Методическая разработка урока по ИЗО для 1 класса "Осенний сказочный лес"
методическая разработка по изобразительному искусству (изо, 1 класс) на тему
Методическая разработка урока по изобразительному искусству для 1 класса общеобразовательной школы по модифицированной программе.
Автор разработки: Микоян Анастасия Сергеевна
Место работы: НОУ СОШ «Кристалл» г. Сызрани Самарской области
Предмет: изобразительное искусство
Тип урока: комбинированный
Тема урока: «Осенний сказочный лес»
Цель и задачи урока:
- Формировать эстетическое отношение к действительности, воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
- Развивать внимание и наблюдательность;
- Изучить особенности работы в технике монотипия.
Монотипия — удивительный жанр, который по существу занимает срединную позицию между живописью и графикой, между искусством и психологией. Монотипия — это способ свободы самовыражения, это проекция внутреннего мира. Поэтому искренность жанра бесспорна. Это та тонкая материя, которая сейчас почти утеряна в изобразительном искусстве.
На этом уроке учащиеся только познакомятся с данной техникой, создавая отпечатки листьев, превращая их в сказочный лес. Это своеобразная игра, в которой интересно, что будет дальше. Если видя или представляя листок, ученик его именно таким и изобразит. То с использованием техники монотипия мы не знаем, какой будет результат и это интересно. Каждый раз отпечаток даже одного и того же листочка будет неповторимым. Все казалось бы очень просто, но на самом деле это не так. Нужно все же попытаться предвидеть результат. И еще положительная сторона применения этой техники при изучении данной темы, что даже те дети, у которых еще не совсем развито чувство формы или у них не достаточно развиты художественные умения, смогут справиться с работой. Все работы будут эксклюзивными.
А для того чтобы каждый ученик справился с заданием на уроке используется презентация с репродукциями художников пейзажистов, читаются стихотворения об осени, звучит музыка и в гости приходят герои сказок. Четкий вводный, текущий инструктаж и доброжелательная атмосфера на уроке способствуют высокому результату учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osenniy skazochny_les.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки
Самарской области
Негосударственное образовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа «Кристалл» г. Сызрани
Методическая разработка урока
изобразительного искусства в 1 классе (1 час)
по теме
«Осенний сказочный лес».
(техника монотипия)
Урок № 1
Выполнила:
Микоян Анастасия Сергеевна
Учитель изобразительного искусства
2011 г.
Аннотация
методической разработки урока
по ИЗО для 1 класса
«Осенний сказочный лес»
Методическая разработка урока по изобразительному искусству для 1 класса общеобразовательной школы по модифицированной программе.
Автор разработки: Микоян Анастасия Сергеевна
Место работы: НОУ СОШ «Кристалл» г. Сызрани Самарской области
Предмет: изобразительное искусство
Тип урока: комбинированные
Тема урока: «Осенний сказочный лес»
Цель и задачи урока:
- Формировать эстетическое отношение к действительности, воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
- Развивать внимание и наблюдательность;
- Изучить особенности работы в технике монотипия.
Монотипия — удивительный жанр, который по существу занимает срединную позицию между живописью и графикой, между искусством и психологией. Монотипия — это способ свободы самовыражения, это проекция внутреннего мира. Поэтому искренность жанра бесспорна. Это та тонкая материя, которая сейчас почти утеряна в изобразительном искусстве.
На этом уроке учащиеся только познакомятся с данной техникой, создавая отпечатки листьев, превращая их в сказочный лес. Это своеобразная игра, в которой интересно, что будет дальше. Если видя или представляя листок, ученик его именно таким и изобразит. То с использованием техники монотипия мы не знаем, какой будет результат и это интересно. Каждый раз отпечаток даже одного и того же листочка будет неповторимым. Все казалось бы очень просто, но на самом деле это не так. Нужно все же попытаться предвидеть результат. И еще положительная сторона применения этой техники при изучении данной темы, что даже те дети, у которых еще не совсем развито чувство формы или у них не достаточно развиты художественные умения, смогут справиться с работой. Все работы будут эксклюзивными.
А для того чтобы каждый ученик справился с заданием на уроке используется презентация с репродукциями художников пейзажистов, читаются стихотворения об осени, звучит музыка и в гости приходят герои сказок. Четкий вводный, текущий инструктаж и доброжелательная атмосфера на уроке способствуют высокому результату учащихся.
Тема урока: «Осенний сказочный лес».
Цель: изучение техники рисунка - монотипия, как нестандартного способа изображения осеннего леса
Формирование универсальных учебных действий (УУД).
Личностные УУД:
развитие эстетических чувств на основе знакомства с произведениями искусства;
повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности;
ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя.
формировать эстетическое отношение к действительности, воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
Регулятивные УУД:
развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;
вырабатывать способность различать способ и результат действия;
в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.
умение учиться и способность к организации своей деятельности (планированию)
Развивать внимание и наблюдательность;
Познавательные УУД:
развивать способность смыслового восприятия художественного текста;
осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.
подведение под понятие – распознавание объектов, выделение существенных признаков. Умение рассматривать, сравнивать
Изучить особенности работы в технике монотипия.
Коммуникативные УУД:
слушать и понимать речь других. Составлять рассказ по серии сюжетных рисунков.
задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе, в ситуации столкновения интересов;
Оборудование:
- Литературный ряд:
- Л.Ю. Бушкова «Поурочные разработки по изобразительному искусству»;
- Ж. «Начальная школа» № 32, 2004. «Занятия по изобразительному искусству в 1 классе»;
- Т.И. Тарабарина «Детям о времени».
- А.Н. Мартынова. Загадки, пословицы, поговорки.
- Зрительный ряд:
- Репродукции с картин художников об осени: И.Левитан «Золотая осень», И. Бродского «Опавшие листья», И.Шишкин «Осень», И.С. Остроухова «Золотая осень».
- Презентация к уроку;
- Музыкальный ряд: П. Чайковский «Сентябрь», А. Вивальди «Осень» 1 часть
- Для учащихся:
- Альбомный лист, кисти, стаканчики
- Гуашь,
- Палитра,
- Осенние листья на партах.
Содержание урока:
- Организационный момент.
Ребята, к нам в гости пришёл, отгадав загадку узнаете:
Черный Ивашка, деревянная рубашка, где пройдется, там след остается (Карандаш)
Он принес загадки:
- Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья (Осень)
- Кричит ворона в небе Ка –р!
В лесу пожа –р!
А было просто очень:
В нем поселилась …. (осень)
Правильно, ребята, осень.
2. Объяснение новой темы
(читает школьница)
Кружат листья над дорожкой,
Лес прозрачен и багрян…
Хорошо бродить с лукошком
Вдоль опушек и полян!
Мы идем и под ногами
Слышен шорох золотой.
Пахнет влажными грибами,
Пахнет свежестью лесной
А. Блонский
Многие поэты с большой любовью и мастерством описывали это чудесное время года.
Беседа о красоте осенних листьев, на основе впечатлений от экскурсии в природу (Дети рассматривают выставку осенних листьев) Класс нарядно украшен листьями.
Обратили ли вы внимание на окраску осенних листьев деревьев и кустарников? Какого цвета трава осенью? Почему осень называют золотой?
- А сейчас Художник нас приглашает всех в осенний лес. (Звучит музыка П. Чайковского «Сентябрь», читаю стихотворение И. Бунина)
Лес, точно терем расписной
Лиловый, золотой, багряный
Веселый, пестрою толпой
Стоит на солнечной полянке
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой…
И. Бунин
Какие чувства вызывают у вас эти стихотворения? Как сказочно красива осень в стихах? А художники описывают осень красками
- Кто же расписал терем-лес? (Осень – художница).
- Какими цветами она пользовалась (лиловый – цвет сирени, фиалки; золотой – блестяще-желтый; багряный – темно – красный).
- Посмотрите, какие цвета выбирают художники, чтобы передать красоту золотой осени. (Смотрим репродукции с картин художников, обсуждает выбранные художниками цветов). Очень важно не только увидеть красоту природы, суметь ее изобразить, найти нужные цвета.
- Давайте, обратимся к картине И. Бродского «Опавшие листья», И.Шишкин «Осень»; И.С. Остроухова «Золотая осень».
Какие чувства вызывают у вас картины?
На картине И.С. Остроухова прекрасно показан праздник золотой осени. Правдиво и поэтично передан уголок старого парка. Мы можем долго рассматривать золотистое кружево липы и резных листьев клена. Справа стоят два дерева. Золотая листва, среди которых выделяются светло-оранжевые листья клёна, свешиваются до земли. Из травы поднимаются, уже начинающие желтеть побеги. Слева видна дорожка, а за ней вдали группа деревьев с корявыми стволами и большими кронами.
3. Вводный инструктаж и практическая работа
А теперь попробуем нарисовать красками осенний лес. Но не простой, а сказочный. Мы сегодня с вами говорили о красоте осенней природы, о разнообразии цветов осенней листвы. И мы знаем, что листья бывают разной формы. Они лежат у вас на партах разные разные. А на что по форме похож листочек?
(дети предлагают варианты)
Давайте внимательно рассмотрим один листок и сравним его с деревом. (пояснение сопровождается зарисовкой на доске)
- Ножка листочка похожа на ствол дерева. Да?
- Прожилки листочка похожи на веточки у дерева. Так?
- А сама форма листка напоминает крону дерева. Вы со мной согласны?
- А какими бывают по форме листочки?
И поэтому наш сказочный лес будет создан из листочков. Но на листе бумаги они появятся необычным способом. Мы сегодня с вами познакомимся с новой для вас техникой, которая называется – монотипия. Монотипия в переводе с французского означает печать «печатание». Это очень интересно и я уверена вам понравится
Прежде чем начать сегодняшнюю работу, давайте, проверим, как вы приготовились к занятию.
- Чем мы сегодня будем работать? (Кисточками и красками)
- Возьмите, пожалуйста, свои кисточки в руки и прикоснитесь ими к тыльной стороне ладошек. На что похожа наша кисточка? (На ножку, на хвостик)
- Если сильнее нажать на кисточку, то ладошке будет больно. Когда мы с вами будем рисовать, надо легко и ласково проводить кисточкой по бумаге, как будто гладишь котенка, не нажимая сильно на «пяточку кисточки».
(Ребята пробуют проводить кисточкой по своим ладошкам).
- Перед тем как набрать краску на кисточку ее нужно смочить в воде, а краски «напоить» водичкой.
- (Я набираю на кисточку воду и разбрызгиваю ее вокруг себя). Все ли я правильно делаю? Действительно, кисточку нужно аккуратно отжать о край баночки, чтобы не испачкать окружающих, работу и себя.
- А как мы разместим на рабочем столе краски? (Правильно, за листом бумаги).
- Теперь наше рабочее место в порядке, можно приступать к занятиям.
Что делаем в начале….
Но в это время из-под стола появляется «Лесовичок» (Он весь грязный.)
Ты почему такой грязный?
Я с ежиком хотел нарисовать осенние листья. И вот, что получилось.
Это все от того, что ты не выслушал задание полностью.
Ребята, поможем «Лесовечку»?
Но сначала отдохнем вместе с ним
Физкультминутка
Мы листики осенние,
На ветках мы сидим. (Руки вверх.)
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели. (Махи руками.)
И на землю тихо сели. (Приседание.)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (Встать на носочки, махи руками над головой.)
Закружились, полетели (Покружились.)
И на землю снова сели. (Сесть за парты.)
4. Педагогический рисунок
А теперь приступаем к работе. (Демонстрация классу на мальберте)
- Располагаем альбомный лист горизонтально перед собой и делим его простым карандашом приблизительно пополам. Это – линия горизонта;
- Изображаем в верхней части листа небо, в нижней землю, покрытую травой и осенними листьями.
- А теперь берем листочек, кладем его на черновик и красим краской с той стороны, где прожилки более выражены.
- Далее отпечатываем его на уже подготовленный фон. Так мы «посадим» наши осенние деревья в сказочном лесу.
- Творческая практическая деятельность учащихся
С помощью музыки П.И. Чайковского создается образ осеннего пейзажа. Под музыку дети рисуют. Она создаёт у детей определенное эмоциональное настроение, которое соответствует теме данного урока.
- Подведение итога урока
- Оценка работ учащихся. Показ всех работ учащихся. Оформление выставки работ всех детей
- Уборка рабочего места.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по письму 1 класс "Сказочные приключения гнома Тимоши". Письмо слогов, слов с изученными буквами. УМК "Школа России".
В период адаптации ребенка к школе, очень нужны уроки, приближенные к игровой деятельности. На уроке первоклассники не только вспоминают сказку "Гуси-лебеди", но и выполняют необходимые задания....
Методическая разработка урока по учебному предмету «Обучение грамоте» по системе Л.В. Занкова» Тема: «Фестиваль сказочных героев»
познакомить с понятиями "авторская сказка", "народная сказ-ка", обучать пересказыванию небольших сказок по содержанию иллюстрации; совершенствовать монологическую и диалогическую речь; развивать памят...
Методическая разработка урока изобразительного искусства "Сказочная птица"
Урок ИЗО по программе "Перспективная начальная школа"...
Методическая разработка урока изобразительного искусства по теме "Сказочная гжель" 3 класс
Конспект урока по изобразительномуискусству по теме " Сказочная гжель" Культурологическая цель: воспитание эстетического вкуса учащихся.. ориентация в мире духовных ценностей. Методы обучени...
Методическая разработка к клубному часу в ГПД "Сказочный Санкт-Петербург"
Методическая разработка к клубному часу в ГПД "Сказочный Санкт-Петербург"...
методическая разработка занятия в группе продленного дня "Сказочные дворики Санкт-Петербурга"
Данная методическая разработка предсталяет собой технологическую карту занятия "Сказочные дворики Санкт-Петербурга". Учащиеся начальной школы отправляются в путешествие по городу и заглядыва...
Методическая разработка урока изобразительного искусства по теме «Сказочные узоры Полхов-Майдана»
Развитие учебно-познавательного интереса к народному творчеству через анализ и выявление стилистических особенностей полхов-майданской росписи в ходе групповой деятельности в сотрудничестве с учителем...