный и тоскливый пейзаж; нежный и певучий пейзаж.
Дети на этом уроке вспомнят, какое настроение можно выразить холодными и теплыми цветами, глухими и звонкими и, что может получиться при их смешении.
Картина-портрет
Знакомство с жанром портрета. Портрет по памяти или по представлению (портрет подруги, друга).
В музеях хранятся скульптуры известных мастеров
Учимся смотреть скульптуру. Скульптура в музее и на улице. Памятники. Парковая скульптура. Лепка фигуры человека или животного (в движении) для парковой скульптуры.
Исторические картины и картины бытового жанра
Знакомство с произведениями исторического и бытового жанра. Изображение по представлению исторического события (на тему русской былинной истории или истории средневековья, или изображение своей повседневной жизни: завтрак в семье, мы играем и т.д.).
Музеи сохраняют историю художественной культуры, творения великих художников (обобщение темы)
"Экскурсия" по выставке лучших работ за год, праздник искусств со своим собственным сценарием. Подвести итог: какова роль художника в жизни каждого человека.
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
Материально-технического обеспечения образовательного процесса
Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:
- Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного экземпляра на класс);
- К – полный комплект (на каждого ученика класса);
- Ф – комплект для фронтальной работы (не менее, чем 1 экземпляр на двух учеников);
- П– комплект, необходимый для работы в группах (1 экземпляр на 5-6 человек).
№ | Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения | Необходимое количество | Примечания | |
1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||||
1.1. | СТАНДАРТЫ второго поколения Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч.2. – 5-е изд. Перераб. – М.: Просвещение, 2011. – 191с. Неменский Б. М. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений /[Н. А. Горяева, Л. А. Неменская, А. С. Питерских и др.]; под ред. Б. М. Неменского. – М.: Изобразительное искусство в начальной школе: Обучение приемам художественно-творческой деятельности /Авт. - сост. О.В. Павлова. - Волгоград: Учитель, 2008. - 140 с.: ил. - Библиогр.: с. 138. Изобразительное искусство. 3класс: поурочные планы по учебнику Л.А. Неменской «Искусство и ты»/ авт.- сост.И.В. Федотова. - Волгоград: Учитель, 2011. – 119 с. | К | 100% | |
1.2. | Учебно-наглядные пособия | К | 100% | |
1.3. | 1. Примерная программа по изобразительному искусству. 1-4 классы (стандарты второго поколения) - М.: Просвещение, 2012 г. | Ф | 100% | |
1.4. | Хрестоматии литературных произведений к урокам изобразительного искусства | Д | 100% | |
1.5. | Предметные журналы Журнал «Изобразительное искусство в школе» Журнал «Мастерилка» | Д | 100% | |
1.6. | Энциклопедии по искусству | Д | 100% | |
1.7. | Альбомы по искусству | Д | 100% | |
1.8. | Книги оискусству (о художниках, художественных музеях) Книги по стилям изобразительного искусства и архитектуры | Д | 100% | |
1.9. | Стандарт начального общего образования по образовательной области “Искусство” | Д | 100% | |
2. ПЕЧАТНЫЕ ПОСОБИЯ | ||||
2.1. | Портреты русских и зарубежных художников | Д | Комплекты100% | |
2.2. | Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента | Д | Комплекты100% | |
2.3. | Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта | Д | 100% | |
2.4. | Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека | Д | 100% | |
2.5. | Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству | Д | 100% | |
2.6. | Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте | К | В перспективе100% | |
3. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ | ||||
3.1. | Мультимедийные обучающие художественные программы | Д | 100% | |
3.2. | Игровые художественные компьютерные программы | Д | 100% | |
4. ЭКРАННО-ЗВУКОВЫЕ ПОСОБИЯ (МОГУТ БЫТЬ В ЦИФРОВОМ ВИДЕ) | ||||
4.1. | Аудиозаписи по музыке и литературным произведениям | Д | Комплекты аудиокассет и CD-R по темам и разделам курса для каждого класса 100% | |
4.2. | Видеофильмы (памятники архитектуры, народные промыслы, художественные музеи, творчество отдельных художников, художественные технологии) в соответствии с программой обучения | Д | 100% | |
4.3. | Слайды (диапозитивы): произведения пластических искусств в исторической ретроспективе, иллюстрации к литературным произведениям, объекты природы в разных ракурсах | Д | 100% | |
5. УЧЕБНО-ПРАКТИЧЕСКОЕ ОБОРУДОВАНИЕ | ||||
5.1. | Мольберты | К | 100% | |
5.2. | Настольные скульптурные станки | К | 100% | |
5.3. | Конструкторы для моделирования архитектурных сооружений | Ф | 100% | |
5.4. | Материалы для художественной деятельности: | К | Для оформления выставок 100% | |
1 | Краски акварельные | |||
2 | Краски гуашевые | |||
3 | Бумага А3, А4 | |||
4 | Бумага цветная | |||
5 | Фломастеры | |||
6 | Восковые мелки | |||
7 | Пастель | |||
8 | Сангина | |||
9 | Уголь | |||
10 | Кисти беличьи № 5, 10, 20 | |||
11 | Кисти щетина № 3, 10, 13 | |||
12 | Емкости для воды | |||
13 | Стеки (набор) | |||
14 | Пластилин / глина | |||
15 | Клей | |||
16 | Ножницы | |||
6. НАТУРНЫЙ ФОНД | ||||
6.1. | Муляжи: фруктов, овощей, грибов, ягод. | Д | Комплекты100% | |
6.2. | Гербарии | Д | 100% | |
6.3. | Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов | Ф/Д | 100% | |
6.4. | Гипсовые геометрические тела | Д | 100% | |
6.5. | Модуль фигуры человека | Д | 100% | |
6.6. | Керамические изделия (вазы, кринки и др.) | Д | 100% | |
6.7. | Драпировки | Д | 100% | |
6.8. | Предметы быта (кофейники, бидоны, блюдо, самовары, подносы и др.) | Д | 100% | |
6.9. | Подставки для натуры | Д | 100% |
Предварительный просмотр:
Учебно – тематическое планирование по изобразительному искусству в 3 классе
№ | Тема урока | Тип урока | Возможные виды деятель-ности | Характеристика деятельности обучающихся | Предметные УУД | Метапредметные УУД | Личностные УУД | По плану | Факти-чески |
Р а з д е л 1. ИСКУССТВО ВОКРУГ НАС. ИСКУССТВО В ТВОЕМ ДОМЕ (8 часов) | |||||||||
1-2 | Твоя игрушка (создание формы, роспись). Цель: развивать умение наблюдать окружающую действительность и использовать наблюдения для создания тематического рисунка | Урок формирования новых знаний. | Лепка из пластилина | Характеризовать и эстетически оценивать разные виды предметов ДПИ, материалы из которых они сделаны. Понимать и объяснять единство материала, формы и внешнего оформления воспринимаемых объектов. Выявлять конструктивный образ и характер декора в данных образцах, работу Мастеров Постройки, Украшения и Изображения, рассказывать о ней. Учиться видеть и объяснять образное содержание конструкции и декора предмета. Обретать опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскизов изучаемых предметов. | Знать образцы игрушек Дымкова, Филимонова, Хохломы, Гжели. Уметь преобразиться в мастера Постройки, создавая форму игрушки | Знать, чем отличается Гжель от Хохломы (цвета). Уметь выполнять роль мастера Украшения, расписывая игрушки | Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею | 4.09 11.09 |
|
3-4 | Твоя посуда. Цель: совершенствовать приемы рисования с натуры, правильную передачу формы и пропорции, развивать умение самостоятельно решать декоративное оформление предметов, познакомить с элементами хохломской росписи | Урок формирования новых знаний. | Лепка из пластилина Изготовле-ние посуды | Знать работу мастеров Постройки, Украшения, Изображения. Уметь изобразить посуду по своему образцу | Знать работу мастера по изготовлению посуды: конструкция, форма, украшение, роспись. Уметь расписать посуду, используя элементы хохломской росписи | Эмоциональная отзывчивость на произведения ИЗО | 18.09 25.09 |
| |
5 | Мамин платок. Цель: показать приемы составления декоративных композиций (растительный узор - Хохлома, Гжель) | Урок формирования новых знаний. | Рисование красками на бумаге | Знать в общем искусство росписи тканей. Уметь составить простейший орнамент | Знать разнообразие художественных росписей платков, назначение платков. Уметь отличать платок от ткани | Чувство сопричастности к художественной культуре России через картины | 02.10 | ||
6 | Обои, шторы, в твоем доме. Цель: учить составлять непрерывные полосные орнаменты, развивать навыки использования растительных форм для орнаментальных композиций, развивать художественный вкус | Комбинированный урок. | Работа с бумагой и фломастерами | 09.10 | |||||
7 | Твоя книжка. Цель: развивать творческие способности учащихся, умения раскрывать в иллюстрациях содержание литературного произведения | Комбинированный урок. | Бумажное конструирование | 16.10 | |||||
8 | Поздравительная открытка (декоративная закладка). Обобщение темы четверти. Цель: познакомить с графическими работами | Урок совершенст-вования знаний | Бумажное конструирование | 23.10 | |||||
Р а з д е л 2. ИСКУССТВО НА УЛИЦАХ ТВОЕГО ГОРОДА (6 часов) | |||||||||
9 | Наследие предков: памятники архитектуры. Цель: познакомить с архитектурой родного города, с трудом художников, архитекторов, строителей; начать работу над панно «Мой любимый город» | Урок формирования новых знаний. | Рисование, складывание из шаблонов | Учиться видеть архитектурный образ, образ городской среды. Воспринимать и оценивать эстетические достоинства архитектурных построек разных времён, городских украшений. Понимать их значение. Сравнивать их между собой, анализировать, выявляя в них общее и особенное. Овладевать композиционными и оформительскими навыками при создании образа витрины. | Знать основные памятники города, места их нахождения. Уметь узнавать памятники, посвященные событиям Гражданской и Великой Отечественной войн | Знать скульптора Е. Вучетича, его работы. Уметь изобразить один из памятников | Уметь находить нужную информацию и пользоваться ею | 06.11 | |
10 | Витрины на улицах | Комбинированный урок | аппликация | Уметь отличать разные по назначению и оформлению витрины | Знать о назначении витрин как способе украшения улицы. Уметь составить проект оформления витрины | Уметь находить необходимый справочно-информационный материал по теме и пользоваться им | 13.11 | ||
11 | Парки, скверы, бульвары. | Комбинированный урок | Рисование, | Знать, в чем заключается работа художника-архи тектора. Уметь изобразить парк или сквер | Знать, что такое ландшафтная архитектура;- что работа художника- архитектора – работа целого коллектива. Уметь изобразить дет скую площадку или «бульвар для раздумий»- | 20.11 | |||
12 | Ажурные ограды. Цель: развивать творческое воображение художников- конструкторов | Комбинированный урок | аппликация | Знать разные инженер ные формы ажурных сцеплений металла. Уметь конструировать из проволоки ажурные решетки | Основа для развития чувства прекрасного | 27.11 | |||
13 | Фонари на улицах и в парках. Цель: расширять представление учащихся о работе художников по созданию общего облика города, | Комбинированный урок | поделка | Фантазировать, создавать творческие проекты фантастических машин. Обрести новые навыки в конструировании из бумаги. Участвовать в образовательной игре в качестве экскурсоводов. | Знать виды и назначение фонарей. Уметь придумывать варианты своих фонарей для детского праздника | Знать, как конструировать фонарь из бумаги. Уметь конструировать фонарь из цветной бумаги. | 04.12 | ||
14 | Транспорт. Цель: обратить внимание детей на выразительность форм транспорта - воздушного, наземного, на его историю и эволюцию | Комбинированный урок | конструирование | Знать разные виды транспорта. Уметь изобразить разные виды транспорта | Знать многообразие форм, связь формы со временем создания, скоростью. Уметь создать панно с аппликацией | 11.12 | |||
Р а з д е л 3. ХУДОЖНИК И ЗРЕЛИЩЕ (11 часов) | |||||||||
15 | Художник и театр (образ театрального героя). Цель: развивать представление о деятельности художника, раскрыть сущность театрального слова, показать в чем проявляется фантазия художника и зрителя | Урок формирова-вания новых знаний. | акварель | Понимать и объяснять важную роль художника в цирке, театре. Учиться изображать яркое, весёлое, подвижное. Сравнивать объекты, видеть в них интересные выразительные решения. Иметь представление о разных видах театральных кукол, масок, афиши, их истории. Овладевать навыками коллективного художественного творчества. Осваивать навыки локаничного декоративно-обобщённого изображения. Создавать яркие выразительные проекты. Участвовать в театрализованном представлении или весёлом карнавале. | Знать истоки театрального искусства. Уметь создать эпизод театральной сказки | Знать, каким был древний античный театр. Уметь нарисовать арену древнего театра | Уметь находить необходимый справочно-информационный материал по теме и пользоваться им | 18.12 | |
16 | Образ театрального героя. Цель: ввести в мир театра, в мир условностей, в мир игры | Урок формирова-вания новых знаний. | макет | Знать театр кукол как пример видового разнообразия театра. Уметь создать эскиз театральных кукол - персонажей | Знать термин спектакль как цепь взаимосвязанных действий. Уметь создать кукольного героя с выразительным характером | 25.12 | |||
17 18 | Театральные маски. Цель: познакомить с масками как способом перевоплощения; развивать эмоционально-целостное отношение к искусству | комбинированный | Создание маски | Знать исто-рию прои-схождения масок. Уметь конструировать маску из бумаги | Знать о роли художника в создании маски, об условности языка масок. Уметь конструировать выразительные маски из бумаги (бумагопластика) и расписать, подчеркивая ее характер | Эмпатия как понимание чувств прекрасного | 15.01 22.01 | ||
19 20 | Театр кукол. Голова куклы, театральный костюм. Цель: создать куклы к кукольному спектаклю; расширить представление детей о кукольном театре и его истоках; развивать устойчивый интерес к искусству, художественным традициям своего народа | Комбинированный урок | Бумажная кукла | Знать отличие кукольно го театра от других видов театра. Уметь создать в паре голову кукольного персонажа | Знать, что такое перча точная кукла. Уметь изготовить голову перчаточной кукле | 29.01 05.02 | |||
21 | Театральный занавес. Цель: обобщить и систематизировать знания детей о театре; познакомить с театральным зданием | Урок формирова-вания новых знаний. | Знать устройство театра. Уметь анализировать отличие театра от кинотеатра | Знать эволюцию театрального помещения от древнего амфитеатра до современного. Уметь изобразить эскиз театрального занавеса | Уметь находить необходимый справочно-информационный материал по теме и пользоваться им | 12.02 | |||
22 23 | Афиша. Цель: познакомить с работой художников графиков, с театральным плакатом; дать представление о назначении афиш | Комбинированный урок | Создание эскизов | Знать о назначении афиши. Уметь создать эскиз афиши к спектаклю | Знать различие между плакатом и афишей. Уметь создать эскиз афиши группой без помощи учителя | 19.02 26.02 | |||
24 25 | Художник и цирк. Праздник в городе. Цель: закрепить знания о театре и цирке | Урок закрепления и совершенствования знаний | Рисунок акварелью | Знать отличие и сходство театра и цирка. Уметь создать эскиз циркового представления | Знать элементы оформления, созданные художником в цирке: костюм, реквизит. Уметь изобразить цирковой персонаж в движении | Основа для развития чувства прекрасного | 05.03 12.03 | ||
Р а з д е л 4. ХУДОЖНИК И МУЗЕЙ (8 часов) | |||||||||
26 | Музеи в жизни города. Цель: познакомить с историей культуры и искусства, приобщить к миру искусства, помочь сделать первый шаг к самостоятельному их изучению и посещению музея | Урок формирова-вания новых знаний. вания новых знаний | Рисование на свободную тему | Понимать и объяснять роль художественного музея и музея ДПИ, их исторического значения. Иметь представление о разных видах музеев и роли художника в создании их экспозиций. Называть самые значительные музеи России. Иметь представление о разных жанрах изобразительного искусства. Рассуждать о творческой работе зрителя, о своём опыте восприятия произведений изобразительного искусства. Знать имена крупнейших художников. Развивать живописные и композиционные навыки. Рассуждать, эстетически относиться к произведению скульптуры, объяснять значение окружающего пространства для восприятия скульптуры, роль скульптурных памятников. Называть виды скульптуры, материалы, которыми работает скульптор. Называть несколько знакомых памятников и их авторов, уметь рассуждать о созданных образах. Лепить фигуру человека или животного. | Знать, что в музеях хранятся лучшие произведения искусства, подлинники авторов. Уметь изобразить интерьер музея | Знать, из чего состоит интерьер музея; крупнейшие музеи страны. Уметь создать образ музея (работа в паре) | Уметь находить необходимый справочно-ин-формационныи материал по теме и пользоваться им | 19.03 | |
27 | Изобразительное искусство: картина-пейзаж. Цель: познакомить учащихся с жанром пейзажа, научить видеть и передавать в рисунке красоту природы | Урок формирова-вания новых знаний. вания новых знаний | Краски, карандаши | Знать, что такое картина-пейзаж, о роли цвета в пейзаже. Уметь изобразить пейзаж по представлению | Знать знаменитые картины-пейзажи И. Айвазовского, И. Шишкина. Уметь передать настроение пейзажа | Основа для развития чувства прекрасного | 02.04 | ||
28 | Картина-натюрморт. Цель: показать отношение художника к тому, что он изображает | комбин | рисунок | Знать, что такое натюрморт, знать, где можно увидеть натюрморт. Уметь изображать натюрморт по представлению | Знать о средствах выражения настроения в натюрморте, о роли цвета. Уметь создать натюрморты с разным настроением | Основа для развития чувства прекрасного | 09.04 | ||
29 | Картина-портрет. Цель: познакомить учащихся с изображением человека на портрете | комбин | рисунок | Знать жанр портрета. Уметь нарисовать портрет близкого человека | Знать знаменитые кар тины, портреты. Уметь создать само- стоятельно живописный портрет близкого человека | 16.04 | |||
30 | Картины исторические и бытовые. Цель: научить отличать истори ческие картины от бытовых, при вивать любовь к Родине - чувство патриотизма | комбин | рисунок | Знать отличие исторических и бытовых картин. Уметь изобразить сцену из повседневной жизни людей. | Знать мемориальный комплекс Воинской славы в городе-герое Волгограде. Уметь изобразить мемориальный комплекс Воинской славы | 23.04 | |||
31 | Скульптура в музеях и на улицах. Цель: познакомить с жанром скульптуры, разнообразием скульптурных материалов | комбин | Лепка из пластилина | Знать, что такое скульптура. Уметь смотреть на скульптуру | Знать разнообразие скульптурных материалов, особенности пар- ковой скульптуры. Уметь лепить фигуру человека и животного в движении | Основа для развития чувства прекрасного | 30.04 | ||
32 | Художественная выставка обобщение темы четверти. Цель: оформить выставку лучших работы учащихся за год | Обобщение | Знать, что такое выставка. Уметь подготовить к выставке лучшие работы | Положительное отношение к ИЗО | 07.05 | ||||
33 | 14.05 | ||||||||
34 | 21.05 | ||||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ФГОС Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс, УМК "Школа России".Календарно-тематическое планирование с УУД , в соответствии с ФГОС.
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класса, УМК «Школа России», составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего обр...
Рабочая программа по изобразительному искусству. 3 класс ( по программе Кузина В.С.) (ФГОС)
Рабочая программа по изобразительному искусству. 3 класс ( по программе Кузина ) Составлена с учетом ФГОС (с изменениями 2015)....
Рабочая программа по изобразительному искусству. 4 класс. (программа Кузина). (ФГОС)
Рабочая программа по изобразительному искусству. 4 класс. (программа Кузина). (ФГОС с изменениями 2015)...
Рабочая программа по изобразительному искусству по ФГОС
Составлена по УМК "Школа 21 века"...
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...
Рабочая программа по изобразительному искусству и художественному труду по программе Б.М. Неменский 1-4 класс ФГОС
Интегрированная программа «Изобразительное искусство и художественный труд» для 1-4 классов...
Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс. Учебник "Изобразительное искусство". Авторы: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Образовательная программа "Перспектива".
Количество учебных часов за год 31 час, в неделю: 1 час ....