Музыкально - краеведческая композиция "Край Воронежский - край замечательных людей"
классный час на тему
Материал знакомит детей с фольклорными традициями и историей развития Воронежского края. А также с замечательными людьми, которые принесли славу Воронежской земле.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalno.docx | 24.29 КБ |
kray_voronezhskiy.ppt | 2.98 МБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкально-краеведческая композиция
«Воронежский край – край замечательных людей»
Оборудование: макет дома, плетня, макет русской печи, яблонька с яблочками, изображение Петра 1 на фоне кораблей, портреты М. Н. Мордасовой, А. Н. Корольковой, на стенде сборники песен, которые исполняла М. Мордасова, сборники сказок А. Н. Корольковой.
Дети в русских костюмах: девочки в сарафанах с лентами на голове, мальчики в косоворотках, у некоторых на голове кепки с цветками.
Под песню « На Воронежских просторах» муз. Ю.Воронцова, сл.Л.Бережных, дети выходят на сцену.
1.На Воронежских просторах
Запах мяты луговой.
Слышен листьев тихий шорох,
Ходит ветер над рекой.
2. Хорошо с баяном звонким
Вечерами здесь сидеть.
Про родимую сторонку
Песни ласковые петь.
3. Ой сторонка дорогая
Ты на веки нам мила.
Пусть закаты догорают
Зорька новая взошла.
1 ведущий: Воронежская земля славится не только своими красотами, историческими и природными заповедниками, народными промыслами, но и замечательными людьми, которые принесли славу нашему краю.
1 ведущий
Испокон веков на воронежской земле
Живёт народ приветливый,
Хранит сказки старинные,
Игры, забавы разные,
Частушки, припевки лукавые,
Поговорки и загадки мудрые.
1ведущий.
1.Наш воронежский народ сочинил много загадок.
-Ползут ползунчики,
Вязуть рогаточки,
Колоть пузаточки.
( ползунчики- телега, рогаточки- вилы, пузаточки- снопы)
- Пищу я сварил, солил, солил, даже соли не хватило. Вынул стал кушать, а она не солона. (яйца)
- Зачем слепой носит за собой огонь? (чтобы зрячий на него не наткнулся)
- Верть, верть - в черепочке смерть. (Винтовка)
2 ведущий.
Составил много пословиц и поговорок, в которых он выразил высокие нравственные черты русского народа, а также презрение к лени, глупости и жестокости.
Выходят дети и говорят пословицы:
Нанялся - продался.
Ходя наешься, стоя выспишься.
Отольются волку коровьи слёзки.
Без ума голова - что лукошко.
Наш брат Исайка - без струн балалайка.
Не всякому слуху верь.
Не надейся, Роман, на чужой карман: раньше вставай да свой наживай.
Не место человека просвещает, а человек место.
2 ведущий
История Воронежская края тесно связана с именем Петра Великого- Царя Московского из династии Романовых и первого императора .С первых лет своего царствования Пётр 1 понял, что России необходим выход к морям. «России нужна вода»- эти слова стали девизом его жизни.
3 ведущий
Строительство флота Пётр Великий решил начать в Воронеже. Он приехал в город, осмотрел местность и решил строить корабли именно здесь. Чтобы овладеть на юге турецкой крепостью Азовом и победить в войне с Турцией за выход в Азовское и Чёрное моря. Зимой 1695 года была заложена судостроительная верфь- место постройки и ремонта судов.
4 ведущий
Воронежский поэт Иван Савич Никитин яркими штрихами нарисовал картину рождения российского флота в Воронеже.
… Тому давно, в глуши суровой,
Шумел тут грозно лес дубовый,
С пустынным ветром речи вёл,
И плавал в облаках орёл;
Синела степь безгранной далью,
И, притаясь за вал с пищалью,
Зажечь готовый свой маяк,
Татар выглядывал казак.
Но вдруг всё жизнью закипело,
В лесу железо зазвенело –
И падал дуб, он отжил век…
И вместо зверя человек
В пустыне воцарился смело.
Проснулись воды, и росли
Гроза Азова – корабли.
4 ведущий
Царь Пётр 1 сам руководил строительством: его высокую фигуру с топором в руках постоянно видели в гуще работ.
Существует такое преданий о русском царе Петре 1.
1ученик: «Царь приезжал в Воронеж корабли строить. Сказывали, что он иногда вроде как рабочим был: сам и рубил, и пилил. Созвали в Воронеже лучших плотников и всех к работе приставили. А был среди них лучший из лучших мастер.
2 ученик: Вот начали работать, работает с ними и Пётр. А мастеру и невдомёк, что с ним работает сам царь, думал - какой-нибудь новичок из приезжих. Посмотрел он, как Пётр плотничает, и выругал его крепким словом: то не так, другое не эдак. Стал ему показывать, и Пётр быстро всё перенял.
3 ученик:А когда стали шабашить, он и говорит мастеру:
- Хоть ты меня и крепко ругал, но я зла на тебя не имею, спасибо за науку. Снял он со своей руки кольцо и отдал мастеру.
- Носи, - говорит, - да вспоминай, что науку царю преподал.»
2 ведущий
Строительство азовского флота шло 15 лет. Всего на верфях Воронежского края было построено и спущено на воду около 215 кораблей.
2 ведущий
Воронежцы всегда помнили и помнят о деятельности Петра I в Воронежском крае. Не случайно первый памятник в Воронеже был посвящен Петру I.
2 ведущий
Большую поддержку Петру I в строительстве корабельной верфи в Воронеже оказывал епископ Митрофан. Он дал благословение царю на строительство корабельной верфи и в своих проповедях поддерживал это начинание царя; содействовал строительству кораблей, жертвовал крупные суммы на кораблестроение, считал возможным заимствовать с Запада технические знания.
2 ведущий
Царь, в свою очередь, с уважением относился к святителю, для некоторых воронежских обителей им по ходатайству епископа Митрофана были уменьшены государственные повинности (что было нехарактерно для Петра I, но объяснялось его хорошими отношениями с владыкой).
2 Ведущий
В августе 1703 г., когда Святителю было уже 80 лет, его постигла тяжелая болезнь, скончался Святитель Митрофан 23 ноября 1703г. Гроб с телом Великого Святителя нес до усыпальницы сам Петр Первый. Прощаясь, он сказал: “Не осталось у меня такого старца. Ему же буди вечная память”
2 ведущий
Великим промыслительным служеньем,
Он дух державный право укреплял,
Царю Петру благое попеченье,
И вразумленье Божье подавал.
Святое благочестие явлений, наставник добрый. Пастырь всеблагой, Духовной мудростью Россию напитавший,
Подавший для отцов пример честной-
Се, Митрофан, светитель благодатный,
Что по себе оставил Божий труд,
И поминая присно подвиг славный,
По всей Руси его усердно чтут!
2 ведущий
Наш край подарил России немало людей, внесших огромный вклад в развитие русской литературы и искусства. Это и лауреат Нобелевской премии Иван Бунин, и поэты-лирики Алексей Кольцов и Иван Никитин, поэты Самуил Маршак, Анатолий Жигулин
Воронежская земля подарила России замечательных художников: И.Н. Крамского,Н.Ге, А. Бучкури и др.
2 ведущий
Свой творческий путь начала в г.Воронеже и исполнительница народных песен и частушек Мария Мордасова. Почти тридцать лет Мария Николаевна была солисткой Воронежского русского народного хора, потом солисткой областной филармонии.
2ведущий:
Всю войну Мария Николаевна провела во фронтовых бригадах, имела за это боевые награды. В послевоенные годы к Мордасовой пришла всенародная слава, звание народной артистки СССР и Героя Социалистического Труда. Вместе с мужем она ездила по деревням, собирала народные песни и частушки, перерабатывала их.
(Частушки Мордасовой)
1.Пошла плясать,
Дайте мне по кругу-
Два гектара ярового,
Два гектара лугу.
Припев: барыня, барыня.
Сударыня- барыня.
Барыня, барыня,
Барыня – сударыня.
2.Пошла плясать
Сама себя показать.
Загляделись игроки-
Искры сыплют каблуки.
Припев: барыня, барыня.
Сударыня- барыня.
Барыня, барыня,
Барыня – сударыня.
3.Я пою, да всё пою.
А плясать стесняюся,
Зато в поле за троих
Одна управляюся.
Припев: барыня, барыня.
Сударыня- барыня.
Барыня, барыня,
С Воронежа барыня
4. Я работы не боюсь,
Потому собой горжусь.
На уборке, скажу вслух,
Обгоняю всех подруг.
Припев: барыня, барыня.
Сударыня- барыня.
Барыня, барыня,
С Воронежа барыня
5.Я частушки петь кончаю
И сажуся в решето:
До свиданья уплываю
За частушками ещё.
Припев: барыня, барыня.
Сударыня- барыня.
Барыня, барыня,
С Воронцовки барыня
1ведущий:
В феврале 2015 года исполнится 123 года со дня рождения известной сказительницы, нашей прославленной землячки из села Старая Тойда Корольковой Анны Николаевны.
2 ведущий:
Но не всем известно, что она также была прекрасной песенницей, и в годы войны вместе с Мордасовой выезжала на передовую и в госпитали с концертами. А тексты задорных частушек и припевок, которые исполняла М. Н. Мордасова, зачастую были написаны Анной Николаевной Корольковой.
1ведущий:
Но в нашей стране её знают прежде всего как незаурядную сказительницу, автора сборников сказок, которые издавались не только в нашей стране, но и за рубежом.
2 ведущий:
Мы предлагаем вашему вниманию сказку А.Н.Корольковой «Чья лень больше».
(Инсценировка сказки А. Н. Корольковой «Чья лень больше».)
Жил старик со старухою. И до того они были ленивые. Что по неделе руки немыли. По месяцу не причёсывались. Однажды они сидят под яблонькой, старуха вверх глядит и говорит:
-Эх хороши яблочки! Хоть бы одно упало, да в рот попало.
Старик: Охота тебе языком болтать…. Вот если бы они были жёваные…
Пришла внучка.
Внучка: Бабушка, дедушка. Я вам вкусной кашеи принесла. Отведайте!
Старик: Спасибо внученька. Ух, до чего же вкусна- молочная, рассыпчатая, поджаренная, духовитая.
Старуха: Вот доедим кашу, старик, а горшок тебе мыть.
Старик: да ты что! Аль обезумела? Где это видано, что бы мужик горшки мыл? Не бось не переработалась. Всё я, да я.
Старуха: Что там ты? Палец о палец не ударишь.
Старик: Как это так! Я на прошлой неделе соседского телка со своего двора выгнал.
Старуха: ладно, хватить шуметь. Давай замолчим. А кто первый слово промолвит, тому и горшок мыть.
Вот они целый день лежат и молчат. Приходит соседка.
Соседка1: Здорово были! Маланья, а Маланья! Степан, а Степан! Вы обиделись на меня, что ли?
- ой, батюшки, что-то тут неладное! Побегу соседей звать. Пойдёмте к старикам. Ведь помирают они, уже и речь отнялась.
Соседка 2: Эй, Маланья, Степан! Да, и правда со стариками что- то неладное. Тогда возьму старухин платок ( повязывает платок). Всё равно он ей теперь не к чему. А похоронить можно и в другом, что похуже.
И на этот раз никто из стариков и рта не открыл.
Сосед ( снимает с вешалки старикову шубу): Возьму старикову шубу. Поминать соседа буду. О, да тут ещё и табаку полно! И пахнет хорошо. Видно с донником.
Старик, как закричит: А ну стой! Табак я и без тебя докурю.
Старуха: Ага, заговори! Тебе мыть, тебе мыть!
Старик: А зачем его, старуха, мыть? В нём опять будут кашу варить. Снова испачкают.
На том и согласились. А соседи посмеялись и разошлись.
1ведущий:
Своё выступление мы хотим закончить песней, которую написал бывший директор Воронцовской музыкальной школы, Часовников Валерий Митрофанович. Он был директором с 1979 по 1987 год и внёс не малый вклад в развитие культуры на селе. К сожалению его уже нет в живых, но песню которую он написал, живёт в наших сердцах и является гимном нашего села. ( Сл. и муз. В.Часовникова «Моя Воронцовка»)
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательская работа Мухаметова Рената "Человек широкой души. Из серии: Жизнь замечательных людей"
История всегда существует в лицах, историю делают люди. Знание судеб людей, изучениеих деятельности даёт нам возможность лучше узнать историю своего края. Наш город богат интересным...
Творческий проект "Жизнь замечательных людей. И. Н. Ильяшевич"
Творческий проект "Жизнь замечательных людей. Заслуженный лесовод России И. Н. Ильяшевич" был выполнен учащимися 4 класса МОУ СОШ № 23 г. Дзержинска Нижегородской области под руководством учителя нач....
Замечательные люди земли Нижегородской. Минин и Пожарский.
Материал для классного часа о Минине и Пожарском. Интересная викторина по этому материалу....
Из жизни замечательных людей... Великий русский композитор-П.И.Чайковский.
Знакомство с жизнью и творчеством П.И.Чайковского....
Классный час "Жизнь замечательных людей"
Конспект классного часа....
Край замечательных людей
Творческая работа ученика...
Знаменитые люди Воронежского края
С воронежским краем связано много имён известных людей. В память о них названы улицы, музеи, школы, они в памяти воронежцев....