рабочая программа по ИЗО 3 класс УМК "Перспектива"
рабочая программа (изобразительное искусство, 3 класс) по теме
Пояснительна записка и тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo_z_klass_shpikalova.doc | 98 КБ |
poyasnitelnaya_zapiska_k_izo_3_klass.docx | 37.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки Республики Бурятия
МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №40»
«Рассмотрено» на заседании МО учителей начальных классов Протокол № __ от «__» сентября 20___ года Руководитель МО: ____________ | «Согласовано»: Заместитель директора по УВР ______________________ от «__» сентября 20___ года | «Утверждаю» Директор МАОУ СОШ №40 _____________________ от «____» сентября 20___года |
Рабочая программа
по изобразительному искусству
для 3 класса
(УМК «Перспектива»)
Составила: учитель начальных классов
МАОУ СОШ №40
Антонова Инна Владимировна
Улан-Удэ
Тематическое планирование уроков ИЗО 3 класс (34часа)
№ урока | Наименование раздела | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки уч-ся | Элементы доп. содержания | Д/З | Дата |
1 | Рисование на темы | Земля одна, а цветов на ней много. Создание композиции «Чужие цветы краснее, а свои милее». | 1ч | Урок ознакомления с новым материалом | Работа с цветовой палитрой. Основа изобразительного искусства - композиция. | Знать понятия цветовая палитра, построение композиции; определять порядок своих действий, комбинировать приёмы живописи. | Зарисовки во дворе школы | Подготовить осенние иллюстрации | |
2-3 | Декоративная работа | «В жостовском подносе все цветы России». О чём может рассказать расписной поднос. Создание эскиза расписного подноса. | 2ч | 1.Урок ознакомления с новым материалом 2. Урок применения знаний | Создание условий для эстетического восприятия красоты элементов жостовского письма. | Знать о центре художественных промыслов с. Жостово, об отличительных приз-ах и худ. особенностях этого центра, уметь планировать этапы своей работы. | Создание творческих работ на основе собственного замысла. | Принести гуашь. кисти | |
4 | Рисование с натуры | Каждый художник урожай своей земли хвалит. Создание с натуры натюрморта. | 1 ч | Урок ознак с новым материалом и первичное закрепление новых знаний | Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке с натуры. | Учиться передовать на палитре разные приёмы изображения объёмных предметов. | Графическая и живописная техника | Принести акварель, кисти. | |
5. | Декоративная работа | «Лети, лети бумажный змей». Выполнение эскиза бумажного змея. | 1ч | Урок ознак с новым материалом | Работа над созданием композиционной схемы зеркально- симметричного орнамента. Выполнение эскиза. | Знать, что такое орнамент. Уметь создавать симметричный орнамент. | Создание творческих работ на основе собственного замысла | Принести акварель, кисти Фломастеры, карандаши. | |
6 | Декоротивная работа | Чудесен свет, мудры люди, дивны дела их». Выполнение эскиза лоскутного коврика. | 1ч | Урок ознакомления с новым материалом | Работа над созданием эскиза орнамента лоскутного коврика. | Знать, приёмы тонового растяжения цвета- перехода от тёмного цвета к светлому. | Создание творческих работ на основе собственного замысла. | Акварель, кисти. | |
7 | Рисование на темы | Живописные просторы Родины». Рисование пейзажа. | 1ч | Урок применения знаний | Эмоциональная оценка шедевров русских художников. Работа над передачей пространства при помощи цвета в пейзажа. | Наблюдать за цветовой палитрой в природе. Знать о тёплых и холодных оттенках цвета. | Принести акварель, кисти. | ||
8 | Декоративная работа | «Родные края в России гжельской майолики». Декоративная композиция. | 1ч. | Комбинированный урок | Работа над созданием эскиза тарелочки в стиле Гжельской майолики. | Учиться создавать творческую композицию по мативам народных промыслов. Уметь получатьрастяжение цвета мазком. | Принести акварель, кисти. | ||
9 | Рисование на темы | Двор, что город, изба, что терем. Деревянное зодчество России. | 1ч. | Комбинированный урок | Работа над созданием композиции по мотивам резного убранства фасада избы. | Иметь представление о знаках – символах в народном орнаменте на примере знаков – оберегов в украшении крестьянской избы. | Принести рабочую тетрадь, кисти, акварель. | ||
10 | Рисование на темы | То ли терем, то ли царев дворец. Деревянное зодчество России. | 1ч. | Урок применения новых знаний. | Работа над созданием тематической композиции на тему народной сказки. | Владеть графическими и композиционными навыками.. | Принести гуашь, кисти. | ||
11 | Рисование на темы | «Каждая птица своим пером красуется». Живая природа, форма и цвет. Акварельная живопись. | 1ч. | Урок ознакомления с новым материалом | Создание живописной композиции и зарисовок пернатых акварелью по сырому на бумаге. | Вырабатывать навыки акварельной живописи, учиться выполнять зарисовки в технике рисования по сырому. | Принести акварель, краски. | ||
12 | Рисование с натуры | 12. Каждая изба удивительных вещей полна». Натюрморт: свет и тень. | 1ч | Комбинированный урок | Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке снатуры. | Осваивать приёмы подбора цветовых оттенковдля передачи освещённости и теневой поверхности предметов при искусственном освещении | Принести акварель, кисти. | ||
13 | Рисование на темы | Зимний вернисаж. Мир красоты. Русская зима. Пейзаж в графике. | 1ч | Комбинированный урок | Создание творческой композиции по теме урока, красоты зимнего пейзажа в установке на эстетическое восприятия окружа-ющего мира, произведений искусства. | Учиться передавать графическими средствами красоту зимнего пейзажа | Принести перо, тушь, белаю гуашь. | ||
14 | Декоративная работа | «Зима не лето в шубу одета». Связь декора с формой. Орнамент народов мира. | 1ч | Комбинированный урок | Работа над созданием декоративной композиции по мативам народного орнамента. | Учиться составлять орнамент по мативам народных орнаментов. | Принести творческую тетрадь. фломастеры. | ||
15 | Рисование на темы | «Зима да морозы, а мы за праздники». Карнавальные новогодние фантазии. | 1ч | Комбинированный урок. | Использование художественных средств выразительности праздничного настроения. | Совершенствовать работу по владению живописно- графическими навыками. | Создание творческих работ | Принести творче- скую тет- радь, тушь,перо. | |
16 | Рисование на темы | «Всякая красота фантазии да умения требует». Эскиз карнавальной маски. | 1ч | Комбинированный урок. | Составление эскиза маски,украшение её различными материалами. | Учиться создавать образы при помощи изобразительных приёмов. | Создание маски, её украшение | Принести акварель, кисти. | |
17 | Декоративная работа | «В каждом посаде в своём наряде». Узоры обереги в русском народном кастюме. | 1ч | Комбинированный урок | Создание эскиза русского народного костюма | Учиться создавать эскизы костюмов, уметь графическими и живописными приёмами исредствами создавать компазицию народного орнамента. | Принести тетрадь, акварель, кисти. | ||
18 | Рисование на темы | Жизнь костюма в театре. Сценический костюм героя. | 1ч. | Комбинированный урок. | Создание эскиза театрального костюма | Учиться передовать выразительность образа героя в сценическом костюме. | . | Принести акварель, кисти. | |
19 | Декоративная работа | Россия державная. исторический памятник. Создание живописного эскиза. | 1ч | Комбинированный урок | Создание живописного эскиза архитектурного памятника. Знакомство с работами художников- мастеров. | Познакомиться с историей русского зодчества. Формировать навык гормоничного подбора цветов | Знать понятие зодчество | Выполнить задание в творческой тетради на стр. 44-45. | |
20 | Декоративная работа | В мире народного зодчества. Город чудный, город славный». | 1ч | Комбинированный урок | Работа над созданием сказочного образа древнего города в технике выбраной уч-ся. | Продолжить знакомство с историей русского зодчества, владеть живописно- графическими навыками. | Выполнить работу в творческой тетради с. 46-47 | ||
21 | Рисование на темы | Защитники земли Русской. Сюжетная композиция | 1ч | Комбинированный урок | Создание сюжетной композиции по теме урока. Беседа о Куликовской битве. | Знать особенности построения композиции, особенности изображения фигуры человека в движении. | Выполнить задание в тв. тетради с.48-49 | ||
22 | Рисование на темы | «Дорогие любимые, родные». Рисование женского портрета. | 1ч | Урок ознакомления с нов. материалом | Работа по созданию женского образа в портрете матери, изучение пропорций лица | Знать особенности изображения портрета, учиться изображать портрет, используя графические навыки и знания пропорций чел. лица | Выполнить задание в тв. тетради с. 50-51 | ||
23 | Декоративная работа | «Широка масленица». Сюжетно- декоративная композиция. | 1ч. | Комбинированный урок | Анализ картин В. Липицкий «Масленица», А. Бенуа, «Петербургские балаганы». Создание эскиза сюжетно- декоративной композиции. | Уметь рисовать композиционные схемы, знать композиционные приёмы передачи живописных образов. | Задание в творческ. тетради с. 52-53 | ||
24 | Декоративная работа | «Красота и мудрость народной игрушки» | 1ч. | Комбинированный урок | Сопоставительный анализ различных деревянных игрушек, способов и средств их выполнения. Рисование любой из них. | Различать игрушки, выполненные разными мастерами из различных уголков России, учиться находить особенности разных игрушек. | Задание в тв. тетради с.54-55 | ||
25-26 | Рисование на темы | Герои сказок глазами художника. Сюжетная композиция. | 2ч. | 1.Урок ознакомления с новым материалом. 2. Комбинированный урок | Знакомство с картинами М. Врубеля, В. Васнецова, И. Билибина. Создание сюжетной композиции к сказке. | Учиться создавать сюжетную композицию, знать композиционно- художественные приёмы. | Создание творческих работ | ||
27 | Рисование на темы | Водные просторы России. Морской пейзаж. | 1ч. | Урок ознакомления с новым материалом | Эмоциональная оценка шедевров русск. художников. Работа над созданием морского пейзажа. | Знать понятие «марина», особенности изображения морских пейзажев, знать работы известн. художников познаком. с их творчеством. | Задание в тв. тетради с. 62-63 | ||
28 | Декоративная работа | Цветы России на павловских платках и шалях | 1ч | Комбинированный урок | Создание эскиза русского платка | Учиться различать и создавать отдельные цветочные мотивы русских шалей. | Задание в тв. тетради с. 64-65 | ||
29 | Декоративная работа | «Всяк на свой манер».Рисование русской набойки | 1ч. | Комбинированный урок | Создание народной декоративной композиции. | Формировать навык в передаче декоративного выразительного силуэта. | Задание в тв. тетради с. 66-67 | ||
30 | Рисование на темы | В весеннем небе салют Победы | 1ч. | Комбинированый урок | Создание композиции «Салют Победы». | Знать и применять композиционно- художественные приёмы. | Задание в тв. тетради с. 68-69 | ||
31 | Гербы городов Золотого кольца России | 1ч. | Комбинированый урок | Создание эскиза герба места, где ты живёшь. | Формировать различные приёмы работы по созданию гербов и эмблем. | Создание творческих работ | |||
32 | «Сиреневые перезвоны» Рисование натюрморта. | 1ч. | Комбинированый урок | Создание эскиза натюрморта из цветов сирени, черёмухи и т. п. | Совершенствовать образное видение, цветовидение, знать основные приёмы по созданию натюрморта. | Задание в тв. тетради с. 72-73 | |||
33 | Декоративная работа | «У всякого мастера свои затеи. Рисование орнамента | 1ч. | Комбинированый урок | Создание эскиза орнамента с мотивами животного и растительного мира. | Познакомиться с орнаментами разных народов, в которых присутствуют природные мотивы. | Задание в тетради с. 74-75 | ||
34 | Изовикторина | 1ч | Обобщающий урок | Повторение изученного материала | Знать изученные понятия изобразительного искусства. Уметь сопоставлять и различать жанры, виды искусства, работы художников, зодчих, скульпторов. |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями основной образовательной программы ОУ и ориентирована на работу по учебно-методическому комплекту:
- Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. Рабочая программа. Предметная линия учебников под редакцией Т. Я. Шпикаловой. 1-4 классы [Текст] / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г. А. Поровская. -М. : Просвещение, 2011.
- Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство и художественный труд. Программа и планирование учебного курса. 1-4 классы [Текст] : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Н. Р. Макарова. - М. : Просвещение, 2011.
- Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. 3 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г. А. Величкина. - М. : Просвещение, 2011.
- Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 3 класс [Текст] : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Н. Р. Макарова. - М. : Просвещение, 2011.
- Шпикалова, Т. Я. Методическое пособие к учебнику «Изобразительное искусство. 3 класс» [Электронный ресурс]
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Цели и задачи курса
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. Оно направлено на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Цели курса:
- воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
- развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творче-. способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне - их роли в жизни человека и общества;
- овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного круго-зора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, с разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Задачи обучения:
- совершенствование эмоционально-образного восприятия пронзасэеяяа искусства и окружающего мира;
-развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
- формирование навыков работы с различными художественными материалами.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В Федеральном базисном учебном плане в 3классе на изучение изобразительного искус-ства отводится 1 час в неделю, всего 34 часа (34 учебные недели).
ОПИСАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТИРОВ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.
Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру, его духовно-нравственное воспитание.
Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, использованных на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Мир изобразительных (пластических) искусств
Образное содержание искусства. Отражение в произведениях изобразительных (пластических) искусств человеческих чувств, идей, отношений к природе, человеку и обществу на примере произведений отечественных и зарубежных художников.
Виды изобразительных (пластических) искусств: живопись, графика, скульптура, архитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство (общее представление), их связь с жизнью. Жанры изобразительных искусств: портрет (на примере произведений Леонардо да Винчи): пейзаж (на примере произведений И. А. Шишкина, К. Айвазовского); натюрморт и анималистический жанр (в произведениях русских и зарубежных художников - по выбору). Виды художественной деятельности (изобразительная, декоративная, конструктивная). Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой, театром, кино.
Богатство и разнообразие художественной культуры Росписи,
декоративно-прикладного народного искусства) и мира (образы архитектуры и живописи).
Патриотическая тема в произведениях отечественных и зарубежных художников.
Расширение кругозора: знакомство с ведущими художественными музеями России: Русским музеем, Музеем изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.
Художественный язык изобразительного искусства
Основы изобразительного языка искусства: рисунок, цвет, композиция, объем, пропорции. Элементарные основы рисунка (характер линии, штриха; соотношение черного и белого, композиция); живописи (основные и составные, теплые и холодные цвета, изменение характера цвета); скульптуры (объем, ритм, фактура); архитектуры (объем, соотношение частей, ритм, силуэт); декоративно-прикладного искусства и дизайна (обобщение, роль ритма и цвета) на примерах произведений отечественных и зарубежных художников.
Расширение кругозора: восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства на основе представлений о языке изобразительных (пластических) искусств.
Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью
Практический опыт постижения художественного языка изобразительного искусства в процессе восприятия произведений искусства и в собственной художественно-творческой деятельности. Работа в различных видах изобразительной (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладной (орнаменты, росписи, эскизы оформления изделий) и художественно-конструктивной (бумагопластика) деятельности.
Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, животные, человек). Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов, таких как: коллаж, граттаж, аппликация, бумажная пластика, гуашь, акварель, пастель, восковые мелки, тушь, карандаш, фломастеры, пластилин, глина, подручные и природные материалы.
Передача настроения в творческой работе (живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, материала, орнамента, конструирования (на примерах работ русских и зарубежных художников, изделий народного искусства, дизайна). Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, аппликации, художественном изделии.
Роль изобразительных (пластических) искусств в организации материального окружения человека (вторая природа), его повседневной жизни (архитектура зданий, планировка парков, оформление интерьера квартиры, школы; дизайн одежды, мебели, посуды, игрушек, оформление книг, роспись тканей и др.).
Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России (основные центры) с учетом местных условий, их связь с традиционной жизнью народа. Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов.
Овладение разными техниками бумажной мозаики. Изготовление атрибутов новогоднего праздника (маска и т. д.).
Расширение кругозора: экскурсии к архитектурным памятникам, по улицам города, на игрушечную, посудную, текстильную фабрики или комбинат, в краеведческий музей, музей народного быта и т. д. (с учетом местных условий).
РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
В ходе освоения предмета «Изобразительное искусство» обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами обучающихся являются:
- в ценностно-эстетической сфере - эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений, окружающей жизни;
- в познавательной (когнитивной) сфере - способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
- в трудовой сфере - навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей и их украшения.
Метапредметными результатами обучающихся являются:
- умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
- желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
- активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.);
- обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
- формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
- формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметными результатами обучающихся являются:
- в познавательной сфере - понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;
- в ценностно-эстетической сфере - умения различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношений к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов;
- в коммуникативной сфере - способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;
- в трудовой сфере - умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОКАНЧИВАЮЩИХ 3 КЛАСС
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен
Знать / понимать:
- доступные сведения о памятниках культуры и искусства, связанные с историей, бытом и жизнью своего народа; ведущие художественные музеи России и своего региона;
- понятия: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, портрет, архитектура, народное декоративно-прикладное искусство;
- отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
- приемы смешения красок для получения разнообразных теплых и холодных оттенков цвета (красный теплый и холодный, зеленый теплый и холодный, синий теплый и холодный), приемы плавного и ступенчатого «растяжения» цвета;
- основы орнамента (символика орнаментальных мотивов, ритмические схемы композиции, связь декора с материалом, формой и назначением вещи);
- основные правила станковой и декоративной композиции (на примерах натюрморта, пейзажа, портрета, сюжетно-тематической композиции); средства композиции: зрительный центр, статика, динамика, ритм, равновесие;
- названия ручных инструментов, их назначение, правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
- разнообразные средства выразительности, используемые в создании художественного образа (формат, форма, цвет, линия, объем, ритм, композиция, пропорции, материал, фактура, декор);
- основы традиционной технологии художественной обработки и конструирования из природных материалов (глины, соломы, бересты), ткани (набойка, ткачество на дощечке, вышивка, лоскутное шитье и др.), бумаги (гофрирование, скручивание, склеивание, складывание, конструирование), глины (лепка из пласта по готовым формам, приемы лепного декора);
уметь:
- организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой, ножницами, линейкой, шилом, кистью для клея, стекой, иголкой;
- правильно определять, рисовать, исполнять в материале форму простых и комбинированных предметов, их пропорции, конструкцию, строение, цвет;
- применять способы смешения акварельных, гуашевых красок для получения разнообразных оттенков в соответствии с передаваемым в рисунке настроением;
- выбирать величину и расположение изображения в зависимости от формата и размера листа бумаги; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних планов, изменение цвета предметов по мере их удаления от зрителя;
- применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в конструктивных работах, в сюжетно-тематических и декоративных композициях с учетом замысла;
- рисовать кистью без предварительного рисунка элементы жостовского орнамента, придерживаться последовательности исполнения росписи;
- решать художественно-творческие задачи на проектирование изделий, пользуясь технологической картой облегченного типа, техническим рисунком, эскизом, с учетом простейших приемов технологии в народном творчестве;
- выполнять сюжетно-тематические и декоративные композиции по собственному замыслу, по представлению, иллюстрации к литературным и фольклорным. поразительными материалами, в технике аппликации из бумаги, ткани:
- выполнять тамбурный шов и украшать изделие народной вышивкой;
- лепить и украшать декором сосуды по мотивам керамики Гжели, Скопина, конструировать изделия из соломки по мотивам работ киргизских и белорусских мастеров;
- конструировать динамические и статические игрушки по мотивам традиционных работ богородских народных мастеров;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности:
- выражать свое эмоционально-эстетическое отношение к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру; чувствовать гармонию в сочетании цветов, в очертаниях, пропорциях и форме предметов;
- высказывать собственные оценочные суждения о рассматриваемых произведениях искусства при посещении художественных музеев, музеев народного декоративно-прикладного искусства;
- проявлять нравственно-эстетическое отношение к родной природе, Родине, защитникам Отечества, национальным обычаям и культурным традициям народа своего края, своей страны и других народов мира;
- проявлять положительное отношение к процессу труда, к результатам своего труда и других людей; стремление к преобразованию предметной обстановки в школе и дома.
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1. Дополнительная литература.
1.Каменева, Е. Н. Какого цвета радуга / Е. Н. Каменева. - М. : Детская литература, 1984.
- Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа : в 2 ч. Ч. 2. - М. : Просвещение, 2011.
- Туберовская, О. М. В гостях у картин. Рассказы о живописи / О. М. Туберовская. - Л. : Детская литература, 1973.
- Ходушина, Н. П. Ребенок и изобразительное искусство / Н. П. Ходушина // Здравствуй, музей!-СПб., 1995.
5.Энциклопедический словарь юного художника. -М. : Педагогика, 1983.
2. Интернет-ресурсы.
- Википедия : свободная энциклопедия.
- Педсовет.ощ. Всероссийский Интернет-педсовет.
- Клуб учителей начальной школы. -
- Фестиваль педагогических идей.
- Педагогическое сообщество.
- 3. Информационно-коммуникативные средства.
- Секреты живописи для маленьких художников
- Большая электронная энциклопедия
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия
- Аудиозаписи. Классическая музыка.
4. Наглядные пособия.
Произведения изобразительного искусства.
М. Нестеров. Осенний пейзаж; Н. Присекин. Прохладно. Вид на Веледниково; А. Курнаков. Дорога на Знаменку; В. Овчаров. Осенний пейзаж; Г. Бочаров. Тайга; А. Бородин. Пейзаж с грибами; А. Герасимов. Пионы; М. Сарьян. Цветы Калаки; А. Дейнека. Гладиолусы с рябиной; А. Осьмёркин. Подсолнухи и рябина; Е. Кругликова. Георгины (монотипия); И. Машков. Натюрморт с маками и васильками; В. Серов. Яблоки на листьях; 3. Серебрякова. Корзина с кабачками;
3. Серебрякова. Виноград; В. Рохлин. Натюрморт с геранью: В. Стожаров. Романовский лук; И. Машков. Натюрморт. Тыква; П. Кузнецов. Цветы и дыни: Б. Кустодиев. В трактире; В. Крылов. Чайка; Б. Щербаков. Рожь поспевает; В. Шелков. За полярным кругом.
А. Кравченко. Зима; А. Бородин. Гости; В. Каневский. Снегирь. Синяда-пухлячок. Синица-лазоревка; Т. Маврина. Звенигород; Т. Яблонская. Зимний день в Седнсве: А. Пластов. Первый снег; А. Малетин. Родина. Мезенские берега; К. Воробьев. Февраль: Н. Гончарова. Московская зима; Т. Шувалова. Автопортрет; Б. Крылов. Вечерний натюрморт: В. Прибытков. Окраина в снегу; Д. Шмаринов. Тройка; П. Паруханов. Митя в новогоднем костюме ': р-влева. Зима. Екатерина-санница. Варвара. Анна зимняя. Месяцеслов; произведения местных художников.
О. Савостюк. Маша; 3. Серебрякова. За завтраком; Н. Рерих. Сеча под Керженцем: В. Фонеев.Зарайский кремль; В. Астальцев. Даниловский монастырь в Переславле-3алесском; В. Федосеев.Борисоглебск; В. Фонеев. Кирилло-Белозерский монастырь; И. Билибин. Преображенный Китеж (эскиз декорации); А. Дейнека. Оборона Севастополя; Н. Присекин. Куликовская битва; О. Савостюк, Б. Успенский. Победа (плакат); Ю. Циркунов. Тревожная группа; Ю. Кутач. Дмитрий Донской; Л. Большакова. Пасхальный натюрморт; Н. Рерих. Весна священная; А. Остроумова-Лебедева. Весенний мотив; 3. Шевандронова. Птицы весенние; В. Хлызов. Белые ночи под Тобольском; В. Бялыницкий-Бируля. Весенний день; Т. Маврина. Клусово; У. Тансыкбаев. Моя песня; В. Телин. Родительский день; Л. Малеева. Рязанские девочки; М. Врубель. Девочка на фоне персидского ковра; В. Суриков. Сибирская красавица; Н. Кузнецов. Текстильщицы; Б. Нура-ли. Портрет Хамеджи; А. Бенуа. Петербургские балаганы (эскиз декорации); М. Врубель. Царь Берендей. Морской царь. Майолика; М. Врубель. Снегурочка. Эскиз костюма; М. Врубель. Царевна Лебедь; Н. Рерих. Эскиз костюма князя Игоря; А. Головин. Портрет Ф. И. Шаляпина в роли Бориса Годунова; Н. Рерих. Эскиз костюма девушки; И. Билибин. Юноша. Эскиз костюма; И. Билибин. Царевна-Несмеяна; И. Билибин. Жар-птица; И. Билибин. Стрельчиха перед царем и свитой.А. Рылов. Зеленый шум; А. Дейнека. Будущие летчики; А. Герасимов. После дождя; В. Поленов. Московский дворик; И. Машков. Фрукты с сельскохозяйственной выставки. Айва и персики; И. Шишкин. Дождь в дубовом лесу; Н. Дубовской. Закат солнца; Н. Крымов. Утро; И. Айвазовский. Радуга. Черное море; Р. Судковский. Бурное море; А. Рылов. В голубом просторе; Э. Калныньш. Седьмая балтийская регата; А. Алексеев. Пейзаж с чайками; Б. Кустодиев. Купчихи; В. Орешников. Розы; Н. Присекин. Салют Победы; П. Оссовский. Салют Победы. В 1945-м; А. Ушин. Салют Победы. Из серии «Блокада»; Г. Орлова. Салют (гобелен); П. Кончаловский. Сирень в корзине; П. Кончаловский. Сирень, хрустальная ваза и корзина; Д. Налбандян. Сирень.
Произведения народного декоративно-прикладного искусства.
.И. Страхов. Осень (панно). Федоскино; памятники архитектуры: Преображенская церковь,Кижи; жостовские подносы: М. Митрофанов, Н. Гончарова, Н. Антипов, И. Леонтьев; воздушные змеи: Япония, Китай; лоскутные коврики; гжельская майолика.
Дом Ошевнева. Кижский музей под открытым небом; Фасад избы. Нижегородская область; Аленький цветочек. Шкатулка. Федоскино; В. Кочкин. Ростовские кружева (финифть). Ростов; меховая одежда - Ханты-Мансийский округ; вязаные варежки - Финляндия, Норвегия; изображения теремов, хором; тамбурная вышивка на предметах быта; кованые изделия - ларцы, сундуки_ светцы; традиционные подвесные украшения - «пауки».
Народный костюм Русского Севера - олонецкий, новгородский, тверской, архангельский; народный костюм южнорусский - курский, орловский, тамбовский, воронежский, тульский; Б. Ермолаев. Куликовская битва. Палех; В. Липицкий. Масленица (коробочка). Федоскино; народные игрушки из Сергиева Посада, Семенова, Федосеева, Полховского Майдана. Богородского; В. Грудинин. Александр Попович и княжич Василько. Ростов; Н. Малоземов. Вид кремля города Ростова Великого (финифть). Ростов. Тканые пояса Русского Севера и Юга, украшения из бересты вологодские, архангельские, карельские и др.; богородская динамическая игрушка. Павловопосадские шали; ковер Зили. Дагестан; прялка. Мезень. Россия; тарелка - Мексика; лобовая доска. Городец; Гравюра. Германия; расписная дверь. Русский Север; керамика Скопина; маски Индонезия, Китай; ваза - Корея.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...
Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"
Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...
Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова
Рабочая программа содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...