Конспект урока истории (окружающий мир) в 4 классе, на тему : «Екатерина Великая».
план-конспект урока по истории (4 класс) на тему
Конспект урока истории (окружающий мир)
в 4 классе, на тему : «Екатерина Великая».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klass.docx | 29.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока истории (окружающий мир)
в 4 классе, на тему : «Екатерина Великая».
4 курс, вечернее отделение Брукова Е. А
Класс, дата, предмет: 4 «А» класс,….., окружающий мир (история)
Тема урока: Екатерина Великая
Тип урока: комбинированный
Вид урока: комбинированный
Дидактическая цель урока: познакомить с личностью Екатерины второй, её жизнью, деятельностью.
Задачи урока:
I - образовательные:
- сформировать представления учащихся о жизни в Росси во времена правления Екатерины II;
- познакомить и дать характеристику историческим личностям;
- познакомить с достопримечательностями Санкт – Петербурга.
II – развивающие:
- развивать устную речь, воображение учащихся;
- развивать кругозор, умение делать выводы, обобщать.
III – воспитательные:
- воспитывать любовь к живописи и интерес к истории;
- воспитывать уважение к культурным ценностям страны;
- воспитывать патриотизм и любовь к Родине.
Дидактические единицы
Исторические даты | Исторические термины | Объекты | Личности |
18 век; 1744 г.; 1745 г.; 1762 г,; 1729г.;1799 г,; 1800 г., | Французский просветитель; Просвещение; Вельможа; Опала; "золотой век" русского дворянства; Императрица; Герцог; Князь; Военачальник; Генералиссимус; Полководец; Адмирал. | Россия; Москва; Германия; Санкт – Петербург; Медный всадник; Нева; Зимний дворец; Эрмитаж; Дворцовая набережная; Малый, Старый и Новый Эрмитаж; Эрмитажный театр; Воспитательный дом; Александро-Невская лавра; Франция. | Пётр Великий; Екатерина Великая; Пётр III; Франческо Бартоломео Растрелли; Елизавета Петровна; Гаврила Романович Державин; Григорий Александрович Потёмкин; Пётр Александрович Румянцев; Иван Иванович Бецкой; Алексей Григорьевич Орлов; Василий Яковлевич Чичагов; Александр Васильевич Суворов; Фёдор Фёдорович Ушаков. |
Оборудование: карточки для индивидуальной работы учащихся; кроссворд (представленный в презентационном виде), презентация к уроку, викторина (представленная в презентационном виде), тесты.
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I.Организационный момент. . | Устный метод – средство монолог – приём простое информативное сообщение. Начинаем мы опять По истории шагать. Чтобы всё понятно стало Потрудились мы немало. | |
II. Проверка домашнего задания. | Письменный метод – средство – карточки с заданием – приём - тестирование 1.Индивидуальная работа по карточкам (Приложение 1). | Письменный метод – ответы на вопросы теста |
III.Сообщение темы и целей урока. | Устный метод – средство рассказ, беседа – приём сюжетное повествование, задавание вопросов; -Кто явился продолжателем дел Петра Великого, мы узнаем сегодня на уроке. А поможет нам в этом кроссворд (Презентация 1). - Какое слово в кроссворде получилось выделенным? (Екатерина) -Правильно! Сегодня на уроке речь пойдёт о Екатерине Великой, которая стала продолжательницей дел Петра Великого. | Устный метод – средство беседа – ответ на вопросы учителя; |
IV Работа над новой темой. 1.Слово учителя (сопровождается Ппрезентацией 2 | Устный метод – средство рассказ – сюжетное повествование описание; Наглядный метод – средство изобразительная наглядность портреты исторических деятелей – приём показ и анализ иллюстраций; Устный метод – средство беседа – приём задавание вопросов. После Петра I в России царствовала ЕЕкатерина II. Полное имя императрицы ЕЕкатерины II до ее приезда в Россию и ппринятия православия было София-Фредерика-Августа Ангальт-Цербстская. Она была немецкой ппринцессой и происходила из старинных, но небогатых германских родов — герцогского по оотцу и княжеского по матери. Екатерина получила домашнее образование: обучалась немецкому и французскому языкам, танцам, музыке, основам истории, географии, богословия. Уже в детстве проявился ее независимый характер, любознательность, настойчивость и вместе с тем склонность к живым, подвижным играм. Не удивительно, что еще в детстве, если, конечно, верить фольклору, маленькая принцесса услышала от какого-то странствующего монаха предсказание о том, что, в конце концов, она «наденет на голову корону великой империи, которой в настоящее время правит женщина». Похоже, что и в самом деле речь в этом предсказании шла о России, которой в то время правила императрица Елизавета Петровна. Острый и живой ум, красота немецкой принцессы обратили на себя внимание императрицы Елизаветы Петровны. В 1744 Екатерина с матерью была вызвана в Россию императрицей, крещена по православному обычаю под именем Екатерины Алексеевны и наречена невестой великого князя Петра Федоровича (будущий император Петр III), с которым обвенчалась в 1745г. Блистая при русском дворе красотою и умом, Екатерина весь свой досуг употребляла на самообразование. Она много читала, изучала сочинения замечательных французских просветителей и получила массу разнообразных сведений в юриспруденции и экономике. Эти книги сформировали ее мировоззрение. Едва ли в целой России была женщина образованнее неё. Екатерина стала последовательной сторонницей идей Просвещения. В то же время Екатерина усвоила обычаи и дух русского народа, а русский язык выучила так, что знала все поговорки, писала сочинения, выводила цитаты. Вот некоторые из них, касающиеся образования: Кто не обучился в юности, того старость бывает скучна. Кто привык к трудам, тому труд облегчен. Разумный человек всегда может найти упражнение. Разумный человек в стыд не вменяет учиться и в совершенных летах, чему не доучился в младости. Учение в счастье человека украшает, в несчастье же служит прибежищем. После смерти супруга Петра III в 1762 году Екатерина сделалась императрицей. Она славилась искусством управлять государством и выбирать своих приближенных. В делах она принимала за образец Петра Великого и постоянно спрашивала себя « Как бы поступил в таком случае Пётр? ». Екатерина II была тонким психологом и прекрасным знатоком людей, она умело подбирала себе помощников, не боясь людей ярких и талантливых. Именно поэтому екатерининское время отмечено появлением целой плеяды выдающихся государственных деятелей, полководцев, писателей, художников, музыкантов. В общении с подданными Екатерина была, как правило, сдержанна, терпелива, тактична. Она была прекрасным собеседником, умела внимательно выслушать каждого. По ее собственному признанию, она не обладала творческим умом, но хорошо улавливала всякую дельную мысль и использовала ее в своих целях. За все время царствования Екатерины практически не было шумных отставок, никто из вельмож не подвергался опале, не был сослан и тем более казнен. Поэтому сложилось представление об екатерининском царствовании как "золотом веке" русского дворянства. Вместе с тем Екатерина была очень тщеславна и более всего на свете дорожила своей властью. Ради ее сохранения она готова пойти на любые компромиссы в ущерб своим убеждениям. Екатерина царствовала 34 года. Всё это время наполнено громкими победами русских и мудрыми распоряжениями императрицы. Поэтому история и дала ей имя Великой, в её честь в Петербурге поставлен памятник. В России Екатерину II не без оснований считали самой русской императрицей и с любовью называли «немецкая мать русского Отечества». Самыми значительными людьми при императрице были Румянцев, Орлов, Потёмкин и другие. С именем каждого из них связаны великие дела (Презентация 2). Знаменитый поэт Г.Державин в своём стихотворении «Видение Мурзы» так описал картину - портрет Д.Г.Левицкого « Екатерина II - законодательница в храме Богини Правосудия»: …Виденье я узрел чудесно: Сошла со облаков жена, Сошла и жрицей очутилась Или богиней предо мной. Одежда белая струилась На ней серебряной волной… Простёртой на алтарь рукою На жертвенном она жару, Сжигая маки благовонны, Служила вышню божеству. Орёл полунощный огромный, Сопутник молний торжеству Геройский провозвестник славы, Сидя пред ней на груде книг, Священны блюл её уставы: Потухший гром в когтях своих И лавр с оливными ветвями Держал, как будто бы уснув… - Прочитайте текст на стр. 105-108. Какие изменения произошли при Екатерине II? Набережная, на которой стоит Зимний дворец, называется Дворцовой. Это огромное нарядное здание построено архитектором Франческо Бартоломео Растрелли для дочери Петра - императрицы Елизаветы Петровны. Правда, пожить в нём она так и не успела. При Елизавете Петровне Россия стала могучей державой. В Петербурге жили посланники многих иностранных правителей. - А что в наши дни находится в Зимнем дворце? Это один из крупнейших в мире музеев. В нём хранится огромное число экспонатов: от глубокой древности до наших дней. Но только небольшая часть экспонируется в четырёх зданиях: Зимнем дворце, Малом, Старом и Новом Эрмитаже. А ещё там есть пятое здание – Эрмитажный театр, где при Екатерине давали спектакли для двора, а теперь бывают лекции и концерты. | Устный метод – средство беседа – ответ на вопросы учителя; Наглядный метод – приём просмотр и анализ иллюстраций. - На главной площади возник Медный всадник, Нева оделась в каменные набережные, строились каменные и чугунные мосты, был возведён Зимний дворец. - Эрмитаж |
V.Физкультминутка. | Мы сейчас все дружно встанем, Отдохнём мы на привале… Вправо, влево повернись! Наклонись и поклонись! Лапки вверх и лапки вбок И на месте прыг да скок! А теперь бежим вприпрыжку, Молодцы, мои зайчишки! | |
V. Продолжение новой темы. | Устный метод – средство рассказ – сюжетное повествование описание; Наглядный метод – средство изобразительная наглядность портреты исторических деятелей – приём показ и анализ иллюстраций; Устный метод – средство беседа – приём задавание вопросов. - А сейчас настало время поговорить о помощниках Екатерины Великой (см. Презентация 3). Поэт Гаврила Романович Державин. Екатерина сама писала пьесы и издавала журнал «Всякая всячина», а для своих внуков в воспитательных целях она написала большой труд «Записки касательно российской истории». Державин, писавший, в том числе. Похвальные оды императрице, считается одним из лучших поэтов в России (cм. Презентация 3 – слайд 2). Григорий Александрович Потёмкин и Пётр Александрович Румянцев – известные военачальники (cм. Презентация 3 – слайд 3). Иван Иванович Бецкой был попечителем Московского и Петербургского воспитательных домов, президентом академии художеств(cм. Презентация 3 – слайд 4). Алексей Григорьевич Орлов, одержавший победы на морях (cм. Презентация 3 – слайд 5). Адмирал Василий Яковлевич Чичагов командовал балтийским флотом (cм. Презентация 3 – слайд 6). Александр Васильевич Суворов. В 1729 году в семье офицера Василия Суворова родился сын. Мальчик был хилым и болезненным, но с ранних лет мечтал лишь об одном – служить в армии и стать полководцем. Отец не верил, что Александру удастся вынести тяготы и лишения военной службы - уж слишком слаб он был здоровьем. Но в 15 лет Александр Суворов поступил в военную школу. Десять лет прослужил он простым солдатом, а в 1754 году был произведён в офицеры. Суворов изнутри знал солдатскую службу, поэтому всегда в первую очередь заботился о солдатах. Они платили ему за это любовью и уважением. С именем Суворова связаны многие победы русской армии. Прямой и честный характер Суворова не позволял ему склонять голову даже перед императорами. В 1799 году Суворов стал генералиссимус – это наивысшее воинское звание в русской армии. Умер Суворов в 1800 году, похоронили его в Александро-Невской лавре. А после него, кроме памяти о трудных походах и замечательных победах, осталась книга «Наука побеждать» (cм. Презентация 3 – слайд 7). Фёдор Фёдорович Ушаков, флотоводец, адмирал, один из создателей российского Черноморского флота и с 1790 года его командующий. Разработал и применил манёвренную тактику, одержав ряд крупных побед над турецким флотом в Керченском морском сражении. Он успешно провёл Средиземноморский поход российского флота во время войны против Франции (cм. Презентация 3 – слайд 7,8). - Прочитайте текст на стр. 108-110 учебника. Назовите личные качества этих военачальников | Устный метод – средство беседа – ответ на вопросы учителя; Наглядный метод – приём просмотр и анализ иллюстраций. -Мужество, решимость, бесстрашие, преданность родине. |
VI. Закрепление изученного. | Устный метод – средство викторина – приём задавание вопросов; Письменный метод – средство тест – приём тестирование. 1. Викторина (Презентация 4). 2.Тестирование (Приложение 2). | Устный метод – средство беседа – ответ на вопросы учителя; Письменный метод – средство – тестирование – выполнение теста. |
VII. Итог урока, домашнее задание. | Выставление оценок, выводы о работе на уроке. Стр. 105 – 110. Ответить на вопросы на стр. 110 – 111. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира 1 класс по теме "Почему радуга разноцветная"
Цели: 1.Формировать первоначальное представления о свете и цвете.2. Познакомить детей с цветами радуги, их последовательностью. 3.Обеспечить опыт исследования и объяснения природных явлений.4.Воспитыв...
Презентация к уроку окружающий мир 4 класс по теме: "Екатерина Великая"
Презентация к уроку окружающий мир 4 класс по теме: "Екатерина Великая"...
Презентация к уроку окружающего мира 1 класс по теме "Мировые великаны"
Презентация к уроку окружающего мира 1 класс по теме "Мировые великаны"...
Презентация по окружающему миру 4 класс на тему: "Екатерина Великая"
Презентация по окружающему миру 4 класс на тему: "Екатерина Великая"...
Урок окружающего мира 3 класс на тему "Пётр Великий"
Урок открытия нового знания, построенный в виде путешествия по реке времени. Обучающиеся исследуют проблемный вопрос, в конце урока проверяют свои знания.Урок соответствует требованиям ФГОС НОО. ...
Тест по окружающему миру 4 класс на тему "Пётр Великий"
Тест создан для проверки знаний по теме "пётр Великий"...
Конспект урока и презентация "Как учили школьников на Руси" план-конспект урока (окружающий мир, 3 класс) по теме
Урок-исследование предполагает постановку проблемы, составление плана и проведение исследования через наблюдение, работу с книгой, проведение "эксперимента", обращение к другим людям и использование м...