рабочая программа по изо 1 класс.
рабочая программа (изобразительное искусство, 1 класс) по теме

рабочая программа по изо 1 класс по Савенковой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_kursa._izo_1kl.docx72.08 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

    Рабочая программа курса «Изобразительное искусство» разработана на основе концепции и общеобразовательной программы «Начальная школа ХХI века» и программы Л. Г. Савенковой «Изобразительное искусство» 1 класс, в соответствии  с Федеральным  государственным образовательным стандартом начального общего образования (2009 г.), учебным планом школы.

Данная программа учитывает опыт и современные направления педагогики в области художественного образования школьников, научно-методические концепции, технологии обучения, а также изменения культурного пространства России, появление новых имён и тенденций в искусстве.

Современный уровень социокультурного развития общества требует обновления культуры общения педагога с учащимися (ученик становится субъектом образовательного процесса), разработки таких учебных программ по предмету «Изобразительное искусство», которые обеспечивали бы полихудожественное развитие школьников.

Цель уроков изобразительного искусства в начальной школе — разностороннее художественно-творческое развитие учащихся:

•  формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира;

•  активизацию самостоятельной творческой деятельности;

•  развитие интереса к природе и потребности общения с искусством (восприятие и практическая деятельность);

•  формирование духовных начал личности, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства;

•  воспитание нравственных и эстетических чувств, любви

!к родной природе, своему народу, к многонациональной культуре своей страны. Задачи изучения предмета «Изобразительное искусство»:

•  воспитывать устойчивый интерес к изобразительному творчеству, уважение к культуре и искусству разных народов; обогащать нравственные качества детей; формировать способность проявлять себя в искусстве, эстетические предпочтения;

развивать творческий потенциал ребёнка путём активизации у него воображения и фантазии; формировать способность воспринимать окружающий мир и произведения разных видов искусства на эмоционально-чувственном уровне; развивать желание привносить в окружающую действительность красоту; формировать навыки сотрудничества и сотворчества в художественной деятельности;

•  формировать навыки работы в разных видах пластических искусств: живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, архитектуре и дизайне;

•  формировать умение пользоваться выразительными средствами изобразительного искусства, языком графической грамоты, навыки работы разными художественными материалами, учитывая возрастные интересы и предпочтения детей, их желание выразить в творчестве свои представления об окружающем мире;

•  развивать опыт художественного восприятия произведений искусства.

Проблема всестороннего художественного развития учащихся реализуется в программе путём развития дифференцированного зрения, освоения художественно-образного языка изобразительного искусства. Особое внимание в программе уделяется самостоятельной художественно-творческой деятельности школьников, восприятию ими произведений разных видов искусства.

В основе преподавания предмета «Изобразительное искусство» лежит единство обучения и воспитания, взаимодействие с образовательными дисциплинами.

       В программе представлены три направления художественного развития учащихся. В зависимости от возраста младших школьников на уроках больше внимания уделяется тому или иному направлению.

1. Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир). Освоение законов создания произведения искусства (композиция, форма, пространство) и средств художественной выразительности изобразительного искусства (цвет, свет, колорит, ритм, линия, пятно, объём, симметрия, асимметрия, динамика, статика, силуэт и др.). Формирование представлений о роли и значении изобразительного искусства в жизни людей (общечеловеческие, национальные, региональные, родовые, семейные художественные традиции). Знакомство с историей возникновения и развития изобразительного искусства. Виды и жанры изобразительного искусства, их развитие, появление новых видов и форм художественно-творческой деятельности человека. Профессия художника-творца. Отображение окружающего мира природы и действительности, условий жизни человека в художественном творчестве (живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве, скульптуре, архитектуре). Изобразительное искусство как выразитель истории человечества в художественных образах.

2. Развитие фантазии и воображения. Воспитание творческой инициативы учащихся, развитие у них способности самостоятельно решать поставленную задачу, выражать себя в каком-либо виде художественной деятельности. Развитие желания творить, формирование индивидуального чувства цвета, формы, умения организовать пространство и выстроить композицию.

Начальная школа — время активного развития учащихся, формирования их творческого познания и целостного восприятия окружающего. Важное условие развития художественно-образного мышления — вовлечение детей в творческую деятельность, знакомство с произведениями разных видов искусства. Это обосновано в первую очередь тем, что каждый ребёнок в силу своих индивидуальных психофизических возможностей по-своему воспринимает и усваивает информацию (один через зрение, другой на слух, третий через действия и т. д.); во-вторых, у разных видов искусства (живописи, скульптуры, музыки, литературы, театра, танца) — общие эстетические принципы и художественно-выразительные средства. Деятелы-юстный полихудожественный подход и интегрированный характер организации занятий позволяет разнообразить и обогатить восприятие, развивает ассоциативное мышление, способность анализировать, сопоставлять одно произведение с другим, способствует развитию у детей умения обобщать художественные образы и создавать свои.

3. Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика). Систематическое развитие у детей сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности. Этот раздел характеризуется относительно самостоятельной системой учебных задач. Цель, которая стоит перед учителем, — развитие у школьников способности воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения искусства. Осваивая программный материал, школьники получают представление об искусстве и его истории, о видах пластических искусств, об их специфике, учатся выявлять содержательные моменты художественной формы, особенности выразительного языка произведений искусства.

                      Направления работы в каждом классе реализуются в следующих видах художественной деятельности.

Работа на плоскости направлена на овладение детьми разными материалами: гуашевыми и акварельными красками, цветными мелками, пастелью, карандашами, тушью.

Декоративно-прикладные виды деятельности связаны с созданием орнаментов, элементов украшения, декоративных композиций на основе стилизации и обобщения природных форм (цветов, деревьев, зверей, рыб, птиц, насекомых и т. д.) с помощью разнообразных художественных материалов (красок, фломастеров, карандашей) и в различных техниках (аппликации, коллаже).

Работа в объёме (скульптура) предполагает лепку из глины или пластилина; художественное конструирование и дизайн — создание несложных геометрических форм из бумаги, использование в работе готовых объёмных форм (коробок разной величины, пузырьков, пластмассовых контейнеров, упаковок), природного материала (веток, листьев, почек, камней, ракушек и др.).

Художественно-творческое восприятие произведений искусства (музейная педагогика) предусматривает беседы, обсуждения, экскурсии, проектные и исследовательские работы.

Развивающие и художественные задачи решаются в каждом классе путём рассмотрения ряда учебных проблем: развитие пространственного мышления и представлений о пространстве в искусстве и жизни, развитие представлений о форме в искусстве и окружающей действительности, развитие представлений о цвете в искусстве и окружающем предметном мире, композиционные задачи в искусстве.

1 класс. Для детей этого возраста свойственны впечатлительность и стремление познать мир вокруг. Поэтому на этапе знакомства с изобразительным искусством следует формировать у детей умения наблюдать за окружающими предметами, природой, людьми, животными (разнообразием цвета и формы, богатством звуков, особенностями ароматов и др.); развивать умение видеть и замечать, слышать и чувствовать, изучать предметный мир и природу; развивать чувство пространства и формировать осознание себя как части мира; развивать у детей стремление передавать свои наблюдения в творческих работах. Ведущая практическая задача этого года обучения — освоение учащимися формата листа.

Развитие пространственного мышления и представлений о пространстве в искусстве и жизни. Развитие ощущения пространства: предметы, люди в пространстве. Конкретное, единичное в пространстве.

Развитие представлений о форме в искусстве и окружающей действительности. Интерес к объектам окружения. Разнообразие форм в природе и в неприродной среде. Индивидуальное чувство формы.

Развитие представлений о цвете в искусстве и окружающем предметном мире. Цвет и краски в природе (солнце, вода, воздух, радуга, огонь, растения, животные). Цвет и форма в искусстве. Цвет и настроение. Формирование индивидуального чувства цвета.

Композиционные задачи в искусстве. Развитие основ проектного мышления на основе освоения композиционных задач в искусстве. Композиция, форма, цвет и настроение. В практическую деятельность учащихся с первого года обучения включены задания, предполагающие использование Средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Такие задания способствуют развитию зрительного (визуального) восприятия, повышению интереса к непосредственному окружению; помогают сформировать умения работать С дистанционными материалами и инструментами, анализировать и сознательно использовать информацию из различных источников (книг, журналов, видео- и кинофильмов, Интернета, рекламы, газет, словарей и др.).

На изучение курса «Изобразительное искусство» с 1 по 4 класс отводится 1 час еженедельно. В 1 классе предусмотрено 33 часа.

      В основе учебников и рабочих тетрадей  лежит системно-деятельностный (компетентностный) подход, который предполагает формирование и развитие определённых качеств личности, что соответствует требованиям, предъявляемым к общему содержанию предмета «Изобразительное искусство»:

•  воспитание толерантности и уважения к другим культурам и народным традициям (с учётом многонациональности  России);

•  развитие желания знакомиться с произведениями искусства и активно проявлять себя в творчестве (мотивация);

•  общекультурное и личностное развитие учащегося; формирование графической грамоты и учебных действий, обеспечивающих успешное усвоение содержания предмета (практика и восприятие);

•  воспитание познавательной культуры в разных видах изобразительной деятельности (живопись, графика, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное и народное искусство) в соответствии с возрастными возможностями учащихся; духовно-нравственное и интеллектуальное воспитание в условиях интегрированного обучения и полихудожественного воспитания;

•  воспитание патриотических чувств, развитие желания осваивать национальные традиции;

•  развитие основ научных знаний об окружающей действительности и искусстве, о взаимосвязях объектов;

•  совершенствование индивидуальных способностей;

•  формирование умения планировать свою деятельность и культуру труда; развитие эмоционально-ценностного восприятия произведений искусства, эстетического кругозора, эстетической культуры личности, интереса к художественной культуре; формирование умения оценивать с художественной точки зрения произведения искусства.

Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов или тем

Всего часов

В том числе на:

контрольные работы

проектную деятельность

1

Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму

16

2

Развитие фантазии и воображения

11

3

Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства

6

Содержание программы

1 класс (33 часа)

Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) (16 часов).

Наблюдение окружающего предметного мира и мира природы, явлений природы и создание на основе этого наблюдения художественного образа. Создание цветовых композиций на передачу характера светоносных стихий в природе. Приёмы работы красками и кистью. Использование в работе тонированной бумаги и разнообразных материалов. Выбор материалов и инструментов для изображения. Передача в цвете своего настроения, впечатления от увиденного в природе, окружающей действительности. Изображение по памяти и представлению. Гармоничное заполнение всей изобразительной плоскости. Обсуждение картин, выполненных детьми: особенности работы па листе бумаги. Передача в рисунке направления: вертикально, горизонтально, наклонно. Проведение различных линий графическими материалами. Наблюдение за разнообразием цвета, форм и настроений в природе и окружающей действительности и передача их в рисунке. Использование элементарных правил композиции: главный элемент, его выделение цветом и формой. Представление о том, что у каждого живого существа своё жизненное пространство, передача его в рисунке. Представление о набросках и зарисовках. Получение сложных цветов путём смешения двух красок. Выполнение этюдов в пластилине или глине по памяти и наблюдению. Создание коллективных композиций из вылепленных игрушек. Изображение предметов в рельефном пространстве: ближе — ниже, дальше — выше. Передача простейшей плановости пространства и динамики (лепка в рельефе с помощью стеки). Освоение техники лепки из целого куска (глины, пластилина). Передача в объёме характерных форм игрушек по мотивам народных промыслов. Создание коллективных композиций. Работа с готовыми формами. Овладение графическими материалами: карандашом, фломастером и др. Создание несложного орнамента из элементов, подсмотренных в природе. Работа с палитрой и гуашевыми красками.

Развитие фантазии и воображения (11 часов).

Импровизация в цвете, линии, объёме в процессе восприятия  музыки,  поэтического  слова.  Отображение контраста и нюанса в рисунке. Создание цветовых композиций по ассоциации с музыкой. Передача в слове характера звуков, которые «живут» в данном уголке природы. Передача движения и настроения в рисунке. Наблюдение за объектами окружающего мира. Создание творческих работ по фотоматериалам и на основе собственных наблюдений. Импровизация на темы контраста и нюанса (сближенные цветовые отношения). Сравнение с контрастом и нюансом в музыке и танце, слове. Проведение самостоятельных исследований на тему «Цвет и звук». Передача динамики, настроения, впечатления в цветовых композициях без конкретного изображения. Связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и прозе. Звуки природы (пение птиц, шум ветра и деревьев, стук дождя, падающей воды, жужжание насекомых и др.) и окружающего мира (шум на улице, различные звуки машин, голоса людей в доме, в школе, в лесу). Передача в слове своих впечатлений, полученных от восприятия скульптурных форм.  Работа с крупными формами. Конструирование замкнутого пространства с использованием больших готовых форм. Конструирование из бумаги и создание народной игрушки из ниток и ткани. Создание композиции по мотивам литературных произведений.

Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика) (6 часов).

Представление об изобразительном искусстве, связи искусства с действительностью. Участие в обсуждении тем «Какие бывают художники — живописцы, скульпторы, графики?», «Что и как изображает художник-живописец и художник-скульптор?». Материалы и инструменты разных художников — живописца, графика, прикладника, архитектора, художника. Различие жанров изобразительного искусства. Эмоциональная оценка и образная характеристика произведений художника. Выражение своего эстетического отношения к работе. Наблюдение, восприятие и эмоциональная оценка картины, рисунка, скульптуры, декоративных украшений изделий прикладного искусства. Проведение коллективных исследований по творчеству художников. Представление об особенностях работы скульп -тура, архитектора, игрушечника, дизайнера. Понятия «форма», «силуэт», «пропорции», «динамика в скульптуре». Роль и значения  музея. Комментирование видеофильмов, книг по искусству. выполнение зарисовок по впечатлению от экскурсий, создание композиций по мотивам увиденного

В результате изучения изобразительного искусства на ступени начального общего образования у обучающихся будут сформированы:

•  духовные начала личности и целостная картина мира;

•  основы художественной культуры;

•  понимание роли искусства в жизни человека;

•  представления, о выразительных возможностях языка изобразительного искусства;

•  потребность в творческом проявлении;

•  наглядно-образное мышление, способность к порождению замысла, фантазия, воображение;

•  умение ставить перед собой художественную задачу и находить пути её реализации в художественном материале;

•  способность формулировать эстетическую, художественную оценку, выражать своё отношение к происходящему;

•  понимание красоты родной природы, любовь к культуре своего народа, региона, знание основ его мировоззрения, патриотизм.

Результаты изучения  учебного предмета

Личностные результаты:

•  целостное, гармоничное восприятие мира;

•  интерес к окружающей природе, к наблюдениям за природными явлениями;

•  умение формулировать, осознавать, передавать своё настроение, впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности;

•  способность выражать свои чувства, вызванные состоянием природы;

•  способность различать звуки окружающего мира (пение птиц, шум ветра и деревьев, стук дождя, жужжание насекомых, уличный гул, различные звуки машин, голоса людей в доме, в школе, в лесу);

•  представление о том, что у каждого живого существа своё жизненное пространство;

•  самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы (задания) и выделение её этапов;

•  умение доводить работу до конца;

•  способность предвидеть результат своей деятельности;

•  адекватная оценка результатов своей деятельности;

•  способность работать в коллективе;

•  умение работать индивидуально и в малых группах;

•  готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументированно отстаивать собственное мнение.

Метапредметные результаты:

•  постановка учебной задачи и контроль её выполнения (умение доводить дело до конца);

•  принятие и удержание цели задания в процессе его выполнения;

•  самостоятельная мотивация учебно-познавательного процесса;

•  самостоятельная мотивация своей деятельности, определение цели работы (задания) и выделение её этапов;

•  умение проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;

•  умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний;

•  умение применять приобретённые знания по одному предмет)' при изучении других общеобразовательных дисциплин;

•  умение выполнять по образцу и самостоятельно действия при решении отдельных учебно-творческих задач;

•  умение проводить самостоятельные исследования;

•  умение проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей;

  умение критически оценивать результат своей работы и работы одноклассников на основе приобретённых знаний;

•  умение находить нужную информацию в Интернете;

•  участие в тематических обсуждениях и выражение своих предложений;

•  умение формулировать ответ на вопрос в соответствии с заданным смысловым (логическим) содержанием;

•  обогащение словарного запаса, развитие умения описывать словами характер звуков, которые «живут» в различных уголках природы, понимать связь между звуками в музыкальном произведении, словами в поэзии и прозе;

•  умение пересказывать небольшие тексты (сказки, рассказы), вычленять сюжет, сочинять собственный сюжет, создавать мини-рассказы по своему сюжету;

•  понимание и передача своих впечатлений от услышанного, увиденного, прочитанного (в музыке, литературе, народной речи, разных видах и жанрах искусства);

•  умение сопоставить события, о которых идёт речь в произведении, с собственным жизненным опытом, выделение общего и различного между ними;

•  умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом.

Предметные результаты:

•  сформированность представлений об искусстве, о связи искусства с действительностью и умение объяснить это на доступном возрасту уровне;

•  умение анализировать и сравнивать произведения искусства по настроению, которое они вызывают, элементарно оценивать их с точки зрения эмоционального содержания;

•  умение сравнивать описания, произведения искусства на одну тему;

•  способность обосновывать своё суждение, подбирать слова для характеристики своего эмоционального состояния и героя произведения искусства;

•  умение высказывать предположения о сюжете по иллюстрации (самостоятельное развитие сюжета), рассказывать

о своём любимом произведении искусства, герое, картине, спектакле, книге;

•  умение фиксировать своё эмоциональное состояние, возникшее во время восприятия произведения искусства;

•  сформированность представлений о природном пространстве и архитектуре разных народов;

•  сформированность представлений о связи архитектуры с природой, знаний архитектурных памятников своего региона, их истории;

•  активное участие в обсуждении роли искусства в жизни общества и человека;

•  понимание влияния природного окружения на художественное творчество и понимание природы как основы всей жизни человечества;

•  понимание зависимости народного искусства от природных и климатических особенностей местности, его связи с культурными традициями, мировоззрением народа;

•  умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом;

•  умение создавать образный портрет героя в разных видах и жанрах искусства — словесном, изобразительном, пластическом, музыкальном;

•  умение развивать предложенную сюжетную линию (сочинение общей сказки, пьесы и т. п.);

•  сформированность навыков использования средств компьютерной графики в разных видах творческой деятельности;

•  умение выражать в беседе своё отношение к произведениям разных видов искусства (изобразительного, музыкального; хореографии, литературы), понимать специфику выразительного языка каждого из них;

•  умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла;

•  умение сравнивать произведения на одну тему, относящиеся к разным видам и жанрам искусства;

•  умение распознавать выразительные средства, использованные автором для создания художественного образа, выражения идеи произведения;

•  умение использовать элементы импровизации для решения творческих задач.

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.

Выпускник научится:

•  создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве;

•  использовать выразительные средства изобразительного искусства — цвет, свет, колорит, ритм, линию, пятно, объём, симметрию, асимметрию, динамику, статику, силуэт и др.;

•  работать с художественными материалами (красками, карандашом, ручкой, фломастерами, углём, пастелью, мелками, пластилином, бумагой, картоном и т. д.);

•  различать основные и составные, тёплые и холодные цвета, пользоваться возможностями цвета (для передачи характера персонажа, эмоционального состояния человека, природы), смешивать цвета для получения нужных оттенков;

•  выбирать средства художественной выразительности для создания художественного образа в соответствии с поставленными задачами;

•  создавать образы природы и человека в живописи и графике;

•  выстраивать композицию в соответствии с основными её законами (пропорция; перспектива; контраст; линия гори зонта: ближе — больше, дальше — меньше; загораживание; композиционный центр);

•  понимать форму как одно из средств выразительности;

•  отмечать разнообразие форм предметного мира и передавать их на плоскости и в пространстве;

•  видеть сходство и контраст форм, геометрические и природные формы, пользоваться выразительными возможностями силуэта;

•  использовать разные виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.) для придания выразительности своей работе;

•  передавать с помощью линии, штриха, пятна особенности художественного образа, эмоционального состояния человека, животного, настроения в природе;

•  использовать декоративные, поделочные и скульптурные материалы в собственной творческой деятельности для создания фантастического художественного образа;

•  создавать свой сказочный сюжет с вымышленными героями, конструировать фантастическую среду на основе существующих предметных и природных форм;

•  изображать объёмные тела на плоскости;

•  использовать разнообразные материалы в скульптуре для создания выразительного образа;

•  применять различные способы работы в объёме — вытягивание из целого куска, налепливание на форму (наращивание формы по частям) для её уточнения, создание изделия из частей;

•  использовать художественно-выразительный язык скульптуры (ракурс, ритм);

•  чувствовать выразительность объёмной формы, многосложность образа скульптурного произведения, выразительность объёмных композиций, в том числе многофигурных;

•  понимать истоки и роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека;

•  приводить примеры основных народных художественных промыслов России, создавать творческие работы по мотивам народных промыслов;

•  понимать роль ритма в орнаменте (ритм линий, пятен, цвета), использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента, передавать движение с использованием ритма элементов;

•  понимать выразительность формы в декоративно-прикладном искусстве;    

•  использовать законы стилизации и трансформации природных форм для создания декоративной формы;

•  понимать культурно-исторические особенности народного искусства;

•  понимать условность и многомерность знаково-символического языка декоративно-прикладного искусства;

•  приводить примеры ведущих художественных музеев страны, объяснять их роль и назначение.

Выпускник получит возможность научиться:

•  пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, архитектуры, дизайна и художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности;

•  выражать в собственном творчестве отношение к поставленной художественной задаче, эмоциональные состояния и оценку, используя выразительные средства графики и живописи;

•  видеть, чувствовать и передавать красоту и разнообразие родной природы;

•  понимать и передавать в художественной работе различное и общее в представлениях о мироздании разных народов мира;

•  активно работать в разных видах и жанрах изобразительного искусства (дизайн, бумажная пластика, скульптура, пейзаж, натюрморт, портрет и др.), передавая своё эмоциональное состояние, эстетические предпочтения и идеалы;

•  работать в историческом жанре и создавать многофигурные композиции на заданные темы и участвовать в коллективных работах, творческо-исследовательских проектах;

•  воспринимать произведения изобразительного искусства и определять общие выразительные возможности разных видов искусства (композицию, форму, ритм, динамику, пространство);

•  переносить художественный образ одного искусства на язык другого, создавать свой художественный образ;

•  работать с поделочным и скульптурным материалом, создавать фантастические и сказочные образы на основе знакомства с образцами народной культуры, устным и песенным народным творчеством и знанием специфики современного дизайна;

•  участвовать в обсуждениях произведений искусства и дискуссиях, посвященных искусству;

•  выделять выразительные средства, использованные художником при создании произведения искусства, объяснять сюжет, замысел и содержание произведения;

•  проводить коллективные и индивидуальные исследования по истории культуры и произведениям искусства (история создания, факты из жизни автора, особенности города, промысла и др.);

•  использовать ИКТ в творческо-поисковой деятельности.

        Оценивать деятельность учащихся на уроках изобразительного искусства необходимо индивидуально, с учётом возраста и прогресса каждого ученика, определяя освоение темы, технологию работы, овладение материалами и инструментами. При оценке необходимо найти успех, пусть незначительный, каждого школьника и отметить это перед другими учащимися. Особенно это касается оценок творческих работ детей. Когда работа коллективная, следует так организовать её, чтобы каждый мог наиболее полно проявить себя в тех видах деятельности, которые ему наиболее удаются.

Перед выполнением работы надо предупредить детей, что именно в работе будет оцениваться. Так, важно подчеркнуть, что в отличие от других общеобразовательных предметов на уроках изобразительного искусства оценивается не аккуратность, а творческая активность ученика, его желание сделать что-то своё.

Стоит поощрять тех, кто старается создать свой оригинальный художественный образ, так как демонстрация технологии учителем даётся для примера, а не для копирования (если это не касается выполнения каких-либо технических приёмов). Также заслуживает поощрения стремление ученика самостоятельно что-либо исследовать, экспериментировать; например, получить оригинальный цвет, создать необычную форму, найти родственные образы в музыке, стихах, пластике.

Преподаватель должен акцентировать внимание учеников на добром, положительном, эмоциональном. Нужно отмечать стремление детей к коллективным видам творчества, вынося при этом суждение о работе в целом, а не о вкладе в неё каждого отдельного ученика.

     Применяются следующие формы контроля:
-   выставки, конкурсы, викторины;
-   творческие задания;
-   открытые занятия;
-   тестирование по темам;
-   творческие проекты;
-   устные опросы.

  После каждого года обучения дети участвуют в разноуровневых конкурсах и выставках. Эти мероприятия являются контрольными и служат показателем освоения детьми программы, а также сплачивают детский коллектив.

Формы  организации  образовательного  процесса.  Эффективнее учебная деятельность учащихся на занятиях, построенных на сочетании фронтальных, групповых и индивидуальных форм обучения.  Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных,  классических, современных)

             На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. С целью формирования опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания. Очень важно, чтобы коллективное художественное  творчество учащихся нашло применение в оформлении школьных интерьеров. Выполненные на уроках художественные работы учащиеся могут использовать как подарки для родных и друзей. Приветствуется любое общественное приложение результатов художественной деятельности школьников.

Календарно-тематическое планирование

   

 урока

Тема урока

Тип

урока

Элементы содержания

Характеристика деятельности учащихся

Использование       ИКТ

Дата

Дата при корректировке

1

Кто такой

художник?

Освоение

техники

работы кистью

и красками.

Урок «открытия нового знания»

Восприятие

произведений

искусства. Особенности

художественного

творчества: художник и

зритель

Изучение окружающего

предметного мира и мира

природы (связь

изобразительного

искусства с природой).

Изучать окружающий предметный мир

и мир природы, наблюдать за

природными явлениями.

Различать характер и эмоциональные

состояния в природе и искусстве,

возникающие в результате восприятия

художественного образа (связь

изобразительного искусства с природой).

Создавать цветовые композиции на передачу характера светоносных стихий

в природе (грозы, огня, дождя, северного

сияния, радуги, цветущего луга).

Овладевать приёмами работы красками и кистью

ЭОР «Школа маленьких художников»

2

Чем и как

рисовали

люди.

Урок отработки умений и рефлексии

Восприятие

произведений

искусства. Образная

сущность искусства.

Опыт художественно-

Творческой деятельности. Формирование представлений о

происхождении искусства.

Представлять, откуда и когда появилось искусство. Изучать природные объекты

(камни, листья, ракушки, кору деревьев и др.).

Использовать в работе тонированную бумагу; работать, подражая неведомому художнику.

Выбирать материал и инструменты для изображения.

Презентация учителя

3

Знакомство с

палитрой.

Создание

своих цветов и

оттенков.

Урок общеметодологической направленности

Азбука

искусства. Цвет.

Развивать способность наблюдать и замечать разнообразие цвета и формы

в природе. Передавать в цвете своё настроение,

впечатление от увиденного в природе, в окружающей действительности.

Изображать по памяти и

представлению.

4

Взаимосвязь

изобразительного искусства

с природой,

жизнью и

другими

видами

искусств.

Урок общеметодологической направленности

О чем

говорит искусство?

Искусство дарит людям красоту.

Иметь представления об

изобразительном искусстве, о связи искусства с действительностью;

высказывать свои представления

и объяснять их.

5

Художник-

живописец.

Первые

представления

о композиции

Урок «открытия нового знания»

Виды

художественной

деятельности: рисунок,

живопись.

Азбука искусства.

Композиция.

Воспринимать и эмоционально

оценивать образную характеристику

произведений художника.

Различать средства художественной

выразительности. Высказывать своё эстетическое отношение к работе.

Наблюдать, воспринимать и

эмоционально оценивать картину.

Выражать своё отношение и объяснять роль и значение искусства в жизни.

Участвовать в беседах о красоте

пейзажа в природе и искусстве; об

отображении времён года в пейзажной живописи, в музыке и поэзии

Презентация учителя

6

Художник-

график.

Знакомство

с разными

художественными материалами

(гуашью,

пастелью,

тушью,

карандашом).

Урок отработки умений и рефлексии

Рисунок. Линия – основа

языка рисунка.

Многообразие линий.

Азбука искусства.

Форма.

Развитие представлений

об основных

направлениях:

вертикально,

горизонтально, наклонно.

Передача в рисунке

своих наблюдений

Передавать с помощью линии и цвета нужный объект.

Представлять и передавать в рисунке направления: вертикально,

горизонтально, наклонно.

Размещать на рисунке предметы в разных положениях. Работать по наблюдению (выполнять упражнения на

проведение различных линий

графическими материалами).

7

Фломастеры.

Придумываем,

сочиняем,

творим

Урок общеметодологической направленности

Форма.

Развитие интереса

и внимания к цвету

в живописи, звукам

в музыке, словам в

стихах, ритму,

интонации.

Импровизировать на темы контраста и нюанса (сближенные цветовые

отношения). Сравнивать контраст и нюанс в музыке и танце, слове;

повседневные звуки с музыкальными

(нахождение различий и сходства).

ЭОР «Школа маленьких художников»

8

Идем в музей.

Художник –

скульптор.

Скульптура в

музее и вокруг

нас.

Урок общеметодологической направленности

Скульптура. Объем -

основа языка

скульптуры.

Элементарные приемы

работы пластическими

скульптурными

материалами для

создания выразительного

образа.

Красота человека и

животных, выраженная

средствами скульптуры.

Участвовать в обсуждениях на темы: «Какие бывают художники: живописцы, скульпторы, графики».

Проводить коллективные исследования

о творчестве художников.

Представлять особенности работы скульптура, архитектора, игрушечника, дизайнера.

Называть и объяснять понятия: форма, силуэт, пропорции, динамика в скульптуре.

Воспринимать и оценивать скульптуру

ЭОР «Школа маленьких художников»

9

Лепка рельефа

на свободную

тему.

Урок отработки умений и рефлексии

Объем- основа языка

скульптуры.

Выразительность

объемных композиций

Формирование

представлений о рельефе.

Лепка рельефа: развитие

понятий «ближе —

ниже», «дальше —

выше». Загораживание

предметов в рисунке с

сохранением их

взаимного расположения:

рядом, над, под.

Изображать предметы в рельефном

пространстве: ближе — ниже, дальше — выше.

Передавать простейшую плановость пространства и динамику (лепка в рельефе с помощью стеки).

10

Времена года.

Теплые и

Холодные цвета

Урок общеметодологической направленности

Живопись. Образы природы в живописи.

Теплые и холодные

цвета.

Наблюдать природные явления,

особенности объектов природы,

настроения в природе. Уметь замечать и передавать в рисунке разнообразие

цвета, форм и настроений в природе

ЭОР «Школа маленьких художников»

11

Времена года.

Основные и

составные

цвета. Понятие

оттенка.

Урок «открытия нового знания»

Живопись. Основные и

составные цвета.

Азбука искусства.

Композиция. Цвет.

Получать сложные цвета путём

смешения двух красок (жёлтый-красный,

синий-жёлтый, красный-синий);

составлять оттенки цвета, используя белую и чёрную краски.

Передавать с помощью цвета

настроение, впечатление в работе, создавать художественный образ.

ЭОР «Школа маленьких художников»

12

Освоение

техники

бумажной

пластики.

Аппликация

Урок отработки умений и рефлексии

Овладение

элементарными

навыками

бумагопластики

Стилизация природных

форм как приём их

перевода в декоративные.

Уметь наблюдать и замечать

изменения в природе и окружающей жизни.

Вносить свои изменения в декоративную

форму. Работать с готовыми формами.

Создавать коллективные работы.

13

Мастерская

художника

Урок общеметодологической направленности

Художник и зритель.

Представления о роли

изобразительных

искусств в повседневной

жизни человека

Наблюдать за работой художника (в мастерской, используя фильм, описание в книге). Коллективные рассуждения о художниках и их работе.

Участвовать в обсуждениях на темы: «Какие бывают художники: живописцы, скульпторы, графики», «Что и как

изображает художник-живописец

ЭОР «Школа маленьких художников»

14

Художник-

архитектор.

Конструирование замкнутого

пространства

Урок отработки умений и рефлексии

Образы архитектуры и

декоративно-

прикладного искусства

Проектирование

окружающей среды.

Макеты, этюды,

Работать с крупными формами.

Конструировать замкнутое

пространство, используя большие

готовые формы (коробки, упаковки, геометрические фигуры, изготовленные

старшеклассниками или родителями).

Конструировать из бумаги и создавать народные игрушки из ниток и ткани.

Создавать глубинно пространственную

композицию, в том числе по мотивам литературных произведений.

15

Идем в музей

Урок общеметодологической направленности

Ведущие

художественные музеи

России. Восприятие и

эмоциональная оценка

шедевров русского и

мирового искусства.

-

Понимать и объяснять роль и значение музея в жизни людей.

Комментировать видеофильмы, книги по искусству. Выполнять зарисовки по впечатлению от экскурсий, создавать композиции по мотивам увиденного.

ЭОР «Школа маленьких художников»

16

Художник-

прикладник

Урок «открытия нового знания»

Истоки декоративно-

прикладного искусства и

его роль в жизни

человека

Иметь представление о стилизации: перевод природных форм в декоративные.

Создавать несложный орнамент из элементов, подсмотренных в природе цветы, листья, трава, насекомые, например жуки, и др.)

Уметь работать с палитрой и

гуашевыми красками.

Понимать взаимодействие цвета и

формы в декоративном искусстве; цвета и настроения.

Создавать подарки своими руками. Уметь видеть и передавать необычное.

ЭОР «Школа маленьких художников»

17

Делаем

игрушки сами.

Урок общеметодологической направленности

Формирование

представлений о

соразмерности

изображаемых объектов.

Передавать в объёме характерные

формы игрушек по мотивам народных промыслов.

Передавать в декоративной объёмной форме характерные движения животного.

Проявлять интерес к окружающему предметному миру и разнообразию форм

в образах народного искусства.

Представлять соразмерность форм в объёме

Представлять и создавать несложные декоративные объёмные композиции из

цветного пластилина с использованием готовых форм.

Создавать коллективные композиции.

18

Кляксография. Освоение

техники

работы «от

пятна».

Урок «открытия нового знания»

Освоение

техники работы кистью и

палочкой, «кляксографии».

Освоение техник работы

«от пятна» и «по сырому».

Импровизация.

Уметь импровизировать в цвете, линии, объёме на основе восприятия музыки,

поэтического слова, художественного движения.

ЭОР «Школа маленьких художников»

19

Какие бывают

картины?

Пейзаж

Урок общеметодологической направленности

представлений о рельефе.

Развитие понятий

«ближе — ниже»,

«дальше — выше».

Загораживание

предметов в рисунке

Изображать предметы в рельефном пространстве: ближе — ниже, дальше — выше.

Передавать простейшую плановость пространства и динамику.

Презентация учителя

20

Какие бывают

картины:

портрет

Урок общеметодологической направленности

Жанр портрета. Человек

и человеческие

взаимоотношения.

Композиция и порядок

изображения портера.

Пропорция лица

Передавать характерные черты

внешнего облика человека.

Использовать пропорциональные

соотношения лица.

Изображать портреты, передавать свое отношение к персонажу

Презентация учителя

21

Какие бывают

картины:

сюжет.

Урок общеметодологической направленности

Передача сюжета в

работе. Развитие умения

выстраивать свой сюжет.

Соотношение земли,

неба; выделение главного

предмета в композиции.

Создание картин

предметами, деревьями, явлениями природы, настроением в природе и конструктивными особенностями природных объектов. Уметь замечать и

передавать в рисунке разнообразие цвета, форм и настроений в природе и

окружающей действительности (формы вещей, звуки и запахи в природе, движения людей, животных, птиц).

Презентация учителя

22

Какие бывают

картины:

натюрморт.

Урок общеметодологической направленности

Жанр натюрморта Композиция

Творческая деятельность

по оформлению

помещения (интерьера)

Наблюдать за окружающими

предметами, деревьями, явлениями природы, настроением в природе и конструктивными особенностями природных объектов. Уметь замечать и

передавать в рисунке разнообразие цвета, форм, настроений в природе и

окружающей действительности

Презентация учителя

23

Идем в музей.

Жанры

изобразительного искусства

Урок общеметодологической направленности

Жанры

изобразительного искусства

Отличать материалы и инструменты

 художников — живописца, графика, прикладника, архитектора, скульптора.

Понимать, каким образом художник изображает предметы и события Различать жанры изобразительного искусства и уметь их группировать,

представить и объяснить.

Воспринимать и эмоционально

оценивать образную характеристику произведений художника. Различать средства художественной выразительности.

Высказывать своё эстетическое

отношение к работе. Наблюдать,

воспринимать и эмоционально

оценивать картину, рисунок, скульптуру, декоративные украшения изделий

прикладного искусства. Выражать своё отношение и объяснять роль и значение искусства в жизни. Участвовать в беседах о красоте пейзажа в природе и искусстве;

ЭОР «Школа маленьких художников»

24

Иллюстрация:

рисунок в

книге.

Урок отработки умений и рефлексии

Иллюстрация:

рисунок в

книге.

Использовать материал литературных

образов в лепке (герои сказок,

декоративные мотивы).

Создавать из работ коллективные

композиции

25

Природа-

великий

художник

Урок общеметодологической направленности

Красота и

разнообразие природы,

человека, зданий,

предметов, выраженные

средствами рисунка

Уметь наблюдать и замечать

изменения в природе и окружающей жизни.

Передавать в рисунке форму, цвет

предметов и явлений, наблюдаемых в природе

ЭОР «Школа маленьких художников»

26

Времена года

Урок общеметодологической направленности

Цвет.

Импровизация.

Выполнение цветовых

этюдов на передачу

характера и особенностей

звуков.  Передача

в цвете настроения,

вызванного восприятием

картины, сказки, музыки

.Выполнение

быстрых графических

работ по впечатлению,

памяти.

Передавать контрастные и нюансные цветовые отношения в небольших композициях в технике отрывной аппликации, с помощью гуаши или акварели.

Привносить свой предмет в создаваемое пространство, не нарушая его целостности

27

Акварель

Урок общеметодологической направленности

Освоение техники

работы «по сырому»

Понимать связь между звуками в

музыкальном произведении, словами в поэзии и в прозе.

Различать звуки природы (пение птиц, шум ветра и деревьев, стук дождя, гул падающей воды, жужжание насекомых и др.) и окружающего мира (шум на

улице, звуки машин, голоса людей в доме, в школе, в лесу).

Работать графическими материалами: акварель, пастель

Презентация учителя

28

Сказка с

помощью

линии

Урок «открытия нового знания»

Перевод реального

изображения

в декоративное.

Создавать свободные композиции по представлению с помощью

разнообразных линий. Развивать

представление о различии цвета в

искусстве и окружающем предметном мире. Уметь работать графическими

материалами: карандашом, фломастером

29

Рисование

животных из

клякс

Урок общеметодологической направленности

Освоение

техники работы кистью и

палочкой,

«кляксографии».

Освоение техник работы

«от пятна» и «по

сырому». Превращение

кляксы в животное

Работа на плоскости

Уметь импровизировать в цвете, линии, объёме на основе восприятия музыки,

поэтического слова, художественного движения.

ЭОР «Школа маленьких художников»

30

Лепим

животных

Урок общеметодологической направленности

Объем –

основа языка

скульптуры.

Вычленять в окружающем пространстве художественно-организованные

объёмные объекты.

Улавливать и передавать в слове свои впечатления, полученные от восприятия скульптурных форм

31

Изготовление

птиц из бумаги

на основе

наблюдения.

Урок отработки умений и рефлексии

Конструирование

замкнутого пространства.

Передача движения.

Фотографирование

человека или животного

в движении.

Проектирование

окружающей среды.

Макеты, этюды,

конструкции из бумаги.

Конструировать из бумаги и создавать народные игрушки из ниток и ткани. Создавать глубинно-пространственную

композицию, в том числе по мотивам литературных произведений. Использовать в работе готовые объёмные формы, цветную бумагу, гуашь.

Украшать изделие аппликацией или росписью

32

Разноцветный мир природы

Урок отработки умений и рефлексии

Контраст и нюанс в цвете

и форме, в словах, звуках

музыки, настроении.

Контраст и нюанс в

разных видах искусства.

Передавать контрастные и нюансные цветовые отношения в небольших композициях в техники отрывной

аппликации, с помощью гуаши или акварели. Привносить свой предмет в создаваемое пространство, не нарушая

его целостности.

ЭОР «Школа маленьких художников»

33

Идем в музей.

Времена года

Урок общеметодологической направленности

Знакомство с

крупнейшими музеями

России. Государственная

Третьяковская галерея.

Государственный

Эрмитаж. Формирование

понятия музей.

Экспозиция.

Понимать и объяснять роль и значение музея в жизни людей.

Комментировать видеофильмы, книги по искусству.

Выполнять зарисовки

по впечатлению от экскурсий, создавать композиции по мотивам увиденного

Иметь представления об

изобразительном искусстве, о связи искусства с действительностью;

высказывать свои представления

ЭОР «Школа маленьких художников»

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса по предмету «Изобразительное искусство»:

 - экран, мультимедийная установка, компьютер;

  - комплект наглядных пособий для демонстрации на уроке, в том числе диски с репродукциями картин художников из крупнейших музеев мира, видеофильмами, музыкальными произведениями, предусмотренными школьной программой.

1. Основные учебные издания:

•  Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство : 1 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. — М. : ВентанаТраф, 2011;

2. Дидактические пособия:

•  Савенкова Л,Г., Ермолинская Е.А., Богданова Н.Н изобразительное искусство : 1 класс : рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. — М. : Вентана- Граф, 2012;

3.  Методические материалы для учителя:

•  Савенкова Л.Г., Ермолинская Е.А. Изобразителын кусство : 1-4 классы : методическое пособие для учителя  М. : ВентанаТраф, 2010;

•  Ермолинская Е.А. Изобразительное искусство : 1 органайзер для учителя : методические разработки. ВентанаТраф,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...

Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"

Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".

Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...

Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова

Рабочая программа  содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.

Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...