Праздники основных религий.
план-конспект урока по истории (4 класс) на тему
Обобщить знания о праздниках основных религий. Познакомить учащихся с традициями и ритуалами при праздновании христианского праздника Пасха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
paskha.docx | 40.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Праздники основных религий.
Тип урока: урок закрепления знаний
Цель: Обобщить знания о праздниках основных религий. Познакомить с традициями и ритуалами при праздновании Пасхи.
Задачи:
- образовательные:
- формирование первоначальных представлений о праздниках основных мировых религий;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
- учить самостоятельно работать с текстом;
- развивающие:
- развивать умение анализировать, сравнивать материал, выделять главное;
- воспитательные:
- воспитывать уважение к традициям и культуре основных мировых религий.
Оборудование:учебник «Основы духовно- нравственной культуры народов культуры народов России» А.Л.Беглов, Е.В.Саплина ПК, мультимедийная доска MIMIO, раздаточный материал, презентация
Ход урока
I.Оргмомент.
(Учащимся предложено разделиться на 4 группы( по личному выбору) и занять свои места)
II.Актуализация знаний учащихся.
- Назовите основные мировые религии. Слайд 1.
-В каких религиях есть похожие праздники? Назовите их?
- В какой религии празднуют Новый год?
- Чему посвящены праздники иудаизма? Христианства?
(Учащимся предлагается слайд с изображением праздников разных конфессий)
- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? Cлайд 2.
-Работать будем в группах. (Каждая группа получает конверт с заданием)
III. Работа в группах.
Задание 1. Работа с таблицей Вспомните основные религиозные праздники
Иудаизм | Ислам | Буддизм | |
Проверка. Учащиеся сравнивают свои ответы с таблицей на доске. Слайд 3
- Подчеркните праздники, имеющие общее название, но посвящены разным событиям?
IV. Определение темы и цели урока.
-Откройте учебники и прочитайте вопросы, которые стояли перед нами в начале изучения темы.
-Как вы думаете нам можно закрыть эту тему, мы все узнали об этих праздниках?
- Послушайте стихотворение и подумайте, о каком празднике идет речь?
Ученик 1:
Высоко жаворонок взлетел,
И в небе исчезая,
Песнь воскресения запел.
И песнь ту громко повторяли и степь, и холм, и темный лес.
«Проснись земля, - они вещали, - проснись, твой царь, твой Бог воскрес»
Ученик 2:
Проснитесь горы, долы, реки –
Хвалите Господа с небес.
Побеждена Им смерть вовеки
Проснись и ты, зеленый лес,
Подснежник, ландыш серебристый.
Фиалка – зацветите вновь.
И воссылайте гимн душистый
Тому, чья заповедь – ЛЮБОВЬ!
- Кто ответит о каком празднике мы поговорим более подробно? (Пасха)
Это и будет темой нашего урока. Сегодня мы подробнее поговорим о традициях ,ритуалах празднования Пасхи у христиан. Слайд 4. Задание 2. Работа с текстом.
-Прочитайте текст и подчеркните строки, которые вам не знакомы. На поля у известной ставим ставим ( +),
Проверка Ответы на вопросы – Что знали об этом празднике? А что узнали нового?
( +), ( -).
Учитель.
На Пасху молодые взбирались на крышу, чтобы встретить солнце, старики расчёсывали волосы с пожеланием, чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове. Девушки умывались с красного яичка, чтобы стать румяными, а замужние в надежде разбогатеть. Пасхальному яйцу приписывались магические свойства. Считалось, с помощью него можно потушить пожар, найти заблудившийся в лесу скот. Пасхальное яйцо использовали в качестве средства для лечения различных болезней.)
- Как всякий большой праздник, к тому же длящийся неделю, Пасха сопровождается играми и развлечениями. Много веков на Руси играли в разные любимые Пасхальные игры. Вам было дано задание (по группам) рассказать об одной из игр. Давайте послушаем и посмотрим, какие игры приготовила нам каждая группа. Слайд 5
Задание 3.Пасхальные игры.
Каждая группа получает конверт с условиями пасхальной игры, затем демонстрируtт одноклассникам
1. Игра «Вертушка». По команде дети раскручивают все крашенки. Чьё яйцо дольше прокрутится, тот и победитель.
2.Игра «Катки». Для игры делали простой деревянный «каток», раскладывали вокруг него крашеные яйца или маленькие сувениры. Играющие по очереди катали своё яйцо и выигрывали тот предмет, до которого оно дотронется.)
2.Игра «Чоканье яйцами» Стукнув тупым или острым концом крашеного крутого яйца о яйцо соперника, - также древняя традиция. Выигрывает тот, чьё яйцо не треснуло, он забирает яйцо соперника.
3.«Катанье яиц» .
Для игры нужно сделать деревянный или картонный «каток». Вокруг него освобождали ровное пустое место, на котором раскладывали или крашеные яйца, или маленькие выигрыши, игрушечки, конфеты. Играющие, подходят по очереди к «катку» и катят своё яйцо, выигрывает тот предмет, который его яйцо тронет.
Какой праздник Пасхи без крашеных яиц.
-Давайте посмотрим разнообразие крашенных яиц. Слайд 6-10
VI. Задание 4. Раскрашивание шаблонов яиц.
VII. Подведение итогов урока.
Учитель:
-Вы хорошо поработали. Молодцы!
- Подходит к своему завершению наш урок, на котором мы много узнали и рассуждали о праздновании Пасхи в России. Каждый из вас может прочитать дополнительную литературу по данной теме, но сейчас я прошу вас ответить на вопросы
VIII. Рефлексия.
* На уроке я работал активно/пассивно
* Своей работой на уроке я доволен/не доволен
* Урок для меня показался коротким/длинным
* За урок я не устал/устал
* Моё настроение улучшилось/стало хуже
* Материал урока мне был понятен/не понятен
Учитель. - Хочется напомнить всем, что с окончанием пасхальной седмицы, упоминания о Пасхе появляются в течение всего года. Каждое воскресенье — это малая Пасха. Это значит, что мы должны помнить и постоянно проявлять любовь, милосердие и сострадание к людям. Живите честно, делайте всем добро. И пусть ваша душа будет светлой
- На Пасху разрешалось всем звонить в колокола, поэтому звучал беспрерывный колокольный звон, поддерживая радостное, праздничное настроение. (Фонограмма звона колоколов.)
IX.Задание на дом (на выбор):
1)Написать маленькое сочинение о том, как празднуют Пасху у вас в доме.
2)Нарисовать пасхальную открытку и написать поздравления с праздником Пасхи.
3)Записать в рабочую тетрадь основные понятия к празднику и раскрыть значения этих понятий.
Дополнительная литература:
- Н.А. Юдина. Русские обряды и обычаи. М. «Вече» 2005
- Л.В. Неретина. Конспекты уроков по изобразительному искусству, мифологии и фольклору. М. «Владос» 2004
- http://ru.wikipedia.org/wiki/Пасха
- http://www.paskha.net/stihi-na-pashu-gorchakova.htm
- http://stranamasterov.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Праздники в религиях мира"
Презентация к уроку ОРКСЭ. Модуль "Основы мировых религиозных культур"....
Конспект урока ОРКСЭ тема "Праздники в религиях мира"
Урок открытия нового знания по предмету ОРКСЭ в 4 классе модуля "Основы мировых религиозных культур". Урок составлен в технологии критического мышления....
ОРКиСЭ. Праздники в религиях мира. 4 класс.
Цели: -показать близость религиозных праздников разных вероисповеданий;-расширить представление о праздниках в религиях мира;-развивать коммуникативные навыки учащихся;-формировать взаимоуважение и бе...
Презентация к уроку ОРКСЭ "Основные религии России"
Презентация к уроку ОРКСЭ "Основные религии России"...
Праздники в религиях мира. Урок ОРКСЭ. Презентация.
Презентация к уроку ОРКСЭ блок "Основы мировых религиозных культур"...
Конспект урока ОРКСЭ «Календари религий мира. Праздники в религиях мира»
Конспект урока ОРКСЭ «Календари религий мира. Праздники в религиях мира» для 4 класса...
Праздники в религиях мира
Как проходят праздники в разных религиях мира? Какие это праздники?...