"Мое творчество"
рабочая программа по изобразительному искусству (изо, 2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
СКИРО ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ РАВБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УТВЕРЖДЕНО
на заседании методического совета учреждения
Протокол № от « » 20 г.
Председатель:
Программа дополнительного образования по внеурочной деятельности общекультурного направления
«Мое творчество»
Срок реализации: 1 год
Рассчитана: на детей младшего школьного возраста (8-9 лет).
Составили:
Хлебак Л. А. МОУ СОШ №2 ст. Курская Курского района
Саакова Э. В. МОУ СОШ №5 с. Эдиссия Курского района
Однокозова Н. А. МОУ СОШ №11ст. Галюгаевская Курского района
Азьмук О. П. МОУ СОШ №8 с.Дмитриевское Красногвардейский район
Киричёк С. А. МОУ СОШ №8 с.Дмитриевское Красногвардейский район
Степанова А. А. МОУ СОШ №4 с. Кочубеевское Кочубеевский район
Г. Ставрополь, 2011 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа обучения в объединении «Красота» ориентирует на одновременное решение задач художественного образования и эстетического воспитания, т.е. рассматривает обучение и воспитание как единое целое. Программа раскрывает характер обучения изобразительному искусству в объединении как комплексный процесс формирования у обучающихся духовной культуры, овладения или основами художественной культуры.
Все дети без исключения – художники, поэты. Их восприятие – образное, яркое. Дети искренни и непосредственны, их души – благодатная нива для сеяния добра. И надо стараться сеять это добро, делая все, чтобы мир чувств ребенка был наполнен красками, радостью и светом, чтобы с раннего возраста он учился отличать прекрасное от уродливого и безоговорочно стал на сторону добра и красоты. Развивать познавательную и творческую активность следует с детского возраста. Поэтому кружок «Красота» ведется с младшего школьного возраста, в этом возрасте дети активно и непосредственно выражают свое восприятие мира.
Данная программа построена так, чтобы дать обучающимся ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью, с опорой на жизненный опыт детей, живые примеры из окружающей действительности.
Художественная деятельность обучающихся на занятиях очень разнообразна: изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению); эксперименты с красками; декоративная работа; игры с целью изучения и закрепления теоретического материала, игровые упражнения, рассчитанные как на активизацию у обучающихся познавательного процесса, так и на развитие у них интереса к учебному заданию, объекту изображения, знакомство с произведениями искусства (демонстрация репродукций, фотографий, иллюстраций); конструирование, наблюдение за различными явлениями природы, поведением людей и животных в различных ситуациях, обсуждение и анализ работ товарищей, результатов собственного и коллективного творчества. Игровые приемы при выполнении заданий реализуются в виде выполнения: эскизов, согласно которым расписываются отдельные предметы, изготовленные детьми на занятиях по декоративному творчеству (игрушки из глины, сувениры и подарки друзьям и близким из соленого теста, пластилина); коллективных панно, композиций и т.д.
Предложенная программа является:
Модифицированной , составленной на основе программы «Красота» Степановой А. А. педагогом дополнительного образования , которая изменена с учетом особенностей образовательного учреждения, где она будет реализована.
Комплексной, т.к. предлагает решение познавательных, развивающих, мотивационных, социально-педагогических, обучающих, эстетических и др. задач.
Интегрированной, т.к. в основе данного курса лежит интеграция различных видов прикладного творчества (изобразительное искусство, лепка из различных материалов – глина, тесто, пластилин).
Цель : приобщение обучающихся к истокам мировой и национальной культуры через расширение и углубление знаний и представлений о прекрасном, воспитание умения видеть, чувствовать, понимать и создавать прекрасное, проявляя самостоятельность и творческую активность. Вырастить из воспитанника Зрителя, Мастера, Художника.
ЗАДАЧИ:
Обучающие:
- Обучать основам образного языка рисования с натуры, по памяти и по воображению, обращать особое внимание на изучение и передачу в рисунках формы, пропорций, объема, перспективы, светотени, композиций;
-обучать технологиям изготовления глиняных игрушек, полуобъемных и объемных изделий из соленого теста;
Развивающие:
- развивать устойчивый интерес к художественной деятельности на основе знакомства обучающихся с историей возникновения и развития различных видов прикладного творчества, народного промысла;
-развивать образное и пространственное мышление, художественный вкус, фантазию, творческую инициативу в составлении различных композиций;
- развивать мелкую моторику руки, точность, координацию и последовательность движения пальцев рук, умение концентрировать внимание, способствовать развитию точности, глазомера;
Воспитывающие:
- воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность;
- эстетически воспитывать обучающихся, формировать их духовную культуру и потребность, постоянно общаться с изобразительным искусством, воспитывать уважительное отношение к труду художника;
- воспитывать нравственно-эмоциональную отзывчивость на прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в произведениях изобразительного искусства;
- вырабатывать привычку соблюдения гигиены труда и отдыха, укреплять здоровье детей за счет повышения их двигательной, гигиенической культуры.
Особенности программы
Методика проведения занятий по данной программе с обучающимися, строится на тематическом многообразии, заинтересованном воплощении каждой темы в материале. Причем увлекательными здесь являются как сама задача, так и технический процесс, связанный с ее осуществлением. Решения творческих и технических задач не слишком трудоемки и утомительны. Как правило, они рассчитаны на определенный отрезов времени - выполняются в течение одного- трех занятий.
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
- занимательность;
- сознательность и активность;
- наглядность;
- доступность;
- связь теории с практикой;
- индивидуальный подход к учащимся.
Основные возрастные особенности обучающихся:
Данная программа разработана для учащихся 8-9 лет. Вид детской группы - профильный. Ее состав - постоянный. Набор обучающихся – свободный.
Режим организации занятий:
Программа рассчитана на 34 часа , из расчета один час в неделю, на один год .
Прогнозируемые результаты и способы их проверки:
Учащиеся должны ЗНАТЬ:
- о взаимосвязи формы, конструкции и декора в произведениях декоративно-прикладного искусства, об истоках народного декоративного искусства;
- основные особенности декоративного искусства разных эпох;
- о социальной функции декоративного искусства, о его роли в жизни общества;
- знать технологию заготовки глины;
- правила по технике безопасности при работе с колющими и режущими инструментами;
- основы дизайна;
- правила создания экспозиций, основы прикладной графики;
- разнообразие возможных выразительных средств изображения.
УМЕТЬ:
- связывать графическое и цветовое решение с основным замыслом изображения;
- работать на заданную тему, применяя эскиз и зарисовки;
- передавать в объемной форме и в рисунке по наблюдению натуры пропорции фигуры человека, ее движение и характер;
- сознательно размещать изображение предметов и действующих лиц в пейзаже и интерьере с учетом пространства и наблюдательной перспективе;
- отстаивать свое мнение по поводу рассматриваемых произведений;
- добиваться выразительности декора на основе его цветовой гармонии, пользоваться возможностями светотени как средства художественной выразительности предметов декоративного искусства;
- выполнять элементы украшения (панно, эмблемы и др.);
- заготавливать и обрабатывать глину для работы и самостоятельно изготавливать изделия, воплощать теоретические навыки в прикладном творчестве.
Качества личности, которые могут развиваться у обучающихся в ходе занятий:
- трудолюбие;
- аккуратность;
- целеустремленность;
- духовность;
- эмоциональную отзывчивость;
- терпимость;
- сознательность
- любознательность;
Форма оценивания результатов обучения: тематическая выставка работ .
Данный вид прикладного искусства может стать делом жизни, послужить профессиональной ориентации или остаться просто хобби, поэтому данную программу можно квалифицировать как развивающую.
Разделы программы
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
1 | «Радужный мир красок» (основы художественной грамоты) | 16 ч |
2 | «Пластика, керамика» | 16 ч |
3 | Выставки | 2 ч |
ИТОГО: | 34 ч |
- «Радужный мир красок» (основы художественной грамотности)
№ | Тема | Всего часов | В том числе | |
Теор. | Практ. | |||
1 | Вводное занятие. Условия безопасной работы. Знакомство с планом работы. | 1 | 0,5 | 0,5 |
2 | Выполнение линий разного характера: прямые, волнистые линии красоты, зигзаг. Орнаментная композиция. Организация плоскости. Декоративное рисование элементов геометрического народного узора в украшении игрушечных животных. | 3 | 0,5 | 2,5 |
3 | Беседа о специфике росписи в Дымково. Дымковские цвета, характерные элементы и орнаменты. Цветовой спектр. Акварель, гуашь. | 3 | 0,5 | 2,5 |
4 | Рисующий свет. Трансформация плоскости в объем. Организация пространственной среды. Карандаш, бумага. | 3 | 0,5 | 2,5 |
5 | Основные цвета и узоры при росписи игрушек. Цветные узоры «хвостах», «крыльях», «фартуках» и «платьях». Рассказ о традициях | 3 | 0,5 | 2,5 |
6 | «Веселая карусель». Основные цвета и узоры при росписи игрушек. Выполнение эскиза игрушки (подарочное изделие) | 2 | 0,5 | 1,5 |
7 | Аттестационная творческая работа | 1 | 3 | 12 |
Всего часов | 16 ч |
2. Пластика. Керамика.
№ | Тема | Всего часов | В том числе | |
Теор. | Практ. | |||
1 | Введение в тему. Материалы, инструменты, оборудование. Условия безопасной работы. Формообразование в работе с глиной, пластилином, тестом. | 1 | 0,5 | 0,5 |
2 | Сюжетная лепка (пластилин) «В траве-мураве». Формообразование в рельефе. Последовательность выполнения рельефа. Отработка приема - наращивание по частям. Образы насекомых. | 2 | 0,5 | 1,5 |
3 | «В уютном доме». Лепка домашних вещей. Образный строй русской керамической посуды. Беседа с показом иллюстрированного и предметного материала. Лепка с сохранением стиля. | 1 | 0,5 | 0,5 |
4 | «На воде и под водой». Сюжетная лепка из пластилина. Беседа о море и о морских жителях. Формообразование в рельефе. Отработка приема наращивание по частям. Образы морских жителей. | 2 | 0,5 | 1,5 |
5 | Сюжетная лепка из пластилина. «В цирке, в цирке, только в цирке!» Беседа о цирке и его обитателях. Формообразование в рельефе. Последовательность выполнения рельефа. Отработка приема наращивание по частям. Образы животных. | 2 | 0,5 | 1,5 |
6 | «Народные забавы». Народная игрушка. Обращение к образному строю дымковской и филимоновской игрушки. Свистулька. Дама с кавалером | 3 | 1 | 2 |
7 | «Керамическое тесто». Знакомство с технологиями приготовления теста. Изготовление мелких орнаментных деталей. Фактурное разнообразие: оттиск холстом. Рисование иглой, применение штампиков. | 2 | 0,5 | 1,5 |
8 | Сувениры из теста. Составление композиций из мелких орнаментных деталей. Плоскостные украшения, выполненные с помощью шаблона. Беседа о зарождении традиций плетения венков. | 2 | 0.5 | 1,5 |
9 | Аттестационная творческая работа | 1 | 4,5 | 10,5 |
Всего часов | 16 |
Список литературы для педагога:
- Алексеева В. Что такое искусство? М.: Советский художник, 1991 г.
- Волков Н.Н. Композиция в живописи. -М.: Искусство, 1997
3.Зеленина Е.Л. Играем, познаем, рисуем. М.: Просвещение. 1996
4.Комарова Т.С . Как научить ребенка рисовать. - М.: Столетие 1998
5.Неменский Б.Н. Мудрость красоты: О проблемах эстетического
восприятия. - М.: Просвещение 1997
6.Журнал «Классный руководитель» № 6 Москва 2003 г.
7.Журнал «Классный руководитель» №5 Москва 2003 г.
8.Журнал «Классный руководитель» № 8 Москва 2003г.
9.Лазарева А.Г. « Сборник авторских программ дополнительного образования детей» Москва «народное образование» 2002 г.
10.Лазарева А.Г. «Дополнительное образование детей» –М.: Илекса; Ставрополь 2004 г.
11.Силаева К., Михайлова И., « Солёное тесто» Москва КСМО 2004 г.
Список литературы для обучающихся и родителей:
- Дайн Л. Русская народная игрушка. - М.: Легкая и пищевая промыш ленность, 1981.
- Комарова Т.С. Дети в мире творчества. - М.: Мнемозина 1995
3.Смит А. , Тетчел Д. Энциклопедия рисования/ Пер. с англ. Т. Покидаевой. – М.: Росмэн, 1999
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Тропинки творчества"программа дополнительного образования детей по изобразительному творчеству для детей 6-9 лет
"Тропинки творчества" программа дополнительного образования детей 6-9 лет по изобразительному творчеству.Основная особенность программы - обучение детей живописи. Программа адаптирована для занятий с ...
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. Дети и творчество – понятия неразделимые! Малыши
В представленной статье раскрывается взаимосвязь детских впечатлений с художественным творчеством дошкольников. Статья предназначена для воспитателей ДОУ и для родителей детей дошкольного возраста. ...
От творчества учителя к творчеству ученика.
Повышение педагогического мастерства, поиск новых условий обучения, воспитания и развития младших школьников....
Условия для творчества учителя. Уровни творчества учителя».
Условия для творчества учителя. Уровни творчества учителя»....
Технология ТРИЗ: от творчества на уроке к творчеству в жизни.
Методы и приемы ТРИЗ-технологии, их использование в начальной школе....
Обобщение педагогического опыта «Технология ТРИЗ (Теория Решения Изобретательских Задач): от творчества на уроке к творчеству в жизни».
Обобщение опыта работы учителя начальных классов. ТРИЗ....
Положение проведения Городской недели детского творчества «Оригами – творчество и мастерство» «Путешествие в мир ОРИГАМИ…»
Положение разработано для проведения городского мероприятия, с целью ознакомления детей других школ с таким видом работы с бумагой, как оригами. Была проведена беседа, мастер - класс, экскурсия по выс...