Урок изо: "Дымковская игрушка"
план-конспект урока (изобразительное искусство, 2 класс) по теме
Основная цель урока: познакомить детей с народным промыслом Дымково.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_2klass.docx | 26.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Изобразительное искусство
Тема «Дымковская игрушка»
Цель урока:
формирование позитивных эмоций посредством приобщения школьников к народным традициям ;
Задачи урока:
познакомить детей с народным промыслом Дымково;
развивать нравственные и эстетические чувства, осуществлять межпредметные связи с историей, литературой, музыкой.
способствовать развитию интереса к предмету и воспитанию чувства любви к Родине
Ход урока
1.Организационный момент.
2. Мотивация учащихся. Актуализация знаний.
Эпиграфом нашего урока я хотела бы предложить вам пословицу:
Не то золото, что дорого и блестит,
А то дорого, что руками мастера создано”.
-Как вы её понимаете?
Мастерить, фантазировать, подчинять себе материал и преодолевать его сопротивление- в этом человек проявляет свою истинно человеческую сущность и в наибольшей степени ощущает себя творцом.
И как бы далеко ни шагнула техника, как бы ни преуспевала во всех сферах производства электроника, как бы ни восхваляли «умных « роботов»-живые человеческие руки не могут оставаться без дела.
Учитель:
Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старину не вспоминаем,
Забываем мы о ней.
Хоть и более привычны
Нам полеты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину.
Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть русской природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю русского народа, удивишься красоте архитектурных ансамблей, послушаешь прекрасную музыку, прикоснешься к истинным творениям русского народа. Земля наша Русская испокон веков славилась своими добрыми мастерами, людьми которые создавали и создают своими руками сказочную красоту. Для того чтобы любить, необходимо все это видеть и знать.
Ребята, а вот и гости к нам пожаловали.
Добро пожаловать, гости дорогие!
Веселья вам да радости желаем.
Давно мы вас ждем- поджидаем.
У нас для каждого найдется и местечко, и словечко
Расскажите, гости дорогие, откуда прибыли, что интересного в ваших краях.
Речь гостей. Мы к вам прибыли из старинной деревни Дымково.
Речь учителя. Чем знаменито Дымково?
Речь гостей. Игрушкою своей!
Там любили песни, пляски,
И в селе рождались сказки.
Вечера бывали длинные,
А лепили там из глины
Все игрушки не простые,
А волшебно-расписные.
Белоснежны, как берёзки,
Кружочки, точечки, полоски.
Простой, казалось бы, узор,
Но отвести не в силах взор.
Учитель: Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с одним из народных промыслов Дымковской игрушкой, Узнаем откуда она к нам пришла.
На уроке мы должны:
Знать: элементы дымковской росписи;
Уметь: расписывать дымковскую игрушку;
Дымковская игрушка - Эту игрушку называют “дымковской” по месту происхождения. На реке Вятки стоит г. Киров . С высокого берега реки Вятки видна заречная слобода .Зимой, когда топились печи, а летом, когда туман, вся слобода - будто в дымке. Так и назвали ёе – Дымково. Здесь в далёкую старину и зародился промысел дымковской игрушки. Поэтому и название такое.
Такой Дымковская слобода – место, где делали глиняные игрушки, была в начале 20 века.
Так Дымковская слобода выглядит сегодня. А цеха, в которых изготавливали игрушки, переехали в центр города Кирова.
В начале были игрушки – свистульки. Игрушки были самым ярким украшением ярмарки, где проходило праздничное гулянье с озорным и веселым названием - свистунья.
А почему свистунья?
Послушайте, что об этом рассказывает легенда.
Однажды к городу подошли враги. Городу грозила неминуемая гибель. Тогда вятичи измыслили хитрость. Все жители города, даже малые дети, получили по маленькой глиняной свистульке. Подкравшись ночью к вражескому стану, они подняли отчаянный свист. Так, наверное, свистел сказочный Соловей-Разбойник, от свиста которого отлетали маковки на теремах, шатались деревья и замертво падали кони. Кочевники решили, что их окружают подоспевшие на выручку дружины, и в страхе бежали.
С тех пор и отмечают горожане свой праздник – свистунью. И ни один праздник не обходится без ярких игрушек, которые мы вам принесли в подарок.
Барашек – свисток
Левый рог – завиток,
Правый рог – завиток,
На груди – цветок.
Утка –Марфутка
Бережком идет,
Уточек – Марфуточек
Купаться ведет.
Бока крутые,
Рога золотые,
Копыта с оборкой,
На спинке Егорка.
Индя – индя – индючок,
Ты похож на сундучок,
Сундучок – не простой-
Красный, белый золотой.
Зонтик грибком,
Руки крендельком,
Ходит девица-красавица
По улице пешком.
Подготовка к творческой работе
Речь учителя. Ребята, сегодня у нас в гостях много игрушек. Какое настроение создают эти игрушки?
Речь школьника. Весёлое, радостное.
Речь учителя. Почему весёлое, радостное?
Речь школьника. Игрушки светлые, яркие, нарядные.
Речь учителя. Давайте присмотримся к игрушкам, полюбуемся на них. Какого цвета в них больше?
Речь школьника. В дымковских игрушках преобладает белый цвет.
Речь учителя. Как вы думаете, а почему?
Речь школьника. (Предлагают свои варианты ответа)
Речь учителя. Игрушки делают из глины красного цвета, но потом эти плавные фигурки выбеливают мелом, разведенном на снятом молоке, а краски растирают и растворяют на яичном желтке. Белый цвет только в игрушках народов Севера. Вятка (Киров) тоже на севере нашей страны. Белый цвет игрушки, наверное, это цвет настоящего снега.
Речь учителя. А какими цветами мастера расписывали по белому?
Речь школьника. Цвета использовали самые разнообразные: красные, синие, жёлтые и другие.
Речь учителя. Посмотрите на разнообразие узоров.
По форме узоры просты и незамысловаты. Кружочки, клеточки, полоски, точки, волнистые полоски и т.д. Украшали этими узорами не случайно, русский народ вкладывал в них особый смысл:
Что же этот узор означает?
Кружочки- солнышки – символ жизни.
Точки, крестики – начало жизни – человека.
Квадратики с точками - засеянное поле.
Квадратики - жилище
Линии – покой, воду.
Люди верили в то, что эти символы будут оберегать их жилище, детей, их поля.
В древности считалось, что фигурка коня оберегает людей от таинственных злых сил. Их и сейчас прикрепляют на дома. Могучие кони охраняют кровли северных изб. Они были «защитниками».
Физкультминутка:
Речь учителя. Сейчас мы все встанем.
Скажите, какой конь?
Речь школьника. Красивый, гордый, весёлый.
Речь учителя. Представьте, что вы кони, распрямите плечи, улыбнитесь друг другу.
А как кони скачут?
Поскакали на месте.
А как они цокают?
Это упражнение и для нашего горлышка.
Садитесь.
Практическая работа ( роспись дымковской игрушки)
Выставка работ
Итог урока.
Что нового узнали на уроке?
Какое настроение у вас после урока?
Исполнение частушек
Велика Россия наша,
И талантлив наш народ.
О Руси родной умельцах
На весь мир молва идет.
В Вятке делают игрушки
Сколько радости для глаз!
Подрастают мастерицы,
Может быть, и среди нас.
Я куплю себе свистульку,
Буду трели выводить,
Мастеров из славной Дымки
Никогда нам не забыть.
Любовались гости чудом,
Громко восхищались.
Нашим Петей-петушком
Сраженные остались.
Наша дымкова игрушка
Не стареет сотню лет.
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет.
Ты играй, моя гармошка,
Ты, подруга, подпевай,
Мастеров Руси великой
Во весь голос прославляй!
:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока ИЗО "ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА"
Народное творчество прививает интерес и любовь к народному искусству, любовь к Родине, к своему народу, природе, формирует художественный вкус, учит видеть и понимать прекрасное в окружающей нас...
"Праздничные краски узоров" - рисование элементов декоративного оформления дымковской игрушки. Ознакомление с дымковской игрушкой и беседа о ее красоте.
На данном уроке ИЗО дети знакомятся с дымковской игрушкой, учатся выделять элементы геометрического рисунка дымковской росписи, упражняются в приемах рисования кистью элементов дымковского узора....
Дымковская игрушка. Роспись дымковской игрушки.
Познакомить с традициями в росписи дымковской игрушки, формировать навыки в создании единств форм и декора, ритма цветовых пятен....
Урок ИЗО "Дымковская игрушка"
Материал содержит конспект урока по изобразительному искусству...
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «Знакомство с народной глиняной игрушкой. Дымковская игрушка. Лепка Дымковской барышни» с применением информационно-коммуникативной образовательной технологии
Дымковская игрушка — один из самых старинных промыслов РоссииУчебное занятие знакомит учащихся с этим видом народного творчества, а также помогает освоить технологию лепки Дымковской барышн...
Презентация к уроку ИЗО "Дымковская игрушка"
Презентация...
Технологическая карта урока технологии «Лепка из пластилина. Дымковская игрушка.» Изделие: «Дымковская игрушка «лошадка»» (УМК «Перспектива», 2 класс)
Цель урока:формирование умения создавать дымковскую игрушку из пластилина. Задачи урока Дидактические: 1) Освоить технику лепки дымковской игрушки; 2) Повторить технику безопасности при работе с ...