План - конспект урока по изобразительному искусству на тему "Гжельская майолика"
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 3 класс) по теме

Русанова Лариса Александровна

Представлен подробный план – конспект к уроку изобразительного искусства по теме «Гжельская майолика»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8_plan_konspekt_gzhelskaya_mayolika.doc452.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья  специальная (коррекционная) общеобразовательная школа (VII вида) № 561 Калининского района Санкт – Петербурга

Русанова Л.А.,

учитель начальных классов

План - конспект УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ  

по ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

«ГЖЕЛЬСКАЯ  МАЙОЛИКА»

(3 клАсс)  

Цели:

- Продолжить знакомство учащихся (первичные знания получены на уроке технологии) с  традиционным народным художественным промыслом – гжельская майолика, с его основными принципами.

- Ознакомить с техникой выполнения: особенностями растяжения цвета в гжельском мазке, особенностями изображения гжельского пейзажа.

- Научить применять технику выполнения  гжели: подбору красок, цветовой гаммы, сюжета, расположению.

- Развивать  умение переносить увиденное или воображаемое на лист с учетом формы и цвета, выражать свое настроение в работе, наблюдательность и внимательность.

- Воспитывать любовь к народному творчеству, способность чувствовать красоту изделий, осознание их роли в жизни человека.

- Осуществить межпредметные связи изобразительного искусства с музыкой.

Оборудование: ПК (вкл. презентацию – «Гжельская майолика»), образцы технологии работы,  чаша/ папье-маше гуашь, палитры, образец педагогического рисунка «Гжель», аудиозапись «Русские народные песни».

 

Оформление доски: образцы технологии работы, образцы педагогического рисунка

Ход урока:

I. Актуализация знаний

 1.Организация класса

А) Приветствие детей с учителем.

Б) Проверка готовности к уроку.

В) Повторение пройденного:

- Давайте вспомним, о каком народном промысле мы уже говорили на уроках технологии?

- Чем работы гжельских мастеров отличаются от других?

         II.Формулирование темы и цели урока, создание мотивации к работе

2.1. Постановка проблемы

Море цветов голубых,

Кувшины и кружки –

Быль или небыль?

Изделия рук золотых!

Да! Это синяя сказка –

Глазам загляденье,

Словно весною капель!

Ласка, забота, тепло и терпенье –

Русская звонкая Гжель!

- Из чего мастера делают свою посуду? (Белая глина)[1,2,3].

- Этот особенный вид фарфоровых изделий отличается своим нежно-синим цветом, которым исполнена роспись фарфора. По снежно-белому фарфоровому изделию проходит кисть художника, смоченная в окись кобальта, и на изделии «вырастают» неповторимые геометрические и растительные формы и орнаменты. Контрастность и насыщенность, которые присущи гжели, делают ее необыкновенной и привлекательной для взора окружающих. Как видим, этот промысел требует особенного профессионализма от занятых в нем мастеров и художников.

- Казалось бы одноцветная роспись должна сделать фарфоровое изделие монотонным, однако все получилось совсем наоборот — благодаря характерному синему цвету с его различными оттенками, фарфор смотрится неповторимо и оригинально.

- Какой цвет использует  художник в гжельской росписи? (Голубой)

 - Какой цвет используют мастера для фона? (Белый).

- Назовите элементы узора в гжельской росписи (Завитки, травинки, капельки, кустики, листочки и, ягодки, сеточки).

- А сейчас мы превратимся в маленьких мастеров – художников с волшебной кистью и отправимся на фабрику гжельской росписи. Выберем себе посуду для росписи и начнем творить чудесное преображение: обычная белая чаша с вашей помощью превратится в красивую чашу, стилизованную под гжельскую майолику. (Дети разбирают выполненные ранее на уроках технологии чаши из папье-маше, загрунтованные белой гуашью)

III. Работа над темой урока

3.1. Приемы работы гжельских мастеров[1,2,3].

          - Какие цвета используются? Чем отличается гжель от других промыслов?

         Да, прежде всего – своим цветом. Он всегда одинаков: бело – синий. Сами гжельцы любят говорить, что небо у них, как нигде в России синее-синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор.

         Всего две краски… А какая нарядная и праздничная получается роспись (показать рисунки). Самый излюбленный узор – гжельская роза. Иногда мы можем увидеть букет из нескольких роз. А бывает розы нет, есть только ее лепестки. А еще украшают гжельцы птицами, замысловатыми цветами и лепестками, сценами из жизни людей.

Гжельская роспись рисуется сразу кистью без предварительного рисунка карандашом, при этом кисть необходимо держать тремя пальцами

  1. Мазок с тенью: немного труден в выполнении. Особый тональный мазок, в котором отчетливо виден переход от темного к светлому оттенку синего цвета. Сначала нажимаем на кисть, а потом нажим слабеет.
  2. Завитки – петельные линии: держим кисть у железного наконечника, наклонно, набираем синюю краску, лишнюю снимаем и ведем плавные линии сверху вниз, делаем гжельский завиток и опять возвращаемся вверх, и снова вниз, плавно, неотрывно, всей кисточкой.
  3. Цветок: лепестки и узоры рисуем дугообразными линиями. Они изображаются наоборот – снизу вверх, плавно загибаем их и возвращаемся вниз, и так рисуем все остальные линии.
  4. Листик-веточка
  5. Бордюры

        3.3. Демонстрация образца (с проговариванием этапов)

ххх

Физминутка

Дети по лесу гуляли, (Дети маршируют на месте)
За природой наблюдали. (Ладонь прикладывают к глазам)
Вверх на солнце посмотрели (Поднимают головы кверху, "тянутся к солнышку")
И их лучики согрели.
Бабочки летали,
Крыльями махали (
Машут руками)
Дружно хлопаем, (
Хлопают в ладоши)
Ногами топаем! (
Топают ногами)
Хорошо мы погуляли, (
Маршируют, делают вдох-выдох)
И немножечко устали! (Дети садятся на свои места)

ххх

3.4. Практическая работа (легким фоном звучит русская народная музыка)

- А сейчас придумайте узор для своей чаши, используя различные приемы, которые мы рассмотрели, и нанесите его на чашу. Начинаем писать с крупных элементов, которые будут располагаться в центре. Узор может состоять из одного цветка. Можно нарисовать еще стебель и листья.

А бордюры нужны, чтобы оформить изделие, сделать его красочными выразительным.

/Ребята выполняют работу в соответствии с инструкцией. При необходимости учитель помогает/

IV. Итог урока

4.1. Просмотр и оценивание работ

4.2. Рефлексия

О Гжели послушайте стихотворение. П.Синявский

Сине-голубые

Розы, листья, птицы,

Увидев нас впервые,

Каждый удивится.

Чудо на фарфоре

Синяя капель.

Это называется

Просто роспись Гжель.

- Что нового узнали? Чему научились? Что помогло?

- Как работал ты?

- Какие чувства вызывают у тебя работы твоих одноклассников?

- Ребята, у вас на столах лежит по одному лепестку. Выразите в цвете свое отношение к этому уроку рисования (учитель напоминает о соотношении цвета и настроения, дети заполняют цветом лепестки, из которых потом собирается цветок; «Цветопись» выступает в качестве средства педагогической диагностики).

  1. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/golubaya-gzhel
  2. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/urok-izo-v-3-klasse-tema-gzhelskaya-maiolika
  3. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/izo/konspekt-uroka-izobrazitelnogo-isksstva-po-teme-gzhelskaya-mayolika

Приложения:

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока по изобразительному искусству

Предмет: изобразительное искусство.Тема: «Золотые краски осени».По типу урок: урок- творческая мастерскаяЦель:·        учить работать акварельными красками «по - сыр...

План - конспект урока по изобразительному искусству на тему "Чужие цветы краснее, а свои милее"

Публикация содержит подробный план - конспект урока по изобразительному искусству на тему "Чужие цветы краснее, а свои милее" (вкл. электронную презентацию)...

План - конспект урока по изобразительному искусству на тему "Каждый художник урожай своей земли хвалит"

Представлен подробный план - конспект урока по изобразительному искусству на тему "Каждый художник урожай своей земли хвалит"....

План-конспект урока по Изобразительному искусству УМК "Школа России"

Конспект урока по изобразительному искусству на тему: "Карнавал"...

План-конспект урока . По изобразительному искусству 3 класс А По теме: Рисуем птиц (павлин)

1Осуществлять меж предметные связи изобразительного искусства с историей, культурологией.2.Познакомить учащихся с памятниками культуры находящимися под охраной ЮНЕСКО.3.Развивать умение работать в сме...

План-конспект урока по изобразительному искусству «Урок Победы».

9 мая 2020. 75 лет со Дня Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Этот день остается общей национальной радостью и гордостью. Чем дальше от нас весна 1945 года , тем яснее становится в...

Урок ИЗО по теме Портрет, план-конспект урока по изобразительному искусству (изо, 4 класс) по теме

Задачи;Изучение особенностей в выполнении основной части портрета.использование имеющихся навыков и умений в построении портрета.Применить творческий подход в изображении композиции на тему «пор...