рабочая программа 9 класс
рабочая программа по истории по теме
Предварительный просмотр:
«Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ «ООШ с.Холманка» ____________/__Бровкова Т.В. / «___»____________2013г. | «Утверждено» Директор МБОУ «ООШ с.Холманка » ____________/Тюлюгенева Г.Е./ Приказ № _____ от «___»___________2013г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Чубарь Аллы Петровны
Вторая квалификационная категория
Рассмотрено на заседании
педсовета
Протокол № __________
От «____»____________2013 г
Пояснительная записка
Программа составлена на основе:
- Примерной программы основного общего образования, рекомендованной Минобрнауки РФ, 2009 г.;
- Примерной программы основного общего образования (2004г.);
- авторской программы «История России 6-9 классов» под редакцией А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной. М., «Просвещение», 2006г., рекомендованной Минобрнауки РФ, Министерством образования Саратовской области;
- авторской программы «Новейшая история зарубежных стран ХХ – начало ХХI века», 9 класс, А.О. Сороко-Цюпа, О.Ю. Стрелова. М. «Просвещение», 2006г.;
- федерального перечня учебников, утвержденного приказом от 7 декабря 2005 г. № 302, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
- требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
Рабочая программа составлена к учебникам: Новейшая история зарубежных стран, XX - начало XXI века: учеб. для 9кл. общеобразов. Учреждений /О.С.Сороко-Цюпа, А.О.Сороко-Цюпа.-М.: Просвещение. 2008.
История России, XX-начало XXI в.: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений/ А.А.Данилов, Г.Г.Косулина, М.Ю.Брандт.- М.: Просвещение, 2008г
Кому адресована программа: общеобразовательная школа, 9 класс, общеобразовательный уровень.
Концепция программы: формирование гуманистических, правовых и демократических ценностей, основу которых составляет система идей, воплощенная в Конституции РФ.
Обоснованность: Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета.
Образовательная область: новейшая история, история России. XX век.
Место и роль курса в обучении:
При составлении рабочей программы был учтен федеральный компонент Государственного стандарта, который устанавливает обязательный минимум содержания курса истории в 9 классе. Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся. Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе.
Актуальность курса истории заключается в получении учащимися знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Основные содержательные линии примерной программы в V-IX классах реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории».
Внутренняя периодизация в рамках этих курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала. С учетом психолого-возрастных особенностей учащихся и требований межпредметной интеграции программа устанавливает примерное распределение учебного времени: История России – 44 часа; Новейшая история – 24 часа.
Цели учебного курса:
- воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
- развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
- освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
- овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
- формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
Для исторического образования приоритетным можно считать развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.
Большую значимость на этой ступени исторического образования приобретает информационно-коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделения основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), перевода информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбора знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
С учетом специфики целей и содержания предвузовской подготовки существенно возрастают требования к рефлексивной деятельности учащихся, в том числе к объективному оцениванию своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, способности и готовности учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, понимать ценность образования как средства развития культуры личности. Историческое образование играет важную роль в формировании умения формулировать свои мировоззренческие взгляды, осознанно определять свою национальную, социальную, конфессиональную принадлежность, собственное отношение к явлениям современной жизни, свою гражданскую позицию
Задачи обучения:
- Приобретение знаний об историческом пути России с древности до наших дней в единстве общего, особенного и единичного, конкретных фактов и целостной картины исторического процесса; знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности.
- Овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации.
- Овладение способами деятельностей: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной.
Изучение истории на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;
- освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической преемственности;
- овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;
- формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;
- применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 350 часов для обязательного изучения учебного предмета «История» на этапе основного общего образования. в том числе: в V, VI, VII, VIII и IX классах по 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.
Сроки реализации программы: 1 год.
Общая характеристика учебного процесса:
Основные содержательные линии примерной образовательной программы курса истории для 9 класса общеобразовательной школы отражают ведущие и социально значимые проблемы исторической науки, педагогически адаптированные к системе образования школьников.
Специфика курса предусматривает разные варианты дидактико – технологического обеспечения учебного процесса и информационно- компьютерную поддержку.
Методы и формы решения практических задач - работа в рабочей тетради, практическое задание, работа с контурной картой, самостоятельная работа с текстами учебника, работа с дополнительной литературой, энциклопедией, словарями.
Основными формами организации учебных занятий в старшей школе являются: лекция, комбинированный урок, семинарское занятие, лабораторно-практическое занятие, урок-тестирование, интегрированный урок.
Основные методы обучения (по классификации А.А. Вагина), применяемые к изучению истории в старшей школе:
1. Устный.
2. Печатно-словесный (анализ документов).
3. Проблемный.
4. Частично-поисковый.
5. Исследовательский.
При определении варианта проведения занятия учитель ориентируется на широкий спектр форм и способов раскрытия содержания урока:
- школьная лекция;
- семинарское занятие с использованием документов учебника и привлечением дополнительных материалов из хрестоматий и др. источников;
- уроки-практикумы на основе вопросов и заданий, данных до, внутри и после основного текста параграфа;
- работа с иллюстрированным материалом, который, как правило, носит дидактический характер;
- объяснение учителя и беседа с учащимися;
- самостоятельная работа школьников с учебником, в том числе групповые задания;
- написание сочинений-эссе;
- заслушивание сообщений учащихся с последующим обсуждением и др
С учетом психолого-возрастных особенностей учащихся и требований межпредметной интеграции примерная программа устанавливает примерное распределение учебного времени в рамках трех этапов (V-VI, VII-VIII и IX классы) и крупных тематических блоков.
Предполагаемые результаты обучения
Результаты изучения предмета «История» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; овладение учащимися знаниями и умениями, значимыми для их социализации, мировоззренческого и духовного развития, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, востребованными в повседневной жизни.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на видах деятельности, соответствующих целям исторического образования и психолого-возрастным особенностям учащихся на ступни основного общего образования (в том числе: рассказывать, показывать, выявлять, сравнивать, определять, объяснять).
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, связанные с личностными чертами и мировоззренческими установками учащихся, выходящие за рамки учебного процесса и не подлежащие непосредственной проверке (в том числе: для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни; использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности).
Критерии и нормы оценки знаний,
умений и навыков учащихся
Критерии оценки знаний учащихся таковы:
- глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;
- твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;
- неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;
- наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;
- отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется очень редко)
Итоговая (четвертная) оценка обучающихся будет складываться из:
- серьезного, сознательного отношения к своим обязанностям на уроках, систематического выполнения домашних заданий;
- активной работы на уроке (ответы на вопросы, анализ и интерпретация исторических источников, работа в группах);
- написания итоговых тестов (контрольных работ) по пройденным разделам.
Содержание тем учебного курса
Всеобщая история
№ | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Новейшая история как историческая эпоха. | 1 |
2 | Мир в первой половине XX века | 15 |
3 | Мир во второй половине XX - начале XXІ в. | 10 |
Итого: | 26 |
Новейшая и современная история (не менее 24 ч.)
Понятие «Новейшая и современная история».
Европа и мир накануне и в годы Первой мировой войны
Начало борьбы за передел мира. Возникновение военно-политических блоков. Антанта и Центральные державы. Балканские войны. Первая мировая война, причины, участники. Кампании 1914-1918 гг., важнейшие сражения. Вступление в войну США. Нарастание социально-экономических и политических противоречий в воюющих странах. Итоги Первой мировой войны.
Мир в 1920-1930-е гг.
Мир после Первой мировой войны. Версальско-Вашингтонская система. Лига наций.
Революционный подъем в Европе и Азии, распад империй и образование новых государств. Международные последствия революции в России. Революция 1918-1919 г. в Германии. Раскол международного рабочего движения: Коммунистический интернационал и Социалистический Рабочий Интернационал.
«Стабилизация» 1920-х гг. в ведущих странах Запада. Мировой экономический кризис 1930-х гг. «Новый курс» в США. Ф.Д. Рузвельт. Кейнсианство. Социальный либерализм. Фашизм. Б. Муссолини. Национал-социализм. А. Гитлер. Формирование авторитарных и тоталитарных режимов в странах Европы в 1920-х – 1930-х гг.
Страны Азии после Первой мировой войны. Особенности экономического развития, социальные изменения в обществе. Революция 1920-х гг. в Китае. Сунь Ятсен. Движение народов Индии против колониализма. М. Ганди. Милитаризация общества в Японии.
Пацифизм и милитаризм в 1920-1930-е гг. Паневропейское движение. А. Бриан. Агрессивная политика Японии, Германии, Италии в 1930-х гг. Гражданская война в Испании. Мюнхенское соглашение. Военно-политический кризис в Европе в 1939 г.
Вторая мировая война
Причины, участники, основные этапы Второй мировой войны. Польская кампания и «странная война». Поражение Франции. «Битва за Англию». Военные действия на Балканах, Северной Африке. Нападение Германии на СССР. Вступление в войну США. Война на Тихом океане. Антигитлеровская коалиция. Ф. Рузвельт, И.В. Сталин, У. Черчилль. Ленд-лиз. «Новый порядок» на оккупированных территориях. Политика геноцида. Холокост. Движение Сопротивления.
Коренной перелом во Второй мировой войне. Открытие второго фронта в Европе. Капитуляция Италии. Разгром Германии и Японии. Вклад СССР в победу над нацизмом. Итоги и уроки войны. Ялтинско-Потсдамская система. Создание ООН.
Мировое развитие во второй половине ХХ в.
Холодная война. Создание военно-политических блоков. Корейская война. Карибский кризис. Ближневосточные кризисы. Война в Юго-Восточной Азии. Движение неприсоединения. Гонка вооружений. Разрядка и причины ее срыва.
«План Маршалла» и послевоенное восстановление экономики в Западной Европе. Научно-техническая революция. Переход к смешанной экономике. Социальное государство. «Общество потребления».
Эволюция политической идеологии. Христианская демократия. Социал-демократия. «Новые левые». Изменение конституционного строя во Франции, Германии, Италии. К. Аденауэр. Ш. де Голль. Системный кризис индустриального общества в конце 1960-начале 1970-х гг. Неоконсерватизм. Р. Рейган. М. Тэтчер. Становление информационного общества.
Коммунистические режимы в странах Центральной и Восточной Европе: поиск путей и моделей развития. Демократические революции в Восточной и Центральной Европе конца 1980 – начала 1990-х гг. Распад Югославии.
Особенности модернизационных процессов в латиноамериканских странах. Авторитаризм и демократия в Латинской Америке ХХ в. Революция на Кубе. Ф. Кастро. Э. Че Гевара. Чилийская модель развития.
Распад колониальной системы и образование независимых государств в Азии и Африке. Выбор освободившимися странами путей и моделей развития. Китай во второй половине ХХ в. Мао Цзедун. Дэн Сяопин.
Мир на рубеже ХХ-XXI вв.
Завершение холодной войны и эпохи «двухполюсного мира». Становление современного международного порядка. Борьба с международным терроризмом. Интеграционные процессы. Европейский Союз.
Глобализация и ее противоречия. Глобальное информационное и экономическое пространство. Антиглобалистское движение.
Культурное наследие ХХ в.
Развитие естественнонаучных и гуманитарных знаний в ХХ в. А. Эйнштейн. Н. Бор. Формирование современной научной картины мира. Изменение взглядов на развитие человека и общества. Религия и церковь в современном обществе. Иоанн Павел II. Экуменизм.
Основные течения в художественной культуре ХХ в. (реализм, модернизм, постмодернизм). Массовая культура. Становление новых форм художественного творчества в условиях информационного общества.
Новейшая и современная история истории России (не менее 36 ч.)
№ | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Раздел 1. Россия на рубеже XIX - XX вв. | 6 |
2 | Раздел 2. Великая российская революция. 1917-1921 гг. | 8 |
3 | Раздел 3. СССР на путях строительства нового общества. | 8 |
4 | Раздел 4. Великая Отечественная война. 1941 – 1945 гг. | 7 |
5 | Раздел 5. СССР в 1945-1953 гг. | 2 |
6 | Раздел 6. СССР в 1953 – середине 60-х гг.XX века. | 3 |
7 | Раздел 7. СССР в середине 60-х – середине 80-х гг.XX века. | 3 |
8 | Раздел 8. Перестройка в СССР . (1985 – 1991). | 1 |
9 | Раздел 9. Россия в конце XX – начале XXI вв. | 3 |
Итого: | 42 |
Россия в начале ХХ в.
Особенности промышленного и аграрного развития России на рубеже XIX-XX вв. Политика модернизации «сверху». Государственный капитализм. Формирование монополий. Иностранный капитал в России. С.Ю. Витте. Обострение социальных и политических противоречий в условиях форсированной модернизации. Аграрный вопрос. Рабочее движение. «Полицейский социализм». Активизация нелегальной политической деятельности. Революционные партии, их программы. Русско-японская война 1904-1905 гг., ее влияние на российское общество.
Революция 1905-1907 гг.: причины и характер. «Кровавое воскресенье». Возникновение Советов. Восстания в армии и на флоте. Всероссийская политическая стачка. Вооруженное восстание в Москве. Манифест 17 октября 1905 г. Создание Государственной Думы. Избирательный закон 1907 г. Новые политические течения и партии. Оформление либеральных партий. Монархическое и черносотенное движение. Тактика революционных партий в условиях формирования парламентской системы. Политическая программа П.А. Столыпина. Аграрная реформа. Переселенческая политика. Промышленный подъем 1910-х гг.
Россия в системе военно-политических союзов начала ХХ в. Международный кризис 1914 г. и вступление России в Первую мировую войну. Основные этапы и итоги военных действий на восточном фронте в 1914-1917 гг. Нарастание социально-экономических и политических противоречий. Угроза национальной катастрофы. Российская культура на рубеже XIX-XX вв.
Демократизация культуры. Создание бессословной народной школы. Открытие новых университетов. Женское образование. Литература и периодическая печать. Библиотечное дело. Музеи. Научные открытия российских ученных. Д.И. Менделеев. И.М. Сеченов. И.И. Мечников. И.П. Павлов. С.М. Соловьев. Критический реализм – ведущее направление в литературе. Зарождение русского авангарда. Театр и драматургия. К.С. Станиславский. Усиление взаимосвязи российской и мировой культуры на рубеже XIX-XX вв.
Россия в годы революции и гражданской войны.
Назревание революционного кризиса в Российской империи. Революция 1917 г. Падение монархии. Временное правительство и Советы.
Внешняя и внутренняя политика Временного правительства. А.Ф. Керенский. Кризис власти. Разложение армии. Выступление генерала Л.Г. Корнилова. Положение на национальных окраинах. Начало распада российской государственности.
Провозглашение советской власти в октябре 1917 г. II Всероссийский съезд Советов и его декреты. Становление советской системы управления. Учредительное собрание и его роспуск. Отделение церкви от государства. Восстановление патриаршества.
Выход России из Первой мировой войны. Брестский мир и его последствия. Установление однопартийной диктатуры. Конституция 1918 г. Образование РСФСР. Социально-экономическая политика советского государства.
Гражданская война и военная интервенция: причины, основные этапы. «Военный коммунизм». Создание Красной Армии. С.С. Каменев. М.В. Фрунзе. С.М. Буденный. Белое движение. А.В. Колчак. А.И. Деникин. П.Н. Врангель. «Белый» и «красный» террор. Крестьянство в годы гражданской войны. Н.И. Махно. Война с Польшей. Итоги гражданской войны.
СССР в 1920-е гг.
Социально-экономический и политический кризис 1920-1921 гг. Крестьянские выступления. Восстание в Кронштадте. Голод в 1921 г. Х съезд РКП (б). Переход к политике НЭПа. План ГОЭЛРО и начало восстановления экономики. Политика большевиков в области национально-государственного строительства. Образование СССР. Конституция СССР 1924 г. Итоги и противоречия НЭПа. Борьба за власть в партии большевиков. Дискуссии о путях построения социализма. И.В. Сталин. Л.Д. Троцкий. Г.Е. Зиновьев. Н.И. Бухарин. Свертывание НЭПа. Внешняя политика Советского государства в 1920-е гг. Конференция в Генуе. Раппальский договор с Германией. Полоса признания СССР. Поддержка СССР революционных и национально-освободительных движений. Деятельность Коминтерна.
Многообразие культурной жизни в 1920-х гг.
СССР в 1930-е гг.
Советская модель модернизации. Индустриализация. Интенсивный рост промышленного потенциала страны. Создание оборонной промышленности. Социалистическое соревнование. Коллективизация сельского хозяйства: цели, методы, результаты. Формирование централизованной (командной) системы управления экономикой. Власть партийно-государственного аппарата. Формирование культа личности И.В. Сталина. Массовые репрессии. Итоги экономического, социального и политического развития страны к концу 1930-х – началу 1940-х гг. Конституция 1936 г. СССР в системе международных отношений в 1930-х гг. Вступление СССР в Лигу наций. Попытки создания системы коллективной безопасности в Европе. Мюнхенский договор и позиция СССР. Советско-германский пакт о ненападении. Внешняя политика СССР в 1939-1941 гг. Расширение территории СССР.
Коренные изменения в духовной жизни общества. Ликвидация неграмотности в СССР. Развитие системы образования. Достижения науки и техники в годы первых пятилеток. Метод социалистического реализма в литературе и искусстве. Утверждение марксистско-ленинской идеологии в обществе.
Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
СССР накануне Великой Отечественной войны. Мероприятия по укрепления обороноспособности страны. Нападение Германии и ее союзников на СССР. Оборонительные сражения. Провал плана «молниеносной» войны. Московское сражение. Начало коренного перелома в ходе войны. Сталинградская битва. Битва на Курской дуге. Завершение коренного перелома в ходе войны. Освобождение советской территории от захватчиков. Вклад Советского Союза в освобождение Европы. Берлинская операция. Участие СССР в военных действиях против Японии. Советские полководцы. Г.К.Жуков. А.М. Василевский. И.С. Конев. К.К. Рокоссовский. Советский тыл в годы войны. Эвакуация промышленности. Создание промышленной базы на Востоке. Политика оккупантов на захваченной территории. Геноцид. Партизанское движение. Советское искусство в годы войны: вклад в победу. Церковь в годы войны. Великий подвиг народа в Отечественной войне.
СССР в антигитлеровской коалиции. Ленд-лиз. Проблема второго фронта. Конференции в Тегеране, Ялте, Потсдаме и их решения. Итоги Великой Отечественной войны. Цена победы. Роль СССР во Второй мировой войне.
Советский Союз в послевоенный период. 1945-1953 гг.
Послевоенное восстановление хозяйства. СССР. Образование «социалистического лагеря». Создание СЭВ. Холодная война. Начало гонки вооружений. Создание ядерного оружия. Советский Союз в конфликтах начального периода холодной войны.
Духовная атмосфера в советском обществе после победы в Великой Отечественной войны. Идеологические кампании конца 40-х - начала 50-х гг. Новая волна массовых репрессий.
СССР в 1953-1964 гг.
Борьба за власть после смерти И.В. Сталина. Г.М. Маленков. Л.П. Берия. Н.С. Хрущев. Курс на десталинизацию и попытки реформирования политической системы. Начало реабилитации жертв репрессий 1930-х – 1950-х гг. «Оттепель». XX съезд КПСС. Разоблачение «культа личности» И.В. Сталина. Принятие новой программы КПСС и «курс на построение коммунизма в СССР». Курс на ускорение научно-технического развития. Реорганизация системы управления экономикой. Трудности в снабжении населения продовольствием. Освоение целины. Создание Организации Варшавского договора. Венгерский кризис 1956 г. Советский Союз и страны, освободившиеся от колониальной зависимости. Карибский кризис 1962 г. и его международные последствия.
Достижения советского образования, развитие науки и техники. Атомная энергетика. Отечественная космонавтика. И.В. Курчатов. С.П. Королев. Ю.А. Гагарин. Духовная жизнь периода «оттепели». Художественные журналы, театр, киноискусство и их роль в общественной жизни.
СССР в 1960-е - начале 1980-х гг.
Замедление темпов экономического развития и эффективности общественного производства. Отстранение Н.С. Хрущева от власти. Л.И. Брежнев. Экономические реформы середины 1960-х гг. Ориентация на развитие топливно-энергетического комплекса. «Застой» в экономическом развитии. Снижение темпов научно-технического прогресса. Ухудшение положения в сельском хозяйстве. «Теневая экономика» и коррупция. Обострение демографической ситуации. Усиление консервативных тенденций в политической системе. Концепция «развитого социализма». Конституция 1977 г. Кризис советской системы и попытки повышения ее эффективности. Ю.В. Андропов. Оппозиционные настроения в обществе. Развитие диссидентского и правозащитного движения. А.Д. Сахаров. А.И. Солженицын. Советское руководство и «пражская весна» 1968 г. Обострение советско-китайских отношений. Достижение военно-стратегического паритета с США. Разрядка и причины ее срыва. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе. Афганская война.
Развитие советского образования, науки и техники, культуры и спорта.
Советское общество в 1985-1991 гг.
Переход к политике перестройки. М.С. Горбачев. Курс на «ускорение». Поиск путей реформирования экономики. Зарождение фермерства. Кооперативное движение. Провал антиалкогольной кампании, жилищной и продовольственной программ.
Демократизация политической жизни. Гласность. Реформа политической системы страны. Съезды народных депутатов СССР, РСФСР. Введение поста президента СССР. Начало формирования новых политических партий и общественно-политических движений. Потеря КПСС руководящей роли в развитии общества. Обострение межнациональных противоречий.
«Новое политическое мышление» и смена курса советской дипломатии. Вывод войск из Афганистана. Политика разоружения. Роспуск СЭВ и ОВД. Завершение «холодной войны».
Российская Федерация на рубеже ХХ – XXI вв.
Августовские события 1991 г. Распад СССР. Провозглашение суверенитета Российской Федерации. Б.Н. Ельцин. Переход к рыночной экономике. Экономические реформы 1992-1993 гг. Приватизация. Дефолт 1998 г. Российское общество в условиях реформ.
События октября 1993 г. Ликвидация системы Советов. Принятие Конституции Российской Федерации. Изменения в системе государственного управления и местного самоуправления. Политические партии и движения. Современные межнациональные отношения. Чеченский конфликт и его влияние на общественно-политическую жизнь страны.
В. В. Путин. Курс на укрепление государственности, экономический подъем и социальную стабильность.
Россия в мировом сообществе. Приоритеты внешней политики Российской Федерации на рубеже ХХ-XXI веков. Россия в СНГ. Российско-американские отношения. Россия и Европейский Союз.
Культурная жизнь современной России. Интеграция России в мировое культурно-информационное пространство. Новые течения в искусстве. Особенности современной молодежной культуры.
Календарно-тематический план.
Предмет: История
Класс: 9
Количество часов: всего 37 часов, в неделю 2 час.
Плановых контрольных уроков 2
Планирование составлено на основе образовательной программы в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования.
№ | Наименование тем и разделов | Кол-во часов | По плану | Факт. | Тип урока | Виды контроля | Наглядные пособия и технические средства |
Всеобщая история. 26 часов. | |||||||
1 | Новейшая история как историческая эпоха. | 1 | Вводный | ||||
Раздел 1. Мир в первой половине XX века | 15 | ||||||
2 | Индустриальное общество в начале XX века. Политическое развитие в начале XX века. | 1 | Комбинированный урок | текущий | Работа с учебником | ||
3 | Происхождение первой мировой войны. Проектная деятельность | 1 | Урок -лекция | текущий | Работа с учебником | ||
4 | Первая мировая война. Проектная деятельность | 1 | Комбинированный урок | текущий | Работа с учебником | ||
5 | Мир после Первой мировой войны. Версальско-Вашингтонская система. Последствия войны: революции и распад империй | 1 | Комбинированный урок | текущий | Работа с учебником | ||
6 | Контрольная работа: «Первая мировая война и её последствия». | 1 | Комбинированный урок | текущий | Работа с учебником | ||
7 | Анализ контрольной работы. Особенности экономического развития стран Европы и США в 20-е гг. | 1 | Урок-беседа | текущий | Карточки с заданием | ||
8 | Мировой экономический кризис. Проектная деятельность | 1 | Урок-беседа | текущий | Карточки с заданием | ||
9 | США: «новый курс» Ф.Рузвельта. | 1 | Урок -лекция | текущий | Работа с учебником | ||
10 | Особенности экономического кризиса 1929-1933 гг. в Великобритании и Франции. | 1 | Комбинированный урок | текущий | Работа с учебником | ||
11 | Формирование тоталитарных и авторитарных режимов в странах Европы. Нацизм и установление тоталитарного режима. | 1 | Комбинированный урок | текущий | Работа с учебником | ||
12 | Страны Востока и Латинской Америки в первой половине XX века. | 1 | Комбинированный урок | текущий | Работа с учебником | ||
13 | Международные отношения в 30-е гг. | 1 | Урок-беседа | текущий | Карточки с заданием | ||
14 | Вторая мировая война. Проектная деятельность | 1 | Урок -лекция | текущий | Работа с учебником | ||
15 | Контрольная работа: «Вторая мировая война». | 1 | Комбинированный урок | текущий | Работа с учебником | ||
16 | Анализ контрольной работы. Международные отношения в годы Второй мировой войны. | 1 | Комбинированный урок | текущий | Работа с учебником | ||
Раздел 2. Мир во второй половине XX - начале XXІ в. | 10 | ||||||
17 | Послевоенная Европа. Проектная деятельность | 1 | Комбинированный урок | текущий | Работа с учебником | ||
18 | «Железный занавес» «холодной войны». | 1 | Комбинированный урок | текущий | Работа с учебником | ||
19 | Политическое развитие стран Запада. Проектная деятельность | 1 | Урок-беседа | текущий | Карточки с заданием | ||
20 | США, Великобритания, Франция, Италия и Германия: послевоенное развитие | 1 | Комбинированный урок | текущий | Работа с учебником | ||
21 | Страны Восточной Европы. 1945 - 1999 гг. | 1 | Урок -лекция | текущий | Работа с учебником | ||
22 | Страны Латинской Америки, Азии и Африки в современном мире. | 1 | Комбинированный урок | текущий | Работа с учебником | ||
23 | Международные отношения во второй половине XX века. | 1 | Комбинированный урок | текущий | Карточки с заданием | ||
24 | Культура XX века. Проектная деятельность | 1 | Урок -лекция | текущий | учебник | ||
25 | Контрольная работа: «Тенденции и проблемы современного мира» | 1 | Обобщающий урок | текущий | тест | ||
26 | Анализ контрольной работы. Глобализация в конце XX века. | 1 | Комбинированный урок | текущий | учебник | ||
История России. 42 часа. | |||||||
Раздел 1. Россия на рубеже XIX - XX вв. | 6 | ||||||
1 | Россия на рубеже веков. Экономическое развитие страны. | 1 | Комбинированный урок | текущий | Работа с учебником | ||
2 | Общественно-политическое развитие России в 1894-1904 гг. | 1 | Урок-беседа | текущий | Карточки с заданием | ||
3 | Внешняя политика. Русско-японская война. Проектная деятельность | 1 | Комбинированный урок | текущий | Работа с учебником | ||
4 | Первая российская революция. Реформы политической системы. | 1 | Урок-беседа | текущий | Карточки с заданием | ||
5 | Экономические реформы. | 1 | Комбинированный урок | текущий | Работа с учебником | ||
6 | Политическая и духовная жизнь в начале XX века. Проектная деятельность | 1 | Урок-беседа | текущий | Карточки с заданием | ||
Раздел 2. Великая российская революция. 1917-1921 гг. | 8 | ||||||
7 | Свержение монархии | 1 | Урок-беседа | текущий | Карточки с заданием | ||
8 | Россия весной – летом 1917 г. | 1 | Комбинированный урок | текущий | Работа с учебником | ||
9 | Октябрьская революция. Проектная деятельность | 1 | Урок-беседа | текущий | Карточки с заданием | ||
10 | Формирование советской государственности. | 1 | Комбинированный урок | текущий | Работа с учебником | ||
11 | Гражданская война. Проектная деятельность | 1 | Урок-беседа | текущий | Карточки с заданием | ||
12 | Экономическая политика красных и белых. | 1 | Комбинированный урок | текущий | Работа с учебником | ||
13 | Экономический и политический кризис начала 20-х гг. | 1 | Урок-беседа | текущий | Карточки с заданием | ||
14 | Контрольная работа: «Великая российская революция». | 1 | Комбинированный урок | текущий | Работа с учебником | ||
Раздел 3. СССР на путях строительства нового общества. | 8 | ||||||
15 | Анализ контрольной работы. Переход к нэпу. | 1 | Комбинированный урок | текущий | Работа с учебником | ||
16 | Образование СССР. Проектная деятельность | 1 | Урок-беседа | текущий | Карточки с заданием | ||
17 | Международное положение и внешняя политика в 20-е гг. | 1 | Комбинированный урок | текущий | Работа с учебником | ||
18 | Политическое развитие и духовная жизнь ССС в 20-е гг. | 1 | Урок-беседа | текущий | Карточки с заданием | ||
19 | Социалистическая индустриализация. Проектная деятельность | 1 | Комбинированный урок | текущий | Работа с учебником | ||
20 | Коллективизация сельского хозяйства. Проектная деятельность | 1 | Урок-беседа | текущий | Карточки с заданием | ||
21 | Политическая система в 30-е гг. Проектная деятельность | 1 | Комбинированный урок | текущий | Работа с учебником | ||
22 | Духовная жизнь в 30-е гг. Проектная деятельность | 1 | Урок-беседа | текущий | Карточки с заданием | ||
23 | Контрольная работа: «Строительство нового общества». | 1 | Обобщающий урок | текущий | тест | ||
Раздел 4. Великая Отечественная война. 1941 – 1945 гг. | 7 | ||||||
24 | Анализ контрольной работы. СССР накануне Великой Отечественной войны. | 1 | Комбинированный урок | текущий | Иллюстрации по теме | ||
25 | Начало Великой Отечественной войны. | 1 | Комбинированный урок | текущий | карта | ||
26 | Немецкое наступление 1942 г. и предпосылки коренного перелома. | 1 | Комбинированный урок | текущий | Иллюстрации по теме | ||
27 | Советский тыл в Великой Отечественной войне. Проектная деятельность | 1 | Комбинированный урок | текущий | Иллюстрации по теме | ||
28 | Коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. Проектная деятельность | 1 | Комбинированный урок | текущий | Иллюстрации по теме | ||
29 | Завершающий этап Второй мировой войны. Проектная деятельность | 1 | Комбинированный урок | текущий | карта | ||
30 | Контрольная работа: «Великая Отечественная война. 1941 – 1945 гг. ». | 1 | Комбинированный урок | текущий | Иллюстрации по теме | ||
Раздел 5. СССР в 1945-1953 гг. | 2 | ||||||
31 | Анализ контрольной работы. Экономическое и политическое развитие СССР в послевоенный период. Повторение темы «Великая Отечественная война» | 1 | Комбинированный урок | текущий | Иллюстрации по теме | ||
32 | Культурное развитие и внешняя политика в послевоенный период. | 1 | Комбинированный урок | текущий | карта | ||
Раздел 6. СССР в 1953 – середине 60-х гг.XX века. | 3 | ||||||
33 | Изменения политической системы. | 1 | Комбинированный урок | текущий | Иллюстрации по теме | ||
34 | Экономика СССР в 1953-1964 гг. Повторение темы: «Изменения политической системы». | 1 | Комбинированный урок | текущий | Иллюстрации по теме | ||
35 | «Оттепель» в духовной и политической жизни. Проектная деятельность | 1 | Комбинированный урок | текущий | карта | ||
Раздел 7. СССР в середине 60-х – середине 80-х гг.XX века. | 3 | ||||||
36 | Консервация политического режима. Повторение темы: ««Оттепель» в духовной и политической жизни». | 1 | Комбинированный урок | текущий | Иллюстрации по теме | ||
37 | Общественная жизнь в середине 60-х – середине 80-х гг. | 1 | Комбинированный урок | текущий | Работа с учебником | ||
38 | Политика разрядки: надежды и результаты. Повторение темы: «Общественная жизнь в середине 60-х – середине 80-х гг.» | 1 | Урок-беседа | текущий | Работа с учебником | ||
Раздел 8. Перестройка в СССР . (1985 – 1991). | 1 | ||||||
39 | Перестройка в СССР. Проектная деятельность | 1 | Комбинированный урок | текущий | Работа с учебником | ||
Раздел 9. Россия в конце XX – начале XXI вв. | 3 | ||||||
40 | Политическая и экономическая жизнь. Повторение темы: «Перестройка в СССР» | 1 | Комбинированный урок | текущий | Работа с учебником | ||
41 | Строительство обновлённой Федерации. Проектная деятельность | 1 | Комбинированный урок | текущий | Работа с учебником | ||
42 | Россия на пороге XXI века. | 1 | Урок-беседа | текущий | Работа с учебником | ||
43 44 | Резервные уроки | 2 |
Требования к уровню подготовки выпускников
Учащиеся 9 класса должны:
- Называть:
- даты российских революций ХХ в., создания Государственной думы, реформ Столыпина, русско-японской, первой мировой, Гражданской войн, образования СССР, важнейших преобразований в 20-30-е гг., советско-финляндской и Великой Отечественной войн, ХХ съезда КПСС, реформ 60-х гг., афганской войны, преобразований второй половины 80-х-начала 90-х гг., распада СССР, образования РФ;
- основные периоды отечественной истории ХХ в. И этапы наиболее масштабных событий.
2. Указывать последовательность событий в рамках того или иного периода.
3. Называть:
- место, обстоятельства, участников событий;
- крупнейших государственных и общественных деятелей ХХ в.;
- основные политические течения, партии, организации, их наиболее известных представителей и достижения отечественной науки и культуры ХХ в.;
- известных полководцев, участников военных событий.
4. Показывать на исторической карте:
- территорию России, СССР и ее изменение на протяжении ХХ в.;
- промышленные центры, крупнейшие стройки;
- места военных сражений.
5. Проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках ( при работе с документами и другими историческими материалами).
6. Сравнивать данные разных источников – факты, цифры, оценки, выявлять общее и различия.
7. Рассказывать о наиболее значительных событиях отечественной истории ХХ в. И их участниках.
8. Описывать условия и образ жизни людей разного социального положения в разные периоды отечественной истории ХХ в.
9. Составлять описание:
- зданий, технических сооружений, машин;
- предметов быта;
- памятников художественной культуры.
10. Соотносить факты и общие процессы и явления:
- изменения политического строя России в ХХ в.;
- внутренней и внешней политики;
- модернизации, индустриализации;
- развития общественной мысли, художественной культуры.
11. Называть характерные, существенные черты:
- политических режимов (самодержавия, советской власти, постсоветского строя); явлений политической жизни страны;
- экономического и социального развития, государственной политики в разные периоды ХХ в.;
- развития духовной культуры общества в разные периоды его истории;
- внешней политики, наиболее значительных военных событий.
12. Систематизировать исторический материал, составлять таблицы, схемы.
13. Объяснять значение понятий: революция, большевизм, анархизм, либерализм, Дума, столыпинские реформы, советы, диктатура, национализация, военный коммунизм», социализм, индустриализация, коллективизация, культурная революция, нэп, культ личности, репрессии, ГУЛАГ, «оттепель», перестройка, гласность, новое политическое мышление.
14. Сравнивать:
- развитие России, СССР в разные периоды истории ХХ в.;
- темпы и характер модернизации в России и других странах;
- политические режимы в России и других странах.
15. Излагать суждения о причинах и последствиях:
- российских революций 1905-1907 и 1917 гг.;
- Гражданской войны;
- прихода большевиков к власти;
- установления однопартийной системы;
- утверждение тоталитарного режима и культа личности;
- «оттепели», застоя в экономике в 60-80-е гг.;
- перестройки, распада СССР, политических и социальных перемен
16. Объяснять, в чем состояли результаты деятельности государственных и политических деятелей, представителей общественных движений, науки и культуры.
17. Излагать приведенные в учебной литературе оценки:
- поворотных, ключевых событий отечественной истории ХХ в.;
- известных исторических личностей.
18. Высказывать и аргументировать свою оценку событий и личностей.
В результате изучения истории ученик должен
знать/понимать
- основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
- изученные виды исторических источников;
уметь
- соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
- показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
- высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
- использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Требования к компетенциям
- информационной компетенции: умение извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа рисунка, исторических карт, схем, умение работать с историческими справочниками и словарями в поиске необходимых знаний;
- познавательной компетенции: сравнение, сопоставление, классификация объектов по одному или нескольким предложенным основаниям; творческое решение учебных и практических задач, комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартов применение одного из них;
- коммуникативной компетенции: владение монологической и диалоговой речью, умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом и ли развернутом виде в соответствии с целью учебного задания;
- рефлексивной компетенции: владение умениями совместной деятельности, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива, владения навыками контроля и оценки своей деятельности.
Контролирующие элементы, заложенные в программе по Истории 9 класс:
I. Хронологические знания и умения:
1. Называть даты важнейших событий, хронологические рамки, периоды значительных событий и процессов;
2. Составлять хронологические и синхронистические таблицы;
3. Характеризовать периоды в развитии важнейших исторических процессов, масштабных событий;
II. Знание фактов:
1. Называть место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий.
III. Работа с источниками:
1. Читать историческую карту с опорой на легенду;
2. Использовать данные исторической карты для характеристики политического и экономического развития стран и регионов мира в отдельные периоды истории;
3. Проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источников.
4. Высказывать суждения о назначении, ценности источника;
5. Характеризовать позиции, взгляды автора (составителя) источника;
6. Сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие.
IV. Работа с терминами и понятиями:
1. Объяснять смысл, значение исторических терминов и понятий;
V. Работа с персоналиями:
1. Излагать оценки событий и личностей, приводимых в учебной литературе;
2. Аргументировать своё отношение к наиболее значительным личностям в истории.
Система оценки достижений учащихся
Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки
- Объективированные
Формы контроля | критерии оценки |
тесты | Правильный ответ – 1 балл Общее количество баллов за тестовую работу (в %%):0-32% - «2»33-49%% - «3»56-65%% - «4» Более 66% - «5» |
II. Субъективированные
Формы контроля | критерии оценки |
Логические задания (письменные и устные) | Оценка выставляется по степени проявления необходимых в задании знаний, умений и навыков. |
Проблемные задания (письменные и устные) | |
Образные задания (письменные и устные) |
Перечень учебно – методического обеспечения:
1. История России, XX-начало XXI в.: учеб. для 9 кл. общеобразоват. учреждений/ А.А.Данилов, Г.Г.Косулина, М.Ю.Брандт.- М.: Просвещение, 2008 г.
- А.А. Данилов, Л.Г. Косулина Поурочные разработки к учеб. История России 20 век. М, 2007 г.
- А.А.Данилов, Г.Г.Косулина, М.Ю.Брандт. История государства и народов России. Рабочая тетрадь
- Новейшая история зарубежных стран, XX - начало XXI века: учеб. для 9кл. общеобразов. Учреждений /О.С.Сороко-Цюпа, А.О.Сороко-Цюпа.-М.: Просвещение. 2008 г.
- Новейшая история зарубежных стран, XX - начало XXI века: поурочные планы по учебнику О.С.Сороко-Цюпа, А.О.Сороко-Цюпа./С.В.Парецкова, И.И.Варакина - Волгоград, 2007 г.
Список литературы
Литература для учителя:
- Антология мировой политической мысли. В 5 т. Т. 2, 5. M. 1997.
- Васильев Л.С. История Востока. Т. 2. M. 1993.
- Гречко П.К. Концептуальные модели истории. M. 1995.
- Гэлбрейт Дж. Новое индустриальное общество. M. 1969.
- Ильина Т. Западноевропейское искусство M. 1983.
- Кейнс. Дж. Избранные произведения. M. 1993.
- Кондратьев Н. Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. M. 2002.
- Маркузе Г. Одномерный человек. Исследование идеологии развитого индустриального общества. M. 1994.
- Мельянцев В.А. Восток и Запад во втором тысячелетии: экономика, история и современность. M. 1996.
- Новейшая история зарубежных стран. ХХ век. Ч. 1 – 2. Под ред. А.M. Родригеса. M. 1998.
- Пономарев M.В., Смирнова С.Ю. Великобритания: государство, политика, право. M. 2000.
- Селезнев Г.К. Новейшая история России и Запад. M. 1998.
- Строганов Л.И. Новейшая история стран Латинской Америки. M 1995.
- Тоффлер Э. Третья волна. M. 1999.
- Черепков А. «Теория длинных волн» Н.Д. Кондратьева. http:/marketing.spb.ru/read/artcle/a45.htm
- Шпенглер О. Закат Европы. M. 1993.
Литература для учащихся:
- Бурин С.Н. Новейшая история. ХХ век. M. 2000.
- Волобуев О.В., Клоков В.А., Пономарев M.В. и др. Россия и мир. ХХ в. M. 2002.
- Загладин Н.В. История России и мира в ХХ веке. M.2002.
- Загладин Н.В., Дахин В.Н., Загладина Х.Т. и др. Мировое политическое развитие: век ХХ. Пособие для учащихся и учителей старших классов школ, гимназий и лицеев.
- Пантелеев M.М., Саватеев А.Д. Современный мир. Учебное пособие для 11 класса.
- Сергеев Е.Ю. Хрестоматия по курсу «Новейшая история зарубежных стран». M. 2003.
- Страны мира. Справочник. M. 1998.
- Хачатурян В.M. История мировых цивилизаций. M. 2000.
- Шацилло В.К. Политические деятели в новейшей истории. M. 2002.
- Энциклопедический словарь юного историка. M. 1993.
- Энциклопедия для детей. Т. 1. Всеобщая история. M. 1993.
Методическая литература для учителя:
- Загладин Н.В., Загладина Х.Т. Новейшая история зарубежных стран. ХХ век. Учебно – методические материалы. M. 2000.
- Загладин Н.В., Загладина Х.Т., Ермакова И.А. Новейшая история зарубежных стран. ХХ век. Пособие для учителя. M. 2001.
- Коваль Т.В., Хромова И.С. Тематическое планирование и методические рекомендации к учебнику «Новейшая история зарубежных стран». Эксперимент. M. 2003.
- Коваль Т.В. Конспекты уроков для учителя истории. Всеобщая истории. ХХ век. M. 2003.
- Улунян А.А., Сергеев Е.Ю., Коваль Т.В., Хромова И.С. Поурочные разработки к курсу «Новейшая история зарубежных стран» M. 2003.
- Хачатурян В.M. Методическое пособие к учебнику «История мировых цивилизаций». M. 2001.
Интернет-ресурсы для учителя истории и обществознания:
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса по истории возможно использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
-СД – проект «Мировая историческая энциклопедия»
-СД – проект «Романовы»
-компакт-диск «От Кремля до рейхстага»
-электронные словари, справочники
-видеосборник «Дорогами войны» (автор Ю.Ю. Каргин)
-интернет-история Первой мировой войны: http://www.worldwarl.com
(сайт на английском языке)
-портал «Российское образование»: http://www.edu.ru
-портал «Социально-гуманитарное и политологическое образование»: http://www.humanities.edu.ru
-информационно-образовательный портал «Гуманитарные науки»: http://www.auditorium.ru
-поисково-информационная система «Отличник»: http://www.allsoch.ru
-история России: http://www.tuad.nsk.ru/history
-история России: : http://www.historymill.com
-«Съезд победителей (о XVII съезде ВКП(б): http://www/17.by.ru
-«Правители России и СССР»: http://www.praviteli.narod.ru
-Подборка текстов о русской революции 1917 г.: http://www.magister.msk.ru/libraru/revolt/revolt/htm
-История Гражданской войны (сайт «Белая гвардия»): http://www.whiteforce.newmail.ru
-Библиотека документов по отечественной истории 1917-1927 г.г.: http://www.klio.webservis.ru
-Источник:http://pedsovet.perm.ru/sections/pres.view.php?psid=148
-Источник: http://som.fio.ru/getblob.asp?id=10017285
-Сайт российского школьного образования: http://www.school.edu.ru
-Сайт издательства «Просвещение»: http://www.prosv.ru
-Программа «Живое слово»:http://www.openveb.ru/zhivpravo/t
-Профильное обучение в старшей школе: http://www.profile-edu.ru/
-История. В помощь учителю. Сайт сетевого объединения методистов.: http://som.fio.ru
На данном сайте расположен перечень электронных учебников, электронных пособий, мультимедиаресурсов, например, таких, как электронные учебники «История древнего мира» для 5 класса, «История России XX века» (под редакцией А.А.Данилова,Л.Г.Косулиной), «История государства и права», мультимедиакурс «История России в контексте всемирной истории» (автор Кудрешев В.Н.), дана информация о ресурсах указанных учебников и пособий.
http: //ecsocman. edu. ru.- федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент». Собраны материалы по социальной и экономической истории России, в том числе журнальные статьи и материалы круглых столов, посвященные проблемам исторического пути России.
Приложения
Основные понятия курса
Геостратегическое положение, индустриальное общество, модернизация, политическая система, гражданское общество, многоукладная экономика, монополистический капитализм, социальная дифференциация, маргинализация населения, финансовая олигархия, аграрное перенаселение, революция, движущие силы, конституционная монархия, политическая партия, программа партии, Государственная дума, парламентская фракция, переселенческая политика, отруб, хутор, кооперация, аннексия, контрибуция, Мировая война, революционное оборончество, пацифизм, радикализация общества.
Субъективные и объективные причины революции, двоевластие, Коалиционное правительство, Учредительное собрание, сепаратный мир, "военный коммунизм», продразверстка, гражданская война, новая экономическая политика, продналог, авторитарный режим, федерация, унитарное государство, Коминтерн, эмиграция, сменовеховство.
Форсированная индустриализация, пятилетка, стахановское движение, социалистическое соревнование, коллективизация, колхоз, раскулачивание, культ личности, репрессии, ГУЛАГ, номенклатура, система коллективной безопасности, социалистический реализм, культурная революция.
Секретные протоколы. Оккупация. Эвакуация. Коренной перелом в ходе войны. Антигитлеровская коалиция. Капитуляция.
Конверсия, репарации, «холодная война», «железный занавес», генетика, биологи-менделисты, кибернетика. Социалистический лагерь, страны «третьего мира».
Реабилитация, культ личности, номенклатура, десталинизация, демократизация, интенсификация экономики, научно-техническая революция, урбанизация, военно-промышленный комплекс, мирное сосуществование. «Оттепель», волюнтаризм, субъективизм, диссиденты,
Номенклатура, «развитой социализм», военно-стратегический паритет, биполярная система международных отношений, доктрина Брежнева, разрядка международной напряженности, хозрасчет, самоокупаемость, «магнитофонная революция».
Ускорение социально-экономического развития, «кадровая революция», гласность, свобода слова, многопартийность, плюрализм, реабилитация, новое политическое мышление, рыночная экономика, гражданское общество, правовое государство.
Суверенитет, национальная независимость, федерация, конфедерация, демократизация, либерализация цен, приватизация, акционирование, банковская система, национальные интересы, либерализм, монетаризм, конвертируемый рубль.
Инстанция судебная. Референдум. Фракция. Электорат.
Концептуализм. Ностальгия. Постмодернизм. Публицистика.
Концепция внешней политики.
Примерная тематика рефератов.
- Черты исторической эпохи в русском костюме.
- Сравнительная характеристика русского оружия и военного искусства в определенную историческую эпоху.
- История России на памятнике «Тысячелетие России».
- История России на русской оперной сцене.
- История России в произведениях художника (...).
- История России в именах и фамилиях одноклассников.
- Русский быт в фольклорных и историко-литературных произведениях.
- Россия и эволюционный путь развития в начале XX века: миф и реальная альтернатива?
- Столыпинская реформа: «последний клапан» или упущенная возможность?
- Октябрьская революция: историческая закономерность
или историческая случайность?
- Взаимоотношения русской православной церкви и государства в 1917—1925 гг.
- Политика «большого скачка» в СССР 30-х годов: попытка анализа причин, степени обоснованности, итогов и значения.
- Тоталитарные режимы СССР и Германии: сравнительный анализ.
- Пакт Молотова — Риббентропа: единственно возможная альтернатива, трагическая ошибка или историческое преступление?
- Было ли нападение Германии на СССР неожиданным?
- «Ледокол» Виктора Суворова: за и против.
- П.А. Столыпин: исторический портрет.
- А.В. Колчак: исторический портрет.
- И.В. Сталин: исторический портрет.
- Г.В. Жуков: исторический портрет.
- Л.И. Брежнев: исторический портрет.
- М.С. Горбачев и его роль в истории России.
Методические и учебные пособия
- Рабочая тетрадь по истории России XX век, 3 вып.; авторы: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина.
- История России XX век: Хрестоматия, составители: А.А.Данилов, Л.Г.Косулина.
- И.А. Панова, Г.И. Ускова, История России. Методические рекомендации и контрольные задания.
- Георгиев В.А., Орлов А.В. Хрестоматия по истории России.
- История России. Тесты для старшеклассников и абитуриентов: Учебное пособие / Степанова Л.Н., Тамбовцев Г.Н.
Оборудование
- Карты
- Таблицы
- Схемы
- Презентации
- иллюстрации
Дидактический материал
- Раздаточный материал
- Тесты
- Фрагменты источников
- Статистические данные
- Диаграммы
- Памятки для характеристики исторических событий и деятелей
В качестве методов диагностики исследования уровня усвоения содержания и уровня сформированности умений, формируемых в рамках курса истории взяты общие (тестирование), традиционные (анкетирование, интервью) и специфические (творческое сочинение, познавательная задача, фиксированный устный ответ) методы. Общая структурная модель содержания методической диагностики выглядит следующим образом:
- входная диагностика;
- промежуточная диагностика;
- итоговая диагностика;
и представлена в технологической карте:
Вид диагнос-тики | Время проведения | Цель проведения | Методы диагностики | Методический потенциал результатов диагностики |
Входная. | Сентябрь. | Определение познавательных интересов учащихся. Выявление уровня познавательных возможностей учащихся. | Анкетирование. Тестирование (ориентация на ЗУН по предыдущему курсу). | Выбор эффективных форм уроков и методов обучения при составлении календарно-тематического планирования. |
Промежуточная. | Январь. | Фиксирование полученных за прошедший период достижений учащихся. | Тестирование. | Контроль правильности выбранных методов и форм. Выявление недостатков преподавания. |
Итоговая. | Май. | Определение динамики развития учащихся:
| Комплекс:
| Наличие исходных данных для следующего года. |
Использование познавательных задач.
В основе познавательной задачи лежит определённое противоречие между известным знанием и тем, которое требуется выявить. Такое противоречие называют проблемой. Для решения задачи нужно проделать определённую совокупность мыслительных операций, т.е. интеллектуальных действий. Одно из центральных среди них – выявление дополнительных к приведённым в условии сведений и их осмысление и структурирование в соответствии с требованием задания. Учащимся предлагается алгоритм действий, который применим к заданиям любого типа. Данный алгоритм разработан на основе памятки:
Алгоритм действий
при решении познавательной задачи
по истории
- Внимательно ознакомьтесь с условием задачи.
- Запомните вопрос.
- Соотнесите вопрос с условием задачи. Для этого сделайте следующие действия.
- Определите информацию, содержащуюся в условии, которая могла бы быть полезной для решения задачи.
- Определите, не противоречат ли друг другу данные условия задачи.
- Подумайте, какие дополнительные знания следует привлечь для решения задачи. Для этого сделайте следующие действия.
- Определите область знаний, в контексте которой поставлен вопрос задачи.
- Сократите эту область до конкретной проблемы, информацию по которой необходимо применить.
- Соотнесите эту информацию с данными условия задачи.
- Продумать предполагаемый ответ в соответствии с вопросом.
- Продумайте аргументы, подкрепляющие ваше решение.
- Убедитесь в правильности вашего ответа. Для этого сделайте следующие действия.
- Определите, соответствует ли ответ сути вопроса.
- Определите, нет ли противоречий между вашими аргументами.
- Определите, нет ли в условии задачи данных, противоречащих вашему решению.
- Подумайте, есть ли другие выводы кроме уже предложенных.
Для организации проектной деятельности учащихся используется информационно-методическая карта:
Информационно-методическая карта
признак для различения | тип проекта | характеристика |
по доминирующему виду деятель-ности | прикладные проекты |
|
Исследовательские проекты |
- обоснование актуальности темы исследования, его предмета, объекта, -обозначение цели и задач, -выявление методов поиска источников информации,
| |
информационные проекты |
| |
игровые проекты |
| |
по предмет-но-содержательной области | монопроекты | Выполняются на уроках одного предмета, хотя могут предусматривать применение знаний из других дисциплин. |
межпредметные проекты | Выполняются во внеурочное время и требуют привлечения знаний по 2-3 предметам и квалифицированной помощи учителей-предметников. | |
по характеру контактов | -локальные -внутришкольные - региональные -национальные -международные | |
по количеству исполнителей | -индивидуальные -коллективные | |
по продолжи-тельности проведе-ния | краткосрочные | Выполняются на уроках по отдельному предмету |
средней продолжи-тельности | Выполняются 1-2 месяца | |
долгосрочные | Выполняются до одного года |
Календарно-тематический план.
Предмет: Краеведение
Класс: 9
Количество часов: всего 34 часов, в неделю 1 час.
Плановых контрольных уроков - 2
Планирование составлено на основе образовательной программы в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования.
№ | Содержание тем и разделов | Кол-во часов | по плану | Факт. | Тип урока | Виды контроля | Наглядные пособия |
1 | Введение | 1 | Вводный урок | текущий | Выставка книг, альбомов | ||
Саратов и Саратовский край в начале XVII-первой четверти XVIII в. ( 3 часа) | |||||||
2 | Наш край в древности | 1 | Комбинированный урок | текущий | карта | ||
3 | Поволжские земли в начале железного века | 1 | Комбинированный урок | текущий | Иллюстрации по теме | ||
4 | Вхождение Нижнего Поволжья в состав России | 1 | Комбинированный урок | текущий | Мет. пособия | ||
5 | Заселение края и его экономическое развитие | 1 | Комбинированный урок | текущий | Иллюстрации по теме | ||
Саратовский край в середине – конце 18 века ( 3 часа) | |||||||
6 | Саратовское Поволжье в эпоху Петра Первого | 1 | Комбинированный урок | текущий | Иллюстрации по теме | ||
7 | Саратовский край в середине 18 века | 1 | Комбинированный урок | текущий | карта | ||
8 | Крестьянская война под предводительством Е.И. Пугачёва | 1 | Комбинированный урок | текущий | Иллюстрации по теме | ||
9 | Саратовская губерния в конце 18 века | 1 | Комбинированный урок | текущий | Иллюстрации по теме | ||
Саратовский край в первой половине – середине 19 века (3 часа). | |||||||
10 | Социально-экономическое развитие края. | 1 | Комбинированный урок | текущий | Мет. пособия | ||
11 | Саратовцы и события первой четверти 19 века | 1 | Комбинированный урок | текущий | Иллюстрации по теме | ||
12 | Общественное движение | 1 | Комбинированный урок | текущий | карта | ||
13 | Повторительно-обобщающий урок | 1 | Комбинированный урок | текущий | Иллюстрации по теме | ||
Саратовский край во второй половине 19 века (4 часа). | |||||||
14 | Итоговая контрольная работа за первое полугодие | 1 | Урок закрепления | текущий | тест | ||
Саратовский край в период с 1900 по 1917 г.г. (5 часов) | |||||||
15 | События первой русской революции | 1 | Комбинированный урок | текущий | Мет. пособия | ||
16 | Первая мировая война | 1 | Обобщающий урок | текущий | Карточки с заданием | ||
17 | Февральская революция | 1 | Комбинированный урок | текущий | тест | ||
18 | Культура Саратовского края | 1 | Комбинированный урок | текущий | карта | ||
19 | Повторительно-обобщающий урок | 1 | Комбинированный урок | текущий | карта | ||
Саратовское Поволжье в советскую эпоху ( 9 часов) | |||||||
20 | Октябрьская революция 1917 года | 1 | Комбинированный урок | текущий | карта | ||
21 | Гражданская война в Саратовском крае | 1 | Комбинированный урок | текущий | карта | ||
22 | НЭП в Саратовской губернии | 1 | Комбинированный урок | текущий | Мет. пособия | ||
23 | Коллективизация и индустриализация | 1 | Комбинированный урок | текущий | Мет. пособия | ||
24 | Культура в 20-30 годы | 1 | Комбинированный урок | текущий | Иллюстрации по теме | ||
25 | Саратовская область в годы Великой Отечественной Войны | 1 | Комбинированный урок | текущий | карта | ||
26 | Промышленность, сельское хозяйство послевоенный период | 1 | Комбинированный урок | текущий | Иллюстрации по теме | ||
27 | Промышленность, сельское хозяйство, транспорт в 1965-1985 г.г. | 1 | Комбинированный урок | текущий | Иллюстрации по теме | ||
28 | Саратовская область в годы перестройки | 1 | Комбинированный урок | текущий | Мет. пособия | ||
Постсоветский период Саратовского Поволжья ( 5 часов) | |||||||
29 | Социально-экономическое развитие | 1 | Комбинированный урок | текущий | Мет. пособия | ||
30 | Культура и духовная жизнь | 1 | Комбинированный урок | текущий | Иллюстрации по теме | ||
31 | Саратовский край в16-18 веках | 1 | Комбинированный урок | текущий | Иллюстрации по теме | ||
32 | Повторительно –обобщающий урок | 1 | Комбинированный урок | текущий | Иллюстрации по теме | ||
33 | Итоговая контрольная работа за 2 полугодие | 1 | Комбинированный урок | текущий | Иллюстрации по теме | ||
34 | Заключительный урок | 1 | Урок закрепления | текущий | |||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Рос...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...
Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"
Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...
Рабочие программы класс Школа России
В данном материале находятся рабочие программы, для 1 класса по УМК "Школа России". По математике, технологии, русскому языку (букварный и после букварные периоды), литературному чтению, окр...