рабочая программа по изобразительному искусству 2-3 классы по УМК Неменского
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2,3 класс) по теме
Рабочая программа по изобразительному искусству реализуется в классе-комплекте 2-3 классов. Программа составлена на основе авторской программы под редакцией Б. Неменского.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_izo_2-3_klassy.doc | 401 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Березорядская основная общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДАЮ
директор школы
____________Н.В. Чернышева
«___»______________20__г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«Изобразительное искусство»
на 2011-2012 учебный год
2-3 классы
Количество часов в неделю: 1 час
Разработчик:
Чернышёва Н.В. учитель начальных классов
первая квалификационная категория
с. Берёзовский Рядок 2011 год
1. Пояснительная записка
Программа разработана на основе примерной программы по изобразительному искусству и авторской программы Б.М. Неменского « Изобразительное искусство», М.:«Просвещение» 2011г. Она соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования
( приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г.)
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интел лектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Цели курса:
- воспитание эстетических чувств, интереса к изобрази тельному искусству; обогащение нравственного опыта, пред ставлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусст во;
- развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприя тию искусства и окружающего мира, умений и навыков со трудничества в художественной деятельности;
- освоение первоначальных знаний о пластических искус ствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;
- овладение элементарной художественной грамотой; фор мирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятель ности, разными художественными материалами; совершен ствование эстетического вкуса.
Задачи обучения:
- совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;
- развитие способности видеть проявление художествен ной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
формирование навыков работы с различными художест венными материалами.
Для реализации программного обеспечения используются:
Н.А. Горяева, Л.А. Неменская Изобразительное искусство. Искусство и ты: учебник для 2 класса – М.: Просвещение, 2011
Н.А. Горяева, Л.А. Неменская Изобразительное искусство. Твоя мастерская: рабочая тетрадь по изобразительному искусству к учебнику «Искусство и ты» для 2 класса – М.: Просвещение, 2011
Н.А. Горяева, Л.А. Неменская Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас: учебник для 3 класса – М.: Просвещение, 2011
Н.А. Горяева, Л.А. Неменская Изобразительное искусство. Твоя мастерская: рабочая тетрадь по изобразительному искусству к учебнику «Искусство вокруг нас» для 3 класса – М.: Просвещение, 2011
Методическое пособие к учебникам по изобразительному искусству под ред. Б.М. Неменского . 1-4 классы.- М.: Просвещение, 2011.
Таблица распределения количества часов:
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов | |||||
Примерная программа | Рабочая программа | Рабочая программа по классам | |||||
1 кл. | 2 кл. | 3 кл. | 4 кл. | ||||
Итого: | 135 ч. | 135 ч. | 33 ч. | 34ч. | 34 ч. | 34 ч. |
Особенность программы: в 2011-2012 году программа реализуется во 2-3 классе-комплекте, поэтому по возможности темы уроков в двух классах приближены друг к другу и могут быть переставлены.
2. Общая характеристика учебного предмета.
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе - формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры миро отношений, выработанных поколения. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, зоркости души ребенка.
Программа создана на основе развития традиций российского художественного образования, внедрения современных инновационных методов и на основе современного понимания требований к результатам обучения. Программа является результатом целостного комплексного проекта, разрабатываемого на основе системной исследовательской и экспериментальной работы. Смысловая и логическая последовательность программы обеспечивает целостность учебного процесса и преемственность этапов обучения.
Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как важное условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания и самоидентификации. Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе художественного творчества каждого ребенка. Цели художественного образования состоят в развитии эмоционально-нравственного потенциала ребенка, его души средствами приобщения к художественной культуре как форме духовно-нравственного поиска человечества. Содержание программы учитывает возрастание роли визуального образа как средства познания и коммуникации в современных условиях.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача не ограничивает связи с культурой разных стран мира. Россия — часть многообразного и целостного мира. Ребенок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень программы.
Изобразительное искусство как школьная дисциплина имеет интегративный характер, так как она включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств: живопись, графику, скульптуру, дизайн, архитектуру, народное и декоративно прикладное искусство, изображение в зрелищных и экранных искусствах. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими, то есть временными и синтетическими, искусствами.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:
— изобразительная художественная деятельность;
— декоративная художественная деятельность
— конструктивная художественная деятельность.
Три способа художественного освоения действительности — изобразительный, декоративный и конструктивный — в начальной школе выступают для детей в качестве хорошо им понятных, интересных и доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.
При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображение - это художественное познание мира, выражение своего к нему отношения, эстетического переживания его; конструктивная деятельность - это создание предметно-пространственной среды; декоративная деятельность - это способ организации общения людей, имеющий коммуникативные функции в жизни общества.
Необходимо иметь в виду, что в начальной школе три вида художественной деятельности представлены в игровой форме как Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки. Они помогают вначале структурно членить, а значит, и понимать деятельность искусств в окружающей жизни, более глубоко осознавать искусство.
Тематическая цельность и последовательность развития курса помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно -эмоциональной культуры.
Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.
Основные виды учебной деятельности - практическая художественно-творческая деятельность ученика и восприятие красоты окружающего мира, произведений искусства.
Практическая художественно-творческая деятельность (ребенок выступает в роли художника) и деятельность по восприятию искусства (ребенок выступает в роли зрителя, осваивая опыт художественной культуры ) имеют творческий характер. Учащиеся осваивают различные художественные материалы (гуашь и акварель, карандаши, мелки, уголь, пастель, пластилин, глина, различные виды бумаги, ткани, природные материалы ), инструменты (кисти, стеки, ножницы и т. д.), а также художественные техники (аппликация, коллаж, монотипия, лепка, бумажная пластика и др.).
Одна из задач - постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности стимулирует интерес учеников к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности каждого.
Восприятие произведений искусства предполагает развитие специальных навыков, развитие чувств, а также овладение образным языком искусства. Только в единстве восприятия произведений искусства и собственной творческой практической работы происходит формирование образного художественного мышления детей.
Особым видом деятельности учащихся является выполнение творческих проектов и компьютерных презентаций. Для этого необходима работа со словарями, использование собственных фотографий, поиск разнообразной художественной информации в интернете. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью.
Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Развитие художественно-образного мышления учащихся строится на единстве двух его основ: развитие наблюдательности, т. е. умения вглядываться в явления жизни, и развитие фантазии, т. е. способности на основе развитой наблюдательности строить художественный образ, выражая свое отношение к реальности.
Наблюдение и переживание окружающей реальности, а так- же способность к осознанию своих собственных переживаний, своего внутреннего мира являются важными условиями освоения детьми материала курса. Конечная цель - формирование у ребенка способности самостоятельного видения мира, раз мышления о нем, выражения своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Тематическая цельность и последовательность помогают обеспечить прозрачные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения. Ребенок поднимается год за годом, урок за уроком по ступенькам познания личных связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры. Принцип опоры на личный опыт ребенка и расширения, обогащения его освоением культуры выражен в самой структуре программы.
Тема 1 класса — «Ты изображаешь, украшаешь и строишь». Дети знакомятся с присутствием разных видов художественной деятельности в повседневной жизни, с работой художника, учатся с разных художнических позиций наблюдать реальность, а также, открывая первичные основания изобразительного языка, — рисовать, украшать и конструировать, осваивая выразительные свойства различных художественных материалов.
Тема 2 класса —«Искусство и ты». Художественное развитие ребенка сосредотачивается на способах выражения в искусстве чувств человека, на художественных средствах эмоциональной оценки: доброе — злое, взаимоотношении реальности фантазии в творчестве художника.
Тема 3 класса —«Искусство вокруг нас». Показано присутствие пространственно-визуальных искусств в окружающей нас действительности. Учащийся узнает, какую роль играют искусства и каким образом они воздействуют на нас дома, на улице, в городе и селе, в театре и цирке, на празднике — везде, все люди живут, трудятся и созидают окружающий мир.
Тема 4 класса —«Каждый народ — художник». Дети изучают, почему у разных народов по-разному строятся традиционные жилища, почему такие разные представления о женской и мужской красоте, так отличаются праздники. Но, знакомясь с разнообразием народных культур, дети учатся видеть, как многое их объединяет. Искусство способствует взаимопониманию людей, учит сопереживать и ценить друг друга, а непохожая, иная, красота помогает глубже понять свою родную культуру и ее традиции.
Восприятие произведений искусства и практические творческие задания, подчиненные общей задаче, создают условия для глубокого осознания и переживания каждой предложенной темы. Этому способствуют также соответствующая музыка и литература, которые помогают детям на уроке воспринимать и создавать заданный образ.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.
Коллективные формы работы могут быть разными: работа по группам; индивидуально-коллективная работа, когда каждый выполняет свою часть для общего панно или постройки. Совместная творческая деятельность учит детей договариваться, ставить и решать общие задачи, понимать друг друга, с уважением и интересом относиться к работе товарища, а общий положительный результат дает стимул для дальнейшего творчества и уверенность в своих силах. Чаще всего такая работа - это подведение итога какой-то большой темы и возможность более полного и многогранного ее раскрытия, когда усилия каждого, сложенные вместе, дают яркую и целостную картину.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Средства художественной выразительности - форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция - осваиваются учащимися на всем протяжении обучения.
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры. скульптуры , живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает детям возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радости успеха. Выполненные на уроках работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
3.Место предмета в учебном плане.
В федеральном базисном учебном плане на изучение изобразительного искусства в каждом классе начальной школы отводится по 1 ч в неделю, всего 135 ч.( 1 класс-33 ч., 2-4 класс – 34 ч.)
4. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Приоритетная цель художественного образования в школе - духовно-нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истиной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего, ребёнок постигает искусство своей Родины, а потом знакомится с искусством других народов.
В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Ребёнок шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты. Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка - главный смысловой стержень курса. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления. Одна из главных задач курса - развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание - проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению - основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально- ценностных критериев жизни.
5.Результаты изучения учебного предмета.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны преобразование в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
- понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- сформированность эстетических потребностей (потребностей на общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально—нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работ в команде одноклассников од руководством учителя;
- умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть рабаты с общим замыслом;
- умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформулированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- овладение умением творческого видения с позиций художника, т. е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- формирование умения понимать причины успеха неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам;
- овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
- использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов, отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;
- умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
- умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
- осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
- сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
- овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
- овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
- знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайна и архитектура), декоративной (народных и прикладные виды искусства);
- •знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
- понимание образной природы искусства;
- •эстетическая оценка явлений природы , событий окружающего мира
- применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
- способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
- умение обсуждать и анализировать произведения искусства,
- выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
- усвоение названий ведущих художественных музеев России
- и художественных музеев своего региона;
- умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
- способность использовать в художественно-творческой дельности различные художественные материалы и художественные техники;
- способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональных состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
- умение компоновать на плоскости листа и в объеме заду манный художественный образ;
- освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
- овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
- умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
- умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
- изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
- способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
- умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
В результате изучения предмета « Изобразительное искусство у обучающихся:
•будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством;
• начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства;
• формируются основы духовно-нравственных ценностей личности, будет проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, художественный вкус;
• появится способность к реализации творческого потенциала в духовной, художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, открытость миру, диалогичность;
•установится осознанное уважение и принятие традиций, форм культурного -исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержание понятия Отечество» ,«родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций много национального народа Российской Федерации, зародится социально ориентированный и взгляд на мир;
• будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.
Обучающиеся:
• овладеют умениями и навыками восприятия произведений искусства; смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку явлениям окружающего мира;
• получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстника научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых явлений жизни и искусства;
• научатся различать виды и жанры искусства, смогут называть ведущие художественные музеи России (и своего региона);
• будут использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла; смогут выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
6.Основные требования к уровню подготовки обучающихся
2 класс
В результате изучения программы учащиеся:
- осваивают основы первичных представлений о трёх видах художественной деятельности: изображение на плоскости и в объёме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объёме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов;
- приобретают первичные навыки художественной работы в следующих видах искусства: живописи, графике, скульптуре, дизайне, началах архитектуры, декоративно-прикладных и народных формах искусства;
- развивают фантазию, воображение, проявляющиеся в конкретных формах творческой художественной деятельности;
- осваивают выразительные возможности художественных материалов: гуаши, акварели, пастели и мелков, угля, карандашей, пластилина, бумаги для конструирования;
- приобретают первичные навыки художественного восприятия различных видов и жанров искусства, начальное понимание особенностей образного языка разных видов искусства и их социальной роли, т. е. значение в жизни человека и общества;
- учатся анализировать произведения искусства, приобретают знания о конкретных произведениях выдающихся художников в различных видах искусства, учатся активно использовать художественные термины и понятия;
- овладевают начальным опытом самостоятельной творческой деятельности, а также приобретают навыки коллективного творчества, умение взаимодействовать в процессе совместной художественной деятельности;
- приобретают первичные навыки изображения предметного мира, растений и животных, начальные навыки изображения пространства на плоскости и пространственных построений, первичные представления об изображении человека на плоскости в объёме;
- приобретают навыки общения через выражение художественных смыслов, выражение эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;
- приобретают знания о роли художника в различных сферах жизнедеятельности человека, в организации форм общения людей, создания среды жизни и предметного мира;
- приобретают первичные представления о деятельности художника в синтетических и зрелищных видах искусства (в театре и кино);
- приобретают первичные представления о богатстве и разнообразии художественных культур народов Земли и основах этого многообразия, о единстве эмоционально-ценностных отношений к явлениям жизни.
3 класс
Ученики должны знать:
- основные виды и жанры изобразительных искусств;
- основы изобразительной грамоты (цвет, тон, пропорции, композиция);
• имена выдающихся представителей русского и зарубежного искусства и их основные про изведения;
- названия наиболее крупных художественных музеев России;
- названия известных центров народных художественных ремесел России.
Ученики должны уметь:
• применять художественные материалы (гуашь, акварель) в творческой деятельности;
• различать основные и составные, теплые и холодные цвета;
- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных художников;
- применять основные средства художественной выразительности в самостоятельной творче ской деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
Ученики должны быть способны решать следующие жизненные практические задачи:
- для самостоятельной творческой деятельности;
- обогащения опыта восприятия произведений ИЗО;
- оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении музеев ИЗО, народного творчества и др.;
владеть компетенциями: личностного саморазвития, коммуникативной, ценностно-ориентационной, рефлексивной.
7. Формы контроля знаний, умений, навыков (текущего, итогового)
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
- Активность участия.
- Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
- Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
- Самостоятельность.
- Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
- Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
- Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
- Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Формы контроля уровня обученности
- Викторины
- Кроссворды
- Отчетные выставки творческих (индивидуальных и коллективных) работ
- Тестирование
8. Содержание программы.
ТЫ ИЗОБРАЖАЕШЬ, УКРАШАЕШЬ И СТРОИШЬ. 1 класс- 33 часа
Ты учишься изображать – 9 час.
Изображения, красота всюду вокруг нас. Экскурсия «В парке».
Мастер Изображения учит видеть.
Изображать можно пятном.
Изображать можно в объеме.
Изображать можно линией.
Разноцветные краски.
Изображать можно и то, что невидимо.
Художники и зрители (обобщение темы).Картина. Скульптура.
Художники и зрители (обобщение темы).Художественный музей.
Ты украшаешь-8 час.
Мир полон украшений.
Цветы.
Красоту надо уметь замечать.
Узоры на крыльях. Ритм пятен.
Красивые рыбы. Монотипия.
Украшения птиц. Объёмная аппликация.
Как украшает себя человек.
Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы).
Ты строишь- 11 час.
Постройки в нашей жизни.
Дома бывают разными.
Домики, которые построила природа.
Форма и конструкции природных домиков.
Дом снаружи и внутри.
Внутреннее устройство дома.
Строим город.
Все имеет свое строение.
Строим вещи.
Город, в котором мы живем (обобщение темы).
Прогулка по родному городу.
Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу -5 час.
Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе.
Праздник весны. Праздник птиц.
Разноцветные жуки.
Сказочная страна.
Времена года.
Здравствуй, лето! Урок любования (обобщение темы).
ИСКУССТВО И ТЫ. 2 класс- 34 часа
Как и чем работают художник?- 8 час.
Три основные краски – желтый, красный, синий.
Белая и чёрная краски.
Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности.
Выразительные возможности аппликации.
Выразительные возможности графических материалов.
Выразительность материалов для работы в объеме.
Выразительные возможности бумаги.
Неожиданные материалы (обобщение темы).
Реальность и фантазия – 7 час.
Изображение и реальность.
Изображение и фантазия.
Украшение и реальность.
Украшение и фантазия.
Постройка и реальность.
Постройка и фантазия.
Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы).
О чём говорит искусство -10 час.
Изображение природы в различных состояниях.
Изображение характера животных.
Знакомство с анималистическими изображениями.
Изображение характера человека: женский образ.
Изображение характера человека: мужской образ.
Образ человека в скульптуре.
Человек и его украшения.
О чём говорят украшения.
Образ здания.
Образы зданий и окружающей жизни.
В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы).
Как говорит искусство – 9 час.
Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного.
Тихие и звонкие цвета.
Что такое ритм линий?
Характер линий.
Ритм пятен.
Пропорции выражают характер.
Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности.
Обобщающий урок года.
ИСКУССТВО ВОКРУГ НАС. 3 класс- 34 часа
Искусство в твоем доме – 8 час.
Твои игрушки.
Посуда у тебя дома.
Обои и шторы в твоем доме.
Мамин платок.
Твои книжки.
Открытки.
Труд художника для твоего дома (обобщение темы).
Искусство на улицах твоего города – 7 час.
Памятники архитектуры.
Парки, скверы, бульвары.
Ажурные ограды.
Волшебные фонари.
Витрины.
Удивительный транспорт.
Труд художника на улицах твоего города (села) (обобщение темы).
Художник и зрелище- 10 час.
Художник в цирке.
Художник в театре.
Художник-создатель сценического мира.
Театр кукол.
Образ куклы, её конструкция и костюм.
Маски.
Условность языка масок, их декоративная выразительность.
Афиша и плакат.
Праздник в городе.
Элементы праздничного украшения города.
Школьный праздник-карнавал (обобщение темы).
Художник и музей -9 час.
Музеи в жизни города.
Картина- особый мир. Картина-пейзаж.
Картина-портрет.
Картина-натюрморт.
Картины исторические и бытовые.
Учимся смотреть картины.
Скульптура в музее и на улице.
Художественная выставка (обобщение темы).
КАЖДЫЙ НАРОД — ХУДОЖНИК (ИЗОБРАЖЕНИЕ, УКРАШЕНИЕ, ПОСТРОЙКА В ТВОРЧЕСТВЕ НАРОДОВ ВСЕЙ ЗЕМЛИ). 4 класс -34 часа.
Истоки родного искусства – 8 час.
Пейзаж родной земли.
Красота природы в произведениях русской живописи.
Деревня — деревянный мир.
Украшения избы и их значение.
Красота человека.
Образ русского человека в произведениях художников.
Календарные праздники.
Народные праздники (обобщение темы).
Древние города нашей Земли – 7 час.
Родной угол.
Древние соборы.
Города Русской земли.
Древнерусские воины-защитники.
Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва.
Узорочье теремов.
Пир в теремных палатах (обобщение темы).
Каждый народ — художник- 11 час.
Страна Восходящего солнца.
Образ художественной культуры Японии.
Образ женской красоты.
Народы гор и степей.
Юрта как произведение архитектуры.
Города в пустыне.
Древняя Эллада.
Мифологические представления Древней Греции.
Европейские города Средневековья
Образ готического храма.
Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы).
Искусство объединяет народы – 8 час.
Материнство.
Образ Богоматери в русском и западноевропейском искусстве.
Мудрость старости.
Сопереживание.
Герои - защитники.
Героическая тема в искусстве разных народов.
Юность и надежды.
Искусство народов мира (обобщение темы).
9. Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса
№ | Наименование объектов и средств материально - технического обеспечения | Количество |
Библиотечный фонд | ||
Фонд школьной и сельской библиотек Интернет-ресурсы | ||
Печатные пособия | ||
1. | Таблицы «Декоративно-прикладное искусство» | 2 |
Технические средства | ||
1 | Телевизор | 1 |
2 | DVD-плеер | 1 |
3 | Музыкальный центр | 1 |
4 | Компьютер | 1 |
5 | Проектор | 1 |
6 | Принтер | 1 |
7 | Фотокамера | 1 |
8 | Фотоаппарат | 1 |
Экранно – звуковые пособия | ||
Презентации | ||
Игры и игрушки | ||
Оборудование класса | ||
1 | Магнитная доска | 1 |
2 | Переносной стенд для выставок | 1 |
10. Список литературы
- Б.М. Неменский, В.Г.Горяев, Л.А.Неменская. Сборник программ для 1 -9 классов – М.: Просвещение, 2011.
- Н.А. Горяева, Л.А.Неменская. Ты и искусство. Учебник для 2 класса - М.: Просвещение, 2011
- Н.А. Горяева, Л.А.Неменская. Искусство вокруг нас.Учебник для 3 класса-М. Просвещение, 2011
- И.В. Федотова. Изобразительное искусство 2 класс: поурочные планы по учебнику Л.А. Неменской - Волгоград: Учитель, 2008 -171 с.
- И.К. Щеблыкин и др. Аппликационные работы в начальных классах: Кн.для учителя. М.: Просвещение, 1990. – 191 с.
- Е.А. Каралашвили. Физкультурная минутка. Динамические упражнения для детей 6-10 лет. – М.: ТЦ Сфера,2002. – 64 с.(Серия вместе с детьми»)
Календарно-тематическое планирование
Изобразительное искусство
2 класс
34 часа
№ п/п | Название темы | Вид деятельности | Кол-во часов | Число | Дом. задание | |
план | факт | |||||
Раздел № 1. Чем и как работают художники. 8 часов. | ||||||
1. | Три основные краски, строящие многообразие мира. Волшебная палитра цвета. Цель: Знакомство с основными и составными цветами, с цветовым кругом | Рисование по памяти и впечатлению. | 1 час | сен 7 | Рисунок бабочки | |
2. | Три основные краски. Волшебная цветочная поляна Цель: Знакомство с различным эмоциональным звучанием цвета. Расширение знаний о различных живописных материалах: акварельные краски, темпера, масляные и акриловые краски. | Рисование по памяти и представлению. | 1 час | 14 | Наблюдение за цветами | |
3. | Пять красок-всё богатство цвета и тона. Природные стихии Цель: Создавать живописными материалами различные по настроению пейзажи, посвященные изображению природных стихий. | Работа с акварелью и гуашью; изображение солнечного дня. | 1 час | 21 | раб. тетр. с.7 | |
4. | Радуга на грозовом небе. Цель: Развивать навыки работы пастелью, акварелью | Работа с акварелью и гуашью | 1 час | 28 | Мини-сочинение «Радость от радуги» | |
5. | Пастель и цветные мелки: их выразительные возможности. Осенний лес Цель: Овладевать первичными знаниями перспективы (загораживание, ближе - дальше). Изображать осенний лес, используя выразительные возможности материалов | Работа тушью, карандашом, углем. | 1 час | ок 5 | Фотографии осени | |
6. | Цветные мелки. Салют в ночном небе. Цель: Понимать красоту и выразительность пастели, мелков | Работа цветными мелками | 1 час | 12 | ||
7. | Выразительные возможности графических материалов. Волшебные линии Цель: Осваивать приемы работы графическими материалами (тушь, палочка, кисть). | Работа акварелью | 1 час | 19 | Превратить красочные пятна в птиц, зверей раб.тетр. с.11 наблюдение за тенью от деревьев | |
8 | Выразительность материалов для работы в объеме. Сказочные животные Цель: Развивать навыки работы с целым куском пластилина. Овладевать приёмами работы с пластилином (выдавливание, заминание, вытягивание, защипление). Создавать объёмное изображение живого с передачей характера | Лепка птиц и животных (работа в объеме) | 1 час | 26 | упраж. раб. тетр. с.12 придумать историю о своём животном | |
Раздел № 2. Реальность и фантазия. 7 часов. | ||||||
9. | Добрый сказочный герой Цель: Изображать сказочные существа путем соединения воедино элементов разных животных и даже растений. Развивать навыки работы гуашью. | Рисование по представлению и по памяти. | 1 час | нояб 9 | Придумать историю про фантастического животного | |
10. | Автопортрет Цель: Размышлять о возможностях изображения реального и фантастического мира. | Рисование с натуры и представлению. | 1 час | 16 | Рисунок своей мечты раб.тетр. с.15 | |
11. | «Узоры на окне. Украшение и реальность, украшения в природе. Цель: Наблюдать и учиться видеть украшения в природе. Эмоционально откликаться на красоту природы. | Рисование узора резных наличников | 1 час | 23 | Рисунок цветными мелками уч. с.69 весёлое задание | |
12. | «Сказочная птица». Изображение и фантазия Цель: Придумывать выразительные фантастические образы животных | Работа по памяти и представлению; работа по готовому трафарету, в технике аппликации. | 1 час | 30 | Понаблюдать за резьбой на домах | |
13. | Новогодняя гирлянда в витрине магазина. Украшения и фантазия. Цель: Осваивать: приёмы создания орнамента: повторение модуля, ритмическое чередование элемента. | Работа в технике «граттаж» (процарапывание). | 1 час | декаб 7 | Проект украения окна к новому году | |
14. | «Наши друзья: птицы». Рисунок птицы (ворона, журавль, голубь, петух, и др.) с живой натуры, чучела или таблицы. Изображение и реальность. Цель: Изображать животных ,выделяя пропорции частей тела | Рисование с натуры | 1 час | 14 | ||
15. | Рисунок новогодней ёлки Цель: Конструировать (моделировать) и украшать елочные украшения (изображающие людей, зверей, растения) для новогодней елки.
| Конструктивное строение из бумаги. | 1 час | 21 | Игрушка из цветной бумаги | |
Раздел № 3. О чем говорит искусство. 10 часов. | ||||||
16. | «Четвероногий герой». Выражение характера изображаемых животных. Живопись. Цель: Изображать животных, выделяя пропорции частей тела. Передавать в изображении характер выбранного животного. | Рисование по памяти и представлению. | 1 час | 28 | Рассказ о характере своего питомца | |
17. | Сказочный мужской образ. Выражение характера человека в изображении («Веселый и грустный клоуны»). Цель: Учиться изображать эмоциональное состояние человека | Рисование по представлению сказочных героев (мужчин), контрастных по характеру. | 1 час | янв 11 | раб. тетр. с. 25 | |
18. | Женский образ русских сказок. Портрет в зеркале. Выражение характера человека в изображении. Цель: Создавать противоположные по характеру сказочные женские образы (Золушка и злая мачеха, баба Бабариха и Царевна-Лебедь, добрая и злая волшебницы), используя живописные и графические средства. | Рисование по представлению образов сказочных персонажей (женщин), контрастных по характеру. | 1 час | 18 | раб. тетр. с.29, рассмотреть иллюстрации к сказкам Пушкина | |
19. | Образ сказочного героя. Художественное изображение в объеме. Цель: Овладевать приемами работы с пластилином (вдавливание, заминание, вытягивание, защипление). Создавать в объеме сказочные образы с ярко выраженным характером | Изображение в объеме сказочных героев (лепка). | 1 час | 25 | ||
20. | Природа отражает характер героя. В лесном царстве. Цель: Наблюдать природу в различных состояниях. Изображать живописными материалами контрастные состояния природы. | Рисование природы по памяти. | 1 час | фев 1 | Раб. тет. С.30 | |
21. | «Человек и его украшения». Выражение характера человека через украшения. Цель: Понимать характер линии, цвета, формы, способных раскрыть намерения человека. | Декоративное конструирование. | 1 час | 8 | ||
22. | Доспехи воина-защитника Украшение и реальность. Цель: Понимать роль украшения в жизни человека. Сравнивать и анализировать украшения, имеющие разный характер. Создавать декоративные композиции заданной формы (вырезать из бумаги богатырские доспехи) | Вырезание из бумаги элементов щита и меча | 1 час | 15 | раб. тетр. с.27 | |
23. | Выражение намерений через украшение. Украшение парусов двух флотов. Цель: Украшать паруса двух противоположных по намерениям сказочных флотов. | Украшение цветом, символами с выражением намерений – добрых или злых. | 1 час | 22 | раб. тетр. с.31 | |
24-25. | Образ здания. «Замок Снежной Королевы». Дом для сказочных героев. Цель: Учиться видеть художественный образ в архитектуре. Приобретать навыки восприятия архитектурного образа в окружающей жизни и сказочных построек. | Смешанная техника (фон – пейзаж, аппликация; макетирование, конструирование). | 2 часа | 29, мар 7 | раб. тет. с. 33 | |
Раздел № 4. Как говорит искусство. 9 часов. | ||||||
26. | «Огонь в ночи». («Перо жар-птицы»). Цвет как средство выражения: «тёплые» и «холодные» цвета. Цель: Уметь составлять тёплые и холодные цвета. Понимать эмоциональную выразительность тёплых и холодных цветов. Уметь видеть в природе борьбу и взаимовлияние цвета. Осваивать различные приемы работы кистью (мазок «кирпичик», «волна», «пятнышко»). Развивать колористические навыки работы гуашью. Изображать простые сюжеты с колористическим контрастом (угасающий костер вечером, сказочная, жар-птица и т.п.). | Живописные упражнения, рисование по памяти и представлению (впечатлению). | 1 час | 14 | раб. тет. с. 35 | |
27. | «Мозаика». Цвет как средство выражения: «тихие» (глухие) и «звонкие» цвета («Весенняя земля») Цель: Уметь составлять на бумаге тихие (глухие) и звонкие цвета. Иметь представление об эмоциональной выразительности цвета - глухого и звонкого. Уметь наблюдать многообразие и красоту цветовых состояний в весенней природы. Изображать борьбу тихого (глухого) и звонкого цветов, изображая весеннюю землю | Рисование по памяти и представлению. | 1 час | 21 | раб. тет. с. 36 нарисовать тихий сон | |
28. | Графические упражнения. Линия как средство выражения. Характер линий. Цель: Фантазировать, изображать весенние ручьи, извивающиеся змейками, задумчивые, тихие и стремительные (в качестве подмалевка - изображение весенней земли). | Графическое изображение весеннего лесного пейзажа. | 1 час | ап 4 | Понаблюдать за деревьями, найти иллюстрации, произведения живописи, где разный ритм пятен | |
29. | «Дерево». Линия, как средство выражения. Характер линий. Цель: Уметь видеть линии в окружающей действительности. Наблюдать, рассматривать, любоваться весенними ветками различных деревьев. Осознавать, как определенным материалом можно создать художественный образ. Изображать ветки деревьев с определенным характером и настроением. | Рисование по памяти и с натуры (деревья в окне, растения комнатные). | 1 час | 11 | ||
30. | Полёт мыльных пузырей Цель: Уметь передавать расположение (ритм) летящих пузырей на плоскости листа. | Рисование по памяти; цветные мелки | 1 час | 18 | ||
31. | Подводный мир. Ритм цвета, пятен как средство выражения. Живопись (или оригами, цветная аппликация). Цель: Расширять знания о средствах художественной выразительности | Рисование по памяти, с натуры; вырезание из бумаги. | 1 час | 25 | ||
32. | «Птицы». Пропорция как средство художественной выразительности. Пропорции и характер (бумажная пластика или лепка). Цель: Понимать, что такое пропорции. Создавать выразительные образы животных или птиц с помощью изменения пропорций. | Конструирование из бумаги или лепка. | 1 час | май 16 | Понаблюдать за птицами | |
33. | «Весна идет». Ритм пятен, линий. Пропорции как средство художественной выразительности. Цель: Понимать роль различных средств художественной выразительности для создания того или иного образа. Создавать коллективную творческую работу (панно) «Весна. Шум птиц». | Живопись с элементами аппликации. | 1 час | 23 | раб. тетр. с.46-47 | |
34. | Музей искусств. | Беседа. | 1 час | 30 | ||
резерв | «Экзамен художника Тюбика». Искусствоведческая викторина. Цель: обобщить знания по курсу | Игровые формы, конкурсы, творческие задания. | 1 час |
Календарно-тематическое планирование
Изобразительное искусство
3класс
34 часа
№ п/п | Название темы | Вид деятельности | Кол-во часов | Число | Дом. задание | |
план | факт | |||||
Раздел №1. Искусство в твоём доме. 8 часов | ||||||
1 | Мастера изображения, Постройки и Украшения. Художественные материалы | Рисование по памяти и впечатлению. | 1 час | сентябрь 7 | ||
2 | Твоя игрушка (создание формы, роспись). Цель: развивать умение наблю дать окружающую действитель ность и использовать наблюдения для создания тематического ри сунка | Рисование с натуры и представлению | 1 час | 14 | ||
3. | Твоя посуда. Цель: совершенствовать приемы рисования с натуры, правильную передачу формы и пропорции, развивать умение самостоятельно решать декоративное оформление предметов, познакомить с элемен тами хохломской росписи | Декоративное рисование, элементы хохломской росписи. | 1час | 21 | Аппликация «Чайный сервиз» | |
4 | Обои и шторы у тебя дома Цель: учить составлять непре рывные полосные орнаменты, раз вивать навыки использования рас тительных форм для орнамен тальных композиций, развивать художественный | Построение ритма, выбор изобразительных мотивов, их превращение в орнамент | 28 | Продумать эскиз обоев для детской комнаты | ||
3. | Мамин платок Цель: показать приемы состав ления декоративных композиций (растительный узор - Хохлома, Гжель | Работа с акварелью и гуашью; художественная роспись платков, их разнообразие, орнамент | 1 час | окт 5 | учебн. с.32 вопросы 1-4 | |
4. | Твои книжки Цель: развивать творческие спо собности учащихся, умения рас крывать в иллюстрациях содержа ние литературного произведения | Декоративно-прикладное творчество. | 1 час | 12 | Сделать книжку с картинками | |
5. | Открытки Цель: познакомить с графиче скими работами (гравюра, офорт, литография, линогравюра); фор мировать любознательность, вкус к произведениям графики, пони мание условности ее языка | Работа тушью, карандашом. Графика | 1 час | 19 | Рассмотреть открытки,найти самую оригинальную | |
6-7. | Труд художника для твоего дома. Настенное панно из листьев и цветов | Аппликация | 2 час | 26 | ||
8. | Выполнение макета игровой площадки. | Объёмное конструирование | 1 час | Найти предметы дома, где приложил руку художник | ||
Раздел №2 Искусство на улицах твоего города. 7 часов | ||||||
9. | Памятники архитектуры Цель: познакомить с архитекту рой города, родного села, с трудом ху дожников, архитекторов, строите лей; начать работу над панно «Моё любимое село» | Коллективное панно | 1 час | Понаблюать за зданиями в селе | ||
10. | Парки, бульвары и скверы Цель: обратить внимание детей на то, что парки проектируют художники-архитекторы | Рисование по памяти и представлению. | 1 час | Проект парка для сказочных героев | ||
11. | Ажурные ограды Цель: развивать творческое воображение | Конструирование | 1 час | Фотография ограды | ||
12. | Волшебные фонари Цель: расширять представление о тм, что художник работает над общим обликом города | Конструирование из цветной и белой бумаги | 1 час | Проект фонаря из белой бумаги | ||
13. | Витрины Цель: развивать наблюдательность, познавательные способности | Объёмная аппликация | 1 час | Объёмный макет витрины | ||
14. | Удивительный транспорт Цель: обратить внимание детей на удивительные формы транспорта | Конструктивное строение: объемное изображение фигур | 1 час | Машина из спичечного коробка | ||
15. | Труд художника на улицах твоего села | Рисование по памяти и представлению | 1 час | раб. тетр. с. 27 рисунок волшебного города | ||
Раздел №3 Художник и зрелище 10 часов | ||||||
16. | Художник в цирке. Рисунок:«Дрессированные животные на манеже | Рисование по памяти и представлению. | 1 час | 29 | раб. тетр. с. 29 | |
17. | Образ театрального героя Цель: ввести в мир театра, в мир условностей, в мир игры | Рисование по представлению | 1 час | янв. 11 | Придумать небольшую сценку для разыгравания | |
18. | Театральные маски. Цель: познакомить с театральными масками, как способом перевоплощения | Конструирование из бумаги | 1 час | 18 | ||
19-20 | Театр кукол. Голова куклы, театральный костюм. Цель: создать куклы к кукольному спектаклю | Изображение в объеме сказочных героев (лепка). | 1 час | 25 | чтение учеб. с. 92 | |
21. | Театральный занавес. Цель: обобщить и систематизи ровать знания детей о театре; по знакомить с театральным зданием | Декоративное конструирование. | 1 час | фев1 | ||
22. | Афиша. Цель: познакомить с работой художников-графиков | Эскиз афиши | 1 час | 8 | раб. тетр. с. 34 | |
23. | Плакат | Работа акварелью, гуашью | 1 час | 15 | раб. тетр. с. 35 | |
24-25. | Праздник в селе. Цель: закрепить знания о театре и цирке | Смешанная техника (фон – пейзаж, аппликация; макетирование, конструирование). | 2 часа | 22, 29 | Украшение к празднику Масленицы | |
Раздел №4 ХУДОЖНИК И МУЗЕЙ 9 часов | ||||||
26. | Музеи в жизни города. Цель: познакомить с историей культуры и искусства, приобщить к миру искусства, помочь сделать первый шаг к самостоятельному их изучению и посещению музея | Живописные упражнения, рисование по памяти и представлению (впечатлению). | 1 час | мар 7 | Опрос родителей, в каких музеях были | |
27. | Изобразительное искусство: картина-пейзаж. Цель: познакомить учащихся с жанром пейзажа, научить видеть и передавать в рисунке красоту природы
| Рисование по памяти и представлению. | 1 час | 14 | Принести репродукцию картины, которая нравится членам семьи | |
28. | Картина-натюрморт. Цель: показать отношение художника к тому, что он изображает | Рисование с натуры | 1 час | 21 | учеб. с. 129, зад. 2 | |
29. | Натюрморт «Цветы лета» | Рисование по памяти и с натуры (растения в вазе). | 1 час | апр 4 | ||
30. | Картина-портрет Цель: познакомить учащихся с изображением человека на портрете | Рисование по памяти; | 1 час | 11 | Фотография своих друзей, близких | |
31. | Картины исторические и бытовые Цель: научить отличать исторические картины от бытовых | Рисование по памяти, с натуры; | 1 час | 18 | ||
32. | Скульптура в музеях и на улице Цель: познакомить с жанром скульптуры, разнообразием скульптурных материалов | Конструирование и лепка. | 1 час | 25 | учеб. с. 137, зад. 1 | |
33. | Художественная выставка | Работа экскурсоводом | 1 час | май 16 | ||
34. | Обобщение темы четверти. Цель: оформить выставку луч ших работ учащихся за год | Беседа. | 1 час | 23 |
Приложение
Проверочные работы игры и упражнения на уроках рисования с натуры, по памяти и по представлению во 2 классе.
Плоды садов и огородов.
Лото проводится в начале урока «Дары осени» .
Задача проверки : закрепить навыки анализа формы предметов с применением системы геометрических образов, совершенствовать зрительную память.
Дидактический материал: карточки с изображениями овощей и фруктов, набор цветных геометрических фигур на каждого учащегося.
Содержание. Учащиеся кладут перед собой карточку лото и достают из конверта набор геометрических фигур. Учащиеся должны определить форму изображения овощей и фруктов и накрыть изображение соответствующим геометрическим образом, выбрав при этом цвет геометрической фигуры, соответствующий «общему» локальному цвету плода.
Правило: Изображения плодов должно быть закрыты учащимися, пока учитель считает (по количеству представленных изображений).
Составь цветок.
Игра проводится на уроке рисования цветов с натуры.
Цель: развивать наблюдательность и зрительную память.
Дидактический материал: наборы карточек лото с изображением составных частей различных цветов.
Содержание :Каждому участнику игры выдается пакет с карточками, на которых изображены составные части различных полевых и садовых цветов. У каждого игрока находятся составные части трех или четырех цветов. По команде дети достают из пакетов их содержимое и начинают из карточек – частей составлять целый цветок. Выигрывает тот, кто правильно и быстро выполнил условия игры.
Упражнение «составь натюрморт».
Цель: формировать композиционные навыки, развивать наблюдательность и зрительную память.
Дидактический материал: наборы шаблонов различных предметов (разные по цветовой гамме и размеру).
Содержание: Учащиеся должны составить натюрморт из данных предметов вспоминая правила композиции.
Осенний лес.
Цель: совершенствовать наблюдательный опыт учащихся, зрительную память.
Дидактический материал: стихи, загадки, карточки с изображением различных деревьев.
Содержание : изобразить по памяти или по представлению тот лес, где была экскурсия.
Вопросы:
- Какие краски, цвета называют теплыми, а какие – холодными?
- Какие художественно – выразительные средства живописи ты можешь назвать?
- Расскажи о цвете в живописи как художественно – выразительном средстве. Приведите примеры.
- Какие существуют контрасты?
- Какие вы знаете графические художественно-выразительные средства?
- Что такое силуэт в изобразительном искусстве?
- Какой жанр изобразительного искусства посвящен изображению животных?
- Как называют художников которые все свое творчество посвящают животным?
- С помощью какой геометрической фигуры можно нарисовать кролика или зайца
Проверочные работы игры и упражнения на уроках тематического рисования.
Упражнение «Вспомни сказку»
Упражнение проводится перед иллюстрированием русских народных сказках.
Цель: развивать наблюдательность, зрительную память и логическое мышление.
Содержание: используются фрагменты сказки. Учащиеся должны вспомнить сказку и рассказать данный эпизод. Убрать фрагменты, которые не подходят к данной теме.
Рисунок на тему.
Цель: развивать наблюдательность, зрительную память и логическое мышление.
Содержание: Используется несколько картин пейзажного жанра на различную тему. Ученики должны выбрать картину близкую им по духу нарисовать свой пейзаж.
Вопросы:
- Что такое композиция в изобразительном искусстве?
- Расскажите о последовательности рисования на тему?
- Что такое иллюстрация к сказке?
- Как найти главный сюжет в сказке?
- Что значит рисовать на тему?
Проверочные работы игры и упражнения на уроках декоративного рисования.
Упражнение « Цветные зверюшки »
Упражнение выполняется при рисовании орнаментальной полосы «Мои любимые игрушечные животные».
Цепь: воспитывать у учащихся чувство цветовой гармонии и художественный вкус.
Содержание: используем цветовой круг. Учитель повторяет с детьми пары гармонично сочетающихся цветов, указывая на них стрелками в цветовом круге. И при рисовании орнаментальной полосы «Мои любимые игрушечные животные» расписываем контрастными цветами.
Игра «Веселые мастера»
Цель: закрепить знания учащихся о народных промыслах; воспитывать интерес к произведениям народного декоративно-прикладного искусства.
Содержание: Среди карточек с элементами узоров разных народных промыслов нужно найти те элементы узоров, которые соответствуют заданному народному промыслу.
Игра « дорисуй»
Цель: закрепить знания учащихся о народных промыслах; воспитывать интерес к произведениям народного декоративно-прикладного искусства.
Содержание: угадать и дорисовать элементы данной росписи.
Вопросы:
Что такое орнамент?
Какие бывают орнаменты?
Какие вы знаете народные промыслы?
Какие изделия гжельских мастеров вы знаете?
Из какого материала изготовлена посуда для гжельской росписи?
Какие цвета используются в гжельской росписи?
Что вы знаете о дымковской игрушке?
Какие цвета и какие элементы росписи использует художник?
Проверочные работы игры и упражнения во время бесед об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас
Игра «В музее Осени»
Цель: развивать у детей наблюдательность и зрительную память; воспитывать интерес к произведениям изобразительного искусства.
Дидактический материал: 5-6 репродукций осенних пейзажей, неизвестных учащимся.
Содержание: один из учеников выбирает картину и рассказывает про нее другому ученику, а он должен будет ее найти среди других картин.
Игра «Художники и их картины»
Цель: закрепить знания учащихся о картинах известных художников; воспитывать интерес к ИЗО.
Дидактический материал: репродукции с изображениями художников И. И. Левитана, И.И. Шишкина, В.М. Васнецова, И. Машкова, Н, Романдин. и их репродукции .
Содержание: Портреты каких художников представлены на классной доске? После того как все художники узнаны рядом ищем и вывешиваем их картины.
Вопросы:
Какие жанры живописи ты знаешь? Подумай и скажи, что такое натюрморт.
Посмотрите на натюрморты художника и скажите его автора?
Что изображено на картинах Н. Ромадина?
Как ты думаешь, почему художник назвал одну из своих картин «Розовый вечер»?
Какие чувства вызывают у тебя его пейзажи «Весенний день» и «Последний луч»?
Расскажи о картине А. Герасимова «После дождя. Мокрая терраса».
Чем, по-твоему, отличается городская улица от сельской? Какие художественные средства используют художники, чтобы выразить своё отношение к избранной ими теме?
Кто такие художники-анималисты?
Назовите знаменитых художников сказочников?
Проверочные работы игры и упражнения на уроках рисования с натуры, по памяти и по представлению в 3 классе.
Упражнение «Веселый заяц»
Цель: закреплять навыки в опосредовании предметов окружающей действительности через геометрические образы ; закреплять навыки рисования с натуры, по памяти и представлению, развивать сенсорную культуру учащихся.
Дидактический материал: фотографии или изображение зайцев и кроликов в различных положениях; набор геометрических фигур.
Содержание: сравнение изображения зайцев и кроликов, отмечая их характерное строение и отличие. Затем с помощью геометрических фигур анализируем основные части изображения зайца и кролика. Показ учителем изображение кролика или зайца с помощью геометрических фигур. Самостоятельная работа учащихся изображение зайца в трех разных положениях.
Упражнение «Составь натюрморт».
Цель: формировать композиционные навыки, развивать наблюдательность и зрительную память.
Дидактический материал: наборы шаблонов различных предметов (разные по цветовой гамме и размеру).
Содержание: Учащиеся должны составить натюрморт из данных предметов вспоминая правила композиции.
Карточки
В какой из этих картин глубина пространства воспринимается более отчетливо? Какими средствами художник достигает этого? Определи линию горизонта.
Назови, какой вид перспективы применили художники в своих картинах?
Рассмотри картину А.К. Саврасова «Грачи прилетели» и два предварительных рисунка, отражающих замысел художника. Ответь, как называются такие рисунки. (зарисовки, наброски, эскизы).
Назови русских художников, написавших картины (или фрагменты ), которые представлены. (П.А. Федотов, В. Д. Поленов, М. В. Нестеров ).
Назови виды графики. (плакат, книжная иллюстрация, станковая графика)
Как называются эти натюрморты? Кто их авторы? В какую эпоху каждый из них был создан?
Вопросы
Что такое конструкция предмета?
Что такое пропорции предмета?
Приведите примеры плоских и объёмных предметов. Перечисли геометрические тела, имеющие объемную форму?
С помощью каких художественных средств можно передать объём предметов в рисунке?
Что такое колорит? Что может передать художник с помощью колорита?
Какие картины с холодным колоритом ты знаешь? (с теплым ) Кто их авторы?
Как ты понимаешь, что такое композиция?
Расскажи, что знаешь о набросках и зарисовках .Какими художественными материалами выполняют наброски и зарисовки?
Чем отличается рисование по памяти от рисования с натуры?
Что ты знаешь об анималистическом жанре? Назови художников-анималистов и их произведения: картины, рисунки, скульптуры.
Викторины
- Какие картины можно отнести к следующим жанрам *:
- анималистический _______________________________________________
- портрет_________________________________________________________
- пейзаж _________________________________________________________
- натюрморт ______________________________________________________
- сюжетно-тематическая картина _____________________________________
2. Ответь на вопросы :
- Какие разновидности портрета ты можешь назвать?_____________________
___________________________________________________________________
- Какие ты знаешь разновидности пейзажного жанра? _____________________
____________________________________________________________________
- Каких русских художников-пейзажистов ты знаешь?_______________________
_____________________________________________________________________
- Какие русские художники писали картины на сказочно-былинные темы?_____
_____________________________________________________________________
3. Назови своего любимого художника и любимый жанр.
4. Реши кроссворд.
Если ты правильно разгадаешь кроссворд по горизонтали, то по вертикали получишь универсальное слово, объединяющие все отгаданные тобой. (Жанр.)
- Жанр, в котором главный герой – природа. (Пейзаж.)
- Самый древний жанр. (Анималистический.)
- Известный русский художник, сказочник, автор картин «Богатыри», «Алёнушка», «Ковёр-самолет» (Васнецов.)
- Художник , изображающий море. (Маринист.)
Проверочные работы игры и упражнения на уроках тематического рисования.
Упражнение «Вспомни сказку»
Упражнение проводится перед иллюстрированием русских народных сказках.
Цель: развивать наблюдательность, зрительную память и логическое мышление.
Содержание: используются фрагменты сказки. Учащиеся должны вспомнить сказку и рассказать данный эпизод. Убрать фрагменты, которые не подходят к данной теме.
Рисунок на тему.
Цель: развивать наблюдательность, зрительную память и логическое мышление.
Содержание: Используется несколько картин пейзажного жанра на различную тему. Ученики должны выбрать картину близкую им по духу нарисовать свой пейзаж.
Вопросы:
- Что такое композиция в изобразительном искусстве?
- Расскажите о последовательности рисования на тему?
- Что такое иллюстрация к сказке?
- Как найти главный сюжет в сказке?
- Что значит рисовать на тему?
- Каких русских художников- пейзажистов ты знаешь?
- Какие русские художники писали картины на сказочно-былинные темы?
- Рисование на тему « Пусть всегда будет солнце»
Карточки
В какой из этих картин глубина пространства воспринимается более отчетливо? Какими средствами художник достигает этого? Определи линию горизонта.
Назови, какой вид перспективы применили художники в своих картинах?
Рассмотри картину А.К. Саврасова «Грачи прилетели» и два предварительных рисунка, отражающих замысел художника. Ответь, как называются такие рисунки. (зарисовки, наброски, эскизы).
Проверочные работы игры и упражнения на уроках декоративного рисования.
Упражнение «Лесная сказка »
Упражнение выполняется при рисовании эскизов оформления декоративной тарелки с узором из ягод в круге на тему «Лесная сказка».
Цепь: воспитывать у учащихся чувство цветовой гармонии и художественный вкус.
Содержание: используем цветовой круг. Учитель повторяет с детьми пары гармонично сочетающихся цветов, указывая на них стрелками в цветовом круге. Начинаем расписывать тарелки варианты: «Лето», «После дождя», «Вечерний»
Игра «Веселые мастера»
Цель: закрепить знания учащихся о народных промыслах; воспитывать интерес к произведениям народного декоративно-прикладного искусства.
Содержание: Среди карточек с элементами узоров разных народных промыслов нужно найти те элементы узоров, которые соответствуют заданному народному промыслу.
Игра « Дорисуй»
Цель: закрепить знания учащихся о народных промыслах; воспитывать интерес к произведениям народного декоративно-прикладного искусства.
Содержание: угадать и дорисовать элементы данной росписи.
Вопросы:
Что такое орнамент?
Какие бывают орнаменты?
Какие вы знаете народные промыслы?
Какие изделия гжельских мастеров вы знаете?
Из какого материала изготовлена посуда для гжельской росписи?
Какие цвета используются в гжельской росписи?
Что вы знаете о дымковской игрушке, филимоновской игрушке? Какие цвета и какие элементы росписи использует художник?
Какие изделия городецких мастеров вы знаете?
Из какого материала изготовлена посуда для городецкой росписи?
Какие цвета используются в городецкой росписи?
Что такое аппликация?
Проверочные работы игры и упражнения во время бесед об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас
Игра «В музее Осени»
Цель: развивать у детей наблюдательность и зрительную память; воспитывать интерес к произведениям изобразительного искусства.
Дидактический материал: 5-6 репродукций осенних пейзажей, неизвестных учащимся.
Содержание: один из учеников выбирает картину и рассказывает про нее другому ученику, а он должен будет ее найти среди других картин.
Игра «Художники и их картины»
Цель: закрепить знания учащихся о картинах известных художников; воспитывать интерес к ИЗО.
Дидактический материал: репродукции с изображениями художников И. И. Левитана, И.И. Шишкина, В.М. Васнецова, И. Машкова, Н, Романдин. и их репродукции .
Содержание: Портреты каких художников представлены на классной доске? После того как все художники узнаны рядом ищем и вывешиваем их картины.
Карточки
Перечисли виды изобразительного искусства.
Какими красками могут создаваться произведения живописи?
Какая техника живописи тебе нравится? Почему?
Какие произведения графики ты знаешь?
В каких художественных материалах могут выполняться произведения графики?
Что ты знаешь о скульптуре? Из каких материалов выполняется скульптура?
С какими видами архитектуры ты познакомился?
Наша столица? Назови художников и их картины изображающих столицу?
Тема матери в творчестве художников.
Какая из картин, изображающих родную природу, тебе ближе всего по настроению? Расскажи о ней.
Кто из известных тебе художников изображал море? Назови их картины.
Как называют художников изображающие море?
Какие художественные музеи ты знаешь?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса УМК «Школа России» на основе авторской программы Неменская, Л. А.
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, рекомендациями Примерной программы начал...
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса УМК «Школа России» на основе авторской программы Неменская, Л. А.
Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, рекомендациями Примерной программы начал...
Рабочая программа по изобразительному искусству для 3 класса (Б.М. Неменский) с УУД
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 3 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего обр...
Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса (Б.М. Неменский) с УУД
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 4 класса составле-на в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего об...
Рабочая программа по ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО для 1 класса Под ред. Неменского Б.М.
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гр...
Рабочая программа по изобразительному искусству во 2 классе предметной линии учебников «Школа России», авторы: Б.М Неменский, Л.А. Неменская.
Рабочая программа по изобразительному искусству во 2 классе предметной линии учебников «Школа России», авторы: Б.М Неменский, Л.А. Неменская....
Рабочая программа по изобразительному искусству для 4 класса (авторы учебника: Б.М. Неменский, Л.А. Неменская и др.), УМК "Школа России".
Разработана и составлена на основе авторской программы «Изобразительноеискусство» Б.М. Неменского, Л.А. Неменской, Н.А. Горяевой, О.А. Кобловой, Т.А. Мухиной (М.: Просвещение, 2014) к учеб...