Праздники основных религий.
план-конспект урока по истории (4 класс) на тему

Тимошенко Надежда Викторовна

Обобщить знания о  праздниках основных религий. Познакомить  учащихся с традициями и ритуалами при праздновании христианского  праздника Пасха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл paskha.docx40.02 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Праздники основных религий.  

Тип урока: урок закрепления знаний

 Цель: Обобщить знания о  праздниках основных религий. Познакомить с традициями и ритуалами при праздновании Пасхи.

Задачи:

  • образовательные:

- формирование первоначальных представлений о   праздниках  основных  мировых религий;

 - формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;  

-  учить  самостоятельно работать с текстом;

  • развивающие:

- развивать умение анализировать, сравнивать материал, выделять главное;

  • воспитательные:

- воспитывать      уважение к  традициям  и культуре  основных  мировых религий.

Оборудование:учебник  «Основы духовно- нравственной культуры народов культуры народов России»   А.Л.Беглов, Е.В.Саплина ПК, мультимедийная доска MIMIO, раздаточный материал, презентация

 

Ход  урока

 I.Оргмомент.

(Учащимся предложено разделиться на  4 группы( по личному выбору) и занять свои места)

II.Актуализация знаний учащихся.

- Назовите основные мировые религии. Слайд 1.

-В каких религиях есть похожие праздники? Назовите их?

- В какой религии празднуют Новый год?

- Чему посвящены праздники иудаизма? Христианства?

 

(Учащимся предлагается слайд с изображением праздников разных конфессий)

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? Cлайд 2.

-Работать будем в группах. (Каждая группа получает конверт с заданием)

 III. Работа в  группах.

Задание 1. Работа с таблицей                                                                                                                                                            Вспомните основные религиозные  праздники

Христианство

Иудаизм

Ислам

Буддизм

                                                                                                                                                                                                Проверка.  Учащиеся сравнивают свои ответы с таблицей на доске. Слайд 3

- Подчеркните  праздники, имеющие общее название, но посвящены разным событиям?

IV. Определение темы и цели урока.

-Откройте учебники и прочитайте вопросы, которые стояли перед нами в начале изучения темы.

-Как вы думаете нам можно закрыть эту тему, мы все узнали об этих праздниках?

- Послушайте стихотворение и  подумайте, о каком празднике идет речь?

Ученик 1:

 

            Высоко жаворонок взлетел,

            И в небе исчезая,

            Песнь воскресения запел.

            И песнь ту громко повторяли и степь, и холм, и темный лес.

          «Проснись земля, - они вещали, - проснись, твой царь, твой Бог воскрес»

Ученик 2:

Проснитесь горы, долы, реки –

            Хвалите Господа с небес.

            Побеждена Им смерть вовеки

            Проснись и ты, зеленый лес,

            Подснежник, ландыш  серебристый.

            Фиалка – зацветите вновь.

            И воссылайте гимн душистый

   Тому, чья заповедь – ЛЮБОВЬ!

- Кто ответит о каком празднике мы поговорим более подробно? (Пасха)

Это и будет темой нашего урока. Сегодня мы подробнее поговорим о традициях ,ритуалах празднования Пасхи у христиан. Слайд 4.                     Задание 2. Работа с текстом.

-Прочитайте текст и подчеркните строки, которые вам не знакомы.  На поля у  известной ставим  ставим       ( +),    

   Проверка                                                                                                                                                       Ответы на вопросы – Что знали об этом празднике? А что узнали нового?

 ( +),   ( -).

  Учитель.

 На Пасху молодые взбирались на крышу, чтобы встретить солнце, старики расчёсывали волосы с пожеланием, чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове. Девушки умывались с красного яичка, чтобы стать румяными, а замужние в надежде разбогатеть. Пасхальному яйцу приписывались магические свойства. Считалось, с помощью него можно потушить пожар, найти заблудившийся в лесу скот. Пасхальное яйцо использовали в качестве средства для лечения различных болезней.)

- Как всякий большой праздник, к тому же длящийся неделю, Пасха сопровождается играми и развлечениями.   Много веков на Руси играли в разные любимые Пасхальные игры. Вам было дано задание (по группам) рассказать об одной из игр. Давайте послушаем и посмотрим, какие игры приготовила нам каждая группа. Слайд 5

Задание 3.Пасхальные игры.

Каждая группа получает конверт с условиями пасхальной игры, затем демонстрируtт одноклассникам

1. Игра «Вертушка». По команде дети раскручивают все крашенки. Чьё яйцо дольше прокрутится, тот и победитель.

2.Игра «Катки». Для игры делали простой деревянный «каток», раскладывали вокруг него крашеные яйца или маленькие сувениры. Играющие по очереди катали своё яйцо и выигрывали тот предмет, до которого оно дотронется.)

2.Игра «Чоканье яйцами»  Стукнув тупым или острым концом крашеного крутого яйца о яйцо соперника, - также древняя традиция. Выигрывает тот, чьё яйцо не треснуло, он забирает яйцо соперника.

3.«Катанье яиц»  .

Для игры нужно сделать деревянный или картонный «каток». Вокруг него освобождали ровное пустое место, на котором раскладывали или крашеные яйца, или маленькие выигрыши, игрушечки, конфеты. Играющие, подходят по очереди к «катку» и катят своё яйцо, выигрывает тот предмет, который его яйцо тронет.

Какой праздник Пасхи без крашеных яиц.

   -Давайте посмотрим разнообразие крашенных яиц. Слайд 6-10

VI. Задание 4.  Раскрашивание  шаблонов яиц.

 

   VII. Подведение итогов урока.

Учитель:

-Вы хорошо поработали. Молодцы!

- Подходит к своему завершению наш урок, на котором мы  много узнали и рассуждали о праздновании Пасхи в России. Каждый из вас может прочитать дополнительную литературу по данной теме, но сейчас я прошу вас ответить на вопросы  

                                                                                                               

VIII. Рефлексия.

* На уроке я работал                                   активно/пассивно

* Своей работой на уроке я                        доволен/не доволен

* Урок для меня показался                         коротким/длинным

* За урок я                                                        не устал/устал

* Моё настроение                                          улучшилось/стало хуже

* Материал урока мне был                          понятен/не понятен

Учитель.  - Хочется напомнить всем, что с окончанием пасхальной седмицы, упоминания о Пасхе появляются в течение всего года. Каждое воскресенье — это малая Пасха. Это значит, что мы должны помнить и постоянно проявлять любовь, милосердие и сострадание к людям. Живите честно, делайте всем добро. И пусть ваша душа будет светлой  

- На Пасху разрешалось всем звонить в колокола, поэтому звучал беспрерывный колокольный звон, поддерживая радостное, праздничное настроение. (Фонограмма звона колоколов.)

IX.Задание на дом (на выбор):

1)Написать маленькое сочинение о том, как празднуют Пасху у вас в доме.

2)Нарисовать пасхальную открытку  и написать поздравления с праздником Пасхи.

3)Записать в рабочую тетрадь основные понятия к празднику и раскрыть значения этих понятий.

Дополнительная литература:

  1. Н.А. Юдина. Русские обряды и обычаи. М. «Вече» 2005
  2. Л.В. Неретина. Конспекты уроков по изобразительному искусству, мифологии и фольклору. М. «Владос» 2004
  3. http://ru.wikipedia.org/wiki/Пасха
  4. http://www.paskha.net/stihi-na-pashu-gorchakova.htm
  5. http://stranamasterov.ru/

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Праздники в религиях мира"

Презентация к уроку ОРКСЭ. Модуль "Основы мировых религиозных культур"....

Конспект урока ОРКСЭ тема "Праздники в религиях мира"

Урок открытия нового знания по предмету ОРКСЭ в 4 классе модуля "Основы мировых религиозных культур". Урок составлен в технологии критического мышления....

ОРКиСЭ. Праздники в религиях мира. 4 класс.

Цели: -показать близость религиозных праздников разных вероисповеданий;-расширить представление о праздниках в религиях мира;-развивать коммуникативные навыки учащихся;-формировать взаимоуважение и бе...

Презентация к уроку ОРКСЭ "Основные религии России"

Презентация к уроку ОРКСЭ "Основные религии России"...

Праздники в религиях мира. Урок ОРКСЭ. Презентация.

Презентация к уроку ОРКСЭ блок "Основы мировых религиозных культур"...

Конспект урока ОРКСЭ «Календари религий мира. Праздники в религиях мира»

Конспект урока ОРКСЭ «Календари религий мира. Праздники в религиях мира» для 4 класса...

Праздники в религиях мира

Как проходят праздники в разных религиях мира? Какие это праздники?...