Программа спецкурса "Личность в русской истории"
календарно-тематическое планирование по истории на тему
Уроки о людях, послуживших нашему Отечеству
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lichnost_v_russkoy_istorii.doc | 116.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Личность в русской истории
Программа спецкурса для 6 класса
Автор-составитель Федотова Т. М.
Таганрог
Пояснительная записка.
"Да отныне объединимся
единым сердцем и будем блюсти
русскую землю..."
"Повесть временных лет"
В сознании русского человека красота неразрывно связана с правдой. От православия Россия приняла бесценный дар - этико-эстетический идеал, к которому она стремится всю свою нелегкую историю, то сбиваясь с праведного пути, то возвращаясь на него. Идеал этот – святость.
Пока человек не встретит нравственное, он не поймет, в чем безнравственное. Это аксиома православной этики. Если растущему человеку не помочь встретиться с эстетическим идеалом своего Отечества, он может во всю жизнь так и не научиться отличать прекрасное от уродливого, добро от зла.
А это необходимо для того, чтобы не потеряться в мире человеческих отношений, иметь дружную семью, близких людей, а, значит, быть счастливым. Эта способность лежит в основе представлений о том, каким должен быть человек.
Мыслящим людям нужна постоянная сверка, сравнение с тем, что тождественно их душе, что в ней находит отклик. Это качество позволяет человеку жить в соответствии со своими принципами, ценностями. Детям, особенно подросткам и юношам, которые еще не научились этому, особенно необходим образ, образец для подражания, без которого они не могут нормально развиваться.
В наше время подростки оказались оставлены один на один с глобальной медиаимперией развлечений, серьезно влияющей на их сознание. При этом многие родители не видят в этом проблемы. Так живут все, это дух времени, его современная особенность, культура, - считают они. И совершенно искренно думают, что ребенок должен быть адаптирован к тому обществу и той культуре, в которой он живет, иначе ему будет трудно.
Здесь задача курса суметь объяснить подросткам, что самая лучшая адаптация к новой культуре, это усвоение родной культуры, культуры своих предков. Как дерево не может жить без корней, так и человек не может полноценно существовать без стабильных и устойчивых представлений, которые являются фундаментом цельной и целостной личности.
Российскую историю, литературу, искусство трудно понять и, следовательно, принять, не зная их общих религиозно-культурологических основ, не понимая тех идеалов, ценностей, жизненных приоритетов, которые разделяли и к которым стремились наши предки.
Ценности нельзя усвоить путем запоминания и последующего воспроизведения полученной информации. Ценности нетождественны научным понятиям о них. Усваивается не сама ценность (которая есть всего лишь отношение к чему-то), а способ ее применения личностью в определенных жизненных условиях. Мало сказать: будь добрым. Надо показать пример доброго поведения, создать условия для принятия, осмысления этого примера обучающимся, перевода "доброты" как общественно одобряемого человеческого деяния из плана значения в план личностного смысла.
Основное содержание предмета составляют нравственные идеалы, воплощенные в образах наших соотечественников, явивших своей жизнью лучшие примеры духовного подвижничества, социально значимого поведения.
Цель курса — духовно-нравственное развитие и воспитание подростка на примерах жизни и деятельности великих людей, оставивших глубокий след в истории нашей страны.
Задачи курса:
• приобщение подростков к традиционным нравственным ценностям, моральным нормам;
- познакомить учеников с жизнью и деятельностью удивительных людей, показать их высокий нравственный потенциал, чистоту стремления к идеалу;
- воспитывать (прививать) здоровый эстетический вкус как противоядие от влияния извращенных форм современной вненациональной культуры;
- развивать у учащихся потребность в познании исторических ценностей, стимулировать интеллектуально-познавательную активность;
- вызвать отзыв, отклик в сердцах детей на полученную информацию, желание быть верным своему Отечеству и встать на его защиту в годину испытаний.
- раскрыть понимание жертвенной любви («Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя»).
Основные принципы:
• научность, доступность, наглядность;
• связь обучения с жизнью, обусловленная позицией "русская история и культура не музейный экспонат; каждый человек – звено в цепи поколений»;
• вариативность как возможность выбора материала для изучения, возможность расширения или, напротив, сужения темы.
Структура программы.
Программа состоит из 2-х разделов, соответствующих по времени 2-м полугодиям учебного года. Последовательность разделов логически обусловлена.
I раздел "Святые" вводит учеников в мир духовной истории нашего Отечества. Помогает раскрыть образ человека, увидевшего замысел Божий о себе и воплотившего этот замысел в собственной жизни. Этот раздел способствует активизации внимания и интереса к предмету изучения, рождает множество проблемных вопросов, в которых содержится запрос на информацию, например: почему святые подвергались таким гонениям? что в православной (духовной) культуре было особенно ненавистно гонителям? почему с таким ожесточением уничтожались храмы и иконы? что хотели уничтожить вместе с культурным наследием Святой Руси? сумели ли уничтожить "это" (этико-эстетический идеал святости)? каков этот идеал?
II раздел «Подвижники» повествует о «героях своего времени», людях, положивших жизнь на алтарь служения народу, своей стране, беззаветно преданных Отечеству, не оставивших его в годину испытаний, верных долгу и истине. О людях сильных духом и крепких в вере. Наследие оных бережно хранится потомками, а жизнь их достойна подражания.
Обучаясь по данной программе, дети могут узнать:
• в чем уникальность отечественной истории и культуры;
- роль человеческой личности в истории страны и народа;
• биографию и достижения великих людей эпохи;
• житие некоторых святых русской Церкви;
• историю монастырей и храмов России.
Могут научиться:
- понимать смысл «жертвенной любви»;
- различать поступок «по совести» от предательства;
- соотносить поступки героев с личными жизненными ситуациями;
- поиску доброго примера для подражания.
Но самое главное, курс "Личность в русской истории" помогает растущему человеку обрести точку опоры и выстроить собственную систему ценностных координат.
Тематическое планирование курса
«Личность в русской истории»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Герои русской истории
Презентация посвещена 400-летию Нижегородского ополчения. Она создана в помощь проведения как внеклассного мероприятия, так и урока окружающего мира. http://narod.ru/disk/60069481001.3cf95a21b4b5...
Страницы русской истории
Материал к Дню народного единства и согласия...
Конспект открытого занятия по дополнительной общеобразовательной программе «Волшебный мир оригами» в рамках комплексной общеобразовательной программы «Радужная мозаика» Тема: «История праздника День Матери. Изготовление открытки ко Дню Матери».
Конспект открытого занятияпо дополнительной общеобразовательной программе«Волшебный мир оригами»в рамках комплексной общеобразовательной программы «Радужная мозаика»Тема: «История праздника День Матер...
Конкурс знатоков русской истории
Конкурс знатоков русской истории для 4 класса...
Проектная деятельность как формирование интереса к русской истории и ценностям отечественной культуры.
Проектная деятельность в начальной школе содействует развитию творческой познавательной деятельности учащихся, как во время учебного процесса, так и во внеурочное время. Проект - это метод обучения. О...
Игра для знатоков русской истории 4 - 5 класс.
Игра для знатоков русской истории по типу риск - версии для обучающихся 4 - 5 классов....
Игра для знатоков русской истории в 4 - 5 классах.
Игра для знатоков русской истории в 4 - 5 классах....