Разработка урока "Столетняя война"
план-конспект по истории на тему
Тема:Столетняя война. Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и в Англии
Класс: 6
Цель: знакомство учащихся с причинами и поводом Столетней войны, с организацией феодальных армий Англии и Франции; охарактеризование основных этапов Столетней войны.
Задачи:
Образовательные:
- научиться объяснять причины войны;
-овладевать целостными представлениями об историческом пути народов; давать образную характеристику Жанны д'Арк;
-расширять опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личности и народов в истории;
Развивающие:
-самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;
-определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения;
-развивать умения у учащихся слушать и слышать друг друга;
-развивать умение учащихся выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Личностные:
-осознавать важность изучения истории для самого себя и для общества;
-выражать свое отношение к роли истории в жизни общества;
-осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.
Оборудование: таблица «Столетняя война»; карты «Англия и Франция во время Столетней войны», «Завершение объединения Франции к концу XV в.»; иллюстрации учебника; мультимедийная презентация, карточки с дополнительным материалом.
Учебник: Агибалова Е. В., Г.Н. Донской «История средних веков» 6 класс. М.: Просвещение, 2011г.
Тип урока: открытия нового знания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stoletnyaya_voyna.docx | 69.32 КБ |
Предварительный просмотр:
учебного занятия
Учитель истории
МБОУ СШ г. Горбатов
Степанова М.А.
Тема:Столетняя война. Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и в Англии
Класс: 6
Цель: знакомство учащихся с причинами и поводом Столетней войны, с организацией феодальных армий Англии и Франции; охарактеризование основных этапов Столетней войны.
Задачи:
Образовательные:
- научиться объяснять причины войны;
-овладевать целостными представлениями об историческом пути народов; давать образную характеристику Жанны д'Арк;
-расширять опыт оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личности и народов в истории;
Развивающие:
-самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;
-определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения;
-развивать умения у учащихся слушать и слышать друг друга;
-развивать умение учащихся выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
Личностные:
-осознавать важность изучения истории для самого себя и для общества;
-выражать свое отношение к роли истории в жизни общества;
-осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.
Оборудование: таблица «Столетняя война»; карты «Англия и Франция во время Столетней войны», «Завершение объединения Франции к концу XV в.»; иллюстрации учебника; мультимедийная презентация, карточки с дополнительным материалом.
Учебник: Агибалова Е. В., Г.Н. Донской «История средних веков» 6 класс. М.: Просвещение, 2011г.
Тип урока: открытия нового знания.
Ход урока
Всему миру известно имя Жанны д'Арк. Перелом в Столетней войне, наступивший с ее появлением во французском войске, современники считали чудом: французы приписывали победы вмешательству Бога, англичане — пособничеству дьявола. В чем состоял истинный смысл этого чуда, определим на нашем уроке.
- О каких странах периода Средневековья мы с вами говорили на предыдущих уроках?
- Что объединяет два этих государства?
- Сколько этапов можно выделить в процессе создания централизованного государства во Франции?
- Чем прославился в истории Франции король Филипп IV Красивый?
- Назовите реформы английского короля Генриха II. Какова была их цель?
- Если сравнить деятельность Генеральных штатов во Франции и парламента в Англии, какое учреждение работало эффективно? Почему?
(Ученики выполняют задание.)
Итак, мы с вами выяснили, что история Англии и Франции тесно связана между собой, но обратите внимание на тему нашего сегодняшнего урока. Главными участниками Столетней войны являлись Англия и Франция.
- Как иначе можно назвать наш урок? (Вековая война и т. д.)
- Какие ассоциации связаны со словом «война»? Если война - это трагическая страница в истории любого государства, стоит ли нам об этом говорить, изучать историю войн?
(Ответы учеников.)
- (Ученики формулируют цели урока.)
Объявление темы, учебных результатов и хода занятия (презентация).
Тема урока: «Столетняя война. Усиление королевской власти в конце XV в. во Франции и в Англии».
(Знакомство с планом урока.)
План урока
- Причины войны и повод к ней.
- Армии двух стран.
- Ход войны.
- Народная героиня Жанна д'Арк и ее гибель.
- Завершение объединения Франции и Англии.
Формулирование проблемных вопросов урока. Почему после
Столетней войны королям обеих стран пришлось вновь бороться с непокорной знатью? Что необычного было в истории Орлеанской девы для средневекового человека?
1. Причины войны и повод к ней
Задание: познакомьтесь с историческими документами, текстом п. 1 § 20 и определите причины и повод Столетней войны. (Приложение 1).
(Работа со словарем.)
Причина - основание, предлог для каких-нибудь действий.
Повод — случай, обстоятельство, которое дает непосредственный толчок к началу события.
(Проверка выполнения задания и составление схемы.)
2. Армии двух стран
А теперь нам предстоит проверить готовность стран к войне, для этого сыграем в ролевую игру. Класс делится на три творческие группы.
Задание для первой группы: работая с текстом п. 2 § 20, от имени французского воина охарактеризуйте свое войско.
Задание для второй группы: работая с текстом п. 2 § 20, от имени английского воина характеризуйте свое войско.
Задание для третьей группы: выполните роль экспертов и определите, в чью пользу должны сложиться боевые действия.
(Проверка выполнения задания.)
3. Ход войны
Давайте проверим верность наших выводов относительно возможного варианта хода событий, составив хронологическую таблицу «Столетняя война», работая с текстом п. 3-5, 7 § 20.
Дата | События | Итоги |
1-й этап (1337- 1360 гг.) | 1340 г. Уничтожение французского флота при Слейсе. 1346 г. Поражение французов в битве при Креси. 1356 г. Разгром французской армии при Пуатье. 1360 г. Заключение мирного договора | Треть земли Франции переходит к англичанам |
2-й этап (1369- 1396 гг.) | Победы французов на суше и на море | Англичане потеряли почти все владения во Франции |
3-й этап (1415- 1424 гг.) | 1415 г. Битва при Азенкуре. Сокрушительное поражение французов. 1424 г. Весь север Франции оказался в руках англичан | Франция на краю национальной трагедии |
4-й этап (1428- 1453 гг.) |
1431 г. Казнь Жанны д'Арк. 1453 г. Изгнание англичан. Англичане сохранили порт Кале | Англичане потеряли почти все владения во Франции |
(Проверка выполнения задания.)
4. Народная героиня Жанна д'Арк и ее гибель
Именно Жанна уговорила Карла на коронацию в Реймсе, воодушевила французское войско, укрепила волю народа к борьбе. С прибытием Жанны в Орлеан в 1492 г. связывают снятие осады города. Этот год стал переломным в ходе войны. Что же нам известно об этой девушке?
Задание: работая с текстом п. 6, 7 § 20, ответьте на вопросы.
- Чем объясняются причины успехов Жанны д'Арк в борьбе с англичанами?
- В чем смысл подвига Жанны д'Арк?
- Что вам особенно нравится в характере, действиях и поведении народной героини?
- Почему феодалы и король не пытались выручить ее из плена?
- Перелом в войне, наступивший с появлением во французском войске Жанны д'Арк, современники считали чудом французы приписывали победы вмешательству Бога, англичане - вмешательству дьявола. Как вы считаете, в чем настоящий смысл этого чуда?
(Проверка выполнения задания.)
- Почему Франция одержала победу в этой войне?
(Ответы учеников.)
5. Завершение объединения Франции и Англии
К началу XV в. стало возможным объединение Франции и Англии и новое усиление королевской власти. Как это происходило, определим, разделившись на две творческие группы.
Задание для первой группы: работая с текстом п. 1—3 § 21, исследуйте процесс завершения объединения Франции и ответьте на вопросы.
- Почему после Столетней войны королям пришлось опять бороться за свою власть с непокорной знатью?
- Какие цели были у Людовика XI и Карла Смелого? Какими средствами каждый из них добивался этих целей?
- Оцените значение победы Людовика XI над Карлом Смелым.
- Приведите доказательства того, что Франция становится централизованным государством.
- Каковы последствия объединения Франции?
Задание для второй группы: работая с текстом п. 4, 5 § 21, исследуйте процесс завершения объединения Англии и ответьте на вопросы.
- Почему Генрих VII поместил на герб Тюдоров алую и белую розы?
- Дайте оценку деятельности Генриха VII.
(Проверка выполнения задания.)
- Почему после Столетней войны королям обеих стран пришлось вновь бороться с непокорной знатью?
- Что необычного было в истории Орлеанской девы для средневекового человека?
- Чем можно объяснить сходство Войны Белой и Алой розы и борьбы французской знати с Людовиком XI, с одной стороны, и политики Людовика XI и Генриха VII — с другой?
— Людовика XI называли «всемирным пауком», а Карла Смелого — «последним рыцарем». За что они получили свои прозвища?
(Проверка выполнения задания и подведение итогов урока.)
(Прием «Древо мудрости».)
Каждая группа или учащийся записывает самый трудный вопрос темы урока и прикрепляет листочек с ним к дереву, изображенному на доске. Далее представители групп по очереди читают вопросы и дают полные ответы).
Домашнее задание (дифференцированное)
- Для сильных учеников - § 20, 21, доказать, что в борьбе с феодальной знатью победа королевской власти в позднее Средневековье была неизбежной.
- Для средних учеников — § 20, 21, подготовить презентацию на тему «Жанна д'Арк».
Для слабых учеников — § 20, 21, вопросы и задания к параграфу
Приложение 1
Исторические документы
«В достаточной мере всем ведомо и уже, как мы думаем, по всем странам мира распространилась об этом весть, как король Франции обманным и хитрым способом отстранил нас от нашей страны Гаскони. Ныне же, довольствуясь названным выше обманом и беззаконием, для завоевания королевства нашего огромный флот и громадное множество воинов собрав, с каковыми уже сделал враждебное нашествие на королевство наше и на жителей этого королевства, вознамерился совсем истребить с лица земли язык английский...» (из обращения Эдуарда 1к подданным).
«Вы слышали перед этим рассказ о том, как король Англии запер все морские проходы и не пропускал ничего во Фландрию, а особенно шерсть и овечьи шкуры. Этим все страны Фландрии были глубоко поражены, так как суконное производство — главный предмет, которым они живут, и было уже много разорившихся благородных людей и богатых купцов. Приходилось выбираться из земель Фландрии многим честным мужчинам и женщинам, которые перед этим были обеспечены трудом по производству сукон... из Франции к ним приходит много хлеба, но так как им не на что его покупать и нечем платить, все по недостатку заработка, то в этом-то и беда их, потому что мера хлеба стоит денье, а у кого нет его, тому нехорошо. Из Англии же к ним идет шерсть и с нею вместе большие выгоды, которые позволяют им поддерживать свое благосостояние и жить в довольстве...» (Фруассар «Хроники»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока внеклассного чтения в 3 классе «Тема войны и мира. Символичность образа журавля»
Цели: • выявление роли образа журавля в ходе обсуждения рассказа Ю. Яковлева «Белые журавлики», песня «Журавли» и стихотворения «Я не хочу войны» Р. Гамзатова; • знакомство с культурой Японии; • вы...
Методическая разработка урока по предмету окружающий мир "Великая война и Великая победа" 4 класс
Цель:Пополнить представления учащихся о Великой Отечественной войне и ее героях, воспитывать патриотизм.Оборудование: карта, слайды героев Отечественной войны, карточки с индивидуальными ...
Методическая разработка урока внеклассного чтения в 3 классе «Тема войны и мира. Символичность образа журавля»
Цели: • выявление роли образа журавля в ходе обсуждения рассказа Ю. Яковлева «Белые журавлики», песня «Журавли» и стихотворения «Я не хочу войны» Р. Гамзатова; • ...
Методическая разработка "Великая Отечественная война и Задонский край"
Праздничное мероприятие посвящённое ВОв, в разработке присутствует документальный материал посвящённый годам войны, на территорииЗадонского райна...
Методическая разработка урока окружающего мира по теме "Отечественная война 1812 года"
Урок окружающего мира в 4 классе в форме заочная экскурсия по теме "Отечественная война 1812 года". Цель урока сформировать у учащихся представление о войне 1812 года, как одной из самых с...
Разработка внеклассного мероприятия посвященное Великой Отечественной войне на тему "Война глазами детей" 4 класс
Разработка внеклассного мероприятия посвященное Великой Отечественной войне на тему "Война глазами детей" 4 класс...
Методическая разработка " Дорогами войны".
Методическая разработка "Дорогами войны". Материал предназначен для проведения классного часа, внеклассного мероприятия на тему " Великая Отечественная война"....