Рабочая программа 8 класс
рабочая программа по истории по теме
Предварительный просмотр:
« Согласовано» Заместитель директора школы По УВР МБОУ « ООШ .с. Холманка» ---------------------Бровкова Т.В. «_____» -----------------2013 г. | « Утверждено» Директор МБОУ « ООШ с. Холманка» ---------------------------Тюлюгенева Г.Е. Приказ №----------------------------------- От «_____»----------------------2013 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Чубарь Аллы Петровны
II квалификационная категория
по учебному курсу «история»
8 класс
Рассмотрено на
заседании
педагогического совета школы
протокол №-----------------------
от «____» ___________2012г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования (2004г.), авторской программы «История России», 6-9 класс под редакцией А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной, 2006г., рекомендованной Минобрнауки РФ, Министерством образования Саратовской области, 2009 г., авторской программы «Новая история», 7-8 класс под редакцией Юдовской А.Я. и Л.М. Ванюшкиной. М. «Просвещение», 2006 г., рекомендованной Минобрнауки РФ, Министерством образования Саратовской области, 2009 г.
Рабочая программа составлена к учебникам:
Новая история. 1800-1900 гг. 8кл. /А.Ю.Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина - М.: Просвещение, 2008 г.
История России. XIX век. 8 кл. /А.А.Данилов, Г.Г.Косулина.- М.: Просвещение, 2008 г.
Основные содержательные линии примерной программы в V-IX классах реализуются в рамках двух курсов – «Истории России» и «Всеобщей истории».
Внутренняя периодизация в рамках этих курсов учитывает сложившиеся традиции преподавания истории и необходимость сбалансированного распределения учебного материала. С учетом психолого-возрастных особенностей учащихся и требований межпредметной интеграции программа устанавливает примерное распределение учебного времени: История России – 42 часа; Новейшая история – 26 часа.
Изучение данного курса направлено на достижение следующих целей:
- формирование исторического мышления – способности рассматривать события, сопоставлять различные версии и оценки, определять собственное отношение к проблемам прошлого и современности.
- Воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся
- Освоение систематизированных знаний по истории человечества, о месте и роли России в мировом процессе
- Овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации.
Данная рабочая программа разработана на основе:
- БУП -2004, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004 г.;
- Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089;
- Федеральной примерной программы основного общего образования по истории, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования, утвержденного приказом от 7 декабря 2005 г. № 302;
Кому адресована программа: общеобразовательная школа, 8 класс, общеобразовательный уровень.
Концепция программы: формирование гуманистических, правовых и демократических ценностей, основу которых составляет система идей, воплощенная в Конституции РФ.
Обоснованность: Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета.
Образовательная область: новая история, история России XIX в.
Место и роль курса в обучении:
При составлении рабочей программы был учтен федеральный компонент Государственного стандарта, который устанавливает обязательный минимум содержания курса истории в 8 классе. Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся. Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе.
Актуальность курса новой истории и истории России XIX в. заключается в получении учащимися знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
В цели курса входят: развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познания, коммуникация, профессионально-трудовой выбор, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности. С этих позиций обучение рассматривается как процесс овладения не только определенной суммой знаний и системой соответствующих умений и навыков, но и как процесс овладения компетенциями.
Это определило цель обучения истории: освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности. Она ориентирована на то, чтобы учащиеся овладели определенным объемом знаний и умений в истории.
Основными образовательными задачами курса являются:
- формирование исторического мышления учащихся;
- развитие умений работы с книгой и с картографическим материалом;
- формирование навыков пересказа материала учебника, ответа на фактологические и проблемные вопросы;
- формирование умений пользоваться историческими терминами и понятиями, знание важнейших дат исторических событий;
- формирование знаний о взаимодействии человека с окружающей средой, знаний о наиболее ярких личностях эпохи;
- формирование умений охарактеризовать события, образ жизни в средневековом обществе;
- формирование представлений о политических институтах и умений оперировать этими понятиями.
В ходе обучения необходимо решить следующие воспитательные задачи:
- формирование правовой культуры школьников;
- формирование представлений о возникших еще в древности общечеловеческих ценностях и уважение этих достижений, (достижения в науке, искусстве, литературе, архитектуре и т.д.);
- развитие познавательных способностей учащихся (видеть красоту в культуре, архитектуре), воспитание потребности испытывать радость от общения с ними;
- формирование веротерпимости, широту мировоззрения, гуманизм; развитие личностных качеств школьников на основе примеров из истории, свободолюбия, патриотизма.
Принцип отбора материала: преподавание курса осуществляется по учебникам: Новая история. 1800-1900 гг. 8кл. /А.Ю.Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина - М.: Просвещение, 2008 г.
История России. XIX век. 8 кл. /А.А.Данилов, Г.Г.Косулина.- М.: Просвещение, 2008 г.
В рабочей программе отражена специфика преподавания предмета в условия введения нового государственного стандарта и БУПа.
С учетом психолого-возрастных особенностей учащихся и требований межпредметной интеграции программа устанавливает примерное распределение учебного времени: История России – 42 ч.; Новая история – 26 ч.
Задачи обучения:
- Приобретение знаний об историческом пути России в единстве общего, особенного и единичного, конкретных фактов и целостной картины исторического процесса; знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности.
- Овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации.
- Овладение способами деятельностей: учебно-познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной.
Формируемые Знания и умения ученика
В результате изучения истории ученик должен
- знать основные этапы и ключевые события истории России и мира в XIX веке и выдающихся деятелей истории;
- знать важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
- знать изученные виды исторических источников;
- уметь определять последовательность и длительность важнейших событий новой истории;
- уметь использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
- уметь читать историческую карту и показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
- владеть навыками устной и письменной речи, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, формулировать вопрос, сжато давать ответ;
- уметь рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;
- использовать приобретенные знания при написании творческих работ, сообщений, докладов, рефератов, рецензий;
- выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
- объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;
- уметь анализировать исторические явления, процессы факты;
- группировать исторические явления и события по заданному признаку;
- уметь дать на основе конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними;
- выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
- определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и мира в XIX веке, достижениям культуры;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
- высказывания собственных суждений (в споре, дискуссии и т.п.) об историческом наследии народов мира;
- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
- использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности; - уметь осуществлять самоконтроль и самооценку.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 350 часов для обязательного изучения учебного предмета «История» на этапе основного общего образования. в том числе: в V, VI, VII, VIII и IX классах по 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.
Сроки реализации программы: 1 год.
Общая характеристика учебного процесса:
Основные содержательные линии примерной образовательной программы курса истории для 8 класса общеобразовательной школы отражают ведущие и социально значимые проблемы исторической науки, педагогически адаптированные к системе образования школьников.
Специфика курса предусматривает разные варианты дидактико – технологического обеспечения учебного процесса и информационно- компьютерную поддержку.
Методы и формы решения практических задач - работа в рабочей тетради, практическое задание, работа с контурной картой, самостоятельная работа с текстами учебника, работа с дополнительной литературой, энциклопедией, словарями.
Виды деятельности учащихся:
- работа с источниками
- анализ норм закона с точки зрения конкретных условий их реализации
- выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов личности
- изложение и аргументация собственных суждений о правовых явлениях общественной жизни
- решение отдельных правовых споров с учетом социального опыта ученика.
Логическая связь данного предмета с остальными предметами (разделами) учебного (образовательного) плана:
Успешное освоение содержания истории требует межпредметного взаимодействия с курсами географии, обществознания, литературы, ОЗОЖ.
Предполагаемые результаты: формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций высокого уровня.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В рамках познавательной деятельности изучение истории способствует закреплению умения разделять процессы на этапы, звенья, выделять характерные причинно-следственные связи, определять структуру объекта познания, значимые функциональные связи и отношения между частями целого, сравнивать, сопоставлять, классифицировать, ранжировать объекты по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. Принципиальное значение в рамках курса истории приобретает умение различать факты, мнения, доказательства, гипотезы, аксиомы. При выполнении творческих работ (особенно в рамках предпрофильной подготовки) формируется умение определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.
Важную роль историческое образование играет в формировании и развитии общеучебных умений и навыков в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе умения передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловый анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы конспекта. На уроках истории учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умениями вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимися могут использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбираться выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).
С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности важно уделить особое внимание способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.
Предполагаемые результаты обучения
Результаты изучения предмета «История» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного и личностно ориентированного подходов; овладение учащимися знаниями и умениями, значимыми для их социализации, мировоззренческого и духовного развития, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, востребованными в повседневной жизни.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися (содержательный компонент примерной программы построен с учетом двухуровневой модели обязательного минимума содержания стандарта исторического образования – курсивом обозначена та часть учебного материала, которая обязательна для изучения, но не является объектом контроля и оценки знаний учащихся).
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на видах деятельности, соответствующих целям исторического образования и психолого-возрастным особенностям учащихся на ступни основного общего образования (в том числе: рассказывать, показывать, выявлять, сравнивать, определять, объяснять).
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, связанные с личностными чертами и мировоззренческими установками учащихся, выходящие за рамки учебного процесса и не подлежащие непосредственной проверке (в том числе: для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни; использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности).
Система оценки достижений учащихся: тестирование, контрольные и самостоятельные работы, зачёты, семинары, практические работы, презентации, творческие работы.
Средства обучения
На уроках истории применяются следующие методы и приемы:
- работа с учебником, раздаточным материалом, проблемными задачами, историческими источниками, средствами массовой коммуникации (газеты, журналы, Интернет);
- беседа, самостоятельная работа;
- работа с помощью схем, наглядных пособий;
- урок-игра, реферативная работа, составление и заполнение контурных карт, работа с исторической картой;
- просмотр документальных фильмов, тематических видео-сюжетов.
При определении варианта проведения занятия учитель ориентируется на широкий спектр форм и способов раскрытия содержания урока:
- школьная лекция;
- семинарское занятие с использованием документов учебника и привлечением дополнительных материалов из хрестоматий и др. источников;
- уроки-практикумы на основе вопросов и заданий, данных до, внутри и после основного текста параграфа;
- работа с иллюстрированным материалом, который, как правило, носит дидактический характер;
- объяснение учителя и беседа с учащимися;
- самостоятельная работа школьников с учебником, в том числе групповые задания;
- написание сочинений-эссе;
- заслушивание сообщений учащихся с последующим обсуждением и др.
критерии оценки знаний учащихся
Контроль успеваемости учащихся – это выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых.
Выявление и изменение – это проверка, которая является составным компонентом контроля, функция которого обеспечение обратной связи между учителем и учащимися. Так же в контроль входит оценивание (как процесс) и оценки, которые в журналах фиксируются в виде отметок.
Формы учета: оценка (оценочное суждение), отметка, самооценка, поурочный балл.
Критерии оценки знаний учащихся таковы:
- глубокий, с привлечением дополнительного материала и проявлением гибкости мышления ответ ученика оценивается пятью баллами;
- твердое знание материала в пределах программных требований - четырьмя;
- неуверенное знание, с несущественными ошибками и отсутствием самостоятельности суждений оценивается – тремя баллами;
- наличие в ответе школьника грубых ошибок, проявление непонимания сути, не владение навыком оценивается отрицательно, отметкой «2»;
- отсутствие знаний, умений, навыков и элементарного прилежания влечет за собой единицу (используется очень редко)
Итоговая (четвертная) оценка обучающихся будет складываться из:
- серьезного, сознательного отношения к своим обязанностям на уроках, систематического выполнения домашних заданий;
- активной работы на уроке (ответы на вопросы, анализ и интерпретация исторических источников, работа в группах);
- написания итоговых тестов (контрольных работ) по пройденным разделам.
Система оценки достижений учащихся
Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки
- Объективированные
Формы контроля | критерии оценки |
тесты | Правильный ответ – 1 балл Общее количество баллов за тестовую работу (в %%): 0-32% - «2» 33-49%% - «3» 56-65%% - «4» Более 66% - «5» |
II. Субъективированные
Формы контроля | критерии оценки |
Логические задания (письменные и устные) | Оценка выставляется по степени проявления необходимых в задании знаний, умений и навыков. |
Проблемные задания (письменные и устные) | |
Образные задания (письменные и устные) |
Содержание тем учебного курса «История»
«Новая история». 26 ч.
№ | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Мир в первой половине XIX века. | 15 |
2 | Мир во второй половине XIX века. | 11 |
Итого: | 26 |
Новая история. Мир в первой половине XIX века.
Европа и мир в годы индустриальной революции. Переход от аграрного к индустриальному обществу в Европе.
Промышленный переворот и его социальные последствия. Эпоха Просвещения. Война за независимость и образование США. Великая французская революция. Первая империя во Франции. Наполеон Бонапарт. Священный союз. Европейские революции XIX в. Гражданская война в США. А.Линкольн. Формирование идеологии либерализма, социализма, консерватизма. Национальные идеи и образование единых государств в Германии и Италии. О. фон Бисмарк.
Мир во второй половине XIX века.
Социальный реформизм во второй половине XIX – начале ХХ вв. Народы Юго-Восточной Европы в XIX в. Провозглашение независимых государств в Латинской Америке в XIX в.
Монополистический капитализм. Создание колониальных империй и начало борьбы за передел мира. Обострение противоречий в развитии индустриального общества.
Кризис традиционного общества в странах Азии на рубеже XIX-XX вв. Начало модернизации в Японии.
Международные отношения в Новое время. Технический прогресс в Новое время. Возникновение научной картины мира. Изменение взгляда человека на общество и природу. Духовный кризис индустриального общества на рубеже XIX-XX вв. Культурное наследие Нового времени.
«История России». 42 ч.
№ | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Россия в первой половине XIX века. | 20 |
2 | Россия во второй половине XIX века. | 22 |
Итого: | 42 |
История России. Россия в первой половине XIX века.
Особенности экономики России в первой половине XIX в.: господство крепостного права и зарождение капиталистических отношений. Начало промышленного переворота.
Русское Просвещение. Династический кризис. Движение декабристов. Консерваторы. Славянофилы и западники. Русский утопический социализм.
Превращение России в мировую державу в XVIII в. Отечественная война 1812 г. Имперская внешняя политика России. Внутренняя и внешняя политика Николая I. Крымская война.
Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой первой половины XIX в. Русские первооткрыватели и путешественники.
Россия во второй половине XIX века.
Реформы 1860-х – 1870-х гг. Отмена крепостного права. Народничество и его основные направления. Развитие капиталистических отношений в промышленности и сельском хозяйстве. Сохранение остатков крепостничества. Внешняя политика Александра II. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. Самодержавие, сословный строй и модернизационные процессы. Внутренняя и внешняя политика Александра III. Политика контрреформ. Российский монополистический капитализм и его особенности. Роль государства в экономической жизни страны. Культура народов России и ее связи с европейской и мировой культурой второй половины XIX в.
Календарно- тематический план.
№ | Наименование разделов и тем. | Кол- во Уроков | По плану | Факт. | Тип урока | Вид контроля | Наглядные пособия |
Мир в первой половине XIX века | 15 | ||||||
1 | Индустриальная революция. | 1 | Урок - лекция | текущий | Репродукции к уроку | ||
2 | Индустриальное общество. | 1 | Комбинированный урок | текущий | Карточки с заданием | ||
3 | Наука в XIX веке. | 1 | Повторительно-обобщительный урок | текущий | тест | ||
4 | Искусство XIX века. | 1 | Урок - лекция | текущий | таблица | ||
5 | Либералы, консерваторы, социалисты. | 1 | Комбинированный урок | текущий | схема | ||
6 | Контрольная работа «Становление индустриального общества» | 1 | Урок - лекция | текущий | карта | ||
7 | Анализ контрольной работы. Образование наполеоновской империи. | 1 | Комбинированный урок | текущий | Иллюстрации по теме | ||
8 | Падение империи Наполеона. | 1 | Урок изучения нового материала | текущий | Таблица | ||
9 | Англия в первой половине XIX века. | 1 | Урок - лекция | текущий | таблица | ||
10 | Франция в первой половине XIX века. | 1 | Комбинированный урок | текущий | схема | ||
11 | Франция в 1848-1870 гг. | 1 | Повторительно-обобщительный урок | текущий | таблица | ||
12 | Германия в первой половине XIX века. | 1 | текущий | вопросы | |||
13 | Италия в первой половине XIX века. | 1 | Урок - лекция | текущий | таблица | ||
14 | Франко-прусская война. Парижская коммуна. | 1 | Комбинированный урок | текущий | схема | ||
15 | Контрольная работа «Строительство новой Европы». | 1 | Повторительно-обобщительный урок | текущий | тест | ||
Мир во второй половине XIX века | 11 | ||||||
16 | Анализ контрольной работы. Германия во второй половине XIX века. | 1 | Комбинированный урок | текущий | карта | ||
17 | Великобритания конца Викторианской эпохи. | 1 | Комбинированный урок | текущий | Карточки с заданием | ||
18 | Третья республика во Франции. | 1 | Комбинированный урок | текущий | Карточки с заданием | ||
19 | Италия во второй половине XIX века. | 1 | Комбинированный урок | текущий | Рабочая тетрадь | ||
20 | Формирование австро-венгерского государства | 1 | Комбинированный урок | текущий | Рабочая тетрадь | ||
21 | США в XIX веке. | 1 | Комбинированный урок | текущий | Работа с учебником | ||
22 | Латинская Америка в XIX веке. | 1 | Комбинированный урок | текущий | Карточки с заданием | ||
23 | Страны Востока в XIX веке: Япония и Китай. | 1 | Комбинированный урок | текущий | Работа с учебником | ||
24 | Страны Востока в XIX веке: Индия и Африка. | 1 | Комбинированный урок | текущий | Иллюстрации по теме | ||
25 | Международные отношения в конце XIX – начале XX века. | 1 | Комбинированный урок | текущий | Иллюстрации по теме | ||
26 | Контрольная работа «Конец XIX – начало XX века: на пути к большой войне» | 1 | Обобщающий урок | текущий | Карточки с заданием | ||
Россия в первой половине XIX века | 20 | ||||||
1 | Анализ контрольной работы по всеобщей истории. Внутренняя политика Александра I. | 1 | Урок - лекция | текущий | Работа с историческим источником | ||
2 | Внешняя политика в 1801 – 1812 гг. | 1 | Комбинированный урок | текущий | Работа с учебником | ||
3 | Реформаторская деятельность М.М.Сперанского | 1 | Комбинированный урок | текущий | Работа с историческим источником | ||
4 | Отечественная война 1812 г. Практикум. | 1 | Урок - лекция | текущий | Работа с историческим источником | ||
5 | Заграничный поход русской армии. Внешняя политика в 1813 – 1825 гг. | 1 | Комбинированный урок | текущий | Карточки с заданием | ||
6 | Внутренняя политика Александра I в 1815 – 1825 гг. | 1 | Комбинированный урок | текущий | Работа в рабочей тетради | ||
7 | Социально-экономическое развитие после Отечественной войны 1812 г. | 1 | Комбинированный урок | текущий | Карточки с заданием | ||
8 | Общественное движение при Александре I. | 1 | Комбинированный урок | текущий | тест | ||
9 | Династический кризис 1825 г. Выступление декабристов. Проект. | 1 | Комбинированный урок | текущий | Работа с учебником | ||
10 | Внутренняя политика Николая I. | 1 | Урок формирования знаний | текущий | карта | ||
11 | Социально-экономическое развитие в 1820 – 1850 гг. | 1 | Комбинированный урок | текущий | Вопросы по карточкам | ||
12 | Внешняя политика Николая I. | 1 | Урок - исследования | текущий | Работа в тетради | ||
13 | Общественное движение в годы правления Николая I. | 1 | Комбинированный урок | текущий | таблица | ||
14 | Крымская война 1853 – 1856 гг. Оборона Севастополя. Практикум. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | текущий | Работа в тетради | ||
15 | Образование и наука. | 1 | Урок формирования знаний | текущий | карточки | ||
16 | Русские первооткрыватели и путешественники | 1 | Комбинированный урок | текущий | Работа в тетрадях | ||
17 | Художественная культура. | 1 | Урок закрепления и совершенствования знаний | текущий | Раздаточный материал | ||
18 | Быт и обычаи. | 1 | Комбинированный урок | текущий | Иллюстрации по теме | ||
19 | Контрольная работа «Закат крепостной эпохи». | 1 | Обобщающий урок | текущий | Карточки с заданием | ||
Россия во второй половине XIX века | 22 | ||||||
20 | Анализ контрольной работы. Накануне отмены крепостного права. | 1 | Комбинированный урок | текущий | Вопросы по карточкам | ||
21 | Крестьянская реформа 1861 г. | 1 | Урок - исследования | текущий | Работа в тетради | ||
22 | Либеральные реформы 60-х – 70-х гг. Судебная и военная реформа. | 1 | Комбинированный урок | текущий | таблица | ||
23 | Реформы в области просвещения. «Диктатура сердца». | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | текущий | Работа в тетради | ||
24 | Социально-экономическое развитие после отмены крепостного права. | 1 | Урок формирования знаний | текущий | карточки | ||
25 | Общественное движение: либералы и консерваторы. | 1 | Комбинированный урок | текущий | Работа в тетрадях | ||
26 | Зарождение революционного народничества и его идеология. | 1 | Урок закрепления и совершенствования знаний | текущий | Раздаточный материал | ||
27 | Революционное народничество второй половины 60 – нач. 80-х гг. | 1 | Комбинированный урок | текущий | Иллюстрации по теме | ||
28 | Кризис внутренней политики Александра II на рубеже 70-80-х гг. | 1 | Комбинированный урок | текущий | Вопросы по карточкам | ||
29 | Внешняя политика Александра II | 1 | Урок - исследования | текущий | Работа в тетради | ||
30 | Русско – турецкая война 1877 – 1878 гг. | 1 | Комбинированный урок | текущий | таблица | ||
31 | Начало царствования Александра III | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | текущий | Работа в тетради | ||
32 | Контрреформы Александра III. Практикум. | 1 | Урок формирования знаний | текущий | карточки | ||
33 | Социально-экономическое развитие России в 1880-1890 гг. Повторение темы «Внутренняя политика Александра II» | 1 | Комбинированный урок | текущий | Работа в тетрадях | ||
34 | Положение основных слоёв общества | 1 | Урок закрепления и совершенствования знаний | текущий | Раздаточный материал | ||
35 | Общественное движение в 80-х-90-х гг. | 1 | Комбинированный урок | текущий | Иллюстрации по теме | ||
36 | Внешняя политика Александра III | 1 | Комбинированный урок | текущий | Вопросы по карточкам | ||
37 | Контрольная работа «Эпоха великих реформ» | 1 | Урок - исследования | текущий | Работа в тетради | ||
38 | Анализ контрольной работы. Просвещение и наука. | 1 | Комбинированный урок | текущий | таблица | ||
39 | Литература и изобразительное искусство. Повторение темы «Пореформенная Россия» | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний | текущий | Работа в тетради | ||
40 | Архитектура, музыка, театр. | 1 | Урок формирования знаний | текущий | карточки | ||
41 | Быт: новые черты в жизни города и деревни. | 1 | Комбинированный урок | текущий | Работа в тетрадях | ||
42 | Повторительно-обобщающий урок «Россия в XIX веке». | 1 | Урок закрепления и совершенствования знаний | текущий | Раздаточный материал | ||
43-44 | Резервные уроки | 2 |
Требования к уровню подготовки обучающихся:
В результате изучения курса «истории» ученик 8 класса должен:
знать/понимать
- основные этапы и ключевые события истории России и мира с древности до наших дней; выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории;
- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
- изученные виды исторических источников;
уметь
- соотносить даты событий отечественной и всеобщей истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
- использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
- показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
- рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ (в том числе сочинений), отчетов об экскурсиях, рефератов;
- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
- объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и всеобщей истории, достижениям отечественной и мировой культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
- высказывания собственных суждений об историческом наследии народов России и мира;
- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
- использования знаний об историческом пути и традициях народов России и мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
Требования к компетенциям
Освоение:
- информационной компетенции: умение извлекать учебную информацию на основе сопоставительного анализа рисунка, исторических карт, схем, умение работать с историческими справочниками и словарями в поиске необходимых знаний;
- познавательной компетенции: сравнение, сопоставление, классификация объектов по одному или нескольким предложенным основаниям; творческое решение учебных и практических задач, комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартов применение одного из них;
- коммуникативной компетенции: владение монологической и диалоговой речью, умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге; способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом и ли развернутом виде в соответствии с целью учебного задания;
- рефлексивной компетенции: владение умениями совместной деятельности, объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива, владения навыками контроля и оценки своей деятельности.
- Применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном обществе.
Перечень учебно – методического обеспечения:
- История России. XIX век. 8 кл. /А.А.Данилов, Г.Г.Косулина.- М.: Просвещение, 2008 г.
- Новая история. 1800-1900 гг. 8кл. /А.Ю.Юдовская, П.А.Баранов, Л.М.Ванюшкина - М.: Просвещение, 2008 г.
3. Данилов А.А. «Программа по курсу История гос-ва и народов России 6-9 кл» – М., 2007 г.
4. С.В. Колпаков, М.В.Понамарев, В.А.Рогожкин программа Всеобщая история 5-9 кл. – М.: Дрофа, 2007 г.
Список литературы
Литература, рекомендованная для учителя:
- Анисимов Е. В., Каменский А. Б. Россия в XVIII — первой половине XIX в., 1994 г.
- А.Н.Алексашкина. 1000 вопросов и ответов по истории. М.: АСТ, 1997 г.
- Балязин В.Э. Мудрость тысячелетий. Энциклопедия. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005 г.
- Борохов Э.М. Энциклопедия афоризмов. Мысль в слове. – М.: АСТ, 2005 г.
- Боханов А.Н. Император Александр III.— М., 1998.
- Боханов А. Н. Николай П.— М., 1997.
Литература, рекомендованная для учащихся:
- В борьбе за власть: страницы политической истории России XVIII в.— М., 1988 г.
- История России в лицах: V—XX вв. — М., 1997.
- Забылин М. Русский народ: обычаи, обряды, предания, суеверия, поэзия.— М., 1997.
- Захарова Л. Г. Самодержавие и отмена крепостного права в России: 1856— 1861 гг.— М., 1984.
- Каменский А. Б. Российская империя в XIX веке: традиции и модернизация.— М., 1999 г.
- О.В.Кишенкова Тесты История России. IX- XIX вв. - М, 2002 г.
- Ляшенко Л. М. Революционные народники.— М., 1989 г.
- Национальная политика России: история и современность.— М., 1997 г.
- Самые знаменитые изобретатели России.— М., 2000 г.
- Сарабьянов Д. В. История русского искусства конца XIX — начала XX века: Учебное пособие.— М., 1993 г.
- Чулков Г. И. Императоры: Психологические портреты.— М., 1991 г.
- А.Т.Степанищев. 300 задач по истории России с древнейших времён до наших дней. М.: Дрофа, 2001 г.
Интернет-ресурсы для учителя истории и обществознания:
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса по истории возможно использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:
-СД – проект «Мировая историческая энциклопедия»
-СД – проект «Романовы»
-компакт-диск «От Кремля до рейхстага»
-видеофильмы: «Невская битва», «Куликовская битва», «Как жили древние славяне», «I Мировая война», «Крушение царизма», «Двоевластие», «В дни Октября», «Обыкновенный фашизм», «Цвет войны», «Сталинградская битва», «За кремлевскими стенами» и др.
-История Нового времени. 7 класс
-СД – проект «История Отечества. 882-1917» (учебно-методический комплекс)
-электронная энциклопедия Кирилла и Мефодия
-электронный учебник «История России. XX век» (11кл., автор А.А.Данилов)
-электронные словари, справочники
-видеосборник «Дорогами войны» (автор Ю.Ю. Каргин)
-интернет-история Первой мировой войны: http://www.worldwarl.com
(сайт на английском языке)
-портал «Российское образование»: http://www.edu.ru
-портал «Социально-гуманитарное и политологическое образование»: http://www.humanities.edu.ru
-информационно-образовательный портал «Гуманитарные науки»: http://www.auditorium.ru
-поисково-информационная система «Отличник»: http://www.allsoch.ru
-история России: http://www.tuad.nsk.ru/history
-история России: : http://www.historymill.com
-«Съезд победителей (о XVII съезде ВКП(б): http://www/17.by.ru
-«Правители России и СССР»: http://www.praviteli.narod.ru
-Подборка текстов о русской революции 1917 г.: http://www.magister.msk.ru/libraru/revolt/revolt/htm
-История Гражданской войны (сайт «Белая гвардия»): http://www.whiteforce.newmail.ru
-Библиотека документов по отечественной истории 1917-1927 г.г.: http://www.klio.webservis.ru
-Источник:http://pedsovet.perm.ru/sections/pres.view.php?psid=148
-Источник: http://som.fio.ru/getblob.asp?id=10017285
-Сайт российского школьного образования: http://www.school.edu.ru
-Сайт издательства «Просвещение»: http://www.prosv.ru
-Программа «Живое слово»:http://www.openveb.ru/zhivpravo/t
-Профильное обучение в старшей школе: http://www.profile-edu.ru/
-История. В помощь учителю. Сайт сетевого объединения методистов.: http://som.fio.ru
На данном сайте расположен перечень электронных учебников, электронных пособий, мультимедиаресурсов, например, таких, как электронные учебники «История древнего мира» для 5 класса, «История России XX века» (под редакцией А.А.Данилова,Л.Г.Косулиной), «История государства и права», мультимедиакурс «История России в контексте всемирной истории» (автор Кудрешев В.Н.), дана информация о ресурсах указанных учебников и пособий.
http: //ecsocman. edu. ru.- федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент». Собраны материалы по социальной и экономической истории России, в том числе журнальные статьи и материалы круглых столов, посвященные проблемам исторического пути России.
Приложения
Основные понятия курса
Новая история
Промышленный переворот, монополизм |
Урбанизация, аграрная революция |
Технический прогресс |
Романтизм, реализм, натурализм, академизм |
Либерализм, консерватизм, социализм |
«Гнилые местечки», чартизм |
Реставрация, Июльская монархия |
Вторая республика, Вторая империя |
Парижская коммуна |
Рейхстаг, исключительные законы |
Лейборизм, гомруль, джонгоизм |
Третья республика |
Дуалистическое государство |
Аболиционизм «дипломатия большой дубинки», «дипломатия большого доллара» |
«Революция Мэйдзи», опиумные войны, ихэтуанское восстание |
Тройственный союз, Антанта |
История России
Либерализм, самодержавие, манифест, реформа, амнистия |
Коалиция, конвенция, сейм, континентальная блокада |
Реформа, законопроект, разделение властей |
Отечественная война, генеральное сражение, редут, флеши, фураж, ополчение партизан |
Битва народов, конгресс, Венский конгресс, Священный союз, восточный вопрос |
Конституция, гражданские свободы, независимость автономия |
Экономический кризис, тарифный устав, военные поселения, ценз |
Масонство, тайное общество |
Династический кризис, присяга, диктатор восстания, временное правительство, картечь |
Свод законов, бюрократия, государственные крестьяне, картофельные бунты |
Мануфактура, промышленный переворот, буржуазия, рабочий класс, товарно-денежные отношения |
Автономия, парламент, мюридизм, имам, газават |
Консерватизм, православие, самодержавие, народность, либерализм, социализм, западники, славянофилы, общинный социализм |
Лицей, сословность, «нептунисты», «плутонисты» |
Землепроходец, первооткрыватель, экспедиция |
Классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, национальное самосознание |
Подклеть, горница, светлица, сюртук, барельеф, анфилада, зипун, онучи |
Временнообязанные крестьяне, отрезки, уставные грамоты, мировые посредники |
Земства, курии, ценз, гражданское общество |
Правовое государство, суд присяжных, автономия |
Концессия, стачка |
Либералы, консерваторы |
Общинный социализм, народничество, разночинцы, анархизм |
Нечаевцы, хождение в народ, пропаганда, агитация, террор |
«диктатура сердца» |
Священная война, союз трёх императоров |
Балканский кризис, справедливая война |
Полицейское государство, реакционная политика |
Протекционизм, тариф, акцизный сбор, винная монополия, государственная монополия |
Общинная психология, отходничество |
марксизм |
Конвенция, мобилизация, сепаратный мир |
Естественные и гуманитарные науки |
Передвижники |
«Могучая кучка» |
Урбанизация, качество жизни |
Примерная тематика рефератов.
- Российское общество и Великая французская революция.
- Можно ли было предотвратить войну с Наполеоном? (Внешняя политика Александра I.)
- Итоги Бородина: историческая дискуссия двух столетий.
- Кто сжег Москву? (Дискуссия о событиях 1812г.)
- Особенности превращения России в великую европейскую державу во второй половине XVIII века.
- Черты исторической эпохи (...) в русском костюме.
- Сравнительная характеристика русского оружия и военного искусства в определенную историческую эпоху.
- История России в названиях московских улиц (местная топонимика).
- История России на памятнике «Тысячелетие России».
- История России на русской оперной сцене.
- История России в произведениях художника (...).
- История России в именах и фамилиях одноклассников.
- Русский быт в фольклорных и историко-литературных произведениях.
Алгоритм действий
при решении познавательной задачи
по истории
- Внимательно ознакомьтесь с условием задачи.
- Запомните вопрос.
- Соотнесите вопрос с условием задачи. Для этого сделайте следующие действия.
- Определите информацию, содержащуюся в условии, которая могла бы быть полезной для решения задачи.
- Определите, не противоречат ли друг другу данные условия задачи.
- Подумайте, какие дополнительные знания следует привлечь для решения задачи. Для этого сделайте следующие действия.
- Определите область знаний, в контексте которой поставлен вопрос задачи.
- Сократите эту область до конкретной проблемы, информацию по которой необходимо применить.
- Соотнесите эту информацию с данными условия задачи.
- Продумать предполагаемый ответ в соответствии с вопросом.
- Продумайте аргументы, подкрепляющие ваше решение.
- Убедитесь в правильности вашего ответа. Для этого сделайте следующие действия.
- Определите, соответствует ли ответ сути вопроса.
- Определите, нет ли противоречий между вашими аргументами.
- Определите, нет ли в условии задачи данных, противоречащих вашему решению.
- Подумайте, есть ли другие выводы кроме уже предложенных.
Методические рекомендации
Стандарты среднего (полного) общего образования по истории.
Базовый уровень | Профильный уровень | |
Цели исторического образования | Воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин. Развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами. Освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе. Овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации. Формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности. | Воспитание – Расширение социального опыта учащихся при анализе и обсуждении форм человеческого взаимодействия в истории. Развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, критически анализировать полученную историко-социальную информацию, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить ее с исторически возникшими мировоззренческими системами. Освоение систематизированных знаний об истории человечества и элементов философско-исторических и методологических знаний об историческом процессе; подготовка учащихся к продолжению образования в области гуманитарных дисциплин. Овладение умениями и навыками комплексной работы с различными типами исторических источников, поиска и систематизации исторической информации как основы решения исследовательских задач. Формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности, определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории. |
Требования к уровню подготовки учащихся: «знать/понимать»: | - основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории; - периодизацию всемирной и отечественной истории; - современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории; - историческую обусловленность современных общественных процессов; - особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе. | - факты, явления, процессы, понятия, теории, гипотезы, характеризующие системность, целостность исторического процесса; - принципы и способы периодизации всемирной истории; - важнейшие методологические концепции исторического процесса, их научную и мировоззренческую основу; - особенности исторического, историко-социологического, историко-политологического, историко-культурологического, антропологического анализа событий, процессов и явлений прошлого; - историческую обусловленность формирования и эволюции общественных институтов, систем социального взаимодействия, норм и мотивов человеческого поведения; - взаимосвязь и особенности истории России и мира, национальной и региональной; конфессиональной, этнонациональной, локальной истории |
Требования к уровню подготовки учащихся: «уметь»: | - проводить поиск исторической информации в источниках разного типа; - критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания); - анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд); - различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения; - устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений; - участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения; - представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии. | - проводить комплексный поиск исторической информации в источниках разного типа; - осуществлять внешнюю и внутреннюю критику источника (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания, степень достоверности); - классифицировать исторические источники по типу информации; - использовать при поиске и систематизации исторической информации методы электронной обработки, отображения информации в различных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд) и перевода информации из одной знаковой системы в другую; - различать в исторической информации факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории; - использовать принципы причинно-следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений - систематизировать разнообразную историческую информацию на основе своих представлений об общих закономерностях всемирно-исторического процесса; - формировать собственный алгоритм решения историко-поз-навательных задач, включая формулирование проблемы и целей своей работы, определение адекватных историческому предмету способов и методов решения задачи, прогнозирование ожидаемого результата и сопоставление его с собственными историческими знаниями; - участвовать в групповой исследовательской работе, определять ключевые моменты дискуссии, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, использовать для ее аргументации исторические сведения, учитывать различные мнения и интегрировать идеи, организовывать работу группы; - представлять результаты индивидуальной и групповой историко-познавательной деятельности в формах конспекта, реферата, исторического сочинения, резюме, рецензии, исследовательского проекта, публичной презентации. |
Требования к уровню подготовки учащихся: «использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» для: | - определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности; - использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации; - соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения; - осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России. | - понимания и критического осмысления общественных процессов и ситуаций; - определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности; - формулирования своих мировоззренческих взглядов и принципов, соотнесения их с исторически возникшими мировоззренческими системами, идеологическими теориями; - учета в своих действиях необходимости конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением; - осознания себя представителем исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданином России. |
« Согласовано» Заместитель директора школы По УВР МБОУ « ООШ .с. Холманка» ---------------------Бровкова Т.В. «_____» -----------------2013 г. | « Утверждено» Директор МБОУ « ООШ с. Холманка» ---------------------------Тюлюгенева Г.Е. Приказ №----------------------------------- От «_____»----------------------2013 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Чубарь Аллы Петровны
II квалификационная категория
по учебному курсу «Краеведение»
8 класс
Рассмотрено на
заседании
педагогического совета школы
протокол №-----------------------
от «____» ___________2013г.
Календарно-тематический план.
Предмет: Культура края
Класс: 8
Количество часов: всего 34 часов, в неделю 1 час.
Плановых контрольных уроков 2
Планирование составлено на основе образовательной программы в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования.
№ | Раздел. Тема. | Кол-во часов | По плану | Факт. | Тип урока | Виды контроля | Наглядные пособия |
1 | Введение. Что изучает культура края | 1 | Вводный урок | текущий | Выставка книг | ||
Каменная летопись края | |||||||
2 | Храмы Саратова. Троицкий собор | 1 | Комбинированный урок | текущий | репродукции | ||
3 | Храмы Саратова. Покровский собор | 1 | Урок –лекция | текущий | Презентация, буклет, картосхема | ||
4 | Церковь во имя Серафима Саровского | 1 | Комбинированный урок | текущий | Презентация, буклет, картосхема | ||
5 | Церковь во имя иконы Божией матери | 1 | Комбинированный урок | текущий | Презентация | ||
6 | Повторение по теме. Каменная летопись края. | 1 | Обобщающий урок | текущий | Карточки с заданием | ||
Художественная культура края. | |||||||
7 | Борис – Мусатов В.Э. | 1 | Урок - лекция | текущий | Презентация, рисунки | ||
8 | Петров – Водкин К.С. | 1 | Урок – лекция | Текущий | Презентация, рисунки | ||
9 | Кузнецов П.В. | 1 | Урок - лекция | текущий | Буклет, электронные пособия | ||
10 | Уткин П.С. и его ученики | 1 | Комбинированный урок | текущий | Презентация | ||
11 | Скульптор Матвеев А.Т. | 1 | Комбинированный урок | текущий | Репродукции по теме | ||
12 | Обобщение по пройденным темам | 1 | Обобщающий урок | текущий | Карточки с заданием | ||
13 | Контрольная работа | 1 | тест | ||||
Мир музея. | |||||||
14 | Саратовский государственный музей им. А.Н. Радищева | 1 | Урок - лекция | текущий | Репродукции по теме, презентация | ||
15 | Музей –усадьба В.А. Борисова - Мусатова | 1 | Комбинированный урок | текущий | Репродукции по теме, презентация | ||
16 | Саратовский областной музей краеведения | 1 | Комбинированный урок | текущий | Репродукции по теме, презентация | ||
17 | Музей Н.Г.Чернышевского | 1 | лекция | текущий | Репродукции по теме, презентация | ||
18 | Саратовский государственный музей боевой славы | 1 | Комбинированный урок | текущий | Репродукции по теме, презентация | ||
19 | Повторение по пройденной теме | Обобщающий урок | текущий | Карточки с заданием | |||
История создания Саратовских театров. | |||||||
20 | Первый городской театр | 1 | Урок - лекция | текущий | Репродукции по теме, презентация | ||
21 | Первый общедоступный театр | 1 | Урок - лекция | текущий | Репродукции по теме, презентация | ||
22 | Театр Очкина | 1 | Урок - лекция | текущий | Репродукции по теме, презентация | ||
23 | Дом для детей | 1 | Урок - лекция | текущий | Репродукции по теме, презентация | ||
Музыкальная культура Саратова. | |||||||
24 | Великие имена Саратова. Русланова Л.А. | 1 | Урок - лекция | текущий | Репродукции по теме, презентация | ||
25 | Ковалёв В.В. | 1 | Комбинированный урок | текущий | Репродукции по теме, презентация | ||
26 | Шнитке А.Г. | 1 | Урок - лекция | текущий | Репродукции по теме, презентация | ||
27 | Гохман Е.В. | 1 | Комбинированный урок | текущий | Репродукции по теме, презентация | ||
28 | Сметанников Л.А. | 1 | Комбинированный урок | текущий | Репродукции по теме, презентация | ||
Исторический костюм. | |||||||
29 | Костюмы народов Поволжья | 1 | Урок - лекция | текущий | Репродукции по теме, презентация | ||
30 | Русские. Украинцы. | 1 | Комбинированный урок | текущий | Репродукции по теме, презентация | ||
31, 32 | Обобщение по пройденным темам | 1 | Обобщающий урок | текущий | Карточки с заданием | ||
33 | Тестирование | 1 | тест | ||||
34 | Итоговая контрольная работа | 1 | итоговый |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа класса по окружающему мирудля 2 УМК Школа России
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина Рос...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...
Рабочая программа !класс.Окружающий мир.УМК "Перспектива"
Рабочая программа.1 класс.УМК "Перспектива"...
Рабочие программы класс Школа России
В данном материале находятся рабочие программы, для 1 класса по УМК "Школа России". По математике, технологии, русскому языку (букварный и после букварные периоды), литературному чтению, окр...