Разработка урока "Жизнь египетского вельможи"
план-конспект урока по истории на тему

Степанова Мария Александровна

Тема: Жизнь египетского вельможи

Класс: 5

 

Цель: формирование представления у учащихся о жизни и быте египетских вель­мож, развитие умения анализировать исторические факты: распознавать существенные признаки и интересы различных об­щественных групп.

Задачи:

Образовательные:

-применять понятий­ный аппарат исторического знания и приемы исторического ана­лиза для раскрытия сущности жизни и быта египетских вельмож; расширять опыт оценочной деятельности;

-изучать и системати­зировать информацию различных исторических и современных источников;   

Развивающие:

-самостоятельно организовы­вать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения;

-развивать умение слушать и слышать друг друга; с достаточной пол­нотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с зада­чами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему;

-выбирать средства достиже­ния цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий;

-анализировать, сравнивать, клас­сифицировать и обобщать факты и явления;

Воспитательные:

-осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

 

Учебник: «Всеобщая история. История древнего мира», 5 класс, Москва, «Просвещение», 2012 год, авторы – А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая.

 

Оборудование: проектор, мультимедийная презентация, дидактический, раздаточный материал

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

учебного занятия

учитель истории

МБОУ СШ г. Горбатов

Степанова М.А.

Тема: Жизнь египетского вельможи

Класс: 5

Цель: формирование представления у учащихся о жизни и быте египетских вельмож, развитие умения анализировать исторические факты: распознавать существенные признаки и интересы различных общественных групп.

Задачи: 

Образовательные:

-применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности жизни и быта египетских вельмож; расширять опыт оценочной деятельности;

-изучать и систематизировать информацию различных исторических и современных источников;   

Развивающие:

-самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения;

-развивать умение слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему;

-выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий;

-анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

Воспитательные: 

-осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

Учебник: «Всеобщая история. История древнего мира», 5 класс, Москва, «Просвещение», 2012 год, авторы – А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая.

Оборудование: проектор, мультимедийная презентация, дидактический, раздаточный материал

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Мотивационно-целевой этап

Вы неплохо поработали и уже кое-что знаете о Египте. Но многое еще только предстоит узнать.

(На доске записаны слова: фараон, вельможа, писцы, воины, ремесленники и крестьяне.)

  • Посмотрите на доску. Что объединяет все эти слова? (Все они обозначают жителей Египта.)
  • О ком бы вам хотелось узнать поподробнее? (О вельможах.)

Итак, сегодня мы побываем в гостях у египетских вельмож.

  • Хотели бы вы быть вельможами?

(Ученики обозначают свою позицию.)

Благодарю за правдивые ответы, давайте вернемся к этому вопросу в конце нашего урока.

Тема урока: «Жизнь египетского вельможи».

(Показывает презентацию.)

План урока

  1. О чем могут рассказать гробницы вельмож.
  2. В усадьбе вельможи. Служба вельмож. Вельможа во дворце фараона.

Проблемный вопрос. Почему в египетском обществе существовало такое почитание и обожествление египетских вельмож?

III. Работа по теме урока

1. О чем могут рассказать гробницы вельмож

  • Прочитайте в учебнике текст п. 1 § 8.

(Учитель показывает презентацию. Приложение 2)

  • О чем поведали нам пирамиды?
  • Выскажите свои впечатления.

2. В усадьбе вельможи. Служба вельмож. Вельможа во дворце Фараона

  • Путешествие у нас длительное, поэтому для экономии времени предлагаю разделиться на три группы, каждая из которых будет выполнять свое задание.

Первая группа. Работая с текстом п. 2 § 8 и иллюстрациями учебника, вы совершите экскурсию в усадьбу вельможи. Ваша задача — подготовить краткую презентацию по данной теме.

Вторая группа. Работая с текстом п. 3 § 8, дополнительным материалом и иллюстрациями учебника, вы понаблюдаете за службой вельможи. Ваша задача — подготовить краткую презентацию по данной теме. (Приложение1).

Третья группа. Работая с текстом п. 4 § 8 и иллюстрациями вы станете свидетелями пребывания вельможи во дворце.  Ваша задача — подготовить краткую презентацию по данной теме.

 (Группы презентуют свои работы.)

План презентации первой группы

  1. Большой и красивый дом.
  2. Цветы и фруктовые деревья.
  3. Пруд посреди сада.
  4. Тень и прохлада.
  5. Одежда вельможи.
  6. Его украшения.
  7. Удобная и богатая обстановка в доме.
  8. Пища вельможи.
  9. Развлечения вельможи.
  10. Слуги.
  11. Хорошо быть вельможей.

План презентации второй группы

  1. Контроль за работами в царских каменоломнях.
  2. Суд и расправа над врагами и провинившимися.
  3. Контроль за сдачей налогов в казну фараона.
  4. Отношение к службе.
  5. Отношение к фараону.

План презентации третьей группы

  1. Церемония приближения к сидящему на троне фараону.
  2. Унизительные прозвища, которыми называли себя вельможи в присутствии фараона.
  3. Стрессовое состояние вельможи.
  4. Переменчивая судьба вельможи: милость и гнев фараона.
  5. Вельможи — покорные слуги фараона.

1V. Закрепление изученного материала

- Давайте вернемся к вопросу, заданному в начале урока. Хотите ли вы быть вельможами?

(Ученики обозначают свои позиции.)

~ Как вы думаете, почему многие из вас переменили свое мнение? Что заставило вас это сделать?

~ Выполним задания, которые помогут определить, насколько изменились наши знания о египетском обществе.

Задание 1. Вставьте пропущенные слова, стену Я вельможи еще при его жизни строили ... (каменную гробницу), р111и которой украшали ... (надписями) и ... (рисунками). Египтяне ве- ,0Жетчт° все нарисованное и высеченное из камня чудесным образом "иЧе) с?ЖИть' Поэтому ... (вельможа) приказывал изобразить в ... (гроб- Ть ' св°й дом, жену, детей и все имущество, чтобы после смерти ЛИ, , ,ак и прежде. У вельможи был красивый дом. Рядом с домом рос- Из.. (^Ктовые деревья, цветы), был ... (пруд). Одежда вельможи шилась ■осТеи ''^ких льняных тканей). Когда он выходил из дома или принимал ' надевал много украшений:...,...,... (золотые браслеты, кольца, ожерелья). На столе вельможи была вкусная еда:...,...,...,...,... (мясо, хлеб и печенья, фрукты, сладости, пиво). Развлекали его        (музыканты, красивые танцовщицы). Носили вельможу в... (специальном кресле с навесом).

Задание 2. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Вернулся с войны военачальник фараона, богатый и знатный. Но, войдя во дворец, чтобы доложить о своем походе, он не смеет даже стоять в присутствии царя, падает к его ногам и лежит до тех пор, пока фараон не разрешит ему подняться.

  • О чем свидетельствует этот факт?
  • Почему даже знатные люди трепетали перед фараоном?

Задание 3. Прочитайте текст и ответьте на вопрос.

Только фараон да самое близкое его окружение носили сандалии. Даже супруга фараона ходила босой. Но прототипы сапог — причудливое сочетание сандалий с голенищами — изобрели именно древние египтяне. Первую обувь делали из коры, волокон пальмы и даже из исписанных свитков папируса. Сандалии украшали, а на подошвах изображали врагов.

  • Как вы думаете, зачем на подошвах изображали врагов?

Задание 4. Прочитайте текст и ответьте на вопрос.

Вельможа Уна фараона Древнего Египта, рассказывая о своих деяниях во славу владыки, писал, что «мощь царя, который да живет вечно, велика и внушительна в большей степени, чем мощь всех богов, так как все осуществляется согласно приказу, отданному им».

  • Определите различия между взглядами на управление людьми в Древнем Египте и первобытной общине.

Задание 5. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Вот какие советы давали в Египте начинающим чиновникам: «Если ты сидишь за столом у того, кто выше тебя по должности, то бери, когда тебе дают то, что лежит перед тобой. Не смотри на то, что лежит перед ним, как он не смотрит на то, что лежит перед тобой. Опускай лицо вниз, когда он тебя приветствует. Смейся, когда он смеется. Это приятно его сердцу. Гни свою спину перед начальником... И тогда в твоем доме буДеТ богатство... Не сиди, если перед тобой стоит тот, кто старше тебя или выше по должности».

  • Подумайте: какими качествами должен был обладать чи- ^ новник в Египте?
  • Каково ваше мнение о советах, приведенных в тексте?
  • Могут ли они быть актуальными сегодня?
  • V. Подведение итогов урока. Рефлексия.

На полях тетради поставить знаки: + - материал урока был понятен, интересен; +/- - на уроке меня ничего не заинтересовало, сидел и слушал; - материал урока мне непонятен, неинтересен.

  • Домашнее задание
  • § 8. Читать. Отвечать на вопросы после пар.

Приложение 1

Дополнительный материал для второй группы

Жизнеописание вельможи Уны

Начало служебной деятельности

Я был юноша, опоясавшийся поясом [зрелости] при величестве Тети (первого фараона VI династии, правившего приблизительно в 2347—2337 гг. до н. э.), причем должность моя была начальник дома шна (мастерской). Я был смотрителем дворцовых хентиу-ше (арендаторов царских земель.)

Назначение судей

...[Его] величество назначил меня судьей и устами Нехена (судейская должность), так как он полагался на меня больше, чем на любого другого своего слугу. Я вел допрос наедине с главным судьей — верховным сановником в случае любого тайного дела...

Назначение начальником дворцовых хентиу-ше

В бытность мою судьею и устами Нехена его величество назначил меня единственным другом и начальником дворцовых хентиу-ше... Я действовал так, что вызвал одобрение его величества,

организуя охрану, уготовляя путь царя и организуя стоянку. Я делал все так, что его величество хвалил меня за то чрезвычайно.

Восстание побежденных

Его величество посылал меня пятикратно водить [это] войско и усмирять страну бедуинов каждый раз, как они восставали, с помощью этих отрядов я действовал так, что [его] величество хвалил меня [за то].

Назначение начальником Верхнего Египта

Когда я был ачет (чин или должность при дворе) и носителем сандалий [фараона], его величество хвалил меня за бдительность и за охрану, организованную мною на месте стоянки, больше, чем любого другого своего сановника, больше, чем любого своего вельможу, больше, чем любого другого своего слугу.

(Из «Хрестоматии по истории Древнего мира» под ред. В. В. СтрУве

Вопросы по тексту

  • Кто такой вельможа? (Это знатный и богатый египтянин-
  • Чем занимался вельможа по поручению царя Египта? (Смо^ трел за работой арендаторов царских земель, был судьей, °Р ганизовывал охрану фараона, подавлял восстания бедуй11 носил сандалии фараона.)
  • Как выполнял свои обязанности этот вельможа? (Выпо так, что царь его хвалил.)        ^
  • Как относится к своему царю этот вельможа? (Он его творит, пытается выслужиться.)

Приложение 2

Слайд 1. Пирамида Хеопса (Хуфу) — крупнейшая из египетских пирамид, единственное из семи чудес света, сохранившееся до наших дней. Известны десятки египетских пирамид. Самые крупные из них — пирамиды Хеопса, Хефрена и Микерина.

Слайд 2. Первоначально высота пирамиды была 146,6 м (это примерная высота 50-этажного небоскреба), однако из-за утраты в результате землетрясения венчающего гранитного блока — пи- рамидиона — ее высота к настоящему времени составляет около 138 м.

Слайд 3. Длина стороны пирамиды Хеопса 230 м. Она сложена из примерно 2,3 млн каменных кубов, уложенных в 203 яруса (изначально — 210). Средняя масса камня 2,5 т, но есть и более крупные, чья масса достигает 15 т. Пирамида была построена в XXVI в. до н. э. по заказу фараона Хуфу, по-гречески его имя звучало как «Хеопс».

    Слайд 4. Считается, что приблизительно 4000 архитекторов, художников, каменотесов и прочих ремесленников выполняли Подготовительные работы около 10 лет и только после этого приступили к строительству пирамиды. Согласно Геродоту, 100 тыс.

рабочих, которые сменяли друг друга каждые три месяца, строили пирамиду Хеопса примерно 20—25 лет.

Слайд 5. С помощью пандуса, канатов и рычагов блоки укладывали на нужное место с такой точностью, что между ними нельзя было просунуть лезвие ножа. При этом не использовались связующие вещества. Основную часть известняка для постройки добывали прямо у подножия пирамиды, а белый известняк для облицовки — с другого берега реки. Пирамида Хеопса является практически монолитным сооружением.

Слайд 6. Египетские пирамиды хранят в себе огромное количество тайн и загадок. Ни в прежние времена, ни в наши дни люди не могли понять, для кого и для чего возводились эти огромные храмы и что значила безмолвная пустота обширных залов. Поэтому до сего дня исследователи отводили пирамидам лишь скромную роль саркофагов фараонов - египетских жрецов и правителей страны.

Слайд 7. В 1993 г. ученый Роберт Бьювел сделал ошеломляющее открытие. Он заметил, что расположение трех крупнейших пирамид соответствует положению трех основных звезд в поясе Ориона, которые находятся над линией горизонта только тогда, когда они пересекают меридиан Гизы, где и расположены пирамиды. Тщательный компьютерный анализ, проведенный Бью велом, показал, что размещение монументов Гизы соответствует карте неба, как она выглядела около 10 450 г. до н. э. Это позволило ученым сделать вывод о том, что именно тогда и были возведены пирамиды.

Слайд 8. Американский мистик Эдгар Кейси писал о том, что «важнейшая для современного человечества информация дол- жна быть найдена в основании левой передней лапы сфинкса, но не в подземных тоннелях под ним», что именно там находится «капсула с посланием потомкам».

Тоннели под сфинксом действительно были найдены. Используя сейсмическое оборудование, исследователи обнаружили ли под передними лапами сфинкса камеру, из которой выход тоннель. Спустя несколько месяцев в одном из колодцев на глубине 32 м был найден вход в него. Там стоял саркофаг из черного гранита. Однако о «капсуле с посланием потомкам» так нич пока и не известно.        

Но усилия ученых не пропали даром. На стенах тоннеля археологами были найдены загадочные рисунки. Расшифровали, символы, специалисты пришли к выводу, что те рисунки представляют собой своеобразное изображение будущего всего человечества.

Слайд 9. Умершего вельможу бальзамировали, осыпали драгоценностями, на грудь ему клали священный амулет — фигурку жука скарабея, на котором было написано заклинание, призывающее сердце умершего не свидетельствовать против своего обладателя на суде Осириса, куда тот должен был явиться. В подземном царстве его встречал шакал Анубис, там взвешивали на весах его сердце, он исповедовался перед Осирисом. Рисунки, изображающие суд.

Осириса, сопровождают египетскую «Книгу мертвых» на длинных свитках папируса. После суда и очищения начиналась загробная жизнь, во всем похожая на земную. Чтобы покойник там мог жить счастливо, его надо было снабдить всем, чем он обладал в земной жизни, вплоть до его собственного тела, избежавшего тления. Отсюда и обычай бальзамирования. Верили, что, кроме души и тела, есть еще нечто промежуточное — призрачный двойник человека, его жизненная сила, называемая «Ка». Нужно, чтобы Ка всегда могла найти свою земную оболочку и вселиться в нее, тогда душа будет чувствовать себя уверенно и спокойно. Поэтому, кроме самой мумии, в гробницу помещали портретную статую умершего, иногда не одну, причем портрет должен был быть очень похожим, иначе Ка не сможет опознать свой облик. Из этой традиции выросло знаменитое портретное искусство Египта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка программМетодическая разработка реализации первой части программы «Разговор о правильном питании»

Разработка рабочей программы по  курсу Правильное питание. 1 часть . 2 класс...

Научно-исследовательский проект учащихся 4-го класса "Загадки Египетских пирамид" Текст проекта, презентация, сценарий защиты на научных чтениях

Данная работа выполнялась учащимися для городских научных чтений. Были проанализированы многочисленные источники, выделены основные версии происхождения Египетских пирамид, подобран фотоматериал. Теор...

Проектная работа " Египетские пирамиды"

Проект на тему "Египедские пирамиды" в школьном конкурсе "Хочу всё знать"...

презентация по ОПК "Пророк Моисей. Освобождение еврейского народа от египетского рабства» (3 класс)

Данная презентация содержит материл, который окажет методическую помощь учителю начальных классов, учителю ОПК и ОРКСЭ....

презентация на тему "Египетские боги (книга мертвых)"

презентация на тему "Египетские боги (книга мертвых)"...

Проектоная работа "Тайны возникновения египетских пирамидД

Тема проекта: «Тайна возникновения египетских пирамид» Гипотеза: на самом ли деле гробницы были построены людьми.Задачи:1) Изучить  литературу по теме проекта ;2) Узнать, з...