студия "Акварель" 1-4 класс
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Направленность программы «Акварель» является программой общекультурной направленности, предполагает внеурочной уровень освоения знаний и практических навыков. Является модифицированной. Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, о линейной и воздушной перспективы, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о наиболее выдающихся мастерах изобразительного искусства, красоте природы и человеческих чувств. Знания изобразительным искусством являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций. Знания, умения, навыки воспитанники демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои работы. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщать детей к творчеству. Программа занятий студии изобразительного искусства «Акварель» ставит целью пробуждать и укреплять интерес и любовь к изобразительному искусству, развивая эстетические чувства и понимание прекрасного; совершенствовать изобразительные способности, художественный вкус, наблюдательность, творческое воображение и мышление; знакомить с искусством родного края, с произведениями изобразительного и декоративно - прикладного искусства, расширять и углублять возможности детского творчества за рамками школьной программы, дает возможность одаренным детям получить творческое удовлетворение от созданного ими. Изобразительная деятельность- это своеобразная форма познания реальной действительности окружающего мира, постижения художественного искусства, и поэтому требует углубленного изучения.
Основная цель программы: приобщение через изобразительное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение. Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач: воспитательной – формирование эмоционально – ценностного отношения к окружающему миру через художественное творчество, восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания; художественно – творческой – развития творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей; технической – освоения практических приемов и навыков изобразительного мастерства (рисунка, живописи и композиции). В целом занятия в кружке способствуют разностороннему и гармоническому развитию личности ребенка, раскрытию творческих способностей, решению задач трудового, нравственного и эстетического воспитания.
Принцип построения программы: На занятиях создана структура деятельности, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности. Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, в группе первого и второго года обучения дети выполняют творческие задания, в группе третьего и четвертого года – тоже, но на более сложном творческом и техническом уровне, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки. Обучаясь по программе, дети проходят путь от простого с ложному, с учетом возраста к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне. Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие было направленно на овладение основами изобразительного искусства, на приобщение детей к активной познавательной и творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строиться на единстве активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у школьников развиваются творческие начала.
Содержание образовательной программы студии «Акварель» проектируется с учетом приоритетных принципов:
1. Многообразия.
разнообразие форм и содержания внеурочной деятельности;
разнообразие видов деятельности, доступных учащимся образовательного пространства;
разнообразие участников образовательного процесса с их ценностями, целями, взглядами, предпочтениями и т.п.;
Многообразие необходимо для создания условий выбора учащимися вида деятельности и отношения к этой деятельности, как источника их развития.
2. Открытости.
Образовательная программа является открытой системой, т.е. воспринимает воздействия внешней среды и отвечает на них своими изменениями, постоянно включая в свою структуру новые элементы: новых учащихся, новые виды деятельности, новые отношения, новое содержание образования, взаимодействуя с другими образовательными программами. Именно открытость позволяет образовательной программе развиваться, усложняться, обмениваться информацией.
Использование этих принципов в проектировании образовательной программы создает условия для:
- Свободного выбора ребенком видов и сфер деятельности.
- Ориентации учителя на личностные интересы, потребности, способности ребенка.
- Возможности свободного самоопределения и самореализации в образовательном процессе как ребенка, так и учителя.
- Единство обучения, воспитания, развития в процессе реализации программы.
Образовательный процесс имеет ряд преимуществ: занятие в свободное время; обучение организовано на добровольных началах всех сторон (дети, родители, педагоги); детям предоставляется возможность удовлетворения своих интересов и сочетания различных направлений и форм занятия. Формы занятий. Одной из главных условий успеха обучения детей и развития их творчества – это индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе. Он предполагает сочетание коллективных, групповых, индивидуальных форм организации на занятиях. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе, завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
Формы занятий:
- беседы;
- практические занятия;
- создание проектов;
- индивидуальные и групповые занятия;
- коллективная работа;
- экскурсии;
- диспуты, викторины;
- исследовательская деятельность;
- коллективные творческие проекты;
- смотры – конкурсы; выставки.
Художественная деятельность на занятиях студии находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме; декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на занятиях; изучение творческого художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных); просмотр видеоматериалов.
Также в процессе реализации программы используются разнообразные методы обучения: объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседы, работа с книгой, демонстрация, упражнение, практические работы репродуктивного и творческого характера, методы мотивации и стимулирования, обучающего контроля, взаимоконтроля и самоконтроля, познавательная игра, проблемно-поисковый, ситуационный, экскурсии.
Предлагаемая программа построена так, чтобы во внеурочное время дать учащимся более глубокие представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Работа на основе наблюдения и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения детьми программного материала. Стремление к отражению действительности, своего отношения к ней должно служить источником самостоятельных творческих поисков.
Программа рассчитана на четыре года обучения детей 7-11 лет.
Программа предполагает цело стный курс, включающий в себя виды искусства: живопись, графику, народное декоративно-прикладное искусство, лепку, моделирование из бумаги, изонить, оригами, аппликацию, мозаику.
Развернутое тематическое планирование составлено из расчета 1 часа в неделю (34 часа за учебный год).
Планируемые результаты обучения
Личностные результаты освоения основной образовательной программы по изобразительному искусству:
1) формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира;
2) формирование интереса и уважительного отношения к культурам разных народов, иному мнению, истории и культуре других народов;
3) развитие творческого потенциала ребенка, активизация воображения и фантазии;
4) развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально-чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства; пробуждение и обогащение чувств ребенка, сенсорных способностей детей;
5) воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности; развитие желания привносить в окружающую действительность красоту; развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы по изобразительному искусству:
1) освоение способов решения проблем поискового характера; развитие продуктивного проектного мышления, творческого потенциала личности, способности оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи;
2) развитие визуально-образного мышления, способности откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении, формирование представлений о цикличности и ритме в жизни и в природе;
3) развитие сознательного подхода к восприятию эстетического в действительности и искусстве, а также к собственной творческой деятельности;
4) активное использование речевых, музыкальных, знаково-символических средств, информационных и коммуникационных технологий в решении творческих коммуникативных и познавательных задач, саморазвитие и самовыражение; накапливать знания и представления о разных видах искусства и их взаимосвязи;
5) формирование способности сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой (с одного искусства на другое); формировать умение накапливать знания и развивать представления об искусстве и его истории; воспитание умения и готовности слушать собеседника и вести;
6) развитие пространственного восприятия мира; формирование понятия о природном пространстве и среде разных народов;
7) развитие интереса к искусству разных стран и народов;
8) понимание связи народного искусства с окружающей природой, климатом, ландшафтом, традициями и особенностями региона; представлений об освоении человеком пространства Земли;
9) освоение выразительных особенностей языка разных искусств; развитие интереса к различным видам искусства;
10) формирование у детей целостного, гармоничного восприятия мира, воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства;
11) воспитание нравственных и эстетических чувств; любви к народной природе, своему народу, к многонациональной культуре;
12) формирование первых представлений о пространстве как о среде (все существует, живет и развивается в определенной среде), о связи каждого предмета (слова, звука) с тем окружением, в котором он находится.
Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по изобразительному искусству должны отражать:
1) формирование устойчивого интереса к изобразительному творчеству; способность воспринимать, понимать, переживать и ценить произведения изобразительного и других видов искусства;
2) индивидуальное чувство формы и цвета в изобразительном искусстве, сознательное использование цвета и формы в творческих работах;
3) развитость коммуникативного и художественно-образного мышления детей в условиях полихудожественного воспитания;
4) проявление эмоциональной отзывчивости, развитие фантазии и воображения детей;
5) использование в собственных творческих работах цветовых фантазий, форм, объемов, ритмов, композиционных решений и образов;
6) сформированность представлений о видах пластических искусств, об их специфике; овладение выразительными особенностями языка пластических искусств (живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна);
7) умение воспринимать изобразительное искусство и выражать свое отношение к художественному произведению; использование изобразительных, поэтических и музыкальных образов при создании театрализованных композиций, художественных событий, импровизации
по мотивам разных видов искусства.
8) нравственные, эстетические, этические, общечеловеческие, культурологические, духовные аспекты воспитания на уроках изобразительного искусства
В результате посещения занятий студии изобразительного искусства ученик научится:
- понимать отдельные произведения выдающихся мастеров русского изобразительного искусства прошлого и настоящего;
- - особенностям художественных средств различным видам и жанрам изобразительного искусства;
- - закономерностям строения изображаемых предметов, основным закономерностям наблюдательной, линейной и воздушной перспективы, светотени, элементы цветоведения, композиции;
- Различным приемам работы карандашом, акварелью, гуашью;
- -знать деление изобразительного искусства на жанры, понимать специфику их изобразительного языка;
- – понимать роль изобразительного искусства в духовной жизни человека, обогащение его переживаниями и опыт предыдущих поколений.
Должен научиться:
- применять на практике законы цветоведения, правила рисунка, живописи и композиции, чувствовать и уметь передать гармоничное сочетание цветов, тональные отношения;
- - правильно определять размер, форму, конструкцию и пропорции предметов и грамотно изображать их на бумаге;
- Передать в работе не только настроение, но и собственное отношение к изображаемому объекту;
- - передавать в рисунке, живописи и сюжетных работах объем и пространственное положение предметов средствами перспективы и светотени;
- - наблюдать в природе и передавать в сюжетных работах влияние воздушной перспективы
- - в сюжетных работах передавать движение;
- - искать наилучшее композиционное решение в эскизах, самостоятельно выполнять наброски и зарисовки к сюжету;
- -приобретет навыки творческого видения и корректного обсуждения выполненных работ.
Ученик сможет решать следующие жизненно – практические задачи:
- - владеть гуашевыми, акварельными красками, графическим материалом, использовать подручный материал;
- -выполнять рисунки, композиции, панно, аппликация;
- - работать по репродукциям, картинам выдающихся художников и рисункам детей;
- - делиться своими знаниями и опытом с другими обучающимися, прислушиваться к их мнению;
- - понимать значимость и возможности коллектива и свою ответственность перед ними.
Ученик способен проявлять следующие отношения:
- - проявлять интерес к обсуждению выставок собственных работ;
- - эмоционально откликаться на красоту времен года, явления окружающей жизни, видеть красоту людей, их поступков;
- - слушать собеседника и высказывать свою точку зрения;
- - предлагать свою помощь и просить помощи у товарища;
- - понимать необходимость добросовестного отношения к общественно – полезному труду и учебе.
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы проводиться по форме:
-конкурсы;
- выставки детских работ;
- в конце года готовится итоговая выставка работ.
На первом, репродуктивном уровне организации деятельности обучающихся, основными формами представления результатов работ являются: открытые занятия, выставки в школе, зачеты и зачетные работы, участие в конкурсах, защита рефератов. На втором уровне, основными формами представления результатов работы являются: зачетные и экзаменационные работы, творческие отчеты, конкурсы и выставки более высокого уровня, элементы исследовательской и творческой деятельности.
№ п/п | Темы | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | всего |
Школа рисования | ||||||
1 | Живопись | 17 | 14 | 13 | 13 | 57 |
2 | Графика | 5 | 10 | 10 | 11 | 36 |
Школа мастерства | ||||||
4 | Аппликация | 6 | 4 | 4 | 4 | 18 |
5 | Скульптура | 3 | 3 | 4 | 4 | 14 |
6 | Работа с природными материалами | 2 | 2 | 2 | 1 | 7 |
7 | Организация и обсуждение выставки детских работ | 1 | 1 | 1 | 1 | 4 |
33 | 34 | 34 | 34 | 141 |
1класс.
Наименование раздела | Содержание курса | Формирование УУД |
Живопись. | Начальное представление об основах живописи, развитие умения получать цветовое пятно, изучение основных, тёплых и холодных цветов. Контраст тёплых и холодных цветов, эмоциональное изменение цвета в зависимости от характера его насыщения белой или чёрной краской. Практическая работа: освоение приёмов получения живописного пятна. Работа идёт «от пятна», без использования палитры. Знакомство с техникой «Набрызг». Изображение пейзажей, сказочных животных и птиц, растений, трав. | Иметь представление о живописных пейзажах русских художников Использовать выразительные возможности различных художественных материалов для передачи собственного замысла. Применять средства художественной выразительности в рисунке и живописи, декоративных работах. Различать и использовать основные и составные, теплые и холодные цвета. Продумывать и выстраивать композицию рисунка, аппликации. Вычленять основные формы и использовать в рисунке. |
Графика. | Знакомство с выразительными средствами этого вида искусства. Выразительность линии, которую можно получить путём разного нажима на графический материал. Первичные представления о контрасте тёмного и светлого пятен, о варианте создания тонового пятна в графике; ознакомление с вариантами работы цветными карандашами и фломастерами. Практическая работа: изображение трав, деревьев, веток, объектов природы и быта, насекомых, тканей. | Применять средства художественной выразительности в рисунке и живописи, декоративных и конструктивных работах. Различать и использовать основные и составные, теплые и холодные цвета. Продумывать и выстраивать композицию рисунка Передавать характер природных явлений выразительными средствами изобразительного искусства (цвет, линия, пятно, форма, композиция). Использовать различные художественные материалы и средства для создания выразительных образов природы |
Аппликация. | Знакомство с разными техниками аппликации, а также с различными материалами, используемыми в данном виде прикладного искусства. Знакомство с техникой обрывной аппликации, в работе над которой большое значение имеет сторона, по которой обрывается бумага. В технике «вырезанная аппликация» дети осваивают приём работы с ножницами разное величины, учатся получать плавную линию. Знакомство с другими материалами, например с засушенными цветами и травами, что будет способствовать развитию художественного вкуса, умения видеть различные оттенки цвета и фактуры. Работа с необычными материалами, например с фантиками, из которых составляются сначала простые композиции типа орнаментов и узоров, а затем более сложные тематические композиции. Практическая работа: изучение выразительности готовых цветовых эталонов; работа с засушенными цветами, листьями, травами (создание простых композиций). | Рисовать, лепить, моделировать и конструировать из бумаги по представлению на обозначенные темы. Выполнять композиции на передачу настроения, впечатлений, полученных от литературного произведения. Образно воспринимать искусство и окружающую действительность. Находить ассоциации природных форм. Моделировать художественными средствами сказочные и фантастические образы. Создавать простые художественные изделия подарочного характера. Знать традиции своего народа, запечатленные в искусстве. |
Скульптура. | Знакомство с выразительными возможностями мягкого материала для лепки – глиной, соленным тестом. Получение сведений о скульптуре как трёхмерном изображении, которое располагается в пространстве и которое можно обойти со всех сторон. Практическая работа: лепка отдельных фруктов, овощей, птиц, фоторамки, подсвечники. | Моделировать художественными средствами сказочные и фантастические образы. Различать произведения ведущих центров народных художественных ремесел России. Узнавать отдельные выдающиеся отечественные произведения и называть их авторов. |
Работа с природными материалами. | В качестве природных материалов используются корни, шишки, семена, камни, мох, кусочки дёрна, обработанное водой дерево и т.д. Работа заключается в создании небольших объёмных пейзажей, в которых природные материалы выполняют функции реальных природных объектов. В композиции в качестве дополнительных объектов включаются пластилиновые формы и формы, полученные из бумаги. Практическая работа: изображение уголков природы. | Использовать различные художественные материалы и средства для создания выразительных образов Образно воспринимать искусство и окружающую действительность. Находить ассоциации природных форм. |
Организация и обсуждение выставки детских работ | Школьники вспоминают темы, изученные в течение года, находят свои работы. При обсуждении творческих результатов первого года обучения учащиеся определяют наиболее удачные произведения и пытаются объяснить, чем они им нравятся. При умелом руководстве процессом обсуждения дети вспоминают основные темы и содержание учебных задач. | Моделировать художественными средствами сказочные и фантастические образы. Различать произведения ведущих центров народных художественных ремесел России. Узнавать отдельные выдающиеся отечественные произведения и называть их авторов. Рисовать по представлению на обозначенные темы. Знать традиции своего народа, запечатленные в искусстве. Продумывать и выстраивать композицию рисунка, аппликации |
2класс.
Наименование раздела | Содержание курса | Формирование УУД |
Живопись. | Углубление знаний об основных и составных цветах, о тёплых и холодных, о контрасте тёплых и холодных цветов. Расширение опыта получения эмоционального изменения цвета путём насыщения его ахроматической шкалой (насыщение цвета белой и чёрной краской). Осваивается способ насыщения цвета серой краской, и дети знакомятся с эмоциональной выразительностью глухих цветов. Практическая работа: изображение пейзажей, выразительных объектов природы, цветов, камней, сказочных персонажей | Иметь представление о живописных пейзажах русских художников Использовать выразительные возможности различных художественных материалов для передачи собственного замысла. Применять средства художественной выразительности в рисунке и живописи, декоративных работах. Различать и использовать основные и составные, теплые и холодные цвета. Продумывать и выстраивать композицию рисунка, аппликации. Вычленять основные формы и использовать в рисунке. |
Графика. | Продолжение освоения выразительности графической неразомкнутой линии, развитие динамики руки (проведение пластичных, свободных линий). Расширение представлений о контрасте толстой и тонкой линий. Продолжение освоения разного нажима на мягкий графический материал (карандаш) с целью получения тонового пятна. Кроме этого, знакомство с другими графическими материалами - углём, мелом и со спецификой работы с ними в различных сочетаниях. Знакомство с техникой рисования цветными карандашами. Закрепление представлений о значении ритма, контраста тёмного и светлого пятен в создании графического образа. Практическая работа: изображение животных и птиц, портрета человека, предметов быта. | Применять средства художественной выразительности в рисунке и живописи, декоративных и конструктивных работах. Различать и использовать основные и составные, теплые и холодные цвета. Продумывать и выстраивать композицию рисунка Передавать характер природных явлений выразительными средствами изобразительного искусства (цвет, линия, пятно, форма, композиция). Использовать различные художественные материалы и средства для создания выразительных образов природы |
Аппликация. | Развитие навыка использования техник и обрывной аппликации, развитие работы с ножницами и получение симметричных форм. Особое внимание уделяется работе с готовыми цветовыми эталонами двух или трёх цветовых гамм. Практическая работа: изображение пейзажей, архитектурных сооружений, овощей, фруктов. | Рисовать, лепить, моделировать и конструировать из бумаги по представлению на обозначенные темы. Выполнять композиции на передачу настроения, впечатлений, полученных от литературного произведения. Образно воспринимать искусство и окружающую действительность. Находить ассоциации природных форм. Моделировать художественными средствами сказочные и фантастические образы. Создавать простые художественные изделия подарочного характера. Знать традиции своего народа, запечатленные в искусстве. |
Скульптура. | Развитие навыка использования основных приёмов работы (защипление, заминание, вдавливание и т.д.) пластилином. Работа с пластикой плоской формы (изображение листьев), изучение приёмов передачи в объёмной форме. Практическая работа: лепка листьев, объёмных форм (ваз), сказочных персонажей. | Моделировать художественными средствами сказочные и фантастические образы. Различать произведения ведущих центров народных художественных ремесел России. Узнавать отдельные выдающиеся отечественные произведения и называть их авторов. |
Работа с природными материалами. | Разнообразие природных материалов рас ширяется введением в работу скорлупок грецких орехов, молодых побегов, шишек, косточек, семян и т.д. Практическая работа: изображение домиков в лесу, флота с парусами, уголков природы и других сюжетов (по выбору детей). | Использовать различные художественные материалы и средства для создания выразительных образов Образно воспринимать искусство и окружающую действительность. Находить ассоциации природных форм. |
Организация и обсуждение выставки детских работ | При организации выставки педагог активизирует общении е детей, чтобы они могли воспроизвести темы заданий и вспомнили то новое, что они узнали на занятиях. | Моделировать художественными средствами сказочные и фантастические образы. Различать произведения ведущих центров народных художественных ремесел России. Узнавать отдельные выдающиеся отечественные произведения и называть их авторов. Рисовать по представлению на обозначенные темы. Знать традиции своего народа, запечатленные в искусстве. Продумывать и выстраивать композицию рисунка, аппликации |
3класс.
Наименование раздела | Содержание курса | Формирование УУД |
Живопись. | расширяются получением информации о существовании дополнительных цветов. Зелёный, фиолетовый и оранжевые цвета, до этого времени известные детям как составные, теперь раскрываются и как дополнительные, поскольку дополняют, усиливают звучаниие своих пар. Знакомство с живописным приёмом подмалёвок, накопление навыков насыщения цвета тёплыми и холодными цветами, а также ахроматическим рядом. Практическая работа: изображение с натуры объектов природы - цветов, веток, фантастических фигурок. | Иметь представление о живописных пейзажах русских художников Использовать выразительные возможности различных художественных материалов для передачи собственного замысла. Применять средства художественной выразительности в рисунке и живописи, декоративных работах. Различать и использовать основные и составные, теплые и холодные цвета. Продумывать и выстраивать композицию рисунка, аппликации. Вычленять основные формы и использовать в рисунке. |
Графика. | Расширение знаний о выразительности языка графики и об использовании графических техник. Знакомство с техниками печати на картоне и печати «сухой кистью». Получение графических структур, работа штрихом, создание образов при одновременном использовании двух и более выразительных средств (например, толстой и тонкой линий, ритма пятна; ритм элемента и контраста тёмного и светлого пятен и т.д.). Знакомство с воздушной перспективой при изображении пейзажей с двумя – тремя планами. Практическая работа: изображение рыб, насекомых, животных, обуви, сказочных персонажей, фактуры тканей. | Применять средства художественной выразительности в рисунке и живописи, декоративных и конструктивных работах. Различать и использовать основные и составные, теплые и холодные цвета. Продумывать и выстраивать композицию рисунка Передавать характер природных явлений выразительными средствами изобразительного искусства (цвет, линия, пятно, форма, композиция). Использовать различные художественные материалы и средства для создания выразительных образов природы |
Аппликация. | Продолжение освоения обрывной и вырезанной аппликаций. Выполнение работ на создание образа с помощью ритма, на передачу воздушной перспективы. Дополнительным приёмом является использование в аппликации фломастеров. Практическая работа: изображение натюрмортов, коллажей, пейзажей. | Рисовать, лепить, моделировать и конструировать из бумаги по представлению на обозначенные темы. Выполнять композиции на передачу настроения, впечатлений, полученных от литературного произведения. Образно воспринимать искусство и окружающую действительность. Находить ассоциации природных форм. Моделировать художественными средствами сказочные и фантастические образы. Создавать простые художественные изделия подарочного характера. Знать традиции своего народа, запечатленные в искусстве. |
Скульптура. | Изображение лежащих фигурок животных, сидящей фигуры человека. Освоение приёмов декоративного украшения плоской формы элементами объёмных масс, приёмов продавливания карандашом, передачи фактуры (создание следов с помощью инструментов). Практическая работа: лепка лежащих животных, сидящей фигуры человека, декоративных украшений. | Моделировать художественными средствами сказочные и фантастические образы. Различать произведения ведущих центров народных художественных ремесел России. Узнавать отдельные выдающиеся отечественные произведения и называть их авторов. |
Работа с природными материалами. | Особенностью работы с природными материалами является использование более крупных природных форм. Например, при выборе камней отдаётся предпочтение большему их размеру, а также попытке найти в их форме образ животного или человека с дальнейшей дорисовкой найденного образа гуашью. Кроме этого, учащимся предлагается разрисовка камней, как в живописной манере, так и в декоративной. Практическая работа: декоративная роспись камней; нахождение в камнях образа с последующей дорисовкой | Использовать различные художественные материалы и средства для создания выразительных образов Образно воспринимать искусство и окружающую действительность. Находить ассоциации природных форм. |
Организация и обсуждение выставки детских работ | Третий год творческого развития детей позволяет им в процессе обсуждения достигнутых результатов высказывать свою точку зрения о положительных качествах работ сверстников. Кроме этого, школьники могут высказывать и критические замечания о работах, связывая их с реализацией творческой задачи, поставленной на занятии. Таким образом, происходит закрепление новых знаний, полученных за год. | Моделировать художественными средствами сказочные и фантастические образы. Различать произведения ведущих центров народных художественных ремесел России. Узнавать отдельные выдающиеся отечественные произведения и называть их авторов. Рисовать по представлению на обозначенные темы. Знать традиции своего народа, запечатленные в искусстве. Продумывать и выстраивать композицию рисунка, аппликации |
4класс.
Наименование раздела | Содержание курса | Формирование УУД |
Живопись. | Развитие у детей цветовосприятия через выполнение ряда заданий на уже знакомые приёмы работы с цветовым пятном. Закрепление навыков получения цветового пятна разной степени эмоциональной выразительности, освоение цветовых контрастов. Один из основных моментов - освоение детьми знаний о тёмном пятне как пятне цветном. В связи с этим выполнение задания на изображение цветных теней. Практическая работа: изображение сюжетных композиций, пейзажей, натюрмортов, природных объектов, сказочных персонажей. | Иметь представление о живописных пейзажах русских художников Использовать выразительные возможности различных художественных материалов для передачи собственного замысла. Применять средства художественной выразительности в рисунке и живописи, декоративных работах. Различать и использовать основные и составные, теплые и холодные цвета. Продумывать и выстраивать композицию рисунка, аппликации. |
Графика. | . Знаний о языке выразительной графики, использование знакомых приёмов работы, выполнение творческих заданий на передачу перспективы, выразительности тоновых пятен, их контраста. Освоение новых графических материалов (уголь, мел в различных их сочетаниях). Работа с цветными карандашами, решение образных задач на передачу игры света. Закрепление способов работы в печатных техниках. Новая учебная задача -рисовании е без отрыва от плоскости листа гелиевой ручкой: от начала и до конца изображения (цветов, пейзажей, деревьев, веток и т.д.) рука не отрывается от поверхности листа. Практическая работа: изображение цветов, растений, деревьев, пейзажей, натюрмортов, портретов.
| Применять средства художественной выразительности в рисунке и живописи, декоративных и конструктивных работах. Различать и использовать основные и составные, теплые и холодные цвета. Продумывать и выстраивать композицию рисунка Передавать характер природных явлений выразительными средствами изобразительного искусства (цвет, линия, пятно, форма, композиция). Использовать различные художественные материалы и средства для создания выразительных образов природы |
Аппликация. | Знакомство школьников с новыми материалами, используемые в аппликации, например с шерстяными нитками, которыми создаётся не только контур будущего изображения, но и само цветовое пятно. Знакомство с новым приёмом использования не только самой вырезанной формы, но и отверстия, полученной от вырезания основной фигуры. Соединение на плоскости цветового пятна и его отверстия позволит получить новые художественные образы. Новым материалом аппликации могут стать засушенные листья, из которых можно создать осенний пейзаж. Практическая работа: изображение пейзажей, предметов быта, фантастических животных и растений из засушенных листьев. | Рисовать, лепить, моделировать и конструировать из бумаги по представлению на обозначенные темы. Выполнять композиции на передачу настроения, впечатлений, полученных от литературного произведения. Образно воспринимать искусство и окружающую действительность. Находить ассоциации природных форм. Моделировать художественными средствами сказочные и фантастические образы. Создавать простые художественные изделия подарочного характера. Знать традиции своего народа, запечатленные в искусстве. |
Скульптура. | Новые знания и навыки - работа над рельефом. Подготовительный этап по освоению рельефа: продавливание карандашом пространства пластилиновой плиты около изображения, т.е. получение двух уровней в изображении. Выполнение творческого задания на поиск образа в мятом куске мягкого пластилина с последующей доработкой образа. Практическая работа: нахождение образа в общей пластической массе. Работа над рельефом. | Моделировать художественными средствами сказочные и фантастические образы. Различать произведения ведущих центров народных художественных ремесел России. Узнавать отдельные выдающиеся отечественные произведения и называть их авторов. |
Работа с природными материалами. | Новые творческие задачи в работе с природным материалом - выполнение тематических заданий. Известными материалами 0443ащиеся выполняют композиции на заданные темы на привычном куске карт она или картонной крышке, а также в маленькой металлической (пластмассовой) крышке от конфет или кофе. Значительное ограничение пространства обусловит более мелкую работу, способствующую развитию более сложной моторики пальцев. | Использовать различные художественные материалы и средства для создания выразительных образов Образно воспринимать искусство и окружающую действительность. Находить ассоциации природных форм. |
Организация и обсуждение выставки детских работ | Обсуждение достигнутых результатов позволяет подвести итог художественного развития как всего коллектива, так и отдельных его членов. В результате восприятия продуктов творческой деятельности школьники с помощью педагога могут определить, кто из сверстников достиг наилучших результатов в отдельных видах станкового искусства. Кроме того, в процессе обсуждения дети могут высказывать свои суждения как по поводу отдельных тем занятий, так и по вопросам языка художественной выразительности изобразительного искусства | Моделировать художественными средствами сказочные и фантастические образы. Различать произведения ведущих центров народных художественных ремесел России. Узнавать отдельные выдающиеся отечественные произведения и называть их авторов. Рисовать по представлению на обозначенные темы. Знать традиции своего народа, запечатленные в искусстве. Продумывать и выстраивать композицию рисунка, аппликации |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3-4 классах по темам "Мари калык муро. Мыскара влак." (3 класс), "Мари калык муро. Такмаквлак." (4 класс)
Урок проводится в малокомплектной школе на марийском языке. Урок посвящен использованию культуры, обычаев, традиции марийского народа в учебно-воспитательной работе. Культурно- педагогическое наследие...
Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов
Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова
Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...
Рабочая программа учителя начальных классов по изо в 1 классе по УМК "Начальная школа XXI века"Изобразительное искусство: 1 класс: • Изобразительное искусство: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Л.Г.Савенкова, Е.А. Ермолинска
Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование....
Примеры математических ребусов: 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, в картинках, с ответами
Родина ребуса — Франция. Именно в этой стране в 16 веке был издан первый сборник ребусов, составленный Этьеном Туаро. В переводе с латинского rebus означает — «при помощи вещей». К настоящему времени ...
Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс
Технологическая карта изучения темы по математике "Разряды и классы. Класс единиц и класс тысяч" 3 класс...