Павловский Посад
презентация к уроку по изобразительному искусству (изо) по теме
Уроки творчества. История павлопосадского платка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya.doc | 72 КБ |
prezentatsiya_microsoft_powerpoint.zip | 2.9 МБ |
Предварительный просмотр:
История Павловопосадских платков
Один из очагов народной культуры Павловский Посад, где создаются узорные цветные шали и платки. Сила образного, эмоционального воздействия цветущих узорочьем изделий заключена в концентрации духовного творческого опыта, формируемого традицией промысла в культуре времени, в богатстве ассоциативных связей с национальной культурой, природной, исторической средой края.
История промысла здесь возникла 200 лет назад и сама по себе весьма примечательна, поскольку открывает одну из важных сил, формирующих культуру народного промысла России, как части национальной культуры, во взаимодействии ее разных уровней. Примечательно то, что у истоков зарождения российских народных промыслов занимала существенное место монастырская культура, наложившая особый отпечаток на духовную и организационную структуру художественного промысла. Вне ее невозможно, например, понять художественную суть Нижегородских промыслов, таких, как Хохломской и Городецкий. Нравственный и эстетический идеал, воспитываемый в народе православием, выражается очень сильно в искусстве русских народных промыслов, что не исключает одну из причин их уничтожения. Зарождение Павловопосадского производства набивных платков имеет свою духовную историю, где само предпринимательское дело опиралось на духовно-нравственные принципы и цели - нести в жизнь красоту как начало, создающее и образующее жизненное бытие, дающее одновременно и средства к материальному благу, обеспечивающее трудовую занятость местного населения. Все это вынашивалось православным сознанием, верностью традициям, чем отличалась старообрядческая среда Павловского Посада. Зачинателем дела, что было характерно для российского предпринимательства в народном промысле, был русский крестьянин из Павловского Посада, в то время села Вохна, с давних пор принадлежащего Троице-Сергиевой лавре. Здесь население, как свидетельствуют документы, по последним изысканиям краеведа Е. Жуковой, отличалось особым благочестием. Предания старины глубокой особенно сохранялись и почитались в округе старообрядческими деревнями. Дети в крестьянской семье учились читать по Часослову и Псалтырю. В домах были старинные книги с цветными орнаментальными заставками. Образ цветущего розана, лилии были для мастера исполнены священного значения, связывались с народными представлениями о древе жизни, о вечном цветении райских садов. Как стало известно из древних актов, крестьянин Иван Дмитриев Лабзин вместе с другими местными крестьянами дал подписку исправнику об уплате ежегодного налога за право заниматься ткачеством, о чем свидетельствовал билет, выданный столичной Мануфактур-Коллегией. Таким образом, заведение И.Д. Лабзина уже существовало с 1795 г. С этой даты и начинается теперь история Павловопосадского художественного промысла, прославившегося богатством цветочных узоров нарядных шалей и платков, ставших известными далеко за пределами России. Народный промысел изначально духовно связан со средой, в которой он зародился. По мере своего расширения и распространения изделий по городам и весям промысел вбирает и творчески претворяет воздействия разных социальных и культурных слоев населения России. Но определяющим стержнем в развитии промысла, самого образа художественных изделий, остаются местная среда, люди с их устойчивым укладом жизни. В середине XIX века совладельцем Якова Ивановича Лабзина (1827-1891), уже правнука основателя, стал Василий Иванович Грязнов (1816-1869), личность особо почитаемая в крае. Народная память запечатлела светлый образ его в своих преданиях. Как управляющий, Василий Иванович вел дела фабрики, вносил в атмосферу ее высокий дух своей личности, человека, состоящего в переписке с современником, известным митрополитом Филаретом. Павловопосадское производство к этому времени было уже очень заметным явлением и значительным заведением. Еще в 1812 г. здесь было произведено две с половиной тысячи шелковых платков, а к середине XIX века павловопосадские шали и платки известны были по всей России и за рубежом, точно так же, как хохломская токарная посуда.
Высокодуховно-нравственная личность Василия Грязнова перед самой революцией была причислена к лику святых, что естественно давало направление делу, имело свое глубокое воздействие на окружение. Сам факт присутствия такой личности у истоков дела говорит об исходных принципах отношения к нему и в целом дает освящение русскому предпринимательству, в том числе народного промысла, его искусства в эпоху подъема. Характерными были духовно-нравственная основа дела и художественных идей.
Культурные традиции Павловопосадского уникального очага, одного из самых видных в России, и подобных ему представляют историческую, художественную, духовную ценность в современной культуре. Цветочная роспись - образ цветения земли, цветения творческого духа - восходит к образному архетипу Эдемского сада и воплощает праздничное чувство мира, характерное для народа. Живописная сочность узора особенно сильно и разнообразно проявляется в 70 - 80-е годы XIX в., чем было в целом отмечено русское народное искусство, народный быт России. Горящие узорочьем цветные платки и шали выделяли русский национальный костюм, стали необходимой частью его ансамбля. Цветочная роспись украшала подзоры крестьянских домов, дуги и прялки, расцветала живописным богатством в жостовских подносах, курских коврах, в русском фарфоре, была неотъемлемой чертой национального быта русских посадов и городов. Население Павловского Посада свято хранило память о Василии Грязнове, одном из видных предпринимателей. Его светлая высоконравственная личность в сознании людей соединялась с чувством родного города, его историей, духовным достоянием родной земли. По всей вероятности, именно потому в послереволюционные годы жестокой расправы с прошлым России имя Василия Грязнова спустя пятьдесят лет после его кончины было выбрано для показательного суда - антирелигиозного, антинародного процесса. Лживые обвинения возводились на невинного человека, сделав из него преступника. На это властью санкционировалась пресса, специально организованные собрания, возводящие преступную клевету. Нечто подобное происходило и с палехскими иконописцами, многие из которых за веру и верность древней художественной традиции были расстреляны!..
Начавшаяся в стране перестройка общества вернула Павловскому Посаду, русскому народу славное имя подвижника. Русской Православной Церковью в августе 1999 г. он был канонизирован в лике местночтимого святого Московской Епархии как Праведный Василий Павловопосадский. В принародно вскрытой гробнице, залитой водой, мощи святого оказались нетленными. Правда была восстановлена, и истина восторжествовала! Возродились и палехское иконописание, и многие другие очаги древней традиции.
Павловопосадские мастера бережно передают и теперь любимые и значимые для Павловского Посада, для русского народа образы и мотивы. Они при зарождении промысла вырезались на деревянных досках, манерах, с помощью которых узор набивался на материю, шелковую или шерстяную, льняную, чему соответствовал узор. Творческая, духовная преемственность поддерживалась школой традиции, которая в свою очередь была основой для творчества, для постоянного обновления искусства, обогащения его образов новыми впечатлениями, с использованием в живописном решении композиции цветных фонов - земли, кроме черного, - бордового, бирюзового, зеленого, василькового, алого. Значение этого особенно заметно в современной художественной практике, при орнаментальной условности дух реалистического чувства формы - в изображении цветов, трав, гирлянд, букетов, чему способствует трепетность горящих ярких красок. Если раньше технология набивного дела опиралась на резной узор деревянной доски, то теперь технология набивки узора на ткань строится на изготовлении шаблонов, как и прежде, под
каждую краску. Возможность тонального расширения цветовой гаммы очень широка. До двадцати и более шаблонов может изготовляться под один узор. Сам процесс, технология воспроизведения рисунка требует овладения художником производственными секретами, что приобретается только на производстве. Никакой вуз этого знания не даст. Вместе с тем художественный результат во многом зависит от восприятия опыта. Усвоение его, передача традиции в коллективе художественного производства играют первостепенную роль в становлении мастера. Художнику необходимо преодолеть усвоенный в институте текстильный навык ситцевых и шелковых раппортов, погрузиться в мир целостного образа русского платка. Виртуозное мастерство прежде начиналось с граверной мастерской, у стола резчика набойной доски. Такой путь становления художника прошел один из больших мастеров промысла - Евгений Иванович Штыхин, скончавшийся в 1976 г. С ювелирной тщательностью в его произведениях прорабатывались детали орнамента, обрамляющего цветочное поле. Это последний мастер, не имевший специального художественного образования.
Пришедшие на производство художники, работающие теперь, окончили художественное отделение Ивановского химико-технологического техникума: З.А. Ольшевская, Е.П. Регунова, К.С. Зиновьева, Н.И. Слащева; или Московский текстильный институт - И.П. Дадонова, В.И. Зубрицкий. За последние 10 -15 лет гармонично влились в творческий коллектив Г.И. Сотскова, В.Б. Фадеева, Е.В. Жукова и Т.П. Сухаревская, отмеченные Государственной премией РФ за 1999 год, а также талантливая молодежь - Е. Фаворитова, Е. Немешаева и Н. Белокур. Им пришлось долго работать на предприятии, чтобы совершенно свободно владеть языком искусства павловопосадского платка. Учит традиция и природа! Над единственной розой старейший мастер К.Е. Аболихин мог просидеть целый день, он добивался удивительных эффектов светотеневой разработки формы. Приемы работы этого мастера не перестают постигать художники, обогащающие павловопосадские платки новыми цветовыми решениями и мотивами. Творческий коллектив художников работает ныне, объединяя разные поколения, постоянно углубляя связь с памятью прошлого, возрождает забытое. Возобновляются традиционные мотивы и узоры в целом, создаются особо художественные изделия, и даже в исполнении авторской ручной росписи, что, естественно, обогащает производство, определяет внутреннюю динамику народного промысла, позволяя достигать разнообразия в тех или иных уровнях: уникально единичного, серийного, массового. И несмотря на все это, вдруг именно теперь встал вопрос: «Народный ли Павлово-посадский промысел?» Еще недавно поборники промышленного развития промыслов, а теперь распределители льгот - ручной труд взяли за критерий, определяющий понятие «народный художественный промысел».
Между тем в своей истории промысел сочетал художественный ручной труд с механичным набойщика, требующим особого мастерства. С течением времени изменялась технология, пережила эволюцию и сама структура промысла. Однако художественная, творческая суть производства, основные принципы, в том числе и технологии, сохранились. Сохраняется национальная, исторически сложившаяся художественная ценность производства. Меняются лишь его средства: оборудование, красители, способ переноса авторского рисунка на ткань и т.д. Прежде автором узора был сам резчик набойной доски, потом функции разделились - один создавал рисунок узора, другой его вырезал на набойной доске, а третий был набойщиком. Теперь центр тяжести перенесен в авторский коллектив художников мастерской. Они преемствуют и традицию промысла в своем творчестве, в творчестве коллектива. Имея свое авторское лицо, они используют общие приемы, общую для всех художественную систему искусства, его образы и мотивы, обогащая их вариантами, новыми композициями, родственными образами. Весь процесс изготовления платка, шали направлен на воплощение авторского замысла художника, но при этом типизированного павловопосадского образа. Это - процесс творческий на всех этапах изделия, требует приложения рук, ума, души не одного мастера. Корректировка авторского оригинала начинается с подбора плотности ткани под данный узор, колористом -красок, с необходимостью найти нужную тональность, предусмотреть их изменчивость после обработки изделия. Наконец, перевод цветочного узора в другую цветовую гамму, что требует большого опыта, как и изготовление шаблонов. Печатание узора с разных трафаретов соответствует количеству цветовых нюансов, от 5 - 7 до 24 на один платок, таит в себе возможность художественных трансформаций. Кроме того, каждый слой живописно-графического образа проявляется поэтапно и обладает собственной художественной выразительностью. Возникает ряд самостоятельных вариантов, где преобладает то линия, то цвет, то ритмическая структура, каждый захватывает воображение своими возможностями и соответствием разным материалам: шерсть, шелк, хлопок для более тонкой цветовой нюансировки. Авторская художественная идея предстает таким образом в возможностях новых решений, что стимулирует фантазию художника, воспитывает целостное пространственное мышление на плоскости. Так проявляется таинственная жизнь искусства!
Весь процесс создания платочного изделия включает ручной труд, вплоть до завершающей его бахромы, вязанной вручную. Вязанием бахромы к шалям издавна занимаются на дому сотни семей, тысячи жителей Павловского Посада и окрестных деревень. Приемы мастерства этого трудоемкого занятия (за день можно обвязать бахромой всего несколько шалей) передаются из поколения в поколение уже более полутора веков.
Самоценность художественных вариантов, возникающих в творчестве авторского коллектива и в исполнительском производственном процессе, выражает творческую динамику народного промысла при устойчивости образных типов изделий, связи поколений во времени и в настоящем - в творчестве художественных индивидуальностей. Именно как образ национальной русской культуры, а не просто текстильного производства Павловский Посад занял свое место в мировой культуре, как и другие известные народные художественные промыслы.
НАША ГАЗЕТА УЖЕ ПИСАЛА ОБ ОТКРЫТИИ В ПАВЛОВСКОМ ПОСАДЕ МУЗЕЯ ИСТОРИИ РУССКОГО ПЛАТКА И ШАЛИ. ЕЩЕ РАЗ ОТМЕТИМ, ЧТО СОБЫТИЕ ЭТО ДЛЯ ГОРОДА НЕОРДИНАРНОЕ, ПОЭТОМУ НЕ СЛУЧАЙНО НАШ СЕГОДНЯШНИЙ СОБЕСЕДНИК - ОСНОВАТЕЛЬ МУЗЕЯ ВЛАДИМИР ШИШЕНИН.
- Владимир Федорович, вашими усилиями и стараниями открыт уникальный, принципиально новый, не имеющий аналогов в России музей истории русского платка и шали. Как родилась идея создания музея?
- Начну с самого начала, так сказать, с истоков. Первое впечатление от платка - это детство: платок на голове мамы и бабушки, платок, в который меня укутывали, чтобы отправить гулять зимой и, наконец, павловский платок - дефицитный в советские времена, который многим приходилось "доставать" для подарка. Кроме того, русский платок - это картины русских художников: Кустодиева, Маковского, Нестерова, Малявина и т.д. Да, павловский платок красив, но, как ни странно, началось все с того, что, общаясь с любителями старины, я увидел у одного из них нижегородский платок золотого шитья, после приобретения которого у меня и возникла мысль о создании музея русского платка в нашем городе, тем более, что Павловский Посад со своими давними традициями производства платков и шалей имеет на это право. Мысль, признаюсь, тогда казалась авантюрной, но именно так начиналась работа по сбору материала.
- Нельзя ли рассказать более подробно о том, как собиралась коллекция, ведь дело это сложное и у многих музеев на это уходят десятилетия?
- Коллекция собиралась по разному: общение с любителями старины, иногда антикварные магазины, чаще будущие экспонаты просто приносили и дарили знакомые и друзья. Случаев и историй было много, всех не перечесть.
- По каким критериям вы отбирали платки для музея?
- Для сбора материала в основном полагался на интуицию, на свой вкус. Одновременно приходилось поднимать литературу, изучать ее. И, знаете, эта тема оказалась весьма обширна и интересна. Платок - это культура, пришедшая из глубины веков. Платок - это продвижение традиции в народном русском костюме. Над платком, его созданием, работали художники-прикладники, колористы. Платок - это история предпринимательства и мануфактур в России. Платок - это всевозможные исторические даты и события. Думаю, не ошибусь, если скажу, что в русском платке видна душа народа.
- Владимир Федорович, давайте все же вернемся к музею...
- О, это целая история. Первая проба показать еще несовершенное собрание платков в городском выставочном зале просто провалилась, т.е. не состоялась. На это были свои причины, но, пожалуй, так и должно было быть.
Вторая же попытка - в 1988 году - была более успешна и показала, что коллекция нуждается в совершенствовании, что есть еще над чем работать. Далее был создан достаточно продуманный проект будущего музея, который поддержали ведущие специалисты Государственного исторического музея, музея частных коллекций при втором МИИ им. А. Пушкина, а также общественные организации: Российский фонд культуры, возглавляемый Н. Михалковым и Российский Союз антикваров, возглавляемый А. Буркиным. Эта моральная поддержка мне очень дорога, было признано, что данное собрание платков и шалей может быть основой уникального музея истории платка и шали.
- Из чего состоит ваша коллекция? Какие экспонаты представлены в ней?
- Вся коллекция насчитывает более 500 экспонатов. Это и предметы старого быта, русский народный костюм, платки, шали, косынки, головные уборы и т.д. Платков и шалей более 250 штук. По географии экспонаты охватывают всю центральную и северную части России - Московскую, Владимир-
скую, Ярославскую, Костромскую, Калужскую, Рязанскую, Вологод-
скую, Архангельскую и другие губернии. Если говорить о временных характеристиках, то у нас представлены экспонаты конца XVIII- XX веков. Кроме того, музей отражает все основные мануфактуры по производству платков и шалей XIX-XX веков. Собранный исторический материал вполне оправдывает свое название - "Музей истории платка и шали".
- А есть ли еще где-либо подобные коллекции платков?
- Сразу оговорюсь, наша коллекция далека от совершенства и требует пополнения. А отвечая на ваш вопрос скажу, что прекрасная коллекция платков и шалей есть в Государственном историческом музее, в Сергиево-Посадском музее. В других же музеях России, даже больших, тема платка не является основной. И поэтому с высокой долей уверенности можно сказать, что наше собрание платков и шалей входит в число лучших.
- Были ли на стадии создания музея, так называемые, хозяйственно-бытовые сложности?
- Работа над созданием музея была непростой. С этим проектом ознакомился и, отмечу, проникся этой идеей председатель Комитета по культуре и спорту Н. Краснов. Поняв всю ценность и перспективность данного предложения для нашего города, с его помощью под музей было выделено помещение в ДК "Павлово-Покровский", хотя помещение и не идеальное для музея, но другого пока нет. Там был произведен косметический ремонт, создан эскизный проект экспозиции. Одним словом, кропотливая работа по созданию музея велась на протяжении двух лет.
- Вы намеренно не упомянули про трудности?
- Трудности были, да еще какие. Но к кому бы мы ни обращались за помощью, практически все находили возможность ее оказать. Это и Комитет по культуре и спорту, и городская библиотека, и Торгово-промышленная палата, которая предоставила нам витрины и стеллажи, оказала финансовую помощь. Отмечу здесь и ДК "Павлово-Покровский", директор которого В. Чушкин помогал всем, чем мог. Кроме того, по гранду общественной организации "Новые формы социальных технологий" было получено 15 тысяч рублей. Всех не перечислить, но мы им очень благодарны, без их помощи создание музея могло бы затянуться на долгие годы.
- Проект и создание музея истории платка и шали в некотором роде можно рассматривать как инвестиции в культурную отрасль нашего города. Как к этой идее отнеслись в админи-
страции района?
- Повторюсь, благодаря председателю Комитета по культуре и спорту Н. Краснову было найдено помещение для музея и вообще при его непосредственном участии был создан выставочный зал, который и сейчас прекрасно работает. При поддержке Комитета по культуре и спорту пережил трудное время "демократизации" краеведческий музей и, наконец, сейчас создан музей истории платка и шали.
- Но ведь все это - непосредственная работа Комитета по культуре и спорту. А была ли оказана помощь со стороны других руководителей района?
- Пока реакции никакой. К сожалению, не смог прийти на открытие музея глава района. Допускаю, что он в день открытия был занят, но не могу понять почему не пришел кто-то из его заместителей, которым были вручены приглашения.
- С чем пришлось столкнуться после открытия музея?
- Многие проблемы и трудности, как ни парадоксально, были заложены изначально. Самое сложное - это помещение. Оно расположено так, что посетители с улицы попасть в музей не смогут, т.к. в запутанных лабиринтах клуба найти его непросто. Поэтому мы можем работать только с группами по предварительным заявкам. Что еще? Данное помещение по своей конструкции не пригодно для музея и его состояние оставляет желать лучшего. Ну и, наконец, катастрофически не хватает экспозиционных площадей, из-за чего мы не смогли показать все, что хотелось бы. Ведь павловопосадскому платку 150 лет, а под данную экспозицию выделено всего два погонных метра. Что можно рассказать о нашем платке всего на двух метрах? И так по каждой теме.
- Каковы условия хранения экспонатов?
- К сожалению, особенности данного помещения таковы, что зимой здесь очень холодно, а летом температура доходит до 30 градусов. И это при очень низкой влажности. Поэтому нам очень нужны кондиционеры, не говоря уже о климатических установках. Без них работы в летний период могут свернуться.
- Вы въехали в это помещение, а теперь не довольны этим?
- Когда искали помещение для музея, лучшего не было. Ждать было бессмысленно и теперь имеем то, что имеем.
- Как вы собираетесь выживать и зарабатывать средства на существование музея?
- Ни один из музеев в мире не зарабатывает денег, все они существуют на дотациях. В идеале зарабатывать деньги должны околомузейные структуры: турфирмы, кафе, гостиницы и т.д., т.е. служба сервиса. С этого должны идти отчисления в бюджет города, с которого и должен получать дотации музей.
- Тем не менее, музей создан и его открытие получило хорошую прессу, что способствует и поднятию имиджа нашего города. Так, 17 апреля 2002 года сообщение об открытии "Музея русского платка и шали" появилось на ведущих сайтах интернета. Инициатива распространения этих сообщений принадлежит одному из лучших российских WEB-порталов "Музеи России", который создан и готовится некоммерческой организацией "Российские сети культурного наследия". По информации "Музеев России", павловопосадский музей истории платка и шали является уникальным и не имеет себе аналогов среди более чем 3000 музеев. Информация об открытии музея прошла в новостях на 3-ем канале. Вы приобретаете известность, и я уверен, что у вас большое будущее. Желаю успехов, а посетителей приглашаю посмотреть уникальную экспозицию. Думаю, они получат истинное удовольствие. Спасибо за бесед
На шелка легли узоры всей земли:
Небеса, поля и горы зацвели.
Яркой выдумкой и цветом, и каймой
Ткань соперничает с летом и зимой.
И равнины из сатина напоказ,
Пламя клена и рябины манит глаз.
Если мы платок расстелем на поля,
То еще красивей станет вся земля.
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-путешествие. Заочная экскурсия для первоклассников в историю г. Павловска
Урок-путешествие "Павловский журнал" был подготовлен и проведен к дню рождения города....
Экскурсия по родным местам. Павловский парк
Разработка заочной экскурсии по роднуму краю....
Павловский Посад в войне 1812 года
Презентация, посвящённая войне 1812 года....
Павловский платок
Занятие кружка изо....
Стихотворение о Сергиевом Посаде
Стихотворение было сочинено учителями Гомоновой Н. В. , Забельниковой Н. В. и учениками 2 классов ГБОУ СОШ № 601 после замечательной экскурсии в Сергиев Посад...
Конкурс юный экскурсовод Достопримечательности г.Павловска. Павловский парк "Вольер"
Достопримечательности г.Павловска. Павловский парк "Вольер"...
Сценарий познавательной викторины «Поле чудес» Автор: Артемова О.Ю. педагог-организатор МУДО детский эколого-биологический центр, г.о Павловский Посад Московской области.
Познавательная викторина адресована учащимся 3-4 классов и позволяет в игровой форме расширить знания детей об окружающем мире, о живой природе, которая нас вдохновляет, лечит, удивляет и ...