Методический проект "Ученые Воронежского края"
проект по истории на тему

Исследовательская работа о замечательных  воронежских ученых .чья жизнь  служит примером для подражание в умении служить своему народу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методический проект

УЧЕНЫЕ ВОРОНЕЖСКОГО КРАЯ И ИХ НАСЛЕДИЕ

                                                                 

                                                                      Выполнила:

                                                                     Акулова Н.И

                                                                     учитель МКОУ «Углянская ООШ»              

УЧЁНЫЕ ВОРОНЕЖСКОГО КРАЯ И ИХ НАСЛЕДИЕ

Создан человек и создана женщина ему, и стали они жить, и родили детей и так начиналась цивилизация. Многие и многие годы прошли с тех пор. Строились и погибали города и целые империи, на их месте возникали новые города и новые империи. Создавались и совершенствовались законы государств, быт и уклад различных слоёв общества. Расцветали ремёсла, стремительными темпами развивалась наука, причём как традиционные для того времени и территории, так и самые неожиданные отрасли её.

Параллельно с  этим развивается и искусство. До нашего времени дошли и наскальные рисунки животных и людей, найденные в самых разных уголках Земли, и гениальные творения Родена, Микеланджело, Ван Гога, да Винчи, стихотворные формы Сафо, Шекспира, Бернса, музыкальные произведения Моцарта, Глинки, Грига, архитектурные изыски Растрелли, Кварнеги, многие и многие другие потрясающие воображение и сердце произведения искусства. И трудно переоценить тот вклад, который внесли все эти авторы в дело формирования  современного человека.

На всём протяжении существования человечества мир делился на  три категории. Первая из них, это те люди, которые любыми способами пытаются исказить или замолчать определённые вехи нашей истории. Причины этому могут быть разные. Это и попытка возвеличить свою нацию, как в случае с третьим рейхом, и стремление очернить ранее существующий строй, как в случае с Советским Союзом, Причин искажения истории великое множество и каждый такой случай доказывает, что историю изменить нельзя. Факты – упрямая вещь.

Вторая основная категория людей, это те которым на историю, равно как на наше с вами существование наплевать с высокой башни. Таких людей, к великому сожалению, становиться всё больше и больше и это лишний раз доказывает, что система просвещения где –то  дала сбой, причём сбой этот – в масштабе мировом, а это уже серьёзная угроза существованию самой цивилизации, ибо связь прошлого, настоящего и будущего мистически крепка. Древние греки говорили:»Народ, не знающий прошлого, не увидит и будущего»И. И бороться с такими людьми возможно только одним способом- просвещением, неустанным и всесторонним образованием. И решать эту задачу необходимо на всех уровнях- от школы до правительства. В противном случае мы обречены и предпосылки этому налицо.

И третья категория- это та, к которой, я надеюсь, относимся и мы с вами.

Это те, которые ни под каким видом, ни на каких  условиях не допустят искажение тех или иных фактов  нашего развития, какими бы мелкими они не казались.

И наша с вами задача - сохранить и по возможности приумножить  величайшие достижения человечества, не дать уничтожить нашу с таким трудом созданную и сохранённую культуру.

* * *

Самые различные общества, города, империи принимали  непосредственное участие в образовании того общества, в котором живём мы с вами. И многие достижения людей, живших за десятки и сотни лет до нашего времени, и сейчас помогают нам выживать в современных, скажем прямо, непростых  условиях.

* * *

Велика страна Россия. Великое множество народов - больших и малых - живёт на бескрайних просторах её. Огромные территории, от Кольского полуострова до Камчатки, от архипелага Земля Франса- Иосифа и Новой Земли до мыса Кушка невозможно окинуть взором, ни разумом охватить.

А природа – разве есть на Земле такое богатство? Тундра, степи, моря, леса, реки и горы – да мало ли чего – бумаги не хватит описать всё богатство и разнообразие, всю красоту нашей великой Родины. А сколько полезных ископаемых , камней драгоценных, золота, серебра и платины, а какой зверь богатый живёт на этой земле. Есть и бобёр, и песец, и красавица Лиса Патрикеевна со своей  черно- бурой сестрицей, и шустрый горностай, зависть царей и королей всего мира, ведь из шкурок горностая издревле шились королевские мантии. А разве хуже наш русский заяц ? А кабан, волк, утка, невозможно перечислить всего.

А люди? Где ещё в мире найдёшь таких прямодушных, отзывчивых на чужие страдания людей? Издревле славянские племена помогали соседям, подчас с ущербом для себя защищали народы менее сильные, а в голодные времена делились с ними иногда и последними припасами, потому что жить в ладу всегда лучше, потому что «…возлюби ближнего своего, как своего себя» и этот непреложный закон в крови у русских людей. И ещё страсть к новому, к путешествиям, изысканиям, новым методам и орудиям труда, к

наукам, искусству, ремёслам. Оттого- то у нас так много знаменитых мастеров пера, талантливых писателей, гениальных художников, непревзойдённых композиторов, великих учёных. Что и говорить, золотые головы и руки у нас никогда не переводились.

И по всей этой земле растут и хорошеют города, большие и малые, сёла, посёлки и деревни и нет среди них двух одинаковых и ни одного безликого и неприметного. Каждый город, да что там город, каждый населённый пункт обладает только ему характерными особенностями. В одном делают посуду, в другом вяжут пуховые платки, в третьем создают удивительной красоты керамику, времени не хватит  перечислить, и вся эта красота славится на весь мир да так славится, что многие пытались создавать это сами, да только ничего у них не получалось и получаться не будет, а почему, сами подумайте?

Среди этих поистине уникальных городов и весей есть и наш Воронеж, город, созданный Петром Первым во славу Отечества .Строились корабли, расцветала торговля,  ремёсла, развивалась наука, складывался узнаваемый, присущий только Воронежу, менталитет

Развитие происходило порой очень тяжело, с огромными потерями сил, средств, а зачастую и человеческими потерями, но прогресс неотвратим и остановить его никто не в силах.

Не сразу, очень постепенно наш город стал одних из славнейших и красивейших городов России.

* * *

Земля воронежская воспитала и вырастила многих замечательных людей, талантливых учёных, чья жизнь безусловно может служить примером беззаветного служения Родине, чьи праведные дела по сей день не забыты, да и будут ли забыты, чьи труды до сих пор служат во славу Божью и нам в науку.

Болховитинов Евфимий Алексеевич рождён 18 декабря 1767 в Воронеже в семье священника и  по праву считается одним из первых воронежских писателей. В 1785 году заканчивает Воронежскую духовную семинарию и уезжает в Москву, где поступает в Славяно- греко- латинскую академию, которую успешно заканчивает в 1788 году. После этого возвращается в Воронеж, где служит преподавателем, а с 1790 года префектом

Воронежской духовной семинарии, а в течении пяти лет исполняет обязанности ректора. В 1796 году принимает сан священника и в январе 1800 уезжает в Санкт-Петербург и принимает монашество с именем Евгения. С 1804 году –епископ Старорусский, с 1813 года- епископ

Калужский, с 1816- архиепископ Псковский, с 1822 года- митрополит Киевский и Галицкий.

В Воронеже совместно с группой единомышленников, получившей название «кружок Болховитинова»,активно содействовал просвещению, проповедуя и наставляя во всех слоях общества. Инициатор создания губернской типографии  в 1798. Печатался в Москве и Санкт-Петербурге, издал жизнеописание Тихона Задонского в 1796 году, надгробное слово епископу Иннокентию (Полянскому) в 1794 году, и его избранные проповеди. В 1800 году Воронежской типографией был издан монументальный труд «Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии. Это первое исследование по светской и церковной истории Воронежского края. Работа имеет огромную историко-духовную ценность и по сей день представляет интерес для учёных, К слову сказать, на основе этого труда были написаны не один научный труд Переиздавался сей научный труд в 1912 и 1992 годах.

Книга состоит из разделов:»Всеобщее историческое сведение о Воронежской губернии». «Историческое сведение о городе Воронеже», «Описание Воронежского уезда», «Описание уездных городов», «Описание Воронежской епархии».И завершает этот поистине титанический труд «Роспись материй…»- предметный  . именной и географический указатель.

В этой книге Болховитинов выступает как учёный- экономист, статистик, соединивший знание источников со своими личными наблюдениями.

Немалая заслуга  Евгения состоит ещё и в том, что Болховитинов впервые исследовал и описал церковную историю края, до него этого не делал никто.

В епархиях, которые он возглавлял, Болховитинов неустанно занимался историческими, архивными и археологическими изысканиями. Одарённый и неутомимый учёный В 1802 году опубликовывает одно из первых исследований по истории Грузии, составляет словарь русских светских и духовных писателей, содержащий сведения о деятельности 720 авторов, Словарь духовных  писателей издан в 1818 году, светских- в 1845 году.

Закончил свой земной путь Болховитинов в 1837 году, 23 февраля, в Киеве, где в Софийском соборе покоится его прах.

Жизни и творчеству Евгения посвящён энциклопедический словарь «Митрополит Евгений (Е.А. Болховитинов.1767- 1837) жизнь и творчество» (Воронеж, 1998год), именем Болховитинова в Воронеже названы улица, средняя школа № 38, областная типография- издательство г. Воронежа. Жизнь и творчество Болховитинова нашли отражение в повести В.А. Кораблинова «Падре Ефимус».

В последние годы интерес к отечественной культуре, родной истории заменился стойким интересом к культуре и истории других государств. Конечно, это тоже интересно и нужно, но, забывая своё собственное прошлое, вряд ли можно познать чужое. Можно быть космополитом, бунтарём и противником всего того, благодаря чему ты появился на свет именно такой, но и для этого просто необходимо знать и далее изучать культуру и историю земли, где был рождён, истоки родной духовности, принципы собственной нравственности. И, поняв, познав родную землю, начинаешь понимать что такое невозможно не любить, что лучше земли не найти, да и надо ли искать? Нет в этом мире другого уголка, где так тесно сплетается духовное и материальное, где законы чести пусть уже и в меньшей степени, но всё ещё существуют, где помочь, просто помочь незнакомому человеку не считается чем-то из ряда вон выходящим.

И можно сколько угодно смеяться над желанием быть добрым, честным, обыкновенно порядочным, но в глубина души понимаешь, что он, этот добрый, честный, обыкновенно порядочный человек в сто раз лучше и чище меня, того, который смеялся и даже не потому, что он угоден Господу, а я нет, а потому, что я, вот уже повзрослев, до сих пор испытываю чувство гадливости к самому себе и хочется встретить этого человека и попросить у него прощения, и показать ему, что я уже другой, что по прошествии лет я изменился, стал лучше, чище, и даже пытаюсь поступать так, как поступал он тогда, 30 лет назад, и опять же больше для себя, а не для того, что бы оправдаться, но уже и человека этого нет на земле, да и не нужно ему это,.. Но всё таки очень хочется, что бы он знал…

И ещё хочется, что бы людей таких, как тот человек, было больше.

Стефан Егорович Зверев родился в 1861 году. По одним данным- в Москве, по другим- в Подмосковье . В раннем детстве лишился родителей и ответственность за его судьбу взял на себя его родственник- дядя Илья, живший в Москве.

Закончив начальное училище и впоследствии духовную семинарию, Стефан поступает в Московскую духовную академию, где специализируется по истории. В 1891 году, по окончании академии направляется в Воронеж для преподавания истории в Воронежской духовной семинарии. В 1894 году принимает духовный сан и переходит на работу законоучителем в Воронежский кадетский корпус.

Всё свободное от преподавательской деятельности время Стефан Егорович посвящал научной работе историка- краеведа.

В сентябре 1891 года он вступает в должность секретаря Воронежского губернского статистического комитета, заменив на этом посту известного историка и археографа Л.Б. Вайнберга, стал правителем дел Воронежской ученой архивной комиссии. Комиссия эта являлась одновременно историческим краеведческим обществом, т.е. деятельность комиссии вышла далеко за рамки намеченных пределов, поскольку основными официальными задачами комиссии являлось упорядочивание архивного дела и отбор документов , подлежащих уничтожению.

Воронежская учёная архивная комиссия под управлением Зверева продолжила разбор и публикацию Воронежских актов, организовала археологические разведки и раскопки, установила научные связи с комиссиями других губерний, иными словами, выполняла функции губернского историко- краеведческого общества.

С этого же года Зверев активно сотрудничает в Воронежском церковном историко- археологическом комитете, а в 1894 году в Воронеже открывается губернский музей, создании которого активнейшее участие принимает и Зверев.

Археологическую деятельность Зверева следует отметить особо.

Ещё в конце девятнадцатого века внимание научной общественности привлёк широко известный могильник в урочище «Частые курганы». Воронежская учёная архивная комиссия в 1910 – 1911 годах производила здесь раскопки. Один из курганов был раскопан Зверевым, Мартиновичем и Языковым. Ими было обнаружено множество золотых предметов, монет, различных позолоченных предметов, но предметом особой гордости стала уникальная серебряная со следами позолоты , богато орнаментированная ваза с изображением трёх пар скифов, сидящих на камнях.

В 1913 году о найденном под Воронежем скифском сосуде было сделано сообщение на Международном конгрессе историков в Лондоне . Теперь эта ваза находится в особой кладовой Эрмитажа.

Стефана Егоровича привлекали самые разные вопросы истории Воронежского края. Будучи священнослужителем, он с потрясающей работоспособностью занимается изучением истории церквей и монастырей Воронежской губернии. По этой тематике он опубликовывает в «Трудах» архивной комиссии, в «Воронежских епархиальных ведомостях» , других городских органах печати ряд статей: «Акты Ворнежского покровского девичьего монастыря», «К истории соборного храма г. Коротояк» и многое другое. Для освещения тем Зверев использовал древние акты, хранящиеся как в Воронеже, так и в других городов России.

В этом отношении интересна его статья «К истории соборного храма г . Коротояк»,  подготовленная на основе «строительных книг г . Коротояка» и челобитной из московского архива министерства юстиции.

Статья помогает раскрыть страницы древней истории церкви в крае. Известно, что при закладке городов в средние века на Руси одновременно строили и соборную церковь. По записям стольника и воеводы г. Коротояка Даниила Семёновича Яковлева, в городе, основанном в 1647 году в Белгородской черте, была заложена соборная церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Церковь, как и город-крепость строилась по особому чертежу, данному из Москвы. Соборным служителям отводился в городе участок земли для строительства жилья, соборному храму – пахотная земля, попу – сенные покосы(попова земля) в Ларевой луке близ города , у реки Тихой сосны.

При основании храма царь Алексей Михайлович пожаловал ему «книги и ризы» . Через несколько лет ризы настолько износились, что попу не во что было облачиться для церковной службы. «Так бедна была ризница соборного храма г.Коротояка в семнадцатом веке»-пишет Стефан Егорович Зверев.

В ответ на челобитную коротоякских священнослужителей Алексей Михайлович выделяет двадцать рублей на приобретение церковной утвари. На эти деньги для соборного храма были куплены две ризы- «праздничная» и «буденная» с подризниками. Таковы детали скромного быта священнивов соборной церкви города-крепости Коротояк, гарнизону и гражданскому населению которого в семнадцатом веке ещё приходилось отбивать набеги Крымских татар.

Пристальный интерес проявлял Стефан Егорович Зверев и к видной исторической фигуре Воронежского края конца ХУ11-начала ХУ111 веков – епископу Митрофану (1623-1703), который выделялся Русской

православной церковью в числе наиболее прославленных святителей. Он активно сотрудничал с Петром Первым  в деле организации кораблестроения ,много сил и труда прилагал для того что бы смягчить последствия раскола, вёл активную просветительскую деятельность. В своих трудах Зверев раскрывает всю многогранную деятельность первого епископа Воронежского края.

Скончался Стефан Егорович 16 марта 1920 года во время эпидемии тифа и предан земле на Новостроящемся кладбище, рядом со своей женой, А. М. Зверевой.

Можно сказать, что всею своей жизнью Стефан Егорович являл пример  беззаветной преданности православию и своему Отечеству.

Так получилось, что, к сожалению, я обращаю ваше внимание только на двух несомненно стоящих этого талантливейших людей. В жизни их, как и у всех нас, были и приятные моменты, и совсем наоборот, но тем не мение честность, порядочность, преданность  Богу и своему народу, стремление не только учиться самому, но и нести просвещение в массы должны служить примером для всех нас.

Дети младшего школьного возраста очень восприимчивы   и их пытливый ум является благодатной почвой для того, чтобы сеять добро, терпимость, благочестие. Наследие учёных Воронежского края можно воплощать в жизнь  на уроках  литературы,  окружающего мира, во внеклассной работе.

На основе исследований,  можно провести урок – путешествие по окружающему миру, перенестись на машине времени в далёкое прошлое нашего края, а на внеклассном мероприятии уже сами дети будут рассказывать об истории своего края.

Подводя итог, можно сказать, что учёные создали прекрасную основу для духовно – нравственного просвещения подрастающего поколения.

Любить свою Родину, бережно относиться к окружающей среде, уважать людей, творить ДОБРО, КАК ПОСТУПАЕТ ТВОРЕЦ МИРА БОГ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Воронежский край - моя малая родина"

Классный час "Воронежский край - моя малая родина" создан для учащихся 2 класса....

Презентация "Воронежский край - моя малая родина" 1 часть

Презентация "Воронежский край - моя малая родина" (1 часть) создана для одноимённого классного часа во 2 классе....

Музыкально - краеведческая композиция "Край Воронежский - край замечательных людей"

Материал знакомит детей с фольклорными традициями и  историей развития Воронежского края. А также с замечательными людьми, которые принесли славу Воронежской земле....

Краткая характеристика Воронежского края

Характеристика Воронежского края...

Литературное наследие воронежского края

Презентация и сопровождающий текст к ней о выдающихся писателях-земляках.Литературные места г.Воронежа.Памятники писателям-землякам...

История воронежского края

В пособии освещена история воронежского края от первобытных людей до 17 века...

Проект "Воронежский край"

Проектная работа"История нашего края"...