Конспект урока " Москва- преемница России."
план-конспект урока по истории (4 класс) на тему
Предмет: Окружающий мир (история)
Класс: 4
Тема урока: Москва- преемница России.
Цели урока: сформировать представление об эпохе княжеских междоусобиц, монголо- татарском нашествии на Древнюю Русь и военной угрозе со стороны Запада; познакомить с ролью древнерусских князей Александра Невского, Даниила Московского в борьбе за независимость и объединение разрозненных княжеств вокруг Москвы и войск русских княжеств.
Планируемые результаты:
· Предметные: научатся характеризовать роль князей Александра Невского и Даниила Московского; составлять схему их родственных связей; объяснять важность преемственности в их государственных поступках.
· Личностные: проявлять учебно-познавательный интерес к новому материалу по истории; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата; самостоятельно планировать и выполнять свои действия по учебному материалу, действовать в сотрудничестве с учителем.
Тип урока: Открытие нового знания.
Оборудование: «Окружающий мир», Плешаков А.А., 4 класс, 2 часть, рабочая тетрадь 2 часть; раздаточный материал; презентация, карточки с заданиями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moskva-_preemnitsa_vladimira.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Предмет: Окружающий мир (история)
Класс: 4
Тема урока: Москва- преемница России.
Цели урока: сформировать представление об эпохе княжеских междоусобиц, монголо- татарском нашествии на Древнюю Русь и военной угрозе со стороны Запада; познакомить с ролью древнерусских князей Александра Невского, Даниила Московского в борьбе за независимость и объединение разрозненных княжеств вокруг Москвы и войск русских княжеств.
Планируемые результаты:
- Предметные: научатся характеризовать роль князей Александра Невского и Даниила Московского; составлять схему их родственных связей; объяснять важность преемственности в их государственных поступках.
- Личностные: проявлять учебно-познавательный интерес к новому материалу по истории; ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата; самостоятельно планировать и выполнять свои действия по учебному материалу, действовать в сотрудничестве с учителем.
Тип урока: Открытие нового знания.
Оборудование: «Окружающий мир», Плешаков А.А., 4 класс, 2 часть, рабочая тетрадь 2 часть; раздаточный материал; презентация, карточки с заданиями.
Этап | Время | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
1.Организационный момент | 1 мин | Здравствуйте, ребята! Сейчас тихо как мышки сядут девочки, и ещё тише мальчики. Повернитесь к своему соседу и улыбнитесь друг другу. И пусть до конца дня у вас будет хорошее настроение. Посмотрите внимательно на своё рабочее место. На столах у вас должны лежать учебник, рабочая тетрадь, пенал и дневник. Сядьте ровненько и красиво. Покажите, как должен сидеть настоящий ученик. | Словесный: слово учителя. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. | Л: принятие образа хорошего ученика. |
2.Проверка домашнего задания | 3 | А сейчас давайте проверим как хорошо вы усвоили материал прошлого урока. Для того, чтобы повторить предыдущую тему, вы будете отвечать на вопросы, а кто- то работать по карточкам. За каждый правильный ответ, вы будите получать жетоны. Тот, кто наберет в течение нескольких уроков 7 жетонов получит оценку 5. Кто будет выкрикивать, ответ не засчитывается. Работаем только по поднятой руке. Как называлась тема прошлого урока? (Наследница Киевской Руси) 1) Кто из великих киевских князей построил новые города на северо- востоке Руси и дал им своё имя? (Ярослав Мудрый) 2) Почему князя Ярослава назвали Мудрым? (знал 5 иностранных языков) 3) Какие дела своего деда продолжил князь Владимир Мономах? (крепил православную веру, вводил законы, чтобы судить людей по правде) 4) Какой город был основан Владимиром Мономахом? (Владимир) 5) Чем он прославил своё имя? (воинскими подвигами и добрыми делами) Давайте с вами проверим как вы выполнили дома задание в рабочей тетради на ст. 14 №1. | Словесный: Задает вопросы по изученному. | Вспоминают тему прошлого урока. Отвечают на вопросы. | П:узнавание новой темы при взаимодействии с детьми. |
3.Постановка Учебной задачи | 2 | - Какие города построили в Северо- Восточной Руси потомки князя Владимира? (Ярославль, Владимир, Переславль- Залесский) - Какой город со времён правления Андрея Боголюбского стал столицей Руси? (Владимир) - Как называлась тогда Русь? (Владимиро- Суздальская Русь) - Прочитайте на с. 28 тему урока. Как вы понимаете смысл слова «преемница»? (это значит, что Москва приняла дела владимирских князей и заступила на место Владимира, стала исполнять завещания князей Владимиро- Суздальской Руси) На с. 28, вы видите древнюю икону из главной сокровищницы- Оружейной палаты Московского Кремля. На ней запечатлён образ святого митрополита московского Петра. - Как вы думаете, почему образ этого человека так важен для Руси? За что его причислили к лику святых? (строят предположения) - Сегодня на уроке мы узнаем, в чём заключалась его роль в истории страны. | Словестный: ответы на вопросы. | Отвечают на вопросы. Строят предположения. | К: формулировать собственную позицию и мнение; Р: принимать и сохранять учебную задачу |
4.Усвоение новых знаний и способов действий | 15 | - Прочитайте пословицу, которую вы видите на слайде. Пришла беда- отворяй ворота. Как вы понимаете смысл этой пословицы? Вот так случилось и на Руси в 12 в. Вы замечали, что после солнечных дней приходит ненастье, что в жизни радостные события сменяют дни неудач, неприятностей, а порой и тяжелых испытаний. Есть даже такое выражение, что жизнь состоит из черных и белых полос. И если у человека началась черная полоса, это значит, что у него начались неприятности, испытания. И в истории Русского государства тоже после лет созидания, развития торговых связей, строительства городов, просвещения народов наступило лихолетье. Не одна, а сразу три беды обрушились на наше государство. Какие беды пришли к нашим предкам, как они справлялись с ними, какие знаменитые люди остались в памяти потомков благодаря своим героическим поступкам, мы узнаем из учебника. - Читаем на с. 28 материал самостоятельно. Готовимся отвечать на вопросы: (вопросы на слайде) О какой первой беде писал летописец в 1134 г.? Как вы понимаете значение слова «междоусобицы»? (Княжеские войны в Древней Руси) Как вы думаете, как это повлияло на историю нашего государства? (оно стало слабее, не было единства между народами) Вот такие пословицы остались с тех времен «Царство разделится- скоро разорится», «В единении- сила» как вы понимаете их смысл. В 13 в. На Русь обрушилось много тяжелых испытаний. С юга пришло монголо- татарское войско. Сначала выясним, кто такие монголо- татары. Это кочевые (переезжающие с места на место) монгольские племена. Они занимались разведением скота: лошадей, верблюдов, коров, овец, коз. Скоту нужны пастбища, поэтому монголы переходили с места на место в поисках новых пастбищ. Монголы жили в юртах- легких домах из жердей и волока. При переезде юрты разбирались и грузились в повозки. Монголы были неприхотливым и очень терпеливым народом. Они могли не есть ни пить по два- три дня и легко переносили холод. О них ходила молва как о жестоких и свирепых людях. Племена монголов были многочисленные и сильны военной организацией. Кочевая жизнь делал каждого монгола умелым наездником и искусным воином. Мужчины много времени проводили на охоте, упражнялись в стрельбе. Дети с 2 лет начинали ездить верхом на лошади и учиться стрелять без промаха. Женщины так же хорошо ездили верхом на лошадях и не хуже мужчин управлялись с оружием, которое всегда носили с собой. Поздней осенью 1237 г. внук Чингисхана Батый привел к русским границам огромное войско. На его пути лежало Рязанское княжество. У рязанцев не было сил, чтобы дать отпор такому сильному государству. Рязанский князь Юрий Игоревич обратился за помощью к владимировскому и черниговскому князьям, но те откликнулись на его призыв о помощи. Пять дней держалась Рязань, на шестой- пала. Все жители погибли. Вслед за Рязанью монголо- татары заняли Колому, Москву, Тверь, Владимир. Завоеватели разрушили и сожгли прекрасные города Руси. Маленький город Козельск враги штурмовали семь недель. 4 тыс. вражеских воинов легли под стенами Козельска, но и защитники города погибли. Врагам достались только развалины. Но и их Хан приказал стереть с лица земли. В 1240 г. был разграблен и разрушен Киев. О тех временах в народе осталась пословица «Пусто, словно Мамай прошел» - Как вы понимаете ее смысл? - Почему же Русь, прославленная подвигами русских князей, покорилась монголо- татарам? (между князьями не было мира и согласия) Князья соперничали друг с другом, так как каждый хотел стать главным среди всех. Двести лет хозяйничали монголы на русской земле. Двести лет понадобилось людям, чтобы собрать силы и прогнать врага со своей земли. Хан Батый основа огромное по составу государство- Золотую Орду. Русские земли находились в полной зависимости от нее: подчинялись приказам хана, платили огромную дань.
| Словестный: Рассказывает материал с сопровождением презентации. Дает задания. | Слушать учителя. Отвечать на вопросы. Работа с понятием. Строить предположения. Самостоятельное чтение.
| К: контролировать действия партнера Р: принимать и сохранять учебную задачу П: осмысленно читают Л: положительное отношение к школе и учебной деятельности. |
5.Физминутка | 2 | А сейчас давайте с вами немного отдохнем. Все встаем, выходим из- за парт. Смотрим на экран и повторяем движения. Сейчас тихо, как мышки, сядут девочки и ещё тише мальчики. | Практический: выполнение движений. | Выполнение движений. | |
6.Закрепления знаний и способов действий | 10 | - Какая 3 беда пришла на нашу землю? (с Запада на нашу землю напала прибалтийские, шведские и немецкие рыцари) В то время, когда Бытый разорял Русь, в Новгороде княжил Александр, сын великого князя Ярослава Всеволодовича. Новгородцы должны были отстаивать свою независимость в борьбе со шведами и ливонскими немцами. В 1240 г. по приказу папы король Швеции направил огромное войско на Новгород. Единственный город, который не был разрушен татарами. Его стремились захватить немецкие рыцари. Шведский военачальник привел войско в устье реки Невы. С рассвета до темноты длился бой. Сам Александр бился с военачальником Шведов и ранил его в лицо, шведы дрогнули и побежали к кораблям. Весть о победе на Неве разлетелась по всей Руси. Александру дали прозвище Невский. А было князю всего 20 лет. Вскоре после невской победы вновь появились немецкие крестоносцы. Решающее сражение произошло на Чудском озере. 5 апреля 1242г. разыгралась знаменитая битва, вошедшая в историю под названием Ледовое побоище. Вскоре после сражения крестоносцы отправили своих послов Новгород просить мира. Александр согласился на мир, но предупредил: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!» Прочитайте на с. 29, как зовут русского князя, который начал объединение русского народа. – Под каким именем князь Даниил вошел в историю? (Даниил Московский. Это первый московский князь) Почему ему поставлен памятник? Чем он прославил своё имя? (он начал собирать вокруг москвы русские земли) Читаем по цепочке вслух статью на с. 29- 31. Какую цель поставили перед собой сыновья князя Даниила? (Сделать Москву столицей Руси) Чем прославился Иван Данилович? (он занимался строительством Москвы) Прочитайте статью Сделаем вывод с. 31. Какую главную мысль вы бы выделили из этого текста? (русские княжества объединились) | Словестный: ответы на вопросы. | Отвечать на вопросы. | П: строить речевое высказывание в устной форме К: формулировать собственную позицию и мнение |
8.Подведение итогов занятия 9.Д/З 10.Рефлексия | Что показалось необычным, наиболее интересным? Что удивило? Что нового вы узнали? Что вы запомнили? Учебник с.28- 31, рабочая тетрадь с.16 задание 2. - Если вы довольны своей работой – поднимите зелёный карандаш. -Если вы хорошо работали, но умеете лучше работать – жёлтый. -Если вы недовольны собой – красный. | Словесный: ответы на вопросы; беседа. Подводит итог урока Проводит рефлексию | Отвечают на вопросы. Производят рефлексию. | К: формулировать собственное мнение Р:осуществляется итоговый контроль; самооценка |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока "Москва.Московский Кремль"
Форма проведения урока- виртуальная экскурсия. Это урок закрепления и развития знаний и умений. Урок является интегрированным-окружающего мира и технологии. Ребята с удовольствием выполняли работу ...
Презентация "Москва" к уроку "Москва-столица России"
Презентация к уроку"Москва-столица России"...
Интегрированный урок "Москва-столица России"
Интегрированный урок объединяет несколько предметов, что позволяет в интересной форме вспомнить историю Москвы, исторические события и факты, архитектурные и культурные памятники......
конспект урока "Москва златоглавая"
Урок истории УМК "Школа 2100"...
Конспект урока "Москва златоглавая", 3 кл, УМК "Школа 2100"
1. Цель урока: Формирование у учащихся образа Московского Кремля и Красной площади как уникального комплекса архитектурных и исторических памятников времён Московского государс...
Тема урока: «Москва-столица России». Звуки [м] [м’]. Буквы М м.
Предмет: обучение грамоте. Учебник: "Азбука" Автор: Горецкий Всеслав Гаврилович, Бойкина Марина Викторовна, Виноградская Людмила Андреевна Издательство: Просвещение, 2021 г....
Технологическая карта по окружающему миру УМК "Перспектива" 3 класс Тема урока: "Москва - преемница Владимира"
МОИ МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ:...