Учебный курс "История родного края"
рабочая программа по истории (2 класс)

Галактионова Светлана Аркадьевна

Рабочая программа учебного курса "История родного края"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon istoriya_rodnogo_kraya.doc153.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Брин-Наволоцкая средняя  школа»

Рассмотрено на заседании

ПО учителей-предметников

протокол №   от            2019г

Руководитель ПО

…………………………….

Согласовано

с зам. директора по УВР

…….......Полидаускене  Л.В.

   Утверждаю.

 Директор МБОУ «Брин-

 Наволоцкая СШ»                    

    ……………….. Юркина С.В.

Приказ №            от        2019г

РАБОЧАЯ    ПРОГРАММА

по  истории родного края

для 2 класса

 

Галактионовой  Светланы Аркадьевны,

учителя начальных классов

высшей квалификационной категории

                                                                                                 МБОУ «Брин-Наволоцкая  СШ»

п. Брин-Наволок

2019 – 2020 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативно-правовые документы

• Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Минобрнауки  РФ от 6 октября 2009г. № 373 «Об утверждении  федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования);

• Основная образовательная программа начального общего образования МБОУ «Брин-Наволоцкая СОШ» муниципального образования «Холмогорский муниципальный район» Архангельской области;

• Региональный компонент;

• Учебный план МБОУ «Брин-Наволоцкая СШ» на 2019-2020 учебный год;

Цели и задачи

Именно в  начальной школе закладываются основы познавательного интереса к изучению города, окружающего ребенка макромира, создаются условия для формирования нравственных чувств, этики поведения, что составляет базу для духовно – ценностного  и гражданского воспитания.

Изучение краеведения воспитывает  стремление быть полезным своему родному городу, месту, где родился и вырос, становится фундаментом, на котором можно воспитать гордость за свою страну, свой край и стремление активно участвовать в общественных процессах.

Кроме того, обращаясь к истокам местных традиций, изучая особенности народной культуры своего края, историю своей семьи, ребёнок получает неповторимый чувственный опыт позволяющий осуществлять личностное развитие.

Местный материал доступен учащимся для освоения, позволяет на конкретных примерах объяснить достижения всего человечества, раскрыть преемственность в культурных традициях и определить место своего края в отечественной и мировой истории.

Краеведческая  работа  расширяет  у  детей  кругозор,  развивает  детское  словесное  и  изобразительное  творчество.

Цель: познакомить обучающихся  с первоначальными сведениями об истории родного края.

Задачи курса:

Пополнять знания о родном крае через изучение краеведческого материала и его использование в учебных ситуациях.

Воспитание у  обучающихся чувства уважения к делам и трудам наших современников, гордость за успехи и достижения земляков;

Развитие умения самостоятельно находить нужную информацию о заинтересовавшем объекте, о деятельности людей, предприятий, учреждений и грамотно её оформлять.

Место учебного предмета в учебном плане

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования на изучение истории родного края во 2 классе отводится 34 часа, 1 час в неделю, что соответствует УП МБОУ «Брин-Наволоцкая СШ».

Срок реализации программы учебного предмета «История родного края. 2 класс» – один учебный год (34 часа, 1 час в неделю).

Структура курса

Материал курса сгруппирован в четыре раздела.

Первый тематический раздел «Моя малая родина» знакомит обучающихся с понятием малая родина, направлен на воспитание любви к родному дому, семье, школе. Знакомство детей с их окружением (дома, улицы, достопримечательности посёлка). Содержание раздела содействует формированию практических умений ориентироваться в окружающем мире (умение определить свой адрес, найти нужный адрес). Данный раздел рассказывает о том, что все начинается «с порога родного дома». И Родины нет без него. Не просто Москва или Архангельск, но именно родная улица, идущая «у лица» твоего дома, исхоженная ногами.

Материал второго раздела «Район, в котором я живу» рассказывает о том, что Холмогорский район может гордиться талантливыми людьми, продуктами животноводства и полеводства, лесными богатствами и полезными ископаемыми.

Третий раздел «Архангельск – областной центр» знакомит обучающихся с достопримечательностями города Архангельска.

Четвертый раздел «Наша Архангельская область» знакомит обучающихся с символикой Архангельской области, с важными событиями из истории Архангельской области, с выдающимися деятелями культуры родного края и с художественными народными ремёслами.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Планируемые личностные результаты освоения учебного предмета

У обучающегося будут сформированы:

- осознание себя как гражданина России, испытывающего чувство гордости за свой край и свою Родину;

- положительное отношение и интерес к изучению природы, культуры и истории родного края;

- способность к самооценке;

- осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- устойчивого интереса к изучению истории своего края;

- чувства ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе;

- осознанного положительного отношения к культурным ценностям родного края.

Планируемые метапредметные результаты освоения учебного предмета

Обучающийся научится:

- находить необходимую информацию в различных источниках;

- строить сообщения в устной форме;

- строить монологическое высказывание;

- владеть диалогической формой коммуникации;

- сотрудничать с одноклассниками в ходе совместной деятельности;

         Обучающийся получит возможность научиться:

         - планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;

         - самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить необходимые коррективы;

         - распределять обязанности при работе в группе;

         - учитывать мнение партнёра;

         - аргументировано критиковать допущенные ошибки;

         - обосновывать своё решение.

            Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета

К концу обучения  обучающиеся научатся:

-- составлять рассказы о семье и о школе;

- находить на карте Холмогорский район, Архангельскую область;

- определять на карте местонахождение городов Архангельской области;

- готовить сообщения о достопримечательностях родного края;

- называть имена выдающихся деятелей культуры родного края;

- узнавать памятники истории и культуры родного края;

- характеризовать основные этапы жизни великого учёного, человека, гражданина; причины проявления интереса народов мира к жизни и деятельности М. В. Ломоносова; нравственные качества, свойственные М. В. Ломоносову – человеку, учёному, гражданину России;

- понимать тексты о природе;

- называть характерные признаки сезонов года родного края;

- называть водоёмы родного края;

- приводить примеры животных и растений родного края;

- составлять рассказы о семье: о членах семьи, семейных традициях, основных занятиях членов семьи в соответствии с установленной учебной задачей.

К концу обучения  обучающиеся получат возможность научиться:

- осознавать ценность семьи и родного дома;

- ориентироваться в важнейших для края событиях и фактах прошлого и настоящего;

- осознавать, что произведения искусства во все времена украшали повседневную жизнь северян;

- анализировать влияние человека на природу родного края.

Используемый УМК

•  Богданова И.В. Морянка. Краеведческий курс: учебно-методическое пособие для учителя. – Архангельск: АО ИППК РО, 2012. – 144с.

Фёдоров А.В. Ломоносов: учебное пособие для 1 класса общеобразовательных учреждений – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2011. – 48с.

• Я люблю север. Альбом-книга. – Изготовитель: ООО «Типография №2, г. Архангельск, 2018.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Обучающиеся должны знать:

  • членов своей семьи, свой адрес;
  • историю и традиции своей школы;

•        историю посёлка Брин-Наволок;

  • символику Холмогорского района и Архангельской области;
  • достопримечательности родного края;

выдающихся деятелей культуры родного края;

узнавать памятники истории и культуры родного края;

Обучающиеся должны уметь:

составлять рассказы о семье и о школе;

находить на карте Холмогорский район, Архангельскую область;

определять на карте местонахождение городов Архангельской области;

 готовить сообщения о достопримечательностях родного края;

называть водоёмы родного края;

 приводить примеры животных и растений родного края;

 

Учебно-тематический план

№ темы

Название темы по программе

Количество

часов

Контрольные работы

Практическая часть

Региональное содержание

Пр.р./Р.р.

Л.р./Вн.чт.

1

Моя малая родина

экскурсия-2

проект-1

8

2

Район, в котором я живу

7

3

Архангельск – областной центр

11ч

проект-1

11

4

Наша Архангельская область

8

Всего

34 ч

4

34

Содержание учебного предмета

Моя малая родина (8ч)

Родной очаг. Общее представления о семье, семейном очаге, традициях семьи. Основных занятий членов семьи.

Моя школа – мой дом. Беседа о школе, её символике. Правила поведения в школе. Составление рассказов о школе. Построение монологического высказывания.

Урок-экскурсия. Наша школа. Рассказ – экскурсия. История нашей школы. Посещение школьного музея. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали.

Традиции нашей школы. Рассказ - беседа о традициях нашей школы.

Мой дом. Мой двор. Моя улица. Проект «Наш дом» (нарисовать и придумать сказку о том, кто в теремочке живёт). Планирование своих действий в соответствии с поставленной целью. Построение монологического высказывания. Адекватное оценивание правильности выполнения задания.

Урок-экскурсия. Наш посёлок. Рассказ – экскурсия.  Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали. Формирование  положительного отношения и интереса к изучению истории родного края. Осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями.

Мини-сочинение на тему «Посёлок, в котором я живу».  Написание мини-сочинения на тему «Посёлок, в котором я живу». Обобщение темы.

Район, в котором я живу  (7ч)

 Холмогоры – районный центр.  Знакомство с историей возникновения Холмогор. Мореходная школа в Холмогорах. Герб села Холмогоры. П. И. Галушин – герой Советского Союза.

 Я живу в Холмогорском районе.  Рассказ - беседа о холмогорском районе. Знакомство с гербом Холмогорского района. Герб Холмогорского района. Построение монологического высказывания.

 Спасо- Преображенский собор. Вавчужские корабелы. Одна из главных  достопримечательностей древнего села Холмогоры – Спасо - Преображенский собор. Важная роль архиепископа Афанасия для культурного развития Холмогор. Визиты Петра I на Холмогорскую землю. Судоверфь братьев Бажениных.

Куростров и М. В. Ломоносов. Знаменитый скульптор XVIII века Ф. И. Шубин. Музей М. В. Ломоносова. Фабрика художественной резьбы по кости им. М. В. Ломоносова.

Мы живём на земле Ломоносова.  Основные этапы жизни великого учёного, человека, гражданина. Рассказ о жизни и деятельности М. В. Ломоносова.

Емецк и его округа.  Сийский государственный природный биологический заказник.  Уникальный историко-культурный объект – Свято-Троицкий Антониево-Сийском монастырь.

Писатели и поэты земли Холмогорской. Чтение и анализ стихотворений Н. К. Жернакова, Н. М. Рубцова, В. М. Калинкина, Е В. Яковлева.

Архангельск – областной центр  (11ч)

Герб города Архангельска. Герб города Архангельска. Создание Петром I русского флота в Архангельске. Памятник Петру I (скульптор – Антокольский Марк Матвеевич).

Михайло-Архангельский кафедральный собор. Собор Архистратига Божия Михаила – строящийся православный собор в Архангельске. 

Гостиный Двор. Гостиные дворы – один из немногих уцелевших в России уникальных памятников русской каменной архитектуры XVII века. Гостиные дворы – музейно-выставочный комплекс с оборудованными выставочными площадями, концертным и лекционным залами.

Северный народный хор. Гимн Архангельской области.  Северный русский народный хор. Знакомство с основоположниками северного хора. Работа с текстом гимна Архангельской области, декларирование  его.

Поморская государственная филармония.  Поморская государственная филармония располагается в здании бывшей лютеранской церкви Святой Екатерины. Главный инструмент – орган.

Парк развлечений «Потешный двор». Парк развлечений «Потешный двор» - одно из любимых мест развлечения архангелогородцев и гостей города Архангельска.

 Северяне Победе. Вклад в победу детей-северян (по произведению Н. Вурдова «Робинзоны студёного острова»).  Памятник Соловецким юнгам – детям, служившим в годы Великой Отечественной войны на Северном флоте, ценой своих жизней защищавших корабли конвоев. Боевой танк – ИС – 3, созданный нашей страной во время Великой Отечественной войны.

Архангельский сказочник. С. Г. Писахов – писатель, художник, этнограф, путешественник, учитель. Чтение сказок С. Г. Писахова. Памятник писателю на улице Чумбарова-Лучинского (скульптор Сергей Сюхин)

Памятные места Архангельска. Проект «Памятные места Архангельска» Планирование своих действий в соответствии с поставленной целью. Построение монологического высказывания. Адекватное оценивание правильности выполнения задания. Обобщение пройденного.

Наша Архангельская область  (8ч)

Кенозерский национальный парк. Соловецкий монастырь.  Знакомство с культурно-историческими памятниками родного края.  Кенозерский национальный парке - уникальное место, один из природных парков нашей области. Соловецкий  монастырь включён в список мирового наследия.

Пароход «Н. В. Гоголь». Космодром «Плесецк». Знакомство  с самым старым в России пароходе «Н. В. Гоголь».  Знакомство  с объектом Архангельской области -  космодромом  «Плесецк» (запуск боевых ракет и спутников).

Подводные лодки.  Беседа о городе Северодвинске на предприятиях которого строятся корабли и подводные лодки Военно-морского флота России. Значимые достопримечательности города.

 Природные ископаемые. Знакомство с природными ископаемыми нашей области.

Растения нашего края.  Растительный мир Архангельской  области. Знакомство с растениями Архангельской области, занесёнными  в Красную Книгу.

Животные нашего края. Животный  мир Архангельской  области. Знакомство с животными Архангельской области, занесёнными  в Красную Книгу.

Урок-викторина. Обобщение  знаний о городе Архангельске и Архангельской области.

Урок обобщения по теме «История родного края». Ответы  на вопросы, направленные на выявление знаний о родном крае.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся

Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  1. Активность участия.
  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
  4. Самостоятельность.
  5. Оригинальность суждений.

Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» («отлично») – обучающийся полностью справляется с поставленной целью урока; правильно излагает изученный материал и умеет применить полученные знания на практике.

«4» («хорошо») – обучающийся полностью овладел программным материалом, но при изложении его допускает неточности второстепенного характера.

«3» («удовлетворительно») – обучающийся слабо справляется с поставленной целью урока; допускает неточность в изложении изученного материала.

«2» («плохо») – обучающийся допускает грубые ошибки в ответе; не справляется с поставленной целью урока.

Календарно-тематическое планирование

п/п

/п

Тема урока

Основные виды учебной деятельности

Формы организации учебных занятий

Дата по плану

Дата проведения фактическая

Раздел 1. Моя малая родина (8ч)

1

1

РС Родной очаг

Дать общие представления о семье, семейном очаге, традициях семьи. Составление рассказов о семье: о членах семьи, семейных традициях, основных занятий членов семьи.

2

2

РС Моя школа – мой дом

Беседа о школе, её символике. Правила поведения в школе. Составление рассказов о школе.

3

3

РС Урок-экскурсия. Наша школа

Рассказ – экскурсия. История нашей школы. Посещение школьного музея. Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали.

Урок –

экскурсия

4

4

РС Традиции нашей школы

Рассказ - беседа о традициях нашей школы.

5

5

РС Мой дом. Мой двор. Моя улица

Фронтальная беседа. Проект «Наш дом» (нарисовать и придумать сказку о том, кто в теремочке живёт). Учиться планировать свои действия в соответствии с поставленной целью.  Адекватно оценивать правильность выполнения задания.

Проект

6

6

РС Страницы истории нашего посёлка

Беседа об историческом прошлом нашего посёлка. Посёлок вчера и сегодня.

7

7

РС Урок-экскурсия. Наш посёлок

Рассказ – экскурсия.  Беседа об увиденном, что запомнилось, о чем узнали. Формирование  положительного отношения и интереса к изучению истории родного края. Осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями.

Урок –

экскурсия

8

8

РС Мини-сочинение на тему «Посёлок, в котором я живу»

Написание мини-сочинения на тему «Посёлок, в котором я живу»

Мини-сочинение

Раздел 2. Район, в котором я живу (7ч)

9

1

РС Холмогоры – районный центр

Познакомиться с историей возникновения Холмогор. Научиться описывать элементы герба села Холмогоры.

10

2

РС Я живу в Холмогорском районе

Рассказ - беседа о холмогорском районе. Знакомство с гербом Холмогорского района. Научиться описывать элементы герба Холмогорского района. Отметить значимость холмогорской породы крупного рогатого скота. Построение монологического высказывания.

11

3

РС Спасо- Преображенский собор. Вавчужские корабелы.

Познакомить об одной из главных  достопримечательностей древнего села Холмогоры – Спасо - Преображенским собором. Отметить важную роль архиепископа Афанасия для культурного развития Холмогор. Иметь представления о первой в России частной судоверфи и лесопильном заводе (знаменитые предприниматели Осип и Фёдор Баженины).

12

4

РС Куростров и М. В. Ломоносов

Иметь представления о достопримечательностях Курострова.  Объяснять роль культурного наследия. Использовать источники дополнительной информации для расширения знаний об истории и  культуре родного края.

13

5

РС Мы живём на земле Ломоносова

Иметь представления об основных этапах жизни великого учёного, человека, гражданина. Рассказывать о жизни и деятельности М. В. Ломоносова. Иметь представления о том, как М. В. Ломоносов изучал науки.

14

6

РС Емецк и его округа

Иметь представления о Сийском государственном природном биологическом заказнике и об уникальном историко-культурном объекте – Свято-Троицком Антониево-Сийском монастыре.

15

7

РС Писатели и поэты земли Холмогорской

Всмотреться в окружающую жизнь глазами писателей и поэтов Холмогорского района, ощутить себя частицей малой родины; задуматься не только о пользе, но и красоте родной природы; понять, что природу надо любить и охранять. Читать стихи поэтов Холмогорского района.

Раздел 3. Архангельск – областной центр (11ч)

16

1

РС Герб города Архангельска

Описывать элементы герба города Архангельска. Определять на карте местонахождение города Архангельска. Практическая работа: раскрашивание герба города  Архангельска. Иметь представления о памятнике Петру I в Архангельске.

17

2

РС Михайло-Архангельский кафедральный собор

Иметь представление о Михайло-Архангельском кафедральном соборе.

18

3

РС Гостиный Двор

Иметь представление о самом старом здании Архангельска – Гостином дворе.

19

4

РС Северный народный хор. Гимн Архангельской области

Иметь представление о северном народном хоре. Познакомиться с основоположниками Северного русского хора. Работать с текстом гимна Архангельской области, декламировать его.

20

5

РС Поморская государственная филармония

Иметь представление о Поморской государственной филармонии.

21

6

РС Парк развлечений «Потешный двор»

Участвовать в беседе о парке развлечений «Потешный двор». Формирование устойчивого интереса к изучению истории родного края. Умение оценивать свои эмоциональные реакции. Развитие умения строить сообщения в устной форме.

22

7

РС Северяне Победе

Показать значимость вклада жителей Архангельского Севера в победу в Великой Отечественной войне. Знакомство с произведением Н. Вурдова «Робинзоны студёного острова»

23

8

РС Памятник Соловецким юнгам

Иметь представление о детях, служившим в годы Великой Отечественной войны на Северном флоте, ценой своих жизней защищавших корабли конвоев.

24

9

РС Архангельский сказочник

Знакомство с жизнью и творчеством северного писателя С. Г. Писахова. Чтение произведений. Умение находить в тексте  изобразительные языковые средства, помогающие понять своеобразие художественных произведений о русском Севере.

25

10

РС Архангельский сказочник

Умение находить необходимую информацию в различных источниках. Строить сообщения в устной форме. Строить монологическое высказывание.

26

11

РС Памятные места Архангельска

Фронтальная беседа. Проект «Памятные места Архангельска» . Учиться планировать свои действия в соответствии с поставленной целью.  Адекватно оценивать правильность выполнения задания.

Проект

Раздел 4. Наша Архангельская область (8ч)

27

1

РС Кенозерский национальный парк. Соловецкий монастырь

Иметь представление о Кенозерском национальном парке как уникальном месте, одним из природных парков нашей области. Иметь представление о Соловецком монастыре, включённым в список мирового наследия. Участвовать в групповой работе (распределять обязанности при работе в группе, учитывать мнение партнёра, обосновывать своё мнение).

Работа в группах

28

2

РС Пароход «Н. В. Гоголь». Космодром «Плесецк»

Иметь представление о пароходе «Н. В. Гоголь», прочитать информацию о нём. Иметь представление о космодроме «Плесецк», находить необходимую информацию в различных источниках, строить монологическое высказывание.

29

3

РС Подводные лодки

Иметь представление о городе Северодвинске на предприятиях которого строятся корабли и подводные лодки Военно-морского флота России.

30

4

РС Природные ископаемые

Иметь представление о том, что наша область богата природными ископаемыми (месторождения алмазов, гипса).

31

5

РС Растения нашего края

Расширить представления о растительном мире нашей области. Приводить примеры растений родного края.  Извлекать необходимую информацию о растениях из дополнительных источников знаний. Познакомиться с растениями Архангельской области, занесёнными  в Красную Книгу. Строить сообщения в устной форме.

32

6

РС Животные нашего края

Расширить представления о животном мире нашей области. Приводить примеры животных родного края.  Извлекать необходимую информацию о животных из дополнительных источников знаний. Познакомиться с животными Архангельской области, занесёнными  в Красную Книгу. Строить сообщения в устной форме.

33

7

РС  Урок-викторина. Архангельск и Архангельская область

Участвовать в викторине. Обобщить знания о городе Архангельске и Архангельской области.

Урок -викторина

34

8

Урок обобщения по теме «История родного края»

Отвечать на вопросы, направленные на выявление знаний о родном крае.

Урок обобщения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ АВТОРСКИЙ КУРС «МОЙ РОДНОЙ КРАЙ» В СТРУКТУРЕ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.

Изучение краеведения становится основой для гармоничного всестороннего, многоаспектного развития личности школьника, создает тот нравственный стержень, который поможет юному человеку противостоя...

Презентация:"Разнообразие природы родного края", ученика 3 Г класса Панова Игоря Владимировича. Проект:"Книга природы родного края".

Учитель 3 Г класса БОУ города Омска "Средняя общеобразовательная школа № 63" Кучковская Светлана Михайловна....

Учебный проект "Аптека родного края"

Примерная структура работы над презентацией проекта....

Учебно-методический комплект по ИЗО на тему: «Осенний пейзаж родного края» 4 класс "Перспектива"

Конспект урока по ИЗО на тему: «Осенний пейзаж родного края» + презентация...

Сборник программ вариативных курсов "Литература Дона", "Природа и история родного края", "Культура Дона" учебно-методического комплекса "ДОНОВЕДЕНИЕ"

В сборнике представлены программы вариативных курсов, входящих в учебно-методический комплекс "Доноведение". Данное пособие позволит учителю  представить всю палитру вариативных курсов и выбрать ...

Учебная программа по вариативному курсу "Родной край"

Учебная программа разработана в целях реализации поручений Президента Республики Казахстан, отраженных в программной статье «Социальная модернизация Казахстана: 20 шагов к обществу всеобщего тру...