Конспект урока на тему "Герб,геральдика" с презентацией
план-конспект урока по изобразительному искусству (изо) по теме
Предварительный просмотр:
Урок ИЗО в 5 классе на тему "Герб, геральдика"
Галина Николаевна Абян
Цель: познакомить учащихся с символическим языком декоративного искусства на примере гербов, флагов, эмблем; сформировать навыки составления композиции герба, сочетания цветов.
Материалы: цветная бумага, клей, ножницы, композиция на формате АЗ.
Музыкальный ряд: музыка Вивальди.
I. Организационный момент.
II. Формирование новых знаний.
Изобретение и использование всякого рода знаков и символов свойственно человеку. Обычай избрания для себя или для своего рода и племени особого отличительного знака имеет очень глубокие корни и распространен повсюду в мире
В средние века в Европе появилось новое искусство и новая наука - геральдика. Эта наука занималась составлением гербов.
Герб - это композиция из различных символов, которая отражала степень знатности рода, основные занятия и заслуги представителей рода перед государством.
Первые гербы появились примерно в X веке.
Конечно, гербы имели только знатные аристократические семьи. Представители этих семей, знатные рыцари, устраивали турниры, где состязались в силе и ловкости. (Слайды 1, 2). На турнире они появлялись в рыцарских доспехах (Слайд 3) и шлемах, скрывающих лицо (Слайд 4). Опознать рыцаря, закованного в броню целиком, было невозможно. И герб стал использоваться как опознавательный знак.
На щите рыцаря и флаге (штандарте) изображался его личный герб. На рыцарских турнирах присутствовали герольды - люди, изучающие и составляющие гербы. (Слайд 5). Герольды систематизировали знания о гербах, вырабатывали общие правила их составления и распознавания и, в конечном счете, создали целую науку «геральдику». По символам на щите они определяли, кто участвует в турнире и какой семье принадлежит рыцарь.
Все в композиции герба имело важное значение и несло информацию о владельце.
Форма герба могла быть разнообразной, но в основном она вписывалась в треугольник, что повторяло форму щита древних рыцарей.
Формы щитов: немецкие, английские, испанский, французский, итальянский, польский, ромбический, круглый, квадратный (Слайд 6).
Поверхность герба была либо одного цвета, либо делилась на несколько полей определенного цвета. Эти разноцветные поля назывались геральдическими фигурами.
Выбранный цвет имел символическое значение:
- золотой цвет - символ богатства, силы, справедливости;
- серебро - символ невинности и чистоты;
- червленый (темно-красный) - символ любви, смелости;
- голубой - символ красоты и величия;
- зеленый - символ изобилия, надежды, свободы;
- пурпурный (красный с оттенком синего) - могущество, достоинство;
- черный - скромность, мудрость и печаль. (Слайд 7).
Композиция на поле герба составлялась из негеральдических фигур - изображения человека, животных, растений, кораблей, построек, предметов быта, оружия, а также фантастических животных (драконов, единорогов, грифов). Они тоже попадали на герб не случайно. Каждое условное изображение имело свое значение:
- дуб, медведь означали силу;
- факел, раскрытая книга - знание;
- пчела - трудолюбие;
- лавр - славу;
- крылатый змей - зло, смуту;
- дракон - могущество;
- рука в перчатке - храбрость;
- лев - символ силы, мужества, великодушия;
- леопард - храбрость, отвага;
- ворон - долголетие;
- петух - символ боя.
Часто встречается изображение коня (совмещающего храбрость льва, зрение орла, силу вола, быстроту оленя, ловкость лисицы), собаки (символ преданности и повиновения), кошки (независимость), волка (злость, жадность), медведя (предусмотрительность), быка (плодородие земли), овцы (кротость), лани (робость), вепря (мужество), оленя (символ воина, пред которым бежит неприятель)
Геральдика представлены деревьями - дуб (крепость и сила), оливковое дерево (мир), пальма (долговечность), ветвями, цветами - роза, лилия (геральдическая и натуральная 45-46), венками, злаками (колосья, снопы), травами, плодами. На гербах встречаются солнце, луна, звёзды, облака, радуга, реки, холмы, огонь. Искусственные фигуры представлены предметами военного быта - различные виды вооружения и снаряжения (меч, пушка, пистолет, кольчуга, шлем и пр.); гражданского - орудия сельского хозяйства (серп, коса, ярмо, хомут и т.д.), мореплавания, архитектуры; символами отвлечённых понятий (например, рог изобилия), эмблемами должностей и профессий (лира, чаша, чётки, скипетр и пр.). Фантастические фигуры: феникс (символ бессмертия), единорог (чистота), драконы, кентавры, сирены, гидра семиголовая, двуглавый орёл, всевозможные ангелы и пр. Нередко гербовая фигура содержит намёк на фамилию владельца или название его владения (т. н. гласные гербы).
Композиция герба обычно была симметрична. Самую важную информационную часть герба помещали в центр и называли щит. По сторонам щит поддерживают фигуры - щитодержатели - люди, птицы, звери. (Слайд 8). Герб украшает лента с девизом.
Девиз - это выражение, отражающее жизненные принципы рыцаря. Например:
«Усердие все превозмогает»
«Честь превыше всего»
«За честь и достоинство».
Венчает герб корона.
В XIV веке в городах Западной Европы знатные синьоры носили так называемые «гербовые платья». Сочетание цветов на них подбиралось по цвету поля фамильного герба, платье украшалось фигурами - символами, эмблемами. Такое платье позволяло легко отличить одного синьора от другого и в то же время несло информацию в знаках о самом человеке. (Слайд 9).
Гербы были и у ремесленников. Но это были не личные, фамильные гербы, а гербы ремесленных цехов, больших объединений ремесленников, занимающихся одним видом деятельности. Ткачи, кузнецы, оружейники, маляры, ювелиры, гончары, сапожники, пекари и множество других мастеров объединялись в цеха, издавали свой устав и присваивали себе герб. На нем изображались символы, по которым было легко узнать, чем занимаются ремесленники. В то время на мастерских и лавках не писались названия, а помещались гербы.
- Сегодня у вас есть возможность создать свою символику герба.
Представьте себе, что вы древние рыцари. Вы должны подумать о том, какой формы будет ваш герб. Выбрать цвет геральдических фигур, придумать или выбрать из древней символики негеральдические фигуры и составить композицию. В ней вы должны учитывать принцип симметрии и законы сочетания цветов. Помните, что контрастные цвета взаимно подчеркивают и выделяют друг друга.
Нельзя сочетать в композиции (накладывать друг на друга) цвета, лежащие рядом на цветовом круге. Все знаки на гербе должны быть четкими, лаконичными, легко читаемыми и видны издалека.
Придумайте девиз, который наиболее отражает ваши взгляды на жизнь, цели и устремления.
III. Практическая работа.
Задание: выполнить композицию герба.
IV. Обобщение знаний по теме.
Кроссворд «Геральдика» (Слайд 10).
- Отличительный знак, передаваемый по наследству.
- Имя воина-защитника, изображенного на гербе Москвы.
- Особые знаки на щите-гербе, которые рассказывают о его владельце, его достоинствах.
- Как называют в геральдике желтый цвет (золото) и белый (серебро)?
- Царственное животное, эмблема королей.
- Отважный, доблестный ...
- Часть герба, на которой написаны крылатые слова.
- Основа герба.
- Что венчает герб?
- Изображение птиц, животных, человека, поддерживающих щит.
V. Задание на дом.
Подготовиться к «Рыцарскому турниру»:
- Уметь защитить свой герб и девиз.
- Разделить класс на группы. Каждой команде подготовить сообщение по теме «Герб города (Новгород, Ярославль, Санкт-Петербург, Москва)».
- Подготовить изображение герба одного из городов и рассказать об истории его возникновения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока окружающего мира и презентация для 3 класса на тему "Что такое деньги?"
В данной папке находится конспект урока и презентация по окружающему миру для 3 класса. Материал заархивирован....
Конспект урока "Разнообразие растений" с презентацией
Конспект урока+презинтация по окружающему миру по теме "Разнообразие растений" 3 класс. Учебник А.А. Плешакова, УМК "Школа России"...
Конспект урока окружающего мира с презентацией по экспериментальному учебнику Л.М. Цветовой, 3 класс, на тему " Клетка"
Экспериментальный учебник по окружающему миру, автор Лариса Михайловна Цветова, изд-во "Мнемозина" МоскваПредлагаю конспект урока по данному учебнику с презентацией на тему "Клетка", 3 класс...
Конспект урока по литературному чтению (презентация) 3 класс "Иван-Царевич и Серый волк"
На данном уроке учащиеся закрепляют умение характеризовать литературные сказки, высказывать своё мнение о героях и их поступках. Красочная презентация поможет обобщить знания детей о сказках....
Конспект урока "Экосистема болота" с презентацией
Урок "Экосистема болота" УМК "Школа 2100". Презентация идет на протяжении всего урока. На уроке ведется работа в парах и группах....
Конспект урока русского языка и презентация
Урок по русскому языку /УМК «Начальная школа XXIвека» под руководством Н.Ф.Виноградовой/ по теме: « Учимся писать слова с удвоенными согласными в корне»...
Конспект урока русского языка с презентацией по теме "Алфавит" во 2 классе
Урок русского языка с использованием здоровьесберегающих технологий может быть проведён не только во 2 классе, но и в 1-ом (на усмотрение учителя в зависимости от подготовки и подбора класса).Презента...