Рабочая программа по ИЗО В. Кузин Фгос
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 2 класс) по теме
В программе представлено тематическое планирование с указанием видов деятельности для детей на уроке.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Учебный предмет «Изобразительное искусство» вносит важные аспекты в развитие личности школьника и закладывает основы творчества и художественного мышления. Изобразительное искусство способствует духовно-нравственному развитию, патриотическому и эстетическому восприятию мира, воспитанию художественного вкуса, интереса и потребности в общении с искусством, с прекрасным в жизни и в творчестве.
Программа по изобразительному искусству построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент делается на рисование с натуры, по памяти и представлению. Содержание программы полностью соответствует авторской программе Кузина В.С. «Изобразительное искусство».
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Цели начального общего образования по «Изобразительному искусству»:
Развитие личности учащихся средствами искусства;
Получение эмоционально-ценностного опыта восприятия произведений искусства и опыта художественно-творческой деятельности.
Задачи курса:
• воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
• развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
• освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;
• овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
• совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
• развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
• формирование навыков работы с различными художественными материалами.
В основу программы положены:
Тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей. Их возрастные особенности;
Единство воспитания и образования, обучение и творческой деятельности учащихся, сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;
Познавательно-эстетическая сущность изобразительного искусства, выраженная в разделах «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас», которые содержат лучшие образцы живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства;
Яркая выраженность познавательно-эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается, прежде всего, введением самостоятельного раздела «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас» за счет тщательного отбора и систематизации картин, отвечающих принципу доступности;
Система учебно-творческих заданий на основе ознакомления с народным декоративно-прикладным искусством как важным средством нравственного, трудового и эстетического воспитания;
Систем межпредметных связей (литературное чтений, русский язык, музыка, окружающий мир, технология), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;
Соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;
Развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы и т.д.
Место предмета в учебном плане
В федеральном базисном учебном плане на изучение изобразительного искусства в каждом классе начальной школы отводится по 1 ч в неделю, всего 132 ч.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребёнка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.
Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребёнка к миру, его духовно-нравственное воспитание.
Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребёнка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.
Содержание программы
2 класс (31 ч)
Рисование с натуры (рисунок, живопись)
Рисование с натуры, по памяти и по представлению несложных по строению и простых по очертаниям предметов. Выполнение в цвете набросков с натуры (игрушек, птиц, цветов) с передачей общего цвета натуры. Развитие умения выражать первые впечатления от действительности, отражать результаты непосредственных наблюдений и эмоций в рисунках, передавать пропорции, очертания, общее пространственное расположение, цвета изображаемых предметов. Развитие способности чувствовать красоту цвета, передавать свое отношение к изображаемым объектам средствами цвета.
Примерные задания
Рисование с натуры, а также по памяти и по представлению (включая и наброски):
а) бабочек;
б) простых по форме листьев деревьев и кустарников (вишня, рябина, сирень); цветов (незабудка, ландыш, фиалка и т. д.);
в) книги, дорожного знака, детского воздушного шара, мяча, овощей (морковь, огурец), фруктов (лимон, мандарин, слива, груша);
г) игрушек на елку (шары, зайчики, хлопушки, гирлянды);
д) игрушечных машин (легковые автомашины, троллейбус, автобус, трактор и т. п.).
Выполнение графических и живописных упражнений.
Рисование на темы
Ознакомление с особенностями рисования тематической композиции. Общее понятие об иллюстрациях. Иллюстрирование сказок. Правильное размещение изображения на плоскости листа бумаги. Передача смысловой связи между объектами композиции. Элементарное изображение в тематическом рисунке пространства, пропорций и основного цвета изображаемых объектов.
Эмоционально - эстетическое отношение к изображаемым явлениям, событиям, поступкам персонажей в детских рисунках. Развитие зрительных представлений, образного мышления, воображения, фантазии.
Примерные задания:
а) рисунки на темы: «Осень», «Любимая сказка», «Зимние развлечения с друзьями», «Мои друзья», «Весна наступает», «С чего начинается Родина», «На морском берегу», «Веселые клоуны», «Старинная башня», «Поле маков», «Праздничная улица»;
б) иллюстрирование русских народных сказок «Гуси-лебеди», «Репка», «Маша и медведь»; стихотворений «Вот север, тучи нагоняя...» А. Пушкина, «Ласточки» А. Плещеева, «Береза» С. Есенина, «Радуга-дуга» С. Маршака, «Елка» Е. Благининой; рассказов Е. Чарушина, «Цветы и ягоды» И. Надеждиной, «На лесной поляне зимой» Г. Скребицкого, «Снежинки» (по М. Ильину и Е. Сегал).
Декоративная работа
Знакомство с видами народного декоративно - прикладного искусства: художественной росписью по дереву (Полхов - Майдан и Городец) и по фарфору (Гжель), русской народной вышивкой. Ознакомление с русской глиняной игрушкой.
Для развития детского творчества в эскизах для украшения предметов применяются узоры в полосе, квадрате, прямоугольнике, элементы декоративно - сюжетной композиции. Формирование простейших умений применять в декоративной работе линию симметрии, ритм, элементарные приемы кистевой росписи.
Примерные задания:
а) выполнение простых узоров в полосе, прямоугольнике для украшения несложных предметов на основе декоративного изображения ягод, листьев;
б) выполнение орнаментальной полосы «Мои любимые животные» для украшения классного уголка;
в) выполнение коллективной работы - фриза «Здравствуй, весна!» - на основе декоративного изображения цветов, птиц для украшения школы;
г) выполнение эскиза украшения для коврика из декоративно переработанных бабочек, цветов, листьев для подарка маме, родным;
д) раскрашивание изделий, выполненных на уроках технологии.
Лепка
Лепка листьев деревьев, фруктов, овощей, предметов быта, животных с натуры (чучела, игрушечные животные), по памяти и по представлению. Лепка простейших тематических композиций.
Примерные задания:
а) лепка листьев деревьев, фруктов, овощей (по выбору) с натуры, по памяти или по представлению;
б) лепка птиц и зверей (по выбору) с натуры (чучела, игрушечные животные), по памяти или по представлению;
в) лепка тематической композиции на темы: «Лыжник с лыжами в руках», «Летчик в комбинезоне»;
г) лепка изделий несложной формы по мотивам народных игрушек.
Аппликация
Рисование узоров геометрических и растительных форм (листьев деревьев, цветов и т. п.) и вырезание из цветной бумаги силуэтов игрушек (зайца, кошки, собаки, медведя, слона).
Использование в узоре аппликации трех основных цветов.
Примерные задания:
а) рисование и вырезание из цветной бумаги простых геометрических и растительных форм, составление из них декоративных композиций и наклеивание на цветной лист картона или бумаги;
б) составление сюжетной аппликации на темы «Праздничный салют», «Моя любимая игрушка».
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас
Основные темы бесед:
прекрасное вокруг нас (натюрморты художника И. Машкова и других художников);
родная природа в творчестве русских художников (жизнь природы в творчестве художника - пейзажиста Н. Ромадина, звуки дождя в живописи);
городские и сельские пейзажи;
художественно - выразительные средства живописи и графики - цвет, мазок, линия, пятно, цветовой и световой контрасты;
композиция в изобразительном искусстве;
художники - сказочники (В. Васнецов, И. Билибин);
художники - анималисты (творчество В. Ватагина, животные на картинах и рисунках В. Серова и других художников);
выдающиеся русские художники второй половины XIX в.: И.Репин, В.Суриков, И.Шишкин, И. Левитан;
главные художественные музеи России;
русское народное творчество в декоративно-прикладном искусстве (Жостово, Гжель, Полхов-Майдан, филимоновские глиняные свистульки, богородская деревянная игрушка, архангельские и тульские печатные пряники, русская народная вышивка).
Материально – техническое обеспечение образовательного процесса
1.Печатные пособия:
Кузин В.С., Кубышкина Э.И. Изобразительное искусство. 2 кл.: учебник с электронным приложением. – М.: Дрофа, 2011.
«Третьяковская галерея» - набор репродукций картин.
2. Технические средства обучения: компьютер, мультимедийный проектор, принтер, интерактивная доска, сканер.
3.Учебно-практическое оборудование: наборы цветной бумаги для аппликации, картон, пластилин, инструменты: ножницы (школьные), простые и цветные карандаши, кисти для клея и для красок, дощечка для лепки.
Тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема урока | Деятельность учащихся |
План | Факт |
Мы рисуем осень (9 ч.) |
1. | 7.09 | Рисование на тему: «Мое лето» | Рассматривать портреты, созданные И. Репиным, рассказывать о сочетании красок, сравнивать композиции. Правильно работать с красками. Компоновать сюжетный рисунок на тему. |
2. | 14.09 | Рисование с натуры различных форм растительного мира: «И снова осень к нам пришла» | Анализировать форму, расположение, цветовую окраску натуры и свой рисунок. Рисовать карандашом осенние цветы (астры, георгины, гладиолусы) |
3 | 21.09 | Рисование с натуры: «Осень – пора грибная» | Анализировать форму, цветовую окраску натуры и свой рисунок. Использовать ось симметрии. |
4. | 28.09 | Рисование с натуры: «Сыплются с дерева листья поблёкшие» | Анализировать форму, цветовую окраску, расположение натуры и свой рисунок. |
5. | 5.10 | Рисование на тему: «Осень. Музыка дождя» | Рассматривать пейзажи русских художников.. Компоновать сюжетный рисунок на тему. |
6. | 12.10 | Художественное конструирование и дизайн. Лепка: «Красота обычных вещей. Цилиндр» | С помощью пластилина превратить жестяную банку или пластиковую бутылку в вазу для цветов. Определить форму вазы, украсить её согласно своему замыслу. |
7. | 19.10 | Лепка: «Осенние подарки природы» | Рассматривать картины И. Машкова. Рассказывать о том, что такое натюрморт. Определять форму, размер слепленных овощей, выкладывать из них натюрморт. |
8. | 26.10 | Рисование с натуры: «Осенний натюрморт» | Рассматривать фрагменты натюрмортов, определять расположение мазков на предметах, определять предметы первого, второго планов. |
9. | 9.11 | Декоративное рисование: «Мы рисуем сказочную птицу» | Сочинить из основных элементов полхов-майданской росписи сказочную веточку. Соблюдать последовательность выполнения росписи. |
Мы рисуем сказку (7 ч.) |
10 | 16.11 | Декоративная лепка: «Веселые узоры» | Слепить и расписать игрушку по мотивам филимоновскихх свистулек. |
11. | 23.11 | Рисование по памяти: «Сказка про осень» | Рассматривать картины Ф. Васильева, называть контрастные цвета, использованные художником. Описывать цветовую гамму осенних деревьев, трав, неба. Выбирать художественный материал согласно своему замыслу для написания осеннего пейзажа. |
12. | 30.11 | Рисование по памяти: «Мы готовимся к рисованию сказки» | Выполнять простым карандашом наброски уточки и лисицы. |
13. | 7.12 | Иллюстрирование: «Мы рисуем сказку» | Выполнить иллюстрацию к одному из эпизодов сказки Д. Мамина – Сибиряка «Серая Шейка». |
14. | 14.12 | Декоративная работа: «Мы рисуем сказочную птицу» | Создать сказочную птицу. Использовать пары цветовых контрастов. |
15. | 21.12 | Лепка: «Архангельский рождественский пряник» | Анализировать цвета, украшения пряников. Вылепить и украсить пряник по плану. |
16 | 28.12 | Художественное конструирование и дизайн: «Готовимся к встрече сказки – празднику Нового года» | Выполнить несколько эскизов масок. |
Мои друзья (9 ч.) |
17. | 18.01 | Рисование на тему: «Зимние развлечения с друзьями» | Рассматривать фрагменты картины К. Сомова «Зима. Каток». Опираясь на одну из композиционных схем, написать зимний пейзаж. |
18. | 25.01 | Лепка по представлению: «Богородская игрушка» | Слепить по своему замыслу фигурку животного из любой сказки. Передать пластику животного. |
19. | 1.02 | Рисование по памяти: «Наши друзья – животные» | Нарисовать медвежат при помощи пятна и штриха. |
20. | 8.02 | Рисование: «Любимые сказки моих друзей» | Рисовать тушью силуэт. |
21. | 15.02 | Художественное конструирование и дизайн. Красота обычных вещей. Куб. Параллелепипед. | Придумать игрушки из кубов, параллелепипедов, добавить детали, создать художественный образ. |
22. | 22.02 | Рисование на тему: «Защитники земли русской» | Рассматривать и анализировать картины В. Васнецова». Нарисовать портрет богатыря. |
23. | 1.03 | Художественное конструирование и дизайн. Конус. | Придумать игрушки из конусов, добавить детали, создать художественный образ. |
24. | 15.03 | Рисование на тему: «Моя семья - забота и любовь» | Рассматривать и анализировать картины З. Серебряковой. |
25. | 22.03 | Рисование по памяти: «Мои друзья – мои птицы» | Выполнить простым карандашом наброски птиц. Сравнивать форму туловища, головы, размер, цвет. |
С чего начинается Родина…(6 ч) |
26. | 5.04 | Беседы об искусстве: «Главные художественные музеи страны» | Читать и рассказывать о Русском музее, Третьяковской галерее, Эрмитаже, Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина. |
27. | 12.04 | Рисование на тему: «Весенний солнечный день» | Продумать композицию пейзажа с храмом. Выполнить эскиз. |
28. | 19.04 | Рисование с натуры: «Мы готовимся к рисованию сказки» | Выполнить наброски гусей, лебедей, использовать художественно-выразительные средства: композицию, форму, линии. |
29. | 26.04 | Иллюстрирование: «Мы рисуем русскую народную сказку» | Анализировать картины Васнецова. Выбрать понравившийся эпизод из сказки. Продумать и выполнить эскизы, композицию, работу в цвете. |
30. | 17.05. | Рисование с натуры: «Красота окружающего мира. Насекомые» | Рассматривать насекомых, сравнивать их величину, форму, окраску. Нарисовать понравившегося насекомого. |
31. | 24.05 | Рисование с натуры: «Цветы нашей Родины» | Продумать композицию»Мои любимые цветы», сделать набросок, продумать цветовую гамму, выполнить в цвете. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку по ФГОС для 2 класса по программе "Начальная школа 21 века"
Рабоая программа для национальных школ где рус. яз 3 часа в неделю...
рабочая программа по ИЗО по Кузину В.С.
Пояснительная записка и тематическое планирование по курсу изобразительное искусство по программе В.С.Кузина 4 класс...
Рабочая программа ИЗО В.С. Кузин, Э.И. Кубышкина
Рабочая программа предназначена для обучения учащихся 2 класса общеобразовательной четырёхлетней начальной школы изобразительному искусству. Программа имеет гриф «Рекомендовано Министерством обр...
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 1 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии для 1 класса по обновлённым ФГОС. Выполнена в конструкторе рабочих программ....
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 2 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 3 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 4 класс. Создана в конструкторе рабочих программ
Рабочая программа по технологии по обновлённым ФГОС, 4 класс. Создана в конструкторе рабочих программ...