«Трапеза в разные времена».
план-конспект урока (история, 3 класс) по теме
Цели
Обучающая:
Знакомство учащихся с особенностями трапезы в разные времена. Исследование отличительных признаков предметов быта из Древней Греции, средневекового замка и русской избы.
Развивающая:
Формирование умения устанавливать взаимосвязи, делать обобщения и выводы.
Задача: Способствовать развитию памяти, внимания, речи, логического мышления, творческих способностей, эрудиции.
Воспитательная:
Воспитывать бережное отношение к культурному наследию народов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trapeza_konspekt.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок в 3 классе.
Предмет «Введение в историю».
Учитель: Гутшмидт Татьяна Кирилловна.
Тема урока: «Трапеза в разные времена».
Цели
Обучающая:
Знакомство учащихся с особенностями трапезы в разные времена. Исследование отличительных признаков предметов быта из Древней Греции, средневекового замка и русской избы.
Развивающая:
Формирование умения устанавливать взаимосвязи, делать обобщения и выводы.
Задача: Способствовать развитию памяти, внимания, речи, логического мышления, творческих способностей, эрудиции.
Воспитательная:
Воспитывать бережное отношение к культурному наследию народов.
Деятельностная:
Тренинг коммуникативных способностей
Тренинг познавательных способностей (определение новых понятий, работа со словарём, исследование правил поведения за столом в разные времена и формулировка выводов из них о наличии посуды)
Формирование стремления максимального творческого вклада каждого участника для получения конечного продукта.
Предполагаемый продукт деятельности:
Сервировка стола в Древней Греции, средневековом замке в гостях у рыцаря и в русской избе. Посуда, изготовленная по мере необходимости, из солёного теста или пластилина
Используемые программы, ресурсы:Word, Power point, Internet-ресурс.
1. Организационный момент
По воле случая вы оказались на развилке трёх дорог. Камень, на котором не стёрлась ещё надпись «Налево пойдёшь…» и т. д. на самом деле пульт управления «машиной времени». Каждая группа выберет своё направление, в котором вас ждёт незабываемая экскурсия в прошлое. А также выберите старшего в своей туристической команде, чтобы от вашего имени он во время путешествия мог вступать с кем – либо в диалог, а по окончании экскурсии сделать подробный отчёт и поделиться впечатлениями.
2. Постановка учебной задачи и темы урока.
Сейчас мы нажмём на рычаг машины времени и окажемся вместе с героями любимой многими кинокомедии «Иван Васильевич меняет профессию» в прошлом и постараемся по отрывку из фильма определить тему и задачу урока.
Эпизод в царских палатах Ивана Грозного «Царь трапезничать желает»
-Почему слуга решил, что царь желает трапезничать?
-Какие действия или слова Бунша истолковал слуга?
-Что означает слово трапеза?
-Тема урока «Трапеза в разные времена».
-Наша задача: по мере попадания в разные слои прошлого попытаться по окружающим предметам, вещам, строениям сориентироваться, в какое время мы угодили и как подобает себя вести. Как, не вызывая подозрения у окружающих, правильно организовать трапезу
3. Работа над новым материалом.
- Вводное слово учителя.
Вещи окружают человека с глубокой древности. У них своя богатая и очень интересная история. Конечно, они не существуют сами по себе, а служат человеку, его потребностям. В музеях представлено большое количество вещей прошлых времён. Они являются для историков очень ценным материалом, потому что многое могут рассказать о повседневной жизни людей: как они ели, во что одевались, какие использовали инструменты или оружие. Сегодня мы познакомимся с особенностями трапезы в разные времена. Работая в группах, перемещающихся по мере выполнения задания от одной временной точки на «Ленте времени» до другой, вам нужно ответить на ряд вопросов, решить задачу творческого характера (сервировка стола в определённом стиле).
- Работа в группах
- Вы попали в незнакомый для вас дом. Осмотритесь. По интерьеру, по окружающим вас вещам, предметам быта постарайтесь определить, в какое время отправила вас «машина времени» и у кого в гостях вы оказались.
- Изучите текст.(См. Приложение)
- Значение незнакомых слов найдите в словарике. (См. Приложение)
- Загляните в антикварную лавку.
- Сервируйте стол согласно обстановке. В этом вам поможет посудная антикварная лавка. Если не хватает, по вашему мнению, каких то предметов быта, можно их вылепить из пластилина или солёного теста.
- Представление своих работ
Представители от группы прикрепляют интерьер своего замка или избы на доску, сервируют стол выбранной или изготовленной посудой, объясняют свой выбор.
-Почему вы именно такую посуду использовали для сервировки? (из описания посуды и правил поведения за столом. СМ ПРИЛОЖЕНИЕ)
-Каковы были гости, нуждавшиеся в подобных советах?
-Какие столовые приборы отсутствовали в это время?
-Что нового появилось в сервировке стола при Петре 1? (вилки, тарелки, ножи)
-Какие правила вы добавили бы к правилам поведения за столом в России при Петре 1, обращаясь к нашим учащимся, посещающим столовую?
- При наличии времени демонстрационная презентация «А знаешь ли ты?» о появлении фарфоровой посуды, о посуде, используемой в Древней Руси и т. д.
4. Итог урока
-Что изучили на уроке? Какое открытие сделали? Что особенно интересным оказалось для вас?
5. Самооценка.
Взять камень (кружок) и бросить справа или слева от «камня» на развилке.
1. Справа: «Я узнал много нового и интересного на уроке. Мне понравилось информацию «добывать», исследуя архитектурные особенности строений разных времён и «Правила поведения за столом». Работать в группе, помогая друг другу, интереснее».
2. Слева: «Испытываю дискомфорт от общения с ребятами в группе. Ничего нового я не узнал. Удовлетворения от своей работы на уроке не получил»
6. Домашнее задание. Тетрадь творческих заданий с. 36-37
Учебник с. 60-63
Приложение 1.
Текст 1.
Трёхразовое питание в Греции предполагало наличие двух завтраков и обеда. Обед устраивался в вечернее время. На пир приглашались друзья. Им присылались приглашения через вестников - рабов. Приглашённые могли позвать на пир своих друзей. Незваных гостей не выгоняли, но к ним относились с презрением. Пиры устраивались только на мужской половине дома. У входа все снимали обувь, рабы омывали гостям ноги, предлагали принять ванну. Еда расставлялась на невысоких столах, вокруг которых в форме подковы размещали гостей. Рабыни приносили большой сосуд АМФОРУ. Перед каждым гостем ставили КИЛИК –плоскую чашу для питья. Вино из амфоры переливали в КРАТЕР – сосуд для смешивания вина с водой.
Вся посуда была КЕРАМИЧЕСКАЯ, украшенная росписью (изображение людей и их занятий, важных событий) . По рисункам на посуде можно восстановить, как жили и чем занимались древние греки. Обедали полулёжа, опираясь локтями на подушку или валик. Ели руками, вытирая пальцы тестом или мякишем хлеба. Ложка полагалась только для жирной пищи. Далее следовали перемены из мяса, рыбы, зелени. По окончании трапезы совершали омовение рук и начиналась симпосиума (симпозиум - философская беседа с вином). На симпосиум приглашались актёры и акробаты для развлечения.
Текст 2.
Помещение средневекового замка представляло собой большой полутёмный зал. По стенам висели факелы, которые служили как для освещения, так и для отопления, поскольку узкие окна, напоминавшие бойницы, закрывались только деревянными ставнями. Стёкла стоили слишком дорого и были большой роскошью. Посреди зала располагался длинный стол, сделанный из простых досок. Вокруг стола стояли длинные скамьи. Для хозяина во главе стола было сделано возвышение.
Слуги ставили на стол огромное блюдо с мясом, клали ломти хлеба, ножи и ложки. Когда все рассаживались за столом, начиналась трапеза. Куски мяса брали руками и клали на хлеб, используя его вместо тарелок. Иногда помогали ножом.
Считается, что вилка была известна ещё в древнем Риме, но тогда ею пользовались только на кухне, чтобы вытащить из котла большие куски мяса. Долгое время она считалась большой роскошью.
Стимулом к использованию вилки послужила мода на большие кружевные воротники. Чтобы не испачкать их за едой, и понадобилась вилка.
Текст 3.
У русского крестьянина посуда была простая и удобная. Главным материалом для неё служило дерево. Из него делали ложки, миски, черпаки. Варили пищу в печи в глиняных горшках. В них же еду подавали на стол.
Посуду очень берегли. Если горшочек или кувшин давал трещину, его чинили, стягивали берестяными лентами. Он уже не годился для варки пищи, но в нём хранили припасы.
Поэтому на Руси появилась такая загадка: «Был ребёнок – не знал пелёнок, стар стал – пеленаться стал».
Текст 4.
Совсем другую посуду мы бы встретили с вами, если бы оказались на обеде в королевском дворце. Миски из грубой глины уступили место тарелкам и блюдам из фарфора и стекла. На столе появились позолоченные кубки и вазы. Фарфор был привезён в Европу из Китая, где его производство держалось в строгом секрете. Поэтому он был очень дорогой, и ели из такой посуды только короли, епископы или очень богатые горожане.
-Каковы были гости, нуждавшиеся в подобных советах?
-Какие столовые приборы отсутствовали в это время?
-Что нового появилось в сервировке стола при Петре 1? (вилки, тарелки, ножи)
-Какие правила вы добавили бы к правилам поведения за столом в России при Петре 1, обращаясь к нашим учащимся, посещающим столовую?
Приложение 2.
Правила поведения за столом в средние века
«Пальцы надо держать в чистоте и коротко стричь ногти (потому что мясо приходилось брать с общего блюда руками). Во время еды не чесать себе руками ни шеи, ни ушей, ни носа. Не макать в общую чашу кусков хлеба. Не бросать назад обглоданных костей. Дамы могут брать куски кончиками пальцев, пить маленькими глотками, не обливаться и каждый раз обтирать жир с губ».
Правила поведения за столом в России при Петре 1.
«Неприлично руками или ногами по столу колобродить, но смирно есть. А вилками и ножиком по тарелкам, по скатертям или по блюду не чертить, не колоть, не стучать, но должно тихо и смирно, прямо, а не избоченясь сидеть.»
Правила поведения за столом в Древней Греции.
(возможна инсценировка)
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Приложение 3.
Словарь.
Трапеза-приём пищи, еда.
Керамика-посуда, сделанная из глины.
Амфора - большой сосуд для вина, масла и воды яйцеобразной формы с двумя вертикальными ручками с изображением людей, животных. Была особенно распространена у древних греков и римлян.
Килик – плоская чаша для питья с изображением людей и животных (Древняя Греция)
Кратер – сосуд для смешивания вина с водой с изображением людей (Древняя Греция)
Туесок – ёмкость для хранения сыпучих продуктов, сделанная из бересты.
Антиквариат – торговля старинными предметами, картинами, книгами (лат.)
Приложение 4.
Описание домов.
Греческий дом.
Дом делился на две половины: мужскую и женскую. Дома почти всегда строили в два этажа. В центре дома был двор, где греки вели хозяйственные дела. В небогатых жилищах второй этаж соединялся с первым внутренней лестницей; наверху располагались кладовые, чердак и помещения для служанок.
Совсем другой тип дома встретится нам в средневековой Европе. Рыцарский замок – каменное строение, обнесённое мощными стенами и окружённое глубоким рвом с водой. Через ров перекидывался подъёмный мост. Добраться до замка было не так то легко.
Но для уютной жизни замки годились плохо, особенно зимой. Обычно отапливалось камином только одно помещение, окна заделывались деревянными ставнями, так что обитателям замка приходилось выбирать между теплом и освещением.
Русская изба.
Дом на Руси назывался изба. Рубили её, то есть строили её из хорошо обструганных брёвен.
Изба делилась на тёплую, жилую часть и холодную (клеть) – место для хранения домашнего инвентаря. В каждой избе была печь. Она занимала главное место в доме., потому что давала тепло и использовалась для приготовления пищи.
Практично строили избы наши предки. Главной заботой было сохранение тепла в период долгих зим. Окна делали очень маленькими. Дверь низкая с высоким порогом. Без привычки, входя, можно было стукнуться головой. Но такая конструкция помогала сохранять тепло.
Приложение 5.
Задание
- Вы попали в незнакомый для вас дом. Осмотритесь. По интерьеру, по окружающим вас вещам, предметам быта постарайтесь определить, в какое время отправила вас «машина времени» и у кого в гостях вы оказались.
- Изучите текст.(См. Приложение)
- Значение незнакомых слов найдите в словарике. (См. Приложение)
- Сервируйте стол согласно обстановке. В этом вам поможет посудная антикварная лавка. Если не хватает, по вашему мнению, каких то предметов быта, можно их вылепить из пластилина или солёного теста.
- Представление своей исследовательской и творческой работы.
Приложение 6.
Презентация из рубрики «А знаешь ли ты?» или «Это интересно».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как учились в разные времена.
Знакомство детей с изменениями в образовании от Руси до наших дней....
Урок – демонстрация по теме:История одежды. Одежда в разные времена.
Цель: познакомить учащихся с особенностями одежды различных народов, слоев обществ в различные периоды жизни людей; воспитывать любовь к предмету, родному краю, бережное отношение к костюму свое...
Тест "Как называли нашу страну в разные времена"
Тест к урокам окружающего мира в 3 классе, УМК "Начальная школа XXI века"....
Презентация "Родное село в разные времена года"
Добавление к уроку "Смена времен года" - Презентация "Родное село в разные времена года". Можно использовать самостоятельно....
Классный час: "Питание в разное время года" 3 класс.
Занятие проводится в рамках образовательной программы "Разговор о правильном питании". Формирует представление об особенностях питания в летний и зимний периоды, причинах, вызывающих изменение в...
Трапеза в разные времена.
ЦелиОбучающая:Знакомство учащихся с особенностями трапезы в разные времена. Исследование отличительных признаков предметов быта из Древней Греции, средневекового замка и русской избы.Развивающая:Форми...
"Одежда в разные времена и в разных странах"
Конспект урока , в котором происходит систематизация знаний о одежде народов России....