Рабочая программа по ИЗО. 3 класс.
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 3 класс) по теме
Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса по программе Неменского
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_izobrazitelnomu_iskusstvu.doc | 158 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по изобразительному искусству разработана для обучения во 3 классе на основе авторской программы Неменского Б.М. / М.: Просвещение,2010 год к линии УМК «Школа России»/ и соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту.
Программа рассчитана на 34 часа учебного времени. Объём часов учебной нагрузки, отведённых на основе рабочей программы (1 час в неделю), определён учебным планом образовательного учреждения и соответствует Базисному учебному плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации.
В состав УМК входит учебник для 3 класса/авт. Неменский Б. М., рабочая тетрадь «Твоя мастерская»/ авт.Горяева Н.А., Неменская Л.А. и др.
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
В рабочей программе по изобразительному искусству 3 класс выделены 3 основные содержательные линии, реализующие концентрический принцип предъявления содержание обучения, что дает возможность постепенно расширять и усложнять его с учетом конкретного этапа обучения: «Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью.
Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности: конструктивной, изобразительной, декоративной.
Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные – живопись, графика, скульптура; конструктивные – архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства. Но одновременно каждая из этих форм деятельности присуща созданию любого произведения искусства и поэтому является необходимой основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности.
Три способа освоения художественной действительности представлены в начальной школе в игровой форме, как Братья – Мастера Изображения, Украшения, Постройки, эти три вида художественной деятельности сопутствуют обучающимся весь год обучения. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, а затем более глубоко осознавать искусство.
Одна из основных идей программы – «От родного порога – в мир культуры Земли», то есть вначале должно быть приобщение к культуре своего народа, даже к культуре своей «малой родины», - без этого нет пути к общечеловеческой культуре. Обучение в этом классе строится на приобщении детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла. В итоге этого года обучения обучающиеся должны почувствовать, что их жизнь, как и жизнь каждого человека, ежедневно связана с деятельностью искусств. Понимание огромной роли искусств в реальной повседневной жизни должно стать открытием для обучающихся.
Основные цели программы:
- содействовать развитию эмоционально ценностного восприятия произведений профессионального и народного искусств, окружающего мира;
- способствовать освоению первичных знаний о разнообразии и специфике видов и жанров профессионального и народного искусства;
- обеспечивать овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
- способствовать формированию образного мышления, пространственного воображения;
Программа создана на основе развития традиций российского художественного образования, внедрения современных инновационных методов и на основе современного понимания требований к результатам обучения. Программа является результатом целостного комплексного проекта, разрабатываемого на основе системной исследовательской и экспериментальной работы. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.
Для реализации рабочей программы предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, такие как: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и самостоятельная работа. Большое внимание уделяется развитию речи обучающихся, так как раскрываются основные термины и понятия такие, как: живопись, скульптура, натюрморт, галерея, музей, портрет, пейзаж.
Результаты изучения учебного предмета.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны преобразование в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
-чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города; -уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом; -понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека; -сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии; -сформированность эстетических потребностей (потребностей на общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств; -развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; -овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников од руководством учителя; -умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть рабаты с общим замыслом; -умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформулированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- Овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- Формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- Освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
- Овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- Использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;
- Умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- Умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- Осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
- Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- Сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
- Сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
- Овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
- Овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
- Знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайна и архитектура), декоративной (народных и прикладные виды искусства);
- Знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
- Понимание образной природы искусства;
- Эстетическая оценка явлений природы , событий окружающего мира
- Применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- Умение обсуждать и анализировать произведения искусства,
- Усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
- Умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- Способность использовать в художественно-творческой дельности различные художественные материалы и художественные техники;
- Способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональных состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- Умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ и применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
- Овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
- Умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны и рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
- Изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
- Способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
- Умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен
знать/понимать
-основные виды и жанры изобразительных (пластических) искусств; -основы изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, ритм, композиции; -выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные произведения; - наиболее крупные художественные музеи России и мира; - значение изобразительного искусства в художественной культуре.
уметь
- применять художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, природные и подручные материалы) и выразительные средства изобразительных (пластических) искусств в творческой деятельности;
- анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства и определять средства художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция);
- ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: -восприятия и оценки произведений искусства; -самостоятельной творческой деятельности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки, декоративных и художественно-конструктивных работах (дизайн предмета, костюма, интерьера).
Содержание учебного материала
Искусство в твоем доме – 8 час.
Твои игрушки. Посуда у тебя дома. Обои и шторы в твоем доме. Мамин платок. Твои книжки. Открытки. Труд художника для твоего дома (обобщение темы).
Искусство на улицах твоего города – 7 час.
Памятники архитектуры. Парки, скверы, бульвары. Ажурные ограды. Волшебные фонари. Витрины. Удивительный транспорт. Труд художника
на улицах твоего города (села) (обобщение темы).
Художник и зрелище- 10 час.
Художник в цирке. Художник в театре. Художник-создатель сценического мира. Театр кукол. Образ куклы, её конструкция и костюм. Маски. Условность языка масок, их декоративная выразительность. Афиша и плакат. Праздник в городе. Элементы праздничного украшения города.
Художник и музей -9 час.
Музеи в жизни города. Картина- особый мир. Картина-пейзаж. Картина-портрет. Картина-натюрморт. Картины исторические и бытовые. Учимся смотреть картины. Скульптура в музее и на улице. Художественная выставка (обобщение темы).
Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся
Этапы оценивания детского рисунка:
-как решена композиция: как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выдержана общая идея и содержание;
- характер формы предметов: степень сходства изображения с предметами реальной действительности или умение подметить и передать в изображении наиболее характерное;
-качество конструктивного построения: как выражена конструктивная основа формы, как связаны детали предмета между собой и с общей формой;
-владение техникой: как ученик пользуется карандашом, кистью, как использует штрих, мазок в построении изображения, какова выразительность линии, штриха, мазка;
- общее впечатление от работы. Возможности ученика, его успехи, его вкус.
Критерии оценивания знаний и умений
Оценка «5» - поставленные задачи выполнены быстро и хорошо, без ошибок; работа выразительна интересна. Оценка «4»- поставленные задачи выполнены быстро, но работа не выразительна, хотя и не имеет грубых ошибок. Оценка «3»- поставленные задачи выполнены частично, работа не выразительна, в ней можно обнаружить грубые ошибки. Оценка «2»- поставленные задачи не выполнены
Практические занятия
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Практических работ- 24 Контрольный срез знаний- 1 Коллективных творческих работ –3 Заочная экскурсия- 1
Учебно – тематический план
№п/п | Наименование раздела (блока), темы | Часы учебного времени | Плановые сроки про-хождения | Формы контроля |
1. | Искусство в твоём доме. | 8 ч. | 1 четверть | Коллективная работа |
2. | Искусство на улицах твоего города. | 7 ч. | 1-2 четверть | Проект оформления витрины |
3. | Художник и зрелище. | 10 ч. | 2-3 четверть | Коллективная композиция |
4. | Художник и музей. | 9 ч. | 4 четверть | Контрольный срез знаний |
Всего | 34 ч |
Календарно-тематическое планирование(учебно- тематический план)
№ п/п | Название разделов и тем | Часы уч.времени | Плановые сроки про хождения | Фактические сроки про хождения | Характеристика основной деятельности ученика |
Искусство в твоём доме | 8 часов | ||||
1 | Осенний вернисаж. Прощаемся с летом. | 1 | Рисовать с натуры и по памяти | ||
2 | Красота букетов из Жостово. Твоя посуда. | 1 | Декоративное рисование | ||
3 | Мамин платок. | 1 | Декоративное рисование | ||
4 | Обои и шторы в твоем доме. | 1 | Декоративное рисование | ||
5 | Твои игрушки (озорной товар). | 1 | Лепка из пластилина | ||
6 | Иллюстрация твоей книжки. | 1 | Выполнение иллюстрации к народной сказке | ||
7 | Иллюстрирование русских народных потешек. Импровизация на тему дымковской глиняной игрушки. | 1 | Выполнение иллюстрации | ||
8 | Букет цветов. Коллективная работа | 1 | выполнять работу в объёме; оценивать свои достижения | ||
Искусство на улицах твоего города | 7 часов | ||||
9 | Декор русской избы. | 1 | уметь рисовать по памяти и представлению | ||
10 | Памятники архитектуры- наследие предков | 1 | уметь анализировать увиденное | ||
11 | В мире народного зодчества. | 1 | уметь рисовать по памяти | ||
12 | Парки, скверы, бульвары города. | 1 | рисовать по памяти и представлению | ||
13 | Транспорт в городе. | 1 | Рисование по памяти, конструирование | ||
14 | Витрины магазинов. | 1 | выполнять работу по замыслу | ||
15 | Витрины магазинов. Проект. | 1 | презентовать свою работу | ||
Художник и зрелище | 10 часов | ||||
16 | Образ театрального героя . Эскиз куклы | 1 | наблюдать за характером персона-жей, стремиться передать увиденное | ||
17 | Образ театрального героя. Силуэт- загадка | 1 | наблюдать за характером персона-жей , стремиться передать увиденное | ||
18 | Театр кукол (голова куклы) | 1 | выполнять работу в объёме | ||
19 | Театр кукол (костюм куклы) | 1 | применять в работе элементы декориро-вания | ||
20 | Карнавальные маски. | 1 | конструирование из бумаги, лепка | ||
21 | Пальчиковый театр. | 1 | конструирование из бумаги, лепка | ||
22 | Театральный занавес. | 1 | конструирование | ||
23 | Конструирование сувенирной куклы. | 1 | конструирование из бумаги | ||
24 | Афиша, плакат к спектаклю. | 1 | декоративное рисование | ||
25 | Цирковое представление. Художник и цирк. | 1 | тематическое рисование | ||
Художник и музей | 9 часов | ||||
26 | Музей искусств. Интерьер музея | 1 | уметь анализировать увиденное | ||
27 | Натюрморт. В музеях хранятся картины- натюрморты. | 1 | рисование с натуры. | ||
28 | Красота российских далей. В музеях хранятся известные пейзажи. | 1 | рисование по памяти | ||
29 | Портрет друга. В музеях хранятся портреты. | 1 | наблюдать за характером, стремиться передать увиденное | ||
30 | Лепка спортсмена. В музеях хранятся скульптуры. | 1 | выполнять работу в объёме из пластилина | ||
31 | Музеи архитектуры. | 1 | уметь анализировать увиденное | ||
32 | Лоскутный коврик. Коллаж. Музеи ДПИ. | 1 | выполнять работу в технике «коллаж» | ||
33 | По мотивам народного творчества. Керамика Гжели. Контрольная работа. | 1 | оценивать свои знания и достижения | ||
34 | Музеи искусств. Ступени художественного образования (урок- обобщения). Искусство-ведческая викторина. |
1 | уметь анализировать увиденное, совершать заочные экскурсии, презентовать свои знания |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программ для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"
Рабочая программа по всем предметам для 3 класса по программе "Начальная школа 21 века"...
Рабочая программа для 4 класс по программе "Начальная школа ХХIв"
Рабочая программа содержит тематическое планирование по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, ОЗОЖ, технологии, изобразительному искусству, физкультуре....
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России".
Рабочая программа для 2 класса по программе "Школа России" по всем предметам, русский язык автор В.П.Канакина. Программа содержит пояснительные записки, учебно-тематическое планирвание по предметам. Н...
Рабочая программа для 2 класса по программе Занкова
Рабочая программа содержит пояснительные записки, поурочное планирование, список литературы, изучаемые разделы и планируемые рузультаты, контрольно измерительные материалы...
Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению
Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...