Программа курса "Народное искусство"
календарно-тематическое планирование (изобразительное искусство, 1,2,3 класс) по теме
Программа курса расчитана на дедей 1-3 классов общеобразовательных школ. ФГОС внеурочная деятеьность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_korotaeva_on.docx | 43.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования администрации города Перми
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №84» г.Перми
Утверждаю ______________ дата и № протокола методического совета____ директор школы В.В.Никольская
Учебно-тематический план курса
«Народное искусство»
возраст детей: учащиеся 1-3 класса школы (7-10 лет)
срок реализации программы 3 года
автор программы: Коротаева Нина Анатольевна, учитель начальных классов
г.Пермь 2012
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и практическая значимость программы:
Изучение народного декоративно-прикладного искусства является ярким продолжением той работы, которую проводят дошкольные учреждения.
Программа «Народное искусство» отражает один из видов художественного творчества людей, этнического осмысления ими окружающей природы и быта русского народа.
Посредством образного отражения предметов, их оформления элементами народных промыслов, декоративно-прикладное искусство помогает детям познавать окружающий мир, видеть в нём красоту, развивать художественные способности и эстетический вкус, вызывать желание самим украшать предметы быта.
На занятиях дети увидят предметы народного искусства настоящих мастеров. Здесь закладывается фундамент огромного мира, связей между природой и искусством. Знакомство учащихся с различными материалами, их обработкой будет углубляться во всей дальнейшей работе.
Данная программа модифицированная.
Цели изучения курса «Народное искусство»:
- познакомить учащихся и сформировать представление о народных центрах коллективного творчества России, показать отличительные черты и характерные особенности каждого промысла, эволюцию их развития
- расширение кругозора;
- развитие у учащихся практических навыков рисования, лепки и т.п.
Задачи обучения, связанные с
обучением:
- познакомить школьников с видами прикладного искусства: рисписью, резьбой по дереву, вышивкой, ткачеством, лаковой миниатюрой, с предметами народного быта;
- научить приемам, которые используются народными мастерами;
- формирование общеучебных умений и навыков;
- развивать и обогащать речь учащихся, используя богатство русского народного творчества
развитием:
- памяти, внимания, наблюдательности;
- абстрактного и логического мышления;
- творческого и рационального подхода;
воспитанием
- настойчивости, собранности, организованности, аккуратности
- умения работать в минигруппе, культуры общения, ведения диалога
- бережного отношения к школьному имуществу,
- навыков здорового образа жизни.
К основным рассматриваемым понятиям можно отнести:
- описание объектов - атрибуты, структуры, классы;
- описание повеления объектов — процессы и алгоритмы;
- описание логических рассуждений – алгебра высказываний;
- создание информационной модели объектов — приемы формализации и моделирования.
Организация учебного процесса
Для проведения занятий планируется набор в группы в начале учебного года по заявлению от родителей. Вид деятельности группы – профильная, состав постоянный. Количество детей в группе 8 – 12 человек. Учащиеся 7-10 лет.
Режим занятий:
Периодичность занятий: три года, 28 учебных часов в год, 1 час в неделю.
Прогнозируемые результаты и способы их проверки:
По окончании обучения учащиеся должны демонстрировать сформированные умения и навыки работы и применять их в практической деятельности и повседневной жизни.
Результат обучения | Способ проверки |
|
|
|
|
Основными формами проверки ЗУН учащихся, самостоятельная работа, устные и письменные сообщения, устный опрос.
№ | Наименование | Общее количество учебных часов | В том числе | ||
Теоретических | Практических | ||||
Первый класс
4 часа | |||||
1.1 | Знакомство с народным художественным центром Городец. Рисование элементов цветочного узора Городца: купавки, розаны. | 1 |
| ||
1.2 | Ритм и симметрия в узоре. Составление цветочного узора для украшения спинки стульчика под руководством учителя. | 1 |
| ||
1.3 | Самостоятельное составление узора для украшения разделочной доски с элементом птицы. | 2 |
| ||
5 часов | |||||
2.1 | Беседа о деревянной резьбе: глухая и пропильная. Узор в полосе для украшения оконного наличника и ставен деревенской избы. | 1 | |||
2.2 | Рисование открытого окна. Оформление узором ставен и наличника. Закрепление знаний о глухой и пропильной резьбе. | 1 | |||
2.3 | Экскурсия в старый район города Перми (ул.Монастырская, д. 142) | 1 | |||
2.4 | Сказочный домик моего любимого героя (аппликация, фломастер, акварель). Знакомство с составными частями русской избы: срубом, кровлей, фронтом, лобовой доской, фасадом, красными окнами. | 2 | |||
7 часов | |||||
3.1 | Беседа о Дымковском народном промысле. Знакомство с элементами росписи игрушек. | 1 | |||
3.2 | Игрушка Барышня. Декоративное рисование. Знакомство с элементами народного женского костюма: сарафан, передник, кокошник. | 1 | |||
3.3 | Игрушечное стадо. Роспись фигурок оленей. Игра в ярмарку. | 1 | |||
3.4 | Рисование с натуры сказочной птицы-сувенира. | 1 | |||
3.5 | «Мы игрушки-филимоны из местечка Филимоново». Элементы росписи: Полоски и ёлочки. | 1 | |||
3.6 | Узор для ковра. | 1 | |||
3.7 | Филимоновские цветы | 1 | |||
5 часов. | |||||
4.1 | Волшебные цветы. Элементы. | 1 | |||
4.2 | «Собирай по ягодке, наберёшь кузовок». Рябиновый поднос. Рисование элементов: ягоды, листья. | 1 | |||
4.3 | Чудо-ложки в гостях у половника. Роспись – завиток. Узнаем как Иван Васильевич баклуши бил. | 1 | |||
4.4 | Хохломские игрушки. Роспись петуха. Элемент «осочка». | 1 | |||
4.5 | Народные умельцы у лесной красавицы. Элемент «древко». Роспись. | 1 | |||
4 часа. | |||||
5.1 | Знакомство с центром Полоховского Майдана. Роспись элементов: цветок, яблоко, ягодная ветвь. | 1 | |||
5.2 | Сказочная веточка с наливным яблочком. Роспись. | 1 | |||
5.3 | Ритм в узоре. Самостоятельное составление узора для тарелочки. Элементы: цветы, листья, яблоки, ягоды. | 2 | |||
3 часа | |||||
6.1 | Кунгурская керамика. Знакомство с промыслом глиняной посуды. Изучение элементов росписи. | 1 | |||
6.2 | Составление букета для кувшина или вазы. | 1 | |||
6.3 | Роспись блюда. Узор из лесных фиалок. Листья, цветы. | 1 | |||
Второй класс.
4 часа. | |||||
1.1 | Синие цветы Гжели. Элементы росписи: точки и прямые линии, бордюры. | 1 | |||
1.2 | «Через несколько недель мы увидим с папой Гжель. Говорят, что эта Гжель да за тридевять земель». Роспись петуха. | 1 | |||
1.3 | «Синеглазая» посуда – вазы, чайники, блюдца. Роспись блюда, чайника. | 2 | |||
4 часа. | |||||
2.1 | Беседа об истории русской матрёшки. Оформление матрёшки из Загорска. | 1 | 1 | ||
2.2 | В гостях у Семёновской матрёшки. Украшение народного костюма элементами хохломской росписи. | 1 | |||
2.3 | Матрёшка из Полоховского Майдана. | 1 | |||
2.4 | Матрёшка из Пермского края. Сравнение стилей и росписей знакомых матрёшек. | 1 | 1 | ||
4 часа. | |||||
3.1 | Беседа о народных промыслах Жостова и Нижнего Тагила. Сюжетная композиция – букет. Аппликация. | 1 | |||
3.2 | Знакомство и приёмами жостовской росписи: замалёвок, тенёжка, прокладка, бликовка, чертёжка, привязка. | 1 | |||
3.3 | Роспись букету кистью. Использование традиционных народных жостовских приёмов. | 1 | |||
3.4 | Красота Уральских гор сродни поносам из Тагила. Использование техники тагильских художников, составление композиции букета. | 1 | |||
4 часа. | |||||
4.1 | Народные вышивки: вятская, тверская, владимирские кресты. Узор для полотенца. | 2 | |||
4.2 | Конструирование узора для салфетки. Птица счастья. | 1 | |||
4.3 | Нижегородское творчество и творчество Прикамья. Конструирование узора для коврика кукол. | 1 | |||
4 часа. | |||||
5.1 | Беседа о мастере-умельце. Элементы хохломской росписи. Сравнение с работами Кудымкарских мастеров.. Роспись фоновая и верховая. | 1 | 1 | ||
5.2 | Узор в полосе. Ритм. Ягоды и листья. | 1 | |||
5.3 | Орнамент в круге. | 1 | |||
5.4 | Узор для вазы. Элемент «дерево». Хохломская ярмарка. | 1 | |||
4 часа. | |||||
6.1 | Пробуждение природы. Первые лучи солнца в аквариуме. | 1 | |||
6.2 | Бабочки радуются солнцу и былинкам. | 1 | |||
6.3 | Фарфор, керамика. Узор для блюда с элементами рыбок и бабочек. | 2 | |||
3 часа | |||||
7.1 | Новый год. Шрифт. Элементы: заставки, виньетки. | 1 | |||
7.2 | Восьмое марта. Шрифт. Элементы: заставки, виньетки. | 1 | |||
7.3 | Девятое мая. Шрифт. Элементы: заставки, виньетки. | 1 | |||
3 часа. | |||||
Третий класс.
4 часа. | |||||
1.1 | Рисование животных с натуры и по представлению. | 1 | |||
1.2 | Выполнение рисунков мягкой игрушки. | 1 | |||
1.3 | Беседа о мастерах пряничниках Тульской губернии. Выполнение эскиза фигурного пряника на основе декоративного обобщения форм животного мира. | 2 | 1 | 1 | |
5 часов. | |||||
2.1 | Беседа о прялке и веретене. Выполнение эскиза орнаментально-сюжетной росписи разделочной кухонной доски, прялки. | 1 | |||
2.2 | Верхне-Туринская роспись (Свердловская область). Элементы росписи. | 1 | |||
2.3 | Сказочная ветка на кухонной доске из элементов Верхне-Туринской росписи. | 1 | |||
2.4 | Композиция из сказки или былины на прялке с элементами Верхне-Туринской росписи. | 1 | |||
3 часа. | |||||
3.1 | Знакомство с народным промыслом вологодское кружево. Элементы кружев: тесьма-полотнянка, валюшка, насновки, плетешок, сеточка. | 1 | |||
3.2 | Оформление панно элементами: насновки, плетешок, сеточка. Белая гуашь на чёрном фоне «Морозные узоры». | 2 | |||
6 часов | |||||
4.1 | Яркие краски севера. Орнамент в полосе | 1 | |||
4.2 | Элементы: трёхлистный цветок, чудо-тюльпан | 1 | |||
4.3 | Растительный узор. Симметрия в орнаменте. | 1 | |||
4.4 | Райские птицы. Виды пермогорских птиц. | 1 | |||
4.5 | Композиция для сундука «Весёлые супрядки». Карандаш, гуашь | 1 | |||
4.6 | Птица Сирин на прялке Севера. | 1 | |||
2 часа | |||||
5.1 | Пригласительные билеты на выставку народного искусства с элементами народных орнаментов. | 2 |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Особенности учебной методики работы с детьми
Формы обучения
Основной формой обучения по данной программе является учебно-практическая деятельность обучающихся. Приоритетными методами её организации служат практические, творческие работы. Все виды практической деятельности в программе направлены на освоение различных технологий работы.
Формы работы
- фронтальная - подача учебного материала всему коллективу учеников
- индивидуальная - самостоятельная работа обучающихся с оказанием учителем помощи учащимся при возникновении затруднения, не уменьшая активности учеников и содействуя выработки навыков самостоятельной работы.
- групповая - когда учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому и качественному выполнению задания. Особым приёмом при организации групповой формы работы является ориентирование учеников на создание так называемых минигрупп или подгрупп с учётом их возраста и опыта работы.
Используемые средства программной поддержки курса:
- Предметы народных умельцев: игрушки, домашняя утварь, шкатулки, вышивка, ткачество.
- Альбомы с изображением предметов народного искусства
- Таблицы и этапами изображения элементов и узоров
Литература
В.Логинов, Ю.Скальский «Эта звонкая сказка – Гжель». Издательство «Сварог», 1994
Книга-альбом «Сын России» А.Лиханов, художники-палешане Кукушевы. М., Молодая гвардия, 1982
Г.Л.Дайк «Русская народная игрушка». М., Лёгкая и пищевая промышленность, 1981
В.Пересторонина «Вятские кружева». Горький, Волго-вятское книжное издательство, 1982
«Родина Жар-птицы». М., Советская Россия, 1982
Г.Блинов «Чудо-кони, чудо-птицы». М., Детская литература, 1977
Н.И.Бедник «Хохлома». Л., Художник РСФСР, 1980
Н.И.Бедник «Цветы на подносе». Л., Художник РСФСР, 1986
Узоры. Альбом для вышивания, М., Малыш, 1997
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Изобразительное искусство в начальной школе" 1-4 класс УМК «Школа России» (новый стандарт) 2011г.
В рабочей программе «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» представлена пояснительная записка, в которой дана общая характеристика учебного предмета в соответствии с новым стандартом, указаны о...
Рабочая программа по искусству (изо для 1 класса), авторской программы В.С.Кузина и др. «Изобразительное искусство»
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-ло...
Рабочая программа «Изобразительное искусство» 1 класс по Б.М. Неменскому "Изобразительное искусство".
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования,...
Рабочая программа по Искусству (Изобразительное искусство) 1-4 классы
По программе Неменского...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по искусству (изобразительному искусству) ( базовый уровень) на 2018 – 2019 учебный год 1 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по искусству (изобразительному искусству) ( базовый уровень) на 2018 – 2019 учебный год 1 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по искусству (изобразительному искусству)( базовый уровень) на 2018 – 2019 учебный год 2 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по искусству (изобразительному искусству)( базовый уровень) на 2018 – 2019 учебный год 2 класс...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по искусству (изобразительному искусству) ( базовый уровень) на 2018 – 2019 учебный год 3 класс
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по искусству (изобразительному искусству)( базовый уровень) на 2018 – 2019 учебный год 3 класс...