История и культура Санкт-Петербурга
рабочая программа по истории на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_istorii_i_kulture_spb.doc | 323 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 346
НЕВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Принять решением Утверждено
педагогического совета. директором ГБОУ школы № 346
Протокол № ______________ ___________ / Кравченко В. И. /
от «___» __________ 201__ г. Приказ № ______ от «___»___201__г.
История и культура Санкт-Петербурга
Рабочая программа курса внеурочной деятельности для обучающихся 1-4 классов.
Авторы составители:
Архипова И. А.
Санкт-Петербург
2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по истории и культуре Санкт- Петербурга для учащихся 1-4 классов разработана на основе программы по школьному курсу «История и культура Санкт-Петербурга» Е. В. Дмитриевой и авторской программы по краеведению Л. К. Ермолаевой. Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК: учебником «Санкт-Петербург», пособие по истории города с вопросами и заданиями для начальной школы. Выпуск 1, 2, 3 ,4. Дмитриева Е. В. Санкт-Петербург, изд. «Корона принт».
Концепция программы.
Рабочая программа имеет художественно – эстетическую направленность с элементами краеведческой и культурологической, по уровню освоения общекультурная.
Направленность программы определяет её многогранность, так как требует формирования интегрированных краеведческих знаний, где соединились сведения по истории, географии, литературе, искусству, этике, этнографии города и области. При этом учитываются возрастные познавательные возможности обучающихся. Богатый материал по истории нашего города и его культуре даёт возможность развивать в ребёнке интеллект, воспитывать духовность, формировать восприятие проблем экологии и культуры на примере Петербурга как города , являющегося достоянием мировой культуры.
Формирование первоначальных представлений о Великом городе, его красивейших ансамблях, музеях, о правилах поведения петербуржцев, о некоторых традициях Петербурга, о важных исторических страницах города – является актуальной задачей данной программы.
Цель программы
Воспитание эстетического восприятия, расширение эмоционально-чувственной сферы учащихся, пробуждение интереса и стремления к дальнейшему изучению историко-художественных путей развития Санкт-Петербурга, чувства сопричастности тому, что в нём происходит.
Содержание программы предполагает решение следующих задач:
Образовательные:
• Дать детям первоначальные сведения о городе как удивительном явлении человеческой культуры, живом, постоянно меняющемся мире, частью которого являются и они сами.
• Формирование у детей устойчивого желания продолжить знакомство с предложенными темами самостоятельно.
• Обучение практическим навыкам работы с предложенными материалами.
• Выделение ключевых понятий, поиск нужных фактов и ответов на вопросы, поставленные учителем.
• Показать многогранность петербургского наследия.
Развивающие:
•Создать условия для формирования умений, необходимых для самостоятельного изучения края.
• Развивать коммуникативные способности.
• Начать формирование потребности в саморазвитии и самореализации.
Воспитательные:
• Воспитывать у учащихся бережное отношение к культурному и историческому наследию Санкт-Петербурга.
• Воспитывать культуру общения.
• Воспитывать любовь к своей Родине.
Обоснованность
Настоящая программа создаёт условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка. Программа педагогически целесообразна, так как способствует разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребёнка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовывать своё свободное время.
Важным компонентом просвещения и образования является изучение своего родного края, так как в нашем современном обществе наблюдается падение патриотического отношения к своему Отечеству, принижается значимость наследия России. Изучение данного курса способствует формированию нравственно-ценностного отношения к своей родной земле.
Непростая задача знакомить учащихся начальной школы с родным городом в современных условиях. В сознании ребёнка уже существует определённый образ города, сформированный реалиями спального района: вытоптанные газоны, неухоженные дворы, разрисованные фасады зданий, тёмные подъезды. Учитель формирует другой образ: нарядный, сказочный, далёкий то повседневности. Такое двойственное восприятие мешает появлению у ребёнка чувства собственной сопричастности с изучаемым городом.
Занятия по программе « История и культура Санкт-Петербурга» направлены на то, чтобы сблизить два столь разных образа города в сознании ребёнка. Ребята знакомятся с разнообразными сторонами жизни Петербурга: поведением и отношением петербуржцев к своему родному городу, ролью природы в городе, удивительными особенностями Петербурга и его уникальным культурным наследием, созданным и охраняемом настоящими петербуржцами, проблемами современной городской жизни.
Таким образом, достигается основная цель обучения – расширение зоны ближайшего развития ребёнка.
При проведении занятий по данной программе педагог организует деятельность детей так, чтобы воздействовать на все психологические процессы, тем самым, формируя познавательный интерес ребёнка. Развитию ощущений способствуют занятия рисованием, музыкой, экскурсии, посещение музеев и выставок. В восприятии детей нередко появляется недостаток анализа, синтеза, сравнения. Устранению этих проблем лучше всего помогает дидактическая игра, которая формирует познавательный интерес ребёнка. Именно поэтому данная программа предполагает большое количество игр, конкурсов, викторин, прогулок, экскурсий, практических работ так, как эти формы занятий формируют познавательный интерес к истории и культуре Санкт-Петербурга.
В свете новых стандартов образования, именно активность учащихся признаётся основой достижения. Знания не передаются в готовом виде, а строятся самими учащимися в процессе познавательной, исследовательской деятельности. Исходя из этого, в системе образования начинают преобладать методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой деятельности учащегося, направленной на решение реальных жизненных задач. Отличительной особенностью программы является определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного курса.
Условия реализации программы
Срок реализации программы 4 года.
Программа рассчитана на детей 7-11 лет.
Формы и режим занятий
Занятия для детей 1 года обучения проводятся 2 раза в неделю по 1 часу т.е. 2 часа в неделю ( 66 часов в год)
Группы 2 года обучения комплектуются из детей освоивших программу 1 года обучения или имеющих необходимые знания. Занятия для детей 2 года обучения проводятся 2 раза в неделю по 1 часу т.е. 2 часа в неделю ( 68 часов в год)
Группы 3 года обучения комплектуются из детей освоивших программу 2 года обучения или имеющих необходимые знания. Занятия для детей 3 года обучения проводятся 2 раза в неделю по 1 часу т.е. 2 часа в неделю ( 68 часов в год)
Группы 4 года обучения комплектуются из детей освоивших программу 3 года обучения или имеющих необходимые знания. Занятия для детей 4 года обучения проводятся 2 раза в неделю по 1 часу т.е. 2 часа в неделю ( 68 часов в год)
Основной формой организации учебно – воспитательного процесса по курсу « История и культура Санкт –Петербурга» является урок. В процессе изучения по данной программе широко используются такие формы как:
• лекции
• практические занятия
• экскурсии
• опыты, наблюдения
• исследовательская деятельность
• презентации, конкурсы
• самостоятельная работа (индивидуальная, в паре, групповая)
• проекты
В каждом занятии прослеживаются три части:
• игровая
• теоретическая
• практическая
При отборе и построении программы используются такие средства обучения как:
• наглядные (плакаты, карты, иллюстрации)
• печатные ( учебные пособия, рабочие тетради, книги, раздаточный материал, справочники)
• демонстрационные ( макеты, модели в разрезе)
• аудиовизуальные ( слайды, видеофильмы образовательные, учебные фильмы на цифровых носителях)
• электронные образовательные ресурсы
• информационно-коммуникативные технологии.
Рабочая программа «История и культура Санкт-Петербурга» предусматривает использование ИКТ для обеспечения высокого качества образования при сохранении его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личностного развития ребёнка.
Применение ИКТ позволяет решать следующие задачи:
•построение наглядного и красочного урока в сочетании с большой информативностью;
• активизация познавательной деятельности;
• представить материал урока более доступным для восприятия ребенка;
• поддержка устойчивого интереса к обучению;
• возможность изменить отношение ребёнка к процессу обучения;
• формирование информационной грамотности у обучающихся;
• возможность организовывать дифференцированный подход к обучению;
• создание ситуации успеха
Применение ИКТ на уроках по изучению истории и культуры Санкт-Петербурга позволяет проводить уроки различных типов:
• демонстрационные уроки, на которых используются готовые материалы или материалы созданные учителем самостоятельно.
• уроки с компьютерным тестированием, на которых есть возможность в короткое время объективно оценить большое количество обучающихся, укрепляется обратная связь в системе « ученик-учитель»
• уроки тренинга или моделирования, на которых у ребят появляется возможность проявить свои индивидуальные способности, ЗУН, склонности и интересы в предметной области.
При разработке уроков с использованием ИКТ учитываются возрастные особенности учащихся. Занятия включают в себя физкультминутки и зарядку для глаз, использование элементов здоровьесберегающих технологий, а так же строгое дозирование времени работы с техническими средствами в соответствии с нормами СанПиН -2.4.2.2821-10.
Планируемые результаты.
В результате обучения по данной программе, в контексте требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, младшие школьники получат возможность формирования
Личностных результатов:
•Выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения;
• Компетентности в реализации основ гражданской идентичности личности в поступках и деятельности;
• Основ гражданской идентичности путём знакомства с героическим историческим прошлым России и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан;
• Эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев;
Обучающиеся научатся и приобретут:
• Основы становления личности в форме осознания «Я», как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;
• Чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;
• Эстетические и ценностно-смысловые ориентации, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении.
Метапредметных результатов
Регулятивные УУД
Обучающиеся научаться:
• Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;
• Учиться работать по предложенному учителем плану;
• Выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
• Проявлять инициативу в межличностном сотрудничестве;
• Уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
• Использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности;
Обучающиеся получат возможность:
• Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия;
• Уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
• Повысить творческую активность и самостоятельность;
Познавательные УУД
Обучающиеся научаться:
• Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе и в контролируемом пространстве интернета;
• Осуществлять запись выбранной информации, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
•Использовать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;
• Строить сообщения в устной и письменной форме;
• Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его устройстве, свойствах и связях;
• Осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;
• Устанавливать аналогии;
Обучающиеся получат возможность:
• Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
• Записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
• Строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
Коммуникативные УУД
Обучающиеся научаться:
• Адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание;
• Допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
• Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
• Формулировать собственное мнение и позицию;
• Договариваться и проходить к общему мнению в совместной деятельности;
• Строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;
• Задавать вопросы;
• Контролировать действия партнёра;
• Использовать речь для регуляции своего действия;
• Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
Обучающиеся получат возможность:
• Владеть монологической и диалогической формами речи;
• Формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
• Аргументировать своё мнение, координировать его с позициями партнёров при выработке общего решения в совместной деятельности;
• Адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач;
Предметных результатов
В ходе реализации программы у учащихся сформируется:
• Расширение знаний о городе при работе с дополнительными источниками информации, при посещении музеев, театров, библиотек, выставок, на прогулках, экскурсиях, в исследовательской деятельности, в проведении социологических опросов;
• Приобщение к культурному наследию города других горожан, одноклассников, родителей;
• Интерес к знакомым городским названиям, праздникам, объектам, желания « делать открытия» в привычной городской среде;
• Понимание уникальности, неповторимости Санкт-Петербурга;
• Уважение к согражданам ( блокадникам), знаменитым петербуржцам;
Учащиеся научаться:
• Находить информацию о городе, памятниках, петербургских традициях, а также о различных учреждениях в справочниках, научно-популярной литературе, интернете, карте, в периодической печати;
• Работать с картой, проводить ассоциации, обобщать, ориентироваться по карте-схеме Санкт-Петербурга;
• Решать бытовые проблемы (вызов врача, сантехника, распределение семейного бюджета, организация досуга в выходной день и т. д.);
• Извлекать информацию из городской среды, памятников наследия, музейной экспозиции при непосредственном общении с ними, а также из семейных архивов, из общения с родственниками, знакомыми и незнакомыми петербуржцами;
• Ориентироваться по карте города и в городском пространстве;
• Объяснять понятия: «мой город», «мой край», «Малая Родина», «культура», «городская среда», «город – феномен культуры», «облик города», «образ города» и использовать эти понятия;
Контроль и оценка планируемых результатов.
В основу изучения курса положены ценностные ориентиры, достижение которых определяется воспитательными результатами. Воспитательные результаты оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищённой, дружественной среде.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе необязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Содержание программы.
1 год обучения «Мы живём в Санкт-Петербурге» (66 часов)
I 1 | «Что такое город» Вводное занятие. | Ознакомление учащихся с расписанием занятий, правила поведения на занятии. Правила пожарной безопасности. План работы на год. Первоначальные сведения о городе: название города, возраст города, понятия «старый – новый», «большой – маленький» город. История города и необходимость её изучения. Знакомство с картой города. Игра «Города России». |
2 | Как стать настоящим петербуржцем? | Понятие «петербуржцы». Правила поведения для настоящих петербуржцев. Необходимость соблюдения правил поведения. Что значит «любить свой город?». Практическое занятие. Игра. |
3 | Что нас окружает в городе? | Из чего состоит город? Что мы видим гуляя по городу? Различие города и деревни. Игра «Город – деревня». Конкурс рисунков «За окнами дома». Разучивание чистоговорки. |
4 5 6 | Дом. Проект «Строим дом». | Понятие «дом». Сведения о доме, в котором мы живём. Какие бывают дома? Сравнительные характеристики, материалы для строительства домов. Этапы строительства. Понятия «архитектор», «строитель». План и чертёж дома. Строительные специальности. Как «болеют» дома и как их «лечат». Бережное отношение к домам. Назначение зданий: жилые дома, магазины, школы, поликлиники, театры, храмы и т.д. Проект «Построим дом». Конструктор, бумажный макет или оригами. |
7 8 | Улица. | Понятия: улица, дорога, тротуар, проезжая часть. Расположение домов вдоль улицы. Этапы строительства улицы. Виды улиц. Понятия: проспект, переулок. Работа с пособием «Чудесный город» 1 часть Ермолаевой Л. К. Улицы нашего района. Правила поведения пешеходов на улице. Игра «Части улицы». |
9 10 | Транспорт в городе. | Что такое транспорт? Виды транспорта. Специфика. Отличие видов транспорта. Появление первого трамвая в Петербурге, первого автомобиля. Первая железная дорога. Правила поведения в транспорте. Игра «На дорогах города», «Лабиринты». Загадки о транспорте. |
11 12 13 | Житель города. Экскурсия по микрорайону. | Город и горожане. Занятия жителей города. Понятие «профессия». Где работают родители, их профессии. Понятие «район» и «микрорайон». Как называются жители других городов России? Работа с картой России. Знаменитые петербуржцы. Чтение сказок Пушкина. Игра «В каком городе живут туристы?» Повторение правил поведения горожан. Пешеходная экскурсия по микрорайону. Правила поведения на экскурсии. Правила поведения на улице. Правила безопасного поведения на дороге. Выполнение творческих заданий на маршруте. Обсуждение путешествия. Работа с пособием «Чудесный город» Ермолаевой. Часть 1 |
II 14 | «Город и я» Петербург и моя семья. | Истории знаменитых петербургских семей. Что такое история своей семьи? Фотоальбом – часть истории семьи. Понятия: «генеалогическое древо», «родословная», «герб семьи», «реликвия», «наследие», «наследство». Составление древа рода, рассказ «Фотографии говорят». |
15 | Моя школа. | История нашей школы. Правила поведения в школе. Школьный музей. Конкурс рисунков «Школа будущего». Игра «Хорошо – плохо». |
16 17 | Экскурсия по школе. | Правила «грамотного экскурсанта» (умение слушать, умение задавать вопросы). Посещение музея школы. Обсуждение экскурсии. Презентация конкурсных работ «Школа будущего». |
III 18 | «Здравствуй, Петербург!» Рождение нашего города. |
Царь Пётр I. Его появление на берегах Невы. Идея постройки крепости. День рождения города. Начало строительства. Происхождение названия. Работа с пособием «Санкт-Петербург» Е.В.Дмитриевой, стр.3. |
19 20 | Символы нашего города. | Город на островах. Петербург морской и речной порт. Герб Петербурга, флаг, гимн. Андреевский флаг. Ангел на флюгере Петропавловского собора, кораблик на флюгере Адмиралтейства. Мозаика «Составь символ». Конкурс рисунков «Символы Санкт-Петербурга». Работа с пособием стр. 72 |
21 | Крепость на Заячьем острове. | Местоположение. Работа с картой-схемой. Составные части. Назначение. Работа с пособием Дмитриевой стр. 4-6. |
22 | Домик Петра Первого. | Местоположение. Работа с картой-схемой. Внешний вид. Внутреннее убранство. Каменный футляр. Работа с пособием стр. 7-9. |
23, 24 25 26 | Автобусная экскурсия «Как возник наш город» | Правила поведения на экскурсии. Почему надо сохранять и беречь исторические здания и памятники. Почему надо изучать историю города. Обсуждение. |
27 | Петропавловский собор. | Местонахождение. Работа с картой. Внешний вид. История создания. Происхождение названия. Архитектор Доменико Трезини. Пособие стр. 11-13 |
28 | Адмиралтейство. | Местонахождение. Работа с картой. Внешний вид. История создания. Происхождение названия. Архитектор Андреян Захаров. Пособие стр. 14-16 |
29 | Адмиралтейство. | Архитектурные украшения башни. Работа со схемой. Творческое задание на различие внешнего вида колокольни Петропавловского собора и башни Адмиралтейства. Пособие стр. 17-18 |
30 | Летний сад. | Местонахождение. Работа с картой - схемой. История создания. Происхождение названия. Постройки в Летнем саду. Ограда Летнего сада. Пособие стр. 19-22 |
31 | Летний дворец. | Местонахождение. Внешний вид. История создания. Происхождение названия. Архитектор Доменико Трезини. Понятие рельеф. Сравнение внешнего облика домика Петра Первого и Летнего дворца Петра. Пособие стр. 23-25. |
32 | Дворцовая площадь. | Местоположение. Работа с картой. Значение слова фасад, пандус, пилястры. Зимний дворец. Ф.Б. Растрелли. Парадная лестница Зимнего дворца. Пособие стр.26-29 |
33 | Урок повторения пройденного. | Кроссворды, ребусы, занимательные задания. Пособие стр. 29-30 Виртуальное путешествие по центру Санкт-Петербурга. |
34 | Государственный Эрмитаж. | Музей в Зимнем дворце. Малый Эрмитаж. Старый Эрмитаж. Новый Эрмитаж. Некоторые экспонаты Эрмитажа. Виртуальное путешествие по залам Эрмитажа. Пособие стр. 31-33 |
35 | Арка Главного штаба. | Местоположение. Внешний вид. Назначение. Архитектор К. И. Росси. Колесница и богиня победы Ника. Александровская колонна. Огюст Монферран. Пособие стр. 34-37. |
36 | Стрелка Васильевского острова. | Город на островах. Работа с картой-схемой. Местонахождение. История создания. Назначение. Здание Биржи. Тома де Томон. Пособие стр. 38-39 |
37 | Ростральные колонны. | Внешний вид. Происхождение названия. Назначение. Пособие стр. 40-41. |
38 | Площадь Декабристов. | Местонахождение. Работа с картой. Кто такие декабристы? К. Росси. Здания Сената и Синода. Скульптуры. Сенатская площадь. Медный всадник. Пособие стр. 42-45. |
40 | Исаакиевская площадь. | Местонахождение. Работа с картой. Внешний вид. Мариинский дворец. Памятник Николаю Первому. Синий мост. Пособие стр. 46-49. |
41 | Исаакиевский собор. | Собор-великан. Внешний облик. Архитектор О. Монферран. Значение слов: звонницы, портики, колоннады. Скульптуры на соборе. Пособие стр. 50-52. |
42 | Исаакиевский собор. | Вопросы и задания. Пособие стр. 52-53. |
43 44 45 | Автобусная экскурсия «Исторический центр Санкт-Петербурга» | Правила поведения на экскурсии. Почему надо сохранять и беречь исторические здания и памятники. Почему надо изучать историю города. Обсуждение. |
46 | Невский проспект. | Главная улица нашего города – Невский проспект. Внешний вид проспекта. Знаменитые и узнаваемые здания на Невском проспекте. Работа с картой. Просмотр фильма «Прогулка по Невскому проспекту». Обмен информацией об улицах нашего города известных детям. |
47 | Невский проспект. | «Невский трезубец» Еропкина. Три моста. Городская дума, Гостиный двор. Казанский собор. Пособие стр. 54-57 |
48 | Казанский собор. | Местоположение. Внешний облик. Происхождение названия. А.Н. Воронихин. Памятники великим полководцам. Пособие стр. 58-60 |
49 | Храм Воскресения Христова. | Местоположение. Внешний облик. Происхождение названия. История создания. А. А. Парланд и священник Игнатий. Внутреннее убранство храма. Пособие стр. 61-63 |
50 | Гостиный двор. Городская дума. | История создания. Внешний облик. Назначение. Архитектор Валлен-Деламот. Башня Городской думы. Внешний облик. Назначение. Пособие стр.64-67. |
51 | Аничков дворец. | История создания Внешний вид. Дворец творчества юных. Аничков мост. Скульптурные группы. Пособие стр. 68-71 |
52 53 54 | Пешеходная прогулка по Невскому проспекту. | Правила поведения на экскурсии. Правила пешехода. Фотографирование. Обсуждение. |
IV 55 | «Я живу в Невском районе» Улицы нашего района. | История Невского района. Невская застава. История возникновения улиц нашего района. История возникновения названий. Работа с картой. |
56 | Улицы нашего района. | Составление рассказа «Улица, на которой я живу». |
57 58 | Экскурсия «Мы гуляем по улицам Петербурга» | Пешеходная экскурсия. Составление схемы микрорайона, по которому проходила экскурсия. |
59 60 | Итоговое занятие. Повторение пройденного за год. | Занимательные задания. Ребусы. Кроссворды. Загадки. Собирание пазлов. «Архитектурная мозаика». Стр. 74-76. |
V 61 | «Ленинград в годы войны» Был город-фронт, была блокада. | Великая отечественная война. Блокада Ленинграда. Дети блокадного Ленинграда. Дневник Тани Савичевой. Просмотр к/ф «Блокада Ленинграда» (4 мин.) Чтение рассказов и рассказов о блокаде. Карта-схема «Блокада Ленинграда». |
62 | Памятники, посвящённые войне. | Понятия: памятник, монумент, братская могила, памятная доска. Памятники: «Цветок жизни», «Героическим защитникам Ленинграда», «Разорванное кольцо», «Пискарёвское мемориальное кладбище». Зелёное кольцо славы. |
63 64 | Проект к 9 мая. | Оформление выставки «Памятники ВОВ». Рассказы детей о памятниках. |
65 66 | Итоговое занятие «С днём рождения, Петербург!» | Игра – путешествие «Я живу в Петербурге» |
2 год обучения. «Петербург – город – музей» (68 часов)
I 1 | «Санкт-Петербург-город музеев и театров» Вводное занятие. | Ознакомление с расписанием занятий, правила поведения на занятии. План работы на год. Повторение основных вопросов из пройденного материала: основные понятия, виды зданий, петербургские улицы и мосты. |
2 | Стрелка Васильевского острова. | Местоположение. Работа с картой. Происхождение названия. Исторические сведения. Внешний вид. Назначение построек не стрелке. Ростральные колонны. Работа с картой-схемой. Причал и набережные стрелки. Самсон Суханов и мастера каменотёсы. |
3 | Музеи на стрелке Васильевского острова. | Первый музей России – Кунсткамера. Внешний вид здания. Зодчий Георг Маттарнови. Указ Петра Первого. Университетская набережная. Экспонаты музея. Зоологический музей. Здание биржи. |
4,5, 6 | Экскурсия в Кунсткамеру. | Правила поведения во время экскурсии. Правила поведения в автобусе. Правила пешехода. Правила поведения в музее. Почему после экскурсии надо задавать вопросы экскурсоводу. |
7 | Обсуждение путешествия. | Игра «Да – нет». Составление вопросов для викторины. Работа с печатным пособием Е. В. Дмитриевой «Санкт-Петербург» стр.6 -7 |
8 | Площадь Искусств. | Местонахождение площади. Работа с картой схемой. Памятник Пушкину. Скульптор М. К. Аникушин. Русский музей. Архитектор Росси. Михайловский театр. Архитектор Брюллов. Работа с пособием Дмитриевой стр. 8-11 |
9 | Сокровища Русского музея. | Великие русские художники и их творения. Продолжение знакомства с архитектурным ансамблем площади Искусств. Здание Филармонии. Работа с пособием Дмитриевой стр.12 - 13 |
10 | Игра-путешествие «Я иду по Русскому музею» | Работа с картой. Работа с видеоматериалами. Интерактивная экскурсия по Русскому музею. Работа с пособием Дмитриевой стр.14 |
11 | Площадь Островского. | Русский драматург А. Н. Островский. Местонахождение площади. Работа с картой. К. И. Росси. Александринский театр. Российская национальная библиотека. Павильон Росси. |
12 | Площадь Островского. | Продолжение работы с картой – схемой. Памятник Екатерине II. Павильон Аничкова Дворца на Невском проспекте. Работа с печатным пособием Дмитриевой стр. 15-18. |
13 | Александринский театр. | Театр им. Пушкина. Внешний облик. Колесница Аполлона. Кто такой Аполлон? Скульптор С.С.Пименов. Значение слов: трагедия, комедия, муза, партер, бельэтаж, антракт, фойе, пюпитр, бис, браво. Работа с пособием Дмитриевой стр. 19-21. |
14 | Российская национальная библиотека. | Местонахождение. Внешний вид. Архитектор Росси. Работа с пособием стр. 22-24. Игра «Знай и люби свой город» |
15,16 17 | Посещение детского спектакля в Александринском театре. | Как одеться в театр? Правила поведения в театре. Создание альбома «Александринский театр». |
18 | Театр комедии. | Местоположение театра. Работа с картой. Елисеевский магазин. История создания. Театр комедии им. Акимова. Работа с пособием стр.25-26 |
19 | Итоговое занятие – игра. | Игра «Знай и люби свой город». |
20 | Театральная площадь. | Местонахождение. Внешний вид. История создания. Мариинский театр оперы и балета. Архитектор Альберт Кавос. Интерьер Мариинского театра. Значение слов: балет, опера, ария, оркестровая яма, либретто, финал. Работа с пособием стр.28-29 |
21 | Балет «Щелкунчик» | Просмотр балета в записи. Обсуждение. |
22 | Итоговое занятие | Работа с пособием стр.30-31. Просмотр видеофильма о Санкт-Петербурге. |
23,24 25 | Экскурсия по историческому центру Санкт-Петербурга. | Повторение правил поведения. Создание фотовыставки по итогам экскурсии. Конкурс рисунков. |
II 26 | «Я живу в Невском районе» Достопримечательности Невского района. | Ледовый дворец, церкви, памятники, крупные предприятия, станции метро, мосты, парки, речной вокзал. Работа с картой. |
27 | Музей императорского фарфорового завода. | Местоположение. История происхождения. Внешний вид. Назначение. Экспонаты музея. |
28 | Игра «Да – нет» | Работа с видеоматериалами, дополнение карты-схемы составленной в первом классе. |
29,30 31 | Проект «Я живу в Невском районе». | Учебная прогулка. Конкурс фотографий. Оформление выставки «Невский район» |
III 32 | «Санкт-Петербургские храмы» Никольский морской собор. | СПб – город, открытый для всех. Местоположение храма. Работа с картой. Внешний вид. История создания. Православие, другие религии. Архитектор С.И. Чевакинский. Работа с пособием стр.32-33 |
33 | Церковь святых Петра и Павла | Местоположение храма. Работа с картой. Внешний вид. История создания. Архитектор А.П. Брюллов. Работа с пособием стр.33 |
34 | Татарская мечеть. | Местоположение храма. Работа с картой. Внешний вид. История создания. Архитекторы Н.В.Васильев, А.И. Гоген, С.С. Кричинский. Работа с пособием стр. 34. |
35 | Синагога. | Местоположение храма. Работа с картой. Внешний вид. История создания. Архитектор А. В. Малов. Работа с пособием стр. 34-35. Портал. |
36 | Храм Будды. | Местоположение храма. Работа с картой. Внешний вид. История создания. Архитекторы Н. М. Березовский и Г. В. Барановский — автором проекта Елисеевского гастронома на Невском. Работа с пособием стр. 34-35. Портал. |
37,38 | Обобщающий урок. | Игра «Я живу в СПб», работа с картой, тесты, чтение поэтических произведений. Работа с пособием стр.36 |
IV 39 | «Мосты повисли над водами…» Северная Венеция. | Город на островах. Работа с картой – схемой. Обозначение на карте островов, рек и каналов города. Как работают реки и каналы? Некоторые проблемы экологии города. |
40 | Иоанновский мост. | Заячий остров. Троицкая площадь. Петропавловская крепость. Работа с пособием стр. 37 |
41 | Эрмитажный мост. | Зимняя канавка. Первые каменные мосты в Петербурге. Зимний дворец. Работа с картой. Работа с пособием стр. 37-38 |
42 | Мост Ломоносова. | Фонтанка. М.В. Ломоносов. Зодчий Жан Перроне. Работа с картой. Работа с пособием стр. 39 |
43 | Аничков мост. | Невский проспект. Работа с картой. Внешний вид моста. Скульптурная группа. Архитектор Клодт. Работа с пособием стр. 39 |
44 | Мосты через Мойку. | Река Мойка. Разноцветные мосты. Работа с картой. Самый широкий – Синий мост. Зелёный мост на Невском. Работа с пособием стр. 40-41 |
45 | Банковский и Львиный мосты. | Канал Грибоедова. Работа с картой. Устройство подвесных мостов. Работа с пособием стр.41 - 42 |
46 | Итоговый урок | Просмотр фильма о СПб. Викторина. Работа с пособием стр. 42-43 |
47 | Мосты через Неву. | Дворцовый мост, Лейтенанта Шмидта, Троицкий. Работа с пособием стр.44-46. Работа с картой. |
48 | Мосты через Неву. | Большеохтинский, Финляндский, Александра Невского, Володарского. Местонахождение. История названия. Назначение. Внешний вид. Работа с пособием стр. 47-48. |
49 | «В гранит оделась Нева…» | Значение слов: набережная, сваи, гранит, суда, причалы, парапет. Первые гранитные набережные. Что такое пандус? Работа с пособием стр. 52-54 |
50 | «Твоих оград узор чугунный...» | Ограды и решётки Санкт-Петербурга. Фонари, украшающие мосты. Решётка Летнего сада. Решётка Михайловского сада. Решётка Казанского собора. Художественная мастерская (конкурс рисунков). Работа с пособием стр. 55-57 |
51,52 53 | Экскурсия «Твоих оград узор чугунный...» | Конкурс фотографий. Оформление выставки. |
V 54 | «Мифы и легенды в архитектуре и скульптуре» Атланты и кариатиды. | Понятие: миф. Некоторые сведения о Древней Греции. Значение слов: атланты, кариатиды, карниз, фасад, герма, пути. Скульптурные украшения Зимнего дворца, Смольного собора, дома Демидовых, Нового Эрмитажа. Работа с пособием стр. 60-61 |
55 | Герои мифов в скульптуре. | Понятия: скульптура, бюст, скульптор. Различие понятий скульптура и памятник. Чтение древнегреческих мифов. Знакомство со скульптурами в Петровских воротах, в Летнем саду, на крыше Пушкинского дома. Работа с пособием стр.62-64 |
56 | Скульптуры – аллегории. | Мифы Древнего Рима. Понятие: аллегория. Статуи на здании Адмиралтейства, на арке Сената и Синода, в Летнем саду. Чтение мифов Древнего Рима. Пособие стр. 66-68 |
57 | Литературные чтения. | Чтение мифов. Конкурс рисунков. Просмотр мультфильмов по мифам Древней Греции. |
58 | Анималистическая скульптура в Санкт-Петербурге» | Значение слова: анималистическая. Львы в СПб. Скульптуры коней. Работа с картой. Скульпторы – анималисты. Скульптуры на зданиях. Многообразие скульптур. Работа с пособием стр. 69-71 |
59 | Фантастические животные. | Сфинксы, грифоны. О Древнем Египте. Работа с картой. Значение слов: рельеф, тонна, фараон, гробница. Конкурс рисунков «Моё фантастическое животное». |
60 | Игра «Я иду по Санкт-Петербургу» | Урок-викторина. Обобщение и повторение знаний. |
VI 61 | «Город военной славы» Центральный военно-морской музей. | Местонахождение музея. Внешний вид. Работа с картой. Некоторые экспонаты музея. |
62 | Военно-исторический музей артиллерии инженерных войск и войск связи. | Местонахождение музея. Внешний вид. Работа с картой. Некоторые экспонаты музея. |
63 | Памяти ВОВ 1941-1945г. «Разорванное кольцо» «Цветок жизни» | Местонахождение музея. Внешний вид. Работа с картой. История создания. |
64 | Пискарёвское мемориальное кладбище. | Местонахождение музея. Внешний вид. Работа с картой. История создания. |
65 | Мемориал «Журавли» в Невском районе. | Местонахождение музея. Внешний вид. Работа с картой. История создания. |
66,67 68 | Автобусная экскурсия «Разорванное кольцо» |
3 год обучения. «Блистательный Санкт-Петербург» (68 часов)
I 1 | «Из истории приневских земель» Жители Невских берегов. | Северные племена. Их занятия. Быт и нравы северных племён. Работа с картой. Пособие Дмитриевой стр. 3-6. Конкурс рисунков: «Игрушка для малыша» |
2 | Невская битва. | Борьба за Невские земли. Александр Невский. Карта-схема поселений 17 века. Названия поселений, оставшиеся с древних времён. Занятия местных жителей. |
3 | Невские крепости. Кронштадт. | Местонахождение. Работа с картой. История основания. Северная война. Форт, ряжи. Кроншлот. Остров Котлин. Фильм о городе Кронштадт. |
4 | Петропавловская крепость. | Защита будущего города – крепость. Заячий остров. Работа с картой. А.Д.Меньшиков. Понятия: бастион, куртина, равелин, кронверк. Постройки внутри крепости. Пособие стр.13-16. Фильм о Петропавловской крепости. |
5 | Игра «Построй крепость» | Сборка макета Петропавловской крепости. |
6 | Петропавловский собор. | История создания. Архитектурные детали: волюты, пилоны. Флюгер на шпиле. Ребусы, занимательные задания. Пособие стр. 18-19 |
7 | Домик Петра Первого. | Местонахождение. Внешний вид. Работа с картой. Троицкая площадь. Первые улицы СПб. Многонациональный Санкт-Петербург. Пособие стр. 20-22 |
II 8 | «Блистательный Санкт-Петербург» Петровское барокко. Меншиковский дворец. | Понятие: петровское барокко. Архитектор Доменико Трезини. Дома для горожан разного достатка. Дворец Меншикова. Архитекторы Джованни Фонтана и Готфрид Шедель. Флигель, аттик, ризалиты, фронтоны. Пособие стр.23-26 |
9,10 11 | Автобусная экскурсия в Меншиковский дворец. | Конкурс фотографий. Выставка –отчёт по итогам экскурсии. |
12 | Ассамблеи и гулянья в эпоху Петра Первого. | Что такое ассамблея? Как проходили ассамблеи? Летние гулянья в Летнем саду. Пособие стр.28-29. Ребусы, занимательные задания. Конкурс рисунков. |
13 | Проект «Праздник» | На основании полученных знаний составить сценарий праздника петровских времён. Придумать костюмы, развлечения для детей. |
14 | Художественный фильм «Пётр Первый» | Просмотр фильма. Обсуждение. |
15 | Адмиралтейство. | Местоположение. Внешний вид. История создания. Назначение. Кораблик на шпиле. Работа с картой-схемой. Пособие стр. 32-33 |
16 | Адмиралтейство. | Александровский сад. Адмиралтейство – памятник, достопримечательность, символ города морской славы. Различие внешнего вида Адмиралтейства и Петропавловского собора. |
17 | Александро-Невская лавра. | Местоположение. Внешний вид. История создания. Назначение. Работа с картой-схемой. Кроссворд, занимательные задания. |
18,19 20 | Александро-Невская лавра. | Пешеходная прогулка. Осмотр территории лавры. Посещение Некрополя. |
21 | Литературные чтения. | Чтение детской духовной литературы. Обсуждение пешеходной прогулки. Прослушивание классических произведений. Вопросы и задания стр. 36-37 |
22 | Игра «Я живу в Санкт-Петербурге» | Урок-викторина, на котором дети повторяют пройденный материал, выполняя занимательные задания, в том числе придуманные самостоятельно. |
23 | Невский проспект. | Местонахождение. Происхождение названия. Составные части улицы. Транспорт. Виртуальная экскурсия с помощью Яндекс-карт. Невский в праздничные дни. |
24 | Невский проспект. | Невский проспект в середине 18 века. Работа с пособием стр. 38-40. |
25 | Невский проспект | Магазины Невского проспекта, банки, учреждения культуры. Храмы. Мосты и реки. Работа с пособием стр.41 |
26 | Невский проспект | Невский проспект 14 – памятная доска. Невский в годы войны и во время блокады. Чтение стихов, посвящённых Невскому проспекту. Видеоэкскурсия. |
27, 28 | Пешеходная прогулка по Невскому проспекту. | Фотографирование. Оформление выставки. |
29 | Родословная русских царей. | Составление схемы родословной русских царей от Петра I до Николая II. Пособие стр. 42. |
30 | Родословная русских царей | Царский двор в правление Анны Иоанновны. Ледяной дом. Нравы той эпохи. Пособие стр.43-44 |
31 | Из истории Зимних дворцов. Русское барокко. | Шесть Зимних дворцов. Д. Трезини, Г.И. Маттарнови, Ф.Б. Растрелли. «Елизаветинское барокко». Государственный Эрмитаж. Игра «Узнай по силуэту». |
32 | Из истории Зимних дворцов. Русское барокко. | Государственный Эрмитаж. Интерактивная экскурсия по залам музея. Работа с пособием стр.48-49 |
33 | Эрмитаж. | Составление схемы зданий Государственного Эрмитажа и прилегающей территории. |
33, 34 35 | Экскурсия в Эрмитаж. | Подготовка вопросов и заданий для викторины. Конкурс рисунков «Я был в Эрмитаже». |
36 | Обобщение изученного. | Викторина «Угадай-ка», «Архитектурная мозаика». Пособие стр. 48-49 |
37 | Как учили детей в Петербурге 18 века. | Значение слов: риторика, кадет, паж, геральдика, фехтование. Смольный институт. Воронцовский дворец. |
38 | Как учили детей в Петербурге 18 века. | Работа с пособием стр.52-53. Поиск ответов на вопросы. |
39 | Развлечения дворян и народные гулянья в Петербурге 18-19 веков. | Екатерина II. Карусели на дворцовой площади. Народные гулянья на Масленицу н на Пасху. Катания с гор. Что такое балаганы? Кто такие зазывалы? Работа с пособием стр.54-55 |
40 | Как одевались в эпоху Екатерины II | Работа с пособием стр. 56-57. Знакомство с нарядами той эпохи по рисункам и картинам художников. Рисование на тему: «Народное гуляние», «Пригласительный билет» |
41 42 | Михайловский замок. | Сын Екатерины Великой – Павел Первый. Дворец для нового царя. Архитекторы В.И. Баженов и В. Бренна. Происхождение названия. Необычный внешний вид замка. Памятник Петру Великому. Работа с картой-схемой. Второе название замка – Инженерный. Памятник Павлу Первому. Работа с пособием стр. 58-61 |
43 | Урок – игра. | Игра «Архитектурная мозаика». |
44 | Чудесный сад. | Местонахождение. Происхождение названия. Растения сада. Памятник Крылову. Летний дворец. Различие внешнего вида Летнего дворца и Домика Петра. Решётка Летнего сада. Работа с картой-схемой. |
45 | Чудесный сад. | Игры на узнавание. Чтение стихов о Летнем саде. Конкурс рисунков. Загадки. |
46 | Конкурс чтецов. | Чтение наизусть стихов или самостоятельно составленных рассказов о Летнем саде. |
47,48 49 | Автобусная экскурсия по Петербургу. | Фотографирование. Оформление выставки. |
50 | Игра «Я иду по Петербургу» | Обобщение знаний. |
51 | Из истории пожаров в Санкт-Петербурге. | Почему в Петербурге были частые пожары? Как боролись с огнём? Пожар в Зимнем дворце в 1837 году. Пособие стр.62-63. |
52 | Из истории наводнений в Санкт-Петербурге. | Что такое наводнение? Сильные наводнения 18-19 веков. Памятные доски о наводнениях. Пособие стр. 62-64 |
53 | Из истории наводнений в Санкт-Петербурге. | Гранитный обелиск на Мойке. Чтение поэмы А.С. Пушкина «Медный всадник» (отрывок). Выполнение заданий стр. 64-65. Как защищён город от наводнений в наши дни? |
54 | Триумфальные арки Петербурга. | Понятие: триумфальные арки. Петровские ворота. Нарвские ворота, Московские триумфальные ворота. Пособие стр.66-68 |
55 | Триумфальные арки Петербурга. | Работа с картой, со схемой. Архитекторы Стасов, Кваренги, Трезини. Скульпторы Демут-Малиновский, Пименов и др. Занимательные задания стр. 69. |
56 | Классицизм. Ансамбли зодчего Росси. | Дворцовая площадь. Местонахождение и происхождение названия. Работа с картой-схемой. Александровская колонна и её создатели. Здание Главного штаба. Пособие стр. 70-71 |
57 | Классицизм. Ансамбли зодчего Росси. | Михайловский дворец. Александринский театр. Елагин дворец. Павильон Росси в Михайловском саду. Пособие стр. 71-72. Здание Сената и Синода. Улица Зодчего Росси. Академия русского балета им. Вагановой. Пособие стр.73-74 |
58, 59 60 | Автобусная экскурсия. «Ансамбли зодчего Росси». | Фотографирование. Оформление выставки. |
III 61 | «Я живу в Невском районе» Невский район на карте города. | История Невского района. Застройка. Развитие промышленности. Транспорт. Составление схемы безопасного прохода в школу. |
62 | Парки Невского района. | Парк Есенина. Местонахождение не карте. О Сергее Есенине. Парк Бабушкина. Местонахождение не карте. Кто такой И.В. Бабушкин? |
63 | Прогулка в парк Есенина. | Фотографирование. Чтение детских стихов С. Есенина. |
64 | Парки Невского района. | Невский лесопарк. Местонахождение не карте. Растения парка. Куракина дача. Происхождение названия. Парк строителей. Брестский парк. Местонахождение не карте. Происхождение названия. |
65 | Учреждения культуры Невского района. | Кинотеатры, театры, храмы, Дом творчества юных, подростковые клубы, библиотеки. |
66 | Экскурсия в районную детскую библиотеку. | Занятие проводят работники библиотеки. |
67, 68 | Итоговое занятие. Игра по станциям. | Игра «Знаешь ли ты Петербург». |
4 год обучения. «От империи до федерации» (68 часов)
I 1 | «Я житель Невского района» Вводное занятие. | Расписание занятий. Правила поведения на занятии. Правила пожарной безопасности. План работы на год. Стиль поведения петербуржцев. |
2 | Невский район на карте города. | Самостоятельно найти на карте Невского района следующие объекты: Нева, Оккервиль, парк Есенина, парк Бабушкина, Невский лесопарк, Куракина дача, мост Володарского, Ледовый дворец и др. Обсуждение на тему: какие изменения произошли в районе за прошедшее лето. |
3 | Невский район на карте города. | Транспорт. Учреждения культуры. Сравнение Левого и Правого берегов. История нашей школы. Школьные музеи. |
4 | Школьные музеи. | Посещение школьных музеев. Обсуждение. |
5 | Невское правобережье – исторический мемориал. | Некоторые исторические сведения о революционных событиях 1917г. Район во время ВОВ. Работа с литературой по теме. |
II 6 | «Петербург в начале 19 века» Стиль ампир. | Некоторые исторические сведения о войне 1812 года. Император Александр Первый. Стиль ампир. Примеры архитектурных шедевров в стиле ампир. Пособие Дмитриевой стр. 3-4 |
7 | Казанский собор. | Местонахождение. Работа с картой. Происхождение названия. Внешние вид. Назначение. М. И. Кутузов. Барклай де Толли. Пособие стр. 5 |
8 | Пушкинский Петербург. | Первая треть 19 века – время расцвета литературы, живописи и скульптуры. Лавка Смирдина. В. А. Жуковский. Дворянское общество. Дуэль. Музей-квартира Пушкина Мойка 12. Пособие стр. 6-8 |
9 | Пушкинский Петербург. | Как проходили балы в светском обществе. Названия танцев. Просмотр видео. Костюмы начала 19 века. Пособие стр. 9-10 |
10 | Дворцы и особняки. | Архитектурные стили барокко и классицизм. Значение слов особняк, мезонин, фронтон, портик, ротонда. Архитектор И. Е. Старов. Таврический дворец. Пособие стр. 11 |
11 | Таврический дворец. | Местонахождение. Работа с картой. Происхождение названия. Внешние вид. Назначение. Пособие стр. 12-13 |
12 | Стиль эклектика. | Как в Петербурге появились дворы-колодцы? Доходные дома. Стиль эклектика. Значение слов мансарда, сандрик, пилястры, руст. Р.А. Желязевич. Л.Ф. Фонтана. Пособие стр. 14-16 |
13 | Урок закрепления знаний. | Занимательные задания на узнавание архитектурных стилей барокко, классицизм, ампир, эклектика. Примеры зданий, выполненных в этих стилях. |
14 | Стиль модерн. | Влияние французской культуры. Характерные черты стиля модерн. И. Ф. Лидваль. Рассматривание архитектурных украшений в стиле модерн. Конкурс рисунков «Я творю в стиле модерн» Пособие стр. 17-18 |
15 | Дом компании Зингер. | Местонахождение. Работа с картой. Происхождение названия. Внешние вид. Назначение. Значение слов: валькирия, гарпун, Скандинавия. Пособие стр. 18-20 |
16,17 18 | Автобусная экскурсия: «От барокко до модерна». | Фотографирование. Подготовка выставки. |
III 19 | «Городская жизнь в 18-19 веках» Петербург – столица прогресса. | Быстрый темп развития города. Первые в России мостовые, первые уличные фонари и полиция. Городская дума. Понятие: торцовая мостовая. Первый водопровод. Пособие стр.21-25 |
20 | Уличные фонари. | Фонари как украшение Петербурга. Старинные фонари на Пантелеймоновском, Зелёном, Иоанновском, Львином мостах. Фонари на пл. Декабристов, на Марсовом поле и др. Интерактивное путешествие по городу. Работа с картой. |
21 | Транспорт в Петербурге. | Нева – главная дорога города целых 200 лет. Двуколка при Петре Первом. Кареты и экипажи при Анне Иоанновне. Омнибус, конка, извозчик. Первый трамвай. Первая железная дорога. Пособие стр. 26-29 |
22 | Музей железнодорожного транспорта. | Местонахождение. Работа с картой. Происхождение названия. Внешние вид. Содержание. Некоторые экспонаты музея. |
23 | Петербург – военная столица. | Военная форма 18-19 веков. Значение слов: гарнизон, гвардия, казармы, плац, манеж. Марсово поле. Михайловский манеж. Пособие стр.30-31 |
24 | Марсово поле. | Местонахождение. Работа с картой. Происхождение названия. Внешние вид. Назначение. Современный вид Марсова поля. В. П. Стасов. Казармы Павловского полка. Стиль ампир. |
25 | Мраморный дворец. | Местонахождение. Работа с картой. Происхождение названия. Внешние вид. Назначение. А. Ринальди. Классицизм. Памятник Александра Третьему. Пособие стр. 32-33 |
26 | Чему и как учили детей в Петербурге 19 века. | Обучение при Александре Первом. Обучение при Николае Первом. Царскосельский лицей. Знаменитые лицеисты. Реальные гимназии. Пособие стр. 34-37 |
27 | Смольный институт. | Местонахождение. Работа с картой. Происхождение названия. Внешние вид. Назначение. Смольный в 20 веке. |
28 | Смольный собор. | Местонахождение. Работа с картой. Происхождение названия. Внешние вид. Назначение. Внутреннее убранство. |
29 | СПб – центр российской науки. | Академия наук. Местонахождение. Работа с картой. Ломоносов М.В. История крестьянского мальчика. |
30,31 32 | Экскурсия в Царскосельский лицей. | Фотографирование. Подготовка выставки. |
33 | Игра «Я живу в Санкт-Петербурге» | Занимательные задания, ребусы, загадки, тесты. |
IV 34 | «Пригороды СПб» Стрельна. | Местонахождение. Работа с картой. Происхождение названия. Сад в Стрельне. Дворец в Стрельне. Интерактивная экскурсия. Пособие стр.38-39 |
35 | Константиновский дворец. | История Большого Стрельнинского дворца. Архитектор Н. Микетти. Нижний парк. Пожары во дворце. Архитектор Ф. Растрелли и А.Н. Воронихин. Значения слов: бельведер, балюстрада. Разрушение и восстановление дворца. Пособие стр. 40-41 Работа с картой-схемой. |
36 | Петергоф. | Местонахождение. Работа с картой. Происхождение названия. Верхний парк. Нижний парк. Дворцы Петергофа. Происхождение названия. Назначение. Внешний вид. Пособие стр. 42-43 |
37 | Петергоф. | Особый герб Петергофа. Петергоф во время ВОВ. Восстановление утраченного. Пособие стр. 44-45. Интерактивная экскурсия. |
38 | Большой дворец и фонтаны Петергофа. | Большой дворец в стиле барокко. Ф. Растрелли. Изумительные интерьеры Большого дворца. Регулярные и пейзажные парки. Знаменитые фонтаны. Б. Растрелли и его «Самсон». Пособие стр. 46-47. |
39 | Большой дворец и фонтаны Петергофа. | Работа с картой схемой: Нижний парк. Второе «имя» Петергофа. Пособие стр. 47-48. Рисование на тему: «Мой любимый фонтан». |
40 | Игра «Знаешь ли ты?» | Работа с контурной картой. Игры на узнавание. Загадки. Ребусы. Просмотр видеоматериалов. |
41 | Ломоносов (Ораниенбаум) | О князе Меньшикове и Петре Первом. Подарок царя. Местонахождение города. Происхождение названия. Работа с картой. Большой Меншиковский дворец. Внешний вид. Дж. Фонтана и Г. Шедель. Пособие стр. 49-50. |
42 | Ломоносов (Ораниенбаум) | А. Ринальди. Ансамбль собственной дачи. Китайский дворец. Павильон Катальной горки. Происхождение названия. Назначение. Значение слов: мозаика, смальта. Пособие стр. 51-52 |
43 | Пушкин (Царское Село) | Саарская мыза. Местоположение. Работа с картой. Происхождение названия. М.Г. Земцов. Ф. Растрелли. Большой Екатерининский дворец. Барокко. Картуш. Знаменитая Янтарная комната. Пособие стр. 53-54 |
44 | Пушкин (Царское Село) | Камеронова галерея. Холодная баня и другие постройки в прилегающем парке. Александровский дворец. Классицизм. Дж. Кваренги. Детское село. Город Пушкин. Пособие стр. 55-56 |
45 | Павловск. | Местонахождение. Работа с картой. Происхождение названия. Большой Павловский дворец. Ч. Камерон. Стиль классицизм. В. Бренна. Росси. Знаменитый Павловский парк и его постройки. Пособие стр. 58-60 |
46 | Павловск. | Работа с картой схемой. Пособие стр. 60-61. Занимательные задания на запоминания, на узнавание. |
47 | Гатчина. | Местонахождение. Работа с картой. Происхождение названия. Гатчинский дворец. Классицизм. А. Ринальди. Английский сад. Перестройка дворца архитектором В. Бренна. Новые парки. Приоратский дворец. Пособие стр. 62-63 |
48 | Гатчина. | Приоратский дворец. История создания. Происхождение названия. Н.А. Львов. Памятник Павлу Первому работы И. П. Витали. Вопросы и задания стр. 64-65 |
49,50 51,52 | Экскурсия в Гатчину. | Фотографирование. Подготовка выставки. |
V 53 | «Петербург – Петроград – Ленинград» Архитектура Петрограда – Ленинграда. | Первая мировая война. Октябрьская революция. Гражданская война. Перенесение столицы в Москву. Краткая историческая справка. Переименование города. Новый стиль конструктивизм. Характерные черты стиля в новостройках того времени. Наводнение 1924 года. Работа с картой. Пособие стр.66-67 |
54 | Архитектура Петрограда – Ленинграда. | Восстановление города после ВОВ. «Сталинский ампир». И. Сталин – краткая историческая справка. Ленинград - в 50-годы. Новые блочные и панельные районы. Пособие стр.68-69 |
55 | Ленинград – город – герой. | Ленинград в первые недели ВОВ. Ленинградская битва. Жизнь в блокадном городе. Памятники, посвящённые ВОВ и блокаде. Знаменитые Ленинградцы. Пособие стр.70-71. |
56 | Ленинград – город – герой. | Работа с картой. Дорога жизни. Чтение стихов. Просмотр документального фильма «Зелёные пояс Славы». Пособие стр. 72-73 |
57,58 59 | Автобусная экскурсия «Дорога жизни» | Обмен мнениями. Конкурс рисунков. |
60 | Приморский и Московский парки Победы. | Местонахождение. Работа с картой. Происхождение названия. Виртуальное путешествие по паркам. Конкурс рисунков. |
VI 61 | «Незаконченная страница истории Санкт – Петербурга: 2014…» | Изменения в жизни страны 12 нюня 1991 года. Возвращение городу имени. Флаг и герб. Изменение названий улиц. Как меняется облик города. Старые и новые традиции горожан. Состав населения. Знаменитые петербуржцы. |
62 | Развитие спорта в СПб. | Олимпиада 2014 года. Спортивные площадки у каждой школы. Новые стадионы. Новые бассейны. Тренажёры во дворах для всех. Футбольные победы сборной команды школы № 346. Спортивные секции в нашей школе и в нашем районе. |
63, 64 | Вопросы и задания. | Работа с пособием стр.74 - 78 |
65 | Итоговое занятие. | Литературно – музыкальная программа «Санкт-Петербург – город моей любви». |
66, 67 68 | Автобусная экскурсия в один из пригородов СПб. | Время приятного общения. |
Литература для детей.
1.Арро В.К. Сокровище моего города. Л.,-1974г.
2. Глинка Н.И. Строгий, стройный вид. М.,- 1992г.
3. Гоппе Г.Б. Твоё открытие Санкт-Петербурга. СПб.,-1995г.
4. Гранин Д.А. Ленинградский каталог. Л. 1986
5. Добринская Л.Б. Там у Невы наш первый сад. СПб. 1993г.
6. Нестеров В.В. Знаешь ли ты свой город? СПб. «Норинт», 1997г.
7. Суслов В.Н. Рассказы о Ленинграде. Л. 1984г.
8.Шиф Л.И. Путешествие по Санкт-Петербургу с Аликом и Гусариком. Ч.1-2. СПб. 1994-1995г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
История и культура Санкт-Петербурга - 3 класс "Петропавловская крепость"
Эту презентацию можно использовать на уроке по истории города....
Презентация к занятию по Истории и культуре Санкт-Петербурга."Казанский собор"
Презентация к занятию кружка по истории и культуре Санкт-Петербурга в начальной школе, знакомящая учащихся с Казанским собором....
Диалог культур на занятиях по курсу История и культура Санкт- Петербурга
Статья посвящена формированию и становлению творческой личности. Представленные материалы затрагивают педагогическую проблему духовного развития личности через диалог культур. Петербург создает среду ...
Урок по истории и культуре Санкт-Петербурга на тему "Пожары в Санкт-Петербурге".
презентация к уроку....
Урок по истории и культуре Санкт-Петербурга на тему "Из истории наводнений..."
презентация к уроку....
Презентация к занятию по истории и культуре Санкт-Петербурга "Мифические существа и животные в скульптуре Петербурга"
Презентация к занятию по истории и культуре Санкт-Петербурга "Мифические существа и животные в скульптуре Петербурга"...
История и культура Санкт-Петербурга.Памятники и площади Санкт-Петербурга .Проверочная работа, 3 класс.
Данную работу можно использовать на этапах закрепления по теме....