Программа курса "Народное искусство"
календарно-тематическое планирование (изобразительное искусство, 1,2,3 класс) по теме

Программа курса расчитана на дедей 1-3 классов общеобразовательных школ. ФГОС внеурочная деятеьность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_korotaeva_on.docx43.46 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования администрации города Перми

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №84» г.Перми

 

Утверждаю ______________ дата и № протокола методического совета____                                       директор школы В.В.Никольская    

Учебно-тематический план курса

«Народное искусство»

 

возраст детей: учащиеся 1-3 класса школы (7-10 лет)

 срок реализации программы 3 года

 

автор программы: Коротаева Нина Анатольевна, учитель начальных классов

г.Пермь 2012

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность и практическая значимость программы:

Изучение народного декоративно-прикладного искусства является ярким продолжением той работы, которую проводят дошкольные учреждения.

Программа «Народное искусство» отражает один из видов художественного творчества людей, этнического осмысления ими окружающей природы и быта русского народа.

Посредством образного отражения предметов, их оформления элементами народных промыслов, декоративно-прикладное искусство помогает детям познавать окружающий мир, видеть в нём красоту, развивать художественные способности и эстетический вкус, вызывать желание самим украшать предметы быта.

На занятиях дети увидят предметы народного искусства настоящих мастеров. Здесь закладывается фундамент огромного мира, связей между природой и искусством. Знакомство учащихся с различными материалами, их обработкой будет углубляться во всей дальнейшей работе.

Данная программа модифицированная.

Цели изучения курса «Народное искусство»:

  1. познакомить учащихся и сформировать представление о народных центрах коллективного творчества России, показать отличительные черты и характерные особенности каждого промысла, эволюцию их развития
  2. расширение кругозора;
  3. развитие у учащихся практических навыков рисования, лепки и т.п.

Задачи обучения, связанные с

обучением:

  1. познакомить школьников с видами прикладного искусства: рисписью, резьбой по дереву, вышивкой, ткачеством, лаковой миниатюрой, с предметами народного быта;
  2. научить приемам, которые используются народными мастерами;
  3. формирование общеучебных умений и навыков;
  4. развивать и обогащать речь учащихся, используя богатство русского народного творчества

 

развитием:

  1. памяти, внимания, наблюдательности;
  2. абстрактного и логического мышления;
  3. творческого и рационального подхода;

воспитанием

  1. настойчивости, собранности, организованности, аккуратности
  2. умения работать в минигруппе,  культуры общения, ведения диалога
  3. бережного отношения к школьному имуществу,
  4. навыков здорового образа жизни.

К основным рассматриваемым понятиям можно отнести:

  1. описание объектов - атрибуты, структуры, классы;
  2. описание повеления объектов — процессы и алгоритмы;
  3. описание логических рассуждений – алгебра высказываний;
  4. создание информационной модели объектов — приемы формализации и моделирования.

Организация учебного процесса

Для проведения занятий планируется набор в группы в начале учебного года по заявлению от родителей. Вид деятельности группы – профильная,  состав постоянный. Количество детей в группе 8 – 12 человек. Учащиеся 7-10 лет.

Режим занятий:

Периодичность занятий: три года, 28 учебных часов в год, 1 час в неделю.

Прогнозируемые результаты и способы их проверки:

По окончании обучения учащиеся должны демонстрировать сформированные умения и навыки работы и применять их в практической деятельности и повседневной жизни.

Результат обучения

Способ проверки

  1. аккуратность работы, изящество, достигнутое правильным изображением росписи, лёгкостью, точностью мазков, ритмичностью работы;

  1. индивидуальность, выразительность работы, самостоятельность;

  1. выставки, конкурсы рисунков;

  1. умение называть народные промыслы, читать любые орнаменты, называя элементы;
  2. умение разгадывать кроссворды по народным промыслам
  1. устные и письменные сообщения детей о народных искусствах, отгадывание и составление кроссвордов;
  2. сочинения по итогам экскурсий и обобщение по окончанию годичного и всего курса «Народное искусство

Основными формами проверки ЗУН учащихся, самостоятельная работа, устные и письменные сообщения, устный опрос.

Наименование
разделов и тем

Общее количество учебных часов

В том числе

Теоретических

Практических

Первый класс

  1. Узнаём о народных мастерах из Городца, о том как деревянные изделия украшаются сказочными букетами      

4 часа

1.1

Знакомство с народным художественным центром Городец. Рисование элементов цветочного узора Городца: купавки, розаны.

1

 

1.2

Ритм и симметрия в узоре. Составление цветочного узора для украшения спинки стульчика под руководством учителя.

1

 

1.3

Самостоятельное составление узора для украшения разделочной доски с элементом птицы.

 2

 

  1. Умелец да рукоделец и себе и людям радость приносит.  

5 часов

2.1

Беседа о деревянной резьбе: глухая и пропильная. Узор в полосе для украшения оконного наличника и ставен деревенской избы.

1

2.2

Рисование открытого окна. Оформление узором ставен и наличника. Закрепление знаний о глухой и пропильной резьбе.

1

2.3

Экскурсия в старый район города Перми (ул.Монастырская, д. 142)

1

2.4

Сказочный домик моего любимого героя (аппликация, фломастер, акварель). Знакомство с составными частями русской избы: срубом, кровлей, фронтом, лобовой доской, фасадом, красными окнами.

2

  1. Любовь к животным и доброта вырастают из одного корня. Знакомство с промыслом народных игрушек Дымково и Филимоново.

7 часов

3.1

Беседа о Дымковском народном промысле. Знакомство с элементами росписи игрушек.

1

3.2

Игрушка Барышня. Декоративное рисование. Знакомство с элементами народного женского костюма: сарафан, передник, кокошник.

1

3.3

Игрушечное стадо. Роспись фигурок оленей. Игра в ярмарку.

1

3.4

Рисование с натуры сказочной птицы-сувенира.

1

3.5

«Мы игрушки-филимоны из местечка Филимоново». Элементы росписи: Полоски и ёлочки.

1

3.6

Узор для ковра.

1

3.7

Филимоновские цветы

1

  1. Золотая Хохлома                              

5 часов.

4.1

Волшебные цветы. Элементы.

1

4.2

«Собирай по ягодке, наберёшь кузовок». Рябиновый поднос. Рисование элементов: ягоды, листья.

1

4.3

Чудо-ложки в гостях у половника. Роспись – завиток. Узнаем как Иван Васильевич баклуши бил.

1

4.4

Хохломские игрушки. Роспись петуха. Элемент «осочка».

1

4.5

Народные умельцы у лесной красавицы. Элемент «древко». Роспись.

1

  1. В гостях у народных мастеров Полоховского Майдана.

4 часа.

5.1

Знакомство с центром Полоховского Майдана. Роспись элементов: цветок, яблоко, ягодная ветвь.

1

5.2

Сказочная веточка с наливным яблочком. Роспись.

1

5.3

Ритм в узоре. Самостоятельное составление узора для тарелочки. Элементы: цветы, листья, яблоки, ягоды.

2

  1. «Чем богат наш Урал? Цветы на глине».

3 часа

6.1

Кунгурская керамика. Знакомство с промыслом глиняной посуды. Изучение элементов росписи.

1

6.2

Составление букета для кувшина или вазы.

1

6.3

Роспись блюда. Узор из лесных фиалок. Листья, цветы.

1

Второй класс.

  1. Учимся видеть и беречь. Красоту родной природы.

4 часа.

1.1

Синие цветы Гжели. Элементы росписи: точки и прямые линии, бордюры.

1

1.2

«Через несколько недель мы увидим с папой Гжель. Говорят, что эта Гжель да за тридевять земель». Роспись петуха.

1

1.3

«Синеглазая» посуда – вазы, чайники, блюдца. Роспись блюда, чайника.

2

  1. История создания русской матрёшки.

4 часа.

2.1

Беседа об истории русской матрёшки. Оформление матрёшки из Загорска.

1

1

2.2

В гостях у Семёновской матрёшки. Украшение народного костюма элементами хохломской росписи.

1

2.3

Матрёшка из Полоховского Майдана.

1

2.4

Матрёшка из Пермского края. Сравнение стилей и росписей знакомых матрёшек.

1

1

  1. Народные мастера из Жостова и Нижнего Тагила. Узнаём о том, как на металле расцветают дивные букеты.

4 часа.

3.1

Беседа о народных промыслах Жостова и Нижнего Тагила. Сюжетная композиция – букет. Аппликация.

1

3.2

Знакомство и приёмами жостовской росписи: замалёвок, тенёжка, прокладка, бликовка, чертёжка, привязка.

1

3.3

Роспись букету кистью. Использование традиционных народных жостовских приёмов.

1

3.4

Красота Уральских гор сродни поносам из Тагила. Использование техники тагильских художников, составление композиции букета.

1

  1. Узнаем, как сказочные птицы попали на скатерть, полотенце, шкатулку.

4 часа.

4.1

Народные вышивки: вятская, тверская, владимирские кресты. Узор для полотенца.

2

4.2

Конструирование узора для салфетки. Птица счастья.

1

4.3

Нижегородское творчество и творчество Прикамья. Конструирование узора для коврика кукол.

1

  1. Золотые травы Хохломы. Гордимся трудом народных умельцев Семёнова.

4 часа.

5.1

Беседа о мастере-умельце. Элементы хохломской росписи. Сравнение с работами Кудымкарских мастеров.. Роспись фоновая и верховая.

1

1

5.2

Узор в полосе. Ритм. Ягоды и листья.

1

5.3

Орнамент в круге.

1

5.4

Узор для вазы. Элемент «дерево». Хохломская ярмарка.

1

  1. Славим весну-красну нарядными рисунками.

4 часа.

6.1

Пробуждение природы. Первые лучи солнца в аквариуме.

1

6.2

Бабочки радуются солнцу и былинкам.

1

6.3

Фарфор, керамика. Узор для блюда с элементами рыбок и бабочек.

2

  1. Декоративно-шрифтовые композиции к праздничным датам.

3 часа

7.1

Новый год. Шрифт. Элементы: заставки, виньетки.

1

7.2

Восьмое марта. Шрифт. Элементы: заставки, виньетки.

1

7.3

Девятое мая. Шрифт. Элементы: заставки, виньетки.

1

  1. Незабываемые встречи с прекрасным. Экскурсии на выставки декоративного искусства. (По плану городских выставок).

3 часа.

Третий класс.

  1. Удивительное рядом.

4 часа.

1.1

Рисование животных с натуры и по представлению.

1

1.2

Выполнение рисунков мягкой игрушки.

1

1.3

Беседа о мастерах пряничниках Тульской губернии. Выполнение эскиза фигурного пряника на основе декоративного обобщения форм животного мира.

2

1

1

  1. Узнаём как сказочные цветы и звери попали на прялку.

5 часов.

2.1

Беседа о прялке и веретене. Выполнение эскиза орнаментально-сюжетной росписи разделочной кухонной доски, прялки.

1

2.2

Верхне-Туринская роспись (Свердловская область). Элементы росписи.

1

2.3

Сказочная ветка на кухонной доске из элементов Верхне-Туринской росписи.

1

2.4

Композиция из сказки или былины на прялке с элементами Верхне-Туринской росписи.

1

  1. Праздничное панно Вологодских кружевниц.

3 часа.

3.1

Знакомство с народным промыслом вологодское кружево. Элементы кружев: тесьма-полотнянка, валюшка, насновки, плетешок, сеточка.

1

3.2

Оформление панно элементами: насновки, плетешок, сеточка. Белая гуашь на чёрном фоне «Морозные узоры».

2

  1. Узоры Северной Двины.

6 часов

4.1

Яркие краски севера. Орнамент в полосе

1

4.2

Элементы: трёхлистный цветок, чудо-тюльпан

1

4.3

Растительный узор. Симметрия в орнаменте.

1

4.4

Райские птицы. Виды пермогорских птиц.

1

4.5

Композиция для сундука «Весёлые супрядки». Карандаш, гуашь

1

4.6

Птица Сирин на прялке Севера.

1

  1. Декоративно-шрифтовые композиции.

2 часа

5.1

Пригласительные билеты на выставку народного искусства с элементами народных орнаментов.

2

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Особенности учебной методики работы с детьми


Формы обучения

Основной формой обучения по данной программе является учебно-практическая деятельность обучающихся. Приоритетными методами её организации служат практические, творческие работы. Все виды практической деятельности в программе направлены на освоение различных технологий работы.

Формы работы

  1. фронтальная - подача учебного материала всему коллективу учеников
  2. индивидуальная - самостоятельная работа обучающихся с оказанием учителем помощи учащимся при возникновении затруднения, не уменьшая активности учеников и содействуя выработки навыков самостоятельной работы.
  3. групповая -  когда  учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому и качественному выполнению задания. Особым приёмом при организации групповой формы работы является ориентирование учеников на создание так называемых минигрупп  или подгрупп с учётом их возраста и опыта работы.

Используемые средства программной поддержки курса:

  1. Предметы народных умельцев: игрушки, домашняя утварь, шкатулки, вышивка, ткачество.
  2. Альбомы с изображением предметов народного искусства
  3. Таблицы и этапами изображения элементов и узоров

Литература

В.Логинов, Ю.Скальский «Эта звонкая сказка – Гжель». Издательство «Сварог», 1994

Книга-альбом «Сын России» А.Лиханов, художники-палешане Кукушевы. М., Молодая гвардия, 1982

Г.Л.Дайк «Русская народная игрушка». М., Лёгкая и пищевая промышленность, 1981

В.Пересторонина «Вятские кружева». Горький, Волго-вятское книжное издательство, 1982

«Родина Жар-птицы». М., Советская Россия, 1982

Г.Блинов «Чудо-кони, чудо-птицы». М., Детская литература, 1977

Н.И.Бедник «Хохлома». Л., Художник РСФСР, 1980

Н.И.Бедник «Цветы на подносе».  Л., Художник РСФСР, 1986

Узоры. Альбом для вышивания, М., Малыш, 1997


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Изобразительное искусство в начальной школе" 1-4 класс УМК «Школа России» (новый стандарт) 2011г.

В рабочей программе «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» представлена пояснительная записка, в которой дана общая характеристика учебного предмета в соответствии с новым стандартом, указаны о...

Рабочая программа по искусству (изо для 1 класса), авторской программы В.С.Кузина и др. «Изобразительное искусство»

           Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-ло...

Рабочая программа «Изобразительное искусство» 1 класс по Б.М. Неменскому "Изобразительное искусство".

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования,...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по искусству (изобразительному искусству) ( базовый уровень) на 2018 – 2019 учебный год 1 класс

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА по искусству (изобразительному искусству) ( базовый уровень)  на 2018 – 2019 учебный год 1  класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по искусству (изобразительному искусству)( базовый уровень) на 2018 – 2019 учебный год 2 класс

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА по искусству (изобразительному искусству)( базовый уровень)  на 2018 – 2019 учебный год 2 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по искусству (изобразительному искусству) ( базовый уровень) на 2018 – 2019 учебный год 3 класс

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА по искусству (изобразительному искусству)( базовый уровень)  на 2018 – 2019 учебный год 3 класс...