ИГРА-ПЕТЕШЕСТВИЕ «Воспевание труда в искусстве»»
план-конспект урока изобразительного искусства (изо, 4 класс) по теме
Уроки ИЗО в 4 классе по разделу «Искусство нашего народа» строятся как продолжение в 5 класса раздела «Древние корни народного искусства», направленные на развитие ребенка, формирование его художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративного искусства посредством формирования художественных знаний, умений, навыков. Это и духовно – нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Уроки построены на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент делается на реализацию идей развивающего обучения, которое реализуется в разных видах художественно-творческой деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_goncharnyh_del_mastera.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ИГРА-ПЕТЕШЕСТВИЕ
«Воспевание труда в искусстве»»
Цели:
создать условия для организации деятельности детей по усвоению формирования народного художественного творчества Белгородчины;
содействовать: развитию первичного представления о бытовании на Белгородской территории этнических групп, сыгравших определенную роль в развитии художественных ремесел, умение работать акварельными красками, развитию координации движения рук и ног в процессе ходьбы, быстроты реакции, умения сочетать движения с музыкой и словом;
воспитание любви к малой Родине.
Оборудование:
- презентация;
- гончарные керамические изделия (кринка, кружка, горшок)
- заготовка кувшина и ленты орнаментов для 3 групп
-акварельные краски;
-кисточки;
-непроливайки;
-салфетки
Ход путешествия:
- Организационный момент
- Вводная беседа
- Ребята, вы любите путешествовать?
- А на чем можно отправиться в путешествие?
(дети называют разные виды транспорта)
(слайд №2)
- А теперь давайте посмотрим на экран. Что это за карта?
(Это карта Белгородской области)
- А теперь, ребята, я вам покажу, куда мы отправимся сегодня. Это – поселок Борисовка – районный центр Борисовского района.
(показ на слайде)
Сегодня мы узнаем, чем знаменита Борисовка.
Отправляемся в путешествие
Итак, ребята, представьте такую картину: плавно изгибаясь, прозрачная до золотистого дна, течет река Ворскла.
( слайд №3)
По берегам реки зелеными многоярусными стенами, будто древнерусские воины на страже, стоит лес: липы, вязы, клены, ясени, березы.
А вот дубы-великаны, которым из них по 300 лет.
(слайд № 4)
Воевода Белгородской крепости Борис Петрович Шереметьев
на берегах реки Ворсклы основал несколько деревень, в том числе и слободу Борисовку.
Практичный и предприимчивый Шереметьев выбирал из разных сословий ремесленных людей и расселял их, всячески поощряя развитие ремесел и промыслов. И вскоре Борисовка уже славилась своими художественными промыслами: иконописным, вышивкой и ткачеством.
Прекрасные залежи местной глины способствовали развитию в слободе Борисовка гончарного промысла. Изделия борисовских мастеров отличались хорошим качеством, красотой и пользовались спросом далеко за пределами самой слободы.
- Ну вот мы и приехали.
Я расскажу вам о гончарном ремесле, которым издавна занимались люди в Борисовке.
(слайд № 5, 6, 7)
Представляете, ребята, как приятно в летний знойный день выпить холодного молока из такой вот глиняной кринки или нарядной кружки. А морозной зимой щи, сваренные в глиняном горшке, да еще в русской печке – сущее лакомство. ( показ гончарных изделий)
Не один десяток лет служила глиняная посуда человеку. В крестьянском быту устаревшую, разбитую посуду выбрасывали, а взамен ее ставили сверкающую, как солнышко, новую.
(слайд № 8)
В Борисовке говорят так: «Глину не мять – горшков не видать»
Раньше, в старину, глину сначала привозили на двор и смешивали с песком, затем по частям переносили в мастерскую, высыпали на пол, поливали водой и топтали ногами
(слайд № 9)
или сбивали вот такой деревянной чекухой до тех пор, пока получалась большая глыба.
(слайд № 10)
Потом ее обрезали по краям лопатой.
(слайд № 11)
А затем гончар специальным инструментом – скобелкой – нарезал пласты глины.
(слайд № 12)
Выкладывал их на специальный прилавок и разминал руками, как тесто.
(слайд № 13)
Это «тесто» примазывалось к поверхности гончарного круга.
Мастер-гончар раскручивал ногами нижний большой круг верстака, а руками придавал глине нужную форму.
(слайд № 14)
Используя нож и бочарку (заостренную с двух сторон деревянную дощечку)
(слайд № 15)
Затем посуда устанавливалась для просушки: зимой – на печку, летом – на солнышко.
Поверхность посуды полировали и украшали росписью
Кувшины украшены орнаментом
- Что такое орнамент?
Орнамент – это узор, основанный на повторе и чередовании элементов. Основным источником создания орнамента всегда была природа. В древности каждый элемент орнамента что-то отражал, вот, например:
(слайд № 16)
- огонь, крест – исхождение света, добра, благополучия на все 4 стороны свете
- небесная и земная твердь
- Вода
- Земля, пропитанная (наполненная) водой
- Возвышенности
- Древнейшая трактовка: клубок змеи – покровительницы воды; позднее – знак воды, благополучия
- Закрытый знак – «солнышко»
- Потоки воды и дождя
- Колосья, трава
10)Солнышко лучистое.
3. Групповая работа
Украсить кувшин своим орнаментом (придумайте сами), используя элементы орнамента, которые вы видели.
И расскажите, что вы изобразили
4.Коллективная работа
(слайд № 18)
Рассмотрение этапов рисования кувшина
Горшок — тело вращения, является симметричным предметом
(слайд № 19)
Проведём линии, соответствующие линии донышка и горлышка.
(слайд № 20)
После нахождения высоты и ширины проводим на глаз осевую линию
(слайд № 21)
Определение высоты горлышка, затем его ширину.
(слайд № 22)
Рисуя стенки горлышка, обратите внимание на то, насколько они сужаются, а также на то, что линии не прямые, а слегка прогибаются внутрь.
(слайд № 23)
Линии плечиков и донышка имеют прогиб, обратите внимание на меру изгиба. Когда рисуете, следите, чтобы симметричные линии имели одинаковый изгиб.
(слайд № 24)
Не забудьте проверить симметрию, ровность горизонтальных и вертикальных линий.
5.Творческая работа
Закроем глазки:
Давайте представим, что мы с вами живем в этой деревне и являемся гончарами. Придумайте свой кувшин: нарисуйте его на бумаге и украсьте орнаментом.
6.Итог
Выставка работ
Используемая литература:
1. А.И.Буренина Ритмическая мозаика. Программа по ритмической пластике для детей. Издание второе, исправленное и дополненное, Санкт-Петербург, 2000. с.220
2. Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса у детей 5—6 лет: Кн. для воспитателя и муз. руководителя дет. сада / Сост. Т. М. Орлова, С. И. Бекина.—М.: Просвещение, 1987.—144 с.
3. Бенина С. И. и др. Музыка и движение (упражнения, игры и пляски для детей 6—7 лет): Из опыта работы муз. руководителей дет. садов/Авт.-сост.: С. И. Бекина, Т. П. Ломова, Е. Н. Соковнина.— М.: Просвещение, 1984.- 288 с.
4. Борисовка (исторические очерки) технический редактор Г.А.Соболь, Белгород, областная типография 1995 – 143 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Промыслы России. Гжель и Хохлома" урок изобразительного искусства и художественного труда
1. Познакомить с особенность с рисования на стекле. 2. Закреплять знания детей о характерных особенностях росписи хохломской и гжельской росписей, формировать умение создавать узоры по собст...
Изобразительное искусство и художественный труд 2 класс "Обитатели подводного мира"
Урок по программе Б.Неменского...
ИГРА-ПЕТЕШЕСТВИЕ «Воспевание труда в искусстве» презентация»
Уроки ИЗО в 4 классе по разделу «Искусство нашего народа» строятся как продолжение в 5 класса раздела «Древние корни народного искусства», направленные на развитие ребенка, формирование его художестве...
Открытый урок труда и изобразительного искусства в 1 - 2 классе
изготовление праздничной открытки ко дню защитника отечества...
Рабочая программа по изобразительному искусству и художественному труду
Рабочая программа по технологии и изобразительному искусству составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта, Примерной программы начального общего образования и программы по и...
Статья "Формирование природоведческих представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью через региональное содержание предметов "Живой мир", "Занимательный труд", "Изобразительное искусство""
В статье представлен материал о познавательных уроках усвоение обучающимися определенных знаний о родном крае, начальные представления о самобытности культуры Русского Севера....
Труд в искусстве
Урок изобразительного искусства для 4 класса...