Программа спецкурса "Личность в русской истории"
календарно-тематическое планирование по истории на тему

Федотова Татьяна Михайловна

Уроки о людях, послуживших нашему Отечеству

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lichnost_v_russkoy_istorii.doc116.5 КБ

Предварительный просмотр:

Личность в русской истории

Программа спецкурса для 6 класса

Автор-составитель Федотова Т. М.

Таганрог

Пояснительная записка.

"Да отныне объединимся

единым сердцем и будем блюсти

русскую землю..."

"Повесть временных лет"

В сознании русского человека красота неразрывно связана с правдой. От православия Россия приняла бесценный дар - этико-эстетический идеал, к которому она стремится всю свою нелегкую историю, то сбиваясь с праведного пути, то возвращаясь на него. Идеал этот – святость.

Пока человек не встретит нравственное, он не поймет, в чем безнравственное. Это аксиома православной этики. Если растущему человеку не помочь встретиться с эстетическим идеалом своего Отечества, он может во всю жизнь так и не научиться отличать прекрасное от уродливого, добро от зла.

              А это необходимо для того, чтобы не потеряться в мире человеческих отношений, иметь дружную семью, близких людей, а, значит, быть счастливым.  Эта способность лежит в основе представлений о том, каким должен быть человек.

           Мыслящим людям нужна постоянная сверка, сравнение с тем, что тождественно их душе, что в ней находит отклик. Это качество позволяет человеку жить в соответствии со своими принципами, ценностями.  Детям, особенно подросткам и юношам, которые еще не научились этому, особенно необходим образ, образец для подражания, без которого они не могут нормально развиваться.

           В наше время подростки оказались оставлены один на один с глобальной медиаимперией развлечений, серьезно влияющей на их сознание. При этом многие родители не видят в этом проблемы. Так живут все, это дух времени, его современная особенность, культура, - считают они. И совершенно искренно думают, что ребенок должен быть адаптирован к тому обществу и той культуре, в которой он живет, иначе ему будет трудно.

         Здесь задача курса суметь объяснить подросткам, что самая лучшая адаптация к новой культуре, это усвоение родной культуры, культуры своих предков. Как дерево не может жить без корней, так и человек не может полноценно существовать без стабильных и устойчивых представлений, которые являются фундаментом цельной и целостной личности.

          Российскую историю, литературу, искусство трудно понять и, следовательно, принять, не зная их общих религиозно-культурологических основ, не понимая тех идеалов, ценностей, жизненных приоритетов, которые разделяли и к которым стремились наши предки.

          Ценности нельзя усвоить путем запоминания и последующего воспроизведения полученной информации. Ценности нетождественны научным понятиям о них. Усваивается не сама ценность (которая есть всего лишь отношение к чему-то), а способ ее применения личностью в определенных жизненных условиях. Мало сказать: будь добрым. Надо показать пример доброго поведения, создать условия для принятия, осмысления этого примера обучающимся, перевода "доброты" как общественно одобряемого человеческого деяния из плана значения в план личностного смысла.

           Основное содержание предмета составляют нравственные идеалы, воплощенные в образах наших соотечественников, явивших своей жизнью лучшие примеры духовного подвижничества, социально значимого поведения.  

       Цель курса — духовно-нравственное развитие и воспитание подростка на примерах жизни и деятельности великих людей,  оставивших глубокий  след в истории нашей страны.

     Задачи курса:

       • приобщение подростков к традиционным нравственным  ценностям, моральным нормам;

  •  познакомить учеников с жизнью и деятельностью удивительных людей, показать их высокий нравственный потенциал, чистоту стремления к идеалу;
  •  воспитывать (прививать) здоровый эстетический вкус как противоядие от влияния извращенных форм современной вненациональной культуры;
  • развивать у учащихся потребность в познании исторических ценностей, стимулировать интеллектуально-познавательную активность;
  • вызвать отзыв, отклик в сердцах детей на полученную информацию, желание быть верным своему Отечеству и  встать на его защиту в годину испытаний.
  • раскрыть понимание  жертвенной  любви («Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за  други своя»).

Основные принципы:

•      научность, доступность, наглядность;

•     связь обучения с жизнью, обусловленная позицией "русская история и культура не музейный экспонат; каждый  человек – звено в цепи поколений»;

•        вариативность как возможность выбора материала для изучения, возможность расширения или, напротив, сужения темы.

 Структура программы.

            Программа состоит из 2-х разделов, соответствующих по времени 2-м полугодиям учебного года. Последовательность разделов логически обусловлена.

             I раздел "Святые" вводит учеников в мир духовной истории нашего Отечества. Помогает раскрыть образ человека, увидевшего замысел Божий о себе  и воплотившего  этот замысел в собственной жизни.  Этот раздел способствует активизации внимания и интереса к предмету изучения, рождает множество проблемных вопросов, в которых содержится запрос на информацию, например: почему святые подвергались таким гонениям? что в православной (духовной) культуре было особенно ненавистно гонителям? почему с таким ожесточением уничтожались храмы и иконы? что хотели уничтожить вместе с культурным наследием Святой Руси? сумели ли уничтожить "это" (этико-эстетический идеал святости)? каков этот идеал?

             II  раздел «Подвижники» повествует о «героях своего времени», людях, положивших  жизнь на алтарь служения народу, своей стране, беззаветно преданных Отечеству, не оставивших его в годину испытаний, верных  долгу и истине. О людях сильных духом и крепких в вере. Наследие оных бережно хранится потомками, а жизнь их достойна подражания.

           Обучаясь по данной программе, дети могут узнать:

•     в чем уникальность отечественной истории и культуры;

  • роль человеческой личности в истории страны и народа;

•     биографию и достижения великих людей эпохи;

•    житие некоторых святых русской Церкви;

•     историю монастырей и храмов России.

Могут научиться:

  • понимать смысл «жертвенной любви»;
  • различать поступок «по совести» от предательства;
  • соотносить поступки героев с личными жизненными ситуациями;
  • поиску доброго примера для подражания.

 

       Но самое главное, курс "Личность в русской истории" помогает растущему человеку обрести точку опоры и выстроить собственную систему ценностных координат.

Тематическое планирование курса

«Личность в русской истории»

№  /  Дата

проведения

Темы уроков

Кол – во

часов/

дата

Художественно-педагогическая

идея

Основные

понятия

Домашнее

задание

Раздел 1. Святые                                                                  "... ни в каком краю мира не

принесла вера Христова таких

удивительных плодов, как в

России..."

                                    П. Чаадаев

1.

Роль личности в истории государства.

Святые. Кто они?

1

«Где дух Господень, там – свобода»

                     Ап. Павел

Личность и общество, святость, наши небесные покровители

Познакомиться с житием своего небесного покровителя.

2.

Равноапостольные великий князь Владимир и великая княгиня Ольга

       1

“…Христианство … сотворило нашу великую, нашу святую Русь! Чудно, непостижимо! Целый народ, одним христианством созданный”.

                                                П. Чаадаев

Язычество, поиск истины, крещение, Священное писание, Евангелие

Подготовить к сообщению интересные

исторические факты, связанные с Крещением Руси   (по указанным учителем источникам)

3.

Мученики благоверные князья Борис и Глеб

1

«-Уне есть мне единому умрети, нежели столику душ» (Борис)

Жертвенная любовь, мученики

Прочитать «Сказание о Борисе и Глебе», подготовить вопросы

4.

Благоверный князь Александр Невский

        1

«Если Бог за вас, кто против вас?»

            Ап. Павел

Молитва, сила духа, сплочение, вера

Подготовить материал об Александро-Невской лавре

5.

Преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский

       1

"... избрав однажды путь спасения,

а не смерти, шли по нему, поверяя

все свои дела евангельскими

заповедями..."

                                            Д.Лихачев

Святой, молитва,

 плач, смирение,

прославление,

монастыри.

Подготовить презентацию фотографий о Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре

6.

Благоверный великий князь Димитрий Донской

1

"Да отныне объединимся

единым сердцем и будем блюсти

русскую землю..."

"Повесть

временных лет"

Иго, великий князь, благословение, «символ русской воинской славы».

Подготовить информацию о битве на поле Куликовом

7.

Преподобный Андрей Рублев, иконописец

        1

"Я повернул глаза зрачками в душу..."

                                В.Шекспир        

Иконописец, монах, аскетизм, копия, список

Сочинение-

размышление на

тему: "Икона -

прообраз

грядущего

человечества"

8.

Преподобный Дионисий Радонежский. Свято-Троицкая лавра

1

"... ни в каком краю мира не принесла вера Христова таких

удивительных плодов, как в России..."

П. Чаадаев

Смутное время, игумен, служение,

«Троицкие листки», подвиг, смирение, святость

Подготовить сообщение по группам на тему: «Свято-Троицкая Сергиева лавра»

9.

Святитель Димитрий Ростовский

1

«...по всей земле русской… распространен дух Четьи-Минеи… В этих рассказах заключается для русского народа… нечто покаянное и очистительное».

                Ф.М. Достоевский 

Проповедник, митрополит, Четьи-Минеи.

Подготовиться к семинару

10.

Праведный Феодор Ушаков

1

«Без добродетели нет ни славы, ни чести».

               А.В. Суворов

Жер
венное служение Отечеству, любовь к людям, жертва Богу

Подготовить сообщение о великих адмиралах российского флота

11.

Старцы Оптинские (воинство земное и небесное)

1

"Оптина - духовный фокус России, от соприкосновения с которым возжигается дух".

                            П.Флоренский

Окормление, старчество, пустынь

Задания по группам: роль Оптиной в судьбе Гоголя, Толстого, Достоевского

12.

Святитель Филарет Московский

1

«…Твоих речей благоуханных

Отраден чистый был елей …»

А.С. Пушкин

Библейское общество, поэт, проповедник,

«Катехизис».

Составить ассоциативный ряд на тему “Русский храм”

13.

Святейший патриарх Тихон

1

«Он постиг небесную лазурь, невозмутимый, неотмирный мир, струящийся в недра вечной совершенной любви, как предмет созерцания и заповедь воплощения во всей жизни, как основу строительства и церковного, и личного, и государственного, и общественного».

          П. Флоренский

Патриаршество, служение, «церковная смута»

Подготовить  информацию о Российских патриархах

14.

Святитель Лука (Войно-Ясенецки
)

1

«…Вера дел, а не вера, выраженная одним помыслом и молитвою,— вот моя вера... И еще было бы лучше если бы добрых (истинно добрых) дел было столько в моей жизни, чтоб они мне не давали времени молиться, тогда бы вся жизнь моя была молитва, в настоящем, в глубоком, в xpистианском смысле этого слова, то есть вдохновенная, богоугодная жертва любви в земной жизни».
Н. И. ПИРОГОВ.

Хирург, ссылка, исповедничество, святитель

Найти в прессе отзывы современных хирургов о трудах и деятельности святителя

15.

Святитель Илларион (архиепископ Верейский). Соловки

1

"И слушайте, волненье сжав в тисках, Как о судьбе ушедших поколений Вещает каждый камень в Соловках".                

                                    Г.Русаков

Богатырь телом и духом, жизнь в заключении, Соловки

Найти репродукции картин, посвященных Соловкам, подготовить сообщение

16.

Праведный Иоанн Кронштадтский

1

«… ему был дан особый дар помогающей и исцеляющей молитвы. И он щедро оделял им людей, жаждущих его молитвенной помощи.»

Под
ижник, молитвенник, проповедник покаяния.

Подготовиться к семинару

17.

Царственные мученики

1

"... избрав однажды путь спасения,

а не смерти, шли по нему, поверяя

все свои дела евангельскими

заповедями..."

                                            Д.Лихачев

Семья,

служение, мученичество, святость

Найти в прессе материалы о гибели царской семьи и ознакомиться с ними

18.

Преподобномученица великая княгиня Елизавета  

1

«… и верно под такой наружностью прекрасной такая же прекрасная душа…»

Великий князь

К. Романов

Принцесса, духовный брак, истинная вера,

Марфо-Мариинская обитель,

великое служение,

мученичество

Подготовить информацию о Марфо-Мариинской обители

                    Раздел 2. Подвижники                                                                                                   "Зачем же эта дорога, если она              не ведет к храму?"

                                     Т. Абуладзе

1.

Князь Димитрий Иванович Пожарский и Козьма Минин

1

«В час величайшей опасности они действовали как истинные патриоты свое отчизны».

Д.Лихачев

Смутное время, ополчение, единство.

Подготовка к семинару

2.

Михаил Васильевич Ломоносов

1

«Он создал первый университет. Он, лучше сказать, был сам первым  университетом».

                    А.С. Пушкин

Поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики

Подготовить презентацию о жизни М.В. Ломоносова

3.

Александр Васильевич Суворов

1

«Всякое дарование Божие обращается нам во вред, когда от него не Божией, но нашей славы ищем».

            Тихон Задонский

Победа над собой, тактик и стратег, беззаветная любовь к Родине, генералиссимус, непобежденный

Найти картины русских художников о баталиях Суворова.

4.

Алексей Петрович Ермолов

1

«Жить на белом свете — значит постоянно бороться и постоянно побеждать».

            Н.И. Пирогов

Первый артиллерист русской армии,

служба на Кавказе, преданность Родине

Кавказская война. Составить кроссворд по ключевым словам

5.

Владимир Иванович Даль

1

«Должно помнить, что дар слова есть единственное и неоцененное средство проникать внутрь явления».

        Н.И.Пирогов

Ученый, писатель, лексикограф, полиглот, тюрколог, этнограф, врач, естествоиспытатель

Взять в библиотеке словарь Даля и познакомиться с ним поближе.

6.

Николай Иванович Пирогов

1

"Жить надо ради того, за что можно умереть".

               И.А. Ильин

Хирург и христианин, основоположник, подвижник. Сестричество

Подготовить сообщения по группам о достижениях Пирогова в медицине и педагогике

7.

Иван Никитич Скобелев

1

«…не стало той силы,

что была страшней
Врагу десятка крепостей...
Той силы, что богатырей
Нам сказочных напоминала».

                     Я. Полонский

«Белый генерал»,

Азия,

военный губернатор

Русско-турецкая война. Герои сражений

8.

Антон Павлович Чехов

1

"Искусство - отражение души народа".

                            В.Розанов

Писатель,

драматург,

 врач,

 христианин

Подготовить сообщение по группам: «Чехов и Таганрог».

9.

Петр Аркадьевич Столыпин

1

«Вам нужны великие потрясения – нам нужна великая Россия!»

            П.А. Столыпин

Реформатор, премьер-министр, военно-полевые суды, аграрная реформа

Россия накануне Гражданской войны

10.

Александр Васильевич Колчак

1

«Быть, а не казаться — девиз, который должен носить в своем сердце каждый гражданин, любящий свою родину».

             Н.И.Пирогов

Политический деятель, вице-адмирал, полярный исследователь, ученый-океанограф, Верховный правитель России

Найти информацию о Колчаке – ученом, исследователе

11.

Константин Эдуардович Циолковский

1

«Он был человеком, жившим намного впереди своего века, как и должно жить истинному и большому ученому».

         С.П. Королев

Ученый-самоучка, исследователь, учитель, писатель-фантаст

Подготовить презентацию о первом полете в космос

12.

Иван Александрович Ильин

1

"Жить надо ради того, за что можно умереть".

               И.А. Ильин

Филосов,

 писатель, публицист

Подготовиться к семинару

13.

Антон Семенович Макаренко

1

«Убеждением и примером можно довести самых легкомысленных до того, что они беспрекословно покорятся всем законам вечной правды».

       Н.И. Пирогов

Педагог,  писатель, Трудовая колония, Макаренковедение

Посмотреть кинофильм «Республика Шкид»

14.

Георгий Константинович Жуков

1

« Он делал то, что ждали от него Бог, народ и его совесть».

Арх. Тихон Шевкунов

Маршал Победы, четырежды герой Советского Союза, христианин

Подготовить сообщение на тему: «Полководцы Великой Отечественной войны»

15.

Александр Исаевич Солженицын

1

"Вектор обратной перспективы -

возвратить ум человека к нему

самому".

                  Архимандрит Рафаил

Писатель, публицист, поэт, общественный деятель

Взять в библиотеке и познакомиться с «Крохотками»

16.

Архимандрит Иоанн Крестьянкин

1

“Вопрос о смысле жизни, быть может, никогда не ставился более резко, чем в настоящие дни обнажения мирового зла и бессмыслицы”.

                          Е.Трубецкой

Служение, заключение, старчество

Подготовить презентацию о Псково-Печерском монастыре

17.

Мини-сочинение «Нужен ли человеку добрый пример для подражания?»

           1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Герои русской истории

Презентация посвещена 400-летию Нижегородского ополчения. Она создана в помощь проведения как внеклассного мероприятия, так и урока окружающего мира. http://narod.ru/disk/60069481001.3cf95a21b4b5...

Страницы русской истории

Материал к Дню народного единства и согласия...

Конспект открытого занятия по дополнительной общеобразовательной программе «Волшебный мир оригами» в рамках комплексной общеобразовательной программы «Радужная мозаика» Тема: «История праздника День Матери. Изготовление открытки ко Дню Матери».

Конспект открытого занятияпо дополнительной общеобразовательной программе«Волшебный мир оригами»в рамках комплексной общеобразовательной программы «Радужная мозаика»Тема: «История праздника День Матер...

Конкурс знатоков русской истории

Конкурс знатоков русской истории для 4 класса...

Проектная деятельность как формирование интереса к русской истории и ценностям отечественной культуры.

Проектная деятельность в начальной школе содействует развитию творческой познавательной деятельности учащихся, как во время учебного процесса, так и во внеурочное время. Проект - это метод обучения. О...

Игра для знатоков русской истории 4 - 5 класс.

Игра для знатоков русской истории по типу риск - версии для обучающихся 4 - 5 классов....

Игра для знатоков русской истории в 4 - 5 классах.

Игра для знатоков русской истории в 4 - 5 классах....