Интерактив "Блокадный хлеб"
классный час по истории (4 класс)
Великая Отечественная война... Сказано много, спето немало. Просто знать основные даты, знать героев и обязательно чтить память о подвигах советских солдат.
Блокада Ленинграда - это отдельная тема в летописях войны. Говорить бязательно надо...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
interaktiv_blokada_leningrada.docx | 110.42 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ средняя общеобразовательная школа № 97
им. Виктора Ивановича Лихоносова
г. Краснодара
Интерактив
«Подвиг Ленинграда»
Подготовил учитель начальных классов
Е.Е. Давитеев
г. Краснодар
2024 г.
Интерактив «Блокадный хлеб»
Цели:
- формировать у учащихся знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., ее защитниках и подвигах;
- способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников;
- воспитывать патриотические чувства, историческую память, уважение к старшему поколению.
+
114
Ход урока.
Педагог читает стихотворение О. Ф. Берггольц «Блокадный хлеб»
Шестнадцать тысяч матерей
пайки получат на заре —
сто двадцать пять блокадных грамм
с огнем и кровью пополам.
...О, мы познали в декабре -
не зря "священным даром" назван
обычный хлеб. И тяжкий грех -
хотя бы крошку бросить наземь:
таким людским страданьем он,
такой большой любовью братской
для нас отныне освящен,
наш хлеб насущный, ленинградский.
Ребята, как вы думаете, почему сегодняшнее мероприятие мы начали с такого стихотворения? (ответы детей) Да, ребята, 27 января - это день полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады в 1944 году. И наше мероприятие посвящено «Блокадному хлебу».
Хлеб… Какое простое, повседневное слово. Оно также естественно для нас, как слова мама, солнце, вода. К сожалению, мы, поколение 20-21 века, не придаем этому слову того значения и уважения, которое оно заслуживает!
Большое разнообразие хлебобулочных изделий мы видим сегодня на прилавках магазинов: душистые батоны, буханки ржаного с хрустящей корочкой, сдобные булочки, калачи, плюшки…. Такое изобилие давно не поражает нашего воображения и не дает прочувствовать ту ценность хлеба, которую он имеет.
Страшное веяние нашего времени - мы перестали беречь хлеб! А зачем?! Ведь его много, можно пойти и просто купить.
Учащийся: чтение отрывка из стихотворения.
Не хлебом единым живет человек,
Но жизни без хлеба не мыслит.
Хлеб "головою" считали весь век, Ему поклонялись, молились.
Он стоил копейки, голодных спасал
Был в семьях больших дефицитом…
Теперь - новый век, к хлебу новый подход… Но правильно ли это?! Чтобы понять истинную цену хлеба, поговорим сегодня о военном хлебе. О хлебе Великой Отечественной… О хлебе блокадного Ленинграда…
У войны, ребята, свой хлеб: небогатый, отмеренный хлебной карточкой. Хлеб суровый, но еще больше необходимый, чем в мирное время.
(Звучит песня «Священная война»)
Педагог: 22 июня 1941 года началась жестокая, кровопролитная война. Горели города и села, гибли тысячи людей. Гитлеровцы продвигались в глубь страны, уничтожая все на своем пути.
Учащаяся:Мужественно держал оборону Брест. Бился с врагом Курск. Жил и сражался в кольце блокады Ленинград. Жил и сражался 900 страшных голодных блокадных дней и ночей.
Учащийся: Город, действительно, сражался. За 900 дней блокады заводы Ленинграда дали фронту более 2 тысяч танков, 1500 самолетов, 150 тяжелых морских орудий, 4500 полевых орудий разных калибров, 12 тысяч минометов, 212 тысяч единиц стрелкового оружия, более 7 миллионов артиллерийских снарядов и мин.
Педагог.
По Ленинграду ходила смерть. Смерть входила во все дома.
За годы блокады погибло, по разным данным, от 300 тыс. до 1,5 млн. человек. На Нюрнбергском процессе фигурировало число 632 тысячи человек. Но только 3 % ленинградцев погибли от бомбёжек и артобстрелов; остальные 97 % умерли от голода.
Невиданные трудности и страдания пришлось пережить Ленинграду, который был лишен запасов продовольствия и топлива. Вышли из строя водопровод и канализация, не было электричества, дома не отапливались.
К началу осады из Ленинграда вывезли только небольшую часть жителей (менее 500 тыс. человек). Около 3 млн. человек не успели уехать. В осажденном городе осталось более 400 тыс. детей.
Хлеб блокадного Ленинграда.
Осенью 1941 года нормы продовольствия снижались пять раз. В ноябре рабочие получали по 250 грамм хлеба в день, все остальные по – 125 граммов.
125 граммов – это кусочек хлеба размером со спичечный коробок…и это была норма на весь день. Это было трудно назвать хлебом. Это была тёмно-коричневая липкая масса, отдававшая горечью. Муки в этом хлебе почти не было.
Блокадный хлеб на 50 процентов состоял
из несъедобных примесей, заменявших муку:
пищевая целлюлоза – 10 %,
жмых (остатки после отжима растительного масла из семян масличных культур: подсолнечника, рапса, льна) –10 %,
обойная пыль – 2 %,
выбойки из мешков – 2 %,
хвоя – 1 %,
ржаная мука – 75 %.
Использовалась также коревая мука (от слова – «корка»). Когда в Ладоге тонули машины, везшие муку в город, специальные бригады ночью, в затишье между обстрелами, крючьями на веревках поднимали мешки из воды. В середине такого мешка какое-то
количество муки оставалось сухим, а внешняя промокшая часть при высыхании превращалась в твердую корку. Эти корки разбивали на куски, затем измельчали и перемалывали. Коревая мука давала возможность сократить количество других малосъедобных добавок в хлебе.
В конце 1941 года, когда поступление продовольствия в город полностью прекратилось, специалисты начали искать заменители муки среди непищевого сырья. В хлеб стали добавлять гидроцеллюлозу – древесину коры дерева, сосновый луб, прошедшие обработку химическим путем.
Представьте хлебную карточку - бумажный листочек, расчерченный на квадратики. За пять таких квадратиков выдавался дневной паёк – сто двадцать пять граммов хлеба. При утере карточка не возобновлялась.
Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев.
Сколько это: осьмушка хлеба?
Если в граммах, то 125.
Только тот, кто на той войне не был,
Вкуса хлеба не сможет понять.
Вы представьте, как детские руки
Прижимают кусочек к губам.
Ничего не могло быть вкуснее
Тех единственных крохотных грамм.
Сто двадцать пять граммов хлеба – дневная норма святого черного блокадного хлеба.
Это много или мало?
А для того времени это было много, так как этот кусочек хлеба спасал жизнь многим людям. Хлеб был единственным питанием. Поэтесса Ольга Берггольц писала: "Вот они 125 блокадных грамм, с огнём и кровью пополам”.
Эта цифра - "125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам" - навсегда останется одним из символов блокады, хотя эти нормы просуществовали чуть более месяца.
Но не сдавался город
Правительство делало всё, чтобы помочь Ленинграду. Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Оставалась узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью Ладога замерзла и эта единственная ниточка, связавшая город со страной оборвалась.
21 ноября 1941 года по тонкому льду Ладожского озера начала действовать дорога, которую ленинградцы назвали «Дорогой Жизни».
«Дорога Жизни» спасла от голодной смерти многих ленинградцев. Шофёры вели свои машины по льду с открытыми дверями. Фашисты бомбили « Дорогу Жизни», и машины проваливались под лёд вместе с водителями. Многие водители погибали, но никто не отказывался от опасных рейсов.
Послушайте воспоминания школьниц, переживших блокаду Ленинграда
Девочка1. «Помню, в булочной мне сделалось плохо, и я потеряла сознание. Меня бережно подняли, посадили, вложили в руку упавшие на пол хлебные карточки. На них никто не посягнул».
Девочка 2. «А мне запомнилось, как в страшную зиму сорок первого года стояла в уголке булочной маленькая девочка лет семи. И люди с землистыми лицами, едва державшиеся па ногах, все до единого, проходя мимо девочки, отламывали от своего скудного пайка маленький кусочек хлеба -по пять - десять граммов. А ведь это был для каждого из них кусочек жизни. Мы думали, что девочка тут же начнет жадно есть, но этого не случилось. Она рассказала, что вчера умерла мама, а дома осталась маленькая сестренка, которая плачет и просит есть. Этот хлеб для нее».
Я помню хлеб. Он черен был и липок –
Ржаной муки был грубоват помол.
Но расплывались лица от улыбок,
Когда буханку ставили на стол.
Военный хлеб. Он к щам годился постным,
Раскрошенный, он был неплох с кваском.
Он вяз в зубах, приклеивался к деснам.
Его мы отдирали языком.
Он кислым был, ведь был он с отрубями!
Не поручусь, что был без лебеды.
И все ж с ладони жадными губами
Я крошки подбирал после еды.
Педагог: Врагу не удалось задушить ленинградцев в тисках голодной блокады. Ленинград оставался неприступной крепостью, где каждый житель был бойцом, а фронт и тыл слились воедино.
Голодная смерть косила людей. Люди умирали у станков. Умирали на улицах. Ночью ложились спать и не просыпались.
Весь мир знает печальную историю 11-летней ленинградской девочки Тани Савичевой. Большая семья Савичевых жила на Васильевском острове. Блокада отняла у девочки родных и сделала ее сиротой. В те жуткие дни Таня сделала в записной книжке девять коротких трагических записей.
«Женя умерла в 12.00 утра 1941 года »
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 года»
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 года»
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 года»
«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня 1942 года »
«Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года »
«Савичевы умерли»
«Умерли все»
«Осталась одна Таня»
24 мая Таню санитары перевезли в Шатковскую районную больницу. Там 1 июля 1944 года она и умерла. Ее похоронили на поселковом кладбище. Дневник Тани Савичевой стал одним из вещественных свидетельств фашистских зверств на Нюрнбергском процессе, а сама девочка - символом мужества блокадного Ленинграда. О ее судьбе написаны десятки книг, сняты фильмы, есть звезда, названная в ее честь. Но... немногие и сегодня знают, что Таня ошибалась, и Савичевы умерли не все. В таких страшных условиях выжила родная сестра Тани, Нина Николаевна.
На берегу Невы,
В музейном зданье,
Хранится очень скромный дневничок.
Его писала
Савичева Таня.
Он каждого пришедшего влечет.
Пред ним стоят сельчане, горожане,
От старца -
До наивного мальца.
И письменная сущность содержанья
Ошеломляет
Души и сердца.
под музыку «Реквиема» Моцарта
У страничек страшные строчки,
Нет запятых. Только черные точки.
"Умерли все". Что поделать? Блокада...
Голод уносит людей Ленинграда.
Жутко и тихо в промерзшей квартире,
Кажется, радости нет больше в мире.
Если бы хлебушка всем по кусочку,
Может, длиннее дневник был на строчку.
Маму и бабушку голод унес.
Нет больше силы. И нет больше слез.
Умерли дядя, сестренка и брат
Смертью голодной. Пустел Ленинград.
Пусто в квартире. В живых - только Таня.
В, маленьком сердце - столько страданья.
"Умерли все". Никого больше нет.
(в тишине зала продолжает звучать музыка )
У: В первые страшные зиму и весну, когда люди умирали так часто, что не было ни сил, ни возможностей достойно похоронить их, Невский оказался свидетелем скорбных процессий. На саночках, просто на листе фанеры близкие везли умершего, завернутого в простыню или одеяло, досок на гроб не было.
Скрипят, скрипят по Невскому полозья.
На детских санках, узеньких, смешных,
в кастрюльках воду голубую возят,
дрова и скарб, умерших и больных…
…А девушка с лицом заиндевелым,
упрямо стиснув почерневший рот,
завернутое в одеяло тело
на Охтинское кладбище везет.
Везет, качаясь, — к вечеру добраться б…
Глаза бесстрастно смотрят в темноту.
Скинь шапку, гражданин!
Провозят ленинградца,
погибшего на боевом посту.
Скрипят полозья в городе, скрипят…
Как многих нам уже недосчитаться!
Но мы не плачем: правду говорят,
что слезы вымерзли у ленинградцев…
Но город жил и боролся. Заводы продолжали выпускать военную продукцию. Голодные измученные люди находили в себе силы работать. Мужчины, женщины и подростки стояли у станков.
В Ленинграде работали фабрики и заводы, работали театры и музеи.
Но, все же, главным подвигом
юных жителей города была учеба.39 ленинградских школ работали без перерыва даже в самые тяжёлые зимние дни. Это было невероятно трудно из-за морозов и голода. В классах было холодно. Везде стояли печки «буржуйки». Все сидели в шубах, шапках и рукавицах. Писали на старых газетах карандашами. Чернила замерзали на морозе. Учеников, продолжавших заниматься в суровую зиму 1941-1942 г., с уважением называли «зимовщиками». Урок продолжался 20-25 минут, больше не выдерживали ни учителя, ни школьники. Записей не вели, так как в не отапливаемых классах мерзли не только худые детские ручонки, но и замерзали чернила.
Местом учёбы стали и некоторые бомбоубежища. В жутких условиях, когда не хватало еды, воды, дров, тепла и одежды, многие ленинградские дети учились. Вот что было написано в отчете одной из таких школ – 251 - й Октябрьского района: “Из 220 учащихся пришедших в школу 3 ноября, систематически продолжали занятия 55. Это 1\4 часть. Недостаток питания сказывался на всех. В декабре – январе умерло 11 мальчиков. Остальные мальчики лежали и не могли посещать школу. Остались только девочки, но и те еле ходили”. Многие шатались от голода, сильно болели. Случалось, что ученики умирали – не только дома, на улице по дороге в школу, но и прямо в классе.
Страшным был итог блокады. На Пискарёвском и Серафимовском кладбищах покоятся 650 000 ленинградцев, 97 % которых умерли не от обстрелов и бомбёжек. Их жизни унёс голод… Поколение, пережившее блокаду, знает цену куску хлеба.
... Медленной, суровой вереницей идут и идут люди по Пискарёвскому кладбищу. День за днём, год за годом. Словно несут они, сменяя друг друга, почётный караул у других могил.
Ребята, почтим память умерших в годы блокады Ленинграда Минутой Молчания. Звучит метроном.
Педагог: Эвакуация населения из Ленинграда — одна из памятных страниц обороны города в период Великой Отечественной войны и блокады. За двадцать месяцев (с 29 июня 1941 г. по 1 апреля 1943 г.) осажденный город покинуло свыше 1,7 млн. человек. География их расселения обширна: детские учреждения размещались как в близлежащей Ярославской области, так и в далекой Новосибирской; учебные заведения в 1942 г. возобновили занятия в Саратове (ЛГУ), Кыштыме (ЛГПИ им. Герцена), Ташкенте (ЛПИ им. Калинина) и т.д.; театры, филармония, консерватория, киностудия «Ленфильм» работали в Перми, Кирове (Вятке), городах Средней Азии, а список населенных пунктов, куда по решениям Государственного Комитета Обороны (ГКО) и Совета по эвакуации при Совнаркоме СССР летом 1941 г. направлялись ленинградские заводы и фабрики вместе с рабочими, насчитывал более 50 наименований.
В апреле 1943 г. Ленинградская городская эвакуационная комиссия подвела итоги своей деятельности: с 29 июня 1941 г. по 1 апреля 1943 г. из Ленинграда было эвакуировано 1743129 человек, в том числе 1448338 ленинградцев, 147291 жителей области, 147500 жителей прибалтийских республик. С 1 апреля по 17 декабря 1943 г. из города выехало около 20 тыс. человек. Решением Ленгорисполкома от 4 декабря 1943 г. комиссия была ликвидирована.
В Ленинграде в 50-е годы на Невском проспекте около Мойки, вдруг затрезвонили трамваи, за сигналили машины, остановилось движение. По проезжей части дороги шла пожилая женщина, вытянув вперед руку. Все ругались, но женщина подобрала что-то и пошла обратно. Подойдя к толпе, она протянула кусок изуродованного хлеба. Видимо кто-то слишком сытый, не переживший блокаду бросил этот кусок хлеба.
А потом у поэта Р. Рождественского родились эти строки:
Кто осквернил? Кто позабыл?
Блокады страшные года...
Кто, бросив на дорогу хлеб,
Забыл, как умирал сосед?
Детей голодные глаза
С застывшим ужасом, в слезах.
А Пискаревку кто забыл?
Там персональных нет могил...
Там вечный молчаливый стон
Терзает память тех времен.
Им не достался тот кусок,
Кусок, не подаривший жизнь...
Лежащий здесь - у ваших ног.
Кто бросил хлеб - тот отнял жизнь.
Кто предал хлеб?
Ребята! Если жизнь предоставит Вам возможность побывать в Санкт – Петербурге, бывшем Ленинграде, обязательно посетите Пискаревское кладбище. Зайдите в маленький музей возле входа на мемориальное кладбище, там вы увидите блокадную осьмушку хлеба и листочки из дневника Тани Савичевой.
Спуститесь к могилам тех, кто умер в годы блокады, мечтая наесться хлеба досыта. Не нужно цветов… не нужно красивых слов. Простая буханка ржаного хлеба, оставленная на могиле, будет знаком уважением к погибшим и символом памяти о том, о чем нельзя забывать никогда.
В Музее истории Ленинграда (Санкт-Петербурга) хранится чёрствый, потемневший не от времени, а тёмный с самого своего появления на свет ломоть хлеба надкусанный кусочек хлеба, имеющий свою историю (рассказ “Кусочек хлеба” из книги Воскобойникова “900 дней мужества”.)
Те, кто пережил блокаду, были обычными людьми. Они сумели совершить невозможное - пережить ледяной ад. И не только пережить, но и остаться людьми. Они уходят, и вместе с ними уходит история. От нас зависит, чтобы она не ушла навсегда.
Звучит песня «Блокадный хлеб» Эдуард Хиль
Под песню желающие берут 125 грамм хлеба.
Рефлексия:
Какие ассоциации возникают у вас на слово хлеб?
Что вынесли вы из нашего часа общения? Какие события сегодняшнего дня напоминают нам о детях Ленинграда?
Будет ли желание, поделится сегодняшним знаниями с кем-то ещё?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-игра по кубановедению Хлеб мой вкусный, хлеб душистый
Урок - ирга по кубановедению, где учащиеся знакомятся с трудом хлебороба. Учащиеся делятся на группы и соревнуются....
Сценарий праздника хлеба "Хлеб - всей жизни голова" в 3 классе.
Сценарий праздника хлеба под заголовком "Хлеб всей жизни голова" составлен для проведения в начальной школе. Хлеб всегда был мерилом всех ценностей. И в наш век новых достижений, он ...
Сценарий утренника "Хлеб России - хлеб моей Отчизны!"
Цель данного мероприятия:расширить знания о пользе хлеба, о его ценности,о тяжёлом труде хлебороба, воспитывать чувство бережного отношения к хлебу и труду людей....
"Хлеб - наше богатство, хлеб - наша сила"
Тематический классный час о хлебе...
Теплый хлеб!Душистый хлеб!Вкусный хлеб!
Открытый урок в 4 классе по русскому языку в национальной школе....
Хлеб - наше богатство. Берегите хлеб!
Дети познакомятся с профессиями, связанных с хлебом, выведут правила бережного обращения с хлебом, выучат стихи, сценку, повторят пословицы. ...
Предметная неделя "Хлебная корзина", Тема "Ценность хлеба - Блокадный хлеб" коррекционная школа VIII вида, начальные классы
Материалы на тему "Ценность хлеба - Блокадный хлеб" (разработка, презентация и видеоматериалы) для начальной школы...