Рабочая программа по ИЗО В. Кузин Фгос
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 2 класс) по теме

В программе представлено тематическое планирование с указанием видов деятельности для детей на уроке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Учебный предмет «Изобразительное искусство» вносит важные аспекты в развитие личности школьника и закладывает основы творчества и художественного мышления. Изобразительное искусство  способствует духовно-нравственному развитию, патриотическому и эстетическому восприятию мира, воспитанию художественного вкуса, интереса и потребности в общении с искусством, с прекрасным в жизни и в творчестве.

Программа по изобразительному искусству  построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент делается на рисование с натуры, по памяти и представлению. Содержание программы полностью соответствует авторской программе Кузина В.С. «Изобразительное искусство».

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.

Цели начального общего образования по «Изобразительному искусству»:

 Развитие личности учащихся средствами искусства;

Получение эмоционально-ценностного опыта восприятия произведений искусства и опыта художественно-творческой деятельности.

Задачи курса:

• воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;

• развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;

• освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;

• овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

• совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;

• развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

• формирование навыков работы с различными художественными материалами.

В основу программы положены:

Тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей. Их возрастные особенности;

Единство воспитания и образования, обучение и творческой деятельности учащихся, сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;

Познавательно-эстетическая сущность изобразительного искусства, выраженная в разделах «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас», которые содержат лучшие образцы живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства;

Яркая выраженность познавательно-эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается, прежде всего, введением самостоятельного раздела «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас» за счет тщательного отбора и систематизации картин, отвечающих принципу доступности;

Система учебно-творческих заданий на основе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством как важным средством нравственного, трудового и эстетического воспитания;

Систем межпредметных связей (литературное чтений, русский язык, музыка, окружающий мир, технология), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;

Соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;

Развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т.д.

 Место предмета в учебном плане

В федеральном базисном учебном плане на изучение изобразительного искусства в каждом классе начальной школы отводится по 1 ч в неделю, всего 132 ч.  

 Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребёнка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.

Доминирующее  значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребёнка к миру, его духовно-нравственное воспитание.

Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.

Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребёнка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.

Содержание программы

2 класс  (31 ч)

Рисование с натуры (рисунок, живопись)

Рисование с натуры, по памяти и по представлению несложных по строению и простых по очертаниям предметов. Выполнение в цвете набросков с натуры (игрушек, птиц, цветов) с передачей общего цвета натуры. Развитие умения выражать первые впечатления от действительности, отражать результаты непосредственных наблюдений и эмоций в рисунках, передавать пропорции, очертания, общее пространственное расположение, цвета изображаемых предметов. Развитие способности чувствовать красоту цвета, передавать свое отношение к изображаемым объектам средствами цвета.

Примерные задания

Рисование с натуры, а также по памяти и по представлению (включая и наброски):

а) бабочек;

б) простых по форме листьев деревьев и кустарников (вишня, рябина, сирень); цветов (незабудка, ландыш, фиалка и т. д.);

в) книги, дорожного знака, детского воздушного шара, мяча, овощей (морковь, огурец), фруктов (лимон, мандарин, слива, груша);

г) игрушек на елку (шары, зайчики, хлопушки, гирлянды);

д) игрушечных машин (легковые автомашины, троллейбус, автобус, трактор и т. п.).

Выполнение графических и живописных упражнений.

Рисование на темы

Ознакомление с особенностями рисования тематической композиции. Общее понятие об иллюстрациях. Иллюстрирование сказок. Правильное размещение изображения на плоскости листа бумаги. Передача смысловой связи между объектами композиции. Элементарное изображение в тематическом рисунке пространства, пропорций и основного цвета изображаемых объектов.

Эмоционально - эстетическое отношение к изображаемым явлениям, событиям, поступкам персонажей в детских рисунках. Развитие зрительных представлений, образного мышления, воображения, фантазии.

Примерные задания:

а) рисунки на темы: «Осень», «Любимая сказка», «Зимние развлечения с друзьями», «Мои друзья», «Весна наступает», «С чего начинается Родина», «На морском берегу», «Веселые клоуны», «Старинная башня», «Поле маков», «Праздничная улица»;

б) иллюстрирование русских народных сказок «Гуси-лебеди», «Репка», «Маша и медведь»; стихотворений «Вот север, тучи нагоняя...» А. Пушкина, «Ласточки» А. Плещеева, «Береза» С. Есенина, «Радуга-дуга» С. Маршака, «Елка» Е. Благининой; рассказов Е. Чарушина, «Цветы и ягоды» И. Надеждиной, «На лесной поляне зимой» Г. Скребицкого, «Снежинки» (по М. Ильину и Е. Сегал).

Декоративная работа

Знакомство с видами народного декоративно - прикладного искусства: художественной росписью по дереву (Полхов - Майдан и Городец) и по фарфору (Гжель), русской народной вышивкой. Ознакомление с русской глиняной игрушкой.

Для развития детского творчества в эскизах для украшения предметов применяются узоры в полосе, квадрате, прямоугольнике, элементы декоративно - сюжетной композиции. Формирование простейших умений применять в декоративной работе линию симметрии, ритм, элементарные приемы кистевой росписи.

Примерные задания:

а) выполнение простых узоров в полосе, прямоугольнике для украшения несложных предметов на основе декоративного изображения ягод, листьев;

б) выполнение орнаментальной полосы «Мои любимые животные» для украшения классного уголка;

в) выполнение коллективной работы - фриза «Здравствуй, весна!» - на основе декоративного изображения цветов, птиц для украшения школы;

г) выполнение эскиза украшения для коврика из декоративно переработанных бабочек, цветов, листьев для подарка маме, родным;

д) раскрашивание изделий, выполненных на уроках технологии.

Лепка

Лепка листьев деревьев, фруктов, овощей, предметов быта, животных с натуры (чучела, игрушечные животные), по памяти и по представлению. Лепка простейших тематических композиций.

Примерные задания:        

а) лепка листьев деревьев, фруктов, овощей (по выбору) с натуры, по памяти или по представлению;

б) лепка птиц и зверей (по выбору) с натуры (чучела, игрушечные животные), по памяти или по представлению;

в) лепка тематической композиции на темы: «Лыжник с лыжами в руках», «Летчик в комбинезоне»;

г) лепка изделий несложной формы по мотивам народных игрушек.

Аппликация

Рисование узоров геометрических и растительных форм (листьев деревьев, цветов и т. п.) и вырезание из цветной бумаги силуэтов игрушек (зайца, кошки, собаки, медведя, слона).

Использование в узоре аппликации трех основных цветов.

Примерные задания:

а) рисование и вырезание из цветной бумаги простых геометрических и растительных форм, составление из них декоративных композиций и наклеивание на цветной лист картона или бумаги;

б) составление сюжетной аппликации на темы «Праздничный салют», «Моя любимая игрушка».

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас

Основные темы бесед:

прекрасное вокруг нас (натюрморты художника И. Машкова и других художников);

родная природа в творчестве русских художников (жизнь природы в творчестве художника - пейзажиста Н. Ромадина, звуки дождя в живописи);

городские и сельские пейзажи;

художественно - выразительные средства живописи и графики - цвет, мазок, линия, пятно, цветовой и световой контрасты;

композиция в изобразительном искусстве;

художники - сказочники (В. Васнецов, И. Билибин);

художники - анималисты (творчество В. Ватагина, животные на картинах и рисунках В. Серова и других художников);

выдающиеся русские художники второй половины XIX в.: И.Репин, В.Суриков, И.Шишкин, И. Левитан;

главные художественные музеи России;

русское народное творчество в декоративно-прикладном искусстве (Жостово, Гжель, Полхов-Майдан, филимоновские глиняные свистульки, богородская деревянная игрушка, архангельские и тульские печатные пряники, русская народная вышивка).

Материально – техническое обеспечение образовательного процесса

1.Печатные пособия:

Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. 2 кл.: учебник с электронным приложением. – М.: Дрофа, 2011.

 «Третьяковская галерея» - набор репродукций картин.

2. Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор,  принтер, интерактивная доска, сканер.

3.Учебно-практическое оборудование: наборы цветной бумаги для аппликации, картон,  пластилин,  инструменты: ножницы (школьные),  простые и цветные карандаши, кисти для клея и для красок, дощечка для лепки.

Тематическое планирование

№ п/п

Дата

Тема урока

Деятельность учащихся

План

Факт

Мы рисуем осень (9 ч.)

1.

7.09

Рисование на тему: «Мое лето»

Рассматривать портреты, созданные И. Репиным, рассказывать о сочетании красок, сравнивать композиции. Правильно работать с красками.

Компоновать сюжетный рисунок на тему.

2.

14.09

Рисование с натуры различных форм растительного мира: «И снова осень к нам пришла»

Анализировать форму, расположение, цветовую окраску натуры и свой рисунок. Рисовать карандашом осенние цветы (астры, георгины, гладиолусы)

3

21.09

Рисование с натуры: «Осень – пора грибная»

Анализировать форму, цветовую окраску натуры и свой рисунок. Использовать ось симметрии.

4.

28.09

Рисование с натуры: «Сыплются с дерева листья поблёкшие»

Анализировать форму, цветовую окраску, расположение натуры и свой рисунок.

5.

5.10

Рисование на тему: «Осень. Музыка дождя»

Рассматривать пейзажи русских художников.. Компоновать сюжетный рисунок на тему.

6.

12.10

Художественное конструирование и дизайн. Лепка: «Красота обычных вещей. Цилиндр»

С помощью пластилина превратить жестяную банку или пластиковую бутылку в вазу для цветов. Определить форму вазы, украсить её согласно своему замыслу.

7.

19.10

Лепка: «Осенние подарки природы»

Рассматривать картины И. Машкова. Рассказывать о том, что такое натюрморт. Определять форму, размер слепленных овощей, выкладывать из них натюрморт.

8.

26.10

Рисование с натуры: «Осенний натюрморт»

Рассматривать фрагменты натюрмортов, определять расположение мазков на предметах, определять предметы первого, второго планов.

9.

9.11

Декоративное рисование: «Мы рисуем сказочную птицу»

Сочинить из основных элементов полхов-майданской росписи сказочную веточку. Соблюдать последовательность выполнения росписи.

Мы рисуем сказку (7 ч.)

10

16.11

Декоративная лепка: «Веселые узоры»

Слепить и расписать игрушку по мотивам филимоновскихх свистулек.

11.

23.11

Рисование по памяти: «Сказка про осень»

Рассматривать картины Ф. Васильева, называть контрастные цвета, использованные художником. Описывать цветовую гамму осенних деревьев, трав, неба. Выбирать художественный материал согласно своему замыслу для написания осеннего пейзажа.

12.

30.11

Рисование по памяти: «Мы готовимся к рисованию сказки»

Выполнять простым карандашом наброски уточки и лисицы.

13.

7.12

Иллюстрирование: «Мы рисуем сказку»

Выполнить иллюстрацию к одному из эпизодов сказки Д. Мамина – Сибиряка «Серая Шейка».

14.

14.12

Декоративная работа: «Мы рисуем сказочную птицу»

Создать сказочную птицу. Использовать пары цветовых контрастов.

15.

21.12

Лепка: «Архангельский рождественский пряник»

Анализировать цвета, украшения пряников. Вылепить и украсить пряник по плану.

16

28.12

Художественное конструирование и дизайн: «Готовимся к встрече сказки – празднику Нового года»

Выполнить несколько эскизов масок.

Мои друзья (9 ч.)

17.

18.01

Рисование на тему: «Зимние развлечения с друзьями»

Рассматривать фрагменты картины К. Сомова «Зима. Каток». Опираясь на одну из композиционных схем, написать зимний пейзаж.

18.

25.01

Лепка по представлению: «Богородская игрушка»

Слепить по своему замыслу фигурку животного из любой сказки. Передать пластику животного.

19.

1.02

Рисование по памяти: «Наши друзья – животные»

Нарисовать медвежат при помощи пятна и штриха.

20.

8.02

Рисование: «Любимые сказки моих друзей»

Рисовать тушью силуэт.

21.

15.02

Художественное конструирование и дизайн. Красота обычных вещей. Куб. Параллелепипед.

Придумать игрушки из кубов, параллелепипедов, добавить детали, создать художественный образ.

22.

22.02

Рисование на тему: «Защитники земли русской»

Рассматривать и анализировать картины В. Васнецова». Нарисовать портрет богатыря.

23.

1.03

Художественное конструирование и дизайн. Конус.

Придумать игрушки из конусов, добавить детали, создать художественный образ.

24.

15.03

Рисование на тему: «Моя семья  - забота и любовь»

Рассматривать и анализировать картины З. Серебряковой.

25.

22.03

Рисование по памяти: «Мои друзья – мои птицы»

Выполнить простым карандашом наброски птиц. Сравнивать форму туловища, головы, размер, цвет.

С чего начинается Родина…(6 ч)

26.

5.04

Беседы об искусстве: «Главные художественные музеи страны»

Читать и рассказывать о Русском музее, Третьяковской галерее, Эрмитаже, Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина.

27.

12.04

Рисование на тему: «Весенний солнечный день»

Продумать композицию пейзажа с храмом. Выполнить эскиз.

28.

19.04

Рисование с натуры: «Мы готовимся к рисованию сказки»

Выполнить наброски гусей, лебедей, использовать художественно-выразительные средства: композицию, форму, линии.

29.

26.04

Иллюстрирование: «Мы рисуем русскую народную сказку»

Анализировать картины Васнецова. Выбрать понравившийся эпизод из сказки. Продумать и выполнить эскизы, композицию, работу в цвете.

30.

17.05.

Рисование с натуры: «Красота окружающего мира. Насекомые»

Рассматривать насекомых, сравнивать их величину, форму, окраску. Нарисовать понравившегося насекомого.

31.

24.05

Рисование с натуры: «Цветы нашей Родины»

Продумать композицию»Мои любимые цветы», сделать набросок, продумать цветовую гамму, выполнить в цвете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку по ФГОС для 2 класса по программе "Начальная школа 21 века"

Рабоая программа для национальных школ  где рус. яз 3 часа в неделю...

рабочая программа по ИЗО по Кузину В.С.

Пояснительная записка и тематическое планирование по курсу изобразительное искусство по программе В.С.Кузина 4 класс...

Рабочая программа ИЗО В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина

Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 2  класса общеобразовательной четырёхлетней начальной школы изобразительному искусству. Программа имеет гриф «Рекомендовано Министерством обр...

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 1 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии для 1 класса по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 4 класс. Создана в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 4 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...