Внеурочная деятельность по теме "Блокада Ленинграда"
классный час по истории
Много лет тому назад, когда многих из нас еще не было на свете, прогремела Великая Отечественная Война. Немецкие войска напали на нашу страну утром 22 июня 1941 года. Мирный труд людей был прерван, Наш народ вступил в смертельную схватку со злейшим врагом человечества - германским фашизмом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
blokada.docx | 21.71 КБ |
blok_ann.docx | 12.14 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект на тему «Блокада»
Разделы Внеурочная деятельность
Цели и задачи:
Обучающие:
- формировать коммуникативные (речевые) умения учащихся - умения, необходимые для построения текста, умения правильно выражать свои мысли, совершенствовать высказывания;
- формировать умение создавать устное публичное и монологическое выступление.
Развивающие:
- развивать навыки выразительного чтения, речевого этикета.
- создавать ситуацию для самовыражения ребенка;
Воспитывающие:
- познакомить учащихся с творчеством поэтов писавших, о блокадном Ленинграде;
- продолжить знакомство с периодом 1941-1945 гг. в истории нашей Родины;
- воспитывать у учащихся чувство патриотизма, гражданского долга;
- воспитывать у учащихся чувство любви к Родине, чувство гордости за русский народ;
Оборудование:
- выставка книг о Великой Отечественной войне,
- видеоматериалы,
- аудиозаписи песен "Священная война", "Седьмая симфонии" Д. Шостаковича,
- кадры кинохроники,
- метроном,
- портрет Т. Савичевой.
Ход урока
Здравствуйте, ребята! На уроках истории мы с вами изучали историю Великой Отечественной войны. Сегодня мы продолжим эту работу, но сначала давайте, выразим наши чувства, соберем "Корзину чувств". Перед вами на столах лежат листочки бумаги, возьмите в руки ручки и напишите чувство, которое испытываете когда слышите слово "война". Заполните корзину. (дети прикрепляют в корзину слова и читают их).
Сегодня мы поговорим еще об одном эпизоде войны, о блокаде Ленинграда. В конце урока мы снова заполните "корзину чувств".
Стоит над Невой город Большой и красивый город-герой, город-солдат, город-труженик. У каждого города есть свое лицо, своя судьба, своя история. Не раз за свою историю город менял имя. Как назывался город на протяжении своего существования? (ответы детей.) Верно, Санкт-Петербург, просто Петербург, Петроград, Ленинград и снова Санкт-Петербург. Но сегодня мы будем говорить о Ленинграде. Именно так звучит тема нашего урока "Блокадный Ленинград".
История знает немало примеров героической обороны крепостей и городов. Но легенды седой старины и трагические страницы не столь далекого прошлого бледнеют перед той несравненной эпопей человеческого мужества, стойкости и самоотверженного патриотизма, какой была 900 дневная оборона осажденного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.
Была война, прошла война.
Над полем боя тишина.
Но по стране, по тишине
Идут легенды о войне.
Звучит запись песни "Священная война"
Немецко-фашистское командование рассчитывало захватить Ленинград к исходу третьей недели от начала войны. Но триумфального шествия не получилось. Москва и Ленинград обреклись на полное уничтожение - вместе с жителями. С этого и должно начаться то, что Гитлер имел в виду: разгромить русских как народ, то есть истребить, уничтожить.
Была поставлена задача штурмом завладеть городом, сравнять его с землей и сделать необитаемым. Не удалось! Тогда Гитлер сделал ставку на голод. "Ленинград выжрет самого себя", - цинично пророчествовал он.
Враг рассчитывал, что голодающие, мерзнущие, измученные люди вцепятся друг другу в горло из-за куска хлеба, из-за глотка воды, возненавидят друг друга, перестанут работать. Но этого не случилось. Фашисты ненавидели Ленинград и боялись его.
И летели листовки с неба
На пороги замерзших квартир:
"Будет хлеб. Вы хотите хлеба?.."
"Будет мир. Вам не снится мир?"
Дети, плача, хлеба просили.
Нет страшнее пытки такой.
Ленинградцы ворот не открыли
И не вышли к стене городской.
(Е. Рывина "Ночь".)
Началась блокада... Всего-то только несколько месяцев прошло с начала войны, а город уже голодал. Все меньше и меньше продуктов выдавали по карточкам. 20 ноября 1941 года рацион хлеба дошел до 125 г иждивенцам и 250 г рабочим. Каждый растягивал свой кусок как мог...
На развороченном пути
Стоит мальчишка лет пяти,
В глазах расширенных истома,
И щеки белые, как мел.
Где твоя мама, мальчик?
- Дома.
- А где твой дом, сынок?
- Сгорел.
Он сел. Его снежком заносит.
В его глазах мутится свет.
Он даже хлеба не попросит,
Он тоже знает: хлеба нет!
Стук метронома. Пауза.
Сейчас вы слышите стук метронома. Этот звук раздавался в перерывах между обстрелами, бомбежками и радиопередачами. Жители не выключали радио круглые сутки. Ведь стук метронома напоминал им ритмичные удары гигантского сердца великого города, он успокаивал и внушал уверенность - если звучит радио, значит, город живет и борется.
Какое-то время еще работали школы, кто был в силах, приходил. Сидели в пальто и шапках в нетопленном классе, голодные. Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь - дистрофия. А к ней еще прибавилась и цинга. Кровоточили десны, качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице по дороге в школу, но, случалось и прямо в классе.
Девчонка руки протянула
И головой -
На край стола.
Сначала думали -
Уснула,
А оказалось -
Умерла...
Никто
Не обронил ни слова,
Лишь хрипло,
Сквозь метельный стон,
Учитель выдавил, что снова
Уроки -
После похорон.
(Ю.Воронов.)
Стук метронома. Пауза.
Страшным был итог блокады. За 900 дней погибло 800 тысяч человек. Это им посвящены печальные и торжественные слова, начертанные на мемориальной стене Пискаревского кладбища: "Их имена благородных мы здесь перечислить не можем, так их много под вечной охраной гранита. Но знай, внимающий этим камням, никто не забыт и ничто не забыто". Не забыта и девочка-ленинградка Таня Савичева. (Фотография Тани Савичевой на доске.)Тане в 1941 году исполнилось 11 лет. Ее дневник стал историей, страницей летописи блокадного Ленинграда. "
Машинально Таня полистала
Свой немногословный дневничок,
Все семейство Савичевых встало
Перед нею
Вновь наперечет.
Иона,
Буквально
По два слова,
Пишет, как на крайней полосе:
Савичевы
Умерли. И снова:
Умерли,
И добавляет
Все.
За окном -
Весеннее дыханье,
А она
Сиротски
Занесла
В свой дневник:
"Осталась одна Таня",
Даже не поставила числа.
В суровых условиях блокады и голода, бомбардировок и обстрелов рабочие Ленинграда не переставали выпускать продукцию обороны. "Все для фронта, все для победы!" - это был девиз рабочих Ленинграда. Но в городе с каждым днем все больше ощущалась нужда в рабочих руках, ведь многие кадровые рабочие ушли на фронт. И молодежь бросила клич: "Заменим у станков отцов и старших братьев!" на заводы и фабрики пришли мальчики и девочки. Многие из них становились на подставки, чтобы достать рычаги своих станков. За доблестный труд многие ленинградские мальчишки и девчонки были награждены орденами и медалями.
Посмотрите, ребята, кадры кинохроники, в которых вы увидите блокадный Ленинград. (Кинохроника). Стук метронома. Пауза.
Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой Земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Неперерезанной оставалась лишь узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью Ладога замерзла и это единственная ниточка, связывавшая город со страной, оборвалась.
И тогда по Ладожскому льду проложили автомобильную трассу. От нее зависело спасение жителей Ленинграда, обеспечение фронта всем необходимым. 22 ноября 1941 года по еще неокрепшему льду пошли первые грузовики с мукой.
Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны, доставляя в Ленинград продукты и другие, жизненно важные грузы, а из города на Большую Землю вывозили детей, раненых, истощенных и ослабевших людей. Скольких людей спасла от неминуемой смерти эта фронтовая дорога! Народ очень точно назвал ее "дорогой жизни".
О жителях и защитниках Ленинграда написано немало. Я прочту вам одно стихотворение, над которым, я знаю, плакали не только старики, пережившие ту страшную блокаду.
(В. Лифшиц "Баллада о черством куске")
Войска Ленинградского и Волховского фронтов получили приказ - в январе 1943 года прорвать блокаду! Воинов - ленинградцев и волховчан - разделяло 15 километров болотистой земли у Ладожского озера. Но это пространство фашисты укрепили сотнями дотов и дзотов. 12 января началось сражение. Наша артиллерия со стороны Ленинграда и Волхова открыла ураганный огонь. Час окончательного освобождения пробил через год. нсГород был полностью освобожден от вражеской блокады.
В честь выигранного сражения 27 января 1944 года над Невой прогремело 24 залпа торжественного салюта.
Такого дня не видел Ленинград!
Нет, радости подобной не бывало...
Казалось, что все небо грохотало,
Приветствуя великое начало.
Весны, Уже не знающей преград.
Гремел неумолкаемо салют
Из боевых прославленных орудий.
Смеялись, пели, обнимались люди...
В. Рождественский
Мне кажется: Когда гремит салют,
Погибшие блокадники встают.
Они к Неве по улицам идут,
Как все живые, только не поют.
Не потому, что с нами не хотят,
А потому, что мертвые молчат.
Мы их не слышим, Мы не видим их,
Но мертвые всегда среди живых.
Идут и смотрят, Будто ждут ответ:
Ты этой жизни стоишь или нет?
Прошу всех встать и почтить погибших в годы Великой Отечественной войны 1941 -1945 годов. Вечная память героям! Звучит финал Седьмой симфонии" д. Шостаковича, посвященной Ленинграду.
- Сегодня на уроке звучали стихи поэтов, переживших блокаду.
- Какие чувства и впечатления у вас остались от урока?
Заполните "корзину чувств". Напишите снова, что вы испытываете, когда слышите слова война? Как изменились ваши чувства о войне после нашего урока?
18.01.2009
Предварительный просмотр:
Много- много лет тому назад, когда многих из нас еще не было на свете, прогремела Великая Отечественная Война. Немецкие войска напали на нашу страну неожиданно, ранним утром 22 июня 1941 года. Мирный труд людей был прерван. Наш народ вступил в смертельную схватку со злейшим врагом человечества – германским фашизмом. Наступил новый период в жизни нашего государства – период Великой Отечественной войны. Всё изменилось сразу, отошла в прошлое мирная жизнь. Началась война и враг был очень силен. Он разрушал города и села, убивал мирных людей. Но наш народ как один поднялся на защиту своей Родины. Нашему солдату пришлось нелегко на этой войне, чтобы отстоять каждый клочок нашей земли. Жестокая великая отечественная война принесла много горя и разрушения. Беда пришла в каждый город, каждый дом. Более 70 лет отделяют нас от суровых дней войны, но время никогда не изгладит её из памяти людей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности».
проектная работа на тему: « Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС НОО. Основные направления внеурочной деятельности». раскрывает направления внеурочной деятельности...
Проектная деятельность. Проект Блокада Ленинграда.
Прошло много времени со Дня Победы нашего народа в Великой Отечественной войне, и учащиеся начальной школы и их молодые родители мало знают об этой войне, не задумываются, какой след оставила война в ...
проектная деятельность .Проект Блокада Ленинграда.
Прошло много времени со Дня Победы нашего народа в Великой Отечественной войне, и учащиеся начальной школы и их молодые родители мало знают об этой войне, не задумываются, какой след оставила война в ...
Конспект выступления по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс
Выступление по внеурочной деятельности в общеобразовательной школе по внеурочной деятельности 1 класс с презентацией...
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Организация и виды внеурочной деятельности. Модели внеурочной деятельности. Планирование внеурочной деятельности
Внеурочной деятельностью школьников является совокупность различных видов деятельности, в которой решаются задачи социализации школьников и развитие их интересов. Данный вид деятель...
Внеурочное занятие "Дети блокады Ленинграда"
Расширить предстовление учащихся о жихни детей блокадного Ленинграда....