Рабочая программа по ИЗО, 4 класс
календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме
Программа составлена на основе требований.
Титульный лист, пояснительная записка, содержание программы, тематическое планирование, основные требования к знаниям и уиенияи учащихся, учебно-методическое обеспечение дисциплины.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по ИЗО, 4 класс | 39.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Казенное образовательное учреждение Омской области «Полтавская специальная (коррекционная) школа – интернат VIII вида»
УТВЕРЖДАЮ
Директор КОУ ОО «Полтавская
СКОШИ VIII вида»
_________________ В.С.Кучеров
(подпись) « » сентября 2013 г.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по изобразительному искусству
для учащихся 4 класса специальной (коррекционной)
общеобразовательной школы VIII вида
Составитель: учитель I кв. категории Тарабунова А.А.
______________
(подпись)
Рассмотрено
На заседании МО
общеобразовательных
предметов
Протокол №__ от
«__»___________2013г.
Руководитель МО
Демченко Л.А. ________
(подпись)
Согласовано
«___»___________2013г.
Зам директора по УВР
Нечипоренко С.В.________
(подпись)
2013год
Изобразительное искусство
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1 – 4 классы. – 6-е издание – М.: Просвещение, 2009. – 192 с.
Автор: И. А. Грошенков, под редакцией В.В. Воронковой.
Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно - развивающее значение. Обучение изобразительному искусству носит элементарно-практический характер. В процессе изобразительного искусства осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, пространственной ориентации, а также недостатков физического развития, особенно мелкой моторики рук. Вся работа носит целенаправленный характер, способствует развитию самостоятельности учащихся при выполнении заданий.
Цель программы обучения:
- использование изобразительной деятельности в качестве важнейшего средства воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, на формирование личности обучающегося, воспитание у него положительных навыков и привычек, на развитие наблюдательности, воображения, пространственной ориентации и мелкой моторики рук.
Основными задачами преподавания биологии являются:
- способствовать коррекции недостатков познавательной деятельности школьников путем систематического и целенаправленного воспитания и развития у них правильного восприятия формы, величины, цвета предметов, их положения в пространстве;
- находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие;
- содействовать развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать и обобщать;
- ориентироваться в здании и планировать свою работу, намечать последовательность выполнения рисунка;
- исправлять недостатки моторики и совершенствовать зрительно-двигательную координацию;
- дать учащимся элементарных основ реалистического рисунка, формировать навыки рисования с натуры, декоративного рисования;
- знакомить учащихся с отдельными произведениями изобразительного, декоративно-прикладного и народного искусства, воспитывать активное эмоционально-эстетическое отношение к ним;
- развивать у учащихся речь, художественный вкус, интерес к изобразительной деятельности.
В процессе планирования изменений в содержание обучения внесено не было. Количество часов, отведённое программой на тематические разделы, представлено в соответствии с программными требованиями.
В целях введения в практику школы национально – регионального компонента на уроках изобразительного искусства 10% учебного времени отводится на ознакомление учащихся с картинами художников Омской области, с искусством жителей Полтавского района.
Содержание программы
Изобразительное искусство
(34ч в год, 1 ч в неделю)
Разделы | Кол-во часов | Темы | Краткое содержание раздела |
I четверть (8 ч) | |||
Рисование с натуры. | 4 |
| Анализ объектов изображения (определение формы, цвета и величины составных частей). Изображение объемных предметов прямоугольной, цилиндрической и конической формы в несложном пространственном положении. Определение величины рисунка по отношению к листу бумаги. Передача в рисунке строения предмета, формы, пропорции и свет его частей. Использование осевых линий при построении рисунка. Подбор соответствующих цветов для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью. |
Декоратив-ное рисование. | 2 |
| Построение орнаментов в квадрате, используя осевые линии. Расположение узора симметрично, заполняя середину, углы, края. Использование акварельных и гуашевых красок. Ровная заливка с соблюдением контуров отдельных элементов орнамента. Подбор гармонического сочетания цветов. |
Рисование на темы. | 1 |
| Передача в рисунке своих впечатлений от ранее увиденного. Расположение изображений на листе бумаги, объединяя их общим замыслом. |
Беседы об изобразительном искусстве. | 1 |
| Рассматривание репродукций художественных произведений. Демонстрация не более 3-4 произведений живописи, скульптуры, графики, подобранных на одну тему. Узнавание и правильное название изображенных предметов. |
II четверть (8ч) | |||
Рисование с натуры. | 2 |
| Анализ объектов изображения (определение формы, цвета и величины составных частей). Изображение объемных предметов прямоугольной, цилиндрической форм. Определение величины рисунка по отношению к листу бумаги. Передача в рисунке строения предмета, формы, пропорции и свет его частей. Использование осевых линий при построении рисунка. Подбор соответствующих цветов для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью. |
Декоратив-ное рисование. | 2 |
| Построение орнаментов в квадрате, используя осевые линии. Расположение узора симметрично, заполняя середину, углы, края. Размещение декоративных элементов в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям. Использование акварельных и гуашевых красок. Подбор гармонического сочетания цветов. |
Рисование на темы. | 3 |
| Передача в рисунке своих впечатлений от ранее увиденного. Расположение изображений на листе бумаги, объединяя их общим замыслом. |
Беседы о Изобразительном искусстве. | 1 |
| Рассматривание изделий народных мастеров. Демонстрация 5—6 предметов декоративно-прикладного искусства. Узнавание и правильное название изображенных предметов. |
III четверть (10ч) | |||
Рисование с натуры. | 5 |
| Анализ объектов изображения (определение формы, цвета и величины составных частей). Изображение объемных предметов прямоугольной, цилиндрической и конической формы в несложном пространственном положении. Определение величины рисунка по отношению к листу бумаги. Передача в рисунке строения предмета, формы, пропорции и свет его частей. Использование осевых линий при построении рисунка. Подбор соответствующих цветов для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью. |
Декоратив-ное рисование. | 2 |
| Построение орнаментов в прямоугольнике и квадрате, используя осевые линии. Расположение узора симметрично, заполняя середину, углы, края. Размещение декоративных элементов в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям. Использование акварельных и гуашевых красок. Ровная заливка с соблюдением контуров отдельных элементов орнамента. Подбор гармонического сочетания цветов. |
Рисование на темы. | 2 |
| Передача в рисунке своих впечатлений от ранее увиденного. Расположение изображений на листе бумаги, объединяя их общим замыслом. Рассматривание репродукций художественных произведений. |
Беседы об изобразительном искусстве. | 1 |
(В. Сигорский «Первый снег», Н. Жуков «Дай дорогу!», С. Григорьев «Вратарь»). | Рассматривание репродукций художественных произведений. Демонстрация не более 3-4 произведений живописи, скульптуры, графики, подобранных на одну тему. Узнавание и правильное название изображенных предметов. |
IV четверть (9ч) | |||
Рисование с натуры. | 4 |
| Анализ объектов изображения (определение формы, цвета и величины составных частей). Изображение объемных предметов прямоугольной, цилиндрической и конической формы в несложном пространственном положении. Определение величины рисунка по отношению к листу бумаги. Передача в рисунке строения предмета, формы, пропорции и свет его частей. Использование осевых линий при построении рисунка. Подбор соответствующих цветов для изображения предметов, передавая их объемную форму элементарной светотенью. |
Декоративное рисование. | 2 |
| Построение орнаментов в и квадрате, используя осевые линии. Расположение узора симметрично, заполняя середину, углы, края. Размещение декоративных элементов в круге на осевых линиях (диаметрах) в центре и по краям. Использование акварельных и гуашевых красок. Ровная заливка с соблюдением контуров отдельных элементов орнамента. Подбор гармонического сочетания цветов. |
Рисование на темы. | 2 |
| Передача в рисунке своих впечатлений от ранее увиденного. Расположение изображений на листе бумаги, объединяя их общим замыслом. |
Беседы об изобразительном искусстве. | 1 |
| Рассматривание изделий народных мастеров. Демонстрация 5—6 предметов декоративно-прикладного искусства. Узнавание и правильное название изображенных предметов. |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока |
Цель урока | Речевой материал | Кол-во часов |
Дата |
1. | Рисование с натуры овощей и фруктов. РК. | Учить рисовать с натуры предметы округлой и продолговатой формы. | Овощи, яблоко, огурец, помидор. | 1 | |
2. | Рисование с натуры листа дуба. РК. | Формировать умение передавать строение предмета. | Дерево. | 1 | |
3. | Рисование с натуры ветки рябины. РК. Деревья нашего края. | Формировать умение передавать характерные особенности строения, форму. | 1 | ||
4. | Составление узора из растительных форм. | Учить составлять узор из растительных форм. | Лист, цветок, ягода. | 1 | |
5. | Рисование геометрического орнамента в квадрате. | Учить составлять орнамент из геометрических фигур. | Орнамент. | 1 | |
6. | Рисование на тему «Сказочная избушка». | Формировать умение воспроизводить в рисунке ранее увиденные иллюстрации к сказке. | Избушка сказочная. | 1 | |
7. | Рисование с натуры предметов цилиндрической формы. | Учить рисовать предметы цилиндрической формы. | Кружка, бокал. | 1 | |
8. | Рисование на тему «Праздничный салют». | Учить правильно, изображать характерные признаки объекта. | Салют. | 1 | |
9. | Рисование на тему «Моя любимая игрушка». | Учить передавать в рисунках характерные признаки предмета. | Игрушки. | 1 | |
10. | Рисование на тему «Городской транспорт». РК. Транспорт нашего района. | Познакомить учащихся с видами гор. Транспорта. | Транспорт. | 1 | |
11. | Рисование с натуры игрушки-грузовика. | Учить учащихся умению передавать строение и форму грузовика. | Грузовик. | 1 | |
12. | Рисование с натуры игрушки-автобуса. | Учить учащихся умению передавать строение и форму автобуса. | Автобус. | 1 | |
13. | Рисование с образца геометрического орнамента в квадрате. | Учить составлять орнамент из геометрических фигур в квадрате. | Орнамент, геометрическая фигура. | 1 | |
14. | Рисование пятиконечной звезды. | Научить рисовать пятиконечную звезду. | Пятиконечная звезда. | 1 | |
15. | Рисование новогоднего рисунка. | Учить передавать в рисунке характерные признаки объекта. | Гирлянда, хлопушка. | 1 | |
16. | Декоративное рисование на тему «Снежинка». | Дальнейшее развитие навыков декоративной работы. | Сквозные, вырезные, снежинки. | 1 | |
17. | Рисование с натуры предмета симметричной формы. | Закрепить умение рисовать предмет симметричной формы. | 1 | ||
18. | Рисование с натуры раскладной пирамидки. | Развивать умение рисовать предметы конической формы с использованием осевой линии. | Стержень, башня, пирамидка. | 1 | |
19. | Рисование бумажного стаканчика. | Развивать умение рисовать, предметы, используя осевые линии. | 1 | ||
20. | Рисование с натуры игрушки относительно сложной конструкции. | Учить учащихся передавать строение и форму рисуемого предмета. | Подъёмный кран. | 1 | |
21. | Рисование с натуры игрушки относительно сложной конструкции. | Учить учащихся передавать строение и форму рисуемого предмета. | Ракета на машине. | 1 | |
22. | Декоративное рисование листка отрывного календаря к празднику 8 Марта. | Развивать композиционные навыки. | Календарь, праздник. | 1 | |
23. | Рисование кормушки для птиц. РК. Птицы Омской области. | Развивать умение передавать в рисунке объёмную форму прямоугольного предмета. | Кормушка. | 1 | |
24. | Рисование на тему «Пришла весна». РК. Художники Омской области « О весне». | Развивать умение передавать свои наблюдения в рисунке. | Весна. | 1 | |
25. | Рисование постройки из элементов строительного материала. | Учить передавать строение предмета, форму, пропорции. | Бруски. | 1 | |
26. | Рисование в круге узора из лепестков. | Развитие умения использовать осевые линии при выполнении рисунка в круге. | Лепесток. | 1 | |
27. | Рисование на тему «Наши спутники в космосе». | Развивать творческое воображение. | Космос, спутник. | 1 | |
28. | Декоративное рисование «Полёт в космос». | Развивать композиционные навыки. | Космический корабль. | 1 | |
29. | Рисование с натуры предмета конструктивной формы (часы – настенные). | Научить учащихся рисовать часы настенные (предмет конструктивной формы). | Настенные, песочные. | 1 | |
30. | Рисование с натуры в виде набросков столярных инструментов. | Научить учащихся рисовать в виде набросков столярные инструменты. | Столярные инструменты. | 1 | |
31. | Рисование с натуры предмета симметричной формы (раскрытый зонт). | Научить учащихся рисовать раскрытый зонт – предмет симметричной формы | Симметрия, зонт. | 1 | |
32. | Беседа на тему «Декоративно-прикладное искусство» (вышивка, кружево, керамика). РК. Экскурсия в музей. | Познакомить учащихся с декоративно – прикладным творчеством жителей Полтавского района. | Вышивка, кружево, керамика. | 1 | |
33. | Рисование в квадрате узора из декоративно переработанных природных форм (цветы и бабочки). | Научить учащихся рисовать в квадрате узор из цветов и бабочек. | Квадрат, узор, диагонали. | 1 |
Основные требования к знаниям и умениям.
Учащиеся должны уметь:
- правильно определять величину изображения в зависимости от размера листа бумаги;
- передавать в рисунке форму прямоугольных, цилиндрических, конических предметов в несложном пространственном положении;
- использовать осевые линии при построении рисунка симметричной формы;
- передавать объемную форму предметов элементарной светотенью, пользуясь различной штриховкой (косой, по форме);
- подбирать и передавать в рисунке цвета изображаемых предметов (цветной карандаш, гуашь);
- пользоваться гуашевыми красками при рисовании орнаментов (узоров);
- анализировать свой рисунок и рисунок товарища (по отдельным вопросам учителя);
- употреблять в речи слова, обозначающие пространственные признаки и пространственные отношения предметов
- рассказывать о содержании и особенностях рассматриваемого произведения изобразительного искусства.
Учебно-методическое обеспечение
Научно-методическая литература:
- Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1 – 4 классы. – 6-е издание – М.: Просвещение, 2009. – 192 с. Автор: И. А. Грошенков, под редакцией В.В. Воронков
- Грошенков И. А. . «Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида». - М.: Академия, 2007.
- «Обучение учащихся I-IV классов вспомогательной школы».// Под ред. В.Г. Петровой. - М., 2007.
- Кузин В.С. «Методика преподавания изобразительного искусства в 1 – 3 классах». – М.: Просвещение, 2006
Литература для учащихся:
- Комитет по культуре и искусству администрации Омской области. Козлов Тимофей Павлович. Альбом. – Омск: Издательство «Русь», 1995. – 88 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...
Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"
Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...
Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова
Рабочая программа содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...