ИГРА-ПЕТЕШЕСТВИЕ «Воспевание труда в искусстве»»
план-конспект урока изобразительного искусства (изо, 4 класс) по теме

Уроки ИЗО в 4 классе по разделу «Искусство нашего народа» строятся как продолжение в 5 класса раздела «Древние корни народного искусства», направленные на развитие ребенка, формирование его художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративного искусства посредством формирования художественных знаний, умений, навыков. Это и духовно – нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Уроки построены на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент делается на реализацию идей развивающего обучения, которое реализуется в разных видах художественно-творческой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_goncharnyh_del_mastera.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРА-ПЕТЕШЕСТВИЕ

«Воспевание труда в искусстве»»

Цели:

создать условия для организации деятельности детей по усвоению                  формирования народного художественного творчества Белгородчины;

содействовать: развитию первичного представления о бытовании на Белгородской территории этнических групп, сыгравших определенную роль в развитии художественных ремесел, умение работать акварельными красками, развитию координации движения рук и ног в процессе ходьбы, быстроты реакции, умения сочетать движения с музыкой и словом;

воспитание любви к малой Родине.

Оборудование:

- презентация;

- гончарные керамические изделия (кринка, кружка, горшок)

- заготовка кувшина и ленты орнаментов для 3 групп

-акварельные краски;

-кисточки;

-непроливайки;

-салфетки

Ход путешествия:

  1. Организационный момент
  2. Вводная беседа

- Ребята, вы любите путешествовать?

- А на чем можно отправиться в путешествие?

(дети называют разные виды транспорта)

(слайд №2)

- А теперь давайте посмотрим на экран. Что это за карта?

 (Это карта Белгородской области)

- А теперь, ребята, я вам покажу, куда мы отправимся сегодня. Это – поселок Борисовка – районный центр Борисовского района.

(показ на слайде)

Сегодня мы узнаем, чем знаменита Борисовка.

Отправляемся в путешествие

Итак, ребята, представьте такую картину: плавно изгибаясь, прозрачная до золотистого дна, течет река Ворскла.

( слайд №3)

По берегам реки зелеными многоярусными стенами, будто древнерусские воины на страже, стоит лес: липы, вязы, клены, ясени, березы.

А вот дубы-великаны, которым из них по 300 лет.

(слайд  № 4)

Воевода Белгородской крепости Борис Петрович Шереметьев

на берегах реки Ворсклы основал несколько деревень, в том числе и слободу Борисовку.

Практичный и предприимчивый Шереметьев выбирал из разных сословий ремесленных людей и расселял их, всячески поощряя развитие ремесел и промыслов. И вскоре Борисовка уже славилась своими художественными промыслами: иконописным, вышивкой и ткачеством.

Прекрасные залежи местной глины способствовали развитию в слободе Борисовка гончарного промысла. Изделия борисовских мастеров отличались хорошим качеством, красотой и пользовались спросом далеко за пределами самой слободы.

- Ну вот мы и приехали.

Я расскажу вам о гончарном ремесле, которым издавна занимались люди в Борисовке.

(слайд № 5, 6, 7)

Представляете, ребята, как приятно в летний знойный день выпить холодного молока из такой вот глиняной кринки или нарядной кружки. А морозной зимой щи, сваренные в глиняном горшке, да еще в русской печке – сущее лакомство. ( показ гончарных изделий)

Не один десяток лет служила глиняная посуда человеку. В крестьянском быту устаревшую, разбитую посуду выбрасывали, а взамен ее ставили сверкающую, как солнышко, новую.

(слайд № 8)

В Борисовке говорят так: «Глину не мять – горшков не видать»

Раньше, в старину, глину сначала привозили на двор и смешивали с песком, затем по частям переносили в мастерскую, высыпали на пол, поливали водой и топтали ногами

(слайд № 9)

 или сбивали вот такой деревянной чекухой до тех пор, пока получалась большая глыба.

(слайд № 10)

Потом ее обрезали по краям лопатой.

(слайд № 11)

А затем гончар специальным инструментом – скобелкой – нарезал пласты глины.

(слайд № 12)

Выкладывал их на специальный прилавок и разминал руками, как тесто.

(слайд № 13)

Это «тесто» примазывалось к поверхности гончарного круга.

Мастер-гончар раскручивал ногами нижний большой круг верстака, а руками придавал глине нужную форму.

(слайд № 14)

Используя нож и бочарку (заостренную с двух сторон деревянную дощечку)

(слайд № 15)

Затем посуда устанавливалась для просушки: зимой – на печку, летом – на солнышко.

Поверхность посуды полировали и украшали росписью

Кувшины украшены орнаментом

- Что такое орнамент?

Орнамент – это узор, основанный на повторе и чередовании элементов. Основным источником создания орнамента всегда была природа. В древности каждый элемент орнамента что-то отражал, вот, например:

(слайд № 16)

  1. огонь, крест – исхождение света, добра, благополучия на все 4 стороны свете
  2. небесная и земная твердь
  3. Вода
  4. Земля, пропитанная (наполненная) водой
  5. Возвышенности
  6. Древнейшая трактовка: клубок змеи – покровительницы воды; позднее – знак воды, благополучия
  7. Закрытый знак – «солнышко»
  8. Потоки воды и дождя
  9. Колосья, трава

10)Солнышко лучистое.

3. Групповая работа

Украсить кувшин своим орнаментом (придумайте сами), используя элементы орнамента, которые вы видели.

И расскажите, что вы изобразили

4.Коллективная работа

(слайд № 18)

Рассмотрение этапов рисования кувшина

Горшок тело вращения, является симметричным предметом

(слайд № 19)

Проведём линии, соответствующие линии донышка и горлышка.

(слайд № 20)

После нахождения высоты и ширины проводим на глаз осевую линию

(слайд № 21)

Определение высоты горлышка, затем его ширину.

(слайд № 22)

Рисуя стенки горлышка, обратите внимание на то, насколько они сужаются, а также на то, что линии не прямые, а слегка прогибаются внутрь.

(слайд № 23)

Линии плечиков и донышка имеют прогиб, обратите внимание на меру изгиба. Когда рисуете, следите, чтобы симметричные линии имели одинаковый изгиб.

(слайд № 24)

Не забудьте проверить симметрию, ровность горизонтальных и вертикальных линий.

5.Творческая работа

Закроем глазки:

     Давайте  представим, что мы с вами живем в этой деревне и являемся гончарами. Придумайте свой кувшин: нарисуйте его на бумаге и украсьте орнаментом.

6.Итог

Выставка работ

Используемая литература:

1. А.И.Буренина Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей. Издание второе, исправленное и дополненное, Санкт-Петербург, 2000. с.220

2. Учите детей петь:  Песни и упражнения для развития голоса у детей 5—6 лет: Кн. для воспитателя и муз. руководителя дет. сада / Сост. Т. М. Орлова, С. И. Бекина.—М.: Просвещение, 1987.—144 с.

3. Бенина С. И. и др. Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей 6—7 лет): Из опыта работы муз. руководителей дет. садов/Авт.-сост.: С. И. Бекина, Т. П. Ломова, Е. Н. Соковнина.— М.: Просвещение, 1984.- 288 с.

4. Борисовка (исторические очерки) технический редактор Г.А.Соболь, Белгород, областная типография 1995 – 143 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Промыслы России. Гжель и Хохлома" урок изобразительного искусства и художественного труда

1. Познакомить с особенность с рисования на стекле. 2. Закреплять знания детей о характерных особенностях росписи хохломской и гжельской росписей, формировать умение создавать узоры по собст...

ИГРА-ПЕТЕШЕСТВИЕ «Воспевание труда в искусстве» презентация»

Уроки ИЗО в 4 классе по разделу «Искусство нашего народа» строятся как продолжение в 5 класса раздела «Древние корни народного искусства», направленные на развитие ребенка, формирование его художестве...

Открытый урок труда и изобразительного искусства в 1 - 2 классе

изготовление праздничной открытки ко дню защитника отечества...

Рабочая программа по изобразительному искусству и художественному труду

Рабочая программа по технологии и изобразительному искусству составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта, Примерной программы начального общего образования и программы по и...

Статья "Формирование природоведческих представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью через региональное содержание предметов "Живой мир", "Занимательный труд", "Изобразительное искусство""

В статье представлен материал о познавательных уроках усвоение обучающимися определенных знаний о родном крае, начальные представления о самобытности культуры Русского Севера....

Труд в искусстве

Урок изобразительного искусства для 4 класса...