Программа по изобразительному искусству 2 класс
рабочая программа (изобразительное искусство, 2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Программа по изобразительному искусству 2 класс
Пояснительная записка
Программа разработана на основе примерной программы по изобразительному искусству и авторской программы Б.М.Неменского
« Изобразительное искусство», М.:«Просвещение» 2011г. Она соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования ( приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г.)
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Цели курса:
- воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
- развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;
- овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Задачи обучения:
- совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
- развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Общая характеристика учебного предмета.
Цель учебного предмета - формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, зоркости души ребенка.
Программа создана на основе развития традиций российского художественного образования, внедрения современных инновационных методов и на основе современного понимания требований к результатам обучения. Программа является результатом целостного комплексного проекта, разрабатываемого на основе системной исследовательской и экспериментальной работы. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.
Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как важное условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания и самоидентификации. Художественное развитие осуществляется в практической деятельности, в процессе художественного творчества каждого ребенка. Цели художественного образования состоят в развитии эмоционально-нравственного потенциала ребенка, его души средствами приобщения к художественной культуре как форме духовно-нравственного поиска человечества. Содержание программы учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания и коммуникации в современных условиях.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в коей мере не ограничивает связи с культурой разных стран мира, напротив, в основу программы положен принцип «От родного порога в мир общечеловеческой культуры». Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень программы.
Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, так как она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, народное и декоративно прикладное искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими, то есть временными и синтетическими, искусствами.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность
— конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображение - это художественное познание мира, выражение своего к нему отношения, эстетического переживания его; конструктивная деятельность - это создание предметно-пространственной среды; декоративная деятельность - это способ организации общения людей, имеющий коммуникативные функции в жизни общества.
Необходимо иметь в виду, что три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.
Курс предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности - практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира, произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры ) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы ), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач - постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение
творческих проектов и компьютерных презентаций. Для этого необходима работа со словарями, использование собственных фотографий, поиск разнообразной художественной информации в Интернете. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью.
Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т. е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Наблюдение и переживание окружающей реальности, а так же способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель - формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, размышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры. Принцип опоры на личный опыт ребенка и расширения, обогащения его освоением культуры выражен в самой структуре программы.
Тема 2 класса —« Искусство и ты». Художественное развитие ребенка сосредотачивается над способам выражения в искусстве чувств человека, на художественных средствах эмоциональной оценки: доброе — злое, взаимоотношении реальности фантазии в творчестве художника.
Курс предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работа, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа - это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры , по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности - форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция - осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры. скульптуры , живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радости успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
Место предмета в учебном плане.
В федеральном базисном учебном плане на изучение изобразительного искусства в каждом классе начальной школы отводится по 1 ч в неделю, всего 135 ч. Во 2 классе курс рассчитан на 34 часа (34 учебные недели).
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Приоритетная цель художественного образования в школе- духовно-нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истиной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего, ребёнок постигает искусство своей Родины, а потом знакомится с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Ребёнок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка - главный смысловой стержень курса. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления. Одна из главных задач курса - развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание - проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению - основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально- ценностных критериев жизни.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.
Результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей (потребностей на общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть рабаты с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформулированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
- сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
- овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
- овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайна и архитектура), декоративной (народных и прикладные виды искусства);
- •знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
- понимание образной природы искусства;
- эстетическая оценка явлений природы , событий окружающего мира
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства,
выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России
и художественных музеев своего региона;
- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- способность использовать в художественно-творческой дельности различные художественные материалы и художественные техники;
- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
- освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
- овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
- изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
- способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
- умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
В результате изучения предмета « Изобразительное искусство у обучающихся:
•будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;
• начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;
• формируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;
• появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность;
•установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурного -исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержание понятия Отечество» ,«родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный взгляд на мир;
• будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.
Обучающиеся:
• овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;
• получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстника научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;
• научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона);
• будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла; смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Содержание курса
Как и чем работает художник?
Три основные краски – желтый, красный, синий.
Пять красок-богатство цвета и тона.
Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.
Выразительные возможности аппликации.
Выразительные возможности графических материалов.
Выразительность материалов для работы в объеме.
Выразительные возможности бумаги.
Неожиданные материалы (обобщение темы).
Реальность и фантазия.
Изображение и реальность.
Изображение и фантазия.
Украшение и реальность.
Украшение и фантазия.
Постройка и реальность.
Постройка и фантазия.
Конструируем природные формы.
Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).
О чём говорит искусство.
Изображение природы в различных состояниях.
Изображение характера животных.
Изображение характера человека: женский образ.
Изображение характера человека: мужской образ.
Образ человека в скульптуре.
Человек и его украшения.
О чём говорят украшения.
Выражение намерений через украшения.
Образ здания.
В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы)
Как говорит искусство.
Теплые и холодные цвета. « Борьба» теплого и холодного.
Тихие и звонкие цвета.
Что такое ритм линий?
Характер линий.
Ритм пятен.
Пропорции выражают характер.
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности.
Обобщающий урок.
Тематическое планирование
ИЗО 2 класс (34 ч)
№п/п | Темы урока | Деятельность учащихся | УУД | Дата |
Как и чем работает художник? (8 ч) | ||||
1 | « Цветочная поляна». Три основных цвета- жёлтый, красный, синий. | Приобретать первичные основы цветоведения, изображать цветы (без предварительного рисунка; заполнять крупными изображениями весь лист,. получать и использовать в работе составные цвета. | Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Регулятивные: от осознания цели - через планирование действий - к реализации намеченного, самоконтролю и самооценке достигнутого результата, проведение коррекции. Познавательные: познание окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации. Понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Коммуникативные: способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении; вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач. | |
2 | Пять красок-богатство цвета и тона. «Радуга на грозовом небе». | Воспринимать красоту природы. Передавать настроение в природе. Изображать природные стихии (гроза, буря, извержение вулкана, дождь, туман и т.д.) без предварительного рисунка с использованием чёрной и белой гуаши. Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями. Осознавать, что изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (радость или грусть, удивление, восторг и т. д.) . | Личностные: стремление к красоте. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления. Познавательные: способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации. Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Коммуникативные: расширение навыков общения, вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения. | |
3 | «Осенний лес». Пастель, цветные мелки и акварель, их выразительные возможности. | Использовать выразительные возможности: мягкость, бархатистость пастели, яркость восковых и масляных мелков, текучесть и прозрачность акварели. Овладевать особенностями работы цветными мелками. Передавать различные эмоционального состояния осенней природы. | Личностные: вырабатывать авторский стиль учащегося, в умении использовать образный язык изобразительного искусства: цвет, линию, ритм, композицию для передачи своего эмоционального состояния. Регулятивные: учащийся самостоятельно ставит цель предстоящей творческой работы, обдумывает замысел, находит необходимый художественный материал (живописный, графический или др.), выполняет работу в материале, придумывает название рисунку, выражая в словесной форме образный смысл или замысел произведения, оценивает результат своего труда и работы одноклассников, а по необходимости осуществляет коррекцию, уточнение своего рисунка. Познавательные: осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации о выразительной возможности акварели и цветных мелков. Осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Коммуникативные: умение обсуждать индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности, задавать вопросы, строить диалог, формулировать собственное мнение и позицию. | |
4 | « Осенний листопад». Выразительные возможности аппликации. | Осваивать простые приемы работы в технике плоскостной аппликации: резание и обрывание. Видеть ритмические соотношения пятна и линии в узоре. Развитие наблюдательности и эстетического понимания красоты осенней природы. Наблюдать за ритмом листьев в природе. Работать в группе(2-3 чел). | Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления. Познавательные: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации о выразительной возможности аппликации. Коммуникативные: осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении; вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах.. | |
5 | « Графика зимнего леса». Выразительные возможности графических материалов. | Понимать образный язык графики, красоту и выразительность линий (тонкие и толстые, подвижные и тягучие линии). Использовать разнообразие графических материалов (тушь или черная гуашь, чернила, перо, палочка, тонкая кисть или уголь; белая бумага.). Рисовать по впечатлению и памяти зимний лес.
| Личностные: уметь использовать образный язык изобразительного искусства: линию, ритм, композицию для выражения личного впечатления от восприятия зимнего леса. Регулятивные: учащийся самостоятельно ставит цель предстоящей творческой работы, обдумывает замысел, выполняет работу в графическом материале, выражая в словесной форме образный смысл или замысел произведения, оценивает результат своего труда и работы одноклассников, а по необходимости осуществляет коррекцию, уточнение своего рисунка. Познавательные: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадях; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме ;выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Коммуникативные: умение обсуждать индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности, задавать вопросы, строить диалог, формулировать собственное мнение и позицию | |
6 | « Звери в лесу». Выразительные возможности материалов для работы в объеме. | Понимать образный язык скульптуры и её выразительные возможности (глины, дерева, камня и других материалов). Познакомиться с материалами, с которыми работает скульптор. Изображать по впечатлению и памяти животных с помощью скульптурного материала -пластилина. Передавать характерные особенности животных. | Личностные: становление своего стиля в умении использовать образный язык изобразительного искусства: объем, фактуру для достижения своего творческого замысла, в способности моделировать новые образы путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного языка). Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать самостоятельно необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления. Познавательные: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, использовать информацию. Коммуникативные: умение обсуждать индивидуальные результаты художественно-творческой деятельности, задавать вопросы, строить диалог, формулировать собственное мнение и позицию | |
7 | «Игровая площадка» для вылепленных зверей. Выразительные возможности бумаги. | Понимать, что такое архитектура, чем занимается архитектор. Видеть особенности архитектурных форм. Работать с бумагой (сгибание, скручивание, надрезание, склеивание). Переводить простые формы в объемные формы. Склеивать простые объемные формы (конус, цилиндр, лесенка, гармошка). Работать коллективно по воображению. | Личностные: уважительное отношение к иному мнению, умение выходить из конфликтных ситуаций. Регулятивные: ставить цель предстоящей творческой работы, обдумывать замысел и план действий; оценивать результат своего труда и работы одноклассников, а по необходимости осуществлять коррекцию, уточнение своей работы. Познавательные: способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Коммуникативные: осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении.; вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач. | |
8 | Неожиданные материалы (обобщение темы) | Понимать красоту различных художественных материалов (гуашь, акварель, пастель, мелки, тушь, пластилин, бумага).. Смешивать техники неожиданных материалов. Изображать красоту ночного праздничного города на фоне тёмной бумаги. Участвовать в обсуждении итоговой выставки. Рассуждать о своих впечатлениях и эмоционально оценивать, отвечать на вопросы собеседников. | Личностные: формировать ценностные ориентации школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира, положительное отношение к учению, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков; стремление к красоте. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками) необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления. Познавательные: осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации. Коммуникативные: осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учётом конкретной ситуации. | |
Реальность и фантазия (8 ч) | ||||
9 | Изображение и реальность. «Наши друзья-птицы». Рисунок птицы. | Видеть мир вокруг себя. Учиться всматриваться в реальный мир. Рассматривать внимательно животных, замечать их красоту, обсуждать особенности различных птиц. Изображать птиц с помощью гуаши 1 цвета. | Личностные: формировать ценностные ориентации школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира, положительное отношение к учению, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков; стремление к красоте. Регулятивные:организовывать свою учебно-познавательную деятельность, проходя по её этапам: от осознания цели - через планирование действий - к реализации намеченного, самоконтролю и самооценке достигнутого результата, а если надо, то и к проведению коррекции. Познавательные: способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания | |
10 | Изображение и фантазия. «Сказочная птица». | Учиться фантазировать. Придумывать фантастические образы сказочных существ. Соединять элементы разных животных, растений при создании фантастического образа. Работать гуашью на большом листе тонированной бумаги. | Личностные: уметь использовать образный язык изобразительного искусства: цвет, линию, ритм, композицию, для достижения своих творческих замыслов. Регулятивные: ставить цель предстоящей творческой работы, обдумывать замысел, находить необходимый художественный материал (живописный, графический или др.), выполнять работу в материале, придумывать название рисунку, выражая в словесной форме образный смысл или замысел произведения, оценивать результат своего труда и работы одноклассников, а по необходимости осуществлять коррекцию, уточнение своего рисунка. Познавательные: решать эвристические задания, нацеленные на самостоятельный поиск и решение художественно-творческих задач; сравнивать шедевры мирового искусства, хранящиеся в музеях России (Третьяковская галерея, Эрмитаж, Русский музей) и художественных музеях своего региона; различать основные виды и жанры пластических искусств и др. Коммуникативные осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учётом конкретной ситуации. | |
11 | Украшение и реальность. «Узоры паутины». | Учиться украшать у природы. Развивать наблюдательность. Видеть красоту природы, разнообразие ее форм, цвета (иней, морозные узоры, паутинки, наряды птиц, рыб и т.п.). Индивидуально по памяти изображать паутинку с росой, веточки деревьев или снежинок при помощи линий одним цветом (уголь, мел, тушь и тонкая кисть или гуашь) на бумаге. | Личностные: чувствовать красоту окружающего мира. Регулятивные: ставить цель предстоящей творческой работы, обдумывать замысел и план работы, находить необходимый художественный материал Познавательные: развивать способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания. | |
12 | Украшение и фантазия. «Кокошник». | . Преобразовывать природные формы с помощью фантазии, для создания различных узоров, орнаментов, украшающих предметы быта. Создавать кружева, кокошник и др. украшения для человека. Использовать любой графический материал (один-два цвета) Разглядывать узоры и формы, созданные природой, интерпретировать их в собственных изображениях и украшениях. | Личностные: осознание своей этнической принадлежности Регулятивные: организовывать свою учебно-познавательную деятельность, проходя по её этапам: от осознания цели - через планирование действий - к реализации намеченного, самоконтролю и самооценке достигнутого результата, а если надо, то и к проведению коррекции. Познавательные: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания. | |
13 | Постройка и реальность. «Домики животных». | Понимать красоту и смысл природных конструкций (соты пчел, ракушки, коробочки хлопка, орехи и т. д.), их функциональность, пропорции. Развивать наблюдательность. Наблюдать постройки в природе (птичьи гнезда, норки зверей, пчелиные соты, панцирь черепахи, раковины, стручки, орешки и т.д.), Анализировать их форму постройки ,конструкцию, пропорции. Изображать (или лепить) сказочные домики в форме овощей, фруктов, грибов, цветов и т.п. | Личностные: уважительное отношение к иному мнению. Регулятивные: самостоятельно ставить цель предстоящей творческой работы, обдумывать замысел, находить необходимый художественный материал, оценивать результат своего труда и работы одноклассников, а по необходимости осуществлять коррекцию работы. Познавательные: развивать способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач. | |
14 | Постройка и фантазия. « Сказочный город». | Создавать макеты фантастических зданий, конструировать здания фантастического города (индивидуально-групповая работа по воображению). Рассматривать и сравнивать, различные архитектурные постройки, иллюстрации из детских книг с изображением жилищ, предметов современного дизайна с целью развития наблюдательности и представлений о многообразии и выразительности конструктивных пространственных форм. Приобретать первичные навыки структурирования пространственной формы. Изображать придуманные дома для себя и своих друзей или сказочные дома героев детских книг и мультфильмов. Соотносить внешний вид архитектурной постройки с ее назначением. Анализировать, из каких основных частей состоят дома. | Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества Регулятивные: организовывать свою учебно-познавательную деятельность, проходя по её этапам: от осознания цели - через планирование действий - к реализации намеченного, самоконтролю и самооценке достигнутого результата, а если надо, то и к проведению коррекции. Познавательные: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации. Коммуникативные: осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач с учётом правил и норм поведения, речевого общения, задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания. | |
15 | Конструируем природные формы. «Подводный мир». | Осознавать разнообразие форм подводного мира, его неповторимые особенности. Конструировать из бумаги подводный мир (индивидуально-коллективная работа). Создавать коллективное панно с помощью гуаши, маленьких кисточек, бумаги, ножниц, клея. Совместно обсуждать выставку творческих работ и отбирать лучшие. | Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. Осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков.. Регулятивные: организовывать свою учебно-познавательную деятельность, проходя по её этапам: от осознания цели - через планирование действий - к реализации намеченного, самоконтролю и самооценке достигнутого результата, а если надо, то и к проведению коррекции. Познавательные: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме. Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач. | |
16 | Братья- Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы). | Конструировать из бумаги сказочные здания (индивидуально-коллективная работа). Создавать коллективную работу с помощью гуаши, маленьких кисточек, бумаги, ножниц, клея. Совместно обсуждать выставку творческих работ. | Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. Осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков.. Регулятивные: организовывать свою учебно-познавательную деятельность, проходя по её этапам: от осознания цели - через планирование действий - к реализации намеченного, самоконтролю и самооценке достигнутого результата, а если надо, то и к проведению коррекции. Познавательные: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме. Коммуникативные: осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач с учётом правил и норм поведения , речевого общения, задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания. | |
О чем говорит искусство (10 ч)? | ||||
17 | Изображение природы в различных состояниях | Выражать состояние природы; её настроение. Изображать контрастные состояния природы (море нежное и ласковое, бурное и тревожное и т.д.) с помощью гуаши крупными кистями на больших листах бумаги. Соотносить восприятие цвета со своими чувствами и эмоциями. Осознавать, что изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств (радость или грусть, удивление, восторг и т. д.) Изображать радость или грусть. | Личностные: уважительное отношение к иному мнению, навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций Регулятивные: самостоятельно ставить цель предстоящей творческой работы, обдумывать замысел, находить необходимый художественный материал, оценивать результат своего труда и работы одноклассников, а по необходимости осуществлять коррекцию работы. Познавательные: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации. Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения. | |
18 | Изображение характера животных | Выражать и изображать характер и пластику животного, его состояния, настроения с помощью гуаши 1 цвета. Познакомиться с анималистическими изображениями, созданными художниками в графике, живописи и скульптуре ( рисунки и скульптурные произведения В. Ватагина). | Личностные: уважительное отношение к иному мнению, навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций Регулятивные: организовывать свою учебно-познавательную деятельность, проходя по её этапам: от осознания цели - через планирование действий - к реализации намеченного, самоконтролю и самооценке достигнутого результата, а если надо, то и к проведению коррекции. Познавательные: осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания. | |
19 | Изображение характера человека: женский образ | Изображать человека, передавая своё отношение к нему, своё понимание этого человека. Выражать женские качества характера: верность, нежность, достоинство, доброта или злость, зависть через сказочные женские образы с помощью выразительных средств гуаши или пастели, мелков, цветной бумаги .Работать в группах. | Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. Осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков; осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам; стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья. Регулятивные: способность учащегося организовывать свою учебно-познавательную деятельность, проходя по её этапам: от осознания цели - через планирование действий - к реализации намеченного, самоконтролю и самооценке достигнутого результата, к проведению коррекции. Познавательные: осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации. Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Коммуникативные: осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач с учётом правил и норм поведения , речевого общения, задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания. | |
20 | Изображения характера человека: мужской образ | Изображать человека, передавая своё отношение к нему, своё понимание этого человека. Выражать мужские качества характера: отважность, смелость, решительность, честность, доброта и т.д. Использовать выразительные средства гуаши или пастели, мелков, цветной бумаги. Работать в группах. | Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. Осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. Осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков; осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам; стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья. Регулятивные: способность учащегося организовывать свою учебно-познавательную деятельность, проходя по её этапам: от осознания цели - через планирование действий - к реализации намеченного, самоконтролю и самооценке достигнутого результата, к проведению коррекции. Познавательные: осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации. Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Коммуникативные: осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач с учётом правил и норм поведения , речевого общения, задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания. | |
21 | Образ человека в скульптуре | Создавать разнохарактерных героев в объеме с ярко выраженным характером (Царевна-Лебедь, Баба яга и т. д.). Использовать в своей работе пластилин и стеки. Передавать в скульптурных произведениях отношение скульптора к миру, его чувства и переживания. Познакомиться со скульптурными произведениями, созданными мастерами прошлого и настоящего. | Личностные: уважительное отношение к иному мнению, навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций Регулятивные: ставить цель предстоящей творческой работы, обдумывать замысел, выполнять работу в скульптурном материале, придумывать название образа, выражая в словесной форме замысел произведения, оценивать результат своего труда и работы одноклассников, осуществлять коррекцию, уточнение работы. Познавательные: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме. Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения. | |
22 | Человек и его украшения | Рассматривать изображения сказочных героев-защитников, воинов в детских книгах. Анализировать украшения как знаки, помогающие узнавать героев и характеризующие их намерения. Изображать сказочных воинов, опираясь на изображения характерных для них украшений, чтобы передать кто он такой: смелый защитник или агрессор, используя гуашь. | Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. Осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков; осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам; стремление к красоте. Регулятивные: ставить цель предстоящей творческой работы, обдумывать замысел, выполнять работу в художественном материале, придумывать название образа, выражая в словесной форме замысел произведения, оценивать результат своего труда и работы одноклассников, осуществлять коррекцию, уточнение работы. Познавательные: осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации. Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения | |
23 | О чём говорят украшения | Рассматривать изображения сказочных героев в детских книгах(фея добрая и злая). Анализировать украшения как знаки, помогающие узнавать героев и характеризующие их. Изображать сказочных героев, опираясь на изображения характерных для них украшений (шляпа Колдуньи и ступа, метла Бабы-Яги, волшебная палочка доброй феи и т. д.) с помощью гуаши. | Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. Осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм. Способность к самооценке своих действий, поступков; осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам; стремление к красоте. Регулятивные: ставить цель предстоящей творческой работы, обдумывать замысел, выполнять работу в художественном материале, придумывать название образа, выражая в словесной форме замысел произведения, оценивать результат своего труда и работы одноклассников, осуществлять коррекцию, уточнение работы. Познавательные: осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации. Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения | |
24 | Выражение намерений через украшение. | Украшать два противоположных по намерениям сказочных флота, выражая цели и их намерения (добрый, праздничный и злой, пиратский). Работать в коллективе - в технике аппликации. Использовать склеивание и вырезание. | Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе. Осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков; осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам; стремление к красоте. Регулятивные: ставить цель предстоящей творческой работы, обдумывать замысел, выполнять работу в художественном материале, придумывать название образа, выражая в словесной форме замысел произведения, оценивать результат своего труда и работы одноклассников, осуществлять коррекцию, уточнение работы. Познавательные: осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации. Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения | |
25 | Образ здания | Изображать образы сказочных построек (дворцы доброй феи и Снежной королевы и т.д.), используя гуашь. Выражать в сказочных постройках характер тех, кто в них живет. Рассматривать образы зданий в окружающей жизни и в иллюстрациях детских книг. | Личностные: уважительное отношение к иному мнению, навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций Регулятивные: организовывать свою учебно-познавательную деятельность, проходя по её этапам: от осознания цели - через планирование действий - к реализации намеченного, самоконтролю и самооценке достигнутого результата, а если надо, то и к проведению коррекции. Познавательные: осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации. Коммуникативные: осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач с учётом правил и норм поведения ,речевого общения. | |
26 | В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы) | Понимать, что в создании зданий принимает участие художник-архитектор, который придумывает, каким быть городу. Овладевать навыками коллективной деятельности, работать организованно в команде одноклассников под руководством учителя. Анализировать свои работы и совместно обсуждать работы своих одноклассников на выставке. | Личностные: уважительное отношение к иному мнению, навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций Регулятивные: ставить цель предстоящей творческой работы, обдумывать замысел, находить необходимый художественный материал (живописный, графический или др.), оценивать результат своего труда и работы одноклассников, а по необходимости осуществлять коррекцию работы. Познавательные: осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач. | |
Как говорит искусство (8 ч) | ||||
27 | Тёплые и холодные цвета. «Борьба» тёплого и холодного. | Делить цвета на тёплые и холодные. Видеть цвет. Использовать борьбу разных цветов (приём контраста). Уметь смешивать краски прямо на бумаге при передаче эмоций, черная и белая краски не применяются. Работать по памяти и впечатлению. Передать борьбу тепла и холода при изображении горящего костра и холодной синей ночи на большом листе бумаги. | Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся Регулятивные: организовывать свою учебно-познавательную деятельность, проходя по её этапам: от осознания цели - через планирование действий - к реализации намеченного, самоконтролю и самооценке достигнутого результата, а если надо, то и к проведению коррекции. Познавательные: осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации. Понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Коммуникативные: осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении; вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач. | |
28 | Тихие и звонкие цвета « Весенняя земля». | - Получать мрачные, тяжелые и нежные, легкие оттенки цвета при смешивании различных цветов с черной, серой, белой красками. Передавать состояния, настроения в природе с помощью тихих (глухих) и звонких цветов. Наблюдать цвета в природе, на картинах художников. Изображать весеннюю землю по памяти и впечатлению. Упражняться в создании «теплого царства» (Солнечный город), «холодного царства» (царство Снежной королевы), добиться колористического богатства цветовой гаммы с использованием гуаши и больших листов бумаги. | Личностные: уважительное отношение к иному мнению, навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; планировать необходимые действия, операции, действовать по плану; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления. Познавательные: осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации. Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач. | |
29 | Что такое ритм линии? | Использовать ритм линий и эмоциональное звучание линий.. Изменять ритм линий в связи с изменением содержания работы. Изображать весенние ручьи, применяя пастель или цветные мелки на фоне весенней земли. | Личностные: уважительное отношение к иному мнению, навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций Регулятивные: ставить цель предстоящей творческой работы, обдумывать замысел и план действий, оценивать результат своего труда и работы одноклассников, а по необходимости осуществлять коррекцию работы. Познавательные: осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других | |
30 | Характер линий | Видеть линии в окружающей действительности и многообразие линий ( толстые и тонкие, корявые и изящные, спокойные и порывистые. Рассматривать весенние ветки (веселый трепет тонких, нежных веток берез и корявая, суровая мощь старых дубовых сучьев). Изображать нежные или могучие ветки. Передавать их характер и настроение по впечатлению и памяти используя гуашь, кисть, или тушь, уголь, сангину и большие листы бумаги. | Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся Регулятивные: ставить цель предстоящей творческой работы, обдумывать замысел и план действий, оценивать результат своего труда и работы одноклассников, а по необходимости осуществлять коррекцию работы. Познавательные: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания. | |
31 | Ритм пятен «Птицы». | Передать быстрый или медленный полет; птицы летят тяжело или легко. Применять ритмическое расположение летящих птиц на плоскости листа. Использовать вырезание и приклеивание. Работать в коллективе. | Личностные: уважительное отношение к иному мнению, навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций Регулятивные: ставить цель предстоящей творческой работы, обдумывать замысел и план действий, оценивать результат своего труда и работы одноклассников, а по необходимости осуществлять коррекцию работы. Познавательные: осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Коммуникативные: осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении. Втупать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; строить небольшие монологические высказывания, осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач. | |
32 | Пропорции выражают характер | Понимать пропорции как соотношения между собой частей одного целого. , которое помогает художнику создавать образ, выражать характер изображаемого. Лепить птиц с разными пропорциями (большой хвост - маленькая головка - большой клюв). | Личностные: уважительное отношение к иному мнению, навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций Регулятивные: ставить цель предстоящей творческой работы, обдумывать замысел и план действий, оценивать результат своего труда и работы одноклассников, а по необходимости осуществлять коррекцию работы. Познавательные: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме. Осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения. | |
33 | Ритм линий и пятен, пропорции – средства выразительности | Создавать коллективное панно на тему «Весна. Шум птиц». Использовать в совокупности ритм линий, пятен, цвет и пропорции. | Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся Регулятивные: ставить цель предстоящей творческой работы, обдумывать замысел, находить необходимый художественный материал (живописный, графический или др.), выполняет работу в материале, оценивать результат своего труда и работы одноклассников, а по необходимости осуществлять коррекцию работы. Познавательные: осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач. | |
34 | Обобщающий урок года. | Вспоминать все основные темы года. Братья-Мастера — Мастер Изображения, Мастер Украшения, Мастер Постройки — главные помощники художника, работающего в области изобразительного, декоративного и конструктивного искусств. Творчески играть в процессе работы с художественными материалами, изобретая, экспериментируя, моделируя в художественной деятельности свои переживания от наблюдения жизни (художественное познание). Наблюдать живую природу с точки зрения трех Мастеров, т.е. имея в виду задачи трех видов художественной деятельности. Уметь анализировать свои работы и вести коллективное обсуждение. | Личностные: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся Регулятивные: ставить цель предстоящей творческой работы, обдумывать замысел, находить необходимый художественный материал (живописный, графический или др.), выполняет работу в материале, оценивать результат своего труда и работы одноклассников, а по необходимости осуществлять коррекцию работы. Познавательные: осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы. Коммуникативные: вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения; задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения; осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач. |
Описание материально- технического обеспечения образовательного процесса.
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Примечания | В наличии |
Книгопечатная продукция | ||
Неменский Б.М. «Изобразительное искусство». Рабочие программы.1-4классы.-М.:Просвещение,2011 | В программе определены цели и задачи курса «Изобразительное искусство»,рассмотрены особенности содержания и результаты его усвоения, тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности учащихся; описано материально-техническое обеспечение .Программа создана в соответствии с требованиями Фгоса. | |
Учебники Коротееева Е.И. «Изобразительное искусство». Учебник. 2класс. - М.:Просвещение,2012 | В основе учебника - основные содержательные принципы и темы, отражённые в рабочей программе « Изобразительное искусство.1-4классы», созданной под руководством народного художника России, академика РАО и РАХ Б.М. Неменского. Учебник поможет ребёнку сделать первые шаги в мире изобразительного искусства: научит рисовать, лепить, строить, смотреть на мир глазами художника. Ребёнок узнаёт, что деятельность художника состоит из « изображения», «украшения» и «постройки», научится работать красками, мелками и другими художественными материалами. По каждой теме в учебнике даётся система творческих заданий для учащихся. В конце учебника- методические рекомендации для учителей и родителей. | |
Рабочие тетради(2класс) | В состав библиотечного фонда целесообразно включать рабочие тетради, соответствующие используемым комплектам учебников(на каждого ученика). | |
Методические пособия Неменский Б.М. Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству:1-4 классы: пособие для учителя; Б.М.Неменский, Л.А. Неменская, Е. И. Коротеева; под редакцией Б.М. Неменского.-М.: Просвещение,2010 | В пособии для учителя раскрывается содержание изучаемых понятий по искусству, их взаимосвязи, связи искусства с музыкой, литературой, историей, трудом. Изучение каждой темы сопровождается сказками, стихами,загадками,что очень увлекает детей и повышает интерес к предмету. Индивидуальная работа чередуется с коллективной, что способствует накоплению опыта творческого общения и сплочению коллектива класса. | |
Учебно-наглядные пособия | Наглядные пособия в виде таблиц и плакатов, формата А4 (1 экземпляр на двух учащихся) | |
Хрестоматии литературных произведений к урокам изобразительного искусства | ||
Энциклопедии по искусству, справочные издания. | Данные книги содержат познавательную информацию о предметах окружающего мира. особенностях их изображения и основных правилах изобразительного искусства. По одному каждого наименования. | |
Альбомы по искусству | По одному каждого наименования | |
Методические журналы по искусству | Предлагаемые журналы помогают погрузиться в мир различных видов изобразительного искусства и приобрести первичные представления об изображении предметов окружающей действительности . В состав библиотечного фонда необходимо включать журналы федерального значения. | |
Книги о художниках и художественных музеях. | Книги помогают познакомиться с творчеством не только русских художников, но и художников мира. По одной каждого наименования. | |
Книги по стилям изобразительного искусства и архитектуры. | Книги по стилям в искусстве необходимы для самостоятельной работы учащихся, они могут использоваться как раздаточный материал при подготовке учащихся к творческой деятельности, для подготовки сообщений, творческих работ, исследовательской проектной деятельности и должны находиться в фондах школьной библиотеки. | |
Словарь искусствоведческих терминов | Комплект, необходимый для практической работы в группах(6-7экземпляров) | |
Печатные пособия | ||
| Комплекты портретов по основным разделам курса. Могут содержаться в настенном варианте, полиграфических изданиях (альбомы по искусству) и на электронных носителях | |
| Таблицы, схемы могут быть представлены в демонстрационном (настенном) и индивидуально-раздаточном вариантах, в | |
| полиграфических изданиях и на электронных носителях | |
| ||
| ||
Информационно-коммуникационные средства | ||
| Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники могут быть ориентированы на систему дистанционного обучения либо носить проблемно-тематический характер и обеспечивать дополнительные условия для изучения отдельных предметных тем и разделов стандарта. В обоих случаях эти пособия должны представлять техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся (в том числе в форме текстового контроля). Возможно использование следующих программ: Cake-walk Pro Audio 8, 5 и 9; Sound-Forge, Finale, Dance Machine, Coo// | |
| Электронные библиотеки включают комплекс информационно-справочных материалов, ориентированных на различные формы художественно-познавательной деятельности, в том числе исследовательскую проектную работу. В состав электронных библиотек могут входить электронные энциклопедии и альбомы по искусству (изобразительное искусство, музыка), аудио- и видеоматериалы, тематические базы данных, фрагменты культурно-исторических текстов, текстов из научно-популярных изданий, фотографии, анимация. Электронные библиотеки могут размещаться на CD-ROM либо создаваться в сетевом варианте (в том числе на базе образовательного учреждения) | |
| ||
Технические средства обучения (ТСО) | ||
| Центр или аудиомагнитофон с возможностями использования аудио-дисков, CD-R, CD RW, MP 3, а также магнитных записей | |
| ||
| С диагональю не менее 72см | |
| ||
| ||
| Необходимо также иметь в кабинете устройство для затемнения окон | |
| Может входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения | |
| ||
| Минимальные размеры 1,25х1,25м | |
| Цифровая камера | |
| ||
| ||
Экранно-звуковые пособия | ||
| Комплекты компакт дисков и аудиокассет по темам и разделам курса для каждого класса | |
| По одному каждого наименования | |
| Произведения пластических искусств в исторической ретроспективе, иллюстрации к литературным произведениям, выразительные объекты природы в разных ракурсах в соответствии с программой | |
Учебно-практическое оборудование | ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| Для оформления выставок | |
| ||
Модели и натурный фонд | ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
| ||
Игры и игрушки | ||
| Строительные конструкторы для моделирования архитектурных сооружений (из дерева, пластика, картона) | |
| ||
Специализированная учебная мебель | ||
| ||
| ||
| Для рисования на пленэре | |
| ||
| ||
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст
Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ на...

Рабочая программа по изобразительному искусству (Б.М. Неменского «Изобразительное искусство». УМК «Школа России»)
Программа разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в соответствии с «Примерными программами», Концепцией духовно-нравств...
Рабочая учебная программа по изобразительному искусству ОС "Школа 2100"О.А.Куревина,Е.Д.Ковалевская.Данная рабочая программа по изобразительному искусству составлена с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы начальн...
Изобразительное искусство. Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс (УМК "Планета знаний")
Рабочая программа по изобразительному искусству 2 класс. УМК "Планета знаний"...

Рабочая программа по изобразительному искусству 1 класс. Учебник "Изобразительное искусство". Авторы: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Образовательная программа "Перспектива".
Количество учебных часов за год 31 час, в неделю: 1 час ....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству «Декоративно – прикладное искусство в жизни человека» основное общее образование 5 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по изобразительному искусству «Д...