Анализ программы по ИЗО
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) по теме
Программа М. Ю. Рау по изобразительному искусству в коррекционной школе (8 вида)с 0-4 классы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_programmy_specialnogo_ucherezhdeniya.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ программы специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида.
Изобразительное искусство 0-4-е классы
(М. Ю. Рау)
Предмет «Изобразительное искусство» имеет исключительно важное значение для развития детей с нарушением интеллекта.
Основными задачами обучения школьников с умственным недоразвитием изобразительному искусству являются:
-воспитание положительных качеств личности (настойчивости, стремления к познанию, доброжелательности и др.)
-воспитание интереса к занятиям изобразительной деятельностью;
-развитие эстетических чувств и понимания красоты окружающего мира;
-развитие познавательной активности, формирование у школьников приёмов познания предметов и явлений действительности с целью их изображения;
-формирование практических умений в разных видах художественно-изобразительной деятельности (в рисовании, аппликации, лепке);
-воспитание умения работать в заданной последовательности в соответствии с правилами (по инструкции) и самостоятельно;
-формирование умения работать коллективно, выполняя определённый этап работы в цепи заданий для получения результата общей деятельности.
Наряду с назваными учебно-воспитательными задачами в настоящей программе предусматривается решение специальных задач, например: коррекция недостатков психического развития, коррекция мелкой моторики, а также развитие речи учащихся, организующей и направляющей их умственную и практическую деятельность.
Программа состоит из следующих разделов: «Обучение композиционной деятельности», «Развитие у учащихся умений воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию», «Развитие у учащихся восприятия цвета предметов и формирование умений передавать его в живописи» , «Обучение восприятию произведений искусства».Выделение этих направлений работы позволяет распределять содержание программы по годам обучения при соблюдении последовательности усложнения учебных задач.
0-й (подготовительный) класс
Подготовительный период обучения
Формирование у учащихся умения организовывать свое рабочее место: правильно размещать на парте необходимые для работы материалы и принадлежности, аккуратно убирать их после работы, уметь приводить в порядок испачканную парту и др.
Развитие речи учащихся и обогащение словаря за счет введения новых слов, обозначающих художественные материалы, их свойства и качества. Формирование умений правильно пользоваться карандашом, красками, кистью и пластилином:
- проводить линии, штрихи, держа карандаш наклонно, охватив его тремя пальцами, умеренно нажимая на него;
- держать кисть почти вертикально, уметь смачивать акварельные краски водой (гуашь разводить водой до консистенции сметаны); брать краску кистью, проводя всей кисточкой по поверхности краски в одном направлении несколько раз (при работе с гуашью аккуратно обмакивать кисть в баночку с краской, набирая нужное количество);
- обмакивать кисть с краской каждый раз перед тем, как набирать новую краску;
- очинивать карандаш, правильно хранить очиненный карандаш (в пенале с надетым колпачком), кисти ( в пенале в свободном положении для волосистой части кисти.
Дети учатся:
- работать с пластилином ( глиной): разминать материал, скатывать шарик, длинный шнур, палочку; раскатывать, отщипывать куски от целого куска пластилина, примазывать части при составлении целого объемного изображения и т. д.;
- обозначать словом результаты своих действий с материалом.
Дети учатся:
- правильно держать бумагу и ножницы, резать бумагу по прямой линии, зигзагами, волнообразно, вырезать из квадрата круг ( из прямоугольник- овал) способом срезания углов, затем - скругления углов, вырезать силуэты простых форм( яблоко, груша и т. п.);
- складывать целое изображение из его частей (одного предмета или композиции из нескольких предметов);
- обводить мягким карандашом контур в определенной последовательности: верхняя часть, правая (для левшей - левая), нижняя и затем левая (для левшей-правая);
-перемещать пальцы левой руки (у левше - правой руки) при сохранении положения обводимого объекта (при работе с шаблоном).
Дети учатся поэтапно, вслед за учителем, несложные изображения:
- дорисовывание изображений карандашом: круг, треугольник;
- дорисовывание несложных изображений: яблоко, груша, гриб и т. п.;
-рисование точек и линий карандашом, фломастером и кистью;
- рисование карандашом по опорным точкам предметов несложной формы: лист сирени, флажок, домик, кораблик и т. п.;
- рисование карандашом геометрических, предметных форм в сравнении по величине.
Использование поэтапной помощи при формировании всех умений.
1-й класс
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
- название и назначение художественных материалов, инструментов и принадлежностей;
- выразительные средства изобразительного искусства: « линия», « цвет»;
- основные цвета солнечного спектра, цвета ахроматического ряда;
- названия изображаемых на уроке предметов, действий объектов;
- правила работы с краской, пластилином (глиной), клеем, карандашом;
- строение (конструкцию) изображаемых предметов: части тела человека, части дерева, дома;
- порядок расположения одного или нескольких изображений на листе бумаги.
Учащиеся должны уметь:
- правильно сидеть за партой, правильно располагать лист бумаги на парте, придерживая его рукой; правильно держать при рисовании карандаш, кисть;
- ориентироваться на изобразительной плоскости: середина, край листа бумаги;
- подготавливать к работе и аккуратно убирать после работы свое рабочее место;
- обводить карандашом шаблоны несложной формы, пользоваться трафаретом;
- проводить от руки вертикальные, горизонтальные и наклонные линии, не вращая лист бумаги; соединять линией точки;
- различать цвета, которыми окрашены предметы или изображения;
- закрашивать цветными карандашами, соблюдая контуры; рисовать сразу кистью, пятном, без предварительного изображения карандашом;
- узнавать, называть геометрические формы: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал;
- передавать в рисунках форму несложных плоскостных и объемных объектов, устанавливать ее сходство с известными геометрическими формами; отождествлять свой рисунок с предметом;
- подготавливать к работе пластилин (глину); использовать приемы лепки: раскатывание комка кругообразными движениями между ладонями до образования шара; отщипывание и т.д.; примазывание отдельных частей при составлении целой формы;
- в аппликации использовать приемы: вырезание ножницами (резать по прямой линии полоски бумаги ) и аккуратное наклеивание;
- узнавать и различать в книжных иллюстрациях, репродукциях изображенные предметы и действия; сравнивать их между собой по форме, цвету, величине (под руководством учителя).
2-й класс
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
- элементарные сведения о работе художника, ее особенностях;
- основные требования к композиции изображения на листе бумаги;
- некоторые характерные признаки деревьев разных пород (березы, ели, сосны);
- речевой материал, изучавшийся в 1-м и 2-м классах.
Учащиеся должны уметь:
- рисовать простым карандашом ломаные, волнистые, прямые линии в разных направлениях (вертикальные, горизонтальные, наклонные);
- рисовать предметы простой формы 9с помощью опорных точек, по шаблону или от руки);
- изображать фигуру человека в лепке и в рисунке (под руководством учителя и самостоятельно);
- рисовать деревья сразу кистью или фломастером, передавая отличительные признаки, учитывая строение;
- изображать дома городского и деревенского типа;
- передавать основные смысловые связи в несложном рисунке на тему;
- выполнять в технике аппликации узоры в полосе, достигая ритма повторением и чередованием формы или цвета;
- следовать предложенному учителем порядку действий при складывании аппликации, в лепке, рисовании.
3-й класс
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
- части конструкции изображаемого предмета (строение объектов): части дерева, дома, тела человека;
- названия некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Городец и др.;
- прием передачи глубины пространства: загораживание одних предметов другими, зрительное уменьшение их по сравнению с расположенными в близи;
- о существующем в природе явлении осевой симметрии;
- речевой материал, изучаемый в 3-м классе.
Учащиеся должны уметь:
- сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом;
- планировать деятельность при выполнении частей целой конструкции;
- находить правильное изображение предмета среди выполненных ошибочно; исправлять свой рисунок, пользуясь ластиком;
- достигать в узоре при составлении аппликации ритм повторением или чередованием формы и цвета его элементов;
- изображать элементы Городецкой росписи;
- соотносить форму предметов с геометрическими эталонами (На что похожа форма?);
- владеть приемами осветления цвета (разбавление краски водой или добавлением белил);
- рассказывать, что изображено на картине, перечислять характерные признаки изображенного времени года.
4-й класс
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
- материал для развития речи, изучавшийся на уроках изобразительного искусства;
- способы работы по мокрой и сухой бумаге;
- названия жанров живописи (пейзаж, натюрморт, портрет, рисунок на тему из жизни, сюжетный);
- названия некоторых национальных промыслов (Гжель, Каргополь, Дымково, Городец);
- явление осевой и центральной симметрии, существующее в природе.
Учащиеся должны уметь:
- рисовать с натуры (рассматривать предмет, находить его форму, выделять части, видеть пропорции);
- рисовать по памяти, после проведенных наблюдений;
- использовать планы и хотя бы частичное загораживание одних предметов другими в работе над аппликацией или в рисунке;
- выбирать для рисунка лист бумаги нужной формы, размера;
- применять осевую линию при рисовании симметрических предметов;
- сочинять узор, используя ритм формы, цвета элементов узора и симметрию в его композиции;
- осветлять и затемнять краски, используя белила и черную краску;
- закрашивать силуэт краской, разведенной до нужной консистенции;
- рисовать по мокрой и по сухой бумаге, используя прием этой работы с красками и кистью;
- в работе над аппликацией составлять целое изображение из частей.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ программы по литературному чтению по системе Л. В. Занкова.
Краткий анализ программы по литературному чтению по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....
Анализ программы по литературному чтению по системе Л. В. Занкова.
Краткий анализ программы по литературному чтению по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....
Анализ программы"Начальная школа 21 века"
Работа подготовлена к ШМО учителей начальных классов...
Анализ программы под редакцией М.С. Соловейчик
Анализ программы под редакцией М.С. Соловейчик с точки зрения изучения фонетики....
Анализ программы и учебников по русскому языку УМК `Гармония` с точки зрения формирования культуры речи младшего школьника
Основное содержание программы и учебников по русскому языку УМК `Гармония`с точки зрения формирования культуры речи младших школьников....
Анализ программы развития классного коллектива группы " Добрята"
Представляю анализ программы развития классного коллектива группы " Добрята" Срок реализации проекта " По тропинкам Добра"4 года...
Анализ программ по математике "Школа России" и "Школа 2000"
Cравнительный анализ программ (традиционной и альтернативных программ): целей, задач, содержания, основных подходов, методов по изучению алгебраического материала, геометрического материала, величин и...