рабочая программа по изо 3 класс.
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) по теме

рабочая программа по изо 3 класс по Савенковой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kursa_3_kl.docx65.03 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

    Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» разработана на основе концепции и общеобразовательной программы «Начальная школа ХХI века» и программы Л. Г. Савенковой «Изобразительное искусство» 3 класс, в соответствии  с Федеральным  государственным образовательным стандартом начального общего образования (2009 г.), учебным планом школы.

Данная программа учитывает опыт и современные направления педагогики в области художественного образования школьников, научно-методические концепции, технологии обучения, а также изменения культурного пространства России, появление новых имён и тенденций в искусстве.

Современный уровень социокультурного развития общества требует обновления культуры общения педагога с учащимися (ученик становится субъектом образовательного процесса), разработки таких учебных программ по предмету «Изобразительное искусство», которые обеспечивали бы полихудожественное развитие школьников.

Цель уроков изобразительного искусства в начальной школе — разностороннее художественно-творческое развитие учащихся:

•  формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира;

•  активизацию самостоятельной творческой деятельности;

•  развитие интереса к природе и потребности общения с искусством (восприятие и практическая деятельность);

•  формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства;

•  воспитание нравственных и эстетических чувств, любви

!к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре своей страны. Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство»:

•  воспитывать устойчивый интерес к изобразительному творчеству, уважение к культуре и искусству разных народов; обогащать нравственные качества детей; формировать способность проявлять себя в искусстве, эстетические предпочтения;

развивать творческий потенциал ребёнка путём активизации у него воображения и фантазии; формировать способность воспринимать окружающий мир и произведения разных видов искусства на эмоционально-чувственном уровне; развивать желание привносить в окружающую действительность красоту; формировать навыки сотрудничества и сотворчества в художественной деятельности;

•  формировать навыки работы в разных видах пластических искусств: живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, архитектуре и дизайне;

•  формировать умение пользоваться выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты, навыки работы разными художественными материалами, учитывая возрастные интересы и предпочтения детей, их желание выразить в творчестве свои представления об окружающем мире;

•  развивать опыт художественного восприятия произведений искусства.

Проблема всестороннего художественного развития учащихся реализуется в программе путём развития дифференцированного зрения, освоения художественно-образного языка изобразительного искусства. Особое внимание в программе уделяется самостоятельной художественно-творческой деятельности школьников, восприятию ими произведений разных видов искусства.

В основе преподавания предмета «Изобразительное искусство» лежит единство обучения и воспитания, взаимодействие с образовательными дисциплинами.

       В программе представлены три направления художественного развития учащихся. В зависимости от возраста младших школьников на уроках больше внимания уделяется тому или иному направлению.

1. Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир). Освоение законов создания произведения искусства (композиция, форма, пространство) и средств художественной выразительности изобразительного искусства (цвет, свет, колорит, ритм, линия, пятно, объём, симметрия, асимметрия, динамика, статика, силуэт и др.). Формирование представлений о роли и значении изобразительного искусства в жизни людей (общечеловеческие, национальные, региональные, родовые, семейные художественные традиции). Знакомство с историей возникновения и развития изобразительного искусства. Виды и жанры изобразительного искусства, их развитие, появление новых видов и форм художественно-творческой деятельности человека. Профессия художника-творца. Отображение окружающего мира природы и действительности, условий жизни человека в художественном творчестве (живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, скульптуре, архитектуре). Изобразительное искусство как выразитель истории человечества в художественных образах.

2. Развитие фантазии и воображения. Воспитание творческой инициативы учащихся, развитие у них способности самостоятельно решать поставленную задачу, выражать себя в каком-либо виде художественной деятельности. Развитие желания творить, формирование индивидуального чувства цвета, формы, умения организовать пространство и выстроить композицию.

Начальная школа — время активного развития учащихся, формирования их творческого познания и целостного восприятия окружающего. Важное условие развития художественно-образного мышления — вовлечение детей в творческую деятельность, знакомство с произведениями разных видов искусства. Это обосновано в первую очередь тем, что каждый ребёнок в силу своих индивидуальных психофизических возможностей по-своему воспринимает и усваивает информацию (один через зрение, другой на слух, третий через действия и т. д.); во-вторых, у разных видов искусства (живописи, скульптуры, музыки, литературы, театра, танца) — общие эстетические принципы и художественно-выразительные средства. Деятелы-юстный полихудожественный подход и интегрированный характер организации занятий позволяет разнообразить и обогатить восприятие, развивает ассоциативное мышление, способность анализировать, сопоставлять одно произведение с другим, способствует развитию у детей умения обобщать художественные образы и создавать свои.

3. Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика). Систематическое развитие у детей сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности. Этот раздел характеризуется относительно самостоятельной системой учебных задач. Цель, которая стоит перед учителем, — развитие у школьников способности воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения искусства. Осваивая программный материал, школьники получают представление об искусстве и его истории, о видах пластических искусств, об их специфике, учатся выявлять содержательные моменты художественной формы, особенности выразительного языка произведений искусства.

Направления работы в каждом классе реализуются в следующих видах художественной деятельности.

Работа на плоскости направлена на овладение детьми разными материалами: гуашевыми и акварельными красками, цветными мелками, пастелью, карандашами, тушью.

Декоративно-прикладные виды деятельности связаны с созданием орнаментов, элементов украшения, декоративных композиций на основе стилизации и обобщения природных форм (цветов, деревьев, зверей, рыб, птиц, насекомых и т. д.) с помощью разнообразных художественных материалов (красок, фломастеров, карандашей) и в различных техниках (аппликации, коллаже).

Работа в объёме (скульптура) предполагает лепку из глины или пластилина; художественное конструирование и дизайн — создание несложных геометрических форм из бумаги, использование в работе готовых объёмных форм (коробок разной величины, пузырьков, пластмассовых контейнеров, упаковок), природного материала (веток, листьев, почек, камней, ракушек и др.).

Художественно-творческое восприятие произведений искусства (музейная педагогика) предусматривает беседы, обсуждения, экскурсии, проектные и исследовательские работы.

Развивающие и художественные задачи решаются в каждом классе путём рассмотрения ряда учебных проблем: развитие пространственного мышления и представлений о пространстве в искусстве и жизни, развитие представлений о форме в искусстве и окружающей действительности, развитие представлений о цвете в искусстве и окружающем предметном мире, композиционные задачи в искусстве.

3 класс. Главная тема этого года — мир природы и мир человека (взаимосвязь «человек — природа — среда»). Дети учатся наблюдать за объектами разных природных пространств (воздуха, воды, земной поверхности, подземного мира), составляющими основу творчества многих художников, и передавать свои впечатления в самостоятельных творческих работах; знакомятся с новыми художественными понятиями и техниками, узнают об особенностях использования формы, цвета, объёма, ритма в разных видах и жанрах изобразительного искусства. Ведущая практическая задача в 3 классе — развитие и активизация продуктивного воображения и фантазии, композиционного мышления.

Развитие пространственного мышления и представлений о пространстве в искусстве. Изучение исторического и национального аспектов освоения пространства Земли человеком (на основе истории развития искусства разных народов). Движение, ритм в природе и в жизни человека рассматривается через категорию пространства (цикличность жизни в природе).

Обогащение представлений о форме в искусстве и окружающей действительности. Развитие представлений о форме в искусстве. Символ и его значение в истории разных народов. Красота и целесообразность внешней и внутренней формы в природе.

Развитие представлений о цвете в искусстве, окружающем предметном мире и искусстве. Цвет в изобразительном искусстве. Наблюдения за природой: цветовое разнообразие природных ландшафтов разных народов и разнообразие их творчества.

Освоение композиционных задач в искусстве. Смысловая взаимосвязь элементов в композиции: ритм пятен, линий; орнамент, его роль в жизни человека, природа его зарождения, его специфика и особенности национального колорита.

Задания по ИКТ на третьем году обучения направлены на развитие наблюдательности и любознательности, формирование интереса к природным объектам (флоре и фауне). Использование разнообразных видов компьютерной графики позволяет развивать у детей навыки самостоятельной творческой деятельности; даёт возможность включать в процесс обучения исследовательские задания и проектные формы работы, что развивает способность аргументированно защищать свою точку зрения, формирует умение слушать собеседника. Овладеть новыми знаниями, понятиями из различных областей науки помогает работа с Интернетом — поиск информации и её анализ.

На изучение курса «Изобразительное искусство» с 1 по 4 класс отводится 1 час еженедельно. В 3классе  - 34 часа .

      В основе учебников и рабочих тетрадей  лежит системно-деятельностный (компетентностный) подход, который предполагает формирование и развитие определённых качеств личности, что соответствует требованиям, предъявляемым к общему содержанию предмета «Изобразительное искусство» :

•  воспитание толерантности и уважения к другим культурам и народным традициям (с учётом многонациональной  России);

•  развитие желания знакомиться с произведениями искусства и активно проявлять себя в творчестве (мотивация);

•  общекультурное и личностное развитие учащегося; формирование графической грамоты и учебных действий, обеспечивающих успешное усвоение содержания предмета (практика и восприятие);

•  воспитание познавательной культуры в разных видах изобразительной деятельности (живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное и народное искусство) в соответствии с возрастными возможностями учащихся; духовно-нравственное и интеллектуальное воспитание в условиях интегрированного обучения и полихудожественного воспитания;

•  воспитание патриотических чувств, развитие желания осваивать национальные традиции;

•  развитие основ научных знаний об окружающей действительности и искусстве, о взаимосвязях объектов;

•  совершенствование индивидуальных способностей;

•  формирование умения планировать свою деятельность и культуру труда; развитие эмоционально-ценностного восприятия произведений искусства, эстетического кругозора, эстетической культуры личности, интереса к художественной культуре; формирование умения оценивать с художественной точки зрения произведения искусства.    

Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов или тем

Всего часов

В том числе на:

контрольные работы

проектную деятельность

1

Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму

17

7

2

Развитие фантазии и воображения

11

5

3

Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства

6

2

Содержание программы

3 класс (34 часа)

Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) (17 часов).

Овладение основами языка живописи и графики. Передача разнообразия и красоты природы средствами живописи, графики. Изображение природного пейзажа в жанровых сценах, натюрморте, иллюстрациях. Передача ритмического своеобразия природного ландшафта с помощью выразительных средств изобразительного искусства. Создание цветовых графических композиций в технике компьютерной графики. Запечатление объектов природы с помощью фотоаппарата. Понимание и изображение природного ритма. Отделение главного от второстепенного. Выделение композиционного центра. Создание композиции на плоскости на заданную тему. Выбор формата в зависимости от темы и содержания. Выбор художественных материалов. Создание эскизов будущей работы с помощью компьютерной графики. Передача воздушной перспективы графическими средствами. Выбор и освоение картинной плоскости в зависимости от творческого замысла. Использование в работе средств компьютерной графики. Эксперименты с цветом: выполнение растяжек, получение новых неожиданных цветов. Создание плавных переходов цвета. Овладение приёмами самостоятельного составления натюрморта. Изображение с натуры предметов конструктивной формы. Сознательный выбор формата, преодоление измельчённости изображения. Передача смысловой связи предметов в натюрморте. Передача движения. Работа с натуры и по наблюдению. Выполнение кратких зарисовок (набросков) фигуры человека с натуры и по представлению в разных положениях. Работа в одной цветовой гамме.

Передача объёма графическими средствами. Передача формы предмета с помощью штриха. Передача контраста и нюанса в объёме (лепка из глины или пластилина). Освоение профессиональной лепки. Создание объёмно-пространственной композиции. Передача ритма и динамики при создании художественного образа. Создание эскизов архитектурных сооружений на основе природных форм (по описанию в сказках). Выражение замысла в рельефных эскизах. Работа в группах по три — пять человек. Поиск в Интернете музейных экспозиций. Освоение техники бумажной пластики. Создание эскизов одежды по мотивам растительных форм.

Развитие фантазии и воображения (11 часов).

Передача настроения и ритма музыкального и поэтического произведения графическими средствами. Использование цветового разнообразия оттенков. Композиционный центр и ритмическое изображение пятен и линий. Передача индивидуальной манеры письма. Передача контрастных отношений в разных пространствах с помощью цвета, линии, штриха, в том числе в технике компьютерной графики. Передача смысловой зависимости между элементами изображения путём выбора формата, материала изображения. Передача содержания художественного произведения в графической иллюстрации. Соотнесение содержания книги с иллюстрациями и художественным оформлением шрифта текста. Создание своих буквиц для сказочных произведений, оригинальных вариантов заглавной буквы своего имени, отражение в образе буквы своего характера и интересов. Оформление сцены к спектаклю (игровому или кукольному). Работа в коллективе, распределение обязанностей. Использование музыкального материала для передачи настроения и эстетического образа пространства. Создание игрушки по мотивам народных художественных промыслов. Использование в украшении игрушек мотивов растительного и животного мира. Соотнесение характера украшения, орнамента и его расположения в зависимости от декоративной формы. Раскрытие символики цвета и изображений в народном искусстве. Коллективное исследование на тему «Знаки и символы русского народа». Передача равновесия в изображении, выразительность формы в декоративной композиции: обобщённость, силуэт.

Художественно-образное восприятие произведений изобразительного  искусства   (музейная педагогика) (6 часов).

Выражение в словесной форме своих представлений о видах изобразительного искусства. Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства. Коллективное исследование по данной теме. Поиск и объяснение общего и различного в языке разных видов искусства. Выражение в беседе своего отношения к произведениям разных видов искусства  (изобразительного,  музыкального; хореографии, литературы), понимание специфики художественного языка каждого из них. Классификация произведений изобразительного искусства по видам и жанрам. Ведущие художественные музеи России и своего региона. Объяснение символики в народном и декоративно-прикладном искусстве,   функциональности,   практической   значимости   произведений декоративно-прикладного  искусства.  Представление о связи архитектуры с природой. Архитектурные памятники региона, их история.

В результате изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы:

•  духовные начала личности и целостная картина мира;

•  основы художественной культуры;

•  понимание роли искусства в жизни человека;

•  представления, о выразительных возможностях языка изобразительного искусства;

•  потребность в творческом проявлении;

•  наглядно-образное мышление, способность к порождению замысла, фантазия, воображение;

•  умение ставить перед собой художественную задачу и находить пути её реализации в художественном материале;

•  способность формулировать эстетическую, художественную оценку, выражать своё отношение к происходящему;

•  понимание красоты родной природы, любовь к культуре своего народа, региона, знание основ его мировоззрения, патриотизм.

Результаты изучения  учебного предмета

Личностные результаты:

•  целостное, гармоничное восприятие мира;

•  интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями;

•  умение формулировать, осознавать, передавать своё настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности;

•  способность выражать свои чувства, вызванные состоянием природы;

•  способность различать звуки окружающего мира (пение птиц, шум ветра и деревьев, стук дождя, жужжание насекомых, уличный гул, различные звуки машин, голоса людей в доме, в школе, в лесу);

•  представление о том, что у каждого живого существа своё жизненное пространство;

•  самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы (задания) и выделение её этапов;

•  умение доводить работу до конца;

•  способность предвидеть результат своей деятельности;

•  адекватная оценка результатов своей деятельности;

•  способность работать в коллективе;

•  умение работать индивидуально и в малых группах;

•  готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументированно отстаивать собственное мнение.

Метапредметные результаты:

•  постановка учебной задачи и контроль её выполнения (умение доводить дело до конца);

•  принятие и удержание цели задания в процессе его выполнения;

•  самостоятельная мотивация учебно-познавательного процесса;

•  самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы (задания) и выделение её этапов;

•  умение проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;

•  умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний;

•  умение применять приобретённые знания по одному предмет)' при изучении других общеобразовательных дисциплин;

•  умение выполнять по образцу и самостоятельно действия при решении отдельных учебно-творческих задач;

•  умение проводить самостоятельные исследования;

•  умение проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;

  умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний;

•  умение находить нужную информацию в Интернете;

•  участие в тематических обсуждениях и выражение своих предложений;

•  умение формулировать ответ на вопрос в соответствии с заданным смысловым (логическим) содержанием;

•  обогащение словарного запаса, развитие умения описывать словами характер звуков, которые «живут» в различных уголках природы, понимать связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и прозе;

•  умение пересказывать небольшие тексты (сказки, рассказы), вычленять сюжет, сочинять собственный сюжет, создавать мини-рассказы по своему сюжету;

•  понимание и передача своих впечатлений от услышанного, увиденного, прочитанного (в музыке, литературе, народной речи, разных видах и жанрах искусства);

•  умение сопоставить события, о которых идёт речь в произведении, с собственным жизненным опытом, выделение общего и различного между ними;

•  умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом.

Предметные результаты:

•  сформированность представлений об искусстве, о связи искусства с действительностью и умение объяснить это на доступном возрасту уровне;

•  умение анализировать и сравнивать произведения искусства по настроению, которое они вызывают, элементарно оценивать их с точки зрения эмоционального содержания;

•  умение сравнивать описания, произведения искусства на одну тему;

•  способность обосновывать своё суждение, подбирать слова для характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения искусства;

•  умение высказывать предположения о сюжете по иллюстрации (самостоятельное развитие сюжета), рассказывать

о своём любимом произведении искусства, герое, картине, спектакле, книге;

•  умение фиксировать своё эмоциональное состояние, возникшее во время восприятия произведения искусства;

•  сформированность представлений о природном пространстве и архитектуре разных народов;

•  сформированность представлений о связи архитектуры с природой, знаний архитектурных памятников своего региона, их истории;

•  активное участие в обсуждении роли искусства в жизни общества и человека;

•  понимание влияния природного окружения на художественное творчество и понимание природы как основы всей жизни человечества;

•  понимание зависимости народного искусства от природных и климатических особенностей местности, его связи с культурными традициями, мировоззрением народа;

•  умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом;

•  умение создавать образный портрет героя в разных видах и жанрах искусства — словесном, изобразительном, пластическом, музыкальном;

•  умение развивать предложенную сюжетную линию (сочинение общей сказки, пьесы и т. п.);

•  сформированность навыков использования средств компьютерной графики в разных видах творческой деятельности;

•  умение выражать в беседе своё отношение к произведениям разных видов искусства (изобразительного, музыкального; хореографии, литературы), понимать специфику выразительного языка каждого из них;

•  умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла;

•  умение сравнивать произведения на одну тему, относящиеся к разным видам и жанрам искусства;

•  умение распознавать выразительные средства, использованные автором для создания художественного образа, выражения идеи произведения;

•  умение использовать элементы импровизации для решения творческих задач.

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.

Выпускник научится:

•  создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;

•  использовать выразительные средства изобразительного искусства — цвет, свет, колорит, ритм, линию, пятно, объём, симметрию, асимметрию, динамику, статику, силуэт и др.;

•  работать с художественными материалами (красками, карандашом, ручкой, фломастерами, углём, пастелью, мелками, пластилином, бумагой, картоном и т. д.);

•  различать основные и составные, тёплые и холодные цвета, пользоваться возможностями цвета (для передачи характера персонажа, эмоционального состояния человека, природы), смешивать цвета для получения нужных оттенков;

•  выбирать средства художественной выразительности для создания художественного образа в соответствии с поставленными задачами;

•  создавать образы природы и человека в живописи и графике;

•  выстраивать композицию в соответствии с основными её законами (пропорция; перспектива; контраст; линия гори зонта: ближе — больше, дальше — меньше; загораживание; композиционный центр);

•  понимать форму как одно из средств выразительности;

•  отмечать разнообразие форм предметного мира и передавать их на плоскости и в пространстве;

•  видеть сходство и контраст форм, геометрические и природные формы, пользоваться выразительными возможностями силуэта;

•  использовать разные виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.) для придания выразительности своей работе;

•  передавать с помощью линии, штриха, пятна особенности художественного образа, эмоционального состояния человека, животного, настроения в природе;

•  использовать декоративные, поделочные и скульптурные материалы в собственной творческой деятельности для создания фантастического художественного образа;

•  создавать свой сказочный сюжет с вымышленными героями, конструировать фантастическую среду на основе существующих предметных и природных форм;

•  изображать объёмные тела на плоскости;

•  использовать разнообразные материалы в скульптуре для создания выразительного образа;

•  применять различные способы работы в объёме — вытягивание из целого куска, налепливание на форму (наращивание формы по частям) для её уточнения, создание изделия из частей;

•  использовать художественно-выразительный язык скульптуры (ракурс, ритм);

•  чувствовать выразительность объёмной формы, многосложность образа скульптурного произведения, выразительность объёмных композиций, в том числе многофигурных;

•  понимать истоки и роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека;

•  приводить примеры основных народных художественных промыслов России, создавать творческие работы по мотивам народных промыслов;

•  понимать роль ритма в орнаменте (ритм линий, пятен, цвета), использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента, передавать движение с использованием ритма элементов;

•  понимать выразительность формы в декоративно-прикладном искусстве;    

•  использовать законы стилизации и трансформации природных форм для создания декоративной формы;

•  понимать культурно-исторические особенности народного искусства;

•  понимать условность и многомерность знаково-символического языка декоративно-прикладного искусства;

•  приводить примеры ведущих художественных музеев страны, объяснять их роль и назначение.

Выпускник получит возможность научиться:

•  пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна и художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности;

•  выражать в собственном творчестве отношение к поставленной художественной задаче, эмоциональные состояния и оценку, используя выразительные средства графики и живописи;

•  видеть, чувствовать и передавать красоту и разнообразие родной природы;

•  понимать и передавать в художественной работе различное и общее в представлениях о мироздании разных народов мира;

•  активно работать в разных видах и жанрах изобразительного искусства (дизайн, бумажная пластика, скульптура, пейзаж, натюрморт, портрет и др.), передавая своё эмоциональное состояние, эстетические предпочтения и идеалы;

•  работать в историческом жанре и создавать многофигурные композиции на заданные темы и участвовать в коллективных работах, творческо-исследовательских проектах;

•  воспринимать произведения изобразительного искусства и определять общие выразительные возможности разных видов искусства (композицию, форму, ритм, динамику, пространство);

•  переносить художественный образ одного искусства на язык другого, создавать свой художественный образ;

•  работать с поделочным и скульптурным материалом, создавать фантастические и сказочные образы на основе знакомства с образцами народной культуры, устным и песенным народным творчеством и знанием специфики современного дизайна;

•  участвовать в обсуждениях произведений искусства и дискуссиях, посвященных искусству;

•  выделять выразительные средства, использованные художником при создании произведения искусства, объяснять сюжет, замысел и содержание произведения;

•  проводить коллективные и индивидуальные исследования по истории культуры и произведениям искусства (история создания, факты из жизни автора, особенности города, промысла и др.);

•  использовать ИКТ в творческо-поисковой деятельности.

  Оценивать деятельность учащихся на уроках изобразительного искусства необходимо индивидуально, с учётом возраста и прогресса каждого ученика, определяя освоение темы, технологию работы, овладение материалами и инструментами. При оценке необходимо найти успех, пусть незначительный, каждого школьника и отметить это перед другими учащимися. Особенно это касается оценок творческих работ детей. Когда работа коллективная, следует так организовать её, чтобы каждый мог наиболее полно проявить себя в тех видах деятельности, которые ему наиболее удаются.

Перед выполнением работы надо предупредить детей, что именно в работе будет оцениваться. Так, важно подчеркнуть, что в отличие от других общеобразовательных предметов на уроках изобразительного искусства оценивается не аккуратность, а творческая активность ученика, его желание сделать что-то своё.

Стоит поощрять тех, кто старается создать свой оригинальный художественный образ, так как демонстрация технологии учителем даётся для примера, а не для копирования (если это не касается выполнения каких-либо технических приёмов). Также заслуживает поощрения стремление ученика самостоятельно что-либо исследовать, экспериментировать; например, получить оригинальный цвет, создать необычную форму, найти родственные образы в музыке, стихах, пластике.

Преподаватель должен акцентировать внимание учеников на добром, положительном, эмоциональном. Нужно отмечать стремление детей к коллективным видам творчества, вынося при этом суждение о работе в целом, а не о вкладе в неё каждого отдельного ученика.

     Применяются следующие формы контроля:
-   выставки, конкурсы, викторины;
-   творческие задания;
-   открытые занятия;
-   тестирование по темам;
-   творческие проекты;
-   устные опросы.

  После каждого года обучения дети участвуют в разноуровневых конкурсах и выставках. Эти мероприятия являются контрольными и служат показателем освоения детьми программы, а также сплачивают детский коллектив.

Формы  организации  образовательного  процесса.  Эффективнее учебная деятельность учащихся на занятиях, построенных на сочетании фронтальных, групповых и индивидуальных форм обучения.  Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных,  классических, современных)

             На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. С целью формирования опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания. Очень важно, чтобы коллективное художественное  творчество учащихся нашло применение в оформлении школьных интерьеров. Выполненные на уроках художественные работы учащиеся могут использовать как подарки для родных и друзей. Приветствуется любое общественное приложение результатов художественной деятельности школьников.

Календарно-тематическое планирование

   

 урока

Тема урока

Тип

урока

Элементы содержания

Характеристика деятельности учащихся

Использование       ИКТ

Дата

Дата при корректировке

1 четверть.        Развитие дифференцированного зрения:   перевод наблюдаемого в художественную форму (4 занятия)

 

1

«Букет из осенних листьев»,

Урок общеметодологической направленности

Освоение человеком природного пространства. Знакомство с разнообразием и красотой природы

Овладевать основами языка живописи и графики. Передавать разнообразие и красоту природы

2

Природа в разных жанрах изобразительного искусства

Урок «открытия нового знания»

. Форма, ритм, цвет, композиция, динамика, пространство. Величие природы языком изобразительного искусства. Природа в разных жанрах изобразительного искусства

Изображать природный пейзаж в жанровых сценах, натюрморте, иллюстрациях к литературным произведениям, архитектурно-ландшафтных композициях.

Использовать в работе впечатления, полученные от восприятия картин художников

ЭОР «Школа маленьких художников»

3

«Корабли в море»,

Урок отработки умений и рефлексии

. Разнообразие природных объектов в творчестве художника: воздушное пространство, водный мир

Передавать ритмическое своеобразие природного ландшафта с помощью средств изобразительного искусства.
Создавать цветовые графические
композиции в технике компьютерной
графики.

4

«Осенний букет»

Урок общеметодологической направленности

. Изображение с натуры предметов конструктивной формы. Натюрморт тематический

Овладевать приёмами самостоятельного составления натюрморта.
Изображать с натуры предметы конструктивной формы.
Сознательно
выбирать формат, преодолевать измельчённость изображения.

Улавливать и передавать смысловую связь предметов в натюрморте

Презентация учителя

Развитие фантазии и воображения (3 занятия)

5

 «День и ночь»,

Урок «открытия нового знания»

Композиции на передачу контраста в рисунке

Понимать и передавать контрастные отношения в разных пространствах с помощью цвета, линии, штриха, в том числе в технике компьютерной графики

6

Отображение природы в музыкальном произведении

Урок отработки умений и рефлексии

Цветовое богатство оттенков в живописи. Отображение природы в музыке и поэзии

Улавливать настроение и ритм музыкального и поэтического произведения и передавать их графическими средствами.
Определять и передавать настроение, использовать цветовое разнообразие оттенков.

Акцентировать внимание на композиционном центре и ритмическом изображении пятен и линий

ЭОР «Школа маленьких художников»

7

«Дворец сказок»

Урок общеметодологической направленности

Воображаемое путешествие в прошлое и будущее: ознакомление со средой, в которой жил писатель-сказочник (время, страна, архитектура, декоративное искусство, одежда)

Коллективно создавать необычное (сказочное) игровое пространство (реальное или в эскизе), оформление уголка в классе, сцены.
Применять разнообразные художественные материалы для осуществления замысла.
Уметь работать в ситуации коллективного сотворчества

Презентация учителя

Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика) (1 занятия

8

Архитектура  и декоративно –прикладное искусство

Урок «открытия нового знания»

Знакомство с видами изобразительного искусства

Понимать и уметь выражать в словесной форме свои представления о видах изобразительного искусства (их сходстве и различии).
Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства.

ЭОР «Школа маленьких художников»

2 четверть.

.        Развитие дифференцированного зрения:   перевод наблюдаемого в художественную форму (4 занятия)

1

«Гнездо аиста над деревней»,

Урок отработки умений и рефлексии

Композиционное размещение предметов на листе при рисовании с натуры, сознательный выбор формата листа

Выбирать формат в зависимости от темы и содержания. Грамотно подходить к выбору изобразительных материалов.

Использовать выразительные средства изобразительного искусства, созвучные содержанию.

Создавать эскизы будущей работы

2

«Артисты на арене цирка»

Урок общеметодологической направленности

. Композиционное размещение предметов на листе при рисовании с натуры, сознательный выбор формата листа

Выбирать формат в зависимости от темы и содержания. Грамотно подходить к выбору изобразительных материалов.

Использовать выразительные средства изобразительного искусства, созвучные содержанию.

Создавать эскизы будущей работы

Презентация учителя

3

Сосуд в виде какой – либо птицы, животного или дерева

Урок «открытия нового знания»

. Контраст и нюанс в скульптуре (форма, размер, динамика, настроение, характер, фактура, материал

Понимать, представлять и передавать контраст и нюанс в объёме (лепка из глины или пластилина)

4

«Прялка расписная»

Создание художественной формы на основе наблюдений за природой

Создавать декоративные причудливые формы по мотивам природных, в том числе на основе иллюстраций, найденных в Интернете.
Привносить в декоративную композицию свои представления о красоте и разнообразии форм в природе.

Презентация учителя

Развитие фантазии и воображения (3 занятия)

5

« Натюрморт на кухонном столе»

Урок отработки умений и рефлексии

Зарождение замысла на основе предложенной темы. Поиск индивидуальной манеры изображения.

Смысловая зависимость между форматом и материалом

Передавать индивидуальную манеру письма.

Понимать и передавать контрастные отношения в разных пространствах с помощью цвета, линии, штриха, в том числе в технике компьютерной графики

ЭОР «Школа маленьких художников»

6

Создание эскизов оформления сцены по мотивам сказок «Аленький цветочек»

Урок «открытия нового знания»

Художник в театре. Заочная экскурсия в театр. Знакомство с организацией и художественным решением атрибутов сцены, костюмов героев, цветовое и световое оформление спектакля

Создавать сюжетные объёмно-пространственные композиции по мотивам театральной постановки.
Оформлять сцену к спектаклю (игровому или кукольному).

7

Вместе с коробейниками по ярмаркам и базарам.

Урок общеметодологической направленности

Знакомство с народными художественными промыслами России в области игрушки. Зависимость формы, материала и украшения игрушки от особенностей растительного и животного мира того края, где она изготовлена.

Понимать особенности и создавать игрушки по мотивам народных художественных промыслов. Применять в украшении мотивы растительного и животного мира.

Соотносить характер украшения, орнамента и его расположения в зависимости от декоративной формы. Создавать коллективную композицию из выполненных игрушек

Презентация учителя

Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика) (1 занятия

8

Выражение художником своего отношения к изображаемому. Художники И.Я. Билибин, А.И. Куинджи, В.М. Васнецов, В.А. Серов, И.И. Шишкин, В. Ван Гог, И.К. Айвазовский

Урок «открытия нового знания»

Красота и своеобразие произведений народного декоративно-прикладного искусства. Символика в народном прикладном искусстве. Юмор в народном искусстве. Функциональность произведений народного искусства

Понимать и определять своеобразие и особенности произведений декоративно-прикладного искусства (вышивка, роспись, мелкая пластика, изделия из камня, гончарное искусство) и дизайна (мебель, одежда, украшения).

Осознавать и объяснять символику в народном и декоративно-прикладном искусстве, функциональность, практическую значимость произведений декоративно-прикладного искусства

ЭОР «Школа маленьких художников»

3 четверть.

Развитие дифференцированного зрения:   перевод наблюдаемого в художественную форму (5 занятия)

1

«Закат солнца, сумерки»

Урок отработки умений и рефлексии

 Композиционное размещение предметов на листе при рисовании с натуры, сознательный выбор формата листа

Выбирать формат в зависимости от темы и содержания. Грамотно подходить к выбору изобразительных материалов.

Использовать выразительные средства изобразительного искусства, созвучные содержанию.

Презентация учителя

2

«Военные корабли в море»

Урок «открытия нового знания»

Перспектива как способ передачи пространства на картине с помощью планов: чем дальше объекты от зрителя, тем они меньше.

Воздушная перспектива

Передавать графическими средствами воздушную перспективу.
Выбирать и осваивать картинную плоскость в зависимости от содержания.
Находить и запечатлевать неожиданные явления природы

ЭОР «Школа маленьких художников»

3

«Моя мама», «Мой папа»

Урок общеметодологической направленности

Выполнение портрета по наблюдению

Уметь работать с натуры и по наблюдению.
Выполнять краткие зарисовки (наброски) с фигуры человека

4

«Играющие животные»

Урок общеметодологической направленности

Освоение приёмов лепки фигуры способами вытягивания деталей из целого куска и удаления лишнего

Осваивать профессиональную лепку.
Создавать объёмно-пространственную композицию: лепка фигуры в движении по памяти и представлению (пластилин).

Презентация учителя

5

«Узор для круглого блюда»

Урок отработки умений и рефлексии

. Выявление декоративной формы: растительные мотивы в искусстве. Кораллы — одно из чудес подводного мира: бурые, зелёные, жёлтые, малиновые, голубые

Создание художественной формы на основе наблюдений за природой

Создавать декоративные причудливые формы по мотивам природных, в том числе на основе иллюстраций, найденных в Интернете.
Привносить в декоративную композицию свои представления о красоте и разнообразии форм в природе.

ЭОР «Школа маленьких художников»

Развитие фантазии и воображения (4 занятия)

6

«Создание книжки – раскраски»

Урок «открытия нового знания»

. Взаимосвязь содержания книги (литературного произведения) с иллюстрациями и художественным оформлением

Соотносить содержание книги с иллюстрациями и художественным оформлением

7

Создание коллективного алфавита из буквиц,

Урок общеметодологической направленности

Взаимосвязь содержания книги (литературного произведения) с иллюстрациями и художественным оформлением шрифта текста. Роль и значение буквицы при издании сказочных и былинных произведений

Создавать свои буквицы для сказочных произведений; оригинальные заглавные буквы своего имени; передавать в образе буквы собственный характер и интересы

ЭОР «Школа маленьких художников»

8

Создание эскизов оформления сцены по мотивам сказок «Царевна – лягушка»

Урок отработки умений и рефлексии

. Художник в театре. Заочная экскурсия в театр. Знакомство с организацией и художественным решением атрибутов сцены, костюмов героев, цветовое и световое оформление спектакля

Создавать сюжетные объёмно-пространственные композиции по мотивам театральной постановки.
Оформлять сцену к спектаклю

Презентация учителя

9

. Создание знаков в Городе мастеров, указывающих на ремесло хозяина дома: «Булочник», «Сапожник», «Портной», «Кузнец»

Урок общеметодологической направленности

Освоение разнообразия форм в архитектуре. Влияние исторической эпохи и условий жизни художника (архитектора, дизайнера) на его произведения. Цвет и форма в знаковом изображении. Освоение особенностей работы на небольших форматах

Понимать и передавать в символическом изображении его смысл; раскрывать символику цвета и изображений в народном искусстве. Проводить коллективные исследования на тему «Знаки и символы русского народа».
Создавать знаки для обозначения дома и характера занятий мастера-ремесленника,

ЭОР «Школа маленьких художников»

Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика) (1 занятия)

10

Знакомство с крупными музеями России

Урок «открытия нового знания»

Изучение культурно – исторических памятников  и истории и возникновения

Называть ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего региона

4 четверть.

   Развитие дифференцированного зрения:   перевод наблюдаемого в художественную форму (5 занятий)

1

«Поляна с ландышами»

Урок отработки умений и рефлексии

Освоение человеком природного пространства. Знакомство с разнообразием и красотой природы

Овладевать основами языка живописи и графики. Передавать разнообразие и красоту природы.

2

«Весна»

Урок общеметодологической направленности

Композиционное размещение предметов на листе при рисовании с натуры, сознательный выбор формата листа

Выбирать формат в зависимости от темы и содержания. Грамотно подходить к выбору изобразительных материалов.

Использовать выразительные средства изобразительного искусства, созвучные содержанию

ЭОР «Школа маленьких художников»

3

«Морской натюрморт с ракушкой»

Урок общеметодологической направленности

Изображение с натуры предметов конструктивной формы. Натюрморт тематический

Овладевать приёмами самостоятельного составления натюрморта.
Изображать с натуры предметы конструктивной формы.
Сознательно
выбирать формат, преодолевать измельчённость изображения.

Улавливать и передавать смысловую связь предметов в натюрморте

4

Рисунок с натуры одного предмета округлой формы —чашки

Урок отработки умений и рефлексии

Передача объёма в живописи и графике

Овладевать приёмами работы различными графическими материалами.

Передавать объём графическими средствами. Передавать форму предмета с помощью штриха; материалы: перо, карандаш

ЭОР «Школа маленьких художников»

5

Выполнение набросков с насекомого, создание эскиза летательного аппарата по выполненным наброскам.

Урок «открытия нового знания»

Понятие стилизации. Использование приёма стилизации в создании предметов объёмной формы: на примере насекомого, выделяя его характерные особенности, создать летающий объект

Представлять, что такое стилизация в изобразительном искусстве.

Применять её законы при создании продукта дизайна (технических средств, одежды, мебели

Развитие фантазии и воображения (1 занятие)

6

«Кувшин „Поющий петух“».

Урок общеметодологической направленности

. Передача настроения в форме. Украшение формы декоративными элементами

Представлять особенности декоративной формы, её условный характер.
Передавать в объёмной декоративной форме настроение.

Украшать форму декоративными элементами в соответствии с её особенностями и назначением предмета

Презентация учителя

Художественно-образное восприятие изобразительного искусства (музейная педагогика) (2 занятия)

7

Знакомство с видами изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство)

Урок отработки умений и рефлексии»

. Выразительные средства изобразительного искусства (живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства)

Понимать и уметь выражать в словесной форме свои представления о видах изобразительного искусства (их сходстве и различии).
Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства.

ЭОР «Школа маленьких художников»

8

Освоение выразительных средств живописи (цвет, пятно, композиция, форма) и графики (линия, пятно, композиция, форма). Виды графики

Урок общеметодологической направленности

Художественная форма произведения изобразительного искусства (общая конструкция: формат, композиция, ритм, динамика, колорит, сюжет)

Понимать и объяснять общее и особенное в произведениях живописи, графики и художественной фотографии.

Выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного замысла в живописи или графике

ЭОР «Школа маленьких художников»

Проекты:

1.

Практическая  значимость произведений декоративно-прикладного искусства.

Устный рассказ

2.

Художественные музеи России и художественные музеи своего региона.

Презентация

3.

Игрушки  Саратовской области.

поделки

4.

Буквицы для сказочных произведений.

рисунок

5

Книжка-раскраска.

Книжка-раскраска.

6

Оригинальные, причудливые формы природных объектов, создавать из них свою коллекцию природных форм.

коллекция

7

Эрмитаж — вазы, выполненные из камня русскими мастерами

презентация

8

Артисты на арене цирка

Лепка фигур

9

Компьютерная  графика

презентация

10

Создание карты региона с указанием достопримечательностей

рисунок

11

Картины природы в стихотворениях А.Пушкина

рисунок

12

Осенний лес

Устный рассказ

13

Обложка моей любимой книги

рисунок

14

Необычные фотографии природной среды

фотографии

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса по предмету «Изобразительное искусство»

Для организации и проведения уроков изобразительного искусства необходимо :

- экран, мультимедийная установка, компьютер;

- комплект наглядных пособий для демонстрации на уроке, в том числе диски с репродукциями картин художников из крупнейших музеев мира, видеофильмами, музыкальными произведениями, предусмотренными школьной программой.

1. Основные учебные издания:

•  Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство : 3 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. — М.: Вентана Граф, 2012;

2. Дидактические пособия:

•  Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство : 3 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. — М. : Вентана Граф

3.  Методические материалы для учителя:

•  Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразителын кусство : 1-4 классы : методическое пособие для учителя М. : Вентана Граф, 2010;

•  Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство : 3класс органайзер для учителя: методические разработки. Вентана Граф


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"

Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...

Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова

Рабочая программа  содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...