Учитель блокадного Ленинграда
статья по истории (4 класс)

Кожемякина Светлана Викторовна

Тема подвига, блокады и войны всегда была и остается актуальной. До сих пор о военных годах пишут книги, снимают фильмы, делятся воспоминаниями ветераны, создают музейные экспозиции, рассказывают на уроках истории. Однако, несмотря на обилие информации и источников, было выявлено, что современные подростки мало знают о том тяжелом времени, в частности о деятельности школ в блокадном городе, о жизни своих сверстников. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx36.65 КБ

Предварительный просмотр:

IV Всероссийский фестиваль детского и молодежного творчества «Державная Россия»,

 посвящённая спасению детства

Конференция:

«Памятник Блокадному учителю»

ОГЛАВЛЕНИЕ

1. Введение ………………………………………………………………………….  3

2. Глава 1. Ленинградские школы в суровую блокадную зиму 1941-1942гг. ….  4

3. Глава 2. Учителя Блокадного Ленинграда весной 1942 – 1943 гг. …………...  5

4. Глава 3. Деятельность учителей в 1943-1944гг. ……………………………….  8

5. Заключение ……………………………………………………………………….  9

6. Список использованных источников и литературы …………………………..  10

   

                                                            Введение

          Тема подвига, блокады и войны всегда была и остается актуальной. До сих пор о военных годах пишут книги, снимают фильмы, делятся воспоминаниями ветераны, создают музейные экспозиции, рассказывают на уроках истории. Однако, несмотря на обилие информации и источников, было выявлено, что современные подростки мало знают о том тяжелом времени, в частности о деятельности школ в блокадном городе, о жизни своих сверстников.

         На протяжении всей блокады не прекращали свою деятельность учебные учреждения, работники просвещения ежедневно выполняли свои долг. В течение всего периода войны они продолжали борьбу за спасение людей, прежде всего самой незащищенной категории населения – детей, достойно решали стоявшие перед ними задачи, распространяли идеи патриотизма, воспитывали мужество, самоотверженность, стойкость, подавая таковой пример своим трудом.

             «Недавно мы поздравляли со 100-летним юбилеем Надежду Васильевну Строгонову, которая всю блокаду проработала учителем, отдала педагогике 53 года. У Надежды Васильевны есть мечта, чтобы в нашем городе появился памятник блокадному учителю, а на том месте, где в блокаду работала ее школа, - памятная доска.

       Ранее, на встрече с Надеждой Васильевной губернатор поддержал ее предложение установить мемориальную доску на 6-й Советской улице в память о школе, которая была разрушена бомбой в блокаду, а также памятник учителю блокадного Ленинграда.

     В декабре 2020 года по инициативе Надежда Васильевна на месте школы №161 установили памятную доску. После чего Надежда Васильевна выдвинула предложение установить в Петербурге памятник блокадному учителю.

        Актуальность. В настоящее время деятельности работников просвещения, в частности педагогам не придают большого значения, недооценивают их заслуги перед обществом, забывают о благородстве их профессий и о том, сколько сил, терпения, мастерства необходимо приложить служителям данной профессии, чтобы воспитать достойных граждан своей страны. А ведь именно им принадлежит большая заслуга, когда в столь сложных условиях люди смогли не только выжить, но и сохранить духовные ценности народа, развить у юного поколения любовь к своей Родине, чувство необходимости бороться до конца за ее свободу, что привлекает интересы учёных и позволяет данной теме оставаться актуальной в современности.

       Для изучения данной темы необходимо определить предмет и объект исследования. Предмет: система образования в годы Блокады. Объект исследования: деятельность учителей в годы Блокады

Целью данного исследования является: Характеристика деятельности учителей в Блокадном Ленинграде и их вклад в победу над фашизмом.

Исходя из цели исследования, необходимо выделить ряд задач:

- изучить деятельность ленинградских школ в период 1941-1944 гг.,

- обозначить основные методы работы с учащимися в годы Блокады.,

- охарактеризовать роль учителя в годы Блокады.

      Данную тему изучали в основном отечественные авторы. Историографию необходимо разделить на два периода: советский и современный. К советскому периоду относятся работы: Адамович, А., Гранин Д. «Блокадная книга», Буров Л.В. «Блокада день за днём» и сборник «Дети города – героя». Советская литература основывается в основном на воспоминаниях переживших Блокаду, что и делает эти работы очень ценными для исследования.

     

Глава 1. Ленинградские школы в суровую блокадную зиму 1941-1942гг.

       В первые недели войны началась эвакуация детей, которая предусматривала их размещение в значительной части в Ленинградской области, и лишь частично в Ярославской и других областях. Многие школы и детские сады, вывезенные в юго-западные районы Ленинградской области, оказались в зоне военных действий. В спешном порядке их пришлось возвращать обратно в Ленинград. Таким образом, к началу сентября в Ленинграде оказалось 201 682 школьника. Их нельзя было оставлять на произвол судьбы. Их нужно было организовать, воспитать, обучать.

      Как же заботились ленинградцы о своих маленьких, оставшихся без надзора гражданах? Как спасали и как воспитывали их?

      Часть учителей была призвана в армию, другие вместе со старшеклассниками были отправлены на строительство оборонительных сооружений. Однако школы по своей инициативе начинают занятия с отдельными учащимися; сначала с учениками, несущими дежурство в качестве бойцов школьных команд МПВО, потом с группой учащихся выпускных 7-х и 10-х классов, настоятельно требовавших от школы, чтобы им не дали потерять учебный год. О том, чтобы возобновить учебные занятия просили школьники, учителя и родители.

      Разумеется, продолжать обучать детей как в довоенное, время было невозможно, война внесла изменения в обучение детей.

     Огромные хозяйственные подготовительные работы были проведены учителями, чтобы можно было 3 ноября встретить детей. Необходимо так же отметить, что в этой работе принимали большое участие и сами школьники.

     3 ноября 1941 г. в 103 школах города сели за парты 33176 учащихся старших классов и 60000 учащихся с 1 по 6 классы. С небывалым подъемом встретили ученики начало учебного года2. И хотя во многих школах зашитые, фанерой окна, кое-где покоробленные стены напоминали о недавних тяжелых потрясениях, пережитых школами, о необходимости быть готовыми к новым испытаниям, — чувство гордости охватывало всех учащихся.

      Но буквально через день после начала учебного года намеченный четкий ритм пришлось изменить. Воздушные налеты происходили не только вечером или ночью, но и днем в часы занятий. Иной раз тревоги следовали одна за другой с перерывом в 10—15 минут, и за один учебный день учащимся с учителями приходилось по пять раз спускаться в бомбоубежище. Уроки начали срываться. Вначале урок срывался и пропадал. Потом школы приспособились — во время тревоги занятия продолжались в бомбоубежище.

     На первых порах было трудно. В общем отсеке убежища располагалось 2 - 3 класса; соответствующего оборудования для занятий нет. Но потом нужда научила, подсказала выход. Ученики усаживались вокруг учителя и тот вполголоса, чтобы не мешать соседям, продолжал объяснение, или проводил какую-нибудь беседу, или, наконец, опрашивал учеников по заданному на дом. В городе тревога, а в убежище ученица спокойно читает величавые, полные гордости и веры слова замечательной «Песни о купце Калашникове», или учительница вспоминает о доблести Суворова, или читает заранее приготовленную интересную книгу.

     Затем из-за холода, из-за полного отсутствия света, воды, возможности вести сколько-нибудь нормальную работу в конце декабря 1941 г. — начале января 1942 г. последовало распоряжению Ленсовета, прекратить занятия.

     Тем не менее в соответствии с решением Ленгорисполкома для всех детей были проведены новогодние елки. Плата за билет составляла 5 руб., а для детей фронтовиков билеты были бесплатными. На праздничный обед нам разнесли по тарелке горячего супа с лапшой из серой муки и с маленьким ломтиком черного поджаренного хлеба, а на второе - кашу с мясной котлеткой. Суп дети съели, а второе и хлеб сложили в баночки и унесли домой, чтобы поделиться с членами своей семьи. Из содержимого подарка мне запомнились конфеты из льняного жмыха, пряник и 2 мандарина. По тому времени это было очень хорошее угощение.

      Для учащихся 7-10-х классов елки были устроены в помещениях театра драмы им. Пушкина, Большом драматическом и Малом оперном театрах. Сюрпризом было то, что во всех театрах было электрическое освещение. Играли духовые оркестры. В театре драмы им. Пушкина был дан спектакль "Дворянское гнездо", в Большом драматическом - "Три мушкетера". В Малом оперном театре праздник открылся спектаклем "Овод". Температура в помещении была -15°. Зрители сидели в пальто. На обед им дали суп-лапшу, пшенную кашу и 50 г хлеба.

     После новогодних каникул из-за большой смертности от голода многие школы были закрыты.

    Трудной была первая блокадная зима. В воспоминаниях директора Городского института усовершенствования учителей Л.Е. Раскина приводятся данные, которые свидетельствуют, что даже после отмены занятий 39 школ города продолжили свою героическую борьбу. 6Они проводили занятия весь 1941-1942 г., хотя жили в тех же условиях, которые были описаны выше.

Глава 2. Учителя Блокадного Ленинграда весной 1942 – 1943 гг.

       4 мая 1942 года в 137 школах сели за парты 63719 учащихся. Перед учителями стояла задача повторить пройденный материал и подготовиться к новому учебному году. В своих воспоминаниях учителя отмечали, что в это время в школах, на переменах было необычайно тихо, школьники не бегали по коридорам, не было шумных разговоров и не раздавался детский заразительный смех. Но майское солнце пригревало ребятишек, в школьной столовой наладилось 3-х разовое питание и постепенно дети начали “отходить, оттаивать”.

      Очень бережно, осторожно, начиная с чтения книг, возвращали учителя своих обессиленных учеников к настоящей учёбе. Вскоре на уроках преподаватели стали объяснять новый материал, спрашивали старый, за ответы ставили отметки.

      Уроки часто прерывались артиллерийскими налетами. “Внимание! Внимание! Район    подвергается артиллерийскому обстрелу. Движение по улицам прекратить! Населению укрыться!” но первый снаряд был неожиданным. А школы на фашистских картах значились как военные объекты. По ним стреляли.

      В школах, где занятия зимой не прекращались, вновь пришедшие ученики встретили мужественных старшеклассников, упорно преодолевших все трудности суровой зимы. Они, эти «зимовщики», как их называли в 105-й школе, были в центре внимания. У них был уже большой опыт организаторской, трудовой, общественной работы. Они были воплощением стойкости и силы духа. На них «новички» смотрели с завистью, относились к ним с большим уважением, хотели им подражать. “Это наши папанинцы — они прожили год на льдине”, — говорили о них.

       Много творческой инициативы и изобретательности проявили в этот год учителя, чтобы сэкономить каждую столь дорогую минуту урока, чтобы в минимальное время дать знаний больше, сделать их доходчивыми до каждого ученика. В июне 1942 г. в классах, где занятия не прекращались, были проведены весенние испытания. Требования были высокими, но большинство школьников получили отличные и хорошие оценки и были переведены в следующий класс. Учебный год окончился 30 июня 1942 г. Из 542 выпускников 10-х классов 70 получили аттестаты с отличием, или, как тогда говорили, с "золотой каемочкой".9 3 июля для выпускников средних школ во Дворце пионеров был устроен общегородской праздник. Каждый из них получил подарок и книгу с надписью: "Окончившему полный курс школы №... в Ленинграде в 1941-42 году в годы. Отечественной войны и блокады". Но это был не обычный выпускной вечер для окончивших. Это был праздник, который начался в 2 часа дня во Дворце пионеров и закончился к 7 с половиной часам вечера.

    Несмотря на экстремальные условия, в Ленинграде на протяжении всей войны велась работа по учету детей школьного возраста и охвату их всеобщим обучением. Особенно это видно при подготовке к новому 1942-1943 учебному году, так как учёт проводился несколько раз.

     Летом 1942 г. во всех районах города была проведена серьезная работа по учету детей школьного возраста. За лето многие из них были эвакуированы. Существенно изменилось расселение жителей города - из прифронтовой зоны и домов, разобранных на дрова, большая часть ленинградцев переехала в центр или во Ржевку. На 1 сентября было учтено почти 15 тыс. ребят, подлежащих обучению в начальной школе. В связи с резким уменьшением количества учащихся многие школы из разряда средних были преобразованы в неполные средние или начальные. В общей сложности действовало 14 средних, 65 - неполных средних и 15 начальных школ.

    Занятия в младших классах начались 15 сентября. В результате дальнейшей работы по выявлению детей школьного возраста удалось привлечь к обучению еще 6 тыс. ребят в возрасте до 14 лет, уже работавших на производстве. Они получили возможность продолжить образование в вечерних школах. По состоянию на 31 декабря количество учащихся в начальных классах было доведено почти до 21 тыс. С 15 октября после возвращения с сельскохозяйственных работ к занятиям приступили 6 тыс. учащихся 5-10-х классов.

     Домашние задания выполнялись в школе. Учебной и художественной литературой школы были обеспечены. Сложнее было с тетрадями. Поэтому для черновиков использовали некачественную бумагу, а чаще газеты или листы из старых журналов и книг. В связи с сокращением сроков обучения учебный план 5-10-х классов был сокращен на 85 часов в год, но было увеличено количество занятий по физкультуре и военному делу. 13По ряду предметов были внесены частичные изменения в программу. Так, учащихся стали знакомить с литературой об Отечественной войне. При изучении гуманитарных наук большое место уделялось воспитанию патриотизма. В преподавание математики, физики и химии были введены элементы военных знаний.

      Но перед учителями стояла еще и другая, крайне важная и ответственная задача — развитие в детях чувства патриотизма, любви к Родине. Вся жизнь в дни Отечественной войны, особенно жизнь в условиях осажденного города, способствовала этому. Богатые возможности для работы в этом направлении в классе давал и литературный материал современности: газеты, новые книги и брошюры, плакаты. Материал богатый, но надо его было найти, отобрать нужное, увязать с программой. Никаких ранее проложенных путей у педагогов не было. Их надо искать. И вот, несмотря на голод, от которого еще страдали ленинградцы, несмотря на вечную угрозу смерти над головой, начались эти искания, началась творческая работа учителя. Никогда, может быть, так творчески, так напряженно не работала педагогическая мысль, как в эти дни. Если бы собрать в одно целое все те искания, опыты — все, что сделали ленинградские учителя за эти незабываемые годы, получился бы колоссальный труд. Встретились бы среди этого труда и неудачные опыты, но были бы здесь и настоящие жемчужины…

    Ленинград оставался городом – фронтом. В школу дети шли под огнем врага, не зная,   дойдут ли до класса, вернутся ли домой. А в школах текла обычная жизнь. Выпускались стенгазеты, шли репетиции в драмкружках.

     18 января 1943 года – в этот день соединились войска Волховского и Ленинградского фронтов. Блокада Ленинграда прорвана. Мстя ленинградцам за своё поражение, немцы устроили более ожесточенные обстрелы города.

     Но, несмотря на все это, школа продолжала бороться, не просто обучая детей, но и проводя разного рода мероприятия. Так, весной и летом 1943 г. в Ленинграде была проведена первая военная детская олимпиада детского творчества. На заключительном туре олимпиады по математике, физике, химии, истории, географии, естествознанию, литературе участвовало 1400 детей. 149 учащихся и 15 школьных коллективов были награждены книгами и грамотами за представленные работы.

Глава 3. Деятельность учителей в 1943-1944гг.

     1943-1944 учебный год так же отметился проведением осенней учительской конференции в Большом зале Дворца пионеров. С.Н. Саговская отозвалась о ней как о “первой настоящей конференции за годы войны. Теперь это уже не собрание каких-то призраков. Это люди, более или менее оправившиеся от страшного перенесенного ими голода. Оживленные лица, быстрые движения. В зале стоит гул громких разговоров. Происходит ряд радостных встреч с прежними товарищами, друзьями”.

     1943-1944 год отметился для учителей новшеством – было введено раздельное обучение для мальчиков и девочек,18 то есть теперь им предстояло менять свои программы, учитывая специфику своей аудитории. Для них это было ново. Учительница 50-й школы Приморского района. Заслуженная учительница РСФСР С.Н. Саговская так вспоминала это время: “Новые классы, новые лица детей. Нужно было с ними познакомиться, установить контакт, без чего работа почти немыслима, нужно учесть специфические способности девочек — ведь я теперь работаю в женской школе”.19

     И хотя школы были довольно подготовлены к новому учебному году, обеспечены топливом, тетрадями, работал водопровод, канализация, учиться и учить было нелегко. В течение сентября противник выпустил по городу 11394 снаряда 20– самая большая интенсивность артиллерийских обстрелов. Но и ученики, и их учителя уже привыкли. Спокойно ведет урок учительница, спокойно выходят к доске, пишут и отвечают ученики. Дрожит земля, вздрагивает школа, пылает небо за окном, а никто, ни один ученик не обращает на происходящее ни малейшего внимания. Урок проходит совершенно нормально.

     27 января 1944 года – снятие блокады Ленинграда. Ленинград выдержал, выстоял, победил. Дети блокады. Многие из них не увидели победного салюта. Но многие остались живы.

     Началась реэвакуация населения. Вместе со взрослыми возвращались и дети. Открывались новые классы, начинали работать переставшие функционировать в годы блокады школы. Было возобновлено всеобщее обязательное обучение. И к лету 1945 года в Ленинграде действовало 7 начальных, 102 семилетних, 82 средних школы.

     Таким образом, 1943-1944 учебный год ребята заканчивали в освобожденном городе. Учителя справились со своей работой, ведь даже в той страшной обстановке они внушали детям, что надо учиться. Помогали им обрести веру в то, что выстоим, победим21. Учителя не ограничивались школьной программой и предметом. Воспитание душевной стойкости - такого предмета не было в расписании. Но тогда это была в школе самая важная наука. Результатом самоотверженной работы учителей стали успехи учащихся, так успеваемость по всем предметам была выше чем довоенная и составляла 94,3%.

       Деятельность учителей в осажденном Ленинграде составила важный элемент в сохранении культурной традиции в нечеловеческих условиях блокадного быта. Общими усилиями, прежде всего, самоотверженной работой ленинградских учителей самая беззащитная часть населения города – дети были отвлечены от увиденных ими ужасов блокады, и многие из них спасены от неминуемой смерти.

Заключение

      При изучении деятельность учителей в 1941-1944 годах, было выявлено, что вся деятельность образовательных учреждений и педагогического коллектива была направлена на привлечение детей и молодежи к учебе, несмотря на голод, холод, вражеские налеты;

      Выявлены и обозначены основные методы и приемы работы учителей с учащимися в блокадном Ленинграде. В связи с Блокадой изменились задачи, приемы, методы работы с учениками и студентами. Учителям и преподавателям приходилось заново разрабатывать планы, создавать структуру занятий. 3 июля 1943 года при Институте усовершенствования учителей начали свою работу семинары для учителей литературы, истории, географии и других предметов, которые должны помочь учителям организовывать свои занятия для дальнейшего воспитания будущего поколения в связи с нуждами войны и блокады.

      В ходе выполнения работы охарактеризована роль учителей в годы Блокады, которые составили важный элемент в сохранении культурной традиции в условиях блокадного быта. Так рука об руку учителя и ученики выполняли свои обязанности граждан Ленинграда. Они увидели друг друга в отличных от прежнего ролях. Если раньше они встречались только в стенах школы, решали учебные проблемы, то теперь им приходилось видеть друг друга в разных сферах жизнедеятельности, они должны были полагаться друг на друга, заботиться, помогать друг другу для спасения города, для его укрепления, что сближало их. Все это приводило к тому, что менялось отношение между детьми и педагогами. Первые стали воспринимать школу как второй дом, где у них были “их вторые, а нередко и первые родители”. В блокаду учитель для ребят был отцом и матерью. Отцы – на фронте, мамы – на казарменном положении. Для большинства ребят учитель становился самым близким человеком. Ради встречи друг с другом учителю и ученику нередко приходилось преодолевать 5-6 км тяжелого пути.

      Работая на благо спасения города, учителя и ученики стали смотреть друг на друга другими глазами, что не могло ни привести к изменению отношения учащихся к учебе. Теперь большинство школьников старались учиться как можно лучше, даже те, кто до войны учились не очень хорошо, во время блокады улучшают свои показатели

     На протяжении всей блокады не прекращали свою деятельность учебные учреждения, работники просвещения ежедневно выполняли свои долг. В течение всего периода войны они продолжали борьбу за спасение людей, прежде всего самой незащищенной категории населения – детей, достойно решали стоявшие перед ними задачи, распространяли идеи патриотизма, воспитывали мужество, самоотверженность, стойкость, подавая таковой пример своим трудом. Результатом работы учителей стали успехи учащихся, так успеваемость по всем предметам была выше, чем довоенная и составляла 94,3%. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что гипотеза подтверждена.

Список использованных источников и литературы

Адамович, А., Гранин Д. Блокадная книга. – Л.: Лениздат, 1984. – 305с.

Буров, Л.В. Блокада день за днём. – Л.: Лениздат, 1981. – 331 с.

Дети города – героя. Сборник / А.Л. Мойжес. – Л.: Лениздат, 1974. – 424с.

1. Даев, В.Г. Педагоги блокадной поры: по архивам ленинградских учреждений. – СПб.: Сударыня, 1998. – С. 33

2. Байков, В.А. Память блокадного подростка. – Л.: Лениздат, 1989. – С. 74

3. Данилов, П.П. И в блокадном Ленинграде дети учились // Отечественная история. – М.: Наука, 2004. – С. 38

4. Ломагин, Н.А. Неизвестная блокада. – СПб.: Яуза, 2004. – С. 382

5. 900 героических дней. Сборник документов и материалов о героической борьбе Ленинграда в 1941 – 1944 г. / Х.Х. Камалов, Р.В. Серднак. – М.: Л.: Наука, 1966. – С. 236

6. Боль памяти блокадной. Сборник воспоминаний жителей и защитников блокадного Ленинграда / Л.П. Петрова. – Мытищи: ГНОМ и Д, 2000. – С. 196

7. Буров, Л.В. Блокада день за днём. – Л.: Лениздат, 1981. – С.174

8. Даев, В.Г. Педагоги блокадной поры: по архивам ленинградских учреждений. – СПб.: Сударыня, 1998. – С. 72

                                                         

«Учитель блокадного Ленинграда»

     

    Тема подвига, блокады и войны всегда была и остается актуальной. До сих пор о военных годах пишут книги, снимают фильмы, делятся воспоминаниями ветераны, создают музейные экспозиции, рассказывают на уроках истории. Однако, несмотря на обилие информации и источников, было выявлено, что современные подростки мало знают о том тяжелом времени, в частности о деятельности школ в блокадном городе, о жизни своих сверстников.

      На протяжении всей блокады не прекращали свою деятельность учебные учреждения, работники просвещения ежедневно выполняли свои долг. В течение всего периода войны они продолжали борьбу за спасение людей, прежде всего самой незащищенной категории населения – детей, достойно решали стоявшие перед ними задачи, распространяли идеи патриотизма, воспитывали мужество, самоотверженность, стойкость, подавая таковой пример своим трудом.

      «Недавно мы поздравляли со 100-летним юбилеем Надежду Васильевну Строгонову, которая всю блокаду проработала учителем, отдала педагогике 53 года. У Надежды Васильевны есть мечта, чтобы в нашем городе появился памятник блокадному учителю, а на том месте, где в блокаду работала ее школа, - памятная доска.

       Ранее, на встрече с Надеждой Васильевной губернатор поддержал ее предложение установить мемориальную доску на 6-й Советской улице в память о школе, которая была разрушена бомбой в блокаду, а также памятник учителю блокадного Ленинграда.

     В декабре 2020 года по инициативе Надежда Васильевна на месте школы №161 установили памятную доску. После чего Надежда Васильевна выдвинула предложение установить в Петербурге памятник блокадному учителю.

      17 сентября в Соляном переулке был установлен закладной камень, а чуть позже сам памятник “Блокадному Учителю Ленинграда”. Композиция памятника состоит из двух фигур: женский образ и фигура ученика. Учительница обнимает ребенка, как бы закрывая его своими руками- крыльями. За фигурами возвышается полуарочное окно со следами взрыва и осколками разбитого стекла.

       В первые недели войны началась эвакуация детей, которая предусматривала их размещение в значительной части в Ленинградской области, и лишь частично в Ярославской и других областях. Многие школы и детские сады, вывезенные в юго-западные районы Ленинградской области, оказались в зоне военных действий. В спешном порядке их пришлось возвращать обратно в Ленинград. Таким образом, к началу сентября в Ленинграде оказалось 201 682 школьника. Их нельзя было оставлять на произвол судьбы. Их нужно было организовать, воспитать, обучать.

        Но буквально через день после начала учебного года намеченный четкий ритм пришлось изменить. Воздушные налеты происходили не только вечером или ночью, но и днем в часы занятий. Иной раз тревоги следовали одна за другой с перерывом в 10—15 минут, и за один учебный день учащимся с учителями приходилось по пять раз спускаться в бомбоубежище. Уроки начали срываться. Вначале урок срывался и пропадал. Потом школы приспособились — во время тревоги занятия продолжались в бомбоубежище.

        Несмотря на экстремальные условия, в Ленинграде на протяжении всей войны велась работа по учету детей школьного возраста и охвату их всеобщим обучением.

        Ленинград оставался городом – фронтом. В школу дети шли под огнем врага, не зная, дойдут ли до класса, вернутся ли домой. А в школах текла обычная жизнь. Выпускались стенгазеты, шли репетиции в драмкружках.

         Но, несмотря на все это, школа продолжала бороться, не просто обучая детей, но и проводя разного рода мероприятия.

         На протяжении всей блокады не прекращали свою деятельность учебные учреждения, работники просвещения ежедневно выполняли свои долг. В течение всего периода войны они продолжали борьбу за спасение людей, прежде всего самой незащищенной категории населения – детей, достойно решали стоявшие перед ними задачи, распространяли идеи патриотизма, воспитывали мужество, самоотверженность, стойкость, подавая таковой пример своим трудом.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Блокадный Ленинград"

 В преддверии великого праздника Дня Победы мы начинаем задумываться о том, что нынешнее поколение совсем не знает той войны. Все меньше и меньше становится ветеранов, которые могли бы рассказать наши...

Презентация "Дети блокадного Ленинграда"

          Детям блокадного Ленинграда - умершим и живым - посвящается             Недетские испытания легли на ваши плечи, дети блокадног...

Дети блокадного Ленинграда

1941-1942.Самые страшные военные годы…Годы отступлений, потерь, разрушений. 8 сентября гитлеровские войска захватили город Шлиссельбург у истока Невы и окружили Ленинград с суши. Началась 871-дн...

Внеклассное мероприятие: "Блокадный Ленинград" к 75-летию со дня снятия блокады Ленинграда

Цель: Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.Задачи:Познакомить ребят с понятием блокада;Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтического тв...

Они учились в Ленинграде. Школы блокадного Ленинграда.

Урок памяти, посвящённый блокадным дням Ленинграда. Учащиеся узнают о том, как учились дети в блокадном городе....

Научно-исследовательская работа «Поэты-женщины блокадного Ленинграда» (Образ блокадного Ленинграда)

Научно-исследовательская работа «Поэты-женщины блокадного Ленинграда» (Образ блокадного Ленинграда)        При 235-ой школе Адмиралтейского района работа...