«Мы слово «Пушкин» говорим….»
творческая работа учащихся по истории (4 класс) на тему

Карпова Юлия Николаевна

Фрагмент из творческой работы учащихся 4 класса 315 школы «Мы слово «Пушкин» говорим….»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fragment.docx18.39 КБ

Предварительный просмотр:

Фрагмент из творческой работы учащихся 4 класса 315 школы «Мы слово «Пушкин» говорим….»

(Звучит фонограмма записи «Остановка Царское село, город Пушкин)

Ведущий:

Мы с вами в городе Пушкине, Царском Селе. Давайте войдём в зал ожидания Царскосельского вокзала архитекторов Левинсон и Грушке. (слайд)

В зале мы обращаем внимание на бюст «смуглого отрока» юного Александра Пушкина, выполненного великим скульптором Михаилом Аникушиним. (слайд)

«О, юноша с мятежными кудрями!

Ты ожил вновь, божественный ….,

И Муза над тобой взмахнув крылами,

С улыбкой неразгаданной парит»

1 выступающий:

Да, 12 летним отроком юного Александра привезли в Царское Село для поступления в открывающийся Лицей. Из 38 мальчиков, после сдачи экзаменов, 29 оказались в его списках. Торжественное открытие Лицея состоялось 19 октября 1811 года. Учёба была насыщенной, она начиналась в шесть часов утра и заканчивалась в 10 вечера. Семь часов ежедневно отводилось для занятий в классах, которые чередовались отдыхом и прогулками, повторением уроков. Одним из самых любимых учителей Пушкина был адъютант-профессор нравственных и политических наук Александр Петрович Куницын. Его смелые речи зажигали сердца юношей, а Пушкин высоко ценил роль своего лицейского наставника. Об этом свидетельствует надпись на подаренной Куницыну книге «История Пугачёвского бунта»: « Александру Петровичу Куницыну от автора в знак  глубокого уважения и благодарности.»

Куницыну дань сердца и вина!

Он создал нас, он воспитал наш пламень

Поставлен им краеугольный камень,

Им чистая лампада возжена.

8 января 1814 года в лицее состоялся экзамен по российской словесности, на котором присутствовал патриарх русской поэзии Гавриил Романович Державин.

Все волновались. Державин был в преклонном возрасте. Он сидел и дремал. Наконец вызвали: «Господин Пушкин!». Воспоминания об этой минуте он сохранил на всю жизнь. «Я прочёл (слайд) мои «Воспоминания в Царском Селе», стоя в двух шагах от самого Державина. Голос мой отроческий зазвенел, а сердце забилось с упоительным восторгом…. Не помню, как я окончил чтение, не помню куда убежал. Державин был в восхищении, меня требовал, хотел обнять меня. Меня искали, но не нашли.

«Наш союз», «святое братство», «наши» - говорил Пушкин, обращаясь к лицейским друзьям.  И вот выпуск, звучит «Прощальная песнь» на слова Дельвига. В ней слова благодарности императору, наставникам, обращение к товарищам хранить дружбу».

Ведущий:

Давайте вместе с вами пройдём в лицейский садик (слайд).

Спустя многие годы, А. Пушкин вновь возвратиться в город своей юности.Возвратиться, чтобы остаться здесь навсегда, воплощённом в образе бронзового юноши – лицеиста.

2 выступающий.

В 1899году, когда вся Россия отмечала 100-тие со дня рождения А.С. Пушкина, вблизи лицейских стен, в лицейском садике состоялась закладка памятника великому русскому поэту. Средства на сооружение памятника собирались по подписке, организованной среди жителей Царского Села. В конкурсе на лучший проект памятника принимали участие многие известные скульпторы, но победителем стал Роберт Робертович Бах, академик, житель Царского Села.

Торжественное открытие монумента состоялось 15 октября 1900года. Оно проходило празднично, при большом стечении жителей Царского Села и гостей города.

Скульптор изобразил сидящего Пушкина, облокотившегося на спинку старинной чугунной скамейке, в распахнутом лицейском мундире, в минуты творческого вдохновения, погрузившегося в поэтическое раздумье.

В годы великой отечественной войны памятник был зарыт на территории Лицейского  Садика. Фашисты знали об этом, искали место, но не нашли. Допрашивали садовника, но он не указал место захоронения. За это фашисты его повесили. Возможно – это легенда, но вполне правдоподобная. Не мог садовник отдать памятник русского поэта фашистам на переплавку!

И сейчас, когда мы приходим в Лицейский садик, обязательно подходим к памятнику и читаем вдохновенные строки:

«Куда бы нас не бросила судьбина,

И счастье куда б не повело

Всё те же мы : Нам целый мир – чужбина,

Отечество нам - Царское Село»! (слайд)

Ведущий:

Продолжаем нашу прогулку по городу Пушкину.

3 выступающий:

Мы с вами подошли к памятнику Пушкина работы скульптора  Леопольда Адольфовича Бернштама (1859-1939). Бронзовая скульптура поэта была изготовлена в Париже скульптором  в 1912 году. У архитектора её купил император Николай 2. Статуя была установлена в вестибюле бывшего здания Лицея.

В 1937 году, в связи со столетием со дня гибели А.С., реконструировали территорию у Египетских ворот, тогда от них начинался главный въезд в город.  Из вестибюля Лицея, а в 1937 году это был жилой дом, бронзовую скульптуру поэта перенесли к Египетским воротам. Пушкин, как бы приветствует, въезжающих в город, носящий его имя. Это уже не юноша – лицеист; он задумчив, многое испытал и помнит.

Воспоминаньями смущённый,

Исполнен сладостной тоской

Сады прекрасные под сумрак

Под сумрак ваш священный

Вхожу с поникшей головой.

4.Выступающий

Очень часто этот памятник называют «расстрелянным Пушкиным». Почему? (слайд)

В годы В.О. войны его не успели снять и спрятать. Фашисты, зная, что это великий русский поэт, превратили бронзовую фигуру Пушкина в мишень. Они, как когда-то, как Дантес, целились прямо в сердце поэта. После войны, при реставрации, на скульптуре насчитали свыше 140 следов от пуль. Нет, никогда, никакие тёмные силы не смогут расстрелять его творчество, память о нём!!!

Мы слово «Пушкин говорим….

Поэт ли, город ли не знаем

Душой мы с первым и вторым

Мы их в одно соединяем!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Праздник "Школе мы не говорим "Прощай", мы говорим: "До новой встречи!"

Это традиционный праздник в начальной школе, который проводится в торжественной обстановке. На праздник приглашаются родители, учителя, администрация школы. Вниманию  гостей предлагается «многосе...

Воспитательная система класса "Не говори-не умею,а говори-научусь!"

На чём строится воспитательная работа в классе...

Говорите мамам нежные слова

Внеклассное мероприятие...

Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия по курсу внеурочной деятельности «В здоровом теле здоровый дух»: «Настроение плохое и хорошее. Почему я говорю добрые слова» (для учащихся с тяжелыми нарушениями речи – 1 класс)

Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия по курсу внеурочной деятельности «В здоровом теле здоровый дух»: «Настроение плохое и хорошее. Почему я говорю добрые сло...

Исследовательская работа Почему мы так говорим или значение ударения в слове

Исследовательская работа Почему мы так говорим или значение ударения в слове...

Внеклассное мероприятие "О Пушкине сегодня говорим"

Мероприятие посвященное дню памяти А.С.Пушкина. Основная цель мероприятия, сформировать интерес в изучении творчества поэта....