Путешествие по Санкт-Петербургу 2 класс
рабочая программа по истории (2 класс)

Батрак Елена Николаевна

Программа кружка по внеурочной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_sankt-peterburgu_2_b.docx47.75 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
  2. средняя общеобразовательная школа № 218
  3. Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Принято

на заседании Педагогического Совета

Протокол №1 от 29.08.2019

Утверждаю

 директор ГБОУ СОШ №218

                        Е. А. Белова

Приказ № 224/1от 29.08.2019

  1. .
  2.                                                       Программа
  3. внеурочной деятельности
  4. кружка «Путешествие по Санкт-Петербургу»
  5. Направление программы:  духовно-нравственное

Возраст детей 8-9 лет

Срок реализации 2019-2020- учебный год

                                                                               

                                                                                Автор:

                                                                                Батрак Е. Н

  1.    учитель начальных классов
  2.                                                                            

  1.                                                                    

Санкт-Петербург

 2019

Пояснительная записка  

  1. Актуальность программы внеурочной деятельности «Я - Петербуржец»

Важным компонентом просвещения и образования на территории многонациональной Российской Федерации является «национально-региональный компонент», который предусматривает изучение развития и современной проблематики народов, регионов, ближайшего окружения для человека, его Малой Родины, то есть края. Это неслучайно, поскольку в нашем современном обществе наблюдается падение патриотического отношения к своему Отечеству, принижается значимость наследия России. Изучение своего края как раз и является тем фактором, который способствует формированию нравственно-ценностного отношения к своей Родной земле.  

 Очевидно, что изучать край следует с детского возраста, поскольку душа ребенка более восприимчива к прекрасному, а мировоззрение его только формируется. Познание своего жизненного пространства помогает каждому ребенку социально адоптироваться, то есть  почувствовать себя личностью, активно взаимодействовать с окружающим миром, не бояться его преобразовывать, решая существующие проблемы, чувствовать себя в нем уверенно и комфортно.

   Непростая задача знакомить детей с родным городом в современных условиях. Можно бесконечно долго воспевать на уроках красоту архитектурных сооружений, скульптурных памятников Петербурга. Однако ребенок, гуляя по городу или идя в школу, встречается с другим городом: неубранным и темным подъездом, грязным и неухоженным двором, припаркованными на тротуарах машинами, вытоптанными газонами, разрисованными фасадами зданий. И в сознании ребенка существуют два города: один – нарядный, сказочный, далекий от повседневности, о котором рассказывается на уроках, другой – реальный и зачастую некрасивый, который ребенок видит каждый день. Такое двойственное восприятие мешает осознанию у ребенка собственной сопричастности с изучаемым городом. Получается, что ребенок изучает один город, а живет в другом.

  1.         Программа «Я - Петербужец» как раз и направлена на то, чтобы сблизить два столь разных образа города в сознании ребенка. Поэтому дети в этом курсе изучают современный город, в котором живут. Они открывают в знакомом для них окружении незнакомые «чудеса». Ребята знакомятся с разнообразными сторонами жизни Петербурга: трудовой, культурной, административной;  поведением и отношением петербуржцев к своему городу,  ролью природы в городе, удивительными особенностями Петербурга и его уникальным культурным наследием, созданным и охраняемым настоящими петербуржцами, проблемами современной городской жизни.

        В программу включены темы, дающие младшим школьникам начальные представления об основании Санкт- Петербурга, развившегося на островах в дельте реки Невы по воле Петра I; о его наиболее ярких, запоминающихся архитектурных памятниках и их создателях; о государственных символах; о музеях и театрах города, его прекрасных решётках и оградах и великолепном скульптурном убранстве.

Темы выстроены таким образом, чтобы учителям начальных классов или родителям  можно было пройтись с детьми по городу и в течение нескольких пешеходных экскурсий увидеть всё, о чём упоминалось в учебном курсе.

  1. Цель и задачи
  2.  Цель программы: создание условий для формирования нравственных чувств, духовно-ценностной и практической ориентации школьников в окружающем их городском пространстве.  

Задачи:

1. Образовательные:

  1.1. Создать условия для проявления познавательного интереса к изучению города.

  1.2 создать условия для получения элементарных знаний о составных частях города, о роли людей и природы в формировании городов, о взаимосвязи города и горожан; о памятниках природы и культуры, придающих неповторимый облик Санкт-Петербургу (реки, каналы, острова, парки, сады, мосты, решетки, здания, фонари, скульптура); о важных функциях города как промышленного, торгового и культурного центра страны; о главных ансамблях Петербурга -  его символах, являющихся частью всемирного культурного наследия; о петербуржцах – создателях и носителях петербургской культуры.

1.3 Создать условия для формирования представления об уникальности, неповторимости облика Петербурга.

 1.4 Создать условия для формирования  краеведческих умений:

- грамотно произносить, писать и применять термины и понятия;

 - ориентироваться по упрощенной карте-схеме города, маршрутному листу;

   - соотносить объект на карте с городским пространством;

   - пользоваться краеведческой литературой;

  - рассматривать городские объекты и объекты, окружающие в повседневной жизни как источник и уметь извлекать из него информацию;

   - описывать памятники, достопримечательности по памяткам;

   - соединять повседневный опыт и знания о городе, полученные на занятиях

2.Развивающие:

2.1Создать условия для развития монологической речь и мыслительных умения:

  -работать с познавательными заданиями (тексты, стихи, ребусы,      кроссворды, загадки);

 - подбирать слова, характеризующие объект;

 - выявлять главные признаки объекта;

 - сравнивать объекты и делать выводы;

 - обосновывать свою точку зрения;

 - переносить знания, полученные на других учебных предметах.

 2.2 Создавать условия для формирования оценочных суждений:

  - формировать знания об утилитарной, эстетической, социальной, историко-культурной значимости городских объектов;

   - выражать свое отношение к объекту, событию, творческой деятельности.

2.3 Содействовать развитию креативного мышления и реализации творческого потенциала учащихся:

  - изображать изученные объекты (в рисунке, поделке, сочинении, сказке, стихотворении, эпитетах).

2.4  Способствовать практическому применению полученных знаний и умений:

 - соблюдать правила поведения в общении с одноклассниками, в городской среде, в транспорте, на экскурсиях, в музеях, библиотеках, храмах. 

3.Воспитательные

3.1 Создать условия для воспитания чувств товарищества.

3.2 Создать условия для формирования гражданской позиции, патриотизм

3.3Создать условия для  воспитания нравственных качеств по отношению к окружающим (доброжелательность, толерантность- терпимость).

Сроки реализации программы.

Данная программа реализуется в течение 1 года  во внеурочной деятельности. Возраст детей- 8-9 лет.

        Режим занятий

На основании плана внеурочной деятельности программа рассчитана на 34 часа. Занятия проходят 1 раз в неделю.  С целью организации воспитательного процесса возможно проведение занятий в каникулярное время.

Продолжительность занятий  – 40 минут.

Планируемые результаты:

В результате обучения по данной программе, в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, у младших школьников будут сформированы:

Личностные

Обучающиеся научатся и приобретут:

  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
  • основы экологической культуры: принятие ценности природного мира. готовность следовать в своей деятельности нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
  • способность к самооценке на основе критерия успешности учебной и внеучебной деятельности;
  •  эстетические и ценностно-смысловые ориентации, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении.

Обучающиеся получат возможности для формирования:

  • выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
  • компетентности в реализации основ гражданской идентичности личности в поступках и деятельности;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
  • основ гражданской идентичности путем знакомства с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям ее граждан;
  • эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев.

Метапредметные

Обучающиеся научатся:

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
  • выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
  • проявлять инициативу действия в межличностном сотрудничестве;
  • использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности;
  • вносить необходимые коррективы в действия после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках;
  • выполнять учебные действия в материализованной, гипермедийной, громкоречевой и умственной форме.

Обучающиеся получат возможность:

  • уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
  • повысить творческую активность и самостоятельность;
  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные

Обучающиеся научатся:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве интернета;
  • осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
  • использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные) для решения задач;
  • строить сообщения в устной и письменной форме;
  • строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
  • обобщать, т.е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;
  • осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
  • устанавливать аналогии.

Обучающиеся получат возможность:

  • осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
  • записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
  • строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного взаимодействия;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
  • задавать вопросы;
  • контролировать действия партнёра;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Обучающиеся получат возможность:

  • владеть монологической и диалогической формами речи;
  • формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
  • наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах школы, профессионального сообщества края;
  • аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Предметные

В ходе реализации программы у учащиеся сформируется:

  • расширение знаний о городе в работе с дополнительными источниками информации, в посещении музеев, театров, библиотек, учебных прогулках/экскурсиях, в исследовательской деятельности, в интервьюировании, в проведении социологических опросов;
  • Приобщение к культурному наследию города других горожан, одноклассников, родителей;
  • Интерес к знакомым городским названиям, праздникам, объектам (знакам, символам), желания «делать открытия» в привычной городской среде;
  • Понимание уникальности, неповторимости Санкт-Петербурга – северного, одновременно морского и речного города;
  • Уважение к согражданам (блокадникам), знаменитым петербуржцам.

Учащиеся научатся:

  • Находить информацию о городе, памятниках наследия, петербургских традициях, а также о различных учреждениях, необходимых для удовлетворения жизненных потребностей горожан, для самореализации (поликлиниках, магазинах, центрах развлечений, железнодорожных вокзалах, кассах, учебных заведениях, службе психологической поддержки, музеях, библиотеках, театрах, концертных залах и выставках, учебных заведениях и бирже труда) в справочниках, научно-популярной литературе, интернете, на карте, в периодической печати;
  • Работать с картой, проводить ассоциации, обобщать, ориентироваться по карте-схеме Петербурга;
  • Решать бытовые проблемы (вызов врача, водопроводчика, сантехника, распределение семейного бюджета, организация досуга в выходной день и т.д.);
  • Извлекать информацию из городской среды, памятника наследия, музейной экспозиции при непосредственном общении с ними, а также из семейных архивов, из общения с родственниками, знакомыми и незнакомыми петербуржцами;
  • Ориентироваться по карте города и в городском пространстве;
  • Объяснять понятия «мой город», «мой край», «Малая Родина», «культура», «городская среда», «город – феномен культуры», «облик города», «образ города» и использовать эти понятия.

Формы проведения занятия

- При проведении занятий  применяются такие формы, как:

  • Экскурсии
  • Дискуссия (диспут)
  • Акция
  • Встречи с интересными людьми
  • Устный журнал (т.е. заранее определяются темы и количество страниц журнала, которые распределяются между творческими группами)
  • Беседа, лекция, рассказ
  • соревнования
  • заочные путешествия
  • исследования
  • мини-проекты
  • круглые столы  
  • конференции
  • презентации
  • выставки творческих работ
  • конкурсы
  • олимпиады
  • викторины
  • деловые игры, тренинги и пр.
  • сюжетно-ролевая игра, инсценирование
  • интеллектуальная игра
  • концерты
  • фестивали
  • праздники

Виды деятельности:

  • игровая деятельность;
  • познавательная деятельность;
  • проблемно-ценностное общение;
  • досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
  • художественное творчество;
  • социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);
  • трудовая (производственная) деятельность;
  • спортивно-оздоровительная деятельность
  • туристско-краеведческая деятельность.

Учебно-тематический план

 №

Разделы и темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ и ОТ.

1

1

1раздел.

С чего все начиналось

10

6

4

2 раздел

Санкт-Петербург-город дворцов

11

8

4

3 раздел

 Санкт-Петербург-город соборов

7

5

1

4 раздел

Из истории Санкт-петербурга

4

3

1

Итоговое занятие

1

1

Содержание  программы

№ п/п

Тема раздела

Содержание занятий

Виды деятельности учащихся

Вводное занятие. Инструктаж по ТБ. Символы Санкт-Петербурга: герб, флаг, гимн

Инструктаж по технике безопасности. Правила поведения во время занятий на базе школы и в других помещениях.

Знакомство с символами города.

Отбор учащихся, ознакомление с расписанием занятий, правила поведения на занятии. Правила пожарной безопасности. План работы объединения на год. Форма одежды и внешний вид.

Раздел 1

С чего все начиналось

Изучение истории возникновения города, первых построек

Наш город-Санкт-Петербург.

Крепость на Заячьем острове.

Домик Петра-1.Троицкая площадь.  

Петропавловский собор.

Адмиралтейская верфь. Здание Адмиралтейства.

Викторина «Этот город мой».

Летний сад.

Работают в паре, анализируют, делают выводы. Конкурс стихов о Санкт-Петербурге. Творческие задания, ребусы, рисование по теме. Оценивают свои достижения.

Раздел 2

Санкт-Петербург-город дворцов

Изучение основных  архитектурных особенностей дворцово -паркового хозяйства.

Летний дворец.

Дворцовая площадь.

Зимний дворец.

КВН «Знай и люби свой город».

Эрмитаж-музей в Зимнем дворце.

Арка Главного штаба.

Александровская колонна.

Стрелка Васильевского острова.

Сенатская площадь.

Игры на запоминание, ребусы, загадки, чистоговорки и скороговорки о Неве. Поэтические произведения, посвященные достопримечательностям города. Игры на запоминание. Игры на узнавание образов. Работают в паре, анализируют, делают выводы. Оценивают свои достижения

Раздел 3

Санкт-Петербург-город соборов

Изучение наиболее значимых для города соборов и прилегающих к ним территорий.

Исаакиевская площадь.

Исаакиевский собор.

Невский проспект.

Казанский собор.

Храм Воскресения Христова.

Игры на запоминание, ребусы, загадки, скороговорки, стихи русских поэтов о городе. Конкурс рисунков «Мой район». Чтение басен Крылова И. А., стихов русских поэтов. Ребусы, занимательные задания.

Олимпиада «Я- Петербуржец». Занимательные задания.

Раздел 4

Из истории Санкт-Петербурга

Изучение символов города, их происхождения, использования.

Гостиный двор.

Городская дума.

Аничков дворец.

Аничков мост.

Академия наук

Академия художеств

Итоговое занятие.

Выставка работ, презентация проектов

Игры на запоминание, ребусы, загадки. Работают в паре, анализируют, делают выводы. Игры на узнавание образов. Оценивают свои достижения

Календарно – тематический план

№ п/п

Название темы занятия

Содержание занятий

Дата по плану

Дата по факту

1

Вводное занятие.

 Инструктаж по ТБ. Символы Санкт-Петербурга: герб, флаг, гимн.

Инструктаж по ТБ и ОТ.

Правила поведения во время занятий на базе школы и в других помещениях.

Знакомство с символами города

03.09

1 РАЗДЕЛ

С чего все начиналось

2

Наш город-Санкт-Петербург.

изучение основных культурных достопримечательностей

10.09

3-4

Крепость на Заячьем острове. История строительства.

Знакомство с образованием города

17.09 24.09

5-6

Первые постройки. Домик Петра I.

Троицкая площадь.  

Знакомство с домиком Петра, Троицкой площадью

01.10 08.10

7

Петропавловский собор.

Знакомство с Петропавловским собором

15.10

8

Адмиралтейская верфь. Здание Адмиралтейства.

Знакомство с Адмиралтейской верфью, зданием Адмиралтейства

22.10

9

Викторина «Этот город мой».

Викторина по пройденному материалу

05.11

10-11

Летний сад.

Знакомство с Летним садом

12.11 19.11

2 раздел

Санкт-Петербург-город дворцов

12

Летний дворец.

Знакомство с Летним дворцом

26.11

13

Меншиковский дворец.

Знакомство с Меншиковским дворцом

03.12

14

Дворцовая площадь.

Знакомство с Дворцовой площадью

10.12

15

Зимний дворец.

Знакомство с  Зимним дворцом

17.12

16

КВН «Знай и люби свой город».

Обобщение изученного

24.12

17

Эрмитаж-музей в Зимнем дворце.

Знакомство с музеем Эрмитаж

14.01

18-19

Арка Главного штаба.

Александровская колонна.

Знакомство с Аркой Главного штаба

21.01

28.01

20-21

Стрелка Васильевского острова.

Знакомство со стрелкой Васильевского острова

04.02

11.02

22

Сенатская площадь.

Знакомство с Сенатской площадью

18.02

3 раздел

Санкт-Петербург-город соборов

23

Исаакиевская площадь.

Знакомство с Исаакиевской площадью

25.02

24

Исаакиевский собор.

Знакомство с Исаакиевским собором

03.03

25

Путешествие по площадям города.

Знакомство с площадями, повторение изученного.

10.03

26 - 27

Невский проспект.

Знакомство с Невским проспектом

17.03

31.03

28

Казанский собор.

Знакомство с Казанским собором

07.04

29

Собор Воскресения Христова на Крови.

Знакомство с Храмом Воскресения Христова

14.04

  4 раздел

Из истории Санкт-Петербурга

30

Гостиный двор.

Городская дума.

Знакомство с гостиным двором

21.04

31

Аничков дворец.

Знакомство с Аничковым дворцом,

28.04

32

Аничков мост.

Аничковым мостом.

05.05

33

Академия наук и Академия художеств.

Знакомство с Академией наук и Академией художеств.

 12.05

34

Итоговое занятие.

Выставка работ, презентация проектов.

Повторение пройденного. Викторина.

19.05

Интернет-ресурсы

  • Детские электронные презентации и клипы / URL: http://viki.rdf.ru/
  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов / URL: http://school-collection.edu.ru/
  • Единое окно доступа к образовательным ресурсам / URL: http://window.edu.ru
  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов / URL: http://fcior.edu.ru/ 

Интернет-ресурсы о Санкт-Петербурге


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Путешествие в Санкт-Петербург". "Начальная школа XXI века" 2 класс.

Учащиеся познакомятся с историей основания и развития,а также достопримечательностями города Санкт-Петербург....

"Путешествие в Санкт-Петербург". "Начальная школа XXI века" 2 класс.

Познакомить учащихся с историей основания и развития, а также достопримечательностями Санкт-Петербурга....

Урок-путешествие "Путешествие по Санкт-Петербургу"

Закрепление изученного материала...

Урок по окружающему миру во 2 классе. Тема: "Путешествие по Санкт-Петербургу"

При подготовке к уроку учащиеся познакомились с главными достопримечательностями Санкт-Петербурга на кружке "Любимый город" и посетили экскурсию по Петропавловской крепости. Для проведения урока учите...

Дневник "Путешествуя по Санкт-Петербургу" 2 класс ( приложение к программе "Город над вольной Невой")

Дневник разработан с учётом возрастных особенностей детей и является приложением к программе "Город над вольной Невой"....

Конспект интегрированного занятия «Путешествие по Санкт – Петербургу» (4 класс с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, ТМНР)

Тип урока: Образовательный : Познавательное развитие (формирование целостной картины мира, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие (рисование) .Виды детской деятельности: образовательная...

Презентация "Путешествие по Санкт-Петербургу", 2 класс

Данная презентация познакомит учащихся с достопримечательностями Санкт-Петербурга и  расширит кругозор о городе....