Статья по изо
статья по изобразительному искусству (изо) по теме

Семёнова Мария Александровна

Воспитание чувства патриотизма

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование чувства патриотизма при изучении традиционных костюмов народов Тюменской области.

На основе ФГОС начального общего образования второго поколения одним из основных направлений является воспитание у учащихся любви к  своей Родине, краю и народу, то есть патриотами своей страны.

Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам  и готовность к его защите.

Воспитание патриотизма начинается с раннего возраста и продолжается в школе.  На протяжении всего учебного процесса происходит формирование патриотизма. В школах проводятся различные уроки, мероприятия, конкурсы, викторины посвященные Родине. Но воспитывать патриотизм нужно с малой Родины, то есть воспитывать уважение к традициям и ценностям семьи,  своего народа; прививать любовь к «малой родине»; истории Отечества.

Для того чтобы любить свою Родину необходимо знать её историю и культуру.  И для этого учитель знакомит детей с историей родного края на уроках математики, изобразительного искусства, русского языка и т.д.

Тюменский регион уникален своей историей, своими традициями в народном искусстве. Многонациональный состав Тюменской области особенно благоприятен для исследования взаимосвязи и взаимодействия культур больших и малых народов (русские, татары, ханты и манси), столетия живущих в одном социокультурном пространстве. Таким образом, в регионе накапливается огромный исторический духовный и эстетический опыт, отражая глубинные представления народа о мире и человеке. Региональное искусство выступает как мощный воспитывающий фактор в формировании личности школьника, в преодолении личной ограниченности в восприятии человеческого опыта, в познании истины, добра и красоты. [1, 44с.]

И поэтому изучение традиционного костюма народов Тюменского района является неотъемлемой частью в воспитании патриотизма.

Для примера мной разработан конспект урока изобразительного искусства на тему «Костюмы народов Тюменской области».

Фрагмент урока:

 - На прошлом уроке мы познакомились с традиционными костюмами юга Тюменской области, а сегодня мы отправимся в путешествие, в котором познакомимся с костюмами народов севера Тюменской области.

III. Путешествие.  Итак, в путь!

  1. Мы в музее русского национального костюма. Повторение элементов русского костюма.
    Учитель:

Итак, что прежде женщины носили?

Ученики:

Стихотворение «Женский костюм» читает ученица.

1.И не касался Запад просвещённый

Его своеобразной красоты!

Все те же сарафаны надевались,

Понёвы и рубахи без затей.

А всё ж наряды женщин различались

Из северных и южных областей.

На севере носили сарафаны

Из однотонной ткани, из холста,

Из крашенины, шерсти домотканной.

И лишь отделки яркой красота

Нарядный вид костюму придавала,

А на рубахах вышивка всегда

Событиям особым отвечала –

Для свадьбы, сельских праздников, труда,

2.Крестьянки Юга – те предпочитали.

Поверх рубах понёвы надевать,

Узором по подолу украшались,

Но юбки было принято считать

Нарядом женским, Девушки носили.

По верх рубахи фартук иль армяк,

На совершеннолетие им шили

Понёвы – юбки, вот бывало как!

На Севере кокошник надевали,

Расшитые узорами венцы,

На Юге кики им предпочитали,

А к юбкам пришивали бубенцы.

Учитель:

 - Итак, давайте повторим, какие традиционные костюмы носили на юге Тюменской области

Традиционные костюмы народов юга Тюменской области.

На юге Тюменской области носили понёву, домотканую юбку из шерсти, в которую оборачивались, укрепляли по талии поясом. Понёву обшивали лентами и тесьмой. К понёве полагался передник, который иногда был сплошь украшен узорными полосами и нес символику связанную с землей (ромбы, волнистые линии – знаки воды, образы матери- земли, птиц, древа жизни). Он оберегал живот женщины, вынашивающей дитя.

Основой мужского крестьянского костюма была рубаха. Она доходила до колен и имела у ворот разрез посредине или сбоку (косоворотка). Рубаху носили на выпуск и обязательно подпоясывали. Шили её из белой, красной или синей ткани, украшали вышивкой.

Узор формировался уточной нитью, перекрывавшей нити основы. Элементы орнамента чередовались с просветами фона. Тканный узор употреблялся главным образом для изготовления рукавов, нижней части рубах, передников. Часто узорные полосы искусно дополнялись вышивкой, составляя исключительный по красоте декор. Вышивка народной одежды отличается большим разнообразием технических приёмов и способов. Для вышивки применяли специальные нитки, имеющие особую крутку. Их изготовляли из льняного и шерстяного волокна и красили естественными красителями.

Для использования узора в большинстве случаев применялось сразу несколько видов вышивальной техники. При всём многообразии вышивальных приёмов народные вышивки на одежде отличаются необычайной согласованностью художественного замысла и технического исполнения. Как правило, в орнаментации одежды все способы украшений соединялись: узоры, выполненные вышивкой и ткачеством дополнялись нашивками из лент, позумента, тесьмы. Все они гармонировали между собой.

В будни голову украшала лента – подвязка, а в праздники – коруна, на конце длинной косы косник из бисера. Костюм дополняли бусы,  серьги, кольца.

Обязательной частью одеты русских крестьян были неширокие длинные штаны – порты, которые завязывались на шнурке вокруг талии. Состоятельные люди носили порты из шелка и сукна, а простой люд – холщовые. Поверх рубахи обычно надевали зипун, служивший для крестьян верхней одеждой, а на голову – шапку из сукна либо войлока. [3, 48 с.]

  1. Отдых в пути. Проведение динамической паузы.  Физминутка.

Если б все на свете было

Одинакового цвета,

(вращение головой)

Вас бы это рассердило

Или радовало это?

(наклоны головой в разные стороны)

Видеть мир привыкли люди

Белым, желтым, синим, красным

(руки на пояс, наклоны туловища влево, вправо)

Пусть же все вокруг нас будет

Удивительным и разным.

(руки накрест перед собой)

  1. Практическая работа.

Для начала послушайте информацию о традиционных костюмах народов ЯНАО И ХМАО.

Хантыйские и мансийские мастерицы шили одежду из различных материалов: оленьего меха, птичьих шкурок, пушнины, овчины, ровдуги, сукна, крапивного и льняного холста, хлопчатобумажной ткани. Из шерстяных нитей плели пояса и подвязки для обуви, а на иглах вязали носки. На обувь и пояса шла также покупная кожа; на украшения - бисер, металлические подвески.

Летом традиционной женской одеждой у хантов и манси были платья на кокетке и халаты из хлопчатобумажной ткани прямого покроя, без воротника; зимой - глухая одежда из оленьих шкур мехом внутрь (малица) и поверх нее такая же одежда мехом наружу (парка). Это могла быть также меховая шуба на подкладке из прочной ткани - сукна или вельвета. Одежда богато украшалась бисером ярких тонов, цветными узкими полосками-аппликациями.

Основным способом украшения одежды, обуви, головных уборов у народов Севера служит вышивка. Само их шитье нитками близко к вышивке. При изготовлении одежды, обуви, сумок, сшивая жильными нитками куски и полоски ровдуги или мандарки темного и белого цветов, мастерицы получают красивый шов – и внутренний и внешний. Наиболее древней является вышивка белым подшейным волосом оленя, характерная для хантов и манси.

 Применялись различные швы – стебельчатые, «козлик», «назад иголкой», «косичка», ломаная линия, вертикальные стежки, обмотка нитки др. ниткой, прихватывание накладной нитки к основе и др. Такая вышивка сочеталась с мозаикой, аппликацией и продержкой ремешков. Одежду украшали полосками меха, бахромой, конским волосом, металлическими бляшками и т.п. Орнамент носил геометрический, полосовой характер и строился на переходах от самых светлых к глубоким темным и, наконец, черным тонам. Иногда в полосовой орнамент вводился мотив круга из голубого, белого, синего и черного бисера, круги часто обрамляли дугами.

 Наиболее распространенным головным убором был платок. Зимой носили по два-три платка, вкладывая один в другой. Девушки летом нередко ходили с непокрытой головой. Замужние женщины опускали платок на лицо, закрываясь от старших родственников мужа.

Если по одежде женщины судили, о ее красоте и умении, то одежда мужчины отражала его достаток (показ костюмов народов севера).

Учитель:

На основе увиденного материала о костюме  надо выполнить эскиз костюма. Для начала рисуем контур костюма, который состоит из простых геометрических линий. Затем намечаем места украшений на вашем костюме (По подолу сарафана; по середине сарафана; на рукавах рубахи, на манжетах, по поясу у мужчин ), и выполняем работу в цвете.

Ученики: 

Работают индивидуально, получают консультацию учителя.

  1. Подведение итогов путешествия. Просмотр и выставка готовых эскизов, обсуждение и оценка.

Учитель:

– Какой вид костюма вы выбрали?

– Что вам понравилось в ансамбле народного костюма народов Тюменской области?

– О чем вам может рассказать русский народный костюм народов Тюменской области?

Ученики: 

Первая команда называет лучшие работы  второй команды (вторая – третьей, третья – первой). Объясняют почему, им понравился выбранный костюм.

Список литературы

  1. Бакиева О.А. Народный костюм Севера. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2009. – 55 с.
  2. Вольхиной  М.Г. Творчество народов Тюменской области. М.: Советский  спорт, 1999.- 256 с.
  3. Горяева Н. А. Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека: 5-й класс: методическое пособие. М.: Просвещение, 2007, - 109 с.
  4. Калашникова Н. М. Народный костюм; учебное  пособие // Н. М. Калашникова - М.: Издательство  «Сварог  и  К», 2002.- 374 с.
  5. http://base.garant.ru



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как не стать моральным "уродом"- статья

Меня очень заинтересовала статья Т. Шишовой-журналистки, которая беседовала с кандидатом социологических наук Наталльей Ефимовной Марковой, которая занимается изучением воздействия на детей и подростк...

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. Дети и творчество – понятия неразделимые! Малыши

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников.Статья предназначенадля воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста.

В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город Казань, 2012 год.

Публикация статьи «Изучение “Сказки о царе Солтане” на уроке литературного чтения в начальной школе” в сборнике научных статей «Актуальные проблемы педагогики и методики начального образования, город ...

Статья в сборнике научных статей

Научные статьи по психологии....

статья "КАК ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ СТАТЬ ЧИТАТЕЛЕМ"

Статья для родительского собрания учащихся 3 класса....

Научные статьи и статьи обобщающие педагогический опыт

Оформление педагогических разработок в виде отчётов, рефератов, выступлений...