Материалы к уроку по истории: Развитие Российской Империи. Правление Екатерины II
план-конспект урока по истории (4 класс)
Разработка урока по истории 4 класс. К конспекту урока прилагается раздаточный материал, задания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rossiyskoy_imperii._pravlenie_ekateriny_ii.docx | 29.68 КБ |
test_razvitie_rossiyskoy_imperii._pravlenie_ekateriny_ii.docx | 12.05 КБ |
zadaniya_po_ryadam.docx | 14.17 КБ |
zadaniya.docx | 272.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока
Ф.И.О. учителя: Чигрина Алена Владимировна
Предмет: Окружающий мир
Класс: 4 «Г»
Тема: Развитие Российской Империи. Правление Екатерины II
Тип урока: Усвоение новых знаний
Цель урока: Создать условия для формирования представления о жизни в России во времена правления Екатерины II.
Задачи урока:
Дидактические: актуализировать знания о правлении Петра I; познакомить учащихся с новой императрицей Екатериной Великой, полководцами; формировать представления о правлении Екатерины II
Развивающие: формировать умение строить речевое высказывание в устной форме; развивать умения проводить сравнительный анализ, выделять главную мысль в тексте, обосновывать ответы на вопросы;
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к наследию прошлого, чувство восхищения мастерством русских зодчих, гениальностью российских учёных
Методы: словесный (беседа, объяснение), практический (упражнения), наглядный (презентация, карта, карточки с заданием).
Средства обучения:
- для учителя: мультимедийный проектор, интерактивная доска, презентация, учебник «Окружающий мир» О. Т. Поглазова 4 класс 2 часть
- для учащихся: интерактивная доска, учебник «Окружающий мир» О. Т. Поглазова 4 класс 2 часть
Ход урока:
Этапы фрагмента урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности | Планируемые результаты | ||
Предметные | Метапредметные (П-познават., Р-регулятивные, К-коммуникат. | Личностные | ||||
1.Организационный этап. Цель этапа: включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне. 2 мин. | - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Алена Владимировна, сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. - Проверьте свою готовность к уроку, на партах у вас должны лежать: учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, пенал и дневник. - Присаживайтесь за парты. - Ребята, я надеюсь, что на уроке мы будем стараться, не отвлекаться, усердно трудиться, прилежно учиться. | Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. Включаются в учебную деятельность; | Ф Ф | Слушают учителя и понимают речь других (К) Самостоятельно организовывают свое рабочее место (Р) | Уважительно относятся к учителю, одноклассникам и окружающим людям | |
2.Актуализация знаний Цель этапа: Актуализировать знания, умения и навыки. 7 мин. | -Сегодня на уроке мы будем работать по такому плану. План на доске. -Прочитаем. План урока
-Сегодня мы снова совершим путешествие в 18 век, познакомимся с другой значимой личностью в истории России, но прежде чем начать новую тему, давайте вспомним предыдущий материал. -На столах у вас лежит листочек с тестом, я предлагаю его выполнить, а затем проверим. -Подпишите свою фамилию, имя и приступайте выполнять тест, на работу вам 5 минут. ВЫПОЛНЯЮТ ТЕСТ - Закончили работу. Обменяйтесь работами с соседом по парте и выполните проверку. Внимание на слайд. СЛАЙД 1 – Посмотрите на критерии и поставьте оценку. ЗАЧИТАТЬ КРИТЕРИИ | Зачитывают план на урок; Слушают учителя Выполняют тест Выполняют взаимопроверку и оценивают результат | Ф И |
Верно отвечают на вопросы теста | Слушают и слышат учителя (К) Адекватно оценивают результаты своей деятельности (Р) | Проявляют уважительное отношение к мнение других учащихся |
3.Постановка цели и задач урока Цель этапа: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации. 3 мин. | -Кто продолжил дело Петра I? О ком пойдет речь на этом уроке? Это нам сейчас предстоит узнать. -Я предлагаю вам разгадать кроссворд. СЛАЙД 2 -1. Город, где в университете учился Ломоносов. (Петербург.) 2. Первый учитель Ломоносова. (Дьячок.) 3. Кем был отец Ломоносова. (Рыбак.) 4. Академия наук, где он работал по возвращении на родину. (Петербургская.) 5. Страна, где за границей учился Ломоносов. (Германия.) 6. Город, около которого родился Ломоносов. (Холмогоры.) 7. Ломоносов — выдающийся .... (Химик, физик.) 8. Он открыл атмосферу на планете ... . (Венера.) 9. Судно, на котором Ломоносов с отцом выходил в море. (Чайка.) -Какое слово получилось в выделенных клетках? (Екатерина) -Предположите, о чём пойдет речь на нашем уроке? -Сформулируйте тему урока (Екатерина II Великая) СЛАЙД 3 -Поставьте цель на наш урок (Я хочу узнать…) СЛАЙД 4 | Разгадывают кроссворд | Ф | Вспоминают материал прошлого урока для решения учебного задания | Самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения (Р) Строят речевое высказывание в устной речи (К) | |
4.Первичное усвоение новых знаний Цель этапа: построение и фиксация нового знания. 8 мин. | -Вернемся к плану, на каком мы сейчас пункте? Какой следующий? (Узнаю новое) -СЛАЙД 5 -Рассмотрите портрет императрицы. Что вы можете о неё сказать? (Высказывания детей) -Проверьте себя, прочитав информацию на листе. На это вам 1 минута. -Что вы можете добавить о Екатерине? (Ответы детей) -Среди положительных качеств Екатерины можно отметить трудолюбие и упорство в достижении цели, ум и интуицию, любознательность и умение разбираться в людях. -Хорошо, молодцы. -Ребята, я предлагаю вам поработать по рядам. У каждого ряда информация, ваша задача изучить её и рассказать классу то, что вы узнали нового. 1 ряд Что приобрела Россия в годы правления Екатерины Великой? В 1762 году империей стала править Екатерина II. В годы её правления еще больше возросло могущество России. В её состав вошли Литва, часть Украины, Белоруссия, Крым, Россия получила выход к Чёрному морю. Но не только военные успехи интересовали Екатерину. Во время её правления были изданы историческая карта Российской империи, русский учебник по естествознанию, детский журнал «Детское чтение для сердца и разума». Был основан в Московском университете кабинет натуральной истории. -Вспомним, чем же прославилась Екатерина Великая? Работа по презентации, по карте 2 ряд Военачальники. Александр Васильевич Суворов. В 1729 г. в семье офицера Василия Суворова родился сын. Мальчик был хилым и болезненным, но с ранних лет мечтал лишь об одном — служить в армии и стать полководцем. В 15 лет Александр Суворов поступил в военную школу. Десять лет прослужил он простым солдатом, а в 1754 г. был произведен в офицеры. Суворов изнутри знал солдатскую службу, поэтому всегда в первую очередь заботился о солдатах. С именем Суворова связаны многие победы русской армии. В ходе русско-турецкой войны 11 декабря 1790 года русская армия, под командованием Александра Васильевича Суворова, одержала блестящую победу, захватив меньшими силами крепость Измаил, которая многими считалась неприступной.В 1799 г. Суворов — генералиссимус (это наивысшее воинское звание в русской армии). Умер Суворов в 1800 г., похоронили его в Александро-Невской лавре. 3 ряд. Федор Федорович Ушаков. Мальчик с ранних лет грезил о море, и все «сухопутные» игры были ему неинтересны. Он с большим удовольствием стругал деревянные корабли и пускал их на воду. Флотоводец, адмирал, один из создателей российского Черноморского флота и с 1790 г. его командующий. Разработал и применил маневренную тактику, одержав ряд крупных побед над турецким флотом в Керченском морском сражении. Он успешно провел Средиземноморский поход российского флота во время войны против Франции. -Хорошо, ребята вы хорошо поработали. -Теперь откройте учебники на странице 72-ой -Почему 18 век называют «золотым веком» российского дворянства? -Найдём ответ на этот вопрос в учебнике, начнём читать под зелёной чертой. -Почему вспыхнуло самое крупное народное восстание? | Слушают учителя Рассматривают портрет императриц и высказывают свои предположения Слушают учителя Работают по рядам Изучают информацию и представляют классу Изучают информацию и представляют классу Изучают информацию в учебнике и представляют классу Работают по учебнику и отвечают на вопросы | Ф И | Знакомятся с портретом и краткой биографией императрицы Екатерины Великой | Применяют полученные знания в измененных ситуациях (П) Строят речевое высказывание в устной форме (К) Применяют полученные знания в измененных ситуациях (П) Строят речевое высказывание в устной форме (К) Применяют полученные знания в измененных ситуациях (П) Строят речевое высказывание в устной форме (К) | Осознания того, что наша Родина имеет более чем тысячелетнюю историю, что её народы прошли вместе трудный и славный путь создания своего государства и отстояли его независимость; |
Физминутка | Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали. Ножками потопали, Ручками похлопали. Покрутились, повертелись И за парты все уселись. Глазки крепко закрываем, Дружно до 5 считаем. Открываем, поморгаем И работать продолжаем. | Выполняют физминутку | Ф | |||
5 Закрепление полученных знаний Цель этапа: самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях. | -Вернемся к нашему плану, какой пункт мы выполнили? (Узнаю новое) -Какой следующий пункт? (Тренируюсь) -Ребята, у каждого из вас на столах лежат карточки с заданиями, положите их перед собой. Выполните задания, на это вам 5 минут. -Давайте проверим. Обменяйтесь своими работами с соседом по парте и возьмите в руки карандаш. СЛАЙД -Посмотрите на слайд, на слайде дано верное решение задания. -Давайте оценим работу, если ученик допустил 1 ошибку- оценка 5; если ученик допустил 2 ошибки – оценка 4; если ученик допустил 3 – ошибки – оценка 3; более 3 ошибок- оценка 2. -Поставьте оценку. -У кого оценка 5, 4, 3, 2? | И Ф | Знают исторических деятелей, факты и открытия в истории России | Выполнять план действий и проводить пошаговый контроль его выполнения в сотрудничестве с учителем (Р) Умение строить высказывание в устной речи (К) | Чувство гордости наследием предков, достижениями российских учёных, деятелей культуры и искусства, путешественников, внёсших большой вклад в открытие | |
6.Рефлексия и итог урока Цель этапа: Соотнесение цели урока и его результатов,самооценка работы на уроке, осознание метода построения нового знания 5 мин. | -Вспомните, какая была тема урока? -Какую цель мы ставили перед собой? -Достигли ли мы этой цели? И почему? -Ребята, что на уроке вам понравилось больше всего? -А что вам было трудно на уроке? -Сегодня на уроке я поставлю 5 (Имена), потому что они хорошо работали на уроке, отвечали на вопросы полным ответом. -Сегодня на уроке я поставлю 4 (Имена), потому что хорошо работали на уроке, но допустили ошибки, отвечали на вопросы не полным ответом. -Откройте свои дневники и запишите домашнее задание стр. 71- 73 пересказ | Вспоминают цель урока Оценивают свои успехи Записывают домашнее задание | Ф И | Высказывают мнение по достижению цели. | Оценивать собственные успехи на уроке (Р) Умение совместно с учителем давать эмоциональную оценку (Р) | Ориентировать на понимание принципа успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль, способность к самооценке; |
Предварительный просмотр:
Ф. И.___________________________________
1. Под каким именем остался царь Пётр в истории России?
А) Великий
Б) Славный
В) Храбрый
2. В каком возрасте Пётр был провозглашён царём?
А) В 10 лет
Б) В 25 лет
В) В 40 лет
3. Отметьте любимое увлечение Петра
А) Танцы
Б) Рисование
В) Военные «потехи»
4. Как называется первый музей, основанный Петром?
А) Эрмитаж
Б) Кунсткамера
В) Русский музей
5. К каким обычаям Пётр пытался приохотить знатных людей?
А) К европейским
Б) К китайским
В) К африканским
6. Кем стал Пётр 1721 году?
А) Слугой
Б) Императором
В) Капитаном корабля
Ф. И.___________________________________
1. Под каким именем остался царь Пётр в истории России?
А) Великий
Б) Славный
В) Храбрый
2. В каком возрасте Пётр был провозглашён царём?
А) В 10 лет
Б) В 25 лет
В) В 40 лет
3. Отметьте любимое увлечение Петра
А) Танцы
Б) Рисование
В) Военные «потехи»
4. Как называется первый музей, основанный Петром?
А) Эрмитаж
Б) Кунсткамера
В) Русский музей
5. К каким обычаям Пётр пытался приохотить знатных людей?
А) К европейским
Б) К китайским
В) К африканским
6. Кем стал Пётр 1721 году?
А) Слугой
Б) Императором
В) Капитаном корабля
Предварительный просмотр:
1 ряд
Детство Екатерины проходило ярко: игра на улице, чтение книг, прогулки в лесу. Екатерина любила дружить с мальчишками, хотела быть похожей на них.
Екатерина, до крещения Елизавета, в возрасте пятнадцати лет вынужденно приехала с матерью в Россию. Екатерина приняла православие, после чего как раз и получила это имя. В 1762 году империей стала править Екатерина II. В годы её правления еще больше возросло могущество России. В её состав вошли Литва, часть Украины, Белоруссия, Крым, Россия получила выход к Чёрному морю. Но не только военные успехи интересовали Екатерину. Во время её правления были изданы историческая карта Российской империи, русский учебник по естествознанию, детский журнал «Детское чтение для сердца и разума». Был основан в Московском университете кабинет натуральной истории.
1 ряд
Детство Екатерины проходило ярко: игра на улице, чтение книг, прогулки в лесу. Екатерина любила дружить с мальчишками, хотела быть похожей на них.
Екатерина, до крещения Елизавета, в возрасте пятнадцати лет вынужденно приехала с матерью в Россию. Екатерина приняла православие, после чего как раз и получила это имя. В 1762 году империей стала править Екатерина II. В годы её правления еще больше возросло могущество России. В её состав вошли Литва, часть Украины, Белоруссия, Крым, Россия получила выход к Чёрному морю. Но не только военные успехи интересовали Екатерину. Во время её правления были изданы историческая карта Российской империи, русский учебник по естествознанию, детский журнал «Детское чтение для сердца и разума». Был основан в Московском университете кабинет натуральной истории.
1 ряд
Детство Екатерины проходило ярко: игра на улице, чтение книг, прогулки в лесу. Екатерина любила дружить с мальчишками, хотела быть похожей на них.
Екатерина, до крещения Елизавета, в возрасте пятнадцати лет вынужденно приехала с матерью в Россию. Екатерина приняла православие, после чего как раз и получила это имя. В 1762 году империей стала править Екатерина II. В годы её правления еще больше возросло могущество России. В её состав вошли Литва, часть Украины, Белоруссия, Крым, Россия получила выход к Чёрному морю. Но не только военные успехи интересовали Екатерину. Во время её правления были изданы историческая карта Российской империи, русский учебник по естествознанию, детский журнал «Детское чтение для сердца и разума». Был основан в Московском университете кабинет натуральной истории.
2 ряд
Александр Васильевич Суворов. В 1729 г. в семье офицера Василия Суворова родился сын. Мальчик был хилым и болезненным, но с ранних лет мечтал лишь об одном — служить в армии и стать полководцем.
В 15 лет Александр Суворов поступил в военную школу. Десять лет прослужил он простым солдатом, а в 1754 г. был произведен в офицеры. Суворов изнутри знал солдатскую службу, поэтому всегда в первую очередь заботился о солдатах. С именем Суворова связаны многие победы русской армии.
В ходе русско-турецкой войны 11 декабря 1790 года русская армия, под командованием Александра Васильевича Суворова, одержала блестящую победу, захватив меньшими силами крепость Измаил, которая многими считалась неприступной.В 1799 г. Суворов — генералиссимус (это наивысшее воинское звание в русской армии). Умер Суворов в 1800 г., похоронили его в Александро-Невской лавре.
2 ряд
Александр Васильевич Суворов. В 1729 г. в семье офицера Василия Суворова родился сын. Мальчик был хилым и болезненным, но с ранних лет мечтал лишь об одном — служить в армии и стать полководцем.
В 15 лет Александр Суворов поступил в военную школу. Десять лет прослужил он простым солдатом, а в 1754 г. был произведен в офицеры. Суворов изнутри знал солдатскую службу, поэтому всегда в первую очередь заботился о солдатах. С именем Суворова связаны многие победы русской армии.
В ходе русско-турецкой войны 11 декабря 1790 года русская армия, под командованием Александра Васильевича Суворова, одержала блестящую победу, захватив меньшими силами крепость Измаил, которая многими считалась неприступной.В 1799 г. Суворов — генералиссимус (это наивысшее воинское звание в русской армии). Умер Суворов в 1800 г., похоронили его в Александро-Невской лавре.
2 ряд
Александр Васильевич Суворов. В 1729 г. в семье офицера Василия Суворова родился сын. Мальчик был хилым и болезненным, но с ранних лет мечтал лишь об одном — служить в армии и стать полководцем.
В 15 лет Александр Суворов поступил в военную школу. Десять лет прослужил он простым солдатом, а в 1754 г. был произведен в офицеры. Суворов изнутри знал солдатскую службу, поэтому всегда в первую очередь заботился о солдатах. С именем Суворова связаны многие победы русской армии.
В ходе русско-турецкой войны 11 декабря 1790 года русская армия, под командованием Александра Васильевича Суворова, одержала блестящую победу, захватив меньшими силами крепость Измаил, которая многими считалась неприступной.В 1799 г. Суворов — генералиссимус (это наивысшее воинское звание в русской армии). Умер Суворов в 1800 г., похоронили его в Александро-Невской лавре.
3 ряд.
Федор Федорович Ушаков. Мальчик с ранних лет грезил о море, и все «сухопутные» игры были ему неинтересны. Он с большим удовольствием стругал деревянные корабли и пускал их на воду. Флотоводец, адмирал, один из создателей российского Черноморского флота и с 1790 г. его командующий. Разработал и применил маневренную тактику, одержав ряд крупных побед над турецким флотом в Керченском морском сражении. Он успешно провел Средиземноморский поход российского флота во время войны против Франции.
3 ряд.
Федор Федорович Ушаков. Мальчик с ранних лет грезил о море, и все «сухопутные» игры были ему неинтересны. Он с большим удовольствием стругал деревянные корабли и пускал их на воду. Флотоводец, адмирал, один из создателей российского Черноморского флота и с 1790 г. его командующий. Разработал и применил маневренную тактику, одержав ряд крупных побед над турецким флотом в Керченском морском сражении. Он успешно провел Средиземноморский поход российского флота во время войны против Франции.
3 ряд.
Федор Федорович Ушаков. Мальчик с ранних лет грезил о море, и все «сухопутные» игры были ему неинтересны. Он с большим удовольствием стругал деревянные корабли и пускал их на воду. Флотоводец, адмирал, один из создателей российского Черноморского флота и с 1790 г. его командующий. Разработал и применил маневренную тактику, одержав ряд крупных побед над турецким флотом в Керченском морском сражении. Он успешно провел Средиземноморский поход российского флота во время войны против Франции.
3 ряд.
Федор Федорович Ушаков. Мальчик с ранних лет грезил о море, и все «сухопутные» игры были ему неинтересны. Он с большим удовольствием стругал деревянные корабли и пускал их на воду. Флотоводец, адмирал, один из создателей российского Черноморского флота и с 1790 г. его командующий. Разработал и применил маневренную тактику, одержав ряд крупных побед над турецким флотом в Керченском морском сражении. Он успешно провел Средиземноморский поход российского флота во время войны против Франции.
3 ряд.
Федор Федорович Ушаков. Мальчик с ранних лет грезил о море, и все «сухопутные» игры были ему неинтересны. Он с большим удовольствием стругал деревянные корабли и пускал их на воду. Флотоводец, адмирал, один из создателей российского Черноморского флота и с 1790 г. его командующий. Разработал и применил маневренную тактику, одержав ряд крупных побед над турецким флотом в Керченском морском сражении. Он успешно провел Средиземноморский поход российского флота во время войны против Франции.
Предварительный просмотр:
Задание 1
Когда произошли эти события? Соедини стрелками.
Задание 2
Узнай, кто изображён на этих портретах. Подпиши.
_____________________ _____________________
Задание 1
Когда произошли эти события? Соедини стрелками.
Задание 2
Узнай, кто изображён на этих портретах. Подпиши.
_____________________ _____________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к уроку "Власть и народ Российской империи"
Это урок знакомит учащихся с социально-политическими противоречиями, существовавшими в Российской империи6 неограниченностью самодержавной власти, ее бюрократическим произволом, использованием сил про...
Урок истории "Российская империя.Царь Петр и его дела"
Презентация к уроку истории "Российская империя.Царь Петр и его дела"...
Конспект урока по истории 4 класс.Начало Российской Империи». Перспектива- 4 класс.
Тема урока: «Начало Российской Империи». Перспектива- 4 класс.Цель: сформировать представление о Петре I, о строительстве Санкт- Петербурга, умение сравнивать. Планируемые...
Тест по окружающему миру по теме"Развитие Российской империи", 4 класс, "Гармония"
Тест по окружающему миру...
Методическая разработка урока по окружающему миру " Российская империя. Петр I Великий".
План-конспект урока по предмету " Окружающий мир" в 3 классе. Тема: " Петр Великий". Урок открытия новых знаний....
Материалы к уроку по истории: Развитие Российской Империи. Правление Екатерины II
Презентация к уроку истории Развитие Российской Империи. Правление Екатерины 2...
Технологическая карта урока окружающего мира «Начало Российской империи» (УМК «Перспектива», 4 класс)
Цель урока: формирование у обучающихся представлений о исторических событиях, связанных с деятельностью Петра I.Планируемые результатыПредметные:1. Знать некоторые биографические сведения о Петр...