Презентация "Дети блокады (страницы истории нашей страны)"
презентация к уроку по истории (1 класс)
Презентация доступным языком рассказывает о сложном периоде отечественной истории -- блокаде Ленинграда. Цель урока -- нравственно-патриотическое воспитание младших школьников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ДЕНЬ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ РОССИИ
ПЛАН ФАШИСТОВ На долю Ленинграда выпало очень страшное испытание. Фашистская Германия хотела уничтожить город вместе с его жителями , стереть его с лица земли. Фашисты подошли так близко, что могли видеть улицы. Город обстреливали ежедневно из дальнобойных орудий. 8 сентября1941 город был блокирован.
В блокадные годы т рудно было и взрослым, и детям. Мужчин в городе практически не было – они составляли ряды ополчения и были на линии фронта, обороняя город и пытаясь прорвать блокадное кольцо. Остальные взрослые должны были много работать на заводах, чтобы помогать бойцам на фронте, несмотря на голод и отсутствие сил.
Дети блокадного Ленинграда росли, работали и учились под разрывы бомб и снарядов, в условиях холода и голода. Когда в сентябре 1941 года замкнулось блокадное кольцо, в блокированном городе оказались 2 554 000 ленинградцев, в том числе 400 000 детей.
ОБСТРЕЛЫ Артобстрелы и бомбардировки были ежедневными . В Ленинграде в первые месяцы войны на улицах для предупреждения населения о налётах и объявления воздушной тревоги было установлено 1500 громкоговорителей. По всему городу было организовано множество бомбоубежищ, куда прятались люди. За время блокады фашисты выпустили по городу 150 тысяч снарядов, сбросили 5 тысяч бомб. Было разрушено и сожжено снарядами и бомбами более 3000 зданий.
ХОЛОД Ещё одной страшной бедой был холод. Зимы были в то время очень морозные, и горожане просто застывали в своих квартирах. Для обогрева помещения топили буржуйки – самодельные маленькие печки. Дров не хватало, поэтому в печку шла мебель, обои, все, что горело.
В Музее истории Ленинграда (Санкт-Петербурга) хранится чёрствый, потемневший не от времени, а тёмный с самого своего появления на свет ломоть хлеба. ГОЛОД С 20 ноября 1941 года нормы на хлеб стали совсем низкие : рабочие в день получали 250 граммов хлеба , а дети и служащие по 125 граммов хлеба.
Надвигался голод ! Люди научились делать булки из горчицы, суп из дрожжей и крапивы, котлеты из хрена, кисель из столярного клея. Хлеб содержал жмых (остатки после отжима растительного масла), соду, отруби, целлюлозу, хвою, обойную пыль и лишь немного муки. ГОЛОД
Также вышла из строя система городского водоснабжения, и воду пришлось брать из Невы и каналов. Также не работало отопление, канализация, не было электричества, стоял весь транспорт. ОТСУТСТВИЕ ВОДОСНАБЖЕНИЯ
В конце декабря хлебная пайка стала вдвое больше - к этому времени значительная часть населения погибла. Голод принял невиданные масштабы. Многие жители, ослабев, падали и умирали на улицах. СМЕРТЬ БЛИЗКИХ ЛЮДЕЙ
Особенно тяжелым было положение детей, оставшихся без родителей. Обессиленные, они лежали в холодных квартирах, едва передвигались. Многие из них по 10-15 дней не видели горячей пищи или просто кипятка. СТРАХ, ОТСУТСТВИЕ ПОМОЩИ
Хлеб доставлялся только авиацией или по дороге, проложенной по льду Ладожского озера. Под постоянной бомбежкой и артобстрелами водители, несмотря на огромные потери, доставляли по «дороге жизни» лишь небольшое количество необходимых продуктов. Дорога жизни – Дорога смерти
Дорога жизни позволяла не только ввозить в город продовольствие, но и вывозить из него больных и детей. Множество детей было перевезено из Ленинграда в другие регионы, в том числе и в Кировскую область ЭВАКУАЦИЯ
Голод, холод, страх смерти - всё это страшные проявления блокадной действительности, в которой находились дети блокадного Ленинграда. Но несмотря на это, дети помогали взрослым в освобождении города. Не осознавая всей опасности такой помощи, дети «просто играли»…
«Заменим у станков отцов!» - этот призыв прозвучал с первых дней войны. И учащиеся школ пошли работать на предприятия, чтобы помогать старшим выпускать оборонную продукцию.
27 октября в 103 школах около 60 000 учащихся с 1-го по 6-й классы приступили к занятиям.
В случае воздушной тревоги занятия прекращались, и дети переходили в бомбоубежище.
Керосиновые лампы плохо освещали помещение. Поэтому у малышей проводилось только по 2 урока в день по 20-25 минут.
Учиться в таких условиях было настоящим подвигом. К тому же учителям и ученикам приходилось самим заготавливать дрова, следить за чистотой, решать все другие хозяйственные вопросы.
Санкт-Петербург – особенный город. Культурная жизнь города не останавливалась. Работали некоторые учреждения культуры: библиотеки, театры, радио, филармония. Для всех детей были проведены новогодние елки.
В госпиталях дети навещали раненых, выступали перед ними с концертами, читали им книги, газеты, писали письма родным и знакомым, когда бойцы не могли этого сделать сами.
К ниг о детях военного Ленинграда очень много. В них раскрывается , что двигало людьми, большими и маленькими, помогало им в нечеловеческих условиях голода, холода и обстрелов заботиться не только о себе, но и о ближних. Именно поэтому и выстоял Ленинград: большинство его жителей не покорились ни врагу, ни тяжелейшим жизненным обстоятельствам.
Вера Карасёва «Кирюшка » Вера Карасёва , автор книги, родилась в 1905 году, писала детские книги и до войны. В Блокаду жила и работала в Ленинграде. Писательница пережила войну и продолжила писать книги, но теперь уже – о детях блокадного города. Книга « Кирюшка » - о Великой Отечественной войне, о блокадном Ленинграде, о детях и взрослых, находившихся в это тяжелейшее время в городе, о жизни маленьких героев, которые были её друзьями, соседями, знакомыми.
Автор о книге: «Днём и ночью бомбили и обстреливали враги осажденный город. Но ленинградцы не сдавались. И дети тоже были на боевом посту вместе со взрослыми. Старшие ребята заботились о младших, отводили их в убежище, тушили зажигательные бомбы. Я буду очень рада, если вы, прочитав эту книжку, полюбите маленьких ленинградцев. Для этого я ее написала».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
За залпом залп. Гремит салют. Ракеты в воздухе горячем цветами пестрыми цветут. А ленинградцы тихо плачут. Ни успокаивать пока, ни утешать людей не надо. Их радость слишком велика – Гремит салют над Ленинградом! Их радость велика, но боль Заговорила и прорвалась: На праздничный салют с тобой Пол-Ленинграда не поднялось… Рыдают люди, и поют, И лиц заплаканных не прячут. Сегодня в городе – салют! Сегодня ленинградцы плачут… 27 января 1944 года в Ленинграде прогремел салют в честь окончательного снятия самой страшной и смертоносной в истории человечества блокады города .
Блокада Ленинграда - э то пример, каких никогда не было, мужества и исключительной стойкости духа горожан. Ленинград выстоял и одержал Великую победу над врагом - и военную, и моральную . Только от нас зависит сегодня то, чтобы история великого подвига жителей Ленинграда не исчезла и не повторялась. Мы будем помнить, гордиться и чтить мужество и стойкость ленинградцев!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Героические страницы истории нашей Родины.
Данный урок разработан по программе "Школа XXI века" к окружающему миру в 4 классе. Можно использовать во внеклассной работе. К данному уроку есть презентации....
Тест по окружающему миру в 4 классе по теме: " Страницы истории нашей родины".
Данный тест предназначен для контроля знаний по предмету окружающий мир в 4 классе после изучения раздела учебника :"Страницы истории нашей родины". Предлагается детям выбрать правильный отв...
Тест по окружающему миру " Страницы истории твоей страны"
Материал теста предназначен для проверки знаний по окружающем миру во 2 классе по программе УМК "Начальная школа 21 века" во второй четверти....
Тест «Героические страницы истории нашей Родины»
Тест - обобщение по разделу "Героические страницы нашей Родины"...
Тест по окружающему миру для 4 класса Героические страницы истории нашей Родины
Тест для закрепления темы Героические страницы истории нашей Родины...
Сценарий воспитательного мероприятия. Беседа к Дню народного единства "Путешествие по страницам истории нашей страны"
В разработанном занятии показана связующая нить между знаменательными событиями 400 - летней давности в истории Русского государства и праздником "День народного единства". Любовь к Родине, ...
По страницам истории нашего города
Материал будет интересен в качестве внеклассного чтения или внеурочной деятельности по краеведению для детей начальных классов....