изо 2 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) по теме
Рабочая программа по изо с учётом требований ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izo_2_kl_nemenskiy.doc | 55.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по изобразительному искусству
2 Д класс
уровень: общеобразовательный
Учитель: Иванова Е.М.
Квалификационная категория: первая
2012 - 2013 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Стр.
I. Пояснительная записка ………………………………………………... 3
1.1 Планируемые результаты изучения учебного предмета ……………. 5
1.2 Формы контроля уровня достижений планируемых результатов,
критерии оценивания………………………………………………………….. 7
1.3 Перечень учебно-методических средств обучения ………………….. 8 1.4 Организация внеурочной деятельности учащихся…………………… 9
II. Календарно-тематический поурочный план ………………………….10
III. Лист корректировки рабочей программы……………………………. 16
Приложение
Контрольно-измерительные материалы по предмету …………………………
- Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса Д составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
1. Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 г. № 373.
2. Закона Российской Федерации «Об образовании». Статья 14. Общие требования к содержанию образования (п. 5); Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения (пп. 2 (части 5,6,7,16,20,23), 3 (часть 2).
3. Типового положения об общеобразовательном учреждении. Постановление правительства РФ от 19.03.2001 г. №196 с изменениями от 10.03.2009 г. №216 ст. 41.
4. Федерального базисного учебного плана и примерного учебного плана для образовательных учреждений РФ, программы общего образования. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 1312 в редакции от 30.08.2010 г. № 889.
5. Приказа О внесении изменений в ФГОС начального общего образования, утверждённый Министерством образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373
6. Санитарных правил и норм (СанПин 2.42. – 2821 10).
7. Учебного плана МБОУ « СОШ № 1» на 2012-2013 учебный год.
8. Примерной программы начального общего образования («Просвещение», 2010 г.) и авторской программы начального общего образования по изобразительному искусству (Б.М.Неменский, Программа ИЗО и художественный труд. 1–9 классы. – М.:Просвещение, 2010).
Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю), 34 рабочие недели.
Блоков по программе 4
Количество часов распределилось следующим образом.
№ | Название раздела | Количество часов по программе |
Чем и как работают художники | 8 | |
Реальность и фантазия | 7 | |
О чём говорит искусство | 10 | |
Как говорит искусство | 9 | |
Итого: | 34 ч |
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интел лектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Целью курса
- развитие личности учащихся средствами искусства;
- получение эмоционально-ценностного опыта восприятия произведений искусства
Задачи курса:
- воспитание интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;
- развитие воображения, творческого потенциала ребенка, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способностей к эмоционально-ценностному отношению к искусству и окружающему миру, навыков сотрудничества в художественной деятельности;
- освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;
- овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Программа строится блоками, охватывающими как общепознавательный компонент, так и непосредственно художественно-деятельностный. Обучение осуществляется через изучение элементов рисунка, основ цветоведения и композиции.
1.1 Планируемые результаты изучения учебного предмета
Программа обеспечивает достижение учащимися начальной школы личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД
• Проговаривать последовательность действий на уроке.
• Учиться работать по предложенному учителем плану.
• Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
• Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД
• Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
• Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
• Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
• Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
• Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
• Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД
• Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
• Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
• Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
• Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
• Учиться согласованно работать в группе.
Предметные результаты
Учащиеся должны знать:
- основные жанры и виды произведений изобразительного искусства начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, композиция, контраст света и тени, размер, характер, сочетание оттенков цвета, колорит и т.п.);
- основные средства композиции (высота горизонта, точка зрения, контрасты тени и света, цветовые отношения, выделение главного центра);
- простейшие сведения о наглядной перспективе, линии горизонта, точке схода;
- начальные сведения о светотени (свет, тень, полутень, блик, рефлекс, собственная и падающая тени), о зависимости освещения предмета от силы и удаленности источника освещения;
- о делении цветового круга на группу «холодных» и «теплых» цветов, промежуточный зеленый, на хроматические и ахроматические цвета;
- начальные сведения о видах современного декоративно-прикладного искусства и их роли в жизни человека;
- начальные сведения о художественной народной резьбе по дереву, украшении домов, предметов быта, керамике, вышивке, дизайне;
- роль фантазии и преобразования форм и образов в творчестве художника;
- о деятельности художника (что и с помощью каких материалов может изображать художник);
- особенности работы акварельными и гуашевыми красками, а также назначение палитры.
Учащиеся должны уметь:
- высказывать простейшие суждения о картинах и предметах декоративно-прикладного искусства;
- стремиться верно и выразительно передавать в рисунке простейшую форму, основные пропорции, общее строение и цвет предметов;
- использовать формат листа (горизонтальный, вертикальный) в соответствии с задачей и сюжетом;
- использовать навыки компоновки;
- передавать пространственное отношение (изображать на листе бумаги основание более близких предметов ниже, дальних — выше, ближние предметы крупнее равных им, но удаленных и т.п.);
- применять приемы рисования кистью, пользоваться палитрой, использовать художественную выразительность материалов, уметь ровно и аккуратно закрасить поверхность в пределах намеченного контура;
- менять направление штриха, линии, мазка согласно форме;
- составлять узоры в полосе, квадрате, круге из декоративно обобщенных и переработанных форм растительного мира, из геометрических фигур;
- лепить несложные объекты (фрукты, животных, фигуры человека, игрушки);
- составлять аппликационные композиции из разных материалов (аппликация, коллаж)
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- для самостоятельной творческой деятельности;
- обогащение опыта восприятия произведений изобразительного искусства;
- оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставки.
1.2 Формы контроля уровня достижений планируемых результатов,
критерии оценивания
Формы контроля:
Обязательные формы и методы контроля | Иные формы учета достижений | ||
текущая аттестация | итоговая (четверть, год) аттестация | урочная деятельность | внеурочная деятельность |
- Индивидуальный и фронтальный опрос - Работа в паре, в группе - Проектная деятельность - Презентация своей работы - Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ | - Конференция достижений учащихся | -анализ динамики текущей успеваемости | - участие в выставках, конкурсах, соревнованиях - активность в проектах и программах внеурочной деятельности - творческий отчет |
- портфолио - анализ психолого-педагогических исследований |
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
- Активность участия.
- Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
- Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
- Самостоятельность.
- Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
- Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
- Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
- Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Критерии оценивания знаний и умений
Оценка «5» - поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна интересна.
Оценка «4»- поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок.
Оценка «3»- поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки.
Оценка «2»- поставленные задачи не выполнены
1.3 Перечень учебно-методических средств обучения
Учебно-методическое обеспечение для учителя:
- Б.Неменский. Изобразительное искусство и художественный труд. Программа 1-9 классы. – М.: «Просвещение», 2010
- Дроздова С.Б. Изобразительное искусство. 2 класс. Поурочные планы. – Волгоград: «Учитель», 2010
Учебно-методическое обеспечение для учащихся:
- Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. 2 класс. Учебник / Под редакцией Б.Неменского. – М.: «Просвещение», 2011
- Организация внеурочной деятельности учащихся
Базовые технико-технологические знания и умения, опыт творческой и проектной деятельности могут быть реализованы во внеурочное время в следующих формах:
1) индивидуальная творческая деятельность по интересам в семье с последующим представлением творческих достижений на выставках
- «Воспоминание о лете» - сентябрь
- «Самая дружная семья» - ноябрь
- «В гостях у сказки» - январь
- «Птица счастья» - март;
2) олимпиада в рамках недели искусств
3) участие в школьных и городских конкурсах;
4) театральные постановки (с использованием масок, декораций, сделанных своими руками)
- «Гуси-лебеди» - октябрь
- «Приключение Маши и Саши в новогоднюю ночь» - декабрь
- Карусель (русские народные сказки) - апрель;
5) общественно полезные дела для класса (оформление класса к праздникам, изготовление открыток для ветеранов);
6) доступная проектная деятельность
- «Наш семейный альбом»
- «Мир наших увлечений»
II. Календарно-тематический поурочный план
учебного предмета «Изобразительное искусство»
в 2 д классе
№ п/п | Дата | Тема урока | Оборудование | Виды деятельности обучающихся. Формы контроля | ||
1 Чем и как работает художник (8 ч) | ||||||
Личностные УУД - формирование социальной роли ученика; - формирование положительного отношения к учению; - представления о ценности природного мира для практической деятельности человека Регулятивные УУД - волевая саморегуляция как способность к волевому усилию; - умение организовать свою деятельность: подготавливать своё рабочее место, соблюдать приёмы безопасного и рационального труда. Познавательные УУД - осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации; - развитие умения ориентироваться на разнообразие способов решения задачи; - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; - умение анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного; - Коммуникативные УУД - умение вступать в диалог с учителем и одноклассниками; - понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос; - формирование умения договариваться, находить общее решение. | ||||||
1.1 | «Цветочная поляна». Три основных цвета. | Репродукции картин цветов, луга | - Наблюдать цветовые сочетания в природе. Смешивать краски сразу на листе бумаги, посредством приема «живая краска». - Овладевать первичными живописными навыками. - Учиться различать и сравнивать темные и светлые оттенки цвета и тона. - Развивать навыки работы гуашью, пастелью, мелками, акварелью. - Создавать живописными материалами различные по настроению пейзажи, посвященные изображению природных стихий. - Понимать и использовать особенности изображения на плоскости с помощью пятна. - Осваивать приемы работы графическими материалами (тушь, палочка, кисть). | |||
1.2 | «Радуга на грозовом небе». Пять красок – богатство цвета и тона: гуашь | Слайды природы в разных состояниях | ||||
1.3 | «Осенний лес». Выразительные возможности других материалов (графические: пастель, мелки) | Репродукции картин осеннего леса | ||||
1.4 | «Осенний листопад - коврик аппликаций» Выразительные возможности аппликации | Живые листья | ||||
1.5 | «Графика зимнего леса». Выразительные возможности графических материалов | Фото зимней природы | ||||
1.6 | «Звери в лесу». Выразительные возможности материалов для работы в объёме | Инструкц. листы «последовательн. рисования зверей» | ||||
1.7 | «Звери в лесу». Выразительные возможности материалов для работы в объёме | пластилин | ||||
1.8 | «Игровая площадка» для вылепленных зверей. Выразительные возможности бумаги | Фото произведений архитектуры | ||||
2 Реальность и фантазия (7 часов) | ||||||
Личностные УУД - развитие готовности к сотрудничеству и дружбе; - осмысление своего поведения в школьном коллективе; - ориентация на понимание причин успеха в деятельности. Регулятивные УУД - целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно; - умение планировать предстоящую деятельность в соответствии с её целью, задачами, особенностями выполняемого задания; - умение корректировать, т.е. вносить изменения в способ действия, в случае расхождения с правилом, эталоном. Познавательные УУД - устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы; - умение поиска и выделения нужной информации; - умение прогнозировать получение практических результатов в зависимости от характера выполняемых действий. Коммуникативные УУД - умение вступать в диалог с учителем и одноклассниками; - понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет и вопрос; | ||||||
2.1 | «Наши друзья: птицы». Рисунок птицы с живой натуры, чучела или таблицы. Изображение и реальность | Таблица «Этапы рисунка птицы» | - Рассматривать, изучать, анализировать строение реальных животных. - Передавать в изображении характер выбранного животного. - Закреплять навыки работы от общего к частному. - Размышлять о возможностях изображения как реального, так и фантастического мира. - Создавать с помощью графических материалов, линий изображения различных украшений в природе. - Осваивать: приёмы создания орнамента: повторение модуля, ритмическое чередование элемента. - Участвовать в создании коллективной работы. - Обсуждать творческие работы на итоговой выставке, оценивать собственную художественную деятельность и деятельность своих одноклассников. | |||
2.2 | «Сказочная птица». Изображение и фантазия | Сувениры и игрушки птиц | ||||
2.3 | «Узоры и паутины». Украшение и реальность, украшения в природе | Фото природы | ||||
2.4 | «Обитатели подводного мира». Украшение и реальность | Слайды подводного мира | ||||
2.5 | «Кружевные узоры». Украшение и фантазия | Кружева. вышивка | ||||
2.6 | «Подводный мир». Постройка и реальность | Фото домиков животных | ||||
2.7 | Постройка и фантазия | Фото зданий разных архитектурных стилей | ||||
3 О чём говорит искусство (10 часов) | ||||||
Личностные УУД - формирование уважительного и доброжелательного отношения к труду сверстников. Умение радоваться успехам одноклассников; - формирование чувства прекрасного на основе знакомства с художественной культурой; - умение видеть красоту труда и творчества. Регулятивные УУД - умение осуществлять актуальный контроль на уровне произвольного внимания; - умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем и одноклассниками. Познавательные УУД - осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации; - умение осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства Коммуникативные УУД - умение аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; - умение задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; - формирование умения договариваться, находить общее решение. | ||||||
3.1 | «Четвероногий герой». Выражение характера изображаемых животных. Живопись | Иллюстрации животных | - Изображать живописными материалами контрастные состояния природы. - Развивать колористические навыки работы гуашью. - Давать устную зарисовку-характеристику зверей. - Изображать животного с ярко выраженным характером и настроением. - Создавать противоположные по характеру сказочные женские образы, используя живописные и графические средства. - Понимать роль украшения в жизни человека. - Сравнивать и анализировать украшения, имеющие разный характер. - Понимать характер линии, цвета, формы, способных раскрыть намерения человека. - Учиться видеть художественный образ в архитектуре. - Приобретать опыт творческой работы. | |||
3.2 | Сказочный мужской образ. Выражение характера человека в изображении («Весёлый и грустный клоуны») | Фото лица крупным планом | ||||
3.3 | Женский образ русских сказок. Выражение характера человека в изображении | Иллюстрации женского образа | ||||
3.4 | Образ сказочного героя. Художественное изображение в объёме | Сувениры, фото скульптур | ||||
3.5 | «С чего начинается Родина?». Природа в разных состояниях | Презентация «Времена года» | ||||
3.6 | «Человек и его украшения». Выражение характера человека через украшения | украшение разных народов | ||||
3.7 | «Морозные узоры». Украшение и реальность | |||||
3.8 | «Морской бой Салтана и пиратов». Выражение намерений через украшение | Сказка о царе Салтане | ||||
3.9 | «Замок Снежной Королевы». Дом для сказочных героев | Слайды архитектурных сооружений | ||||
3.10 | «Замок Снежной Королевы». Дом для сказочных героев | Иллюстрации замков из книг | ||||
4 Как говорит искусство (9 часов) | ||||||
Личностные УУД - формирование широкой мотивационной основы творческой деятельности; - формирование потребности в реализации основ правильного поведения в поступках и деятельности; Регулятивные УУД - умение отбирать оптимальные способы выполнения задания; - умение определения последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; - умение осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия. Познавательные УУД - формирование умения проводить сравнение; устанавливать аналогии; - формирование умения строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.; - умение анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного. Коммуникативные УУД - формирование умения формулировать собственное мнение и позицию; - умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач. | ||||||
4.1 | «Огонь в ночи» («Перо жар-птицы»). Цвет как средство выражения: «тёплые» и «холодные» цвета | Таблица «Цветовой круг» | - Понимать эмоциональную выразительность тёплых и холодных цветов. - Осваивать различные приемы работы кистью (мазок «кирпичик», «волна», «пятнышко»). - Иметь представление об эмоциональной выразительности цвета - глухого и звонкого. - Развивать навыки работы пастелью, восковыми мелками. - Уметь передавать расположение (ритм) летящих птиц на плоскости листа. - Создавать выразительные образы животных или птиц с помощью изменения пропорций. - Понимать роль различных средств художественной выразительности для создания того или иного образа. - Фантазировать и рассказывать о своих творческих планах на лето. | |||
4.2 | «Мозаика». Цвет как средство выражения: «тихие» (глухие) и «звонкие» цвета («Весенняя земля») | Репродукции о весне | ||||
4.3 | Графические упражнения. Линия как средство выражения. Характер линий | Репродукции о весне | ||||
4.4 | «Дерево». Линия, как средство выражения. Характер линий | Таблица «Как дерево растёт» | ||||
4.5 | «Птицы». Ритм пятен как средство выражения | Технологическая карта | ||||
4.6 | «Поле цветов». Ритм цвета, пятен как средство выражения. Живопись (или оригами, цветная аппликация) | Таблица «Ближе-дальше» | ||||
4.7 | «Птицы». Пропорция как средство художественной выразительности. Пропорции и характер (бумажная пластика или лепка) | Таблица «Этапы рисунка птицы» | ||||
4.8 | «Весна идёт». Ритм пятен, линий, пропорций как средство художественной выразительности | Детские работы за год | ||||
4.9 | «Экзамен художника Тюбика». Искусствоведческая викторина | Репродукции работ художников | ||||
34 | Итого |
III. Лист корректировки рабочей программы
Дата урока по плану | Дата проведения по факту | Содержание корректировки (тема урока) | Обоснование проведения корректировки | Реквизиты документа (дата и № приказа) | Подпись заместителя директора по УВР |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3-4 классах по темам "Мари калык муро. Мыскара влак." (3 класс), "Мари калык муро. Такмаквлак." (4 класс)
Урок проводится в малокомплектной школе на марийском языке. Урок посвящен использованию культуры, обычаев, традиции марийского народа в учебно-воспитательной работе. Культурно- педагогическое наследие...
Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов
Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...
Рабочая программа учителя начальных классов по изо в 1 классе по УМК "Начальная школа XXI века"Изобразительное искусство: 1 класс: • Изобразительное искусство: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.Г.Савенкова, Е.А. Ермолинска
Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование....
Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами
Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...
Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс
Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...